Истинное значение полумесяца в христиантсве

Символика и образы византийской иконы

Новый художественный замысел способствовал окончательному изменению прежней символики, которая знаменовалась переходом от старого натуралистического восприятия чувственного мира к более религиозному и священному его отражению. Теперь образы византийских икон придерживаются иных рукописных канонов. В них, обычные человеческие лица заменены на лики, вокруг которых в полукруглой форме сиял золотистый нимб. В зависимости от степени святости героев, которые представлены в библейской мифологии, наименование их ликов стало подразделяться на такие категории как Апостолы; Бессребреники; Благоверные; Великомученики; Мученики, и.т.д. Всего их насчитывается 18 видов. Наглядным примером, демонстрирующий применение новых художественных канонов, является икона Иисуса Христа в византийском стиле, которая называется Христос Пантократор.

В основе её создания были задействованы новые цветовые формы, представляющие собой сочетание натуральных и порошковых красок размешанные в жидкости. Основные черты лица, которые художнику удалось придать данной святыне, оказались настолько естественными и правильно переданными, что и в остальных последующих работах, Божий взгляд стал представлялся точно в таком же, виде, который предшествовал ранее созданному оригиналу.

Рождение империи

Последним императором, управлявшим единой Римской империей, был Феодосий I. В 395 году, незадолго до смерти, он разделил территорию империи между двумя своими сыновьями – одному досталась западная ее часть, а другому – восточная.

Император Феодосий I Великий

Но не прошло и 80 лет, как Западная Римская империя, не выдержав набегов варваров, прекратила свое существование. Восточной же части, которую сейчас называют Византией, повезло больше — она не только выстояла, но и просуществовала более десяти столетий, вплоть до 1453 года.А поскольку Рим пал, новой столицей империи на многие века стал Константинополь – город, построенный на берегу Босфора еще в IV веке по указу императора тогда еще единой Римской империи Константина Великого.

Император Константин Великий

В этот город на более спокойной восточной территории Константин в дальнейшем предполагал перенести столицу.
Своими размерами и великолепием он превзошел многие древнегреческие и римские города, а назвали его в честь императора – Константинополем.

Константинополь

На самом деле империи под названием Византия никогда не существовало. Так Восточную империю стали называть историки уже после ее краха – чтобы не путать с Римской империей. За основу они взяли название древнегреческого города Византий, на месте которого был построен Константинополь.Жители Византии (в основном это были греки) продолжали считать себя римлянами, по-гречески — «ромеями». Естественно, они даже не подозревали о том, что теперь, оказывается, стали византийцами.Хотя сама Византия практически не вела захватнических войн, ей постоянно приходилось отбиваться от нападавших на нее варваров, стремящихся отхватить от нее лакомые кусочки. На протяжении длительного периода существования границы империи постоянно менялись.

Византия на карте в период расцвета 1025 год

Византия на карте в период упадка 1453 год

Современное использование

Двуглавый орел появляется на мемориальном памятнике канала реки Пиелинен в Йоэнсуу , Финляндия .

На гербах Албании, Сербии, Черногории и России изображен двуглавый орел. В 1912 году Исмаил Кемали поднял аналогичную версию этого флага. Флаг претерпел множество изменений до 1992 года, когда был введен нынешний флаг Албании . Двуглавый орел в настоящее время используется в качестве эмблемы ряда православных церквей, в том числе Греческой православной церкви и Православной автокефальной церкви Албании . В современной Греции он официально используется в греческой армии (герб генерального штаба греческой армии ) и в XVI пехотной дивизии греческой армии ,

Двуглавый орел часто выступает в качестве защитника на современных и исторических гербах и флагах Австро-Венгрии , Королевства Югославии , Австрии (1934–1938), Албании, Армении , Черногории, России и Сербии. Он также использовался в качестве заряда на греческом гербе в течение короткого периода в 1925–1926 годах. Он также используется в муниципальных гербах ряда городов Германии, Нидерландов и Сербии, гербе и флаге города и провинции Толедо , Испания , гербе города Веллетри , Италия , а также гербе и флаге город Риека , Хорватия .

Английский геральдический традиции, видимо, возвращаясь к 17 — м веке, атрибуты гербов с двуглавых орлов в англо-саксонской графы Мерсии , Leofwine и Леофрика . Дизайн был представлен в ряде британских муниципальных гербов в 20-м веке, таких как муниципальный район Уимблдон в Лондоне, сторонники в гербе города и города Перта , и, следовательно, в гербе района. из Перт и Кинросс (1975). Этот мотив также присутствует в ряде гербов британских семей. В Турции Главное управление безопасности и муниципалитет Диярбакыра имеют на гербе двуглавого орла.

Двуглавого орла используется в качестве эмблемы со стороны шотландского обряда из масонства . Он был введен во Франции в начале 1760-х годов как эмблема степени Кадош .

Знаки отличия спортивных клубов

Некоторые спортивные клубы, в основном греческие и турецкие, имеют на знаках отличия двуглавого орла. Вот некоторые из них: два турецких футбольных клуба BB Erzurumspor и Konyaspor и греческие спортивные клубы AEK (Атлетический союз Константинополя) и (с 1929 года) ПАОК (Атлетический клуб Panthesalonikios в Константинополе) . Греческие клубы используют этот символ, поскольку оба были основаны греческими беженцами, бежавшими в Грецию из Константинополя в 1920-х годах. Это также эмблема голландских клубов NEC и Vitesse Arnhem , английского футбольного клуба AFC Wimbledon и шотландского клуба Saint Johnstone FC . Эмблема Gandabherunda используется индийским клубом Bengaluru FC в своем логотипе.

Российские видоизменения

Став символом уже Московского государства (а затем Российской империи, Российской Федерации), двуглавый орел претерпел некоторые изменения:

  • Иван Третий совместил это изображение с московским гербом — Георгием Победоносцем, поражающим копьем змия.
  • В XVII веке в лапах у гербовой птицы стали изображать державу и скипетр. Это были традиционные регалии монархических государств.
  • Федором Иоанновичем между головами орла, увенчанного коронами, размещен православный крест. Это неслучайно — в 1589-м было учреждено патриаршество, что означало церковную независимость России.
  • При Михаиле Романове на грудь орла вновь добавили изображение святого Георгия Победоносца.
  • Павел Первый добавил на российский герб мальтийскую символику — корону и крест. При Александре Первом она была убрана.
  • После Отечественной войны орла стали изображать с расправленными опущенными крыльями. В лапах он стал держать венок, факел и молнии вместо державы и скипетра.
  • При Александре Втором геральдического символа коснулись самые серьезные изменения. Правитель для этого создал специальное Гербовое отделение. Изменили изображение как орла, так и Георгия Победоносца. Новый герб был утвержден в 1857 году. В таком виде он просуществовал вплоть до падения Российской империи в 1917-м.

Ее преемник, СССР, отменил царский геральдический знак. Вместо него стал использоваться совершенно иной герб — серп и молот.

Дополнительные перекладины

Ставротека. Византия. XII век. Италия. Нонантола. Аббатство Нонантола

Но параллельно с такими крестами встречаются и кресты, напоминающие об изначальной исторической форме (чаще всего, это относится к крестам-реликвариям, содержащим частицу Животворящего Древа). И хотя изображения сохраняют известную степень декоративности, но намеки на табличку и подножие исторического Креста, на котором был распят Спаситель, все же присутствуют в виде дополнительных перекладин. Перекладина вверху, таким образом, напоминает о табличке, а внизу – о подножии.

Часто встречается только верхняя перекладина. Этот вариант креста позднее вошел в западноевропейскую геральдику под названием  «патриаршего» или «архиепископского». Его изображение можно увидеть в гербах католических архиепископов (в отличие от гербов епископов, где крест только с одной перекладиной). Такой же крест с двумя перекладинами встречается в гербах великих герцогов Лотарингских (он так и называется – «лотарингский крест»), в современных гербах Венгрии, Словакии и Литвы.

Крест прп. Евфросинии Полоцкой. Изображение из книги «Белоруссия и Литва», 1889

Такую же форму имел исторический крест прп. Евфросинии Полоцкой – реликвия белорусского народа, который, к сожалению, был утрачен во время Великой Отечественной войны.Нижняя же перекладина, символизирующая подножие, могла изображаться в простой форме, как и остальные перекладины креста, но порой ей придавали некий условный объем (в той мере, как средневековое искусство его понимало).

Со временем нижняя перекладина стала эволюционировать и получила наклон, которому много позднее стали придавать отдельное символическое значение.

Крест восьмиконечный процветший. Миниатюра рукописи. Византия. XI век. Испания. Мадрид. Национальная Библиотека Испании

Такой крест со временем получил большее распространение на Руси, и именно эту форму стали позднее именовать «православной».

Разумеется, рассказать обо всех исторических формах креста в небольшой статье невозможно. Но мы и не ставили перед собой такую задачу. Нам бы хотелось донести одну простую мысль – восьмиконечный крест, который называется православным, – это лишь одна из форм крестов, принятых Церковью. Само наименование «православный», использующееся относительно креста, – довольно условное и позднее. И уж если историческая форма данного восьмиконечного креста и называется православной, то нельзя делать автоматический вывод о том, что другие исторические формы уже «неправославные» или того хуже – «масонские».

Церковь одинаково почитает различные формы крестов, которые так или иначе напоминают нам о крестной смерти и искупительном подвиге Господа Иисуса Христа.

Дмитрий Марченко

Примечание:

1. Цитируется по книге «Древнерусское искусство». М., 1975.

Византийская культура

1. Философия и образование. 4

2. Архитектура и музыка. 5

3. Литература в Византии. 7

4. Фресковая живопись Византии.. 9

5. Декоративно-прикладное искусство Византии.. 9

6. Иконопись в Византии.. 11

7. Развитие художественной культуры.. 12

Заключение. 16

Список использованной литературы.. 17

Введение

Рождение византийской цивилизации историки связывают с основанием ее столицы города Константинополя.

Город Константинополь был заложен императором Константином в 324 году. И основан был на месте римского поселения Византии.

Фактически история Византии как самостоятельного государства начинается в 395 году. Лишь в эпоху Возрождения придумали название «византийская цивилизация».

Константинополь, явившийся центром основания византийской цивилизации, был удачно расположен.

Цель данной работы состоит в анализе основных направлений культуры Византии.

Информационной базой работы послужили учебники по культурологи, истории и пр.

1.Философия и образование

Философия

Философская мысль Византии формировалась в период, когда в Восточной Римской империи была создана религиозно-философская доктрина, объединяющая учение Платона и понятие о Логосе как об одной из ипостасей Троицы и о Христе-богочеловеке, примиряющем земное и небесное. Победа официального православия повлекла за собой закрытие Александрийской и Афинской школ императором Юстинианом I в 1529 г.

и означала фактически конец светской философии. С конца IV в. в Византии прочно утвердилась церковная литература. На базе церковных канонов и Священного писания основывается христианское учение.

Наиболее известные отцы восточной церкви — Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Василий Великий, феодорит Критский.

Этот период характеризуется неоплатонизмом как самым распространенным философским учением, в котором сочетаются стоическое, эпикурейское, скептическое учение с примесью элементов философии Платона и Аристотеля.

В V-VI вв. в неоплатонизме появляются два ответвления: дохристианское и более позднее, в котором неоплатонизм является основой идеологической христианской доктрины. Выдающимся представителем этой школы был Псевдо-Дионисий Ареопагит. Его учение было усовершенствовано Максимом Исповедником и прочно вошло в духовную жизнь византийского общества.

Второй период византийской философии — это иконоборчество, идеологами которого были иконопочитатели Иоанн Дамаскин и Федор Студит.

В третьем периоде развиваются рационалистические философские концепции, философия объявляется наукой, которая должна исследовать природу вещей, приводить эти знания в систему (XI в.).

Последний период византийской философии характеризуется развитием религиозно-мистического направления как реакции на рационализм.

Наиболее известен исихазм (Григорий Палама). Имеет сходство с Йогой: очищение сердца слезами, психофизический контроль для достижения единения с Богом, самососредоточение сознания.

Образование

В IV-VI вв. сохранялись старые научные центры (Афины, Александрия, Бейрут, Газа) и возникали новые (Константинополь).

В 1045 г. был основан Константинопольский университет с двумя факультетами — юридическим и философским. Книги переписывались в основном на пергаментах и были очень дороги. Хранилищами книг были монастыри и частные библиотеки.

С конца VII в. по IX в. высшее образование практически исчезло и возродилось лишь в конце века.

Архитектура и музыка

Архитектура

В искусстве Византии неразрывно связаны утонченная декоративность, стремление к пышной зрелищности, условность художественного языка, резко отличающая его от античности, и глубокая религиозность.

Византийцы создали художественную систему, в которой господствуют строгие нормы и каноны, а красота материального мира рассматривается лишь как отблеск неземной, божественной красоты. Эти особенности ярко проявились как в архитектуре, так и в изобразительном искусстве.

Тип античного храма был переосмыслен в соответствии с новыми религиозными требованиями.

Теперь он служил не местом хранения статуи божества, как это было в античную эпоху, а местом собрания верующих для участия в таинстве приобщения к божеству и слушания «слова божьего».

Символ Палеологов

Фото герба Византийской империи вы можете рассмотреть в статье. Но это лишь символичное название двуглавого орла. Большинство историков считают его эмблемой последней византийской династии — Палеологов. Это был символ именно старших членов семьи. Известно, что его изображали на регалиях, вышивали на императорских одеждах. В частности, изображение мифической птицы можно было увидеть на сапогах последнего византийского императора Константина XI Палеолога.

Единожды орла можно было увидеть и на корабельном флаге — судна, на котором Иоанн VII Палеолог плыл к Ферраро-Флорентийскому собору. Свидетельство тому есть у Сфрандзи. Этот корабль изображен также на дверях Филарете, что в соборе Святого Петра.

Военные флаги и знаки различия

Монета Константина (ок. 337), изображающая его лабарум, пронзающий змею.

Поздняя Римская армия в конце 3 — го века продолжала использовать знаки привычных для римских легионов : орел-наклоненных Aquila , квадратный вексиллум , и имаго~d (бюст императора на шесте). Кроме того, использование драко , заимствованного у даков , было широко распространено среди кавалерии и вспомогательных частей. Однако немногие из них, похоже, выжили после 4 века. Aquila выпал из использования с ломки старых легионов, то имаго был заброшен с принятием христианства , и только вексиллум и Драко все еще время от времени засвидетельствовано в 5 — м веке и за его пределами. Константин Великий (годы правления 306–337) вставил эмблему Чи-Ро в римские военные стандарты, в результате чего появился так называемый лабарум . В иконографических свидетельствах это обычно принимает форму Чи-Ро, вышитого на поле вексиллума , но литературные данные предполагают также его использование в качестве символа во главе посоха. Лабарум , хотя часто встречаются в 4 — м и 5 — м веках, исчезает полностью в 6 — ом, и вновь появляется значительно позже в измененном виде как часть регалий.

В конце 6-го века Stratēgikon, приписываемый императору Морису , появляются два типа военных флагов: треугольный вымпел или фламулон (φλάμουλον, от латинского : flammula , «маленькое пламя») и большой бандон (βάνδον, от латинского и, в конечном счете, германского) Bandum ). Вымпелы использовались в декоративных целях на копьях, но Stratēgikon рекомендует снимать их перед битвой. Согласно литературным данным, они были одно- или двуххвостыми , в то время как более поздние изображения рукописей свидетельствуют о треххвостой фламуле . Bandon был главным византийский стандарт бой с 6 — го века на, и пришел даже дать свое имя к основной византийской воинской части ( Бэндоном или tagma ). Его происхождение и эволюция неизвестны. Возможно, он возник в результате модификаций дракона или вексиллума , но в своей окончательной форме он появляется в Stratēgikon , состоящем из квадратного или прямоугольного поля с прикрепленными лентами.

Согласно Stratēgikon , цвета штандарта отражали иерархическую подчиненность подразделения: банда полков одной и той же бригады ( moira , droungos ) имела поле того же цвета, отличавшееся отличительной чертой, и полки одного и того же дивизия ( мерос или турма ) армии имела такой же цвет на ленточках. У каждой мойры и мероса также был свой флаг, а также у командующего армией ( stratēgos ). Они были по той же схеме, но большего размера и, возможно, с большим количеством лент ( Stratēgikon изображает флаги с двумя-восемью лентами). Морис также рекомендует, чтобы флаг центрального мероса , возглавляемого заместителем командира ( hypostratēgos ), был более заметным, чем флаг другого меро , и чтобы флаг командующего полководца (или императора, если он присутствовал) должен был быть более заметным. быть самым заметным из всех. Кроме того, Stratēgikon предписывает отдельный стандарт для багажного поезда ( touldon ) каждой мойры . Стандарты использовались не только для различения частей, но также как точки сбора и передачи сигналов другим формированиям. В Византийском флоте у каждого корабля тоже был свой штандарт. Как и их наземные аналоги, они также использовались для передачи сигналов. В 10 веке крест стал более заметным символом и часто использовался как навершие вместо наконечника копья. При Никифоре II Фока (годы правления 963–969) большие золотые кресты и драгоценности использовались в качестве знамен, возможно, несли на шесте или иным образом изображались на флагах. Кроме того, использование частей Истинного Креста часто упоминается на военных парадах.

В конце византийского периода псевдокодинос записывает использование палеологовского «тетраграмматического креста» (см. Выше) на имперском флаге ( греч . Βασιλικόν φλάμουλον , basilikon phlamoulon ) на византийских военно-морских судах, в то время как командующий военно-морским флотом Дукс , отображалось изображение императора верхом на коне.

Византия никогда не была отсталой страной

Наоборот, долгое время именно Восточная Римская империя считалась самой культурной и развитой страной христианского мира. В то время как на Западе последние остатки науки и литературы пыталась сохранить церковь, на Востоке вовсю процветали философские, богословские, литературные школы. В сферах точных и естественных наук работало множество учёных. Даже первый европейский университет появился именно в Византии.

Обычно считается, что первым стал Болонский, основанный в 1088 году. Но в Константинополе ещё при императоре Феодосии II в V веке возникла придворная школа. Уже тогда там изучался классический для средневековых университетов набор дисциплин: теология, право, риторика и медицина. В 855 году школа стараниями выдающегося учёного Льва Философа была преобразована в университет и получила в своё распоряжение Магнаврский императорский дворец на Августеоне — главной площади столицы, где также находился Софийский собор.

Лев Философ стал первым ректором первого в мире университета и фактическим создателем современной системы высшего образования, на которую ориентировались европейские просветители. Магнаврская высшая школа просуществовала до 1453 года, а её последние профессора бежали от османского завоевания в Западную Европу.

Церемониальный знак

Церемониальный миниатюрный лабарум , который носил торжествующий император в 10 векеГюнтертух. С VI века до конца империи византийцы также использовали ряд других знаков различия. В основном они записываются в церемониальных процессиях, особенно в Де Церемониис

10-го века , но, возможно, они также были перенесены в битву. Когда они не использовались, они хранились в различных церквях Константинополя . Среди них были имперскиефламулы из золота и расшитого золотом шелка, а также знаки отличия, известные под общим названием «скипетры» ( σκῆπτρα ,skēptra ), которые обычно представляли собой символические предметы на посохе. Некоторые из них, так называемые «римские скипетры» ( ῥωμαϊκὰ σκῆπτρα ,rhōmaïka skēptra ), напоминали старуювексиллу с развешанной тканью ( βῆλον ,vēlon , от латинскогоvelum ). Другие знаки этого типа включалиэвтихию илиптихию ( εὐτυχία или πτυχία ), которые, вероятно, имели какое-то изображение Победы .

Еще одна группа, известная под общим

названием «скеуэ» (σκεύη), упоминается вDe Ceremoniis , в основном старых военных стандартах, передаваемых веками. Они былиlaboura (λάβουρα), вероятно, формойlabarum ; вkampēdiktouria (καμπηδικτούρια), потомки дубинки позднеримских бурильных мастеров илиcampiductores ;Signa (σίγνα, «знак»);drakontia (δρακόντια) иBanda . Вdrakontia явно потомки старой римскойDraco , а терминДраконарий для знаменосца выжил в 10 — м веке. Однако неизвестно, как выглядели более поздние стандарты. Согласно описанию Никиту Хониат , они по- прежнему включали Windsock , который былДрако ‘s отличительной чертой, но это может быть преднамеренным archaicism. Во всяком случае, использование дракона в качестве изображения хорошо засвидетельствовано еще в 14 веке.

Псевдо-Кодинос также перечисляет различные знамена и знаки отличия, используемые в имперских процессиях: один назван архистратигос

( ἀρχιστράτηγος , «главный генерал»); другой с изображениями известных прелатов и восьми стримеров, известных какоктаподионы ( ὀκταπόδιον , «осьминог»); другой в виде креста с изображениями св. Димитрия , св. Прокопия , св. Феодора Тиро и св. Феодора Стратилата ; другой изображает Святого Георгия верхом на лошади; другой в форме дракона (δρακόνειον,драконейон ); и еще один с императором на коне. Пара каждого существовала, и их несли процессиями, а во время кампании брали одну или две копии, в зависимости от размера императорского эскорта. Им всегда предшествовалискутерионы сдибеллионом (διβέλλιον), личным знаменем императора, вместе с имперским щитом (скутерион ), а за ними следовали знамена деспотов и других командиров со знаменамидемархов (головы кварталов Константинополя), идя в тыл. Вdibellion ‘ сек природа была обсуждена, но его название — скорее всего , смешанный греко-латинская соединение означает „двойнойпарус “ — по- видимому , описывает раздвоенный вымпел , по- видимому , западноевропейского происхождения.

Символика и образы византийской иконы

Новый художественный замысел способствовал окончательному изменению прежней символики, которая знаменовалась переходом от старого натуралистического восприятия чувственного мира к более религиозному и священному его отражению. Теперь образы византийских икон придерживаются иных рукописных канонов.

Икона является своего рода окном в духовный мир. Отсюда ее особый язык, где каждый знак – символ, обозначающий нечто большее, чем он сам.
Лицо на иконе это лик, повернутый к Богу, личность, преображенная в свете вечности.

Лик в иконе – самое главное, а главное в лике – глаза. Известное выражение «глаза – зеркало души» родилось в системе христианского мировоззрения.

Большое значение в иконе придается также рукам, многое говорящим о личности человека. Каждый жест рук осмысливается по-своему, несет определенную духовную информацию, каждой новой ситуации соответствует свой жест. Лик и руки иконописец, как правило, выписывал очень тщательно.

Фигуры же обычно изображались как бы «облегченно», так, чтобы тело выглядело невесомым и бесплотным. Тела в иконах словно парят в пространстве, зависая над землей. Иконописное изображение стремится передать соединение внешней хрупкости и внутренней мощи. Тела на иконах имеют удлиненные пропорции, что является выражением одухотворенности человека, его преображенного состояния. Икона являет нам образ нового человека, преображенного, целомудренного.

Как всякое живописное произведение, икона имеет дело с цветом. Фон классической византийской иконы – золотой. Это одновременно цвет и свет. Золото обозначает сияние Божественной славы, это свет нетварный, символ Небесного Иерусалима. Золотой цвет служит выражением самого ценного в духовном мире. Наиболее близким по смыслу к золотому стоит белый цвет.

Он также является цветам и светом одновременно, но применяется гораздо реже золотого. Белый цвет символизирует чистоту, непорочность и причастность божественному миру.

Красный и синий цвета, как правило, выступают вместе. Они символизируют милость и истину, красоту и добро, земное и небесное, то есть те начала, которые в падшем мире разделены и противоборствуют, а в Боге соединяются и взаимодействуют.

В зависимости от степени святости героев, которые представлены в библейской мифологии, наименование их ликов стало подразделяться на такие категории как:

  • Апостолы;
  • Бессребреники;
  • Благоверные;
  • Великомученики;
  • Мученики, и.т.д.

Всего их насчитывается 18 видов. Наглядным примером, демонстрирующий применение новых художественных канонов, является икона Иисуса Христа в византийском стиле, которая называется Христос Пантократор.

В основе её создания были задействованы новые цветовые формы, представляющие собой сочетание натуральных и порошковых красок размешанные в жидкости.

Основные черты лица, которые художнику удалось придать данной святыне, оказались настолько естественными и правильно переданными, что и в остальных последующих работах, Божий взгляд стал представлялся точно в таком же, виде, который предшествовал ранее созданному оригиналу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector