Всеволод большое гнездо

Отрочество Всеволода

Отца будущий князь лишился ещё в возрасте 3 лет, и с этого времени начались его испытания. Проживая при дворе деспотичного и маниакально подозрительного старшего брата Андрея Боголюбовского, Всеволод с младенчества испытал на себе цену и бремя власти, которую ему предстояло на себя возложить. А стольный Владимир стал для него своеобразной темницей, враждебным и негостеприимным градом.

  1. 1162 г. восьмилетний Всеволод с матерью и старшими братьями изгоняется из Владимира и самого Отечества, по воле великого князя Андрея Юрьевича. Вдова Долгорукого с малолетними детьми нашла пристанище в Царьграде при дворе Мануила Комнина, где маленький Всеволод провёл всё своё детство.
  2. 1168 г. достигший пятнадцатилетнего возраста Всеволод возвращается из Византии во Владимир. Здесь он первым делом примирился с великим князем, простив старшему брату прошлые обиды. Но проницательный Андрей Боголюбовский сразу узрел в нём опасного соперника, оценив ум юного княжича.
  3. 1169 г. Всеволод отравляется в Киевский поход, объединивший дюжину князей Северо-Восточной Руси, возглавленный его племянником Мстиславом Андреевичем. В нём юный княжич впервые столкнулся с невиданным прежде деянием – разграблением «Матери городов Русских» и поруганием её святынь.
  4. 1173 г. девятнадцатилетний Всеволод посажен старшим братом Михаилом, вместе с племянником Ярополком Ростиславичем княжить в Киеве. Однако продлилось это недолго, уже через месяц стольный град захватил Рюрик Ростиславич Смоленский, пленивший и самого несостоявшегося Киевского князя.

В плену Всеволод пробыл недолго, в том же году его выкупил Михаил Юрьевич, посадивший его на Киевский стол, и сам оказавшийся осаждённым в Торческе Смоленскими князьями. Михаил после этого вновь отправился на Киев, Всеволод не захотел более участвовать в провальной эпопее на юго-западе и вернулся во Владимиро-Суздальскую землю, стараясь лишний раз не попадать на глаза великому князю.

Семья

Всеволод был десятым или одиннадцатым сыном Юрия Долгорукого (ок. 1099 — 1157), который основал город Дмитров в память о месте рождения Всеволода. Николай Карамзин (1766 — 1826) инициировал спекуляцию, идентифицирующую мать Всеволода Елену как греческую принцессу, потому что после смерти мужа она взяла Всеволода с собой в Константинополь .

Всеволод провел молодость при рыцарском дворе Комненых . По возвращении из Византийской империи на Русь в 1170 году Всеволод якобы посетил Тбилиси , поскольку в местной летописи говорится, что в том году грузинский царь развлекал своего племянника из Константинополя и женил его на своей родственнице, осетинской принцессе.

Иконография

Наиболее древним изображением Всеволода Юрьевича, по мнению ряда исследователей , является рельеф тимпана северо-восточной закомары Дмитриевского собора во Владимире с восседающим на троне правителем с юным отроком на коленях, по сторонам — по два отрока более старшего возраста. Эти изображения были идентифицированы как образы Всеволода Юрьевича и его сыновей. Согласно др. версии, композиция представляет библейский сюжет (Ф. Кемпфер — Иосиф и его братья, А. М. Лидов — Давид с Соломоном на коленях), в котором современники могли видеть прототипы известных исторических персонажей . По мнению М. С. Гладкой, заказчик храма, Всеволод Юрьевич, воздержался от размещения своего «портрета» на стенах Дмитриевского собора, ограничившись резным инициалом «В.», помещенным между изображенными в медальонах библейскими царями Давидом и Соломоном .

Миниатюры, иллюстрирующие события, связанные с княжением Всеволода Юрьевича, представлены в Радзивиловской летописи кон. XV в. . В соответствии с текстом Всеволод Юрьевич изображен верхом на коне как воин или как правитель восседающим на престоле. Княжеское облачение отражает западноевропейские реалии: Всеволод Юрьевич либо в длинном платье с широкими рукавами, либо в коротком платье, чулках и остроносых туфлях; на голове — круглая шапка без меховой оторочки.

Следующий по хронологии вероятный «портрет» Всеволода Юрьевича — фреска Архангельского собора Московского Кремля, выполненная в 1652-1666 годах по иконографии предшествующей росписи 1564-1565 годов. На юго-восточном столпе представлен вел. князь с именем Димитрий. Первый исследователь росписи В. Н. Крылова связала это изображение с Всеволодом Юрьевичем — единственным вел. князем, предшественником князей московских, с именем Димитрий (дано при крещении). Князь представлен фронтально в рост, руки перед грудью — правая в благословляющем жесте, ладонь левой раскрыта вовне. Облачен в платье красного цвета с охряным поясом и каймами, украшенное цветочным орнаментом голубовато-зеленого цвета. Поверх платья накинута зеленая ферезея с серо-голубым круглым воротником, украшенная крупным цветочным орнаментом, заключенным в квадрифолии. На голове — красная круглая шапка с меховой опушкой; на ногах — охряного цвета сапоги. Князь изображен средовеком с волнистыми, закрывающими уши волосами, бородой средней длины, чуть сужающейся книзу. Образ заключен в рамку с киотчатым завершением и относится к представительскому типу изображения князя в парадном облачении. В росписи Архангельского собора эта фигура входит в состав т. н. исторического цикла, где представлены князья — владимирские самодержцы, начиная от блгв. кн. Андрея Боголюбского. В Степенной книге царского родословия, составитель к-рой митр

Афанасий предположительно являлся и автором программы росписи Архангельского собора, Всеволоду Юрьевичу уделено особое внимание. В ней сообщается, что князь, хотя и был младшим из сыновей Юрия Долгорукого, однако «наследовал степень старейшинства по всей Русстей земли» и стал «истинным кореноплодителем, первоначальствующим русским самодержцем»

Как и другие князья «исторического цикла», Всеволод Юрьевич представлен с нимбом.

На миниатюрах Лицевого летописного свода, 1570-е годы , Всеволод Юрьевич, подобно другим князьям, представлен в княжеских одеждах или верхом на коне в доспехах.

Краткое описание направлений и основных событий

Междоусобица в Северо-Восточной Руси1174-1177

После смерти Андрея Боголюбского в 1174 году Суздальская земля отправила послов за Ярополком и его братом Мстиславом Ростиславичами. Изначально племянники и дяди договорились править совместно, но ростовское боярство было недовольно усилением роли города Владимира, поэтому настояло на начале конфликта между Ростиславичами и Юрьевичами (Михаилом и Всеволодом). Просидев в осаде 7 недель Михаил вынужден был оставить город Владимир, уступив его Ярополку.
Усобица после смерти А. Боголюбского

Утвердившись в княжестве, Ростиславичи начали расставлять на выгодные административные должности своих людей, а те, в свою очередь, чрезмерно злоупотребляли взятками и поборами с горожан. Кроме этого, особо возмущение владимирцев вызвала изъятие уделов и доходов у собора Владимирской Богородицы, которые были зазначены при Боголюбском (логично предположить, что немалую роль в призвании владимирцами Михаила и Всеволода для защиты сыграло духовенство). Разгромив Ростиславичей между Москвой и Владимиром, Юрьевичи заняли город Владимир 15 июня 1175 года.

Ростиславичи пытались взять реванш дважды — в Липицкой битве июня 1176 года Всеволод одержал победу над Мстиславом Ростиславичем и союзными ему новгородцами, а затем уже в феврале разбил объединившихся в союз Мстислава и рязанского князя Глеба, пленив обоих. Под угрозой разорения рязянцы выдали Всеволоду Ярополка Мстиславича и все пленники были заключены в темницы.

Усиление власти и устранение конкурентов

Ещё во время противостояния с Мстиславом Ростиславичем в междоусобице 1174-1177 годов Всеволод расправился с ростовскими боярами, не желавшими усиления города Владимира и подбивавшими Ростиславичей к противостоянию с Юрьевичами. После утверждения во Владимиро-Суздальской земле Всеволод поступил аналогично своему брату-предшественнику и выслал сына Боголюбского из княжества (по грузинским источникм Юрий Андреевич был вынужден бежать, преследуемый своим дядей).

Как и Боголюбский, новый великий князь стремился снизить политическую зависимость от старого ростово-суздальского боярства и опирался на младшую дружину, впервые в 1175 году в летописи фиксируется название этого нового социального слоя — дворяне.

После пленения Ростиславичей, Всеволод сначала содержал их вместе с князем Глебом Рязанским в темницах, но после Ростиславичи были ослеплены, а Глеб Рязанский, отказывашийся отрекаться от рязанского княжества, умер в заточении через два года.

Основание городов и строительство

Вид древнего Владимира, макет-реконструкция на основе версии Н.Н.Воронина. Музей г. Владимира
Схема застройки г. Владимира при Всеволоде III

Основывал Всеволод и новые города: в 1178 году по его приказу был основан Гледен (Устюг), а В. Н. Татищев упоминает под 1181 годом возведение крепости Твердь (Тверь) по приказу князя. Такие города как Унжа, Зубцов, Кострома предположительно основывались за время правления Всеволода, хотя упоминаются уже после его смерти.

Макет города Суздаля на рубеже XII-XIII веков. В верхней левой части на берегу речки Каменки расположен кремль, отгороженный от остальной территории рвом.Экспозиция «История Суздальской земли»

Реконструкция расположения Суздальского кремля. Музей в Архиерейских палатах

Подавление восстания в Рязани и сожжение городов

В 1208 году Всеволод передал своему сыну Ярославу под управление Рязанское княжество. Отношения с Рязанью у Суздальских князей было сложным — фактически Всеволод подчинил себе эти земли лишь недавно, пленил несколько рязанских князей, одного ещё во время борьбы за власть во Владимире уморил в темнице. Буквально через год в Рязани созрел заговор, в результате которого ряд наместников Ярослава были арестованы и брошены в поруб, а его самого заговорщики намеревались выдать черниговцам.

Ярослав направил гонца к отцу, и тот ответил жёстко: пришёл в рязанские земли, казнил заговорщиков и разорил всех сочувствовавших им. После этого Всеволод приказал вывести всех жителей из города и сжёг его, а на обратном пути сжёг ещё и Белгород-Рязанский.

Вопрос наследства

В 1211 году встал вопрос о завещании Всеволода: его старший сын Константин требовал дать ему оба старших города, Владимир и Ростов, младшему же Юрию дать Суздаль. Несмотря на многочисленные попытки Всеволод не смог договориться со старшим сыном и несмотря на предостережения собственных бояр решил вопрос радикально: созвал собор из разных представителей подвластных ему городов и в присутствии духовенства лишил старшего сына Владимирского стола. Юрию достался город Владимир, а Константину — Ростов.
Усобица после смерти Всеволода III

Постройки Всеволода

Довольно частые войны и походы не мешали Всеволоду усердно заниматься делами хозяйственными, строительными, судебными, семейными и т.д. Он в мирное время не заживался в своем стольном Владимире, а добросовестно исполнял старинный обычай полюдья, т.е. сам ездил по областям, уставляли собирал дани, судил преступников, разбирал тяжбы. Из летописи мы узнаем, что разные события застают его то в Суздале, то в Ростове, то в Переяславле-Залесском, на полюдье. В то же время он наблюдал за исправностью укреплений, строил детинцы или поправлял обветшалые городские стены. Возобновляли запустевшие города (например, Городок Остерский). Огонь в особенности давал пищу для строительной деятельности. Так в 1185 г. 18 апреля страшный пожар опустошил Владимир-на-Клязьме; погорел чуть не весь город. Жертвой огня сделались княжий двор и до 32 церквей; в том числе обгорел и соборный Успенский храм, созданный Андреем Боголюбским. Погибли при этом его украшения, дорогие сосуды, серебряные паникадила, иконы в золотых окладах с жемчугом, богослужебные книги, дорогие княжие одежды и разные «узорочья», или шитые золотом ткани (оксамиты), которые во время больших праздников развешивались в церкви. Многие из этих сокровищ хранились в церковном тереме, или кладовой, на хорах; растерявшиеся служители выбрасывали их из терема на церковный двор, где они также сделались добычей пламени.

Великий князь немедля принялся уничтожать следы пожара; между прочим, выстроил вновь детинец, княжий терем и обновил златоверхий храм Успения; причем расширил его пристройкой новых стен с трех сторон; а вокруг срединного купола возвел еще четыре меньших, которые также позолотил. Когда окончилось обновление, то в 1189 году соборный храм был вновь и торжественно освящен епископом Лукою. Спустя три или четыре года почти половина Владимира опять сделалась добычей пламени: сгорело до 14 церквей; но княжий двор и соборный храм на этот раз уцелели. В 1199 году 25 июля читаем известие о третьем большом пожаре во Владимире: он начался во время литургии и продолжался до вечерни; причем опять сгорели едва не половина города и до 16 церквей. Обновляя старые храмы, Всеволод украшал свой стольный город и новыми; между прочим, он воздвиг церковь Рождества Богородицы, при которой устроил мужской монастырь, и еще храм Успения, при котором супруга его Мария основала женскую обитель. Но самое знаменитое сооружение великого князя – это придворнокняжий храм в честь его святого, Димитрия Солунского; так как христианское имя Всеволода III было Димитрий. Этот храм до наших дней представляет изящнейший памятник древнерусского искусства.

Дмитриевский собор во Владимире

Автор изображения – Alex Zelenko

Всеволоду много помогал в его строительной деятельности епископ Иоанн, бывший его духовник. Между прочим, они совершили обновление соборной Богородичной церкви в городе Суздаль, которая обветшала от времени и небрежения. Верхи ее вновь покрыли оловом, а стены вновь оштукатурили. Любопытно по сему поводу следующее известие летописца: епископ на этот раз не обращался к немецким мастерам; а нашел своих, из которых одни лили олово, другие крыли, третьи приготовляли известь и белили стены. Следовательно, строительная деятельность Юрия, Андрея и Всеволода не осталась без влияния на образование чисто русских мастеров-техников; Всеволод III является образцом северного князя-семьянина. Бог благословил его многочисленным потомством; на что указывает и самое прозвание его Большим Гнездом. Нам известны имена осьми его сыновей и нескольких дочерей. На его привязанность к старым семейным обычаям указывают, между прочим, известия летописи о постригах княжих сыновей. Этот древний общеславянский обряд состоял в том, что трех- или четырехлетнему княжичу обрезывали волосы и впервые сажали на коня; причем устраивали пир. В христианские времена к подобному обряду присоединялись, конечно, молитвы и благословение церкви. Всеволод с особенной торжественностью праздновал постриги и задавал веселые пиры. Еще большими пирами и щедрыми подарками сопровождал он женитьбу сына и выдачу замуж дочери. Мы видели, как он выдавал любимую свою дочь Верхуславу-Анастасию за сына Рюрикова Ростислава.

Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий

Восстановление Владимира после пожара 1192 года

Согласно летописи Лицевого свода, 23 июля 1192 года сгорела половина столичного Владимира, включая 14 церквей, при этом с трудом удалось отстоять княжеский двор. В результате в следующем году 4 июня 1193 года во Владимире началось строительство с великокняжеским дворцом и начатым было чуть ранее Дмитриевским собором. Также в рамках восстановления города после пожара был отремонтирован обгоревший при пожаре и построен с Рождественным монастырём при нём.

Коломна — первое упоминание

Под 1177 г. в Лаврентьевской летописи впервые упоминается город Коломна как пограничный пост Рязанского княжества. К этому времени город, , превратился в важный в военном отношении торгово-ремесленный центр, однозначно достигнув таким образом размеров крупного проекта.

Север и юг

По сути, к 1177 году Всеволод уже контролировал Владимиро-Суздальскую землю, и активно укреплял власть по периферии этой территории. Интересовал его в первую очередь юг, к примеру, Рязанское княжество, Волжская Булгария и мордва, с которыми он активно боролся. Однако не забывал он и про Север и активно использовал для контроля северных территорий своё пресловутое «Большое Гнездо», то есть наследников.

К примеру, в 1205 году он послал в Новгород на княжение своего сына Константина с такими словами: «сыну мой, Константине, на тобе Бог положил переже старейшиньство во всей братьи твоей, а Новгород Великий старейшинство имать княженью во всей Руськой земли».

В 1207 после разгрома рязанских князей, на престол там был посажен ещё один сын Всеволода, Ярослав. Рязань, правда, восстала, и в 1208 была сожжена.

Горький хлеб изгнания

В изгнании юный князь жил первоначально в Константинополе у византийского императора Мануила, затем в принадлежавших империи ромеев славянских городах на Дунае, потом у другого брата, великого киевского князя Глеба Юрьевича. В эти годы он владел небольшой крепостицей Городцом Остерским, участвовал в междоусобной войне суздальских и черниговских князей с укрепившимися в Киевской земле Рюриком, Давыдом и Мстиславом Ростиславичами. Действия и самого Всеволода, и других союзных князей оказались неудачными. Лишь однажды в 1173 году всего на пять недель Всеволоду удалось овладеть золотым киевским «столом», но затем он вновь был выбит оттуда Ростиславичами.

На этот раз ему пришлось постичь и горечь поражения, и даже плена. Потеряв свои города, Всеволод и Михалк отъехали в Чернигов к Святославу Всеволодовичу. Здесь тогда жили и их племянники Ярополк и Мстислав, также не имевшие своих волостей.

Горек хлеб изгнанника, живущего из милости у чужого князя, но иного выхода у Всеволода тогда не было. Ситуация изменилась только после мученической кончины Андрея Боголюбского и начавшейся смуты в Суздальской земле.

Клятва у Золотых ворот

В 1175 году власть в Залесском крае взяли в свои руки Мстислав и Ярополк Ростиславичи, племянники Всеволода и Михалка, сыновья старшего сына Юрия Долгорукого Ростислава. Они были приглашены на княжение ростовскими и суздальским боярами. Их правление оказалось недолгим, ибо неспособны они были вершить дела государственные. Летописец объясняет это молодостью князей, к тому же совершивших по совету своих приближенных неправедный поступок – ограбление ризницы Успенского собора во Владимире. Тогда, собравшись на вече, наиболее решительные владимирцы объявили: «Мы добровольно приняли князя (Ярополка Ростиславича, — Авт.) к себе, и крест целовали на всем, но он как не своей волостью управляет, будто не собирается оставаться здесь, грабит не только всю волость, но и церкви, подумайте об этом братья».

Признав правоту этих слов, горожане единодушно присягнули Михалку Юрьевичу и послали за ним в Чернигов, повелев своим послам сказать князю: «Ты старший в своей братии, пойди во Владимир, если же что задумают против нас из-за этого ростовцы и суздальцы, то как нам с ними даст Бог и святая Богородица».

Собрав с помощью Святослава Черниговского полки, Михалк и Всеволод вступили в родной Залесский край, который они покинули почти пятнадцать лет назад. Однако Ростиславичи не собирались поступаться властью и двинулись навстречу. 15 июля 1176 года недалеко от Владимира произошла битва. Суздальской ратью командовал Мстислав Ростиславич, черниговскими полками – Всеволод Юрьевич, так как его брат Михалк разболелся и не мог встать с носилок. Всеволод наголову разбил суздальские дружины. Вся земля владимирская немедленно признала Михаила Юрьевича государем.

Так Всеволод помог старшему брату Михалку овладеть Владимиро-Суздальским княжеством, получив от него за помощь город Переяславль-Залесский. Но вскоре, так и не оправившись от болезни, Михалк умер. Произошло это 20 июня 1177 года. После кончины брата Всевололод унаследовал все Великое владимирское княжение и был принят владимирцами, давшими новому государю и детям его клятву верности перед Золотыми воротами.

Таблица «Внутренняя и внешняя политика Всеволода Большое Гнездо»

Дата Событие
1169 Поход Всеволода в коалиции с другими князьями на Киев. Киевский князь Мстислав проиграл борьбу за город и бежал на Волынь.
1173 Всеволод и Ярополк Ростиславич стали князьями-соправителями Киева, но продержались всего чуть больше месяца – 35 дней. После этого Киев был захвачен смоленскими князьями из числа Ростиславичей, Всеволод попал в плен, откуда его выкупил старшим братом Михаил..
1174-1177 Междоусобица на Северо-Восточной Руси, важным этапом которой стала борьба за Владимиро-Суздальское княжество. Всеволод в этой борьбе одержал победу над своими племянниками, Мстиславом и Ярополком.
1176 Старший брат князя, великий князь владимирский Михаил Юрьевич, скончался. Всеволод Большое Гнездо занял его место на владимирском великокняжеском престоле.
1183-1185 Начало активного периода внешней политики Всеволода Большое Гнездо. Князь предпринял несколько походов на мордовские племена и на Волжскую Булгарию.
1185 Всеволод пошёл войной на Рязань.
1198 Князь предпринял поход на кочевников-половцев, откочевавших на зиму на юг. Половцам пришлось бежать из своих зимовищ, чтобы избежать столкновения с его силами.
1205 Начало новой междоусобицы на Руси. Всеволод утратил Переяславское княжество.
1207 Объявив о намерении воевать с Черниговским княжеством, Всеволод внезапным ударом разгромил его союзников.
1208 Восстание в ранее покорённой Рязани, но неудачное – князь подавил его, а мятежную Рязань повелел сжечь.
1210 Переяславль возвращён под контроль Всеволода Большое Гнездо.
1211 Старший сын князя, Константина Всеволодович, потребовал от отца два основных города, Владимир и Ростов, за что был лишён прав на великое княжение. После смерти Всеволода в 1212 году это стало одной из причин начала очередной междоусобной войны в Северо-Восточной Руси

Таблица политики Всеволода Большое Гнездо

Литература

  • ДРВ. М., 17882. Ч. 6. С. 439;
  • НПЛ. М.; Л., 1950;
  • Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950;
  • ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2-3. М., 1962р; Т. 2. М., 1962р; Т. 6. Вып. 1. М., 2000; Т. 15. М., 1965; Т. 24. Пг., 1921; Т. 25. М.; Л., 1949. Т. 38. Л., 1989; Т. 41. М., 1995; Т. 42. СПб., 2002 (по указ.);
  • Бибиков М. В. Визант. ист. сочинения: Визант. историк Иоанн Киннам о Руси и народах Вост. Европы. М., 1997. С. 56, 67, 138, 139;
  • Щавелева Н. И. Др. Русь в «Польской истории» Яна Длугоша (Кн. I-VI): Текст, пер., коммент. М., 2004 (по указ.).
  • Карамзин Н. М. История гос-ва Российского. М., 1991. Т. 2-3;
  • Воронин Н. Н. Зодчество Сев.-Вост. Руси XII-XV вв. М., 1961-1962. Т. 1-2;
  • Бережков Н. Г. Хронология рус. летописания. М., 1963;
  • Пашуто В. Т. Внешняя политика Др. Руси. М., 1968;
  • Янин В. Л. Актовые печати Др. Руси X-XV вв. М., 1970 Т. 1-2; М., 1998. Т. 3 (в соавт. с П. Г. Гайдуковым) (по указ.);
  • Рыбаков Б. А. «Слово о полку Игореве» и его современники. м., 1971;
  • Wörn D. Studien zur Herrschaftsideologie des Grossfürsten Vsevolod III. // JGO. 1979. Jg. 27. S. 1-40;
  • Кучкин B. А. Формирование гос. территории Сев.-Вост. Руси Х-XIV вв. М., 1984 (по указ.);
  • Лимонов Ю. А. Владимиро-Суздальская Русь: Очерки соц.-полит. истории. Л., 1987;
  • Рорре A. V. Words that Serve the Authority: on the Title of Grand Prince in Kievan Rus’ // Acta Poloniae Historica. 1989. T. 60;
  • Феннел Дж. Кризис средневек. Руси, 1200-1304. M., 1991;
  • Пресняков А. Е. Княжое право в Др. Руси: Очерки по истории X-XII ст. Лекции по рус. истории: Киевская Русь. М., 1993 (по указ.);
  • Лосева О. В. Месяцеслов и именослов в Др. Руси // Румянцевские чт.: Мат-лы науч.-практ. конф. М., 1996. Ч. 2. С. 63-71;
  • Родина М. Е. Междунар. связи Сев.-Вост. Руси в X-XIV вв. (по мат-лам Ростова, Суздаля, Владимира и их округи): Ист.-археол. очерки. Владимир, 2004 .
  • Димитрий (Самбикин), архиеп. Месяцеслов. Тверь, 1898. Вып. 8. С. 76-88;
  • Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 554
  • Виноградов А., прот. История кафедрального Успенского собора в губ. г. Владимире. Владимир, 19053;
  • Николай Михайлович , вел. кн. Рус. провинциальный некрополь. М., 1914. Т. 1. С. 154-155;
  • Сиренов А. В. Путь к граду Китежу: Кн. Георгий Владимирский в истории, житиях, легендах: (Подгот. текстов и исслед.). СПб., 2003.

Почитание

Имя Всеволода Юрьевича было внесено во вседневные соборные синодики главнейших городов Северо-Восточной Руси . В конце 1540-х — начале 1550-х годов в грамоте царя Иоанна IV Васильевича Грозного клирикам Успенского собора излагался порядок поминания архиереев, вел. князей и княгинь, их детей и внуков, чьи останки почивали во Владимире. О поминании Всеволода Юрьевича в грамоте написано, что «по великом князе Димитрии-Всеволоде Георгиевиче в год пети две панихиды большия с ужинами, на преставление его апреля в 15 день, а другую на память его октября 26 дня» (последняя память отмечалась в празднование вмч. Димитрию Солунскому — небесному покровителю Всеволода Юрьевича). Панихиду должны были служить «протопоп з братиею, и протодьякон, и игумены, и попы, и дьяконы» . В середине XVII века над захоронением Всеволода Юрьевича был помещен надгробный лист, составленный в Москве в окружении патриарха Иосифа. Он содержал (на основе сведений, близких к тексту Симеоновской летописи 1540-х годах) краткие биографию и описание богоугодной деятельности князя, особенно подчеркивается его покровительство главному городу княжества Владимиру, который «оттоле наречеся Богородичен». Во второй половине XVII-XVIII века этот рассказ входил в сборники исторического содержания, в 1670 году был включен в список Степенной книги старшего извода Пространной редакции , который в конце XVII века хранился в Успенском соборе. Под 15 апреля память Всеволода Юрьевича отмечена в Кайдаловских святцах (конца XVII века). В XIX веке над ракой Всеволода Юрьевича горело 5 лампад. Мощи князя были освидетельствованы в году, во время реставрационных работ в Успенском соборе.

Память блгв. князя Всеволода под 14 апреля приводился в списке канонизированных святых, составленном игум. Андроником (Трубачевым) . В современном календаре Русской Православной Церкви эта память отсутствует.

Поход Всеволода на камских болгар

Сия последняя война возникла вследствие грабежей, которым подвергались болгарские суда на Оке и Волге от рязанских и муромских повольников. Не получив удовлетворения за обиды, болгары вооружили судовую рать, в свою очередь опустошили окрестности Мурома и доходили да самой Рязани. Поход Всеволода III поэтому имел значение общей обороны русских земель от иноплеменников. Кроме суздальских, рязанских и муромских полков, в нем приняли участие черниговцы и смольняне. До восьми князей съехались во Владимире-на-Клязьме. Великий князь в течение нескольких дней весело пировал со своими гостями, а затем 20 мая выступил с ними в поход. Суздальцы Клязьмой спустились в Оку и тут соединились с союзными полками. Конница пошла полем мимо мордовских селений, а судовая рать поплыла Волгой. Достигши одного волжского острова, именуемого Исады, князья остановили здесь суда под прикрытием преимущественно белозерской дружины с воеводой Фомою Ласковичем; а с остальной ратью и с конницей вступили на землю Серебряных Болгар. С ближними мордовскими племенами великий князь заключил мир, и те охотно продавали русскому войску съестные припасы. Дорогой к русским неожиданно присоединился еще половецкий отряд, который был приведен одним из болгарских князей против своих соплеменников. Очевидно, в Камской Болгарии случались такие же междоусобия, как и на Руси, и владетели болгарские также наводили на свою землю степных варваров. Русское войско подступило к «Великому городу», то есть к главной столице. Молодые князья подскакали к самым воротам и сразились с укрепившейся около них неприятельской пехотой. Особенно отличился своим мужеством племянник Всеволода Изяслав Глебович; но вражья стрела пронзила его сквозь броню под сердце, так что он замертво отнесен в русский стан. Смертельная рана любимого племянника сильно опечалила Всеволода; он простоял десять дней под городом; и, не взяв его, пошел назад. Между тем белозерцы, оставшиеся при судах, подверглись нападению окольных болгар, которые приплыли Волгой из городов Собекуля и Челмата; с ними соединились еще болгары, называемые темтюзы, и конница из Торческа; число нападавших простиралось до 5000. Враги были разбиты. Они спешили уходить на своих учанах; но русские ладьи преследовали их и потопили более 1000 человек. Русская пехота воротилась домой тем же порядком, т.е. на судах; а конница также пошла через земли Мордвы, с которой на этот раз не обошлось без враждебных столкновений.

Тело умершего дорогой Изяслава Глебовича было привезено во Владимир и погребено в златоверхом храме Богородицы. Брат его, Владимир Глебович, как мы видели, княжил в Южном Переяславле и отличился своим геройством при нашествии Кончака Половецкого. Если не об этих Глебовичах, то о рязанских вспоминает «Слово о полку Игореве», когда обращается к могуществу Суздальского князя: «Великий княже Всеволоде! Ты бо можеши Волгу веслы раскропити, а Дон шеломы выльяти. Аже бы ты был (здесь), то была бы чага (пленница) по ногам, а кощей по резане. Ты бо можеши посуху живыми шереширы (метательными орудиями) стреляти, удалыми сыны Глебовы». Что такое обращение не было одной риторикой и что Всеволод принимал к сердцу обиды Русской земле от варваров, это показывает большой поход его на половцев, предпринятый весной 1199 года с суздальскими и рязанскими полками. Он дошел до половецких зимовников на берегах Дона и разорил их; Половцы не осмелились вступить с ним в борьбу; со своими кибитками и стадами они ушли к самому морю.

Итоги деятельности

Время правления составило 37 лет. За этот период Владимирское княжество стало самым могущественным.

Княжеская власть распространилась по всей территории Руси, а авторитет правителя был признан другими князьями.

Как прекрасному военачальнику ему удалось создать могущественную и сильную армию, что позволило одерживать многократные победы при походах на другие земли. Талантливый правитель начал процесс централизации русских земель.

Князь уделял время не только походам и экономике, а также активно занимался градостроительством

В первую очередь, строил укрепительные сооружения на границе государства, особое внимание уделялось безопасности города Владимир

Возводились строения из камня, например Владимирский детинец-кремль, который был возведен к 1195 году в рекордные сроки, всего за один год. В этом же году был построен Рождественский Собор. В 1183 году началось строительство Дмитровского собора, которое завершилось только в 1197 году. При возведении сооружения впервые применялась скульптурная декорация.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector