Рождественский вертеп
Содержание:
- Значение слова «вертеп»
- Вертепное представление
- История вертепа
- Значение слова «вертеп» в словарях русского языка
- Роль рождественского вертепа в христианском воспитании детей
- Вифлеем
- Как происходит действо?
- История вертепа
- Роль рождественского вертепа в христианском воспитании детей
- Вертепное представление
- Рождественский вертеп как барометр гонений на Католическую церковь и Рождество
- В словаре Фасмера Макса
- Сценарии
- Ёлочка
- Вертепное действо
- Что это такое
Значение слова «вертеп»
На языке древних славян термин значит «пещера». Иными словами, это место, где на свет появился Иисус Христос. В Вифлеемском храме оно обозначено серебристой звездой, которая находится перед главным иконостасом и освещается 16 лампадками.
Сегодня под этим словом понимается театральное, художественное или скульптурное олицетворение рождения Христа. Чаще всего действо представлено именно кукольным театром, где главные роли играют артисты из народа. Однако у слова существуют и другие значения, например, «бедное жилище».
Рождественский вертеп – неотъемлемая часть празднования православного Рождества
Вертепное представление
Устройство
Классический вертеп представляет собой ящик с прорезями, по которым актёры водят кукол. Изнутри он всегда красиво украшен и разделен на два этажа, которые отображают мироздание:
Мир горний – верхний этаж – пещера, в которой родился Христос.
Мир дольний – нижний этаж – дворец царя Ирода в первой части представления и место для показа бытовых сценок во второй части.
Ад – дырка – туда Бес утаскивает казнённого Смертью царя.
Благодаря такому устройству бродячие вертепы легко преодолевали расстояния и устраивали представления где угодно: в домах, избах, на постоялых дровах и, конечно, на ярмарках. Для этого было достаточно раскрыть ящик, достать кукол, поставить лавки или стулья, зажечь свечи и начать рассказ.
Современные вертепы сложнее не стали. Чаще всего это всё тот же ящик с прорезями и самодельными куклами на шестах. Но стали оформляться и статичные ящики, где куклы Святого Семейства, пастухов, волхвов и животных просто размещаются в пещере. А также теперь можно увидеть вертепные представления с живыми актёрами вместо кукол.
Куклы
Вертепные куклы не имеют стандартов, а потому их можно купить или сделать своими руками. Обычно их вырезают из дерева и раскрашивают либо обшивают тканью. У каждой куклы есть небольшой шест, который опускается в прорези пола-сцены и позволяет кукловоду управлять куклой во время представления.
Существует среди создателей вертепа и неписаное правило: кукла «Богородица» обязательно делается иначе, чем остальные, с особой тщательностью. Порой её заменяет икона Божьей Матери.
Куклы одного мира вертепа никогда не переходят в другой, то есть они всегда находятся только на своём этаже. В отличие от кукольного театра в этом спектакле они почти не двигаются, лишь слегка качаются во время своей речи, притом, что остальные действующие лица в это время неподвижны
Такой приём позволяет зрителям концентрировать всё внимание только на том герое, который говорит. Кроме того, каждая кукла, перед тем как начать свою сцену, представляется зрителям, к примеру: я царь, я ангел, я смерть
Герои рождественского представления неизменны, это:
Царь Ирод. Главный персонаж. Он находится на сцене практически весь спектакль. Один из самых ярких моментов, когда Смерть своей косой отсекает царю голову.
Смерть. Традиционно наводит страх на зрителей своим образом. Эту куклу стараются сделать так, чтобы её коса могла нанести точный и хорошо видимый зрителям удар по шее Ирода.
Воин. Он символизирует всех солдат, которые были отправлены царём убивать младенцев.
Рахиль. Мать, у которой в ночь избиения младенцев убили единственного ребёнка. Сцены с этой куклой отображают горе и отчаяние всех матерей, потерявших тогда своих детей.
Бес. В традиционном вертепе бес выглядит как подвижная кукла на тонких ножках, он скользкий и противный на вид с разболтанными членами.
Волхвы или Три царя. Чаще всего изображаются как триединый персонаж, то есть три куклы крепились к одной ручке и управлялись вместе. Совмещены и их дары Христу: золото, ладан и смирна.
Пастухи. Этих кукол обычно одевают как жителей той местности, где ставится вертеп, так как они наиболее близки зрителям. Чаще всего именно им давали слова искренней радости Рождества.
Куклы Святого семейства. Эти персонажи, как правило, статичные и не имеют слов, так как создатели спектакля считают дерзостью играть эти роли.
Ангелы. Классические куклы одеты в дьяконское облачение, то есть белый стихарь, который крестообразно перевязан орарём – специальной лентой.
Пономарь. Этот персонаж является единственным героем, которого придумали исключительно для создания эффекта театра. Перед началом представления он зажигает свечи в вертепе и гасит их после окончания спектакля. Кроме того, только пономарь может передвигаться между вертепными сакральными этажами. И также от прочих действующих лиц его отличает конструкция – чтобы дотягиваться до свечей этому герою либо делают особый механизм, либо очень длинные руки.
Звезда Вифлеема. Это одно из важнейших действующих лиц спектакля. Строгих правил как сделать Звезду не существует
Каждый театр придумывает свой способ создания такой важной героини, зачастую заставляя зрителей восхищаться её красотой и яркостью.
История вертепа
По мнению историков, первое вертепное представление было показано в XIII столетии. Автором сего действа был монах Франциск Ассизский, который позже был причислен к рангу святых. Чтобы напомнить людям о Рождестве Христовом, он воссоздал события давно минувших дней посредством живой панорамы. Со временем такие вертепы распространились по всему Старому Свету, став просветительским инструментом для малограмотного народа.
На Руси рождественские театральные представления стали популярными спустя три века после Крещения. Зачастую они представляли собой кукольные спектакли, где герои рассказывали людям об истории рождения Спасителя. Они пользовались таким успехом, что спустя некоторое время стали появляться целые династии вертепщиков. К концу XIX столетия основной сюжет стал дополняться бытовыми сценками и юмором, которые вскоре оттеснили на второе место главную идею представления.
Популярность таких спектаклей пошла на спад только с приходом коммунистической власти. Православие в Советском Союзе не приветствовалось, церкви уничтожались, а все, что было связано с религией, каралось законом. Возрождение вертепных представлений началось только к концу ХХ века.
Значение слова «вертеп» в словарях русского языка
Вертеп
Верте́п (от ст.-слав.
Википедия
I м.Место, где собираются преступники, развратники, наркоманы и т.п.; притон. II м.
1.Старинный кукольный театр в виде большого двухъярусного ящика с марионетками, где разыгрывались сцены на церковно-библейские и комические сюжеты.
2.Представление, которое давалось в таком кукольном театре.
Большой современный толковый словарь русского языка
1. м. Место разврата и преступлений; притон.
2. м. устар. То же, что: пещера.
3. м. устар. 1) Большой ящик с передвижным кукольным театром, где разыгрывались сцены на церковно-библейские и комические сюжеты. 2) Представление, которое давалось в таком кукольном театре.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой
муж. пещера, подземный или иного устройства скрытный притон; едва подступные овраги, тул. вертепинище ср.| * Притон, скрывище каких либо дурных дел. Это вертеп разбойников, а не гостинница: тут грабят. | южн. зрелище в лицах, устроенное в малом виде, в ящике, с которым ходят о святках, представляя события и обстоятельства рождения Иисуса Христа. Малый вертеп мой лучше Синайския горы. Вертепный, к нему относящ. Вертепник муж. -ница жен. житель вертепа, пещеры. Вертепистый, богатый оврагами, провалами, пещерами. Вертепижины жен. , мн. , моск. водороины во множестве, овражистые извилины; сувои, сугробы, раскаты по зимней дороге. То горб, то долина: вертепижины насижены.
Словарь Даля
верт`еп, -а
Словарь русского языка Лопатина
стар. большой ящик с марионетками — место кукольных представлений на библейские и комические сюжеты вертеп Obs притон преступников, развратников
Словарь русского языка Ожегова
1) пещера; потаенное место (устар.). 2) Место, где собираются с преступными или др. неблаговидными целями, притон. 3) Народный украинский кукольный театр, получивший распространение в 17-19 вв. Куклы, укрепленные на проволоке внутри 2-ярусного ящика — вертепа, приводились в движение вертепщиком. Сцены на библейские сюжеты, сатирические интермедии сопровождались музыкой, основанной на народных мотивах. Вертеп близок белорусской батлейке, русскому театру Петрушки.
Современный толковый словарь, БСЭ
вертеп
1. м. Место разврата и преступлений; притон.
2. м. устар. То же, что: пещера.
3. м. устар. 1) Большой ящик с передвижным кукольным театром, где разыгрывались сцены на церковно-библейские и комические сюжеты. 2) Представление, которое давалось в таком кукольном театре.
Толковый словарь Ефремовой
вертепа, м. (церк.-слав., первонач. пещера).
1. Притон, место разврата и преступлений (книжн.).
2. Ящик с марионетками для представления драмы на евангельский сюжет о рождении Христа (этногр., театр.).
3. Самое это представление (театр., этногр.).
Толковый словарь русского языка Ушакова
(старославянский и древнерусский — пещера), 1) старинный народный кукольный театр, возникший на Украине в 17 в. и распространившийся по России в 18-19 вв. Близок русскому Петрушке и белорусской батлейке. Устроителями и исполнителями В. были воспитанники духовных училищ и семинарий. Представлял собой двухъярусный ящик или макет небольшого дома, разделённого на 2 этажа. Вертепщик по прорезям приводил в движение кукол, прикрепленных к проволоке. В верхнем ярусе разыгрывались сцены религиозно-библейского содержания (рождение Христа, поклонение волхвов, избиение младенцев); в нижнем ярусе — интермедии, включавшие сатирические рассказы, анекдоты, в которых удалые запорожцы, сметливые крепостные противостояли польским панам, священникам-униатам, русским дворянам. Представления В. пользовались успехом в народе. 2) Слово ‘В.’ употребляется также для обозначения трущобы, притона.Лит.: Йосипенко М., Народний ляльковий театр ‘Вертеп’, ‘Театр’, К., 1937, |
1.
Большая советская энциклопедия, БСЭ
Роль рождественского вертепа в христианском воспитании детей
Малыши, родившиеся в верующей семье, с детства учатся почитать Бога и познавать Библию. Чтобы наглядно показать малышу историю рождения Христа, дома часто устраивают вертепы, участниками которых становятся сами родители, иногда вместе со старшими детками. Такое сказочное представление помогает лучше усвоить знания, а личное участие дает возможность глубже понять смысл происходящего.
У малыша с ранних лет закладываются понятия рая и ада, он узнает об Иисусе Христе, ангелах, а также становится свидетелем того, что зло никогда не остается безнаказанным.
Рождественский вертеп играет важную роль в христианском воспитании
Правильное христианское воспитание посредством чтения Святого Писания и участия в вертепах формирует у ребенка православную мораль, укрепляет веру, дает понять, что Господь любит всех, а особенно детей.
Совет автора
Рождественский вертеп имеет богатую историю. На протяжении многих веков действо вбирало традиции разных времен и народов, обретая форму, в которой мы видим представление сегодня.
Вифлеем
Действующие лица:
- Ангел
- Пастух 1
- Пастух 2
- Пастух 3
- Мудрец 1
- Мудрец 2
- Мудрец 3
- Мария
- Иосиф
- Снежинки
(Снежинки танцуют под музыку, потом выбегает Ангел, и снежинки кружатся вокруг него,останавливаются полукругом.)
Снежинка 1: Ангел белый, дух небесный,
Расскажи нам, друг чудесный,
Как летал ты в Вифлеем?
Ну, а мы расскажем всем!
Снежинки все хором: (легонько прыгают и кричат) Расскажи! Расскажи!Ангел: В Вифлеем?Снежинки все хором: Да! Да! Да!Ангел: О! Это было очень давно. Две тысячи лет назад! В ту ночь, в городе Вифлееме родился Младенец Христос! Никто-никто не знал об этом, только Ангелы! (прикладывает палец к губам). Потому что все спали… кроме пастухов!(Играет музыка, снежинки разбегаются, оставляя место в центре, Ангел также встает в стороне, на сцену выходят пастухи, садятся в кружок на пол.)
Пастух 1: Какая темная ночь!Пастух 2: И как тихо!Пастух 3: (смотрит вверх) И какие красивые звезды!
(Звучит несколько аккордов, появляется под музыку Ангел, пастухи от страха закрывают лица руками.)Ангел: Не бойтесь! Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям!(Пастухи вскакивают, играет музыка, Ангел что-то им говорит, жестикулируя руками, они радостно удивляются. Пастухи радостно кружатся вместе с Ангелом, потом он убегает.)
Пастух 1: Это был Ангел!!!Пастух 2: Да! Он прилетел и сказал, что в городе Вифлееме родился Младенец Христос!Пастух 3: И что Младенца спеленали и положили в ясли!Пастух 1: Пойдем, посмотрим! (Все убегают, играет музыка. На сцене появляется Иосиф и ставит на пол ясли, Мария выносит на руках, как носят младенцев, свернутую белую пеленочку, кладет в ясли. Приходят пастухи, показывают на ясли, подходят поближе, заглядывают в них.)
Ангел: (стоит в стороне и говорит зрителям) Мать Младенца зовут Мария, а ее мужа зовут Иосиф.(Играет музыка, снежинки выбегают и загораживают Марию, Иосифа, ясли и пастухов, и те уходят.)Снежинки все хором: А дальше?Ангел: Над Младенцем Христом зажглась в небе (показывает вверх) удивительная звезда! Ее увидели мудрецы и решили пойти и поклониться Младенцу.(Играет музыка, снова снежинки разбегаются по сторонам, выходят мудрецы.)Мудрец 1: Куда же делась звезда? Она все время была впереди.Мудрец 2: Мы так долго шли и вот что-то заблудились.Мудрец 3: Да мы не туда пошли. Вон она звезда! Над Вифлеемом!(Играет музыка, выбегают снежинки, кружатся хороводом вокруг мудрецов, в это время выходят Мария и Иосиф, ставя ясли на пол, снежинки убегают.)Мудрец 1: Вот мы и пришли!Мудрец 2: Мы хотим поклониться Младенцу Христу!Мудрец 3: Мы принесли Ему дары! Потому что Он Царь!(Мудрецы достают подарки, снова выбегают снежинки под музыку, и за ними уходят со сцены Иосиф с Марией, уносят ясли и уходят пастухи.)Ангел: Мудрецы поклонились Младенцу Христу, принесли Ему свои дары и ушли.Снежинки все хором: А дальше?Ангел: Младенца назвали Иисусом. Он Сын Божий. Он рос очень послушным и добрым. А когда вырос, то совершил великий подвиг. Он спас всех людей от грехов и от вечной смерти.Снежинки все хором: Всех-всех?Ангел: Всех тех, кто поверит в Него. Прошло две тысячи лет, а люди и сегодня празднуют Рождество!Снежинки все хором: И мы, и мы празднуем!(Все берутся за руки.)Ангел и все снежинки вместе: С Рождеством Христовым!
КОНЕЦ
Юлия Воронцова,
6.01.21Фото кукол предоставлены Евдокией Воронцовой
Познавательное, о детях от 4 до 7 лет, о детях от 7 до 10 лет, Развлечения Другие статьи автора
Как происходит действо?
В основе вертепного представления лежит сюжет, повествующей о приходе на землю Спасителя. Ангел возвещает о рождении Бога. Новорожденному Младенцу приходят поклониться Пастух, три Волхва, рассказывающие о встрече с Иродом, которому они сообщили о рождении будущего великого Царя. Ангел предупреждает Волхвов, чтобы они «не ходили к Ироду» (тот боится, что родившийся Царь отнимет у него власть). Разгневанный Ирод повелевает Воину «избить младенцев» в Вифлееме. К Ироду приходит Рахиль, умоляя не убивать ее чадо: Глас в Раме слышен, плач и рыдание, и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет (Иер 31:15, Мф 2:18). Ангел утешает Рахиль. К Ироду приходит Смерть, он просит у нее отсрочки, но Смерть зовет Черта, и тот утаскивает Ирода в преисподнюю.
Во второй части представления показываются бытовые сценки, затем герои «прощаются» со зрителями.
Как пишет Голдовский, музыка в обоих действиях спектакля представления была не менее важна, чем текст. Она всегда давала очень точные характеристики героям и насыщала само представление праздником. Особенно популярны были канты, в которых соединялись народные песни и светские танцевальные мелодии.
Рахиль. Вертеп В. Новацкого
История вертепа
Некоторые учёные считают, что первый вертеп создал в 1223 году знаменитый монах, причисленный к лику святых, Франциск Ассизский. По их версии святой в ночь Рождества был в селении Греччио, и, для напоминания о Великом празднике, там он создал первую живую панораму вертепа. Постепенно такие панорамы стали популярны во всей Европе, причём как живые, так и статичные из дерева, гипса, фарфора, глины. Они стали своеобразной Библией для верующих, которые не умели читать.
В России такие панорамы тоже стали частью Рождества. Но всё же большим спросом пользовались кукольные вертепы. Они представляли собой ящик с несколькими ярусами, в котором актёры посредством кукол создавали целые спектакли и переносили зрителей в древнюю Иудею. Представление было настолько востребовано, что в конце XVIII века в Санкт-Петербурге была уже целая династия вертепщиков — семья Колосовых. Эта семья в течение века из поколения в поколение передала традиции постановки своих спектаклей.
XIX век считается периодом расцвета этих постановок, ведь тогда вертепники стали показывать свои спектакли даже в Сибири. Бродячие вертепы странствовали по всей стране почти до конца века. Всё это время Рождественская история постепенно перенимала светские радости и горести, и к изначальному рассказу стали добавляться бытовые постановки для развлечения публики.
Это привело к тому, что весёлые сценки оттеснили Божественную мистерию, сделав вертепы народной забавой, существовавшей не только в Рождество, но и до самой Масленицы. Впрочем, известны случаи когда вертепники выступали на Нижегородской ярмарке, которая начиналась 15 июля.
Конец вертепным представлениям положила Октябрьская революция. Религия была провозглашена опиумом для народа и запрещена. Вместе с нею запретили ёлку и, конечно, вертепы.
Ожили эти кукольные спектакли только в 1980 годах, когда Фольклорный ансамбль Дмитрия Покровского обратился к исследователю кукольного театра режиссёру Виктору Новацкому с вопросом о воссоздании вертепов. Виктор Новацкий провёл колоссальную работу по сбору информации и восстановлению кукол, текстов и традиций проведения спектакля. Именно его вариант вертепного представления стал образцом для последователей.
Роль рождественского вертепа в христианском воспитании детей
Ребенок, воспитывающийся в православной семье, имеет познания о Боге и знает, что такое Рождественский вертеп. А когда он приходит с родителями или крестными в праздничные дни в церковь, слушает главу из Евангелие о рождении Христа, то его взору представляется волшебный вертеп.
Его история как бы оживает в детском сознании.А домочадцы, решившие устроить вертеп у себя дома, поступят очень мудро. Символика двухъярусной пещеры неизменна: рай расположен вверху, ад внизу. Фигурки семьи Иисуса находятся на верхнем ярусе с левой стороны.
О воспитании детей в вере:
- Как привить ребенку любовь к Богу
- Беседы с детьми о нательном кресте
- Как учить детей молитве
Пусть чадо внесет свою детскую лепту, тем самым он ощутит своей чистой душой приближение Рождества, любовь Спасителя к каждому человеку на земле, особенно к детям.
Отличным времяпровождением станет чтение добрых рождественских сказок и рассказов у домашнего вертепа. Хорошо, если будет возможность оживлять читаемое действие.
Рождественский вертеп. Храм свт. Мартина Исповедника в Алексеевской слободе
Вертепное представление
Устройство
Кукольный вертепный театр – это большой ящик с двумя отверстиями, где участники водят прикрепленных к шестам персонажей. Празднично украшенное сооружение поделено на три зоны, каждая из которых имеет свое значение:
- верхняя часть – пещера, где на свет появился младенец Иисус;
- нижняя часть – Иродов дворец, а также бытовые сценки;
- дыра – ад, куда в конце бес забирает царя.
Кукольный театр – это большой ящик с двумя отверстиями
Куклы
- Ирод – один из главных героев, который до самого конца остается на виду у зрителя и покидает сцену только после того, как Смерть отсекает ему голову косой;
- Смерть – призвана страшить публику, а потому ее образ воспроизводится наиболее зловеще;
- воин – олицетворяет всю царскую рать, которую коварный Ирод послал убить новорожденных мальчиков;
- Рахиль – женщина, потерявшая единственного сына и символизирующая общее горе всех иудейских матерей, чьи дети были убиты по приказу царя;
- Бес – очень подвижная кукла, что подчеркивает скользкость героя;
- волхвы – три куклы, прикрепленные к одному шесту, как символ триединства персонажа;
- пастухи – зачастую этих героев наряжают в традициях той местности, где дают представление, чтобы олицетворить весь народ;
- куклы Святого семейства – статичные персонажи, не имеющие реплик на протяжении всего спектакля;
- Ангелы – куклы, облаченные в белоснежное одеяние, крестообразно перепоясанное специальной лентой;
- Звезда Вифлеема – главный атрибут рождественского представления, призванный вызывать у зрителя восхищение своей красотой.
Есть еще один персонаж, который был придуман специально для придания вертепу большей зрелищности – Пономарь. Именно он зажигает и тушит свечи, а также может перемещаться по этажам, чего не могут делать другие герои. Чтобы Пономарь смог выполнять свои функции, ему делают длинные руки или оборудуют куклу особым механизмом.
Вертепное действо
Изначально вертеп состоял только из одного акта, однако позже добавился второй, где актеры показываются бытовые сценки из обычной жизни людей. В первом акте герои рассказывают о появлении на свет Сына Божьего. Ангел разносит всем благую весть, а к новорожденному младенцу приходят Пастухи, которых привела к пещере Вифлеемская Звезда. Туда же являются и три Волхва со святыми дарами (смирной, ладаном, золотом). Они ведают, что сообщили радостную новость царю Ироду, однако Ангел строго предостерегает их от такого поступка.
Основой для рождественского спектакля послужила библейская история о рождении Иисуса Христа
Властитель Иудеи боится, что Сын Божий заберет у него бразды правления, а потому отдает Воину жестокий приказ убить всех новорожденных. Испугавшись, к царю приходит Рахиль с младенцем на руках. Она просит того не совершать детоубийство, однако Ирод остается неумолим. Явившийся после смерти ребенка Ангел утешает убитую горем женщину.
За совершенный грех правителя Иудеи настигает Смерть. Она приходит к нему, чтобы забрать его с собой, однако царь уговаривает ее немного повременить. Не слушая царские мольбы, Смерть убивает Ирода, а явившийся Бес забирает его с собой в пекло. По окончании спектакля все персонажи являются на помост, чтобы принять благодарность зрителя и попрощаться. Пономарь тушит свечи, после чего действо официально завершается.
Рождественский вертеп как барометр гонений на Католическую церковь и Рождество
В ходе общей аудиенции в конце 2004 года Папа Римский Иоанн Павел II назвал презепе «авторитетным свидетельством Церкви — на фоне вспыхнувшей в последнее время антикатолической полемики», — передавало тогда же Ватиканское радио.
Антикатолическая полемика последних лет касается и рождественских вертепов. Но в этом нет ничего нового. Например, это хорошо показывает одна из публикаций ведущей итальянская католической газеты «Авенире», напечатанная несколько лет назад. Газета опубликовала статью о рождественском вертепе как символе борьбы с католической церковью на протяжении истории. Эту статью тогда же процитировало и русское вещание Ватиканского радио (архивное вещание пр.1998 г.).
Забавно, что рождественский вертеп становился жертвой самых разных идеологических и политических сил, иногда противоположных. «Авенире» упоминала о самых ярких таких запретах.
Вертепы были запрещены:
В России — во время и после большевистской революции в России в 1917 году;
Во Франции — во времена Великой Французской Революции;
В Германии — во время протестантской реформации;
Также газета «Авенире» вспоминала и о запретах рождественских вертепов в англосаксонских странах в прошлом и в странах Запада в настоящем.
Известно, что и само празднование Рождества было запрещено в Великобритании во времена Оливера Кромвеля.
Не поощрялось Рождество и в новообразованных США. Таким образом протестанты боролись за очищение христианства (Касаясь США, упомянем недавний материал русской службы «Голоса Америки» об истории запрета Рождества в Соединенных Штатах, в котором в частности говорилось:«В США долгое время Рождество не считалось праздничным днем. В некоторых штатах празднование Рождества даже считалось нарушением закона от 1659 г., принятого колонистами-пуританами. В соответствии с этим законом запрещалось (в Рождество) отпрашиваться с работы, устраивать пиршества и петь. Нарушители подвергались штрафу в 5 шиллингов. В 1851 г. пастор одной из церквей в Кливленде, штат Огайо, позволив поставить в церкви наряженную елку, оказался под угрозой лишения прихода и сана. До 1870 г. в Бостоне, штат Массачусетс, школы оставались открытыми в Рождество, а учеников, которые пропускали уроки в этот день, часто исключали из школ. Рождество 25 декабря до конца XIX века не считалось важным праздником в США. Однако постепенно позиции церквей смягчились, и они ввели рождественские религиозные службы в воскресных школах» — «Голос Америки», русская служба от 24/12/2010).
Возвращаясь к упомянутой публикации газеты «Авенире», издание отмечало, что и сегодня внешняя символика Рождества в США, — в этой, без сомнения, самой демократической стране мира, часто запрещается. Но теперь этому препятствуют, в основном, уже не отцы-пуритане с их лозунгами очищения христианства и борьбы с католичеством. Теперь речь идет о том, что якобы внешние проявления христианского Рождества в лице вертепов, статуэток Иисуса и даже крестов, могут якобы оскорбить чувства американцев — представителей других религий и атеистов.
Поэтому теперь муниципальные власти в американских городах отказываются содействовать установке, например, рождественских вертепов (а в муниципальных учреждениях и государственных школах запрещают их установку), ель предпочитают называть не рождественским деревом, а просто праздничным, и т.д. Все это мотивируется поддержанием развития мультикультурности и политкорретностью в государственных и общественных учреждениях и нейтральности государства в вопросах отправления религиозных культов.
Этот обзор подготовлен Portalostranah.ru по материалам русского вещания Ватиканского радио, публикации итальянской католической газеты «Авенире», русского вещания «Международного Испанского радио-REE», русской службы иновещания «Голоса Америки» и др. источников.
Опубликовано
15
12
2013
Portalostranah
В словаре Фасмера Макса
верте́п «пещера, притон; сценическое изображение рождества Христова», укр. верте́п, др.-русск. вьртьпъ «пещера, сад», ст.-слав. врътъпъ «пещера, сад» (Клоц., Супр.), болг. връто́п «водоворот», словен. vrtèp. По Брандту (РФВ 25, 215), русск. слово заимств. из цслав.; см. также Преобр. 1, 76 и сл. Возм., сюда же сербск.-цслав. врътъ κῆπος, сербохорв. вр̏т «сад» и т. д. (см. вертоград) и далее лит. veriù, vérti «запирать», тохар. В warto, wärto «сад, роща», англос. weorð, worð «ограда дома» (ср. Лиден, Tochar. Stud. 20) и вера́ть. Ср. еще др.-русск. (галицко-волынск.) вертебъ п диал. русск. вертебише (тверск.); см. Соболевский, Лекции 120. •• (Об этимологии въртоп и родств. см. в последнее время Георгиев, БЕ, XI, 1961, стр. 302 – 305. – Т.)
Сценарии
Обычно школьные театральные коллективы, прихожане храмов и артисты театров устраивают представления, разыгрывая события рождественской ночи. Это есть способ прикоснуться к чуду!
На сцену устанавливается вертеп, в него помещаются ясли, фигурки Пресвятой Богоматери, Ее супруга Иосифа. Рядом располагаются фигурки животных, которые согревали новорожденного Богомладенца своим дыханием. Здесь же ставятся фигуры пастухов и волхвов, пришедших к Нему с Дарами.
Верх вертепа увенчивает Вифлеемская звезда — символ рождения Спасителя.
Еще о развлечениях для детей:
- Православные фильмы для детей
- Православные мультфильмы для детей
Ёлочка
Маленький Рождественский спектакль
Действующие лица:
- Елочка,
- 1-й пастух,
- 2-й пастух,
- Зайчик,
- Цветы,
- Огонь,
- Вода.
Сцена изображает полянку с елочкой посредине. За елочкой спрятана девочка, задрапированная в зеленое. Вбегают два пастуха.
1-й пастух (показывает рукой): Видишь, вон где звезда! 2-й пастух: Как раз над пещерой для наших овец! И пещера светится. Чудо! 1-й пастух: Ты постой здесь, а я посмотрю. (Перебегает сцену, кричит другому пастуху). Младенец в яслях лежит! И Мать над ним! 2-й пастух (как бы про себя): Вот о чем пели Ангелы… Чудо великое. 1-й пастух (возвращается): Помнишь, Ангелы в небе пели, что Спаситель людей родился? Пойдем, поклонимся Святому Младенцу. 2-й пастух: Пойдем. Только что нам подарить Ему?
1-й пастух: Мы люди простые. Вот хлеб у меня, мед… Сыр еще остался… 2-й пастух: А я… я свежего сена из травы пахучей Ему в ясли положу. 1-й пастух: Пошли! (Идут через сцену. Уходят).
Елочка: Ясная ночь. Тихо кругом.
Ярко горит Звезда над пещерой.
Свет голубой льется из щелей.
В яслях Младенец-Спаситель лежит.
Тысячи лет ждали Его прихода.
Счастлив тот будет, кто к Нему поспешит.
Счастливы люди! Ликует природа!
(Пробегает Зайчик.)Зайчик: Скок-поскок, путь недалек,
С дороги не сбиться — вижу Звезду.
Спешу поклониться Младенцу Христу. Елочка: Беги, Заинька, беги. Зайчик (останавливается, смотрит на Елочку): Но у меня ничего нет подарить Ему! Елочка: Ничего, Заинька. У тебя такие мягкие ушки — Младенец погладит их, и Ему будет весело. Зайчик: Правда? Вот спасибо, Елочка. Скок-поскок, путь недалек… Елочка: Беги, Зайчик! Беги, маленький!
(Входят Огонь и Вода.)Огонь: Я огонь — веселый, жаркий,
Я побеждаю темноту,
Со мной тепло, со мною ярко,
А холоду невмоготу! Вода: А я прохладная, я свежая,
В жар освежаю, жажду утоляю.
Каждый ищет, где же я.
Землю пою, прохладу даю. Огонь: Зато я сильнее тебя! Вода: Нет, я сильнее! Я могу тебя потушить! Огонь: А я могу тебя вскипятить! Иссушить! Елочка: О чем вы, глупые, спорите? Вы оба нужны. Без вас люди не могли бы даже обед себе сварить. Вы нужны даже друг другу. Ты, Огонь, без воды много бед натворил бы: разгорелся бы, разбушевался, и все сгорело бы: и леса, и травы, и дома. А куда это вы идете? Огонь и Вода: (вместе): Мы?… А правда, куда мы идем? Елочка: Забыли? Может быть, вы к пещере шли — Младенцу-Христу поклониться? Огонь и Вода: Да! Да! Шли и поссорились. Огонь: Я вспыхнул! Вода: Мы-и-и-и забы-ы-ыли (плачет). Елочка: Идите скорее
Звезда вам путь укажет. Огонь и Вода: А что нам подарить Младенцу-Христу? Елочка: Ты, Огонь, осторожно согрей Его, а ты, Вода, обмой Его ножки. Огонь и Вода: Спасибо тебе, Елочка. Спасибо, что помирила нас
Спасибо, что научила. Огонь: Пошли скорей. Вода: Ты иди вперед – свети мне. И держись подальше от меня, а то потушу. Огонь: Сама держись подальше. Фу, какая ты мокрая! (Огонь и Вода уходят.)
Цветы: Мы цветы-цветочки,
Мы растем неслышно.
Эта ночка-ноченька
Самая душистая. Елочка: Куда это вы, Цветы? Вам спать ночью полагается… Цветы: Эта ночка-ноченька
Света ярче светится.
Поклониться в ноженьки
Мы идем Младенцу. Елочка: Возьмите и меня с собой, Цветы мои милые, возьмите и меня поклониться Христу-Младенцу. Цветы: Но на тебе нет цветов, Елочка, а о твои иголочки Младенец может только уколоться… (Уходят). Елочка: Нет никого. Одна я, одинока…
Как ночь тиха! Звезда зовет, горит.
И все ушли. Всё поклониться Богу
К святой пещере радостно спешит.
Колючая, забытая я елка,
Ненужная стою в своей глуши.
Цветы правы. Я за Младенца только
Здесь помолюсь тихонько от души. (Молится, качается. Музыка. На Елочке зажигаются огоньки.
Возвращаются пастухи, Зайчик, Огонь, Вода, Цветы). Пастухи (вместе): Смотрите, звездочки с неба упали! 1-й пастух: Елочка сияет вся! 2-й пастух: Чудо Бог сотворил! Зайчик (прыгает вокруг елочки): Елочка, Елочка, какая ты красивая! Цветы: Ты самая красивая… Это тебя Бог украсил. Огонь: Она вся в огоньках. Вода: Она вся в хрусталиках, в капельках, а не в огоньках… 2-й пастух: За твое смирение, Елочка, за доброту твою отметил тебя Господь Бог. 1-й пастух: Теперь отныне и навеки люди будут славить тебя и украшать. Цветы: Давайте мы тоже украсим нашу Елочку. Огонь и Вода: Сделаем самой нарядной! Зайчик: Да здравствует наша Елочка! 2-й пастух: Теперь смиренная зеленая Елочка всегда будет славить Рождество Христово. Все: Всегда! Все становятся вокруг Елочки.
Поют:
«Рождество Христово, Ангел прилетел…».
Вертепное действо
В основе спектакля лежит сюжет о приходе в наш мир Христа. Когда он рождается, к нему приходят поклониться ангелы и волхвы. Последние позже рассказывают о радостной вести царю Ироду, который в страхе, что новоприбывший в мир Царь рано или поздно отнимет у него власть, приказывает убить младенцев города Вифлеема. К царю приходит Рахиль, плачущая о своих детях, но Ирод не желает слушать просьб о пощаде. Но Ангел спускается с неба, чтобы утешить Рахиль, а царя посещает Смерть, в свою очередь, не слушая его просьб об отсрочке. Смерть велит Черту забрать Ирода в ад, что тот и выполняет. Этот сюжет занимает первую часть представления.
Вторая часть посвящена бытовым юмористическим сценам, которые различаются по длительности и содержанию – в зависимости от местности, где показывается вертепный спектакль. Обычно сюжетом для них служили разрозненные истории, посвященные пляскам или дракам разнообразных колоритных персонажей: цыган, модных барышень, мужиков, евреев, солдат и т. д. Со временем вторая часть спектакля занимала все больше и больше времени, сокращая длительность «серьезной» части, превращая действо в чисто светское развлечение.
Что это такое
Что такое Рождественский вертеп? В переводе со старославянского языка это «пещера». Именно в ней и появился на Свет Иисус Христос.
Пещера Рождества Христова расположена под амвоном Рождественской церкви в Вифлееме. То место, где появился на Свет Божий Иисус Христос, отмечено на полу собора звездой серебряного цвета. Над ней теплятся 16 лампад, а чуть дальше расположено место, куда Царица Небесная после родов переложила Своего Сына — придел Яслей.
В полном понимании самого слова, ясли — это кормушка для животных. В XVI веке ясли как великую святыню вывезли в Рим, а то место, где они находились, обложили мрамором.
Рождественский вертеп