Молитва с инославными

Девица

Девицы не должны выходить замуж без
соизволения своего отца. Васил. 38. Девицы обрученные. и
потом иными похищенные, должны быть возвращены тем, кому
они обручены. Анк. 10. Сделавший насилие деве
необрученной отлучается от общения церковного, и не
должен брать иной, а взять ту, которую избрал. Апост.
67.

Девство ради Господа, соединенное со
смирением, почтенно, Гангр. 10, 21. добро, и свято.
Гангр. 9. Но если кто из девствующих удаляется брака,
гнушаясь брака, или превозносится над бракосочетавшимися,
тот под клятвой. Гангр. 10. Обет девства признается
„действительным, когда возраст достиг совершенного
разума. Васил. 18. Давшая обет девства в ереси, и .потом
вступившая в брак, не подлежит осуждению. Васил.20.

Жанровые структуры

Литературные жанры, кроме сущностных качеств, имеют формальные, структурные свойства с разной мерой определенности. На ранних этапах, включительно до эпохи классицизма, на первом плане находились и осознавались в качестве доминирующих формальные аспекты жанров. В качестве жанрообразующих начал выступали:

  • Метры – стиховые размеры
  • «Твердые формы» — строфическая организация
  • Принципы построения
  • Ориентация на какие-либо речевые конструкции.

Каждый жанр имел строго закрепленные комплексы художественных средств. Индивидуально-авторская инициатива оттеснялась и порой даже нивелировалась жесткими предписаниями касательно предмета изображения, построения и речевой ткани произведения. Творческая воля писателя строго подчинялась законам жанра. Традиционные жанры строго формализованы и существуют порознь, отдельно друг от друга, имеют явственные, четкие границы. Регламентация жанров, определяемая эстетической мыслью, наивысшей точки достигла в эпоху классицизма. Н. Буало в своем стихотворном трактате «Поэтическое искусство» сформулировал весьма жесткие правила для основных групп художественных произведений. В частности, он провозгласил принцип трех единств – единства места, времени и действия – как необходимый в произведениях драматического жанра. Также он резко разграничивал комедию и трагедию. Но главное, нормативная эстетика, начиная от Аристотеля, настаивала на следовании поэтами непререкаемым жанровым образцам, какими, прежде всего являлись, поэмы-эпопеи Гомера, а также трагедии Софокла и Эсхила.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

В периоды нормативных поэтик – от эпохи античности до 17-18 вв. – вместе с жанрами, рекомендованными и регламентированными теоретиками (как называл их С. С. Аверинцев «жанрами de jure»), существовали так называемые «жанры de facto», которые на протяжении ряда столетий не получали теоретического обоснования, но обладали устойчивыми структурными свойствами и определенными содержательными пристрастиями. К таким жанрам относятся новеллы, сказки, басни и сценические произведения, подобные новеллам, а также большая часть традиционных лирических жанров, в том числе фольклорных.

В 18 веке началась так называемая «деканонизация» жанровых структур. Свидетельством этому являются произведения Л. Стерна и Ж. Ж. Руссо. Романизация литературы последних двух столетий ознаменовала ее выход за границы жанровых канонов и одновременно с этим стирание рамок между жанрами.

При этом жанровые структуры, обладающие устойчивостью, своего значения не утратили ни в эпоху романтизма, ни в последующие. Жанры, имеющие многовековую историю и обладающие формальными особенностями, существовали и продолжают существовать. Вновь возникшие в 19-20 веках жанровые образования также обладают структурной устойчивостью. Например, в лирической поэзии символистов несомненно наличие формально-содержательного комплекса:

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Жанровые структуры и каноны 460 ₽ Реферат Жанровые структуры и каноны 260 ₽ Контрольная работа Жанровые структуры и каноны 230 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

  • Семантическая усложненность речи
  • Тяготение к универсалиям
  • Апофеоз таинственности и т.д.

Таким образом, в литературе известно два рода жанровых структур:

  • Канонические жанры
  • Неканонические жанры.

Определение 2

Канонические жанры – это завершенные, твердые формы, которые неизменно равны самим себе (например, сонет).

Неканонические жанры – это жанры, открытые всяческим перестройкам, изменениям, обновлениям, трансформациям (например, новеллы, элегии).

Такие свободные жанровые формы соприкасаются и сосуществуют с внежанровыми образованиями, однако не существует жанров, не имеющих какой-то минимум устойчивых структурных свойств.

Иконописный канон

Что означает канон иконописи? Он подразумевает все утверждённые Церковью правила и приёмы написания икон. Такие нормы не следует считать жесткими рамками, которые ограничивают возможности иконописца. Следование этим правилам вовсе не исключает оригинальности и творческой свободы. Каноны являются духовным стержнем иконы, включающем не только эстетические, но и богословские аспекты. Каноны помогают иконописи свидетельствовать об Истине и не превращаться в обычное рисование.

Последствия пренебрежения иконописными канонами наглядно выражает католическая живопись. Эстетическая составляющая в ней заметно преобладает над духовной. Образы здесь по-мирскому привлекательны, а роскошные интерьеры и пейзажи слишком детализированы. Игнорирование канонов привело к утрате западным религиозным искусством своего священного характера. Православная же икона своим богословием более подобна книге, чем картине.

Православная иконопись основана на Византийском иконописном каноне Седьмого Вселенского Собора 787 года. На нём, например, было установлено, что иконописные образы должны выражать не земную, а духовную, божественную суть. Так, святые, как правило, изображаются в анфас, в статическом положении, слегка вытянутыми, словно устремлёнными в небеса, то есть к Богу. Также в иконописи широко распространён приём обратной перспективы. Предметы и образы на переднем плане изображаются более мелкими, чем на заднем плане. Значимость образа подчёркивается его размерами. Всё это выражает главенство духовного мира над материальным, физическим.

О несоблюдении некоторых правил Кормчей. Приложение с комментариями

  1. О возрасте поставляемого: 14 правило; 15 правило VI Вселенского Собора; 11 правило поместного Неокесарийского Собора; 22 правило поместного Карфагенского Собора.

Комментарий. У нас с легкостью нарушаются, потому что «де сам св. Аввакум был поставлен с нарушением».

  1. О причащении: 8 и 9 правило святых апостол; 2 правило поместного Лаодикийского Собора.

Комментарий. У нас принято, например, на Покров Пресвятой Богородицы в Москве на Рогожском причащаться не более, чем четырем священнослужителям (я уж не говорю о мирянах). А как бы хорошо всем (!) от единой Чаши хоть раз в год причаститься! У нас бывает даже, что епископ облачится в епатрахиль, поручи, мантию, достанет свои записки, повынимает немножко просфир и разоблачится, то есть прямо супротив правил.

  1. Об одежде священнослужителей: 16 правило VII Вселенского Собора; 27 правило VI Вселенского Собора.

Комментарий. Конечно, по этому вопросу требуется проработка, конкретизация. Но то, что допускают некоторые священники и епископы, просто возмутительно.

  1. Об отношении к подготовке и исповеди оглашенных: 5 правило Кирилла Александрийского.

Комментарий. Из правила ясно, что оглашенный может исповедоваться и нести епитимию, которая может не допускать его до крещения. У нас же некоторые попы говорят, что нужно сначала крестить, потом исповедовать, а то как же мол молитвы перед исповедью читать?!

  1. О недопустимости совершения крещения в храминах. 59 правило VI Вселенского Собора.

Комментарий. У нас иной раз крестят в квартире, в ванной и агиасму сливают прямо в каналью. И ничего!

  1. О причащении на Светлой неделе. 66 правило VI Вселенского Собора.

Комментарий. У нас в голове такое не укладывается, чтобы на Светлой неделе еще кто-то дерзнул причащаться, кроме «безгрешных» попов и младенцев. А если младенцев нет, значит, литургия совершается, чтобы только батюшка причастился. «Со страхом Божиим приступите!» А у людей такой страх, что боятся и заикнуться о причастии. Слава Богу, что из церкви не выгоняют на Светлой неделе! А если вспомнить, что мы слышали от Иоанна Златоустаго, то совсем печально становится. А ведь как красиво читали (!) на особую погласицу: «Павловы уста — Христовы уста». А потом повернулись к Престолу — и сделали всё наоборот, подчеркивая тем самым, что мы сами ничего не поняли из того, что читали. В общем, печально.

  1. О днях, разрешенных для совокупления с женой. 13 канонический ответ святого Тимофея Александрийского.

Комментарий. У нас всё наоборот: смотрите любой календарь. «Дни, в которые не совершаются браки» —  это ведь те, как говорят наши батюшки, в которые нужно воздерживаться. Но святой Тимофей говорит совсем не так, и другого правила на эту тему нет.

От редакции:

Выступление о. Геннадия поддержали ряд священников. Так, о. Игорь Карванен (Санкт-Петербург) заявил, что с самого начала своего священнического служения отмечает несоответствие современной церковной практики многим каноническим правилам Церкви.

Отец Герман Чунин рассказал, что в Казанско-Вятской епархии проводится регулярная работа по изучению несоответствия современной церковной практики каноническим правилам и делаются определенные выводы, помогающие священникам решать неоднозначные вопросы.

Отец Никола Муравьев обратил внимание, что книга Кормчая хотя и авторитетна в старообрядчестве, но правила, находящиеся в ней, мало кому известны. Вопрос о повсеместном изучении Кормчей и церковных правил давно назрел

Он высказал мнение, что курс Трехтолковой Кормчей должен изучаться в Московском Старообрядческом Духовном Училище, на курсах повышения квалификации священников как в самой Московской Митрополии, так и в других епархиальных центрах.  

Отец Евгений Чунин также предложил начать работу по изучению правил и выработке единообразного порядка их исполнения в рамках РПСЦ.

Отец Михаил Витушкин тем не менее предупредил, что исполнение некоторых правил сегодня невозможно. Например, если отлучать от святыни строго, как указано в некоторых правилах, на 5–10 лет, то в храмах никого не останется. 

Отец Александр Панкратов отметил, что правила нужно исполнять не столько по букве Кормчей, сколько следуя относительно современной традиции, «перенятой от отцов», то есть от предыдущего поколения клириков. 

Несмотря на резонанс, вызванный обсуждением, Собор не стал принимать никаких решений по проверке современной церковной практики на соответствие церковно-каноническим правилам. Соборяне ограничились вынесением христианской благодарности о. Геннадию Четвергову за подготовленный доклад.

Епитимия для блудников мирян

Возбудивший сам себя к исповеданию
грехов должен быть под епитимией более снисходительной,
а уловленный во зле, или невольно обличенный,
подвергается продолжительнейшему исправлению. Григ, Нисс.
4. Поэтому таковая епитимия простирается на девять,
Григ. Нисс. 4. и на семь лет, Васил. 59. даже на четыре,
Васил. 22. и на три года, Васил. 38.

Как именно должно проходить эту
епитимию?

Григ. Нисс. 4. Васил. 22 и 59. Кто
похитил и взял за себя обрученную другому или взял жену,
по тайном или насильственном растлении ее: с такими как
поступать? Васил. 22. Вышедшие замуж без согласия отца
или господина, отлучаются на три года от причащения
Васил. 38.

Как читать канон

Во время домашнего чтения канона берут традиционное начало и окончание молитв. И если эти произведения читаются вместе с утренним или вечерним правилом, то никаких других молитв дополнительно читать не нужно.

Важно: Нужно читать так, чтобы уши слышали произносимое устами, чтобы содержимое канона ложилось на сердце, с ощущением присутствия живого Бога

Читать со вниманием, сосредотачиваясь умом на читаемом и, чтобы сердце внимало мысли, устремленные к Господу

Самыми читаемыми в домашних условиях канонами считаются:

  1. Канон покаянный ко Господу Иисусу Христу.
  2. Канон молебный ко Пресвятой Богородице.
  3. Канон Ангелу Хранителю.

Эти три Канона читаются при подготовке человека к Таинству Причащения. Иногда эти три канона объединяют в один для простоты и легкости восприятия.


Святитель Андрей Критский. Фреска церкви святителя Николая. Афонский монастырь Ставроникита, 1546 год

Все мы в жизни бываем немощны и больны, или наши родные нуждаются в нашем внимании и помощи в выздоровлении, тогда читаем Канон за болящего.

Самый великий и значимый канон — Канон Святого Андрея Критского. Он — полный, вмещает все девять песней, а в каждую входит до тридцати тропарей. Это действительно колоссальный шедевр.

Весь покаянный смысл произведения — это обращенность не только к Богу, но и к самому молящемуся. Человек настолько погружается в свои переживания при чтении канона, будто направляет свой взор внутрь своей души, говорит сам с собой, со своей совестью, прокручивает события своей жизни и скорбит о тех ошибках, которые были им совершены.

Критский шедевр — не просто зов и призыв к покаянию. Это возможность вернуть человека к Богу и принять Его любовь.

Для усиления этого ощущения автор использует популярный прием. Он берет за основу Священное Писание: примеры и великих грехопадений, и великих духовных подвигов. Показывает, что всё в руках человека и по совести его: как можно упасть до самых низин, и вознестись до вершин; как грех может взять в плен душу и как вместе с Господом можно его одолеть.

Андрей Критский уделяет внимание и символам: одновременно они поэтичны и точны по отношению к поднимаемым проблемам. Великий Канон — это песнь песней живого, истинного покаяния

Спасение души — не механическое и заученное исполнение заповедей, не привычное творение добрых дел, а возвращение к Отцу Небесному и ощущение той самой благодатной любви, которая была утрачена нашими прародителями

Великий Канон — это песнь песней живого, истинного покаяния. Спасение души — не механическое и заученное исполнение заповедей, не привычное творение добрых дел, а возвращение к Отцу Небесному и ощущение той самой благодатной любви, которая была утрачена нашими прародителями.

Важно! В первую и последнюю седмицу Великого поста читается Покаянный канон. На первой седмице он наставляет и направляет на покаяние, а на последней седмице Великого поста спрашивает о том, как душа поработала и ушла от греха

Стало ли покаяние действенной переменой в жизни, которая повлекла за собою изменение поведения, мышления, мироощущения.

Но современный ритм жизни, особенно в больших городах, не всегда позволяет работающему человеку побывать на богоугодных службах с пением Канона Андрея Критского. К счастью, найти этот удивительный текст не трудно.

Хоть раз в жизни желательно каждому прочесть вдумчиво это творение, которое поистине может перевернуть сознание человека, даст возможность ощущения того, что Господь всегда рядом, что нет между Ним и человеком расстояний. Ведь любовь, вера, надежда не измеряется никакими мерками.

Это милость, которую Бог дарит нам каждую минуту.

Посмотрите видео о трех православных канонах

Что такое каноны и акафисты?

В богослужебной православной традиции существует несколько видов особых молитвенных последований. К ним относятся более традиционные каноны, а также получившие большее распространение в Русской Церкви в 19-20 веках — акафисты.

Канон  — церковный гимн, посвященный прославлению Господа нашего Иисуса Христа, Святой Троицы, Пресвятой Богородицы, какого-либо праздника или святого. В храмовом богослужении каноны входят в состав утрени, повечерия, полунощницы и других служб.

Канон составлен из песен, каждая из которых, в свою очередь, состоит из ирмосаИрмо́с — первая строфа в каждой песне канона, в которой прославляются священные события или лица. Ирмос служит мелодико-метрическим образцом для последующих тропарей данной песни. Тексты ирмосов в основном — парафразы Священного Писания. На богослужении ирмосы поются хором соответственно недельному гласу и нескольких тропарейТропа́рь – краткое песнопение, в котором раскрывается сущность праздника или прославляется святой (святые). Тропарь праздника раскрывает его сущность и воспевает его. Тропарь святому, раскрывает особенности подвига святого, прославляет его житие и святость (обычно от двух до шести, но есть особыеНапример Великий покаянный канон преп. Андрея Критского, читаемый во дни Великого поста каноны, где их может быть до 30). Темой каждой песни являются библейские песни, которые в древности читались перед песнями канона, а в настоящее время читаются только на богослужениях утрени Великого поста.

В каноне может быть 2, 3, 4, 8 и 9 песен. Трех- и четырех-песенные каноны обычно читаются на богослужениях Великого поста и Пятидесятницы. Девяти-песенный всего один — Великий канон св. Андрея Критского. Двух-песенный — тоже единственный, читаемый в Великий Вторник. Обычно же каноны восьми-песенные. На самом деле это девяти-песенные каноны, в которых пропущена вторая песнь.

Ирмос связывает по смыслу библейскую песнь и тропари, раскрывающие основную тему канона. Перед девятой песнью канона на богослужении утрени поется песнь Богородицы «Величит душа Моя Господа…» и припев, прославляющий Богородицу, — «Честнейшую Херувим…». В некоторые из двунадесятых праздников вместо песни Богородицы поются особые праздничные песнопения.

В традиции богослужений Русской Церкви ирмосы обычно поются, а тропари читаются. Исключение составляет пасхальный канон, который поется полностью. В византийской традиции каноны пелись полностью.

Первые каноны были написаны свв. Андреем Критским и Иоанном Дамаскиным в VII в.

Акафист — форма церковной поэзии, близкая к древним кондакамКонда́к — жанр церковной византийской гимнографии в форме стихотворной повествовательной проповеди, посвященной тому или иному церковному празднику — особое хвалебное песнопение в честь Спасителя, Божией Матери или святых.

Акафист состоит из 25 песен, которые расположены по порядку букв греческого алфавита: одного основного кондака с определенным окончанием или припевом и 12 кондаковЗдесь: краткая хвалебная песнь, чередующихся с 12 икосамиИкос — пространная песнь. Икосы заканчиваются восклицанием “Радуйся”, а кондаки – “Аллилуйя” (на еврейском – “хвалите Бога”).

При этом икосы заканчиваются тем же припевом, что и первый кондак, а все остальные кондаки — припевом «Аллилуия».

Отличие канона от акафиста

Молитва — невидимая нить между людьми и Богом, это душевный разговор с Всевышним. Она важна для нашего организма как вода, воздух, пища. Будь-то благодарность, радость или печаль через молитву Господь услышит нас. Когда она идет от сердца, с чистыми помыслами, усердием, то Господь слышит молитву и откликается на наши прошения.

Канон и акафист можно назвать одним из видов бесед с Господом, Пресвятой Богородицей и святыми.

Что такое канон в церкви и чем он отличается от акафиста?

Слово «канон» имеет два значения:

  1. Принятые Церковью и взятые за основу Православного учения книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, собранных воедино. Слово греческое, приобретенное из семитских языков и изначально означающее палочку или линейку для измерения, а потом появилось и переносное значение — «правило», «норма» или «список».
  2. Жанр церковного гимна, воспевания: непростое по строению произведение, направленное на прославление святых и церковных праздников. Входит в состав утренних, вечерних и всенощных богослужений.

Канон разделяют на песни, каждая из которых отдельно заключает в себе ирмос и тропарь. В Византии и современной Греции ирмос и тропари канона метрически похожи, что позволяет весь канон петь; при славянском переводе был нарушен единый слог в метрике, поэтому тропари читают, а ирмосы поют.

Только пасхальный канон является исключением из правил — его поют целиком.

Читайте о канонах:

  • Канон святителю Николаю Чудотворцу
  • Канон покаянный ко Господу
  • Канон по исходу души от тела

Мелодия произведения подчиняется одному из восьми гласов. Появился канон как жанр в середине VІІ века. Первые каноны написали св. Иоанн Дамаскин и св. Андрей Критский.

Акафист — в перевод с греческого означает «неседальная песнь», богослужебное песнопение особого хвалебного характера, которое направлено на прославление Христа, Богородицы и святых. Начинается с основного кондака и 24 следующих за ним строф (12 икосов и 12 кондаков).

При этом икосы заканчиваются таким же припевом, что и первый кондак, а все остальные — припевом «аллилуя».


Чтение канона

Брак, его святость

Брак установлен Богом. Апост. 51.
Брачное честное сожительство почтенно. Гангр. 21. Кто
порицает и гнушается верной и благочестивой женой, как
не могущей войти в Царствие Небесное, тот под клятвой.
Гангр. 1. Кто девствует не по причине святыни девства,
но гнушаясь брака, тот под клятвой. Гангр. 9. Если жена
оставит мужа, гнушаясь брака, то она под клятвой. Гангр.
14. Кто из священного чина удаляется от брака, гнушаясь
им, тот должен исправиться, или подлежит церковному
наказанию. Так же и мирянин. Апост. 5, 51. Кто о
пресвитере, вступившем в брак, думает, что не должно
причащаться от него на Литургии, тот под клятвой. Гангр.
4.

Общие сведения о понятиях

Православные христиане, обращаясь к Богу, Пресвятой Богородице и святым угодникам, читают молитвы. С самого зарождения христианской веры святыми отцами писали каноны, которые были пропитаны особым богословствованием и проникновенностью. Сложный церковный язык, которым писались многострофные произведения, не всегда был понятным и легким в восприятии для обычного, невоцерковленного человека.

Однако согласно церковному писанию, в котором сказано, что «всякое дыхание хвалит Господа», церковные служители разрешили мирянам читать «народные молитвы». В XVI столетии в православном христианстве начали появляться «народные молитвы», именуемые акафистами.

Акафист – это благодарственная ода, хвалебное песнопение, исполняемое верующими христианами в честь Спасителя, Пресвятой Богородицы, святых великомучеников и архангелов. В дословном переводе с греческого языка «акафист» означает «неседальная песнь», поэтому данная молитва произносится стоя.

Прихожане, присутствующие в церкви во время проведения службы и знающие наизусть текст акафиста, могут принимать участие в хвалебно-благодарственном песнопении. Особенность «народной молитвы» заключается в том, что ее можно читать не только в храме во время богослужения, но и дома.

Акафист состоит из 25 песен, отличающихся проникновением, глубоким смыслом и легким стилем написания: 13 кондаков и 12 икосов. Каждый кондак заканчивается восклицанием «Аллилуиа», что в переводе с еврейского языка означает «хвалите Бога», а икос – «Радуйся».

Канон – это особый жанр церковной гимнографии, представляющий собой сложное многострочное произведение. Написанные священнослужителями молитвы, прославляющие церковные праздники и святых, входят в состав утрени, повечерия и полунощницы. Ветхозаветные события отражаются в новозаветных.

Сложное многострофное произведение состоит из песен, каждая из которых, в свою очередь, делится на ирмос и несколько тропарей. Зачастую количество тропарей варьируется от 2 до 6, но бывают и такие церковные многострофные песни, где количество тропарей достигает 30. Ирмос выступает связующим смысловым элементом между основной темой канона и содержанием библейской истории.

Канон как формат молитвословия

Богослужебный канон представляет собой молитву, довольно пространную и обширную, строящуюся по строго определенной схеме. Заключается этот план в своеобразном делении канона. Согласно ему, весь текст дробится на девять так называемых песней. Связано это с тем, что каноны по изначальной греческой традиции в храмах непременно пели. В принципе, богослужебный устав православной церкви и сейчас предписывает петь эти молитвы, однако давно уже сложившаяся практика чтения вытеснила эту раннюю традицию. Единственное исключение составляет канон, посвященный Воскресению Христову, который поется во время Пасхального богослужения. Но это, скорее, потому, что данная служба вообще не предполагает чтений – ради торжественности и праздничности предписывается петь все ее части.

Итак, канон — это девять песней. Каждая песнь при этом делится на несколько так называемых тропарей – коротких молитвенных обращений. По уставу, в каждой песне должно быть шестнадцать тропарей. Но по факту их может быть и значительно меньше, чаще всего четыре или шесть. Поэтому, для того чтобы выполнить букву устава, их приходится повторять

Важно при этом то, что к кому бы ни был обращен канон, заключительный тропарь каждой песни всегда посвящен Богородице

Первая песнь предваряется коротким песнопением, называемым «ирмос». Последний обычно поется. Всего существует несколько типов ирмосов – это стандартные тексты, которые дублируются в разных канонах по особой системе.

Далее каждому тропарю по уставу предшествует определенный стих из Священного Писания. Они также стандартны и называются Библейскими песнями. Но их на сегодняшний день употребляют только во время Великого поста. В остальное же время библейские песни заменяют более короткими воззваниями к тому, кому обращена молитва. Например, покаянный канон содержит следующее воззвание: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя».

Два последних тропаря предваряются не воззваниями, а «Славой» и «И ныне». Это стандартное обозначение формул: «Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу» и «И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь».

Также надо учесть, что, хотя формально песней в каноне девять, второй для большинства из них не существует, а после первой сразу идет третья. Так что по факту песней чаще всего восемь.

Есть также постный вариант канонов, состоящих из трех песней. Но их не читают сами по себе, так как на богослужениях каноны совмещают друг с другом. В итоге песней всегда получается восемь или девять.

Церковный (дисциплинарный) канон

Что значит канон в Православии? Так называют главные правила, нормы церковный жизни. Например, внутреннее устройство Церкви, требования дисциплины и так далее. Например, одно из апостольских правил предписывало епископам каждой области устраивать собрания (соборы) дважды в год. Однако в 7 веке Трулльский Собор постановил делать это лишь один раз год. Такое изменение канона было продиктовано внешними обстоятельствами, в том числе набегами варваров. Также каноном именуют единый свод всех церковных правил. В церковной лексике «канонический» – это то же самое, что и «законный», «общепринятый». Каноны составлялись церковными Соборами, а также отдельными Отцами Церкви, среди которых и апостолы.

Примером церковного канона является, например, указание, что епископы должны избираться другими епископами определённой территории и утверждаться митрополитом. Запрет на вступление христиан в брак в близком родстве, запрет на создание общих для мужчин и женщин монастырей, запрет на самовольный переход монахов в другие монастыри – всё это тоже канонические определения Церкви.

Протоиерей Дмитрий Пашков, отвечая на вопрос «что такое канон в Церкви?» говорит, что правила необходимы там, где

И Церковь, как общество единоверцев, не является исключением.

Сравнение

Каноны и акафисты составлены по определенному правилу. Канон состоит из девяти песен, начинающихся ирмосом и заканчивающихся катавасией. Как правило, в каноне только 8 песен. Вторая поется лишь в Покаянном каноне Андрея Критского. В первую неделю Великого Поста и в некоторые дни Пятидесятницы читаются более короткие каноны из двух, трех или четырех песен. Песни состоят из 4-6, а иногда и больше, тропарей. Перед ними исполняются соответствующие запевы (припевы). Акафист состоит из 25 строф, чередующихся между собой кондаков и икосов. Кондаки более краткие, икосы – пространные. Они объединены в пары. Все строфы читаются по одному разу. Запевов перед ними нет. Кондак 13-й, который является молитвенным обращением ко святому, не имеет в паре икоса и читается трижды. После него еще раз прочитывается 1-й икос и 1-й кондак.

Каноны составлены святыми отцами. В истории церкви были случаи, когда акафисты писали обычные миряне. Одобренные высшим духовенством, эти произведения получили распространение в богослужебной практике.

После прочтения третьей и шестой песни канона священник произносит малую ектению. Вслед за этим поются или читаются седальны, икос и кондак. На каноне утрени после прочтения восьмой песни, за редким исключением, поется песнь Пресвятой Богородице. Одновременно может прочитываться несколько канонов. Строфы акафиста не разделяются ектениями. Одновременно может прочитываться только один акафист.

Каноны читаются на каждой утрени, повечерии и полунощнице. Это определено Уставом Церкви. Каноны исполняются также на молебнах. Благословляется читать их и в домашней обстановке. Акафисты не включены в суточный богослужебный круг. По Уставу только в пятницу на пятой неделе Великого Поста на утрени полагается читать Акафист Похвале Богородицы. Читаются акафисты на молебнах, а также дома. Каноны дня Уставом четко определены. Акафист, который он желает заказать, человек выбирает сам.

В былые времена каноны полностью пелись. Теперь, как правило, тропари прочитываются. Ирмос поется на мелодию, соответствующую гласу текущей недели. Гласов всего восемь, они чередуются. Акафисты гласу не подчинены.

Каноны исполняются на протяжении всего года. Акафисты не принято читать во время Великого Поста, за исключением воскресных дней, хоть к этому и не существует канонического запрета. Однако радостно-торжественный характер произведения мало соответствует тихому и спокойному настрою великопостных будней.

Каждая песня канона связана с каким-то библейским событием. Прямо об этом в тексте может быть и не указано, но косвенно присутствие той или иной темы обязательно ощущается. Акафист, в отличие от канона, более прост для восприятия. Его лексика русифицирована, синтаксис прост, а текст дискретен. Акафист легок, это то, что исходит из сердца, лучшее, что обычный человек хочет сказать Богу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector