История и гибель византийской империи
Содержание:
- Кризис и падение империи
- С падением Константинополя в 1453 году Византия полностью исчезла
- Рождение империи
- Начало Римской Империи
- Император Константин I Великий
- Императоры
- Византия потеряла Малую Азию после разгрома при Манцикерте в 1071 году
- Скучное искусство?
- Тождественность
- Интересные факты о Византии
- Золотая эра
- Эллинизирующая эра
Кризис и падение империи
В течение следующих двух столетий – XIV и XV – Византии пришлось отстаивать свою независимость и право на существование в борьбе с турками-османами. Особенно больших успехов на полях военных действий достигли Урхан, Осман и Эртогрул – три османских военачальника, побеждавших византийцев, которым иногда все же удавалось остановить неприятеля. За относительно короткий период турками было захвачено несколько стратегически важных территорий:
- 1329 г. – Никея;
- 1337 г. – Никомедия;
- 1352–1354 – полуостров Галлиполи.
Иоанн V и Мануил II – византийские монархи – пытались сохранить империю. Для того чтобы получить военную поддержку от латинянов, императоры пошли на непростой шаг – подписание унии, которая объединила церкви Византии и Рима. Этим союзом было недовольно простое население, а также значительная часть византийской знати, что привело к раздорам и дальнейшему экономическому и политическому ослаблению государства.
В период с 1361 по 1393 год туркам удалось добиться значительных успехов на полях военных сражений и одержать ряд важных побед:
- завоевание Адрианаполя, Филиппополя и Фракии;
- перенос османской столицы в Адрианаполь;
- изолирование Константинополя – город был отрезан от остальных византийских областей;
- завоевание практически всего Балканского полуострова;
- победа над болгарами и южными сербами;
- основание колонии в Македонии;
- вторжение в Албанию и покорение ее территории;
- падение Сербской империи под натиском турецких войск;
- превращение Болгарии в одну из областей Османского государства.
Иоанн V пошел на заведомо безнадежный шаг для спасения независимости своей империи. Он признал себя вассалом турецкого султана и начал платить ему дань. Монарх даже помогал османам в захвате Филадельфии – одного из крупнейших византийских городов того времени.
Опасность быть покоренными турками возросла, когда Баязид I – османский султан – сумел организовать длительную блокаду Константинополя и готовился к штурму города. Лишь нашествие Тамерлана (Тимура) – знаменитого тюркского полководца, эмира и военачальника – на государство османов остановило его от этого шага. В начале XV столетия Мураду II – султану Османской империи – удалось возобновить наступление на византийскую столицу и добиться успехов:
- захват Фассалоников – византийской территории;
- победа турок в битве под Варной в 1444 г.;
- покорение Афинского герцогства.
В этот период Византия представляла собой небольшое государство, в которое, кроме Константинополя и соседних с ним областей, входило несколько прибрежных территорий: Пелопоннес, Афон, Месемврия и Анхиал. Угроза существованию останкам Византийской империи возросла, когда Мехмед II – османский султан – приступил к осуществлению своего плана по захвату Константинополя:
- построена мощная Румелийская крепость на берегу Босфора;
- закрыт путь для доставки товаров из черноморских портов в Константинополь;
- у стен византийской столицы сконцентрированы крупные силы – 180 тыс. солдат;
- турецкий флот вошел в бухту Золотого Рога.
Защитники Константинополя – 7 тыс. солдат, во главе которых стоял Константин XI, – мужественно отбивали атаки османов. Но одержать победу оказалось невыполнимой задачей. Византийский император погиб в бою, а Мехмед II вошел в непреступный Константинополь. Это событие произошло 30 мая 1453 года. Историки рассматривают эту дату как падение Византийской империи.
Чуть позже, в 1459 г., Пием II – римским папой – обсуждался вопрос об организации нового Крестового похода. Его результатом должно было стать изгнание турок из Константинополя и восстановление Византийской империи. Но эти планы так и не претворились в жизнь.
С падением Константинополя в 1453 году Византия полностью исчезла
Всё же не в 1453 году, а несколько позже. Входивший в состав Византии Морейский деспотат на Пелопоннесе турки завоевали в 1460 году(последняя его крепость пала в 1461 году). Трапезундская империя — ещё один осколок Византии — перешла под османский контроль в том же 1461 году. Последний деспот Мореи Андрей Палеолог, то есть формально император Византийской империи, продал права на неё Фердинанду и Изабелле в 1502 году.
В школьном учебнике по истории Средних веков больше всего внимания уделено Англии и Франции. Византия изучается очень бегло, и, как следствие, наши преставления о ней — поверхностные и смутные.
А что касается исторической преемственности… С её помощью можно обосновать многое — и не обо всём стоит упоминать, чтобы ненароком никого не задеть.
Учебники никогда не дают полной картины. Истинная история хранит много ответов на различные вопросы — не стоит полагаться на мифы и легенды. Читайте наши статьи — и избавляйтесь от заблуждений!
Рождение империи
Последним императором, управлявшим единой Римской империей, был Феодосий I. В 395 году, незадолго до смерти, он разделил территорию империи между двумя своими сыновьями – одному досталась западная ее часть, а другому – восточная.
Император Феодосий I Великий
Но не прошло и 80 лет, как Западная Римская империя, не выдержав набегов варваров, прекратила свое существование. Восточной же части, которую сейчас называют Византией, повезло больше — она не только выстояла, но и просуществовала более десяти столетий, вплоть до 1453 года.А поскольку Рим пал, новой столицей империи на многие века стал Константинополь – город, построенный на берегу Босфора еще в IV веке по указу императора тогда еще единой Римской империи Константина Великого.
Император Константин Великий
В этот город на более спокойной восточной территории Константин в дальнейшем предполагал перенести столицу.
Своими размерами и великолепием он превзошел многие древнегреческие и римские города, а назвали его в честь императора – Константинополем.
Константинополь
На самом деле империи под названием Византия никогда не существовало. Так Восточную империю стали называть историки уже после ее краха – чтобы не путать с Римской империей. За основу они взяли название древнегреческого города Византий, на месте которого был построен Константинополь.Жители Византии (в основном это были греки) продолжали считать себя римлянами, по-гречески — «ромеями». Естественно, они даже не подозревали о том, что теперь, оказывается, стали византийцами.Хотя сама Византия практически не вела захватнических войн, ей постоянно приходилось отбиваться от нападавших на нее варваров, стремящихся отхватить от нее лакомые кусочки. На протяжении длительного периода существования границы империи постоянно менялись.
Византия на карте в период расцвета 1025 год
Византия на карте в период упадка 1453 год
Начало Римской Империи
Карта Римской империи c. 395, показывающий преторианские префектуры Галлии, Италии, Illyricum и Oriens, приблизительно аналогичные зонам влияния четырех тетрархов после реформ Диоклетиана.
Указ Каракаллы в 212 году, Конституция Антониниана, распространил гражданство за пределами Италии на всех свободных взрослых мужчин во всей Римской империи, фактически подняв население провинции до равного статуса с самим городом Римом
Важность этого указа скорее историческая, чем политическая. Он заложил основу для интеграции, при которой экономические и судебные механизмы государства могли бы применяться по всему Средиземноморью, как когда-то было из Лацио во всю Италию
Конечно, интеграция не проходила равномерно. Этим указом были одобрены уже интегрированные с Римом общества, такие как Греция, по сравнению с теми, кто находится далеко, слишком бедными или просто чуждыми, такими как Великобритания, Палестина или Египет.
Разделение империи началось с тетрархии (квадрувирата) в конце третьего века с императором Диоклетианом, как учреждение, предназначенное для более эффективного контроля над обширной Римской империей. Он разделил Империю пополам, когда два императора правили из Италии и Греции, каждый из которых имел собственного со-императора. Это разделение продолжалось в четвертом веке до 324 года, когда Константину Великому удалось стать единственным Императором Империи.
Константин решил основать новую столицу для себя и выбрал Византию для этой цели. Его победа над соперниками была во многом благодаря его решению до битвы при Мильвийском мосту принять тогдашнюю незаконную христианскую веру. Надписав монограмму Чио-Ро (первые две буквы греческого слова «Христос») на своих щитах, он приписал свою победу помощи Христа. Процесс восстановления был завершен в 330 году. Несмотря на преследования, христиане представляли значительную общину, и было бы благоразумно заручиться их поддержкой и поддержкой.
Император Константин I Великий
Константин переименовал город Нова Рома (новый Рим), но в народном употреблении его называли Константинополь (по-гречески Κωνσταντινούπολις, Constantinoúpolis, что означает город Константина). Старый Рим имел языческое происхождение; Константин теперь хотел новый христианский Рим в качестве столицы того, что должно было стать христианской империей. Эта новая столица стала центром его администрации. Хотя империя еще не была «византийской» при Константине, христианство станет одной из определяющих характеристик Византийской империи, в отличие от языческой Римской империи.
Другим определяющим моментом в истории Римской / Византийской империи была битва при Адрианополе в 378. Это поражение, наряду со смертью императора Валента, является одной из возможных дат разделения древнего и средневекового миров. Римская империя была далее разделена преемником Валента Феодосием I (также называемым «великим»), который правил обоими, начиная с 392. В 395 году он дал две половинки своим двум сыновьям Аркадию и Флавию Августу Гонорию; Аркадий стал правителем на Востоке со своей столицей в Константинополе, а Гонорий стал правителем на западе со своей столицей в Равенне. На этом этапе принято называть империю «восточно-римской», а не «византийской».
Императоры
С именем одного из самых известных византийских императоров Юстиниана I, который вступил на престол в 527 году, связаны судьбоносные моменты в истории Византии. В период его правления территория Византийской империи увеличилась почти в два раза. Были завоеваны новые территории:
- Италия,
- Часть Пиренейского полуострова,
- Северная Африка
Правление Юстиниана ознаменовалось войнами со славянами, аварами, персами. Хоть им и не удалось захватить больших территорий Византии, некоторые города Византийской империи были разрушены. Юстиниан, которому нужны были средства на ведение войны, обложил население высокими налогами, что привело к бунту. В то же время разразилась эпидемия чумы. Кроме того, при Юстиниане гражданская и церковная власти объединились. Все это привело к ослаблению Византийской империи.
На этом фоне для укрепления монархической власти, Юстиниан ввел понятие «Божьего помазанника». Утверждение о том, что монарх получает власть от Бога легло в основу теории, принятой впоследствии в будущих империях.
В период VI-VII веков многие территории Византийской империи были потеряны из-за войн с персами, славянами, лангобардами и аварами. Даже завоевании Армении византийским императором Ираклием I не спасло ситуацию.
В этот период Византии пришлось воевать с арабами. Угроза нависла над Константинополем, который с 673 по 678 г.г. находился в осаде. Однако применение так называемого «греческого огня» помогло правившему тогда императору Константину IV отстоять столицу Византийской империи.
В этот период греческий язык заменил латинский в качестве государственного языка.
VIII век: с именем правившего в этот период императора Льва III связана победа над арабами и предотвращение дальнейшего распада государства. Кроме того, Лев III известен в истории политикой иконоборчества. Люди, уставшие от войны с арабами возносили молитвы перед иконами в поисках выхода из кризисной ситуации. Лев III стремился ограничить влияние Церкви на государство и общество, проводя политику борьбы с иконопочитанием. Лишь в 787 году императрица Ирина вновь положила конец этой политике.
IX-X века: этот период ознаменовался напряженной ситуацией внутри страны, где из-за возрождения иконоборчества в 821-823 г.г. шла гражданская война между сторонниками и противниками этой политики. На внешних границах империи также было неспокойно. Карл Великий (король Франков) угрожал с Запада. У Восточной границы Византии угрожал Багдадский халифат, захвативший Сицилию и Крит. Не прекращались столкновения с болгарами. В этот трудный период, согласно историческим источникам, Византия впервые стала контактировать с племенами русов. Начавшееся в 867 году правления новой Македонской династии вновь принесло империи могущество и процветание.
Известные имена правителей этой династии:
- Василий I,
- Василий II,
- Иоанн I,
- Роман I,
- Константин VII,
- Никифор II.
В этот период к Византийской империи вновь был присоединен Крит, а также Юг Аппенинского полуострова и Болгарии.
XI-XIX века: в этот период произошло много событий, которые в начале привели к усилению государства, а затем к феодальной раздробленности и в конечном счете к упадку империи.
Византия потеряла Малую Азию после разгрома при Манцикерте в 1071 году
Это самое известное полевое сражение в истории Византии. И едва ли не единственное, которое упоминается во всех учебниках. Фатальное поражение от турок-сельджуков.
После разгрома византийской армии при Манцикерте в 1071 году вся Малая Азия оставалась в составе империи. Однако затем страна погрузилась в хаос мятежей и гражданской войны. Проигравшего битву при Манцикерте императора Романа Диогена вскоре захватили соперники и ослепили.
В междоусобной войне победил Никифор Вотаниат, который использовал для победы сельджукскую конницу. В какой-то момент почти вся Малая Азия перешла во владение новых завоевателей. Так появился Румский султанат.
(Фото: Christa Hook)
Малая Азия была потеряна не в результате битвы при Манцикерте, а в ходе смуты, в которую скатилась империя.
Впрочем, западная часть полуострова вскоре вернулась в состав Византии и стала основой для возрождения империи после захвата Константинополя крестоносцами в 1204 году.
Скучное искусство?
— Художественное наследие Византии представлено главным образом иконописью. Но икона консервативна, подчиняется строгим канонам. Значит ли это, что византийское искусство просто застыло?
— То, что византийское искусство застывшее и занудное — миф.
Оно не знало стагнации. У него тысячелетняя биография (с IV по XV век. — Прим. ред.), со своими взлетами и падениями. И иконописные образы не всегда были одинаковыми: они перерабатывались, дополнялись новыми деталями, реагируя на те или иные исторические события. Икона впитывала в себя и постоянно шедшие в империи богословские споры.
Сретение Господне; Византия.; XIV в.
— А как же канон?
— Конечно, иконографическая «догма» всегда была устойчивой и неизменной. Но к XIV веку, в период поздней Византии, иконография становится чрезвычайно разветвленной — умножается количество сюжетных деталей — и все более «разговорчивой», литературной, повествовательной. Но парадокс в том, что вместе с приобретением этого творческого многообразия она утрачивает свою целостность, свой внутренний духовный стержень: он как бы заслоняется этой внешней детальной пестротой.
А вот классический византийский образ не обладает такой «литературностью», и в этом его величайшее значение: в своей предельной простоте византийская икона достигала глубочайшей степени выразительности.
Константинополь. Пресвятая Богородица с Младенцем Христом. Мозаика XII в., Святая София
— И как удавалось сохранять такое единообразие на территории огромной империи?
— А в разных регионах империи иконописные школы двигались своими путями, вырабатывая собственную стилистику. Вот например: после IX века, когда с ересью иконоборчества было покончено, византийское искусство пережило взлет. В Константинополе для Софийского собора создается образ Богородицы с Младенцем, сидящей на троне, а по бокам два архангела — Михаил и Гавриил. Это утонченный образ, с прекрасными, аристократическими ликами. Он буквально пронизан тончайшей внутренней поэтичностью. Такой мог появиться только в столице и, видимо, создавался какими-то высокородными, знатными художниками.
Примерно в это же время в Салониках (территория современной Греции. — Прим. ред.) существует другой художественный центр, создавший мозаики местного Софийского собора. В куполе этого храма — композиция «Вознесение Христово»: Господь в окружении ангелов поднимается на небо. Христос находится в круге — это сияние Божественной славы, а вокруг расположены фигуры Его учеников и Богородица. В этом образе нет константинопольской утончённости, он выполнен мощно, ударно, экспрессивно.
Византия знала разных мастеров, разные художественные школы, подходы, стили. Поэтому искусство здесь постоянно находилось в развитии.
Собор святой Софии в Константинополе
— А храм для византийцев был только центром религиозной жизни?
— Нет, это был еще и своеобразный информационный центр, настоящая энциклопедия. Попадая в него, человек оказывался в пространстве, наполненном различными изображениями. Здесь были и образы святых, и некоторые моменты их жития, и сюжеты библейской истории, и порой важнейшие события истории государственной —все это формировало специфику мировоззрения, фундаментальный набор представлений о мире и о человеке.
Кроме того, священник почти за каждым богослужением читал проповедь, которая нередко касалась каких-то злободневных проблем в империи. В некоторых храмах имелась своя библиотека. Одна из самых крупных находилась в Софийском соборе в Константинополе.
Вообще, о соборе Святой Софии стоит сказать отдельно, потому что он стал своеобразным символом византийского искусства. В нем представлены все наивысшие творческие достижения империи. Это был самый большой собор в Византии. Внутри него — колоссальное пространство, с огромным количеством окон, от чего весь храм буквально залит потоками света. И эти потоки в определенное время дня имеют определенное направление — так искусно они спланированы.
Безусловно, Софийский собор — пример инженерного гения. Взять хотя бы знаменитый купол, который считается самым большим в мире. Он очень тяжелый. И во время строительства, чтобы нейтрализовать распор (ту силу, которая стремится обвалить купол. — Прим. ред.), пришлось по бокам главного купола достроить еще два полукупола, а к ним с каждой стороны — еще по три. Только так удалось нейтрализовать нагрузку на центральный купол.
Тождественность
Византия может быть определена как многоэтническая империя, которая возникла как христианская империя, вскоре включившая в себя эллинизированную империю Востока и закончившую свою тысячелетнюю историю, в 1453 году, как греческое православное государство: империя, которая стала нацией почти современное значение слова.
В течение столетий после арабских и ломбардских завоеваний в седьмом веке его многоэтнический (хотя и не многонациональный) характер оставался, хотя его составные части на Балканах и в Малой Азии содержали подавляющее большинство греческого населения. Этнические меньшинства и значительные общины религиозных еретиков часто жили на приграничных территориях или вблизи них, а армяне были единственными значительными.
Византийцы идентифицировали себя как ромаи (Ρωμαίοι — римляне), которые уже стали синонимом эллина (Έλλην — греческий язык), и более чем когда-либо раньше развивали национальное самосознание, так как жители Ρωμανία (Румыния, как византийское государство и его мир были называется). Эта националистическая осведомленность отражена в литературе, особенно в акритических песнях, где пограничников (ακρίτες) хвалят за защиту своей страны от захватчиков, из которых наиболее известной является героическая или эпическая поэма Digenis Acritas.
Официальный роспуск византийского государства в пятнадцатом веке не сразу уничтожил византийское общество. Во время османской оккупации греки продолжали идентифицировать себя как Ρωμαίοι (римляне) и Έλληνες (эллины), черта, которая сохранилась в начале двадцатого века и до сих пор сохраняется в современной Греции, но первая теперь отступила к вторичному народному названию, а чем национальный синоним, как в прошлом.
Интересные факты о Византии
Население Византии было одним из наиболее многочисленных среди государств Средневековья. Оно насчитывало миллионы жителей практически на всем протяжении существования страны:
- 457 г. – 16 млн;
- 565 г. – 19 млн;
- 775 г. – 7 млн;
- 1025 г. – 12 млн;
- 1320 г. – 2 млн.
С названием страны связано несколько любопытных фактов:
- в России чаще всего это восточное государство называли Византией;
- для жителей Византийской империи она всегда была Романией, Ромаидой или Римской (Ромейской) империей;
- граждане страны никогда не называли себя византийцами;
- в обиходе использовалось самоназвание римляне или более правильное – ромеи.
Византия, которая характеризуется историками как преемница Римской империи, существовала на политической карте мира в течение долгих 1068 лет. За столь продолжительный период она оказала колоссальное влияние на развитие стран Азии и Европы. Византийская империя окончательно рухнула в 1453 году. Хотя жителями страны это не воспринималось как исчезновение или падение государства.
Полезные ссылки
Горящие туры ищите на сервисах Travelata и Level.Travel — они найдут лучшие предложения среди разных туроператоров. Хотите сэкономить?
Поиск лучших цен на перелеты — AviaSales
Экскурсии, свадьбы и фотосессии в Доминикане — Два Банана
Поиск и сравнение цен на отели — RoomGuru
Золотая эра
Император Василий II Убийца Булгар (ок. 976-1025 до н. Э.). Империя достигла своего расцвета при македонских императорах конца девятого, десятого и начала одиннадцатого веков. В течение этих лет Империя противостояла давлению римской церкви с целью удаления Константинопольского Патриарха Фотия I и получила контроль над Адриатическим морем, частями Италии и большей частью земель, удерживаемых болгарами. Болгары были полностью побеждены Василием II в 1014 году. Империя также приобрела нового союзника (хотя иногда и врага) в новом варягском государстве в Киеве, из которого империя получила важную наемную силу — варяжскую гвардию.
В 1054 году отношения между грекоязычными восточными и латиноязычными западными традициями в христианской церкви достигли предельного кризиса. Там никогда не было формальной декларации институционального разделения, и так называемый Великий раскол фактически был кульминацией вековых постепенного разделения. Из этого раскола возникли современные (римские) католические и восточные православные церкви.
Однако, как и Рим до него, Византия вскоре попала в период трудностей, вызванных в значительной степени ростом земельной аристократии, которая подорвала систему тем. Столкнувшись со своими давними врагами, Священной Римской империей и халифатом Аббасидов, он мог бы восстановиться, но примерно в то же время на сцене появились новые захватчики, у которых было мало оснований уважать свою репутацию. Норманны, наконец, завершили изгнание Византии из Италии в 1071 году из-за явного отсутствия византийского интереса в оказании какой-либо поддержки Италии, а турки-сельджуки, которые были в основном заинтересованы в разгроме Египта при Фатимидах, все еще делали шаги в Малую Азию, Основное пополнение византийских войск.
В результате неожиданного поражения Манзикерта от императора Романа IV в 1071 году Алп Арсланом, султаном турок-сельджуков, большая часть этой провинции была потеряна. Византийское искусство (особенно иконопись) и культура продолжали процветать, хотя и сражались. Широко распространено мнение, что форма Византийской Басилики ‘повлияла на исламскую архитектуру, в том числе Купол Скалы в Иерусалиме, специально построенный для того, чтобы соперничать с великолепием Святой Софии.
Византийское искусство характерно использует мозаику. Иконография также развивалась как основная форма искусства. Иконы — это изображения святых или изображений Троицы, Марии или Иисуса, написанные в соответствии с установленными условностями и служащие окнами в рай или местами, где небеса встречаются с землей.
Эллинизирующая эра
Что империя потеряла на территории, тем не менее, она составляла в единообразии. Ираклий полностью эллинизировал империю, сделав греческий официальным языком, положив конец последним остаткам латинской и древнеримской традиции внутри империи. Например, латинский язык в правительстве, латинские названия, такие как Август, и идея единой империи с Римом были быстро распущены, что позволило империи преследовать свою собственную идентичность.
Многие историки отмечают широкие реформы во время правления Ираклия как переломный момент с древнеримским прошлым Византии, и после этого принято называть империю «византийской», а не «восточно-римской». Империя также к настоящему времени заметно отличалась по религии от бывших имперских земель в Западной Европе, хотя южные византийские провинции значительно отличались в культурном отношении от севера и практиковали монофизитское христианство, а не халцедонское православие. Потеря южных провинций арабам усилила православие в остальных провинциях.
Констанс II (правил в 641 — 668 гг.) Разделил империю на систему военных провинций, называемых тематами (темами), чтобы столкнуться с постоянным нападением, при этом городская жизнь за пределами столицы сокращалась, в то время как Константинополь стал самым крупным городом в христианском мире. Попытки арабов покорить Константинополь не увенчались успехом перед лицом византийского флота, их монополии на все еще таинственное зажигательное оружие, греческий огонь, крепкие стены города и мастерство воинов-императоров, таких как Лев III Исавр (царствовал 717 — 741).
После отражения арабских нападений империя начала восстанавливаться.
Несмотря на то, что историк Эдвард Гиббон в восемнадцатом веке ошибочно изобразил его, но Византийская империя была самой близкой к военной сверхдержаве в раннем средневековье благодаря своей тяжелой кавалерии (катафрактам), ее субсидированию (хотя и непоследовательно) зажиточный свободный крестьянский класс как основа вербовки кавалерии, его необычайная глубокая защита (тематическая система), использование субсидий для противостояния своих врагов, мастерство сбора разведданных, развитие системы материально-технического снабжения основанный на поездах мула, его военно-морском флоте (хотя часто трагически недофинансируемом) и его рациональных военных доктринах (не отличающихся от таковых Сунь Цзы, китайского автора «Искусства войны»), которые подчеркивали скрытность, удивление, быстрый маневр и маршаллинг подавляющей силы в то время и место выбора византийского полководца.
После осады 717 года, когда арабы понесли ужасные потери, халифат никогда не представлял серьезной угрозы для византийского центра. Для того чтобы вытеснить имперские силы из восточной и центральной Анатолии, потребовалась бы другая цивилизация — турок-сельджуков. Однако существовала значительная вражда между византийцами и халифатом.
Одной из потерь был Святой Город Иерусалим (638), который был сдан Патриархом Софронием (у которого, возможно, не было большого выбора, поскольку имперская армия была выведена). Потеря Иерусалима и последующий контроль над его священными местами лишали византийскую гордость. Следуя раннему примеру Иоанна Дамасского, который описал ислам как «предтечу антихриста», а Мухаммеда — еретика и псевдо-пророка, отрицательные карикатуры на ислам и Мухаммеда были обычным явлением в грекоязычном мире.
Восьмой век был во власти спора о иконоборчестве. Иконы были запрещены императором Львом III, что привело к восстаниям со стороны иконописцев в империи, в том числе Иоанна Дамасского. Благодаря усилиям византийской императрицы Ирины Второй Никейский Собор собрался в 787 году и подтвердил, что иконы можно почитать, но не поклоняться.
Ирэн также попыталась заключить брачный союз с Карлом Великим, который бы объединил две империи, воссоздав Римскую империю (две европейские сверхдержавы претендовали на этот титул) и создав европейскую сверхдержаву, сравнимую с древним Римом, но эти планы ни к чему не привели. Противоречие иконоборчества вернулось в начале девятого века, но было разрешено еще раз в 843 году. Эти противоречия не помогли распадающимся отношениям с Римско-католической церковью и Священной Римской империей, которые оба начинали приобретать больше собственной власти. Более тысячи лет Империя представляла собой преемственность римской и греческой культуры. Он объединил своих подданных с общим чувством идентичности, ценностями и пониманием общества как в конечном счете под суверенитетом Бога.