Принятие христианства на руси и её значение

Общественные предпосылки

Феодализация общественного строя требовала не только экономических перемен, но и общественно-культурных. Разрозненность и раздробленность славянских племен VII-VIII веков, доходившая до разделения не просто на семейные хозяйства, но даже на отдельные подворья, постепенно сменялась обратным процессом – централизацией. Соединяя вновь когда-то раздробленные хозяйства в единое целое – поселения, города, а затем и княжества, централизация привела к появлению сильных государств. Однако залогом стабильности подобных объединений является не только территориальная, но и духовная целостность.

Существовавшие верования – язычество – отражали раннюю раздробленность славянского народа. У каждого племени был свой верховный бог, оказывавший покровительство только своему народу и требовавший соответствующих обрядов. Политеизм – многобожие – усугублял раздор между славянами и тормозил процесс централизации.

Новому государству, объединившему в единое целое несколько десятков племен, требовалась единая религия, которая смогла бы стать теми «духовными скрепами», превращающими племена в народ. Эту решающую роль в единении славян суждено было сыграть христианству.

Появление христианства на Руси

Некоторые исследователи истории утверждают, что христианская религия проникла на территорию Руси задолго до крещения. По их словам есть неоспоримые доказательства пришествия религии еще при киевском князе Аскольде. Константинопольский патриарх послал архиепископа, чтобы создать здесь церковную структуру, но полноценному утверждению христианства в нашем древнем отечестве помешали напряженные столкновения между приверженцами Спасителя и язычниками.

Ориентацию Киева на восточно-христианский мир определили связи с великолепным и мудро управляемым Константинополем, а также сотрудничество со славянскими племенами Центральной Европы и Балканского полуострова. Русские князья имели большой выбор в перечне религий, а те государства, которые прославляли именно свою церковь, устремляли взор на богатства отечественных земель.

  • По сведениям «Сказания о Владимирском крещении» (эпизода из «Повести временных лет») в 986 г. в Киев прибыли посланцы православия из Константинополя, римские миссионеры, а также послы иудаизма и ислама.
  • Легенда гласить, что великому князю приглянулась речь греческого проповедника, но он не торопился принимать восточное христианство. Владимир отправил послов в соответствующие государства, чтобы подробнее ознакомиться с каждой из церквей.
  • Латинские и мусульманские ритуалы не произвели высокого впечатления. Послы были в восторге от обрядов, проходящих в Константинополе, поэтому они стали восхвалять православие и уговаривать великого князя выбрать именно его.
  • Окончательное же решение о принятии возникло на военно-политической почве. Владимир приказал идти на византийский город Корсунь, так как император Василий II получил в услуги русскую армию, но не выполнил главное условие договора: выдать замуж за Киевского князя свою родную сестру Анну. Осада крепости продолжалась девять месяцев и завершилась поражением защищающихся. Византийский император отдал принцессу за Владимира и крестил его в самой Корсуни.
  • Вернувшись в родную столицу, великий князь полностью уничтожил языческие идолы и крестил свой народ в Днепре. Вскоре Владимир предпринял план по масштабному строительству в городских условиях церквей и назначению священнослужителей.
  • Киевский Князь перестал быть язычником и полноценно окунулся в блаженство истинной религии. Перед ним предстало чудо Откровения, что помогло изменить бывшие убеждения. Владимир окончательно изгнал идолопоклонство и стал ревнивым сторонником православной Церкви.
  • Процесс Крещения проходил в порядке приказа, потому что людям было тяжело осуществить переход к ранее неизведанной религии от традиционных и старинных верований. Многие принимали Христа из-за страха, а в некоторых городах народ оказывал сопротивление. Однако Русь была фактически готова к принятию христианского учения. Владимир усердно и кропотливо работал ради укрепления и распространения православия.

На заметку! Княгиня Ольга была первым русским правителем, прошедшим ритуал Крещения.

Обстоятельства и даты этого события остаются скрытыми. Самая популярная версия рассказывает о её официальном визите в Константинополь, где княгиня познакомилась с ритуалами восточно-христианской Церкви и приняла решение утвердиться в вере. При крещении великая княгиня получила греческое имя Елена. Она добивалась равноправия между Византией и Русью.

Легендарный византийский выбор князя Владимира

Заняв киевский престол, князь Владимир решил укрепить свою политическую и военную власть в духовной жизни. Он подумал, что проблему можно было решить путём объединения всех языческих верований Киевской Руси, созданием пантеона богов во главе с грозным Перуном. Однако, в условиях развитых феодальных отношений, даже обновлённое язычество не могло объединить древнерусское общество и укрепить власть князя. Стало ясно: вопрос надо решать кардинально, взяв за основу религию одного из успешных соседних государств.

В «Повести временных лет» есть легендарный рассказ о том, как князь Владимир, подходящую для себя и всей Руси религию подбирал. Рассматривались три варианта: хазарский иудаизм, ислам Волжской Булгарии и христианство (римского или византийского обрядов). Согласно летописному повествованию выбор был непростым и даже занятным. В конце концов чаша весов склонилась в пользу Константинополя. Возможно потому, что степень враждебности во взаимоотношениях с этим государством была самой наименьшей.

Трудность заключалась в том, что у Византии был свой взгляд на крещение Руси. В Константинополе считали, что приняв византийский обряд, русский князь должен стать вассалом императора. Для Владимира это было категорически неприемлемо. Он считал, что крещение должно было превратить Русь в дружественное, но при этом полностью суверенное государство.

Русские митрополиты

(990—1589)

1. Михаил Первый (990—991)
2. Феофилакт (991—997)
3. Леонтий (997—1008)
4. Иоаннн Первый (1008—1038)
5. Теопенит (1038—1051)
6. Илларион (1051—1054)
7. Ефрем (1054—1055)
8. Юрий (1062—1073)
9. Иван Второй (1073—1089)
10. Иван Третий (1089—1090)
11. Ефрем Второй (1090—1097)
12. Николай (1097—1101)
13. Никифор Первый (1103—1121)
14. Никита (1121—1126)
15. Михаил Второй (1130—1145)
16. Климент (1147—1154)
17. Константин Первый (1156—1158)
18. Федор Первый (1160—1163)
19. Иван Четвертый (1164—1166)
20. Константин Второй (1167—1172)
21. Никифор Второй (1182—1197)
22. Матвей (1201—1220)
23. Кирилл (1223—1233)
24. Иосиф Первый (1236—1243)
25. Кирилл Третий (1243—1281)
26. Максим (1283—1305)
27. Петр Святой (1308—1526)
28. Феогност (1528—1353)
29. Алексей Второй Святой (1353—1378)
30. Михаил Третий (1378—1380)
31. Пимен (1380—1381)
32. Киприан (1381—1385)
33. Пимен (второй раз) (1385—1390)
34. Киприан (второй раз) (1390—1406)
35. Фотий (1408—1431)
36. Иона (1431—1432)
37. Герасим (1433—1435)
38. Исидор (1435—1441)
39. Иона (второй раз) (1449—1461)
40. Феодосий (1461—1464)
41. Филипп Первый (1464—1473)
42. Геронтий Первый (1473—1489)
43. Зосима (Эосина) (1489—1494)
44. Симон (1495—1511)
45. Варлаам (1511—1521)
46. Даниил Первый (1521—1539)
47. Иосиф Первый (1539—1542)
48. Макарий (1542—1564)
49. Афанасий (1564—1566)
50. Герман (1566—1566)
51. Филипп Второй (1566—1568)
52. Кирилл Четвертый (1568—1572)
53. Антоний (1572—1580)
54. Дионисий (1580—1586)
55. Иов (1586—1589)

Роль церкви в Древней Руси

Уже к концу X—XI в. на Руси появилась стройная система организации церковной религиозной жизни. Она была создана по образу и подобию византийской церкви, во главе которой стоял патриарх. Во главе христианской церкви на Руси стоял митрополит Киевский и всея Руси.

При церквах и монастырях появились школы и библиотеки, первые из которых были открыты по инициативе самого князя Владимира. Здесь же трудились первые русские летописцы, переписчики и переводчики известных церковных и светских сочинений, художники-иконописцы.

Содействовала церковь и развитию хозяйства страны. Видные церковные деятели, а также монастыри уже в XI—XII вв. получили от великих князей земельные владения и развернули на них собственное хозяйство.

Устанавливается тесная взаимосвязь между светской и церковной властью, при главенстве первой над второй. В первой половине XIII в. начинается оформление церковной юрисдикции. Теперь в компетенцию церкви входит рассмотрение дел о браке, разводе, семье, некоторые наследственные дела. Церковь также имела весомое значение и в международных делах, связанных с углублением отношений с христианскими государствами и церквами.

Церковь пропагандировала человеколюбие, терпимость, уважение к родителям и детям, к личности женщины-матери и призывала к этому народ. Значительную роль церковь играла и в укреплении единства Руси. Церковные деятели в дальнейшем не раз выполняли роль миротворцев в княжеских распрях.

В крупных городах церковную власть над русскими землями осуществляли епископы. В Новгороде как одном из крупнейших городов, центре большого края, религиозная жизнь направлялась архиепископом.

Церковь выступала против христианства римского образца. Вероотступниками считались те, кто провозглашал народную языческую культуру.

Таким образом церковь способствовала изоляции Руси от западноевропейской культуры. Для Руси такое заявление церкви являлось неприемлемым, так как Русь сотрудничала со многими западноевропейскими странами, проповедовавшими католическую религию.

Церковь процветала за счет применения труда зависимых людей, обирала людей путем ростовщичества и т.д. Многие видные деятели церкви участвовали в политических интригах. Поэтому действия церкви вызывали больше негатива у людей.

Принятие христианства в Киевской Руси способствовало включению ее в европейский христианский мир, а значит, Русь стала равноправным элементом европейского цивилизованного развития. Однако принятие христианства в православном варианте имело свои негативные последствия. Православие способствовало обособлению Руси от западноевропейской цивилизации.

Откуда христианство пришло на Русь?

Фото: Spassobor.ru

По некоторым версиям, о христианстве на Руси хорошо знали задолго до крещения, устроенного князем Владимиром. Якобы существуют доказательства, что достаточно много верующих было еще во времена князя Аскольда. В то время константинопольский патриарх даже отправил архиепископа на русскую землю, чтобы выстроить церковную структуру, которая утвердила бы существование христианства. Но тогда этому помешали сильные позиции сторонников язычества, которые резко отрицательно отнеслись к новой вере.

Тот факт, что Киев к концу X века был ориентирован на христианский мир, обусловлено связями с Константинополем и племенами славян, жившими на Балканах и в центре европейского континента.

Значение христианизации

Если говорить прямо по пунктам, то оно состоит в следующем.

Политическое значение:

Окрепла власть князя. Дело в том, что подлинная власть на местах принадлежала языческим волхвам. А они, в свою очередь, влияли на местных князей. Что вызывало сепаратизм. Он, например, и проявился в восстании древлян. С принятием христианства начался процесс ликвидации этого сепаратизма, подрыва власти волхвов, подчинения князю местных князьков.
Возрос авторитет княжеской власти в Киеве. Христианство утверждает, что всякая власть от бога. А потому если ты идешь против действующей власти — ты грешник. Именно поэтому христианство укрепляло авторитет власти князя.
Усиление объединения и центростремительных сил. Поскольку теперь религиозным центром государства стал Киев, там сидел митрополит, постольку все должны были ходить в церковь там, чтобы приобщаться к новой религии. Поэтому росли центростремительные силы, ведь именно из Киева стали распространятся проявления новой религии, о которых речь дальше.
Для международного положения государства — возрос его авторитет

Важно понимать, что религия играла в международных связях в то время — ключевую роль. Ну, к примеру, ты правитель Византии, а я  — Древней Руси

Я тебе клянусь всеми своими языческими богами (в которые ты не веришь), что больше не пойду походом на Византию. А ты клянешься своим христианским богом (в которого не верю я), что дашь свободу и безопасность торговли русским купцам. Ну и получается, как нам с тобой быть уверенным, что мы исполним свои обязательства, ведь мы не боимся богов друг друга, потому что в них не верим! Ну, а если на связывает одна религия — тут доверие в разы больше.
Междинастические браки расширяли влияние Киевской династии за пределами Древней Руси. Наиболее сильно это проявилось при Ярославе Мудром.

Для экономического развития страны: 

  • Христианизация означала расширение ареала торговли. Теперь, вследствие роста авторитета Руси на мировой арене, можно было беспрепятственно торговать как с Византией, так и со странами Западной Европы. Все это позитивно сказывалось на развитии экономики.
  • Но конечно теперь русичи должны были содержать всю церковную рать: епископов, игуменов, священников, храмы. Для этой цели ввели новый налог — десятину. 

Для культурного развития страны: 

Христианство привнесло на Русь абсолютно новую, доселе невиданную культуру.

  • Каменное зодчество — появилось именно благодаря новой религии. Первые каменные храмы строили византийские мастера. 
  • Книжное дело и письменность. Христианство требует умения читать, хотя бы Библию. Поэтому стала развиваться как грамотность людей через церковно-приходские школы, так и книжное дело. Все это привело к появлению жанров древнерусской литературы: летописей, хронографов, сказаний, житий и пр.
  • Живопись развивалась преимущественно в иконописной форме. 

Важно понимать, что все это дало как путь к единению культуры и религии. Ведь культура стала религиозной. . Русь крепко стала ориентироваться на Восток, поскольку приняла Восточный вариант христианства, в котором церковь во всем потакает светской власти

Православие стало мировоззренческой основной славян и принесло цивилизационные ценности. Кстати, о том, что такое цивилизация, я писал тут. Да и вообще православие стало идеологией государства российского вплоть до 1917 года

Русь крепко стала ориентироваться на Восток, поскольку приняла Восточный вариант христианства, в котором церковь во всем потакает светской власти. Православие стало мировоззренческой основной славян и принесло цивилизационные ценности. Кстати, о том, что такое цивилизация, я писал тут. Да и вообще православие стало идеологией государства российского вплоть до 1917 года.

Это всё, в принципе, можно считать плюсами распространения христианства. А были ли минусы? 

Вот они: 

Русская православная церковь полностью зависела от Византийской, поскольку не была автокефальной

Таковой она станет лишь в 1589 году.
Важно также понимать, что Библия была переведена на церковнославянский язык. С одной стороны, это был плюс, поскольку создавало условия для повсеместного и скорейшего распространения христианства

Но с другой — создавало массу возможностей для своевольной трактовки священного писания. А это всегдашняя основа для ересей, пик которых приходится на 15 век.

Поделиться в соц. сетях

Почему новая религия распространилась за рекордно короткое время

Возникновение христианства ряд исследователей причисляют к историческому чуду: слишком много факторов совпало для стремительного, «взрывного» распространения нового учения. На самом деле большое значение имело то, что это течение вобрало в себя широкий и эффективный идеологический материал, который послужил ему для формирования собственного вероучения и культа.

Христианство как мировая религия сложилось постепенно под влиянием различных течений и верований Восточного Средиземноморья и Передней Азии. Идеи черпались из религиозных, литературных и философских источников. Это:

  • Иудейский мессианизм.
  • Иудейское сектантство.
  • Эллинистический синкретизм.
  • Ориентальные религии и культы.
  • Народные римские культы.
  • Культ императора.
  • Мистицизм.
  • Философские идеи.

Земля Херсонеса

Согласно историческим источникам, в конце 980-х годов византийский император Василий заключил с князем Владимиром союз против взбунтовавшегося полководца Варды Фоки, претендовавшего на трон империи. Одним из ключевых моментов договора была женитьба киевского князя на сестре императора Анне.

Детали дальнейших событий известны по более поздним пересказам и вызывают в наши дни дискуссии у историков. По одной из наиболее распространённых версий, на определённом этапе византийский басилевс попытался уклониться от исполнения своих обязательств. Тогда дружина Владимира осадила и захватила форпост Константинополя в Северном Причерноморье Корсунь—Херсонес (был расположен на месте современного Севастополя).

После этого император решил, что договор всё-таки нужно выполнить, и византийская принцесса Анна отправилась в Крым, где её ждал жених. Владимир принял крещение и женился на Анне по христианскому обряду.

«Владимир со своей дружиной крестился в Корсуни и вывез отсюда многие христианские святыни. Первые священники, которые крестили Русь, были из Херсонеса. Считается, что Анастас — священник, который потом стал настоятелем Десятинной церкви, — тоже из Херсонеса. Дух христианской веры, идя из Средиземноморья Восточного, из Византии, дошёл до Херсонеса—Херсона—Корсуни и стал мостиком, по которому вера пришла на Русь. А при Владимире уже произошло самое главное — это собирание русских земель единой духовной силой, православной верой», — рассказала в беседе с RT председатель Законодательного собрания Севастополя, историк и писатель Екатерина Алтабаева.

Единая религия — единое государство

Единобожие соответствует сущности одного главы государства. Подданные уважали и боялись Владимира, однако этого было мало. Владимир стремился объединить государство, поэтому понимал, что рано или поздно придется выбрать другую религию для русичей.

Христианское учение с концепцией «все люди рабы Божьи, а князь — помазанник Его на земле» как нельзя лучше подходило князю, который стремился к неограниченной власти. Ведь христианство учило беспрекословно подчиняться князю. Свидетельства тех лет говорят о том, что Владимир и до этого пользовался любовью и уважением народа. Однако власти не бывает много.

Кроме этого, христианство давало возможность русичам изменить образ жизни и мышление. Как считает большинство историков сегодня, Владимир хотел повысить культурный уровень своих подданных и вывести государство на уровень мировых держав, сильных и почитаемых всем миром.

Причины крещения Руси

Принято считать, что христианство становится государственной религией Киевской Руси в 988 году. Однако христианизацию русских земель нельзя свести к единовременному акту, она продолжалась длительное время, сведения о ней порой принимают мифологическую окраску. Существует легенда о том, что христианство на русские земли принес апостол Андрей, который якобы на пути из Константинополя в Рим доехал по Днепру до Киева и Новгорода. Исследователи считают, что эта легенда появилась уже в XII в. для подтверждения идеи о раннем появлении христианства на Руси.

Другая легенда повествует о том, что Владимир посылал гонцов в разные страны для того, чтобы они ознакомились с существующими там религиями. Выслушав рассказы послов, Владимир склонился к принятию православия.

В действительности христианизация происходила на протяжении нескольких столетий и была обусловлена прежде всего политическими причинами. Христианами становились киевские купцы, торговавшие с Византией, воины, посещавшие христианские страны. Христианство приняли киевские князья Аскольд и Ольга.

В X в. Киевская Русь была сильным феодальным государством с высоким уровнем ремесла и торговли, духовной и материальной культуры. Дальнейшее развитие требовало консолидации сил внутри страны, а это было трудно сделать в условиях, когда разные города поклоняются разным богам. Нужна была объединяющая идея единого Бога. Международные отношения также требовали принятия христианства, так как Русь поддерживала постоянные контакты с христианскими странами Западной Европы и Византией. Для упрочения этих контактов нужна была общая идейная платформа.

Получение крещения от Византии также было не случайным. Киевскую Русь связывали с Византией более тесные торговые и культурные связи, чем с другими странами. Подчинение церкви государству, характерное для Византии, также импонировало княжеской власти. Принятие христианства от Византии давало возможность совершать богослужение на родном языке. Византии также было выгодно совершить крещение Руси, так как она получала при этом союзника в борьбе за расширение своего влияния.

Год крещения Руси

Акт крещения в Киеве и Новгороде, совершившийся в 988 году, еще не исчерпывал собой принятие христианства целым народом. Этот процесс растянулся на столетия.

Предпосылки крещения

Фото с сайта picua.org

Отвечая на вопрос «в каком году было крещение Руси, стоит выяснить, почему выбор князя был осуществлен в пользу христианской веры. Еще в греческих колониях Причерноморья были христиане, а небольшие христианские общины были организованы и в Древнерусском государстве. Потому христианство не стало новой и неизвестной религией, а киевлян обряд крещения не пугал и не удивлял. Начало крещения Руси в православную веру было положено еще княгиней Ольгой, которая стала и предтечей Владимира-первокрестителя, приняв христианство и развернув активную деятельность по борьбе с языческими требищами. Первые христианские храмы появились при Ольге.

Летописи содержат сведения о том, что утверждению православия предшествовал долгий и вдумчивый выбор князя. Владимир принимал миссионеров из Волжской Булгарии с предложением обратиться в мусульманскую веру. Миссионеры с Рима рассказывали о католичестве, хазары – об иудаизме. В числе послов был и философ из Греции. После этого князь отправил мужей с Киева в разные страны, чтобы они присмотрелись к чужой вере. Те вернулись и сказали князю, что нет во всем мире веры лучше греческой. Пребывая в Константинопольской Софии, мужи были поражены внутренним великолепием храма и церковным пением. Потому сказали они Владимиру, что, видимо, сам бог находится среди христиан.

Выслушав мудрецов, Владимир принимает решение креститься. Но существовала опасность попасть в зависимость от Византии в вопросах политики и идеологии. Чтобы этого не произошло, Владимир захватил славный и богатый греческий Херсонес в 988 году, и сообщил Византийским императорам, что он хочет стать супругом их сестры Анны, но в случае отказа пригрозил захватить и Константинополь. В решении такого унизительного мезальянса для Константинополя был найден компромисс. Поскольку Анна могла выйти замуж только за крещеного, Владимир принял обряд крещения в Херсонесе (в Корсуне), а с ним и некоторые его дружинники.

Время и точное место Владимирового крещения до сих пор вызывает дискуссии. И напротив, вопросы «в каком году произошло крещение Руси» и «при каком князе произошло крещение Руси» не оспариваются в среде историков. Точные ответы нам дает летопись.

История русского православия

На
Русь христианство пришло через 1000 лет после Иисуса. Как мы
рассматривали выше, оно уже было лишено первоначальной чистоты —
богослужение состояло из множества непонятных обрядов, отличалось
роскошью, помпезностью, было пронизано идолопоклонством,
поклонением святым. Так же, как и во времена Константина, Владимир
сделал православие государственной религией. Слова Иисуса: «…итак
отдавайте кесарево
кесарю, а Божие Богу» нарушались от начала.
Церковь была вплетена в государственную машину, зависела от
государства и часто решала политические проблемы.

Особо церковь стремилась опереться на силу государства в
периоды, когда раздавались голоса с требованием реформирования
церкви.

Патриарх Никон (в миру Никита Минов) (1605—1681), седьмой
патриарх московский и всея Руси, став патриархом, имея огромное
влияние на царя Алексея Михайловича, потребовал от царя и бояр
поклясться перед святынями Успенского собора: «нас слушаться во
всем как начальника, и пастыря, и отца краснейшего». Подчинив
своему влиянию царя и светскую власть, Никон стал вводить и
жестокую дисциплину внутри церкви. Все, независимо от сана, должны
были безоговорочно подчиняться его власти. Только для того, чтобы
доказать свою силу и власть, он ввел ничем не обоснованные реформы,
касающиеся второстепенных незначительных вопросов. В этот период
появляется старообрядчество, как протест против реформ Никона.
Сторонники старообрядчества были прокляты на соборе 1666—1667
годов. Царское правительство обрушило на старообрядцев жестокие
репрессии. Тысячи были казнены, десятки тысяч подвергались
пыткам.

Старообрядцы настаивали на отказе от какого-либо общения с
«мирскими», исступленно верили в близкий «конец света», строгий
аскетизм, уповали на ведущую роль мирян, а не священников в
церкви.

Рассмотрим попытку настоящей библейской реформы православия на
Руси.

Заключение

В заключение хочется сказать несколько слов о положительном
влиянии православия. На заре Руси православие сыграло огромную
положительную роль в деле объединения славянских племен, явившись
стержнем этого объединения. Православие послужило просвещению
народа. В средние века желание читать Библию побуждало народ
изучать древние языки. Во времена Сергия Радонежского было введено
обязательное изучение древнегреческого и древнееврейского языков в
начальных школах. Православие способствовало открытию учебных
заведений с высоким уровнем образования, в частности
Киево-Могилянской Академии. Православие способствовало духовному и
культурному развитию некогда языческой Руси.

Православие оказало огромное влияние при преодолении междоусобиц
и объединении князей для свержения татаро-монгольского ига.

Православная вера открыла многим путь к Богу, к Библии, к вечным
принципам Евангелия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector