Зачем православные крестятся при виде каждого храма

Содержание:

Как правильно креститься, немного об истории ритуала

Современный способ православного крещения развивался длительный период. По-началу, наши предки, крестясь, пользовались только одним пальцем, что символизировало единобожие, прикасаясь ко лбу, груди и губам. По прошествии определённого времени, крест накладывали уже несколькими пальцами или всей ладонью.

Когда христианство разделилось на несколько течений, православные окрещивали чело, плечи (слева направо) и живот. С середины 16 века вместо живота стали дотрагиваться до солнечного сплетения, это объяснялось тем, что рядом расположено сердце.

В середине 17 века в религиозном труде “Скрижаль” утвердились новые каноны правильного крещения православных – теперь наши предки, как и в настоящее время, стали использовать три пальца, осеняя лоб, живот, плечи. Тех же, кто окрещивал себя по-старому – с применением двух пальцев, объявляли еретиками и наказывали. Прошло не мало кровавых лет, прежде, чем разногласия удалось преодолеть – оба способа крещения стали законными.

Исповедь как правильно исповедоваться перед причастием

История крестного знамения

Первое упоминание о крестном знамении можно найти в Ветхом завете. Описывая, насколько велика власть Господа над миром, его нарекли «алев и тав», по первой и последней буквам алфавита. В Новом завете из-за тонкостей перевода название превратилось в «альфа и омега». Буква «тав», последняя в иудейском алфавите, своими очертаниями напоминает крест. У верующих людей этот знак, который очерчивается одной рукой, символизирует отречение от язычества и признание того факта, что Бог един. Изначально очертания креста было принято очерчивать на лбу.

Крестное знамение, совершаемое одним перстом — символ так называемых монофизитов. Монофизиты — христиане, считавшие, что Христос является Богом, а человеческой природы в нем нет. То есть страдания на кресте — по сути симуляция. Телесно Бог не страдал, он лишь создал определенную иллюзию, которая была нужна для того, чтобы преподать людям урок. Монофизитов принято считать еретиками, поэтому одноперстное знамение практически не используется.

В четвертом веке правила совершения крестного знамения изменились. С этого момента крестом осеняли не только лоб, но и корпус. При этом двуперстное знамение обозначает двойную природу Христа: божественную и человеческую. Три перста, которые прижаты к ладони, соответственно обозначают Троицу: Сына, Отца и Духа Святого.

Из-за споров о том, какой была истинная природа Спасителя (был ли он Богом или Человеком), возникали регулярные конфликты между верующими людьми и священнослужителями. Поэтому в 12 веке было принято решение о том, что креститься следует тремя перстами, олицетворяющими Троицу. Два пальца, прижатые к ладони, символизируют богочеловека.

Эта реформа также не обошлась без конфликтов. Введение новой традиции было воспринято как покушение на единственной правильный уклад. Так в России появились сторонники двоеперстия (староверы), которые были готовы сжечь себя заживо, лишь бы не допускать перемен.

К счастью, в современном мире спор о том, как правильно осенять себя крестным знамением, уже не актуален. Действуют церкви монофизитов, крестящихся одним перстом, есть староверы, практикующие двоеперстие. Но классической формой крестного знамения в православии считается осенение себя крестным знамением тремя перстами.

Как простая вода становится святой?

Вода освящается не потому, что в нее погружается крест и она приобретает «ионы серебра», как писалось в антирелигиозных советских брошюрах. Вода освящается потому, что ее однажды освятил Христос в Своем крещении, и, в ответ на молитвы Церкви, продолжает делать это, посылая Святого Духа. Вода становится святой потому, что по молитве Церкви с ней соединяется Божия благодать.

Священнику дана власть испрашивать в особых молитвах и священнодействиях ниспослания на воды благодатных даров Божиих. В молитвах на освящение воды говорится: «О еже освятитися водам сим силою и действием, и наитием Святаго Духа, Господу помолимся». Святой Дух входит в обычную воду и делает ее необычной, делает ее святыней, которая, в свою очередь сообщает благодать всему, что соприкасается с нею. Сначала священник освящает обычную воду, читая над нею молитвы и погружая в нее крест. А затем уже сама эта вода сообщает благодать тому, что священник окропляет ею.

А некрещеный человек? Он не попадет в Царство Небесное ни при каких обстоятельствах?

Как бы хотелось иногда ответить: ну, конечно, и некрещеный человек тоже может спастись, если будет верить в Бога и потрудится над собой! Но Христос сказал очень ясно: Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин 3: 5), – и эти слова трудно перетолковать в каком-то ином смысле. В древней Церкви, правда, было представление о «крещении кровью»: мученики, уверовавшие во Христа перед самой смертью и не успевшие принять крещение, не просто считались христианами, но даже прославлялись как святые. Такое «крещение кровью» принял, скажем, один из римских воинов, которые охраняли Севастийских мучеников: видя стойкость и мужество христиан, раздетых и загнанных в ледяное озеро, он сам уверовал во Христа, встал в их ряды и был прославлен как один из них. Но мученики, пусть даже не успевшие креститься, страдали не просто так – они сознательно участвовали в страданиях Христовых, шествовали на свою Голгофу по примеру Господа. В этой жизни мы все страдаем, но далеко не любое страдание может быть «приравнено» к крещению, а только такое, которое человек осмысленно «посвящает» Христу, переживает как свое личное соучастие в Его Крестной Жертве. Такие страдания называют «страданием за Христа». Да ведь и само крещение – вовсе не способ избежать страдания. Это посвящение всей своей жизни, всего, чем она наполнена, – и радости, и горя, – Христу. Это приобщение к Его жизни и Его смерти, добровольное вхождение в них. Если же этого нет, если, страдая, человек не стремится подставить плечо под Крест Христов, тогда он страдает впустую, является просто бессмысленной жертвой зла, в котором после грехопадения лежит весь мир (ср. 1 Ин 5: 19). И даже нельзя сказать, что жертвой безвинной: ведь у всякого найдется за душой что-нибудь такое, что действительно заслуживает наказания…


Христос и грешница. А. Миронов Страдания могут отрезвить человека и привести его в Церковь, это случается сплошь и рядом. Но сами по себе они не могут заменить собой крещение.

Что значит быть крестным и как их выбирают?

Зачем нужны крестные? Крестные – это люди, которые берут на себя ответственность за духовное воспитание детей и несут ответственность за них перед Богом. Обязанностью крестных родителей является наставление малыша на правильный путь, объяснение правил православной жизни, воспитание любви к Господу. Они обязаны молиться за крестника, во всем помогать ему.

Крестными ребенка могут стать православные люди, ранее принявшие крещение. Также можно совершать обряд лишь с одной крестной матерью или отцом. Главное условие, чтобы дитя с крестным были одного пола. Также многих волнует может ли быть крестной беременная? Ответ можно найти в статье «Можно или нельзя крестить ребенка беременной?».

Обычно на эту роль выбирают «проверенных» людей, которых знают давно. Это могут быть родственники или друзья. Эти люди, согласно церковным канонам, становятся вторыми родителями для ребенка.

Как правильно креститься православным христианам?

Звучит парадоксально, однако не все верующие знают — как правильно креститься православным христианам и смысла этого действия

Нанесение крестного знамения несёт в себе глубочайшую силу, и делать это необходимо со вниманием и молитвой

Крестное знамение

Еще в древние времена Тертуллиана вошёл в жизнь христиан этот великий обряд. Знамение креста – это изображение жестами руки: креста, которое христиане совершают перед и после молитвы дома и в храмах во время церковных служб. Глубокий смысл несёт оно в себе это:

  • вера в Господа;
  • благодарность за его деяния;
  • любовь к Богу.

Правильно сделанное крестное знамение приносит Божественную благодать и имеет огромную силу усмирять даже демонов. Напротив если сделать знамение без внимания или поспешно, можно, лишь навредить и вызвать гнев Божий. Образ Креста сам по себе имеет огромную силу, об этом существует много свидетельств.

Ещё сами Апостолы могли совершать чудеса, посредством крестного знамения:

  • изгонять демонов;
  • исцелять от разных недугов;
  • помогать в житейских нуждах.

Правильное нанесение крестного знамения

Изначально православные христиане крестились одним пальцем правой руки, тем самым указывая на веру в единого Бога. Затем люди крестились двумя пальцами – этот обычай знали староверы на Руси. То, как правильно креститься православным в церкви было установлено Вселенским собором. Это необходимо делать перед входом в храм, сложа концы трёх пальцев (большой, указательный и средний) правой руки, остальные два прижимаем плотно к ладони. Три пальца означают веру человека в триединого Бога: Отца, Сына и Духа Святого.

Часто люди заблуждаются — православные крестятся слева направо или справа налево. В православии принято крестится:

  • сначала положив комбинацию пальцев на лоб;
  • затем на область живота;
  • на плечи справа на лево.

Произносить необходимо: «Во имя Отца и сына и Святого Духа, Аминь!». Нанесение креста справа на лево символизирует победу Бога над Диаволом. Каждый верующий, кто правильно креститься ограждает себя от всего зла не только земного, а и неземного.

Учить детей крестится необходимо начинать с ранних лет, чтобы они смогли защитить себя сами и взрослые своим примером должны показывать всю глубину проделанного обряда.

Завершать знамения необходимо поклонами:

Есть особые правила по отношению к земным поклонам в зависимости от службы и поста. Также во время Воскресной службы существуют просто поясные поклоны без крестного знамения.

Как крестится перед иконами

Часто возникает вопрос о том, как правильно креститься православным перед иконой, существуют ли какие-то особые правила?

Правильно необходимо делать следующим образом:

  • Подойдя к изображению Святого, необходимо сразу перекрестится.
  • Затем поставить свечу (по желанию или требованию).
  • Прочитать молитву с просьбой, произнеся имена близких и родных.
  • В конце снова перекреститься.

Делать крестное знамение необходимо внимательно, а не автоматически, сам обряд – является по себе сильной молитвой. Не стоит делать всё в храме на показ, обращения, молитвы и жесты должны быть направлены к Богу и сопровождаться искренностью, добротой и честностью.

Факты о крестном знамении

Не стоит забывать, что крестное знамение можно налаживать в таких случаях:

  • Когда проходите или проезжаете мимо Храма, Монастыря необходимо воздать славу Богу, наложив на себя крестное знамение.
  • Выходя из дома в путь необходимо наложить крестное знамение на себя и дом свой для защиты от всего злого.
  • Если человеку мерещится что-то не из мира сего, или сон приснился плохой, необходимо осенить себя крестным знамением и всё пройдёт.
  • Матерь, благословляя своих детей должна наложить крест на них. Этот жест можно выполнять даже мысленно – он несёт в себе ту же большую силу.
  • Не желательно креститься в перчатках, однако, если их снять нет возможности, то допустимо.
  • Неподобающе православным людям носить одежду и аксессуары с изображением креста. Однако, не стоит к любому графически изображенному кресту относится как к Божеству, многие изображения не имеют отношения к христианству.

С давних времен о крестном знамении существует множество разных суеверий. Православному человеку не нужно стыдится наносить крестное знамение правильно, ведь это не просто обряд или молитва – это сильнейшее оружие верующего человека. Это сокровище дарованное Богом помогает во многих житейских нуждах, об этом существует большое количество свидетельств.

Необходимо быть очень искренним и честным, важно всё — какой рукой крестятся православные правильно, и какой поклон необходимо сделать, не пренебрегайте помощи священнослужителей на первых порах – они помогут разобраться во всех вопросах, в том числе и в себе

Что такое огласительная беседа?

Оглашение – это первая ступень для вхождения в христианство. Представляет собой поучение желающего принять Крещение или стать крестным родителем основным канонам Православия. Главная цель беседы – убедить в истинности христианского вероучения и способствовать более серьезному и ответственному подходу к Таинству.

На общих беседах батюшка рассказывает о Боге как Создателе, о творении мира и грехопадении Адама и Евы, о спасении человечества через искупительные страдания и воскресение Иисуса Христа, а также о Символе веры – основ Православного вероучения, которые были утверждены на 1-м и 2-м Вселенских соборах.

На встречах, посвященных конкретно Таинству Крещения, обсуждаются церковные Таинствам, необходимости участия в них. Сюда же входит описание чинопоследования Крещения и Миропомазания, объяснение Божественной Литургии, донесение смысла Исповеди и Причащения. Обсуждается также тема роли крестных, православной семьи и воспитания детей в вере, соблюдение церковных правил, постов.

Кроме того, оглашение дает возможность ближе познакомиться с настоятелем храма, чтобы в любой сложной ситуации человек не боялся обращаться в церковь за помощью.

Зачем проходят?

Взрослый человек, принимающий веру осознанно, в ходе собеседований должен укрепиться в вере и принять законы православной церкви. Родителям, желающим крестить своего ребенка, огласительные беседы необходимо пройти, чтобы получить знания для христианского воспитания малыша.

Будущим восприемникам огласительные беседы нужны для понимания степени ответственности, которая возлагается на них после Крещения. Если в результате собеседования предполагаемый крестный откажется крестить ребенка, это не будет грехом.

Обязательно ли проходить?

Сегодня Крещение в храмах Русской Православной Церкви без собеседования не проводится. Огласительные беседы обязательны для обоих крестных и обоих родителей ребенка, а также взрослых и детей старше 12 лет, готовящихся к Таинству. В разных храмах количество собеседований может отличаться: от 1 до 12-16 занятий. Для человека, который регулярно посещает службы в церкви, может быть достаточно одной встречи с батюшкой. Больше занятий необходимо людям недостаточно воцерковленым, имеющим мало знаний о православном вероучении и самом Таинстве Крещения.

Как совершать крестное знамение в разных ситуациях

При входе в церковь нужно трижды перекреститься, стоя лицом к ней. После каждого крестного знамения кланяются в пояс.

Находясь перед святой иконой в храме, крестятся однократно. После этого нужно поставить церковную свечу, произнести молитву вслух или мысленно.

Пребывая в православной церкви во время литургии или чтения акафиста, одновременно с сотворением креста также необходимо выполнять поклоны. Делается это тогда, когда священником произносятся слова «Господи, помилуй!» и «Аминь».

Сотворить крест нужно, проходя или проезжая мимо церкви. Таким жестом мирянин показывает свою принадлежность к православию и выражает соблюдение религиозных правил.

Если человек самостоятельно читает молитвенный текст дома, следует креститься в начале и в конце беседы с Богом. При этом надо быть у иконы с горящей свечой. Во время домашней молитвы выполняется неглубокий поясной поклон, говорящий о почтении к Господу и смирении перед Его Волей.

Христианин, желающий перекрестить другого человека или предмет, делает это по зеркальному принципу. В подобном случае крест делается в правую сторону, затем налево.

Перед входом на кладбище и уходя с него, крестятся трижды. Прежде чем начинать уборку в месте погребения усопшего, крестное знамение выполняют один раз, читают молитву и просят прощения у покойного.

История крестного знамения

Последователи Христа начали осенять себя крестным знамением ещё в апостольский век. Однако в те времена крестились лишь одним пальцем. Таким образом подчёркивалась вера в единого Бога, поскольку тогда ещё было распространено языческое многобожие. Также известно, что крестное знамение первоначально налагали только на лоб, лицо или сердце. Уже в 3 веке данный жест использовался в богослужениях. Живший в то время богослов Тертуллиан в труде «О венце воина» пишет:

Всё тело, а также неодушевлённые предметы начали крестить примерно в 4 веке. По свидетельству поэта того времени Пруденция, римские солдаты-христиане осеняли себя крестным знамением перед сражениями. Его современник преподобный Ефрем Сирин отмечает:

В 8 веке, отстаивая перед еретиками догмат о двойственной природе Спасителя, христиане стали всё чаще креститься двумя перстами. В таком виде жест пришёл на Русь, принявшую христианство в 988 году. Знакомое нам трёхперстное крестное знамение как знак исповедания догмата о Святой Троице окончательно утвердилось в 13 веке в Византии. На Руси же новый обычай крестного знамения был введён лишь в середине 17 века. Не принявшие данное и другие новшества церковной реформы верующие (старообрядцы) и по сей день крестятся двумя перстами.

Обряды, ритуалы и напутствия, сопровождаемые крестным знамением

Если человек автоматически группируется и правильно подставляет руки, падая на льду, он отделывается легкими ушибами. Его этому учат на тренировках, особенно в боевых искусствах, а в жизни он это делает неосознанно.

Поэтому если в критической ситуации – страх, испуг, еще что-то, и он неосознанно крестится – это говорит о том, что у него какая-то настройка есть в сторону Бога. Другое дело, если человек крестится для связки слов — этого не стоит делать. Подход должен быть осознанным. А он уже, в свою очередь, рождает бессознательное.

Например, когда мы часто материмся, в экстренной ситуации мы не сможем выдать хорошее литературное предложение. Вот и с крестным знамением так же.

А как правильно креститься надо?

Имеется множество фактов, подтверждающих силу крестного знамения, если оно выполняется благоговейно, неторопливо, чинно. Но все ли так крестятся в нашем храме? Автор рискует искать соринку в чужом глазу, не замечая бревен в своём, но тем не менее…

А вот так креститься не нужно. Вот несколько коротких зарисовок из жизни прихода Николая Чудотворца. Кто-то размахивает рукой около себя так, как будто прогоняет мух. Вот бабушка собрала пальцы в щепотку и, похоже, собирается себя осыпать солью, а не креститься. А этот пожилой мужчина с силой со всего размаху стучит пальцами по лбу, словно забивает гвозди. Многие прихожане крестятся торопливо, не доводят руку до плеч, ограничиваясь движениями около шеи.

Эти примеры показывают, что не все знают, как правильно креститься. Многие скажут, что это пустяки, мелочи, фарисейство. С этим нельзя согласиться. В преданиях, Житиях Святых есть много фактов, свидетельствующих о силе крестного знамения, способного победить силы бесов, рассеять колдовские чары. Но если христианин креститься небрежно, неряшливо, второпях — он, наоборот, вызывает радость у бесов, укрепляет дьявольские силы. Но как, нужно креститься правильно? Давайте будем разбираться.

Как правильно крестятся православные христиане

Складываем пальцы и крестимся правильно

Для правильного крещения три перста правой руки (большой, указательный и средний) соединяются вместе, а два других перста (мизинец и безымянный) прижимаются к ладони. Три соприкасающихся пальца символизируют Святую Троицу — единую и нераздельную. А два пальца, прижатых к ладони — это символ Иисуса Христа, имеющего две сущности — Бога и человека.

Как правильно осенять себя Крестным Знамением?

Порядок накладывания крестного знамения такой:

  • вначале сложенными перстами касаемся лба;
  • потом переносим руку на живот (чуть ниже пупка);
  • затем первым касаемся края правого плеча, вторым касанием — левого.
  • далее рука опускается и делается поясной поклон.

Кланяясь, христианин выражает почитание Кресту, на котором распяли Спасителя на Голгофе. Иная последовательность в православии не допускается. Движение руки должно нарисовать православный 4-х конечный крест, перекладина которого находится выше центра вертикальной оси

Во время осенения важно мысленно произносить священные слова: «Во имя Отца (лоб), и Сына (живот), и Святого (правое плечо) Духа (левое плечо)». Аминь перед поклоном

Нижний конец креста должен быть на животе, а не на груди

Нередко верующие прикладывают нижний конец Креста ни к животу, а к груди. Так делать нельзя, потому что Крест накладывается перевёрнутым, в виде символа сатанистов. Накладывание Крестного знамения — это важная составляющая часть православной веры. Крестятся все христианские конфессии, но по разному.

Многие верующие люди рисуют крест в воздухе, благословляя детей, путешественников или освящая своё жильё, кровать, четыре стороны света. В этом случае концы перекладины указываются слева направо. Принято крестится во время богослужений, чтения молитв, перед сном и при пробуждении, перед и после еды. Крестом спасаются при опасности, выражают почтение храмам и церквям, встречающимся в пути.

Православный крещенный человек обязательно носит нательный крест

Последователи Христа стали носить Крест на груди с первых веков. Этим самым они исполняли слова Спасителя мира:

Ношение креста на себе подчеркивает слова апостола Павла:

Освящённый нательный крест символизирует Веру и принадлежность к Церкви Христовой. Крест предохраняет от зла и искушений. Христианин обязательно должен носить крест. Тот, кто не хочет надевать на себя крест, сам отгораживается от помощи Бога.

Нательный крест изготавливается из разных материалов. Его делают из обычного металла, золота, серебра, дерева

Не столь важно, на чем висит крест: на цепочке или шнурке. Главное, чтобы крепко крепился

В церковных лавках все нательные Кресты освящены. На обратной стороне православных крестиков обычно делается надпись: «Спаси и сохрани».

Недопустимо вешать на цепочку с крестом амулет, оберег, знак зодиака и другие предметы суеверий. Христиане носят нательный крестик под одеждой на голой груди. Правом носить Крест сверху одежды до 18 века наделялись только Епископы. Позднее такое разрешение получили и Священники.

Когда можно проводить обряд крещения

Православная Церковь не утверждает, что креститься следует только в младенческом возрасте. В связи с этим многие говорят о необходимости переноса времени крещения на более старший возраст, чтобы приобщение к Вере происходило осознанно.

Да, такой подход имеет место. Однако существует деликатный момент, о котором родители в большинстве своем не знают и откладывают крещение ребенка до его взросления. Момент связан с тем, что час своей смерти никто не знает. Иногда и ребенок может уйти из жизни не достигнув момента, когда предполагалось провести обряд крещения. Оставив без обряда крещения умершего до срока ребенка, родители лишают его душу присоединения к вечной жизни.

Можно смеяться и не верить, тем не менее, существуют множество интересных фактов, связанных с феноменом крещения. Только приобщение к Вере через крещение позволяет ожидать высшей помощи от Бога. И не стоит думать, что Он не думает о нас. Думает и дает каждому по необходимости. Кому испытания, кому избавление от проблем.

В любом случае Вера в состоянии усмирить непослушных и указать путь ищущим. А это лучше, чем воспитание без цели и без идеалов.

Почему люди крестятся и что это значит? ?

Чисто теоретически этот жест — элемент так называемой симпатической магии, веры в то, что предметы, схожие по виду, образуют друг с другом (или оригиналом) мистическую связь. История явления начинается еще с первобытного общества, самым известным его исследователем является британский религиовед Джэймс Фрезер. Чуть позднее, советский этнограф Сергей Токарев развил тему и классифицировал элементы симпатической магии, ориентируясь на механику принципа. По классификации последнего осенение крестом (именно так это называется на профессиональном жаргоне) можно считать своего рода уникальным «заклинанием», «семь бед-один ответ» для христианина. Тут тебе и инициальная магия, и имитативная, и апотропетическая (отгоняющая). Верующие могут осенять не только себя, но и вещи, пищу и воду, других людей с расчётом, что схематическое начертание и проецирование главного символа их культа наделит объект мистическими свойствами (долговечие, нерушимость и пр.). Суть же это простое суеверие, обитающее в основе своей на одном уровне с бросанием соли через плечо, или высказыванием «не ешь с ножа-злой будешь!» (нож острый, им можно поранить,ешь с ножа — значит и язык будет такой же острый и беспощадный).

Почему именно крест — догадаться несложно. Почему же выбор пал на схематическое изображение орудия пытки и казней, а не на, скажем, пальмовую ветвь, которые падали к ногам ослицы Иисуса из Назарета при въезде в Иерусалим, или рыбу, с помощью которых Христос накормил 5000 голодных ртов (и то и другое, конечно, связано с христианством, но не несёт на себе такой глубокий отпечаток архаических представлений о функционировании мира и вселенной)-сложно сказать. Может, это схематическая квинтэссенция смысла жизни легендарного персонажа, ведь по представлениям христиан Иисус «умер за наши грехи». Вполне может быть, что в какой период времени распятие могло служить не только предметом культа, но и тайным или явным знаком, с помощью которого последователи культа идентифицировали друг друга или заявляли о своей принадлежности к данному сообществу. А может, его просто леко изобразить. Вспоминается шутка на тему: Христос приходит к Апостолу Петру и сокрушается:»возвращаюсь я такой, значит, на Землю, а они там везде крестов понаставили. Ну и я такой — Эй, что за хрень!?Думаете, будь на моем месте Кеннеди, он бы хотел увидеть всюду снайперские винтовки!?».

Традиции[ | ]

Подробнее см. Водокрещи

Водосвятие на Неве в день Крещения Господня. Гравюра из книги «Нынешняя Россия. Рисунки и изображения из всех частей европейского царства» (Лейпциг, 1876) Традиция поиска креста на Богоявление в Греции (Миконос) Йордановден в Болгарии

Согласно определению Московского собора 1667 года, освящение воды происходило дважды: накануне Богоявления — в храмах, а в сам праздник — «на иордани», то есть на природных водоёмах.

6 (19) января, в праздник Крещения, проходил молебен водосвятия. Над вырубленной (часто — в виде креста) полыньёй, или «иорданью», устраивалась выносная часовня. Она получила название «иорданской сени», хорошо известной на Руси в XVI—XVII веках: «В Суздале в день Богоявления на реку Каменку совершался крестный ход для освящения воды в Иорданской сени. Впереди процессии в сопровождении псаломщика шёл священник и окроплял путь. За ним следовали хоругвеносцы, несшие хоругви и большой пятиглавый фонарь перед выносным крестом с частицей мощей. Следом несли большие выносные иконы, перед каждой из которых четыре массивных одноглавых фонаря. Далее следовали женщины с малыми иконами из собора и монастырей. За ними шли попарно священники со всего города, соблюдая порядок чинопочитания. Процессию завершали богомольцы города и ближайших селений. Напрестольный крест для освящения воды на Иордань нёс священник (протоиерей или архиерей) на голове от самого собора до проруби, которая вырубалась во льду в виде креста. Иордань на реке устанавливалась недалеко от моста. Ниже по течению, где была бельевая прорубь, происходило купание людей, но только в тот момент, когда священнослужитель погружал напрестольный крест в иорданскую прорубь».

В 1890—1910 годах в Санкт-Петербурге, во льду против Зимнего дворца вырубалась прорубь (Иордань), над ней сооружалась сень, вышиною около четырёх саженей, представлявшая собой храм, с куполами и крестами, украшенный вызолоченными изображениями ангелов и образами, обнесённый вокруг открытой галереей. В храме служили молебен. По галерее помещали знамёна гвардейских полков для окропления их святою водою. От Иорданского подъезда Зимнего дворца ко льду и далее по льду устраивали сходни и мостики, украшенные флагами и гирляндами. Вдоль них выстраивались шпалерами гвардейские части в зимней парадной форме без шинелей, солдаты без перчаток — такова была традиция.

После обедни во дворце высшее духовенство выходило на Иордань служить молебен с водосвятием по традиции с петровских времён. На лёд выходила и царская семья.

Митрополит опускал крест в воду, и в это время давался 101 выстрел из пушек Петропавловской крепости. «По представлению верующих, вода в Неве мгновенно делалась святою, и все по очереди подходили испить её. Несмотря на то, что санитарная инспекция уже тогда запрещала пить сырую невскую воду ввиду её загрязнения сточными водами». После водосвятия царь принимал Крещенский парад — мимо него проходили церемониальным маршем войска, присутствовавшие на Иордани.

По словами протоиерея Георгия Рощина, «купание в полынье — „Иордани“ на Богоявление — это не исконная, как принято думать, а сравнительно недавняя российская традиция, ей всего несколько лет. Прежде, до революции, совершались крестные ходы на „Иордани“ с освящением воды, но массовое купание этому не сопутствовало». Более того, обычай купания в реках в Крещение осуждался до революции в «Настольной книге для священно-церковно-служителей» духовного писателя С. В. Булгакова:

В некоторых местах существует обычай в этот день купаться в реках (купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и проч., суеверно приписывая этому купанью очистительную силу от этих грехов). Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в реке Иордане во всякое время. На востоке для богомольцев это безопасно, потому что там нет такого холода и таких морозов, как у нас. В пользу такого обычая не может говорить и верование в целебную и очистительную силу воды, освящённой Церковью в самый день крещения Спасителя, потому что купаться зимой значит требовать от Бога чуда или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем.С. В. Булгаков, «Настольная книга для священно-церковно-служителей»

Огласительная беседа для крестных

Без свидетельства о катехизации, как уже говорилось выше, батюшка не имеет права крестить ребенка. Предварительное собеседование для восприемников состоит из двух этапов.


Без свидетельства о катехизации батюшка не имеет права крестить ребенка

Первое занятие

Священнослужитель на вводной лекции объясняет крестным родителям их роль в жизни крестника. Он рассказывает об обязанностях и ответственности, которую они будут нести перед ребенком. Батюшка уведомляет восприемников, что требуется для проведения Таинства Крещения, а также подробно объясняет саму процедуру. Он просит подготовить крыжму, белоснежную простую рубаху, нательный крестик и полотенце. Катехумены, в свою очередь, могут также задавать священнику вопросы, однако список их лучше продумать заранее.

Заканчивается первое занятие домашним заданием, которое катехизатор дает оглашенным:

  • выучить наизусть десять ветхозаветных и семь Христовых Заповедей;
  • пройти Евхаристию с предварительной исповедью;
  • выучить наизусть «Отче Наш», «Богородице Дево, радуйся», «Символ веры»;
  • понимать смысл вышеуказанных молитв;
  • выучить структуру Нового Завета;
  • прочитать Евангелие от Марка;
  • за три дня до Крещения соблюдать строгий пост и причаститься перед самой церемонией.

Время на выполнение поставленных задач не ограничивается. Оно будет зависеть от успехов катехуменов, их желания и способностей.

Второе занятие

Следующая встреча с батюшкой проходит через месяц или раньше, как только крестные выполнят все домашнее задание. По итогу этого собеседования священнослужитель принимает решение о допуске восприемников к Таинству Крещения. Он просит зачитать по памяти три основные молитвы, проверяет знание Святого Писания, экзаменует по всем Заповедям.

Если теоретические знания удовлетворяют катехизатора, он переходит к исповедованию оглашенных и последующему их причащению. Процедура направлена на проверку искренности веры катехуменов. Если они отказываются совершать церковный ритуал, священник имеет право запретить им участвовать в крестинах. Тогда родители должны будут найти новых восприемников, которым также придется проходить огласительные беседы.


Предварительное собеседование для восприемников состоит из двух этапов

Заветная справка

Катехизация – это непростой процесс. Очень часто он длится около месяца, иногда откладывается или переносится на неопределенное время. Нередко оказывается, что крестные не готовы стать духовными родителями для ребенка, и тогда нужно искать других восприемников. Однако те, кто успешно сдал все экзамены, которых одобрил катехизатор, получают официально заверенную справку об оглашении. Ее подлинность подтверждается мокрой печатью и подписью ответственного лица.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector