Что означает крестное знамение?

Содержание:

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Мы не располагаем богослужебными текстами христиан апостольского века. Поэтому не можем однозначно решить вопрос об употреблении крестного знамени в первенствующей Церкви. Незнание не дает нам основания отрицать возможность появления крестного знамения в самых ранних христианских общинах. Некоторые исследователи говорят об этом вполне определенно: «Обычай делать кр. знам. берет начало со времен апостольских» (Полн. Правосл. богослов. энциклоп. Словарь, СПб. Изд. П.П.Сойкина, б.г., с. 1485). Во время Тертуллиана крестное знамение уже глубоко вошло в жизнь современных ему христиан. В трактате «О венце воина» (около 211 г.) он пишет, что мы ограждаем свое чело крестным знамением при всех обстоятельствах жизни: входя в дом и выходя из него, одеваясь, возжигая светильники, ложась спать, садясь за какое-либо занятие.

Крестное знамение не является лишь частью религиозного обряда. Прежде всего, это – великое оружие. Патерики, отечники и жития святых содержат много примеров, свидетельствующих о той реальной духовной силе, которой обладает образ креста. Неужели богопросвещенные апостолы не знали об этом? Интересное свидетельство находим в «Луге духовном» блаж. Иоанна Мосха. Когда пресвитер монастыря Пентуклы Конон покинул обитель, его встретил св. Иоанн Креститель, который кротко сказал ему: «Возвратись в монастырь, и я избавлю тебя от брани». Авва Конон отказался. Тогда св. Иоанн посадил его на один из холмов и, раскрыв его одежды, трижды осенил его крестным знамением» (глава 3). Великий Предтеча Иоанн – небожитель. Разве мог он научиться совершать крестное знамение у людей. Приведенный рассказ косвенно указывает на то, что образ креста использовался от начала христианства. Приведу еще одно соображение. Преподобный Иоанн Дамаскин пишет о Кресте: «Он дан нам в знамение на челе, как Израилю обрезание» (Точное изложение православной веры, кн.4, гл.XI). Кем дан? Богом. Как обрезание Господь дал через Авраама (Быт.17:10), так, повидимому, крестное знамение Он дал через апостолов.

Как и когда образовались две разные традиции в совершении крестного знамения? За недостатком исторических данных ответить невозможно. Православные, осеняя себя, проводят рукою от правого плеча к левому. Если православный осеняет другого человека или пространство перед собой, то рука движется слева направо. Католики совершают signum crucis слева направо, а пространство перед собой — справа налево. За этими особенностями не стоит никакого догматического учения. Возможно, при формировании этих традиций проявились отличия мировоззренческих ориентаций. В сознании и жизни западного человека более явственно, чем у восточного, проявляется индивидуально-личностное начало. Мировоззрение западного человека антропоцентрично, а православного – теоцентрично. В православной традиции при совершении крестного знамени выражена мысль, что молящийся не сам себя осеняет, а получает эту духовную печать от Бога (извне). Западный христианин осеняет себя сам, призывая имя Божие.     

31 августа 2004 г.

Крестное знамение в других конфессиях

В католицизме допускаются различные варианты крестного знамения. Например, западные католики часто используют двоеперстие, а восточные – троеперстие. В обоих случаях символика жеста такая же, как было описано выше. Однако наиболее распространённым в католицизме является крестообразное осенение себя слева направо открытой ладонью, то есть всеми пятью пальцами. Такая традиция призвана напоминать о пяти ранах распятого Христа (по одной на всех конечностях и груди).

В протестантизме крестное знамение распространено лишь в некоторых течениях. Так, слева направо крестятся лютеране (в основном священники), англикане и епископалы. Другие протестанты не прибегают к крестному знамению, воспринимая его как древний необязательный обычай. Некоторые же и вовсе отвергают крест, считая его лишь трагичным символом казни Христа. Они не понимают, зачем люди крестятся, считая это идолопоклонством.

Однако святые апостолы не гнушались креста, а превозносили его (Гал. 6:14), (Фил. 3:18). В одном из Посланий апостол Павел прямо говорит, что крест примирил человека и Бога (Еф. 2:6). Иерей Сергий Кобзарь отмечает:

Священник добавляет, что крест стал новозаветным жертвенником для величайшей жертвы – Христа. А к жертвеннику ещё со времён Ветхого Завета относились как к благодатной святыне (Исх. 29:37).

В качестве аргумента против крестного знамения протестанты также приводят новозаветные слова «Бог не требует служения рук человеческих» (Деян. 17:24-25). Однако данная цитата является вырванной из контекста, она продолжается словами «как имеющий в чём-либо нужду». Сергий Кобзарь объясняет:

Лучше – воздержаться?

Даже православные священники трактуют этот обычай по разному. Например, священник из Санкт-Петербурга Константин Пархоменко считает, что крестное знамение на себя налагать надобно не каждый раз, а сообразуясь с обстоятельствами. Он рассказывает. что однажды стал свидетелем того. как женщина перекрестилась при виде храма, что позволило сидевшей на лавочке молодежи долгое время зубоскалить по поводу веры, Христа и попов. Иногда более полезно, проезжая мимо храма, мысленно помолиться. Священник указывает, что намеренное отсутствие крестного знамения в том случае, если над верой могут посмеяться, – благо, и в этом нет слабости. При этом бывают случаи, когда человек истово креститься при виде каждых куполов, но мира в душе нет, а значит, и пользы от крестных знамений не будет никакой. Для иллюстрации этой мысли о. Константин приводит случай, когда он ехал в такси в одежде мирянина, и за короткий отрезок дороги машина проехала мимо шести храмов. Каждый раз таксист истово крестился, но заметив удивление пассажира, злобно засверкал глазами и спросил с угрозой: «Что? Не нравится!?» Было очевидно, что мира в душе у водителя нет.

С апостольских времён

Первые исторические сведения об осенении себя крестом приходятся на самое начало III века, на время жизни Квинта Тертуллиана (160–220 годы) – раннехристианского автора, оставившего после себя больше 30 трактатов.

В трактате под названием «О венце воина» Тертуллиан пишет, что у христиан принято «ограждать свое чело» крестным знамением при любых жизненных обстоятельствах – будь то выход из дома, посещение храма, приём пищи, начало или окончание труда и даже перед сном.

Исследователи творчества Тертуллиана считают, что трактат относится к 211 году, следовательно, можно с уверенностью сказать, что за 178 лет после распятия Христа обычай крестного знамения прочно вошёл в жизнь людей, Его исповедающих.

Лучше – не воздерживаться!

Известный православный батюшка протоиерей Игорь Фомин, наоборот, считает, что отсутствие крестного знамения при виде храма свидетельствует о том, что христианин по каким-то причинам стыдится проповедовать Христа. Каждый православный должен подумать на эту тему сам и сам же решить для себя, как именно ему поступать. Отец Игорь считает, что смелость в этом вопросе свидетельствует о близости верующего к Церкви и о его искренней вере. Другие священники указывают, что накладывать на себя крест следует по ситуации: иногда это просто невозможно в толпе или в тесноте трамвая или автобуса. В таком случае лучше сделать это « про себя», мысленно. Но если вы подходите к храму пешком или едете на машине, следует с достоинством перекреститься, обозначив этим себя как верующего человека и дав понять окружающим, что вы открыто и с чистым сердцем проповедуете Христа.

Причины церковной реформы

Православие, как известно, пришло к нам из Византии, и в первые годы после Крещения Руси богослужение в церквях совершалось именно так, как это было принято в Константинополе, но по прошествии шести с лишним столетий в него были внесены значительные изменения.

Кроме того, поскольку в течение почти всего этого срока книгопечатанья ещё не было, и богослужебные книги переписывались от руки, в них не только вкралось значительное количество ошибок, но и исказился смысл многих ключевых фраз. Чтобы исправить положение, патриарх Никон принял простое и, казалось, не сулящее осложнений решение.

Как правильно креститься православным христианам?

Звучит парадоксально, однако не все верующие знают — как правильно креститься православным христианам и смысла этого действия

Нанесение крестного знамения несёт в себе глубочайшую силу, и делать это необходимо со вниманием и молитвой

Крестное знамение

Еще в древние времена Тертуллиана вошёл в жизнь христиан этот великий обряд. Знамение креста – это изображение жестами руки: креста, которое христиане совершают перед и после молитвы дома и в храмах во время церковных служб. Глубокий смысл несёт оно в себе это:

  • вера в Господа;
  • благодарность за его деяния;
  • любовь к Богу.

Правильно сделанное крестное знамение приносит Божественную благодать и имеет огромную силу усмирять даже демонов. Напротив если сделать знамение без внимания или поспешно, можно, лишь навредить и вызвать гнев Божий. Образ Креста сам по себе имеет огромную силу, об этом существует много свидетельств.

Ещё сами Апостолы могли совершать чудеса, посредством крестного знамения:

  • изгонять демонов;
  • исцелять от разных недугов;
  • помогать в житейских нуждах.

Правильное нанесение крестного знамения

Изначально православные христиане крестились одним пальцем правой руки, тем самым указывая на веру в единого Бога. Затем люди крестились двумя пальцами – этот обычай знали староверы на Руси. То, как правильно креститься православным в церкви было установлено Вселенским собором. Это необходимо делать перед входом в храм, сложа концы трёх пальцев (большой, указательный и средний) правой руки, остальные два прижимаем плотно к ладони. Три пальца означают веру человека в триединого Бога: Отца, Сына и Духа Святого.

Часто люди заблуждаются — православные крестятся слева направо или справа налево. В православии принято крестится:

  • сначала положив комбинацию пальцев на лоб;
  • затем на область живота;
  • на плечи справа на лево.

Произносить необходимо: «Во имя Отца и сына и Святого Духа, Аминь!». Нанесение креста справа на лево символизирует победу Бога над Диаволом. Каждый верующий, кто правильно креститься ограждает себя от всего зла не только земного, а и неземного.

Учить детей крестится необходимо начинать с ранних лет, чтобы они смогли защитить себя сами и взрослые своим примером должны показывать всю глубину проделанного обряда.

Завершать знамения необходимо поклонами:

Есть особые правила по отношению к земным поклонам в зависимости от службы и поста. Также во время Воскресной службы существуют просто поясные поклоны без крестного знамения.

Как крестится перед иконами

Часто возникает вопрос о том, как правильно креститься православным перед иконой, существуют ли какие-то особые правила?

Правильно необходимо делать следующим образом:

  • Подойдя к изображению Святого, необходимо сразу перекрестится.
  • Затем поставить свечу (по желанию или требованию).
  • Прочитать молитву с просьбой, произнеся имена близких и родных.
  • В конце снова перекреститься.

Делать крестное знамение необходимо внимательно, а не автоматически, сам обряд – является по себе сильной молитвой. Не стоит делать всё в храме на показ, обращения, молитвы и жесты должны быть направлены к Богу и сопровождаться искренностью, добротой и честностью.

Факты о крестном знамении

Не стоит забывать, что крестное знамение можно налаживать в таких случаях:

  • Когда проходите или проезжаете мимо Храма, Монастыря необходимо воздать славу Богу, наложив на себя крестное знамение.
  • Выходя из дома в путь необходимо наложить крестное знамение на себя и дом свой для защиты от всего злого.
  • Если человеку мерещится что-то не из мира сего, или сон приснился плохой, необходимо осенить себя крестным знамением и всё пройдёт.
  • Матерь, благословляя своих детей должна наложить крест на них. Этот жест можно выполнять даже мысленно – он несёт в себе ту же большую силу.
  • Не желательно креститься в перчатках, однако, если их снять нет возможности, то допустимо.
  • Неподобающе православным людям носить одежду и аксессуары с изображением креста. Однако, не стоит к любому графически изображенному кресту относится как к Божеству, многие изображения не имеют отношения к христианству.

С давних времен о крестном знамении существует множество разных суеверий. Православному человеку не нужно стыдится наносить крестное знамение правильно, ведь это не просто обряд или молитва – это сильнейшее оружие верующего человека. Это сокровище дарованное Богом помогает во многих житейских нуждах, об этом существует большое количество свидетельств.

Необходимо быть очень искренним и честным, важно всё — какой рукой крестятся православные правильно, и какой поклон необходимо сделать, не пренебрегайте помощи священнослужителей на первых порах – они помогут разобраться во всех вопросах, в том числе и в себе

Можно ли не креститься, но быть верующим?

Говорят, что для того, чтобы креститься, нужно быть верующим, но не наоборот. То есть недостаточно бездумно совершать крестное знамение, делать это автоматически, чтобы приобщиться к православной вере и получить Божественную поддержку и защиту. Вера должна быть в душе, ее нельзя заменять пустыми ритуалами. Если человек крестится много раз в течение дня, но при этом постоянно нарушает заповеди, грешит, допускает дурные мысли об окружающих, заботится только о себе, он вряд ли может назвать себя верующим в полном смысле этого слова.

Одновременно человек может искренне верить в Бога, жить по его заповедям, но при этом по каким-то причинам не креститься. Тем не менее, стоит подумать, по каким причинам тот, кто считает себя верующим, может не хотеть осенять себя крестным знамением. Возможно, причина кроется в гордыни, желании «не быть, как все», или представлениях о том, как выглядит «правильная», вера в Бога. Приобщение к Господу совершается через определенные церковные Таинства. А большинство из них предполагают осенение себя крестным знамением.

Если вы считаете, что вам не нужно креститься, что это — всего лишь пустой ритуал, не несущий никакого смысла, но при этом вы считаете себя человеком верующим, вам следует поговорить о своих мыслях со священнослужителем

Он сможет развеять сомнения и объяснит, почему для христианина так важно креститься

История крестного знамения

Первое упоминание о крестном знамении можно найти в Ветхом завете. Описывая, насколько велика власть Господа над миром, его нарекли «алев и тав», по первой и последней буквам алфавита. В Новом завете из-за тонкостей перевода название превратилось в «альфа и омега». Буква «тав», последняя в иудейском алфавите, своими очертаниями напоминает крест. У верующих людей этот знак, который очерчивается одной рукой, символизирует отречение от язычества и признание того факта, что Бог един. Изначально очертания креста было принято очерчивать на лбу.

Крестное знамение, совершаемое одним перстом — символ так называемых монофизитов. Монофизиты — христиане, считавшие, что Христос является Богом, а человеческой природы в нем нет. То есть страдания на кресте — по сути симуляция. Телесно Бог не страдал, он лишь создал определенную иллюзию, которая была нужна для того, чтобы преподать людям урок. Монофизитов принято считать еретиками, поэтому одноперстное знамение практически не используется.

В четвертом веке правила совершения крестного знамения изменились. С этого момента крестом осеняли не только лоб, но и корпус. При этом двуперстное знамение обозначает двойную природу Христа: божественную и человеческую. Три перста, которые прижаты к ладони, соответственно обозначают Троицу: Сына, Отца и Духа Святого.

Из-за споров о том, какой была истинная природа Спасителя (был ли он Богом или Человеком), возникали регулярные конфликты между верующими людьми и священнослужителями. Поэтому в 12 веке было принято решение о том, что креститься следует тремя перстами, олицетворяющими Троицу. Два пальца, прижатые к ладони, символизируют богочеловека.

Эта реформа также не обошлась без конфликтов. Введение новой традиции было воспринято как покушение на единственной правильный уклад. Так в России появились сторонники двоеперстия (староверы), которые были готовы сжечь себя заживо, лишь бы не допускать перемен.

К счастью, в современном мире спор о том, как правильно осенять себя крестным знамением, уже не актуален. Действуют церкви монофизитов, крестящихся одним перстом, есть староверы, практикующие двоеперстие. Но классической формой крестного знамения в православии считается осенение себя крестным знамением тремя перстами.

Какой рукой и как правильно креститься

Какой рукой правильно креститься и как правильно креститься — слева направо или справа налево? Как правильно складывать пальцы? Зачем нужно креститься и надо ли это делать перед входом в храм?

Суть крестного знамения, зачем надо креститься?

В крестном знамении для верующего человека соединяются несколько сутей: религиозная, духовно-мистическая и — психологическая.

Религиозная суть состоит в том, что, осеняя себя крестными знаменем, человек показывает, что он христианин и живет со Христом; что он является частью христианской общины, ценит ее традиции и дорожит ими. Что он помнит и хранит в своем сердце всю земную жизнь Христа — с первого до последнего Его дня — и старается по мере сил соответствовать ей. Что чтит и старается жить по тем заповедям, которые были Христом даны.

Духовно-мистическая суть заключается в том, что крестное знамение само по себе обладает животворящей силой — оберегая того, кто крестится, и освящая его.

Крест — это духовный образ, который человек наносит на себя, «осеняет» себя им — делает себя по степени своей веры подобным Христу.

Поэтому у христиан к крестному знамению трепетное отношение и они стараются креститься не наспех, «суетливо», а — с отдаванием отчета.

При этом, когда говорится, что у крестного знамения есть некая «мистическая» суть, не имеется ввиду, что крест это «математическая» формула — как например, индийская мантра, или ритуалы магов, — которая начинает «действовать» от простого повторения набора действий или слов. Необъяснимым для человеческого разумения образом, крест освящает каждого, кто крестится, но при этом каждому «воздается по вере его»…

Крестное знамение — это молитва и отношение к нему должно быть соответствующее.

Эмоционально-психологическая суть крестного знамения заключается в том, что верующий человек неосознанно начинает креститься тогда, когда «привык» (в определенные моменты службы), или в те моменты, когда хочется собрать себя внутренне (перед важным делом, перед сокровенным шагом), или просто, когда испытывает психологический страх перед чем-то. Или наоборот — преисполняем радости и благодарности к Богу. Тогда рука «сама креститься начинает».

Какой рукой и как правильно нужно креститься православным?

В православной традиции креститься нужно правой рукой — вне зависимости от того, правша вы или левша.

Порядок такой: лоб — живот — правое — затем левое плечо.

«Мельчить» крестное знамение (не живот, а грудная клетка) можно — например, в ситуациях, когда кругом неверующие, хочешь перекреститься, но стараешься сделать это «незаметно».

Главное — не мельчить крест «внутри себя», помнить всегда о его величии, важности и силе

Как правильно складывать пальцы

Православная традиция говорит, что пальцы нужны складывать так: большой, средний и указательный сводятся воедино — это символизирует собой Святую Троицу, — а безымянынй палец и мизинец прижимаются к ладони.

Можно ли креститься как-то иначе или, например, двумя пальцами или слева-направо? Нет — в православной Церкви принято креститься тремя пальцами справа-налево и делать нужно так — без рассуждения.

Страница из дореволюционной книги «Закон Божий», где рассказывается и о том, как правильно складывать пальцы при крестном знамении, и что всё это собой символизирует.

Нужно ли креститься перед входом в храм или проходя храм?

Входя в храм принято креститься. Для человека, который только знакомится с религией это может казаться искусственным правилом (вроде как «надо»), но со временем становится естественным и, даже, потребностью — «собраться» внутренне, осенить себя Христовым символом и силой, отдать дань храму, в котором совершаются таинства.

см также: Как правильно вести себя в храме?

Что касается ситуации, когда ты просто видишь храм и проходишь мимо него, то тут человек должен полагаться на свои ощущения и каких-то правил нет. Есть люди, которые осеняют себя знамением каждый раз, когда видят купола храма. Есть те, кто не делает этого, но при этом в жизни будет являться не меньшим образцом христианина.

Этот и другие посты читайте в нашей группе во ВКонтакте

И еще в Фейсбуке!

Присоединяйтесь!

Что будет, если креститься неправильно?

Неправильное движение рук во время этого обряда может нести в себе опасность. Например, священники не одобряют того, когда верующий не доводит правую руку до живота, а останавливает ее на уровне груди. Такой крест считается перевернутым. Так крестились те, кто был против Церкви, еретики, отвергающие Бога, Его Сына и Святого Духа. Те, кто после лба и живота ведут руку сначала на левое плечо, а затем на правое, рисует на себе букву А, которая символизирует Антихриста – Божьего врага и Его яростного противника

Поэтому очень важно сначала подносить руку к правому плечу, а только потом к левому, а не иначе. Казалось бы, мелочь, но оказывается, что нет

С апостольских времен

Первые исторические сведения об осенении себя крестом приходятся на самое начало III века, на время жизни Квинта Тертуллиана (160–220 годы) – раннехристианского автора, оставившего после себя больше 30 трактатов.

В трактате под названием «О венце воина» Тертуллиан пишет, что у христиан принято «ограждать свое чело» крестным знамением при любых жизненных обстоятельствах – будь то выход из дома, посещение храма, прием пищи, начало или окончание труда и даже перед сном.

Исследователи творчества Тертуллиана считают, что трактат относится к 211 году, следовательно, можно с уверенностью сказать, что за 178 лет после распятия Христа обычай крестного знамения прочно вошел в жизнь людей, Его исповедающих.

Как правильно креститься

Креститься православному человеку следует, не торопясь: сначала верующий касается троеперстием лба, что знаменует освящение ума, затем живота, что означает освящение чувств (сердца), после – правого плеча, а потом — левого (что символизирует освящение всего тела).

Кланяться следует только по окончании крестного знамения – можно слегка склонить голову, поклониться в пояс или совершить земной поклон.

Совершенное с верой и благоговением крестное знамение является духовным оружием, которого боится нечистый и которым многие святые совершили немало славно дел.

Например, апостол Иоанн однажды исцелил крестным знамением лежащего в горячке человека, которого нашёл на дороге без сознания, – это написано еписком Дмитрием Ростовским в Житии святого.

Преподобный авва Дорофей осенял крестом воду, в которой находился ядовитый аспид, и без боязни пил её, указывая, что крест изгоняет сатану и обезвреживает его злобу. Святой Венедикт Нурсийский (480–543) обезвреживал крестным знамением яд, который ему подсыпали в вино, и освящённые крестом чаши тот час же разбивались.

Русский святой Нектарий Оптинский освящал крестом тяжёлые предметы, чтобы их можно было поднять.

Крестное знамение не только оружие, но и инструмент, который позволяет человеку определить, кто перед ним находится: ангел или демон, прикинувшийся ангелом. Святой Антоний Великий указывал, что если ночью к молитвеннику приходит «ангел», который желает отвлечь его от молитвы, человеку следует перекреститься, и тогда демон сразу исчезнет.

Крестное знамение поможет душе человека, и после того, как она по смерти покинет тело и может быть искушена дьяволом, который превращается в ангела. Чтобы различить, кто стоит перед ним, человеку следует попросить его перекреститься — ангел сделает это без промедления, а нечистый не сможет.

В православии есть даже специальная молитва, посвящённая Всечестному Кресту Господню, которая обращена не к предмету, а к Богу-Творцу, и начинается словами царя Давида (псалом 67): «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Егo, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня, тако да погибнут грешницы от лица Божия».

Эта молитва читается с освящением себя крестным знамением и весьма действенна при бесовских напастях и разных искушениях.

Как правильно креститься православным

Креститься, или перекреститься, – значит сотворить кистью руки знак креста. Существует множество оборотов речи, описывающих этот молитвенный жест: осенять себя крестом, совершать или налагать крестное знамение и прочие.

Знак креста, или крестное знамение, присутствует во многих христианских вероисповеданиях и различается сложением пальцев и движением руки.

Он может применяться в самых разных жизненных ситуациях, дома и в храме, во время чрезвычайных событий и повседневных занятий.

Для совершения крестного знамения требуется правильно сложить пальцы, персты, и совершить верное движение рукой. Долгие годы шли споры о том, как правильно креститься православным христианам.

Первоначально в православии было принято крещение двумя перстами: в Константинополе – до середины XIII века, на Руси – до середины XVII века. Это подтверждают сочинения Максима Грека, утверждавшего, что креститься следует двумя пальцами, осеняя лоб, пуп, правое и левое плечи христианина.

В 1551 году Стоглавый собор подтвердил двуперстное сложение, но повелел класть знамение не на живот, а на грудь, туда, где сердце. В 1627, 1644 и 1648 годах выходят«Катехизис Большой», «Кирилова книга», «Книга о вере истинной православной», авторы которых вопреки решению Собора считали правильным класть крест на живот.

В 1656 году была напечатана и вышла в свет книга «Скрижаль»: в нее вошли труды Дамаскина Студита о крестном знамении.

В сочинении говорилось, что креститься нужно тремя перстами, положив пальцы на лоб, живот, потом на правое плечо и левое.

Поместный и Большой Московский соборы, ознаменовавшие церковную реформу Никона, осудили и назвали еретиками всех, крестящихся двуперстием. Только в 1971 году со старообрядцев были сняты все анафемы.

Как правильно креститься

Сегодня в православии используются 3 способа сложения пальцев: двуперстие (не запрещено, применяют в единоверии и старообрядчестве), троеперстие (используют современные православные христиане) и именословное перстосложение (совершают священники, благословляя людей).

В книге «Псалтири», по которой учатся и воспитываются православные христиане с давних пор и до нынешнего дня, подробно описывается, как правильно креститься. Для совершения знамения необходимо соединить вместе большой, указательный и средний пальцы правой руки, а безымянный и мизинец – крепко прижать к ладони, как показано на фото.

Первые три пальца означают Троицу, Бога Отца, Сына и Святого Духа, остальные два – Божественную и человеческую природы Иисуса Христа.

Совершая крестное знамение, нужно коснуться пальцами лба – для освящения ума, живота – для освящения внутренних чувств, затем правого плеча и левого, чтобы освятить телесные силы.

На рисунке показаны схемы, как неправильно (слева) и правильно (справа) осенять себя крестом.

Православным людям положено креститься в церкви и дома, до, во время и после молитвы, перед приближением ко всему святому, перед едой и сном и т. п. Совершая крестное знамение вне молитвы, православный христианин должен произнести в уме: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь». Этим он выражает свою веру и желание жить во славу Бога.

Наглядный пример правильного крещения можно посмотреть на видео.

Крестному знамению придается большое значение, оно наделяет человека силой бороться со злом и творить добро. Совершать знамение надо не спеша, почтительно.

Небрежное отношение к знамению, махание руками, неправильное наложение радуют бесов и показывают непочтительное отношение к Богу. Это грех, называемый кощунством.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector