«славословие»

Синонимы

Вам будет интересно:Жертвенность — это… Определение, виды, качества личности

В качестве примера можно привести наиболее подходящие из них:

  • осанна;
  • гимн;
  • панегирик;
  • хвала;
  • акафист;
  • песнопение;
  • молитва;
  • ода;
  • псалом;
  • песнь;
  • похвальное слово;
  • хвалебная речь;
  • похвала;
  • прославление;
  • восхваление;
  • дифирамб;
  • восславление;
  • выхваление;
  • нахваливание;
  • превознесение;
  • расхваливание;
  • хваление;
  • фимиам;
  • моление;
  • возвеличивание;
  • воспевание;
  • чествование;
  • комплимент;
  • возношение;
  • триумф;
  • мадригал;
  • вознесение;
  • овация;
  • одобрение;
  • апофеоз;
  • молитвословие;
  • молебствие.

В продолжение рассмотрения вопроса о том, что это – «славословие», целесообразным будет вникнуть в происхождение изучаемой лексемы.

Популярное за 7 дней

Михайлово чудо: как вести себя в этот день, чтобы избежать житейских искушений
17.09.21 20:53

Как правильно читать Псалтирь? Какие установлены правила?
15.09.21 13:31

Как часто нужно причащаться?
13.09.21 09:49

Осенняя Лавра
16.09.21 12:36

19 сентября — Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)
19.09.21 08:39

Нуждаются ли православные во Христе?
15.09.21 18:17

Осенний Шишкин
14.09.21 11:41

Митр. Антоний (Паканич) о Православии, кириллице, Украине и Европе
13.09.21 20:55

Чудо святого Архистратига Михаила в Хонех – вечная притча о добре и зле
18.09.21 15:44

Центральный вход на территорию Киево-Печерской Лавры будет временно закрыт
19.09.21 12:50

Уставные указания, касающиеся Великого славословия

На всенощном бдении накануне Крестопоклонной (3-ей) Недели Великого поста, Происхождения честных древ Креста Господня (14 августа) и Воздвижения Креста Господня (27 сентября) перед Великим славословием настоятель надевает полное облачение (как на литургии), а при пении Трисвятого совершает вынос Креста.

На утрене Великой Субботы (служится вечером в Великую Пятницу) настоятель надевает полное облачение, и перед славословием священники выходят к плащанице, а при пении Трисвятого берут плащаницу и начинают чин погребения Спасителя (крестный ход с плащаницей вокруг храма). То же самое совершается и при чине погребения Божией Матери (может совершаться в любой день попразднства Успения (до Отдания)).

Стихиры на хвалитех

После канона на утрене читают короткий текст, вкратце говорящий о духовной сути праздника и носящий особое название «светилен», что приблизительно переводится как «возвещающий приближение света». В воскресном каноне это песнопение называется греческим словом «экзапостиларий» – от глагола «высылаю», потому что в древности для пения этого песнопения певец посылался с клироса на середину храма.

В дни крупных праздников этот светилен может быть спет хором.

После этого хор поет стихиры, начинающиеся словами «Всякое дыхание да хвалит Господа». Они, как и на вечерне, приурочены к особым, прославляющим, «хвалящим» Бога псалмам — 148-му, 149-му и 150-му. Поэтому они называются «Стихиры на хвалитех».

Содержание «стихир на хвалитех», как и других стихир на Всенощной, восхваляет отмечающееся в данный день евангельское или церковное событие или память празднуемого святого.

Для второго варианта

Судя по приведенным ниже примерам, второй оттенок значения, скорее, подчеркивает незаслуженность, похвалу, ее чрезмерность:

  • С самых первых секунд общения этот человек обрушивал на собеседника такой поток славословия, что последнему было очень трудно сохранить критичность, не поддавшись ему.
  • Несмотря на то что при Хрущеве культ личности был беспощадно осужден, славословие партийных боссов никуда не делось.
  • Когда Андрей обсуждал свои дела с этой умнейшей женщиной, он чувствовал облегчение и огромный прилив сил. Она обладала, можно сказать, мужским умом, ей удавалось подбодрить визави без всяких славословий.
  • Анатолий сам не ожидал от себя, что имеет такие способности к лести, хвалебным речам и славословию.
  • Нужно высказывать критику в лицо, а не увлекаться праздным славословием, это постепенно может опять войти в норму и превратиться в культ личности. Тем более что история наглядно подтверждает это.

Для понимания того, что это – «славословие», нелишним будет ознакомиться со словами, близкими по смыслу к изучаемому.

Примечания

  1. Великое славословие и завершение утрени (уставные указания) (недоступная ссылка)
  2. Богослужебные указания
  3. 12 Скабалланович М. Н.Толковый Типикон (глава: Славословие великое) Архивная копия от 13 февраля 2008 на Wayback Machine
  4. Успенский Н. Д. Христианская православная утреня (глава: утреня Постановлений Апостольских)
  5. В римской мессе эти же слова произносятся между приветствием мира и причащением
  6. Здесь в этот день единственный раз в году после великого славословия и крестного хода читаются тропарь пророчества, прокимен со стихом, паремия, второй прокимен со стихом, апостол, аллилуиарий с двумя стихами и Евангелие.

Этимология

Изучаемое существительное образовано из двух других, это «слава» и «слово». Далее будет рассмотрено каждое из них в отдельности.

Существительное «слава» в словаре трактуется, как широкая известность, почет, восхищение. В переносном смысле оно обозначает хвалу, благодарность. Оно происходит от праславянского slava, от которого также произошли:

  • древнерусское и старославянское «слава»;
  • украинское, белорусское, болгарское «слава»;
  • сербохорватское «сла̏ва»;
  • словенское, чешское и словацкое sláva;
  • польское, верхнелужское и нижнелужское sɫaw a.

Изучаемая лексическая единица связана чередованием гласных с глаголом «слыть». Значение последнего – «считаться кем-нибудь, чем-нибудь», «быть известным в качестве кого-то или чего-то».

Родственно таким существительным, как:

  • литовское šlóvė – «хвала», «честь»;
  • восточно-литовские šlãvė – «слава», «честь», šlovė – «роскошь», «великолепие»;
  • латышские slava, slave – «молва», «слава»;
  • греческое κλέος – «слава»;
  • древнеиндийское c̨rávas – «почет», «слава», «хвала»;
  • авестийское sravah – «слово»;
  • древнеирландское – «слава».

А также глаголам:

  • древнеиндийскому c̨rāváyati – «слушать»; «заставляет», «возвещает»;
  • авестийскому sravayeiti – в том же значении;
  • новоперсидскому sarāуīdan – «петь»;
  • восточно-литовскому šlãvinti – «славить».

Что касается лексемы «слово», то она имеет очень большое количество значений, однако для рассматриваемого случая больше всего подходит употребление ее в переносном смысле. Здесь она трактуется как «словесное выражение мысли или чувства», «высказывание».

Происходит она от праславянского существительного slovo, от которого произошли и:

  • древнерусское, старославянское, белорусское, украинское, болгарское «слово» в значении «буква», «слово»;
  • сербохорватское «слово» в значении «буква»;
  • словенские slovô – «прощание», slóvo – «буква, слово», slòv – «имя», «зов»;
  • чешские slovo – «слово», sloveso – «глагол»;
  • словацкое slovo – «слово»;
  • польское, верхнелужское и нижнелужское słowo;
  • полабское slüvǘ.

Состав

Великое славословие состоит из двух частей. Первая часть, особо торжественная и радостная, начинается словами из Евангелия от Луки — «Сла́ва в вы́шних Бо́гу, и на земли́ мир, в челове́цех благоволе́ние

» (Лк. 2:14), которые предваряются возгласом священника: «Сла́ва Тебе́, показа́вшему нам свет! » (восходит к временам раннего христианства и символизирует утреннюю зарю). Далее следует просительное обращение ко всем лицам Святой Троицы и краткое торжественное исповедание Христа, аналогичное совершаемому на литургии перед приобщением Святых Даров, — «Я́ко Ты еси́ Еди́н Свят; Ты еси́ Еди́н Госпо́дь, Иису́с Христо́с, в сла́ву Бо́га Отца́, ами́нь ».

Вторая часть менее радостная и является компилятивной: состоит из различных библейских стихов (например, Пс. 144:2, Пс. 118:12, Дан. 3:25 и другие). Эта часть уже исполнена покаянной скорбью и прошением очищения от грехов. Каждое из её молитвенных и хвалебных восклицаний, по мнению М. Н. Скабаллановича, «слишком полно, законченно само в себе, чтобы ещё нужно было продолжение или восполнение его

».

Псалом 50

Следом читается 50 псалом. Как образец покаяния он звучит и в домашней утренней молитве христианина, в Последовании ко Святому Причащению, перед каноном Пресвятой Богородице, а в храме — на великом и малом повечерии, полунощнице, во время третьего часа. Без покаяния невозможно в полной мере испытать радость Воскресения Христова. Неслучайно этот псалом на утрене предваряет чтение Евангелия.

Щедрóт — «милостей».

Наипáче — «больше всего».

Вы́ну (и грех мой предо мною есть выну) — «всегда».

Безвéстная и тáйная прему́дрости Твоея́ — «неизвестное и тайное премудрости Твоей».

Иссóп — «кропило», а также растение, из которого оно изготовлялось в древности.

Воздáждь (ми радость спасения Твоего) — «возврати».

Дадé — «дал».

Вéлию — «великую».

Песнь Богородицы

После восьмой песни канона звучит песнь Богородицы, которую Она воспела в доме праведной Елисаветы (Лк. 1:46-55).

Вели́чит душá Мóя Гóспода, и возрáдовася дух Мой о Бóзе Спáсе Мóем.

Яко призрé на смирéние рабы́ Своея́, се бо отны́не ублажáт Мя вси рóди.

Яко сотвори́ Мне вели́чие Си́льный, и свя́то и́мя Егó, и ми́лость Егó в рóды родóв бóящимся Егó.

Сотвори́ держáву мы́шцею Свóею, расточи́ гóрдыя мы́слию сéрдца их.

Держáва — «сила, власть, укрепление».

Расточи́ — «рассеял».

Мы́слию сéрдца — «помышлением сердца».

Низложи́ си́льныя со престóл, и вознесé смирéнныя; áлчущия испóлни благ, и богатя́щияся отпусти́ тщи.

Тщи — «ни с чем».

Воспри́ят Изрáиля óтрока Своегó, помяну́ти ми́лости, я́коже глагóла ко отцéм нáшим, Аврáаму и сéмени егó, дáже до вéка.

Воспри́ят Изрáиля óтрока Своегó — в текстах книг ветхозаветных пророков израильский народ уподобляется неразумному отроку. В свою очередь, Израиль — не название народа по национальному признаку, а народ Божий, объединённый общей верой, в который ещё с ветхозаветных времён мог войти абсолютно любой человек.

Помяну́ти ми́лости — «чтобы вспомнить о милостях».

После каждой строки звучит припев:

Честнéйшую Херуви́м и слáвнейшую без сравнéния Серафи́м, бéз истлéния Бóга Слóва рóждшую, су́щую Богорóдицу Тя величáем.

Честнéйшую — «превосходящую честью».

Бéз истлéния — «непорочно».

Су́щую — «истинную».

Великое славословие

Сла́ва в вы́шних Бо́гу, и на земли́ мир, в челове́цех благоволе́ние. Хва́лим Тя, благослови́м Тя, кла́няем Ти ся, славосло́вим Тя, благодари́м Тя, вели́кия ра́ди сла́вы Твоея́. Г о́споди Царю́ Небе́сный, Бо́же Отче Вседержи́телю, Го́споди, Сы́не Единоро́дный, Иису́се Христе́, и Святы́й Ду́ше. Го́споди Бо́же, Агнче Бо́жий, Сы́не Оте́чь, взе́мляй 1 грех ми́ра, поми́луй нас; взе́мляй грехи́ ми́ра, приими́ моли́тву на́шу; седя́й одесну́ю Отца́, поми́луй нас. Яко Ты еси́ един Свят, Ты еси́ еди́н Госпо́дь, Иису́с Христо́с, в сла́ву Бо́га Отца́, ами́нь. Н а всяк день благословлю́ Тя и восхвалю́ и́мя Твое́ во ве́ки и в век ве́ка. Сподо́би, Го́споди, в день сей без греха́ сохрани́тися нам. Б лагослове́н еси́, Го́споди Бо́же оте́ц на́ших, и хва́льно и просла́влено и́мя Твое́ во ве́ки. Ами́нь. Б у́ди, Го́споди, ми́лость Твоя́ на нас, я́коже упова́хом на Тя. Благослове́н еси́, Го́споди, научи́ мя оправда́нием Твои́м. Благослове́н еси́, Влады́ко, вразуми́ мя оправда́нием Твои́м (трижды). Г о́споди, Прибе́жище был еси́ нам в род и род. Аз рех: Го́споди, поми́луй мя, исцели́ ду́шу мою́, я́ко согреши́х Тебе́. Г о́споди, к Тебе́ прибего́х, научи́ мя твори́ти во́лю Твою́, я́ко Ты еси́ Бог мой; яко у Тебе́ исто́чник живота́, во све́те Твое́м у́зрим свет. Проба́ви 2 ми́лость Твою́ ве́дущим Тя. С вяты́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас (трижды). С ла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь. С вяты́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас.

Перевод: Слава в вышних Богу, и на земле мир, среди людей – благоволение. Восхваляем Тебя, благословляем Тебя, поклоняемся Тебе, славословим Тебя, благодарим Тебя ради великой славы Твоей. Господи, Царь Небесный, Боже Отче Вседержитель, Господи, Сын Единородный Иисусе Христе, и Дух Святой! Господи Боже, Агнец Божий, Сын Отчий, подъемлющий грех мира, помилуй нас. Подъемлющий грехи мира, прими молитву нашу, Сидящий справа от Отца, помилуй нас. Ибо Ты – один Свят, Ты один – Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь. На всякий день благословлю Тебя и восхвалю имя Твоё вовеки и в век века. Сподоби, Господи, в день сей без греха сохраниться нам. Благословен Ты, Господи, Боже отцов наших, и хвально и прославлено имя Твоё вовеки. Аминь. Да будет, Господи, милость Твоя на нас, как мы уповаем на Тебя. Благословен Ты, Господи, научи меня повелениям Твоим. Господи, Ты стал для нас прибежищем от рода в род. Я сказал: Господи, помилуй меня, исцели душу мою, ибо я согрешил пред Тобой. Господи, к Тебе я прибег, научи меня творить волю Твою, ибо Ты – Бог мой. Ибо у Тебя источник жизни, во свете Твоём мы увидим свет. Простри милость Твою к знающим Тебя. Святой Боже, Святой Крепкий, Святой Бессмертный, помилуй нас. Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Святой Боже, Святой Крепкий, Святой Бессмертный, помилуй нас.

На будничных (неславословных) и великопостных праздничных утренях, а также на повечериях Великое славословие заменяется чтением вседневного славословия.

Воскресные тропари

Оправдáнием (Благословéн еси́, Гóсподи, научи́ мя оправдáнием Твóим) — «заповедям».

Течáху — «бежали».

Престá — «прекратилось».

Рцы́те — «скажите, возвестите».

В печáли мéсто (рáдость же Еве в печáли мéсто) — «вместо печали». Наречие в место писалось через ять и с предлогом, а не с приставкой. Предлоги же в церковнославянском языке могли свободно путешествовать по предложению, создавая порой затейливые сложные конструкции. Употреблялось это наречие и без предлога, по форме совпадая с именительным падежом существительного место.

Пáдшыя же от жи́зни к сей напрáви — «отпавших от жизни к ней (к жизни) направил».

Священнотáйне — «в священной тайне».

Не обиню́ся — «не поколеблюсь».

Во язы́цех — «в народах».

Испрáви (и́бо испрáви вселéнную) — «устроил».

Рáзве (Ты бо еси́ Бог наш, рáзве Тебé инóго не знáем) — «кроме».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector