Александр пересвет. имя, овеянное славой

Источники

Александр Пересвет и Андрей Ослябя были монахами Троице-Сергиевского монастыря. Именно этим и объясняются, по всей видимости, их двойные имена. Пересветом и Ослябей их звали до монашества, а при постриге им дали христианские имена. Поскольку оба они были прославлены в лике святых, одним из важнейших источников для нас являются церковные жития. Кроме того, о Пересвете и Ослябе упоминают «Краткая летописная повесть» и «Пространная летописная повесть» — главные источники о Куликовской битве — а так же такие произведения древнерусской литературы, как «Сказание о Мамаевом побоище» и «Задонщина».

Участие в Куликовской битве

Согласно житию преподобного Сергия Радонежского, перед Куликовской битвой князь Димитрий в поисках духовной поддержки отправился к нему в монастырь за благословением. Татары в то время считались непобедимыми, а имя преподобного Сергия, как праведника и чудотворца, было прославлено по всей Руси. Благословение такого человека должно было вселить надежды во всех воинов. Преподобный Сергий не только благословил князя, но и отправил с ним двух иноков княжеского рода, хорошо владеющих оружием. Этими иноками были Александр Пересвет и Родион (имя в иноческом постриге) Ослябя, которых преподобный Сергий перед этим постриг в Великую Схиму (высший монашеский чин).

Сергий Радонежский благословляет Пересвета перед Мамаевым побоищем. Миниатюра Летописного свода Ивана Грозного

По преданию, перед битвой Пересвет молился в келье отшельника при часовне святого воина великомученика IV века Димитрия Солунского, где впоследствии основан мужской Димитриевский Ряжский монастырь, что в 7 км от г. Скопина. Помолясь, Пересвет ушёл, оставив свой яблоневый посох. Этот посох после революции хранился в краеведческом музее г. Рязани.

По наиболее распространённой версии, перед началом битвы Пересвет участвовал в традиционном «поединке богатырей». Со стороны татар ему противостоял богатырь Челубей (по другим версиям — Темир-Мирза либо Таврул). По преданию, Челубей не только отличался огромной силой, но и особым мастерством военной выучки. Некоторые источники указывают, что Челубей был непобедимым воином-поединщиком,  которого татарские войска наняли специально для подобных поединков. Оба противника были на конях, вооружение составляли копья. После первого же столкновения копья обоих переломались, после чего оба поединщика рухнули на землю и скончались.

Существует также другая версия поединка, в соответствии с которой Пересвет и Челубей пронзили друг друга копьями. В соответствии с этой версией, копьё мастера конных поединков Челубея было на метр длиннее обычного. Вступая с ним в бой на копьях, противник не мог даже нанести удар, как уже оказывался побеждённым и выпадал из седла. Александр Пересвет пошёл вопреки логике поединка — сняв с себя доспехи, он остался лишь в одной Великой Схиме (монашеская накидка с изображением креста, надевается поверх монашеской одежды). Сделал он это для того, чтобы копьё противника, пройдя сквозь мягкие ткани тела на большой скорости, не успело вышибить его из седла и тогда он смог бы нанести удар сам, что и произошло в бою. Получив смертельную рану, он продолжал оставаться в седле, смог сам доехать до строя и только там умер.

Сразу после гибели поединщиков началась сама битва — татарская конница атаковала Передовой полк русских войск.

Пересвет и Ослабля

Не менее известны на Руси и подвиги богатырей Александра Пересвета и Родиона (иночески пострижен как Андрей) Ослабля, иноков, приблизивших победу русского воинства в Куликовской битве(Игум. Андроник «Православная энциклопедия, М, 2000).
Пересвет на глазах двух противоборствующих армий сразил в одиночном конном поединке знаменитого монгольского поединщика Челубея. Причем, зная, что тот побеждает соперников, используя более длинное, чем у русских, копье, монах снял свои доспехи, чтобы, приняв удар в мягкие части тела, дотянуться таки до противника. Победив Челубея, Пересвет смог вернуться к своим в седле и лишь там скончался от полученных ран.
Ослябля не только героически сражался против Мамаевых полчищ, но и (по одной из версий) после ранения Дмитрия Донского надел его доспехи и повел войска в очередную схватку. Существует информация, что богатырь не погиб в битве, а был в составе посольства Дмитрия Донского в Царьграде не позднее 1389 года.
Оба богатыря причислены РПЦ к лику святых.
Разумеется, и позже не исчезли с земли русской богатыри-патриоты. Но их подвиги вошли уже в историю сначала Российского царства, а затем и государства России.

Святые витязи

А. С. Хорошев, долгое время единственный наш специалист по истории канонизации русских православных святых, пишет, что местное церковное почитание преподобномучеников Александра Пересвета и Андрея Осляби было установлено вскоре после преставления монахов-воинов в конце XIV века.

Между тем частенько люди недоумевают, отчего монахи, сражавшиеся в битве как простые воины, что кажется теперь, мягко говоря, непривычным, отмечены святостью. Современный отечественный археолог и богослов А. Е. Мусин специально рассмотрел вопрос об участии древнерусского духовенства в битвах. Оказалось, что духовные лица ходили в военные походы ещё со времён св. князя Бориса (первая четверть XI века), а ко временам Пересвета, к XIV в., это стало делом обычным и повсеместным: «… очевидно, что духовенство в средневековой Руси принимало участие не только в боевых походах в качестве пастырей, но и в боевых действиях в качестве воев».

Показательна в связи с этим редактура, внесённая древнерусскими переписчиками в текст ответов Константинопольского патриаршего собора на вопрос сарайского (т. е. ордынского) православного епископа Феогноста (12 августа 1276 г.): «Аще поп на рати человека убиет, лзе ли ему потом служити?» Однозначный ответ, что священнику-воину запрещено святыми канонами совершать церковную службу, древнерусские книжники исправили на прямо противоположный: «Не удержано есть святыми канонами…»

Однако, и в самой Византии в 1453 г., когда турки штурмовали Константинополь, часть городских стен обороняли православные монахи, которым удалось даже отбить турецкий десант со стороны Мраморного моря. Что касается Руси, то и в последующие века монашествующие принимали непосредственное участие в ратных трудах. Так, среди награждённых царём Борисом Фёдоровичем Годуновым за оборону в 1604—1605 гг. Новгорода-Северского от войск Лжедмитрия I есть «Новагородка Северскаго Спасскаго монастыря» чернец Ферапонт, который «из пушок» стрелял, и старец Васка слепой, «который ходил к литовским людем в полки», т. е. на разведку…

Как бы историки и судьба не разводили жизненные пути духовных витязей Куликова поля, тела Пересвета и Осляби упокоились друг подле друга в московском храме Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове.

Симонов монастырь был основан в 1370 г. на юговосток от Москвы племянником преподобного Сергия Радонежского св. Феодором, духовником великого московского князя Дмитрия Ивановича Донского, а с 1388 г. Ростовским архиепископом (вспомним ростовское предание о пострижении Пересвета). Около 1379 г. монастырь перенесли на новое место, неподалёку от прежнего. Это последнее стали с тех пор называть Старым Симоновым. Интересно, что первым, известным историкам, имущественным вкладом в Симонов монастырь стало само Куликово поле и стоящее на нём село Рожествено, пожалованные обители Дмитрием Донским на помин душ иноков Александра Пересвета и Андрея-Родиона Осляби.

Первый, деревянный, храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы выстроил в Старом Симонове по преданию сам преподобный Сергий Радонежский. На кладбище этого храма и были похоронены монахи-воины. В 1509 г. деревянный храм в Старом Симонове разобрали и выстроили на его месте каменный, дошедший до наших времён. В 1660 г. царь Алексей Михайлович повелел «над благоверными великими отцы над иноком Александром да над иноком Иродионом построить над их гробы палату каменную».

По сообщению любителя древнерусских древностей профессора И. М. Снегирёва (1793—1868), «в царствование Анны Иоанновны, при разобрании старой колокольни (храма Рождества Пресвятой Богородицы, что в Старом Симонове. — Прим. авт.) и при копании рвов для новой каменной трапезы открыт был кирпичный склеп, покрытый надгробными камнями без надписей, длиной 1 ар<�шин> 14 вер<�шков>. Когда сняты были сии камни, тогда увидели через отверстие гробы духовных витязей».

В 1794 году над находившимися теперь внутри храма могилами Александра Пересвета и Андрея-Родиона Осляби установили плиту белого камня с надписью. 22 апреля 1900 года храм Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове посетили Государь Император Николай Александрович, Государыня Императрица Александра Феодоровна, великий князь Сергий Александрович и великая княгиня Елизавета Феодоровна. Мученики новых времён пришли к преподобномученикам времён прежних…

То, что не написано в житиях

Недавно на собеседовании у Святейшего Патриарха я обратил
внимание на картину, висящую в его приемной. Это был
подлинник картины Павла Рыженко «Победа
Пересвета»

На полотне изображена знаменитая схватка
непобедимого татаро-монгольского богатыря Челубея и нашего
Александра Пересвета — монаха, который по особому
благословению преподобного Сергия Радонежского вышел со
своим собратом Андреем Ослябей на бой на Куликовом поле.

    

Великая мудрость и прозорливость замечательного русского
святого, преподобного Сергия, проявилась в самой сути этой
схватки. Это была битва сил света и сил тьмы. И это вовсе
не образное выражение, а самое существо событий,
произошедших 8 сентября 1380 года.

Когда мы стояли перед этой картиной, один из игуменов
Троице-Сергиевой лавры рассказал нам такую историю. В
лавре есть монах, который во времена своей юности, как и
многие тогда, был увлечен восточными духовными традициями
и боевыми искусствами. Когда началась перестройка, он с
друзьями решил поехать в Тибет, дабы поступить в
какой-нибудь буддийский монастырь. С 1984 года, когда
монастыри Тибета открыли для доступа, правда, по
ограниченным квотам, туда стало приезжать множество
иностранцев. И надо прямо сказать, что к чужеземцам
отношение в монастырях было крайне скверное: все-таки это
тибетская национальная духовность. Наш будущий монах и его
друзья были разочарованы: они так стремились к этому
возвышенному учению, к этому братству, духовным подвигам,
мантрам и молитвам. Такое отношение продолжалось до тех
пор, пока тибетцы не узнали, что перед ними русские. Они
стали переговариваться между собой, и в разговоре
прозвучало слово «Пересвет». Стали выяснять, и
оказалось, что имя этого русского монаха записано в особой
святой книге, где фиксируются их важнейшие духов¬ные
события. Победа Пересвета занесена туда как событие,
которое выпало из привычного хода вещей.

Оказывается, Челубей был не просто опытным воином и
богатырем — это был тибетский монах, прошедший
подготовку не только в системе боевых искусств Тибета, но
и освоивший древнейшую практику боевой магии —
Бон-по. В результате он достиг вершин этого посвящения и
обрел статус «бессмертного». Словосочетание
«Бон-по» можно перевести как «школа
боевой магической речи», то есть искусство борьбы, в
котором эффективность приемов боя беспредельно возрастает
за счет привлечения путем магических заклинаний силы
могучих сущностей потустороннего мира — демонов
(бесов). В результате человек впускает в себя «силу
зверя», или, проще говоря, превращается в единое с
демоном существо, некий симбиоз человека и беса, становясь
бесноватым. Платой за такую услугу является бессмертная
душа человека, которая и после смерти не сможет
освободиться от этих жутких посмертных объятий сил тьмы.

Считалось, что такой монах-воин практически непобедим.
Количество таких, избранных духами, воинов-тибетцев всегда
было крайне невелико, они считались особым явлением в
духовной практике Тибета. Поэтому-то Челубей и был
выставлен на единоборство с Пересветом — чтобы еще
до начала сражения духовно сломить русских.

На известной картине В. М. Васнецова оба воина изображены
в доспехах, что искажает глубинный смысл происходившего.
Павел Рыженко написал этот сюжет вернее: Пересвет на
схватку вышел без доспехов — в облачении русского
монаха великой схимы и с копьем в руке. Поэтому он и сам
получил тяжелую рану от Челубея. Но
«бессмертного» он убил. Это вызвало полное
замешательство татарского войска: на их глазах произошло
то, чего в принципе не может быть. Нарушился привычный ход
вещей и пошатнулись незыблемые законы языческого мира.

И по сей день служители духов тьмы, мастера восточных
единоборств, хранят память о том, что есть некие
«русские», у которых есть свой Бог, сила
которого неодолима. И этот русский Бог выше всех их богов,
и воины этого Бога — непобедимы.

Происхождение

О Пересвете в «Задонщине» говорится, что он — «брянский боярин». Об Ослябе в «Сказании о Мамаевом побоище» есть строка, что он – любутский боярин. Город Любутск входил в Брянское княжество. То есть оба воина – земляки, родом с Брянщины. Есть свидетельства, что они были двоюродными братьями. В каком возрасте и по какой причине они приняли монашеский постриг, неизвестно, но летописные повести, а также «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище», которые являются нашими главными источниками сведений о Куликовской битве, повествуют о том, что оба брянских боярина были монахами Троицкого монастыря, где подвизался святой Сергий Радонежский. Церковная традиция гласит, что оба они к моменту Куликовской битвы были уже не очень молоды. Это были искусные воины, закаленные в боях, и при этом великие молитвенники. Не случайно к моменту Куликовской битвы оба были схимниками. Схима – высшая степень монашеского служения. Надо признать, сведения об этих воинах-монахах очень отрывочны и подчас противоречивы. Даже с их именами возникает некая путаница. Пересвета на самом деле согласно церковному житию звали Александром, а Ослябю – то ли Андреем, то ли Родионом.

Странности и нестыковки в различных источниках о Куликовской битве

Если идти с конца, то нужно заметить, что идея такого экзотического поведения Пересвета была подсказана монахам Кирилло-Белозерского монастыря (это, кстати, на Вологодчине, то есть, прямо скажем, от Куликова поля далековато) европейским средневековым эпосом. Похожий сюжет потом позаимствует и Томас Мэлори. Он, правда, таким способом убьёт не отрицательного, а положительного героя – короля Артура.

Размеры Челубея даже не нуждаются в объяснении – это типичная для Средневековья (только ли для него?!) тенденция преувеличивать силу и численность врагов, чтобы придать собственному успеху значимость. Хотя с пятью саженями авторы, конечно, погорячились – в зависимости от выбранной единицы (простая, косая, маховая) рост Челубея получится от 7 с небольшим до почти 11 метров.

Обилие различных пересказов обстоятельств поединка объясняется не только тем, что живых свидетелей сражения к моменту написания «Сказания о Мамаевом побоище» не осталось, но и тем, что ни в одном из предыдущих свидетельств о Куликовской битве такого эпизода не записано.

Более того, «Задонщина», созданная минимум на полвека раньше, содержит прелюбопытный фрагмент «Поскакивает Пересвет на своем борзом коне, золоченым доспехом сверкая, а уже многие лежат посечены у Дона великого на берегу». Иными словами, бой в разгаре, а наш герой живёхонек (и, конечно, защищён не только монашеской ризой). Про Челубея же в «Задонщине» нет ничего. Ну а его печенежское происхождение и вовсе странность – от этого народа к XIV веку и следа не осталось. Сначала половцы, а затем и монголы здорово изменили этнический состав Дикого Поля.

Имя у татарского богатыря тоже странное, таких у его соотечественников не было. При этом чётко выделяется корень «бей» — правитель, властитель. Обычно его добавляли к имени собственному, но «Челу» — тоже не встречается у монголов. Зато есть слово «чело», которым в русской военной традиции обозначался «большой полк», главные силы войска. Выходит, Челубей – это и не имя вовсе, а наименование воеводы большого полка.

Ну и в заключение, самое первое свидетельство о Куликовской битве «О побоище иже на Дону…», составленное прямо по горячим следам, конечно тоже не содержит никакой информации о поединке, предварявшем сражение. Оно и неудивительно, ведь такой традиции ни у русичей, ни у монголов в последние века не водилось.

Похоже, правда, об этом поединке заключается в том, что его никогда не было. Впрочем, это нисколько не умаляет подвига того же Пересвета, который действительно сражался и погиб на Куликовом поле, и тысяч его соотечественников, возродивших великие военные традиции Руси.

Еще больше фактов по теме публикации смотрите в ролике ниже.

В монастыре

Пересвет и Ослябя были братьями, происходили из старинного боярского рода на Брянщине и славились своим воинским мастерством. Впрочем, возможно, родными братьями они и не были, а зафиксированное в тексте «Сказания о Мамаевом побоище» обращение их друг к другу «брате!» объясняется тем, что они оба были монахами.

Все источники повествуют о том, что, незадолго до того как выступить в сторону Дона на битву с Мамаем, князь Дмитрий Иванович посетил известно подвижника преподобного Сергия Радонежского в Троицком монастыре. Игумен Сергий благословил князя на сражение и предрек ему победу. Прощаясь, Дмитрий Иванович попросил, чтобы преподобный Сергий отпустил с ним двух монахов – Пересвета и Ослябю. Тот немедленно позвал обоих и велел им ехать с князем Дмитрием. Далее в «Сказании о Мамаевом побоище» говорится, что «И дал он им вместо оружия тленного нетленное — крест Христов, нашитый на схимах, и повелел им вместо шлемов золоченых возлагать его на себя». Одни истолковывают это место так, что преподобный Сергий тут же и совершил над Переветом и Ослябей постриг в великую схиму, а другие говорят о том, что оба они уже были к тому моменту схимниками, а игумен лишь указал им на необходимость полагаться более на крест, чем на доспехи.

Евпатий Коловрат

О подвиге этого русского богатыря, рязанского боярина и воеводы нам известно из ряда источников разного датирования («Повесть о разорении Рязани Батыем», «Сведения и заметки» Срезневский, 1867 год, статьи В.Ф.Миллера « Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона», СПб., 1890—1907, других исторических трудов). Нагнав со своим отрядом численностью всего 1700 воинов уходящие после разорения Рязани полчища Батыя, он сумел нанести им многотысячные потери. Монголы смогли одолеть русских мстителей лишь с помощью стенобитных машин. Самого погибшего в битве Евпатия Коловрата похоронили в 1238 году, 11 января в Рязанском соборе (Воинские повести Древней Руси. М.—Л., 1949.).

Кочубей и пересвет история. Поединок Пересвета с Челубеем

Поединок перед Куликовской битвой

В том историческом бою оба воина погибли, но победа была признана за Пересветом, сумевшем доехать на коне до русских полков, а выбитый из седла Челубей остался лежать на поле.

Значение Куликовской битвы для судьбы Русского государства очень велико, поскольку господство Орды тогда основательно пошатнулось.Уже сам исход Куликовской битвы, по мнению историков, был предрешен результатом поединка русского и татарского богатырей.

Оказывается, по сложившимся ещё в древности законам, поединки сильнейших воинов перед боем назначались только при возникновении сложной или неопределённой ситуации.

Это был своего рода жребий для выбора атакующей стороны. Хорошо известно, что войско, первым начинающее бой, всегда несёт большие потери. Поэтому поединок мог иметь решающее значение для исхода боя. Тот из участников, который оказывался проигравшей стороной, обрекал своё войско на большие потери. Что за ситуация в соотношении противоборствующих сил имела место перед Куликовским сражением?

Оказывается, русское и татарское войска были на то время примерно равными по силе, имели примерно одинаковое количество воинов. Это ни у одной из армий не вызывало желания атаковать первыми, так как потерять значительную часть своего войска никому не хотелось. Поэтому боевые полки стояли друг против друга, ожидая действия от противоположной стороны.

У татар была ещё одна причина для затягивания начала сражения – они ждали спешащее к ним на подмогу войско литовского князя Ягайло. Русские по этой же причине были заинтересованы в скорейшем начале боя, пока не произошло объединения сил татар с литовцами.

Вот для разрешения этой ситуации противостояния и был начат поединок. От татарского войска выехал великан-печенег Мурза Челубей, воин огромной силы, владеющий приёмами древней борьбы «Бонч-бо».

Он уже более 300 раз побеждал своих соперников в поединках на копьях, используя хитрый приём: благодаря неимоверной силе он брал копьё на 1 метр длиннее копья соперника, чтобы иметь возможность первым поражать противника.

От русичей вызвался могучий воин Александр Пересвет – монах из Троицко-Сергиевского монастыря. Понимая что защита не спасет от удара противника-гиганта, Пересвет не надел на поединок кольчугу, чтобы быть посвободнее в движениях. Именно это и помогло ему поразить Челубея.

Когда всадники сблизились в смертельном ударе, более длинное копьё печенега проткнуло не защищенное кольчугой тело Пересвета насквозь, но не выбило того из седла из за низкого сопротивления живой плоти железу. А копьё Александра, за счёт сокращения расстояния между противниками, смогло поразить противника насмерть и выбить его из седла.

Русский богатырь ещё некоторое время оставался живым и нашел в себе силы на коне доехал до русского войска. Мамай видел, что победа принадлежит русскому воину, поэтому сразу бросил своих передовых конников в атаку.

Куликовская битва закончилась разгромом Мамаева войска, остатки которого русичи преследовали ещё много вёрст от поля Куликова.

За ратный подвиг во имя Руси Пересвет был причислен к лику святых, его память празднуется в соборе Тульских святых 22 сентября по юлианскому календарю. Могила героя до сих пор так и не найдена.

Покровители русского воинства

В воинской культуре Императорской России сложилась особенная традиция почитания преподобномучеников Александра Пересвета и Андрея-Родиона Осляби. В героях Куликовской битвы русские люди XIX—XX вв. видели отечественное подобие героям крестовых походов, рыцарей, от которых европейское дворянство брало своё подлинное духовное начало. Когда Император Павел Петрович открыл для русских дворян в 1798 г. возможность вступать в известный со времени крестовых походов духовно-рыцарский Мальтийский орден, великий наш поэт Г. Р. Державин откликнулся на это событие одой, где среди прочего писал, обнаружив русскую метафору для героев-крестоносцев:

Иль Пересвет с Гигантом к бою,
Как вихорь, на коне летит,
Крест левой жмёт, копьё десною
И раздробляет вражий щит.
Венцы нетленные плетутся,
На челы верных воев вьются,
И райска их кропит роса;
Отступники, скрыпя зубами,
Кровь бледными из ран руками,
Отчаясь, мещут в небеса.

Кроме того, традиционно в составе Императорского Русского Флота находились в разное время парные с именами «Пересвет» и «Ослябя». Так, в разгар гражданской войны северян с южанами в СевероАмериканских Соединённых Штатах Нью-Йорк и Сан-Франциско, главные порты северян на соответственно Атлантическом и Тихом океанах, оказались под угрозой удара с моря объединённым флотом южан и англичан. И тогда правительство одного освободителя, президента САСШ Авраама Линкольна, попросило помощи у другого освободителя — Императора Александра Николаевича. Две русские эскадры отправились из Кронштадта и Владивостока к берегам Америки.

24 сентября 1863 г. в нью-йоркской гавани пришвартовался русский паровой 45-пушечный фрегат «Ослябя», а в конце месяца к «Ослябе» присоединился в составе эскадры контр-адмирала С. С. Лесовского (всего с «Ослябей» 6 кораблей) парный ему фрегат «Пересвет». Нью-Йорк был спасён…

В годы Русско-японской войны (1904—1905) эскадренный броненосец «Пересвет» геройски погиб, защищая Порт-Артур, а эскадренный броненосец «Ослябя» дрался до последнего в Цусимском бою.

Как дань этой духовно-воинской традиции, Военно-морское ведомство Императорской России на свои средства изготовило драгоценные лампады, утверждённые в Старо-Симоновском храме, у могил преподобномучеников Пересвета и Осляби.

Смерть

Тело Александра Пересвета после смерти было предано земле неподалеку от церкви, поставленной в честь Рождества Богородицы «на старом Симонове». Монах захоронен вместе с почившим братом Андреем Ослябей. Точная дата причисления героев к лику святых неизвестна, но в святцы имена внесли в 17 веке. В 1896 году имена богатырей внесли в «Троицкий патерик», упоминающий учеников преподобного Сергия Радонежского.


Дмитрий Донской стоит над погибшими Пересветом и Челубеем на Куликовом поле / Википедия

Спустя время могилы Пересвета и Осляби украсили надгробиями, формировавшими собой своеобразное строение под колокольней. Когда в 1794 году ее разобрали, надгробия сняли, чтобы установить новые, а в 19 веке достроили придел. В 1928 году надгробия вновь уничтожили, так как храм закрыли. Восстановлению они подверглись в 1989 году. Сегодня в храме установлена сень с обновленными памятниками. Останков под ними нет.

Посох Александра Пересвета, оставленный перед битвой, поначалу хранился в алтаре Димитриевского монастыря. В 20 веке он оказался в распоряжении Рязанского исторического музея. Крест монаха-воина длительное время хранился в графском роду Олсуфьевых.

Источники

Александр Пересвет и Андрей Ослябя были монахами Троице-Сергиевского монастыря. Именно этим и объясняются, по всей видимости, их двойные имена. Пересветом и Ослябей их звали до монашества, а при постриге им дали христианские имена. Поскольку оба они были прославлены в лике святых, одним из важнейших источников для нас являются церковные жития. Кроме того, о Пересвете и Ослябе упоминают «Краткая летописная повесть» и «Пространная летописная повесть» — главные источники о Куликовской битве — а так же такие произведения древнерусской литературы, как «Сказание о Мамаевом побоище» и «Задонщина».

Почитание

Поединок инока Александра-Пересвета с Челубеем. Миниатюра Лицевого летописного свода (XVI в.)

церкви в честь Рождества Богородицы «на старом Симонове»Андрея-Осляби

Подвиг святого Александра Пересвета стали сразу стали прославлять в повествованиях о Куликовской битве — древнейший известный рассказ «О побоище, иже на Дону» , а также летописная «Повесть о Куликовской битве» сообщают о его гибели на Куликовом поле. Также о ней повествует и наиболее полный рассказ о схимниках-воинах Александре и Андрее, изложенный в «Сказании о Мамаевом побоище» . Его имя вошло в летописные списки убиенных на Куликовом поле и в синодики.

Со временем над останками преподобных Александра и Андрея были устроены надгробия, оказавшиеся в «палатке каменной под колокольней». После разборки колокольни надгробия были уничтожены, в году вновь сооружены и в XIX веке обустроены приделом.

В году имена святых монахов-воинов были включены в состав Собора Радонежских святых. Их память было определено отмечать накануне праздника Рождества Богородицы (дня Куликовской битвы) — 7 сентября. В году в честь святого был назван город.

Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2-3 февраля года имена преподобных Александра Пересвета и Андрея Осляби были включены в месяцеслов Русской Православной Церкви для общецерковного почитания .

Иконография

Изображения преподобных Александра и Андрея сохранились в Лицевом житии преподобного Сергия XVI века , в Лицевом летописном своде 2-й половины XVI века , на житийной иконе преподобного Сергия года , а также в ряде памятников искусства светского характера. Собственно икона святых Александра и Андрея (совместно с преподобным Сергием и благоверным князем Димитрием) была написана в году.

Алексей Попович

В.М. Васнецов, работая в течение почти двух десятилетий над своей эпохальной картиной «Три богатыря», естественно, не особенно вникал в историческую и хронологическую правдивость своего произведения. Вряд ли ему не было известно, что изображаемые им витязи (точнее, их прототипы), относимые историками к группе «младших» богатырей, жили в совершенно разных столетиях: Добрыня Никитич – в X-ом веке, Илья Муромец – в XII-ом, а Алеша Попович – в XIII-ом веке.
Именно, о последнем и пойдет речь, поскольку из всей троицы как раз ему и досталась судьба противостоять татаро-монголам. Подвиги младшего из знаменитой троицы (его прототипом был, по мнению слависта И. Л. Лося – Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона СПб., 1890—1907., статья «Богатыри» — рязанский боярин Олеша Попович) нашли отражение в Никоновской летописи, по версии которой богатырь был в числе дружинников Всеволода Большое Гнездо, а затем и Константина Всеволодовича, его сына, которому помог в 1216 году выиграть Липецкую битву. После смерти Константина Попович отправился в Киев, где и служил Мстиславу Старому вплоть до битвы на Калке. Именно там 31 мая в 1223 году и сложил голову былинный богатырь.
По мнению же Б. А

Рыбакова, прототипом Поповича послужил Ольбег Ратиборович, дружинник Мономаха, участвовавший в убийстве хана половцев Итларя (в былинах упоминается как «Идолище поганое»).
Обращает на себя внимание полная уверенность практически всех историков в существовании ставшего прообразом Алеши Поповича реального богатыря

Источники, литература

  • ПСРЛ, т. 4, ч. 1, вып. 1-2; 6; 15; 18.
  • Повести о Куликовской битве, М., 1959.
  • Повесть о Куликовской битве: Текст и миниатюры Лицевого свода XVI в., Л., 1984
  • Памятники Куликовского цикла, М., 1998.
  • Добролюбов, И., свящ., Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, Рязань, 1885, т. 2, 242.
  • Иероним (Алякринский), архим., Рязанские достопамятности, Рязань, 1889, 27, прим. 246.
  • Токмаков, И. Ф., Историческое и археологическое описание московского ставропигиального первоклассного Симонова монастыря, М., 1892, вып. 1, 48.
  • Димитрий (Самбикин), Месяцеслов, вып. 1: сент., 64-65.
  • Барсуков, Источники агиографии, стб. 430-431.
  • Троицкий патерик, Серг. П., 1896 (репринт 1992), 11-12.
  • Куликовская битва и подъем национального самосознания, Л., 1979 (ТОДРЛ, т. 34).
  • Куликовская битва в литературе и искусстве, М., 1980.
  • Моисеев, Н. , «600 лет победы на Куликовом поле: Библиогр.,» БТ, 1981, сб. 22, 178-237.
  • Куликовская битва в истории и культуре нашей Родины, М., 1983.
  • Минея (МП), июль, ч. 1, 339-360.
  • Дмитриев, Л. А., «Сказание о Мамаевом побоище,» СККДР, вып. 2, ч. 2, 371-374.
  • Салмина, М. А., «Повесть о Куликовской битве летописная,» СККДР, вып. 2, ч. 2, 244-246.
  • Шахматов, А. А., , СбОРЯС, СПб., 1910, т. 81, № 7, «Отчет о 12-м присуждении Академией наук премий митрополита Макария в 1907 г.,» 79-204.

В монастыре

Пересвет и Ослябя были братьями, происходили из старинного боярского рода на Брянщине и славились своим воинским мастерством. Впрочем, возможно, родными братьями они и не были, а зафиксированное в тексте «Сказания о Мамаевом побоище» обращение их друг к другу «брате!» объясняется тем, что они оба были монахами.

Все источники повествуют о том, что, незадолго до того как выступить в сторону Дона на битву с Мамаем, князь Дмитрий Иванович посетил известно подвижника преподобного Сергия Радонежского в Троицком монастыре. Игумен Сергий благословил князя на сражение и предрек ему победу. Прощаясь, Дмитрий Иванович попросил, чтобы преподобный Сергий отпустил с ним двух монахов – Пересвета и Ослябю. Тот немедленно позвал обоих и велел им ехать с князем Дмитрием. Далее в «Сказании о Мамаевом побоище» говорится, что «И дал он им вместо оружия тленного нетленное — крест Христов, нашитый на схимах, и повелел им вместо шлемов золоченых возлагать его на себя». Одни истолковывают это место так, что преподобный Сергий тут же и совершил над Переветом и Ослябей постриг в великую схиму, а другие говорят о том, что оба они уже были к тому моменту схимниками, а игумен лишь указал им на необходимость полагаться более на крест, чем на доспехи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector