Возникновение государственности у восточных славян. князья и дружина. вечевые порядки. принятие христианства

Общественный строй Древней Руси

В Древней Руси привилегированное положение занимали члены княжеского рода и княжеские дружинники. В окружении князя выделялись бояре – старшие дружинники князя и княжьи мужи, которые наряду с боярами составляли верхушку княжеской дружины.

Княжескими имениями управляли огнищане. А отдельными отраслями княжеского хозяйства ведали тиуны.

За убийство этих людей устанавливался двойной штраф – 80 гривен, тогда как жизнь свободного человека стоила 40 гривен, а зависимого – и того меньше. Еще одной привилегией бояр и дружинников был особый порядок наследования. Если у них не было сыновей, то их земля доставалась дочерям. Для всех остальных действовало другое правило – при отсутствии сыновей землю получали либо община, либо князь.

Свободное население состояло из сельских жителей (смердов), свободных крестьян-общинников и жителей посадов, т. е. городов (к ним относились купцы, ремесленники, наемные рабочие и др.).

Личность и имущество свободного человека находились под защитой закона. Эта категория людей самостоятельно отвечала за совершенные преступления и по своим обязательствам.

К зависимому населению относились зависимые смерды, закупы, работавшие на феодала за «купу» – заем в виде денег, земли или иного имущества, и холопы – лица, находившиеся на положении рабов, полностью бесправные.

Порядок отработки долга нигде не был определен. С нарастанием процентов зависимость закупа все более усиливалась.

Закуп обладал некоторыми правами. Хозяин мог наказать его «за дело», но ему запрещалось бить закупа беспричинно. Также его нельзя было продать в холопы и забрать его имущество. Но если закуп убегал от хозяина, то он становился холопом. За закупа, совершившего преступление, имущественную ответственность нес господин. Но в этом случае закуп также превращался в холопа.

Полностью бесправным был холоп. Имущество, которым обладал холоп, было собственностью господина. Холоп не мог выступать в суде. За действия холопа имущественную ответственность нес его хозяин. Убийство холопа приравнивалось к уничтожению имущества.

Возникновение Древнерусского государства

Восточные славяне до образования Древнерусского государства. За несколько веков до образования Древнерусского государства(VI–VIII вв.) восточные славяне были разделены на племенные союзы.

У славян шел распад большой семьи – задруги, включавшей в себя от 20 до 100 человек, связанных кровным родством.

Задруга – община, в которую входило несколько семей, объединенных под властью главы семейства.

На смену родовой общине приходит соседская община. Называлась она вервь, или мир.

Общественные отношения у восточных славян того периода можно охарактеризовать как военную демократию.

Военная демократия – система управления, основанная на участии всех взрослых членов племенного союза (мужчин) в решении наиболее важных вопросов, особой роли народного собрания как высшего органа власти и всеобщем вооружении населения.

Глава племенного союза (князь) вынужден был считаться с мнением рядовых общинников.

Правящий слой формировался из старой родоплеменной аристократии – вождей, жрецов (служителей языческих культов) и старейшин. Его ряды также пополнялись за счет членов общины, разбогатевших на эксплуатации рабов и соседей. Однако рабство у восточных славян не имело широкого распространения. Оно носило патриархальный характер, т. е. рабы входили в состав владевшей ими семьи.

Шел процесс разложения родоплеменных кровнородственных отношений. Они сменялись территориальными, военными и политическими связями.

В VIII в. насчитывалось 14 восточнославянских племенных союзов. Это были древляне, кривичи, вятичи, поляне и др. В первую очередь подобные объединения носили военный характер.

Славяне жили в степи и лесной полосе. Более пригодной для земледелия была степь. Но заселению степной зоны препятствовали постоянные набеги кочевников. Лесная полоса была менее плодородной.

Однако в плане военной безопасности – более спокойной. Равнинный характер территории, занимаемой восточнославянскими племенами, способствовал ее расширению.

Возникновение государства в Древней Руси. Момент возникновения Древнерусского государства нельзя точно определить. Племенные союзы восточных славян перерастали в феодальное государство постепенно. Большинство историков сходятся на том, что возникновение Древнерусского государства следует относить к IX в.

В IX в. восточнославянские племенные образования все более интенсивно втягиваются в международную торговлю, проходившую по водному пути «из варяг в греки». Этот путь, пролегавший по землям нескольких восточнославянских народов, способствовал их сближению.

«Повесть временных лет» сообщает, что часть восточных славян платила дань хазарам, а часть – варягам. Затем варяги были изгнаны.

Но восточным славянам не удалось договориться друг с другом. И ради достижения мира и порядка они обратились к варягам и попросили их встать во главе объединенных славянских племен.

Три варяжских князя во главе с Рюриком пришли на Русь в 862 г.

Эту дату принято считать моментом возникновения государственности в Древней Руси. Рюрик обосновался в Ладоге близ Новгорода.

Под его властью находилась только часть восточнославянских племен.

Еще существовал другой союз племен, объединенных вокруг Киева.

В 882 г. преемник Рюрика князь Олег захватил Киев и создал единое Древнерусское государство. Его столицей стал Киев.

Норманнская теория. В XVIII в. немецкие историки Байер, Миллер и Шлецер пытались доказать, что под варягами подразумевались норманны, или скандинавы. Отсюда и пошло название – норманнская теория. Фактом призвания варягов эти историки стремились доказать законность господства немецкого дворянства в России, обосновать неспособность русского народа к самостоятельной государственной жизни.

Первым критиком норманнской теории стал М.В. Ломоносов. Впоследствии большинство историков признали норманнскую теорию несостоятельной. В Древнерусское государство вошли кроме славян некоторые соседние финские и балтийские племена. Данное государство с самого начала было этнически неоднородным.

Расцвет Древнерусского государства (964—1054): второй этап

В 964 году княгиня Ольга оставляет престол в пользу сына Святослава. С этого момента начинается условный второй этап формирования и укрепления Руси. На этом этапе развития для Древнерусского государства были характерны следующие особенности:

  • идёт процесс установления феодального строя;

  • хозяин земель — князь, феодалы владеют личными наделами — вотчинами;

  • большая часть жителей состоит из смердов (крестьян), которые по необходимости могли собираться в ополчение;

  • существование форм рабства: холопство и челядь (В VI—IX веках челядь — рабы-пленники);

  • налажены торговые отношения с другими странами;

  • строятся города-крепости с защитными укреплениями.

С 964 по 972 гг. место великого князя киевского занимает Святослав Игоревич, во времена правления которого было совершено большое количество успешных военных походов, укрепивших страну и повысивших её способность к обороне.

Однако, Святослав уделял недостаточно внимания внутренней политике, и, возможно, поэтому после его смерти в стране начались междоусобицы. Закончились распри с приходом к власти князя Владимира I Святославовича (князь киевский с 978 по 1015 гг.).

Среди основных достижений князя Владимира, укрепивших древнерусскую государственность, выделяют следующее:

  • была расширена территория державы за счёт объединения земель восточных славян в составе Киевского княжества;

  • была проведена религиозная реформа, в результате которой Русь, после крещения в 988 году, приняла православную веру.

Кроме того, благодаря крепкой власти, жители Руси откликнулись на организацию строительства южных защитных укреплений, где часто совершали свои разбойничьи набеги печенеги. Завершился этап формирования государства укреплением княжеской власти: Владимир разделил земли державы между своими сыновьями. Отныне Русью владели только Рюриковичи.

Крещение Руси Владимиром (фрагмент фрески) / Художник В. Васнецов

Таким образом, Древнерусское государство (Русь) образовалось во второй половине IX века из 2-х главных центров: киевского и новгородского, в дальнейшем объединив разрозненные племена восточных славян. В 882 году столицей державы был провозглашён Киев, после захвата города князем Олегом. Окончательно становление Древнерусского государства завершилось к концу X века.

Первые киевские князья: становление и укрепление Руси

Согласно летописным источникам, первым киевским князем следует считать Олега, регента при малолетнем сыне Рюрика, Игоре. Он не принадлежал к правящей династии, однако оставил яркий след в истории Древней Руси — один лишь полулегендарный сюжет о щите на воротах Царьграда многого стоит.

По всей видимости, Игорь до самой смерти Олега играл роль «второго номера» в политической жизни Киевской Руси. Он занял княжеский стол уже будучи умудрённым мужем — в возрасте 35 лет. В целом политический вектор в его правление изменился мало: продолжалось перманентное противостояние с Византией, вылившееся в два неудачных похода на Константинополь. Так же остро стоял вопрос автономии племён, входивших в состав государства. В 945 году, во время повторного сбора дани с древлян, киевский князь был убит и началось восстание, подавить которое смогла его жена, Ольга.

Именно Ольга стала первым человеком из рода Рюриковичей, принявшим крещение по византийскому образцу. В 957 году вдова Игоря посетила Константинополь и вернулась оттуда «Еленой» — именно такое имя дали ей при воцерковлении. Она пыталась склонить на свою сторону сына Святослава, однако тот оказался ярым приверженцем язычества и большую часть своего правления, начавшегося в 960 году, провёл в борьбе против православной империи. Причины, тем не менее, крылись не в вопросах религии — шла борьба за бассейн Дуная. В результате многолетней борьбы Святослав был убит печенежскими наёмниками.

Столица Москва

sofiyskiy-sobor.polnaya.info

Первые упоминания об этом городе датируют в летописях 1147 года

До момента завоевания земель Золотою Ордою и монгольскими татарами Москва не играет важной политической роли. Город считают провинцией

С началом правления (с 1263 года) Даниила Александровича Москва начала развиваться. Даниил не претендовал на роль главного владыки, но и не сидел, сложа руки. Даниил Александрович увеличил собственные территории с помощью смоленской и рязанской волости. Это дало ему возможность основать сильное войско. И это становится важнейшим шагом в процессе развития города.
Начиная с 1325 года, митрополит пребывает в Москве. Территории московских князей увеличились, войско становится в разы сильнее. Но, не смотря на это, Москва имела непрочное положение в связи с тем, что древнерусская держава находилась под властью хана. Лишь разногласия в Золотой Орде дали возможность владыкам Москвы усилить свой власть и влияние. Переломным моментом стала победа Москвы ордынской армии Мамая в 1380 году (Куликовская битва).
На вопрос, какой город стал столицей древнерусского государства, ясен ответ – Москва.Во время правления Ивана III и Василия III завершилось объединение Руси в сильную державу. На этом завершилось подчинение древней Руси ордынцам и хану.

Князья Киевской Руси

  • 864 — Варяги Аскольд и Дир захватили княжескую власть в Киеве
  • 882 — Варяг Олег, княживший в Новгороде, убил Аскольда и Дира, сел княжить в Киеве, объединил северные и южные славянские земли и принял титул великого князя
  • 912 — Смерть Олега. Возвышение Игоря, сына Рюрика
  • 945 — Смерть Игоря. На престоле его жена Ольга
  • 957 — Ольга передала власть сыну Святославу
  • 972 — Гибель Святослава от рук печенегов. Киевский престол занял Ярополк
  • 980 — Гибель Ярополка в междуусобице с братом Владимиром. Владимир — киевский князь
  • 1015 — Смерть Владимира. Власть в Киеве захватил его сын Святополк
  • 1016 — Трехлетняя борьба за верховенство на Руси между святополком и новгородским князем Ярославом
  • 1019 — Гибель Святополка. Ярослав, прозванный мудрым — князь в Киеве
  • 1054 — После смерти Ярослава великокняжеский стол занял его сын Изяслав
  • 1068 — Восстание киевского народа, провозглашение им полоцкого князя Всеслава великим князем, Возвращение Изяслава.
  • 1073 — Изгнание Изяслава его братьями Святославом и Всеволодом. Князь — Святослав Ярославич
  • 1076 — Смерть Святослава. Возвращение Изяслава.
  • 1078 — Гибель Изяслава от рук племянника Олега Святославича, князя черниговского. Киевский престол занял Всеволод Ярославич
  • 1099 — Князь Святополк, сын Изяслава
  • 1113 — Князь Владимир Мономах
  • 1125 — Смерть Владимира Мономаха. На престол взошел его сын Мстислав
  • 1132 — Смерть Мстислава. Распадение Новгородско-Киевской Руси.

Возникновение древнерусского государства кратко

Как написано в знаменитой на весь мир «Повести временных лет», Рюрика с братьями призвали на княжение в Новгород в862 году. Эта дата для многих стала началом отсчета государственности Древней Руси. Варяжские князья сели на престолы в Новгороде (Рюрик), Изборске (Трувор), в Белозере (Синеус). Уже через некоторое ремя Рюрику удалось соединить воедино представленные земли под единой властью.

Олег, князь из Новгорода, в 882 году захватил Киев для объединения важнейших групп земель, а затем присоединил и остальные территории. Именно с того периода земли восточных славян объединились в большое государство. Иными словами, формирование древнерусского государства относится к 9 веку, по мнению большинства ученых.

Норманская теория

Ученые Байер и Миллер утверждали, что Древнерусское государство было основано выходцами из Скандинавии, то есть норманнами, на Руси их еще называли варягами. Эта теория возникла в «Повести временных лет». Основные аргументы норманнистов были в том, что все первые правители Руси назывались скандинавскими именами (Олег, Рюрик, Ольга, Игорь).

Антинорманская теория

Антинорманская теория утверждает, что государство Древней Руси возникло совершенно из других объективных причин. Большинство историчных источников говорят о том, что правительство восточных славян было первым, чем у варягов. Известный ученый М.Ломоносов является родоначальником этой теории. Теория гласит о том, что на период исторического развития славяны находились выше норманн по уровню политического развития. Варяжские княжества, по его мнению стали второй местной политической формой.

Компромиссная теория

Теория также имеет название славянско-варяжской. Первый кто попробовал связать эти 2 теории предпринял русский историк В. Ключевский. Он считал, что «городовая область» была наиболее ранней местной политической формой, которая образовалась на Руси. Городовая область — торговый округ, которым управлял укрепленный город. После сохранения самостоятельности городовых областей, а также объединения варяжских княжеств смогла выйти еще одна политическая форма, она имела название княжество Киевское.

Ирано-славянская теория

Согласно этой теории существовало 2 вида русов — руги (жители Рюгена) и причерноморские русы. Словенами ильменскими было приглашено русов-ободритов (ругов). Поэтому сближение руссов произошло по причине объединения восточнославянских племен в одно государство.

Индо-иранская теория

Теория гласит о том, что этноним «рос» имеет иное чем «рус» происхождение, оно является более древним. Некоторые сторонники этого мнения, отмечают, что народ «рос» был, упомянут еще в шестом веке в «Церковной Истории».

Восточные славяне в древности. Предпосылки образования государства

После появления первых племенных союзов появились предпосылки (условия) образования государства у славян. Кратко предпосылки образования государства у восточных славян можно поделить на внешние и внутренние.

К внешним предпосылкам относят:

  1. Изменения, происходящие у соседей. К началу 9 века аналогичные процессы уже произошли или происходили на территории Франции, Испании, Италии. Византийская империя, как постоянный торговый партнер, и вовсе являлась сильным централизованным государством.
  2. Наличие сильного внешнего врага. С половцами, печенегами, варягами и другими воинствующими народами было легче бороться сильной армии под руководством князя, чем отдельным разрозненным отрядам.
  3. Переход от язычества к христианству. Единый Бог – один князь и общее государство. Многочисленность языческих богов предполагала, что и в настоящей жизни есть место нескольким равным перед другими и между собой владыками. Единобожие это отрицало. Постепенно в умах простых людей того времени сложилась убежденность в том, как нельзя поклоняться нескольким богам одновременно, так и не может быть в стране нескольких князей.

Образование Древнерусского государства, города, походы князя Олега на Византию  

К внутренним предпосылкам образования государства у славян относятся:

  1. Распад родовой общины и образование общины соседской. Связанные кровными узами родственники помогали друг другу обороняться во время набегов, сажать поле, охотиться. Лишенные такой связи соседи на подобную поддержку рассчитывать не могли, потому единственной их надеждой стала княжеская дружина и те законы, которые постепенно устанавливала княжеская власть. Именно князь был способен оградить от набегов недругов, повелеть вместе сажать поле, выделить часть добычи из той, что была получена на охоте. Неравенство в родовой общине практически незаметное, в общине соседство стало основой существования, и это также привело к необходимости формирования государства.
  2. Межплеменная борьба за власть. Небольшие племена не имели собственной армии, а значит, не могли защитить себя от недружественно настроенных соседей. Образование единого государства решило эту проблему.
  3. Более четкое разграничение занятий, развитие торговли. В больших семьях все выполняли одни и те же работы. Плотник умел сажать поле и охотиться, ткачихи нередко помогали мужьям в создании глиняной посуды, с наступлением лета и осени все семейство занималось собирательством, запасаясь грибами, орехами и ягодами на зиму. К моменту формирования государства в общине появляются люди, выполняющие исключительно одну или две функции. Так, воин больше не шел на пашню, а кузнец не занимался собирательством. Нужные им продукты и вещи они окупали или обменивали. Ремесло и сельское хозяйство разделилось. Экономические предпосылки образования государства у восточных славян некоторые историки рассматривают как первостепенные. Социальные предпосылки образования государства у восточных славян были не столь значимы как необходимость вести торговлю и обмениваться результатами труда.

Распад родовой общины, растущее неравенство, появление сословий (военного, ремесленного, крестьянского), внешняя угроза и обретение единого Бога (принятие христианства) привело к тому, что на рубеже IX-X веков на Руси формируется единое государство. Центром его становятся города Новгород и Киев.

Два центра Древней Руси

Практически в одно время на территории Руси сформировалось два центра:

  • Новгород;
  • Киев.

На севере правил Рюрик. Официально с призвания варяг в 862 году начинается история российского государства. В Киевском княжестве господствовали Аскольд и Дир. По некоторым данным, они были дружинниками Рюрика. Но потом ушли от князя и захватили Киев, принадлежащий полянам.

Но большинство историков склоняются к мнению, что Аскольд и Дир не имели никакого отношения к Рюрику. Скорее всего, они представляли местных старейшин. Каким-то образом они освободили свои племена от зависимости Хазарскому каганату. С момента правления Аскольда и Дира Киев перестал платить дань южному соседу.

Что происходило на Руси в 9-12 веке

На таких собраниях могли с легкостью принять, а также отменить закон. Киевская Русь 9-12 века представляло собой раннефеодальное государство.

Основные даты и события

862                            — призвание Рюрика,

862-879                     — годы правления Рюрика,

879-912                     — годы правления Олега,

907, 911                     — походы Олега на Византию,

912-945                     — годы правления Игоря,

941, 944                     — походы Игоря на Византию,

945                             — убийство Игоря древлянами,

945-972                     — годы правления Святослава,

945-964                     — годы регентства Ольги,

965                             — покорение Хазарского каганата,

968                             — победа над Волж­ской Булгарией,

972 – 980                   — годы правления Ярополка,

980-1015                   — годы правления Владимира,

988                             — принятие хри­стианства,

1015 – 1019               — годы правления Святополка I Окаянного,

1019-1054                 — годы правления Ярослава Мудрого,

1054                           — разделение единой христианской церкви на православную и католическую,

1054 — … — 1078        — годы правления Изяслава I,

1078-1093                 — годы правления Всеволода I,

1093-1113                 — годы правления Святополка II,

1097                           — съезд в Любече,

1113 – 1125               — годы правления Владимира Мономаха

Образование древнерусского государства.

Существует несколько теорий возникновения государства у восточных славян.

1.            Славянская (антинорманнская).  Отрицается роль варя­гов в образовании древнерусского госу­дарства и призвание их на княжение (М.В. Ломоносов).

2.            Норманнская. Древнерусское госу­дарство создано нор­маннами (варягами) с добровольного согла­сия славян (Г.

Байер, А. Шлецер, Г. Миллер).

3.            Центристская (современная). Древнерусское госу­дарство возникло как результат внут­реннего обществен­ного развития сла­вян, но и при уча­стии варягов (большинство современных историков).

Древнерусские князья и их деятельность.

Рюрик. Родоначальник династии Рюриковичей.

Считается, что в 862 г. несколько славянских племен пригласили скандинавского конунга (правителя) Рюрика и его легендарных братьев (Синеуса и Трувора) княжить на принадлежавшей им территории.

В соответствии с «Повестью временных лет» Рюрик умер в 879 г. и его преемником стал Олег.

Олег. Олег во время своего правления завоевал Киев (882 г.), Смоленск и ряд других городов.

Упрочил внешнеполитическое положение Руси. В 907 г. Совершил удачный военный поход на Константинополь (Византия), итогом которого стали выгодные для Руси два мирных договора (907 и 911 гг.).

Игорь. Организовал военные походы против Византии (941 г. – закончился неудачей, 944 г.

– заключение взаимовыгодного договора). Расширил границы древнерусского государства.

Таким образом, под контролем Игоря оказались племена радимичей, вятичей, уличей, кривичей и др. Отношения между князем и подчиненными ему племенами строились на системе уплаты дани (полюдье). Полюдье — это ежегодный объезд князьями вместе с боярами и дружи­ной подвластных им территорий с целью сбора податей с местного населения.

В 945 г. вспыхнуло восстание древлян против слишком высокого размера требуемой дани. В результате волнений Игорь был убит.

Ольга.  После гибели Игоря его жена Ольга для стаби­лизации ситуации ввела вместо полюдья нормированный размер дани (уроки) и установила места сбора дани (погосты). В 957 г. Первой из русских князей приняла христианство под именем Елена.

Святослав.(сын Игоря и Ольги) Инициатор и руководитель многих военных походов (разгром Хазарского каганата, Волжской Булгарии, войны с Византией, столкновения с печенегами).

Владимир I Святой.980 г.

– языческая реформа князя Владимира. Создание пантеона языческих славянских богов во главе с Перуном (неудачная попытка приспособить язычество к цели объединения Руси), 988 г. – принятие христианства. Дальнейшее расширение и укрепление государства. Успешные военные походы против поляков, печенегов.

Ярослав Мудрый. Способствовал возвышению международного авторитета Руси (установил широкие династические связи с Европой и Византией).

Военные походы в Прибалтику, в польско-литовские земли, в Византию, окончательно разгромил печенегов. Основатель письменного русского законодательства («Русская Правда» → «Правда Ярослава»).

Владимир II Мономах.

(внук Ярослава Мудрого) Организатор успешных походов против половцев (1103, 1109, 1111). Участник съезда древнерусских князей в Любече (1097), на котором рассматривались вопросы вреда междоусобиц, принципы владения и наследования княжеских земель.

Остановил распад Древнерусского государства. Продолжил политику укрепления династических связей с Европой (был женат на дочери английского короля Гарольда II).

Основные итоги

Киевская Русь — раннефеодальное государство с монархической формой правления. В течение IX-XIII вв. власть пережила сложную трансформацию. На этапе становления государства сложилась дружинная форма государственности: на базе княжеской дружины образовался примитивный аппарат управления, судопроизводства и сбора дани. Центральной фигурой этой формы государственности является великий князь, который больше проявляет себя как военачальник, а не как государственный деятель. На этапе подъема Киевской Руси формируется централизованная монархия: вся полнота власти все больше сосредоточивается в руках великого князя, на решение князя влияет лишь часть старших дружинников и выходцев из старой племенной аристократии — бояре, которые составили совещательный орган — боярский совет.

Ведущее место в экономической жизни Киевского государства занимало сельское хозяйство. В лесостепной зоне в практику вводится паровая система земледелия с двупольным и трехпольным севооборотами. В лесной зоне распространялись подсечная и переложная системы.

Развивалось ремесло. Оно было распространено как в городах, так и в сельском хозяйстве. В XI-XII вв. начали появляться артели, корпорации ремесленников. Это обусловило развитие торговли. Крупнейшими торговыми путями в это время были: «греческий», связывавший Русь с балтийскими и черноморскими рынками; «соляной» и «железный», ведущие в Европу и на Кавказ. Торговля способствовала оживлению денежного обращения, начали чеканить собственные деньги — сребреники и золотники.

Определяющие черты этого этапа истории Киевской Руси:

— завершение формирования территории государства, перенос внимания княжеской власти с проблемы завоевания земель на их освоение и удержание под контролем;

— слом сепаратизма местной племенной верхушки и усиление централизованной власти;

— замена родоплеменного деления древнерусского общества территориальным;

— активная реформаторская деятельность великих князей;

— внедрение и распространение государственной консолидирующей идеологии — христианства;

— появление писаного кодифицированного права;

— использование дипломатических методов решения международных проблем;

— рост цивилизованности государства, расцвет древнерусской культуры.

Это интересно: 1527,Поэтапная история развития праздника – День России

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector