Божественная литургия

Содержание:

Проведение богослужения в церкви

Литургия начинается утром. В монастырях проходит поздняя литургия, которая совершается позже обычного, но в первой половине дня. Служба проводится исключительно на церковнославянском языке, который является богослужебным, в отличие от русского. Если человек не понимает смысла читаемого и хочет получить пояснения на простом и понятном языке, нужно обратиться за разъяснения к священнику или изучать «Закон Божий».

Проскомидия

С греческого «проскомидия» переводится как принесение. Это первая часть литургии, во время которой «закалается Агнец» – приносится бескровная жертва. Для совершения службы используется пять особых просфор. Священник готовит Святые Дары: вырезает из специальной просфоры куб – Агнца – и готовит в чаше вино. Его смешивают с водой. Кроме этого, вынимаются частицы из других просфор:

  • в честь Богородицы;
  • в честь девяти чинов;
  • за живых;
  • за усопших.

Имена живых и усопших подают люди на записках до начала службы. При этом Царские врата остаются пока закрытыми, клирос читает часы. Все частицы из разных просфор и разного назначения соединяются определенным образом на дискосе – небольшом блюде с подставкой. Это символично изображает всю Церковь Христову.

Проскомидия – первая часть литургии

Литургия оглашенных

Начинается после завершения проскомидии и чтения часов. Ее название говорит о том, что во время этой части службы в храме могут присутствовать оглашенные – люди, которые готовятся принять православие, а также крещеные люди, но отлученные от Причастия за грехи.

С началом второй части литургии Царские врата открываются, священник произносит возглас. В течение всего богослужения в определенных местах следуют возгласы священника, ектении, в некоторые моменты врата закрывают, затем снова открывают.

С начала литургии оглашенных начинаются антифоны. Первыми двумя являются псалмы 102 и 145, которые поет клирос. После особой молитвы поется третий антифон – Блаженны. В них перечисляются заповеди блаженства, данные Господом. После этого следует чтение Апостола и Евангелия. Все происходит по особому чину в определенном порядке.

После чтения Писания произносится сугубая ектения. По завершении поминовения живых и усопших произносится ектения об оглашенных, чтобы Бог даровал им помилование. В это время священник готовит антиминс, разворачивает его на престоле. После возгласа «Елицы оглашении изыдите» они должны выйти из храма.

После Гаванской декларации, подписанной патриархом Кириллом и Папой Римским Франциском в 2016 году, в православных храмах стали появляться католики, в частности, кардиналы. Они еретики и не должны присутствовать в православном храме вообще, тем более они должны покинуть его стены после возгласа «…изыдите…».

Литургия верных

Во время этой части службы совершается пресуществление Святых Даров. Хлеб и вино становятся честною плотью и кровью Спасителя Иисуса Христа. В целом ход службы можно разделить на следующие основные части:

  • перенесение Святых Даров с жертвенника на престол;
  • подготовка верующих к пресуществлению Даров;
  • непосредственное пресуществление Святых Даров;
  • подготовка людей к причастию;
  • причастие верных;
  • благодарение за причастие, отпуст.

После Великого входа – перенесения Даров – происходит подготовка к пресуществлению. Звучит возглас «Двери! Двери! Премудростию вонмем!», который:

  • призывает придверника следить, чтобы оглашенные не вошли в храм;
  • указывает людям, что теперь верным нельзя выходить из храма до окончания службы;
  • напоминает, чтобы верующие закрыли двери своих душ от праздных мыслей.

После пресуществления перед причастием верующих возможна некая пауза для исповеди.
Полезная информация

Божественная литургия – важнейшая служба в Церкви. В ходе нее происходит пресуществление Даров и заповеданное самим Господом причастие верующих. Все православные должны стараться не пропускать литургию в храме, регулярно исповедоваться и причащаться.

Каждое чинопоследование совершается — в определенные дни года

Что такое чинопоследование? Чинопоследование — это определенное последование молитв, песнопений и действий, которое происходит в определенные дни года во время божественной литургии.

Когда какое чинопоследование совершается? Первая — это литургия Иоанна Златоуста, она совершается во все дни года, кроме будничных дней, и дней Великого поста.

Вторая — это литургия Василия Великого, она совершается 10 раз в году. Это накануне праздников Рождества Христова, Богоявления Господня, а также в день памяти Василия Великого — 14 января. Литургия совершается в первое и пятое воскресение великого поста, а также в великий четверг и в великую субботу.


Литургия Василия Великого совершается десять раз в год, в том числе и с день памяти святого

Третья литургия — преждеосвященных даров. Такая литургия проводится по средам и пятницам великого поста. Во время этой литургии верующий принимает святые дары — Тело и Кровь Христовы. Они освещены прежде, в воскресенье. Именно поэтому у них такое название.

Божественная Литургия: история возникновения и развития

Апостолы по примеру Спасителя продолжили совершать Божественную Литургию и причащаться Святых Христовых Тайн по порядку, установленному Христом. Они за общей трапезой творили молитвы, затем после вечери совершалось преломление хлебов и Причащение. Через некоторое время Литургия была отделена от общей трапезы, совершаемой верующими на молитвенных собраниях.

Во времена первых христиан порядок совершения Литургии не был никак регламентирован и передавался устно. Постепенно она дополнялась новыми молитвами и священными действиями. Это привело к существенным различиям в содержании и особенностях совершения богослужения в различных христианских общинах.

Привести богослужебные тексты к единству удалось лишь в IV веке, после прекращения гонений на христиан. Святителем Василием Великим (архиепископ Кесарии Каппадокийской) был составлен чин Литургии. Иоанном Златоустом этот чин несколько изменен и сокращен. Это два основных, наиболее часто используемых чинов. Но также существуют чины Литургии других авторов:

— апостола Иакова: имеет общие корни с литургией Василия Великого, но значительно длиннее. Особенностью является раздельное Причастие: сначала вкушается Тело, а затем Кровь Иисуса Христа. Используется в Коптской Церкви и некоторых других Православных Церквях;

— апостола Марка: все молитвы читаются священником громко, литургия начинается с Великого Входа. В настоящее время данный Литургический чин не имеет широкого распространения.

Литургия в переводе с греческого языка означает “общее дело”, в котором принимает участие вся христианская община. Литургию также иногда называют Обедней, ее положено совершать от рассвета до полудня, в предобеденное время.

Толкование проскомидии в том — оно посвящено событиям евангельской истории

Из чего состоит проскомидия? Рассмотрим ее толкование. Проскомидия — посвящена событиям евангельской истории, именно поэтому все слова и действия этой части службы имеют двойной смысл. С одной стороны, это рождение Господа Нашего Иисуса Христа, а с другой его страдания и смерть.

В церкви искупительная жертва Иисуса Христа на горе Голгофе и совершаемая в храме евхаристия — это одно и то же, то есть одна и та же жертву.

Так совершается литургия проскомидия

Проскомидии совершается на жертвеннике, которая находится в алтаре. В это время идет подготовка просфор. Священник вырезает частицы в честь патриарха и правящего епископа, а также всех православных христиан, которые упомянуты в церковных записках, подданных прихожанами до начала богослужения.

Затем он выходит из алтаря и начинает хождение по храму. Он обходит с кадилом весь храм и читай про себя 50-й покаянный псалом.

А что же такое литургия оглашенных? Рассмотрим порядок богослужения здесь. Перед началом священник с диаконом молятся в алтаре у одного престола. Диакон просит у священника благословение. Это означает, что в литургии сделано все, что в человеческих силах. Далее священник громко говорит: «…благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков».

Далее в храме зажигаются все светильники.

Примечания

  1.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 20 декабря 2014.
  2. Данилов А. И., чтец. Гомилетическое расширение миссионерского богослужения. — Сергиев Посад: Московская православная духовная академия, 2013.
  3. Тезисы доклада см.: Антоний Данилов, диакон. Историческая причина появления традиции миссионерского богослужения в Русской Православной Церкви // Сборник материалов XV Свято-Троицких ежегодных международных академических чтений в Санкт-Петербурге. — Спб.: Изд-во Российской христианской гуманитарной академии, 2015. С. 133-134
  4. Антоний Данилов, диакон. Методология, практика и история миссионерского богослужения. — СПб.: Санкт-Петербургская православная духовная академия, 2015. — С. 83-84
  5. Дионисий Ареопагит. О церковной иерархии. Послания. — Спб.: Алетейя, 2001. С. 57.
  6. Н.В. Квливидзе. Агнец Божий // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. — Т. I : «А — Алексий Студит». — С. 256-257. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-006-4
  7. См.: Успенский Л. А. Богословие иконы Православной Церкви. — М.: Изд. Бр-ва во имя св. благ. кн. Александра Невского. АО «Молодая гвардия», 1997. — С. 252
  8. Кураев А.В. Ответы молодым. — Саратов: Издательство Саратовской епархии, 2003. C. 18

Богослужебные тексты для общего народного пения: суббота и воскресенье (02 и 03 марта 2013 года)

архимандрит или о. (имя рек)

Протопресвитер
Ваше Высокопреподобие или о. протопресви­тер или о. (имя рек)

Игумен
Ваше Высокопреподобие или о. игумен или о. (имя рек)

Протоиерей
Ваше Высокопреподобие или о. протоиерей или о. (имя рек)

Игуменья монастыря
Матушка игуменья

Иеромонах
Ваше преподобие или о. (имя рек)

Иерей (священник)
Ваше преподобие или о. (имя рек)

Дьякон
о. дьякон или о. (имя рек)

Приложение 5

СЕМЬ ТАИНСТВ ЦЕРКВИ

в Православии в Католицизме
Таинство Крещения. Таинство Крещения.
Таинство Миропомазания. Таинство Миропомазания (Конфирмация).
Таинство Покаяния. Таинство Покаяния и Примирения (таинство обращения, таинство Покаяния, таинство исповеди, таинство прощения, таинство Примирения).
Таинство Причащения – главное Таинство Церкви. Таинство Евхаристии–«таинство таинств» (Вечеря Господня, Преломление Хлеба, Евхаристическое собрание, Воспоминание, Святая Жертва, Святая и Божественная Литургия, Причастие, Святая Месса).
Таинство Брака. Таинство Брака.
Таинство Священства. Таинство Священства.
Таинство Елеосвящения. Таинство Елеопомазания больных (Помазание больных, Соборование, Елеосвящение).

Приложение 6

ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ

Церковные предметы для причащения

Все атрибуты литургии имеют смысл. Главные священные сосуды — потир или чаша и дискос.

Дискос

Плоское блюдо на ножке символизирует одновременно начало и конец жизни Иисуса — пещеру в Вифлееме и Гроба Господня. Изображения на дискосе иллюстрируют Новый Завет. Чаще блюдо покрывают иконами Рождества Христова.

Потир

Чаша символизирует священный грааль, кубок плотника, из которого пил Иисус на Тайной Вечере.

Дискос и потир покрывают полотном, которое называется воздухом. Оно символизирует пелены новорожденного младенца Иисуса и одновременно Его посмертную Плащаницу.

Лжица

Длинная ложка для причащения символизирует клещи из ветхозаветной легенды. Согласно Писанию, к пророку Исайе спустился ангел, взял клещами с жертвенника уголек и провел им по губам пророка. А после святой посланник объявил, что пророк очищен от греха.

Лжица — это способ передачи божественной благодати от Бога человеку.

Вино

На литургии разливают красное вино, разбавленное теплотой — освященной водой. Разбавленное вино пил Иисус на тайной вечере. Напиток символизирует кровь и воду, излившиеся из раны распятого Спасителя от удара копья.

Просфора

В современном богослужении используют крупные круглые хлеба, называемые просфоры или просвиры. Они делятся на две половины, которые символизируют божественную и человеческую природу Иисуса. В верхней половине на просвирах чеканят крест, по бокам имя Спасителя — «ИС ХС». В нижней части печатают слово «ника», что означает «победа», ибо Иисус — человек, победивший смерть.

На просфорах также можно увидеть выбитый образ Богоматери.

Структура и практика служб

Чтобы иметь представление о том, по какому принципу строится расписание богослужений, стоит вспомнить, что оно имеет истоки в Ветхом Завете, и сутки в Церкви исчисляются несколько иначе. Они начинаются в 6 часов вечера, а не в полночь.

Понятие о богослужебных часах

Часами в богослужении называется молитва, приуроченная к определенному времени суток

В храме она занимает около пятнадцати минут и призвана оторвать внимание молящегося от повседневных забот. Эта практика ведет свое начало с древности: известно, что апостолы молились в установленные для этого часы

Суточный круг богослужений можно представить так:

Слово «стража» употреблялось еще в древнем Израиле — по такому расписанию менялась охрана у населенных пунктов. Время тогда определяли по положению солнца над горизонтом, но в современной практике чаще пользуются обычными часами.

Между молитвами, приуроченными ко времени, и совершается то или иное богослужение.

Суточные богослужения и их названия

Условно все богослужения в церкви можно поделить на:

  1. вечерние;
  2. утренние;
  3. дневные.

Литургия изначально проводилась перед вечерней — в раннем христианстве это было распространенной практикой, как и ночные богослужения. В более позднее время ее перенесли на утро, и сейчас она проходит с 9 до обеда. Строго постановления на этот счет нет, поэтому, чтобы узнать, когда служат литургию в конкретном храме, лучше посмотреть расписание богослужений.

В зависимости от постов, праздников и особых дат службы могут отличаться. Так, перед Пасхой проходит всенощное бдение, объединяющее в себе вечерню, повечерие и полунощницу.

Литургия не проводится в некоторые дни — например, в Страстную пятницу. Вместо этого читаются изобразительные — служба, при которой песнопения повторяют литургические, но таинство Евхаристии не совершается.

Что представляет из себя литургия?

В каждой религии или конфессии есть самые важные служения в церквях. В христианстве используется слово «литургия», которое само по себе имеет перевод с греческого языка и обозначает «общее дело». Каждый человек, знающий обозначение этого термина по-своему толкует его значение, но если обратится к официальным источникам, то получим такой ответ: литургия – главнейшее христианское богослужение, которое сопровождается таинством Евхаристии.

Евхаристия – это причащение хлебом и вином, как заповедал Иисус Христос, для Его воспоминания, ведь именно он, по мнению богословов, совершил первую Литургию. Другими словами, если производится таинство Евхаристии, то такое служение носит характер Литургии.

Время проведения главнейших христианских богослужений

В современных богослужениях различают три основных вида Литургии, истоки которой были заложены еще в начале первого тысячелетия нашей эры. Существуют определенные правила, по которым расставляются такие богослужения на весь год. Они не должны пересекать друг друга, и в конечном итоге наполняют православный календарь с пометками для каждой отдельной Литургии.

Литургии святого Иоанна Златоуста совершаются постоянно, когда не проводят две другие:

  • Литургий для святого Василия Великого насчитывается всего десять. Их совершают только в воскресные дни Великого поста, кроме Вербного воскресенья. Данный вид богослужения ведут в Великий четверг и субботний день на Страстной неделе. Обязательным богослужением является проведение Литургии в сам День Василия Великого – 14 января, чтобы почтить память этого святого.
  • И последним праздником, когда проводят Литургию святого является Рождество и Крещение Господне.
  • Третий тип Литургии имеет несколько названий в зависимости от места проведения и конфессии. К ней относятся Литургии: двоеслова, Папы Римского, прежде освященных Даров, святого Григория Великого. Их проводят только в среду и пятницу, но также один раз в четверг пятой седмицы Великого поста. На страстной седмице Литургия проводится в первые три дня недели.
  • Также, это богослужение ставят 9 и 22 марта в память Иоанна Предтечи и сорока мучеников Севастийских. Если храм имеет богатую историю и своих святых, которых почитают другие христиане, то в значимый день проводят именно эту Литургию.

Из чего состоит Литургия

Все три типа важнейших богослужений состоят также из трех частей:

  • Проскомидия – приготовление Евхаристии. Священнослужитель совершает необходимые ритуалы у алтаря для освящения просфоры (хлеба и вина). Во время этого этапа поминаются души всех живых и усопших – священник сначала вынимает просфоры (дробит хлеб) и отдельно за каждого погружает его в вино, сопровождая это специальной молитвой. Такая молитва считается самой действенной при очищении грехов за других людей. Прихожане в это время читают Часы (сопроводительные молитвы и псалмы).
  • Второй этап богослужения – Литургия оглашенных. Если в первой части собрания могли участвовать и присутствовать только крещенные люди, то во время второй части находятся и те люди, которых готовят к крещению. Второй этап богослужения ведет диакон, получивший благословение от священника. Его речь начинается и оканчивается одними и теми же словами. Вначале он благословляет Святую Троицу и произносит Великую ектенью. Во время Литургии оглашенных принято хору петь антифоны (псалмы, которые по очереди поются левой и правой частью).
  • Завершительный этап богослужения называется Литургия верных. По церковному уставу в этой части служения могут брать участие только воцерковленные люди и те, к кому нет личных замечаний со стороны священника и диакона.

На практике, на Литургии верных присутствуют все желающие. Священники считают, что основной духовный смысл открывается только верным, поэтому присутствие невоцерковленных не мешает завершению богослужения. Самым важным действием во время всего собрания является Анафора, что подразумевает собой освящение даров. Начинается действие с того, что Дары переносятся с жертвенника на престол. Верующие готовятся к освящению, производится ритуал Анафоры, который сопровождается молитвами со стороны священнослужителей и песнопениями прихожан.

После этого верующие совершают Причащение. Священник молится, диакон вторит ему благословениям и производится отпуст прихожан.
На самом деле, перечисленные элементы Литургии являются костяком служения, а в каждом храме оно проводится по-своему. Как правило, священник определяет сам порядок и прохождение некоторых ритуалов, но в целом они не отличаются друг от друга.

Древние литургии, не вошедшие в годовой круг богослужений

Древние литургии отличает необязательность совершения проскомидии как более позднего чина. Кроме Евангелия и Апостола читается также Ветхий Завет. Общей особенностью является также способ причащения. Миряне, как и священнослужители, причащаются раздельно: сначала причащающийся вкушает частицу Тела, а потом принимает Кровь, отпивая прямо из Святой Чаши. Объясняется это тем, что причащение мирян лжицей стало общеупотребительным только в VIII веке.

Литургия святого
апостола Иакова

История

Это чинопоследование берет свое начало в Иерусалимской Церкви, первым епископом которой по жребию стал святой апостол Иаков Зеведеев. Не подлежит сомнению, что апостол лично занимался устройством богослужений и таинств. Поэтому возведение иерусалимской литургической традиции к имени святого Иакова вполне оправдано. Свидетельство об авторстве апостола Иакова сохранилось также в преданиях древних восточных церквей.

До IX века это чинопоследование совершали в Палестине, на Кипре и в
других поместных церквах, но позже оно было заменено литургией святого Иоанна
Златоуста. Традиция совершать литургию святого апостола Иакова сохранилась до
наших дней в Иерусалиме, Греции и Антиохийской Церкви.

Сегодня

Совершение Литургии апостола Иакова. Санкт-Петербургская Духовная академия, 2016 г.

В ХХ веке, с одобрения священноначалия, литургию святого апостола Иакова начинают служить сначала в Русской Православной Церкви Заграницей, а потом и в некоторых храмах Московского Патриархата.

Особенности

Во время богослужения ектении провозглашаются лицом к народу. Священное Писание читается не на амвоне, а в центре храма. Священнослужители дважды торжественно обходят храм: первый раз во время Малого входа с Евгением в руках, второй — во время Великого входа со Святыми Дарами. Вместо «Иже херувимы» исполняется древний гимн «Да молчит всякая плоть человеча».

Литургия святого
апостола Марка

История

Эта литургия зародилась в Африке — в египетском городе Александрии. В I веке в этом городе-миллионнике треть населения составляли иудеи, имевшие около десяти синагог. Именно к ним пришел с проповедью святой апостол от семидесяти — Марк. Здесь он основал церковь и рукоположил во епископы Аниана, бывшего, по преданию, сапожником, починившим порванную сандалию апостола. Именно Марк служил первую в Александрии литургию. И с апостольских времен александрийские христиане знали только один литургический чин — вплоть до появления в IV веке литургии святого Иоанна Златоуста. В V веке литургический чин был отредактирован святым Кириллом Александрийским.

Особенности

, как и Евангелие от Марка, отличается простотой и краткостью. Она начинается с малого входа. Вместо «Иже херувимы» может исполняться один из псалмов. Священник, причащаясь, произносит слова 41-го псалма «Как лань желает к потокам воды, так желает и душа моя к Тебе, Боже».

Сегодня

В некоторых храмах Русской Православной Церкви литургия апостола
Марка служится в день памяти святого апостола, а также в дни памяти древних
александрийских святых, которые при своей жизни участвовали в литургии именно
по этому чину.

История

Святитель Амвросий Медиоланский. Мозаика. Милан, IV–V вв.

Это уходящий в глубокую древность литургический чин, возникший
на территории современной северной Италии в городе Медиолане (современный
Милан). Согласно преданию, христианство в эти земли принес апостол от семидесяти
Варнава, прошедший долгий путь с востока на запад. Именно он основал здесь
епископскую кафедру и, укрепив молодую Церковь, отправился с проповедью дальше.

Литургический чин, зародившийся в этих местах, уже довольно рано
имел развитую структуру. Он имеет сходство с некоторыми восточными литургиями,
так как Медиолан, будучи западным городом, в древности находился под влиянием византийской
культуры.

В IV веке Медиоланская литургия была записана и дополнена святителем Амвросием Медиоланаским, имевшим особый интерес к богослужению и церковному пению.

Особенности

начинается с многократного «Господи помилуй», которое возглашается священником и поется хором. Во время великого входа священнослужители несут поднос с просфорой и сосуды с вином и водой. Вместо «Иже херувимы» поется антифон, состоящий из стихов Псалтири:

Сегодня

Медиоланской литургии удалось пережить период унификации, когда по воле Ватикана древние местные литургические традиции заменялись римской мессой. Древность литургии святого Амвросия была настолько неоспорима, что упразднить ее оказалось невозможным, и перерывов в ее служении не было.

Подробнее о разных типах литургии смотрите или слушайте лекцию игумена Силуана (Туманова) «Какие бывают литургии: разные формы, одна суть».

Что такое литургия в храме? Когда она бывает?

В переводе с греческого языка слово «литургия» означает «совместное дело» («литос» – общественный, «эргон» – дело, служба).


Божественная литургия – главное суточное богослужение православной церкви. Во время этой службы верующие приходят в храм, чтобы славить Бога и причаститься к Святым Дарам.

Истоки литургии

Пример верующим, согласно Евангелию, подали сами апостолы во главе с Иисусом Христом. Как известно, накануне предательства и казни Христа апостолы и Спаситель собрались на Тайную Вечерю, где по очереди пили из чаши и вкушали хлеб. Хлеб и вино предлагал им Христос со словами: «Это тело мое», «Это кровь моя».

После казни и вознесения Спасителя апостолы стали каждый день совершать это таинство, вкушать хлеб и вино (причащаться), петь псалмы и молитвы, читать священное писание. Этому же апостолы научили пресвитеров и священников, а те – своих прихожан.

Литургия – это богослужение, на котором совершается Евхаристия (Благодарение): оно означает, что люди благодарят Всевышнего за спасение человеческого рода и помнят о жертве, которую принес на кресте Сын Божий. Считается, что первый чин литургии составил апостол Иаков.


В больших храмах литургию проводят каждый день, в церквях поменьше – по воскресеньям. Время литургии – с раннего утра до полудня, поэтому часто ее называют обедней.

Как служат литургию?

Литургия состоит из трех частей, каждая из которых имеет свой глубокий смысл. Первая часть – Проскомидия, или Принесение. Священник готовит Дары для таинства – вино и хлеб. Вино разбавляется водой, хлеб (просфора) напоминает об обычае первых христиан приносить с собой все, что нужно для службы.

После того как вино и хлеб разложены, священник ставит на дискос звездицу, затем покрывает дискос и чашу с вином двумя покровами, а сверху накидывает один большой покров, который называют «воздух». После этого священник просит Господа благословить Дары и помянуть тех, кто их принес, как и тех, за кого они были принесены.


Вторая часть литургии называется Литургия оглашенных. Оглашенными в церкви называют не крещеных людей, которые готовятся к крещению. Дьякон получает благословение от священника, выходит из алтаря на амвон и громко провозглашает: «Благослови, Владыко!». Тем самым он просит благословения на начало службы и на участие в ней всех, кто собрался в храме. Хор в это время поет псалмы.

Третья часть службы – Литургия верных. На ней уже нельзя присутствовать не крещеным, как и тем, кому запретил присутствие священник или епископ. Во время этой части службы Дары переносят на престол, потом освящают, верующие готовятся к принятию причастия. После причащения совершается благодарственная молитва за причащение, после чего священник и дьякон совершают Великий вход – входят в алтарь через Царские Врата.

В финале службы Дары ставят на престол и покрывают большим покровом, Царские Врата закрывают и задергивают завесу. Певчие оканчивают Херувимскую песнь. Верующим в это время нужно вспоминать о добровольных страданиях и смерти Спасителя на кресте, и молиться о себе и своих близких.

После этого дьякон произносит Просительную ектенью, а священник благословляет всех со словами: «Мир всем». Затем произносит: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы», в сопровождении хора. После этого все присутствующие поют Символ веры, который выражает всю суть веры, и произносится в совместной любви и единомыслии.


Литургия – это не просто церковная служба. Это возможность не спеша вспомнить земной путь Спасителя, его страдания и вознесение, и шанс соединиться с ним путем причащения, установленного Господом во время Тайной Вечери.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector