876,князь андрей боголюбский (видео)

Новая жизнь и новые правила

Святыня, которую получил в свои руки Андрей, позволила ему сделать северо-восточные области значимее, важнее, сильнее. Икона, которую украсят драгоценными камнями, будет самым важным объектом не только Успенского собора, но и города, а затем – всей земли. По прошествии некоторого времени этот образ примут как самый важный для всей Руси.

В мае 1157 г. скончался Юрий Долгорукий, и Андрей принял власть. Он не пожелал ориентироваться на старое боярство, поэтому не поехал в Суздаль, вместо этого приблизил доверенных младших дружинников. Кроме того, фундаментом власти Андрея было южное население, независимое от бояр Суздаля и во многом существовавшее за счет администрации молодого князя.

Андрей прикладывал усилия для предотвращения междоусобиц. Одной из основных задач, определенных им для себя, было исключение борьбы с братьями, племянниками. В те же времена было решено поставить новый город, названный Владимиром-на-Клязьме, и приложить усилия, дабы тот превратился в истинную столицу, более прекрасную, нежели Киев. Здесь выстроили церкви, мощные укрепления и ворота из серебра и золота – такие же, как киевские. Успенский храм строился как кафедральный собор. Ожидалось, что здесь будет создана самостоятельная митрополия, но патриарх запретил такое самовольство.

Смерть и канонизация

Поражение 1173 г. и напряженные отношения со знатью привели к заговору против Андрея Боголюбского. Как следствие, в ночь с 28 на 29 июня 1174 г. князь был до смерти забит боярами.

Существует версия, что заговорщики, предварительно напившись вина, пришли в покои Андрея, чтобы совершить над ним расправу. Государь не стал открывать дверь и сразу бросился к мечу, который всегда висел возле его кровати. Но как оказалось, оружие было заранее украдено ключником Анбалом.

Сломав замок, бояре набросились на беззащитного князя и стали его избивать. И хотя Боголюбский оказал достойное сопротивление заговорщикам, силы были слишком не равными. Наконец весь израненный он свалился на землю.

Убиение Андрея Боголюбского

Подумав, что Андрей умер, убийцы торжествуя отправились пить вино в погреб. Однако князь, придя в сознание, попытался убежать из своей резиденции.

Но злодеи нашли его по кровавому следу, после чего нанесли ему смертельные удары. Труп Боголюбского лежал во дворе, а тем временем народ мародерствовал в его покоях.

Андрей Юрьевич Боголюбский был похоронен в Успенском соборе во Владимире. В 1702 г. Русская православная церковь причислила его к лику святых.

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Духовные искания

Андрей Болконский, человек с богатым внутренним миром, прошёл непростой жизненный путь, это был долгий путь духовных исканий.

Начало пути духовных исканий

Поиск смысла жизни начинается у этого героя с мечты о подвиге и славе. Он убеждён в не случайности своего присутствия в мире. В начале романа читатель видит князя, мечтающего о славе, о подвигах ради счастья и благополучия людей. Такую славу, по его мнению, обрёл его кумир Наполеон Бонапарт. Во время военных действий Болконский ищёт случая найти «свой Тулон», подобно Наполеону, и отличиться на поле боя.

Лёжа после тяжёлого ранения в голову на поле под Аустерлицем, князь Андрей видит над собой бездонное, спокойное небо. Это вечно небо говорило о бренности его желания славы. К раненому подъезжает со свитой Наполеон, любующийся убитыми русскими солдатами. Болконский видит ничтожность этого человека и разочаровывается в своём кумире. Он осознал незначительность «великого» Наполеона с его славой по сравнению с вечностью неба Аустерлица. Князь понял всю глупость войны, мелочность мечты о славе, осознал, что главные ценности в жизни — это близкие люди, их счастье.

Духовное перерождение

Выжив после ранения, пережив смерть жены, князь Андрей решил больше не служить, а жить для себя и своих близких. За два года жизни в деревне он внутренне изменяется, его духовное перерождение, начавшееся под Аустерлицем, продолжается. У Болконского уже нет узкоэгоистических целей, он думает о семье, о будущем сына, обустраивает своё имение Богучарово.

В эти два года Болконский перевёл в одном своём имении крестьян в вольные хлебопашцы (то есть освободил от личной крепостной зависимости), в другом заменил барщину оброком. Он много читал, следил за внешней и внутренней политикой, занимался «составлением проекта об изменении наших военных уставов и постановлений».

Свой новый взгляд на жизнь Болконский высказал Пьеру, когда тот приехал к нему в Богучарово. По его мнению, счастье заключается в отсутствии двух действительных несчастий: угрызений совести и болезни. Разговор с Пьером на пароме (когда тот говорил о вечности, о правде, о том, что человек — часть «огромного, гармоничного целого») возродил «что-то лучшее», что было в князе. С этого свидания с Пьером у Болконского началась его новая жизнь, хотя внешне ничего не изменилось.

После ночи в Отрадном, когда он случайно услышал, как Наташа восхищалась весенней лунной ночью, утром по дороге домой Болконский увидел, что старый дуб покрылся листвой. И князь Андрей окончательно решил, что в 31 год жизнь не кончена. Он хотел, чтобы его жизнь была не для него одного, «чтобы на всех она отражалась».

Князь возвращается к активной жизни. Он хочет служить Отечеству и едет в Петербург, чтобы передать свою записку о военном уставе государю. Там он познакомился с государственным секретарём Сперанским и стал членом комиссии составления воинского устава. Через некоторое время Болконский разочаровывается в деятельности Сперанского, который участвовал в подготовке государственной конституции. Он понимает тщетность усилий человека что-то изменить в государстве и жизни вообще, понимает стихийность жизненных событий.

После Шенграбенского сражения раненный в голову Болконский испытывал сострадание и любовь ко всем людям — и к братьям, и к врагам. Смертельно раненный в Бородинском сражении, он ясно понял, что истинная любовь — это когда любишь и ближних, и врагов, что такая любовь — и есть смысл жизни.

Новая метла по-новому метет

Придя к власти, Андрей Юрьевич Боголюбский приложил все возможные усилия, дабы консолидировать княжество изнутри. Его активность была столь выраженной, что оппозиция посмела поднять голову, и в 1161 г. это даже привело к столкновению. В числе противодействующих лиц были младшие из рода Юрия Долгорукого. Впрочем, ничем хорошим для них это не закончилось, и вскоре недовольные сбежали в Византию. Убежища там искали Всеволод, Мстислав, Василько, а также мать Всеволода – она же вторая жена князя Юрия. Предполагается, что женщина была родом из Византии, поэтому для нее оказалось естественным попросить убежища у Мануила. Вместе с ними вынуждены бежать были племянники Андрея – дети Ростислава, к этому моменту уже скончавшегося старшего ребенка Юрия Долгорукого. Вместе с родственниками княжество, управляемое теперь Андреем, покинули служившие при отце передними знатные люди. Исходя из сведений, которые дошли до нас об этом периоде, можно с уверенностью говорить о радикализме реформ, которые продвигал Андрей.

Известно, что в этот же этап правления Андрея Боголюбского многообещающий молодой князь вступил в противоборство с епископом Леонтом, в тот момент отвечавшим за Ростов. Считается, что князь дважды изгонял церковного служителя, но точные даты этих событий неизвестны. Предполагается, что это происходило в период 59-64 годов двенадцатого столетия. Леонт, как считают историки, был греческого происхождения, что объясняло его склонность к византийским обычаям и традициям. На Руси было решено по средам, пятницам отменять пост, ежели день приходился на великое празднество, но епископ пожелал отменить такое послабление, дабы во всем соответствовать исходной византийской традиции.

Новый опыт и иные традиции

Оказавшись в южных землях, Андрей столкнулся с обычаями, сильно отличавшимися от привычных ему дома. В летописях говорится о недовольстве и возмущении, даже смущении будущего великого князя – столь ему странны казались удельные усобицы между близкими. Бесконечные раздоры, как следствие – постоянно проливавшаяся родственная кровь. Все это вынуждало Андрея скорбеть о происходящем. Нет ничего удивительного в том, что молодой человек возжелал вернуться в родные края. Удельные порядки не были для него приемлемыми, тем более он не смог заставить себя их полюбить. Сперва Андрей удалился от того, что ему было противно, а едва набрал силу, стал принимать меры для исправления ситуации.

Переезд в Суздаль в 1156 г. произошел без согласия и одобрения княжившего в тот период отца. Вышгород остался без иконы – в будущем образ станет самой великой и значимой святыней всей русской земли. Из легенд известно, что переезд иконы по всему пути следования князя вызывал великие чудеса. Вблизи Владимира под иконой внезапно встали лошади, и было решено на этом же месте разбить лагерь для ночевки. Во сне к Андрею пришла сама Божья матерь, которая предостерегла от перемещения образа в Ростов, и повелела основаться во Владимире. Пробудившись, князь в точности исполнил божественную волю. В том месте, где ему пришло видение, повелитель решил разбить село, чье название Боголюбово дало имя ему самому. По прошествии некоторого времени в том же селе он поставит великолепную церковь из камня и роскошный терем. Село станет его постоянным и самым любимым местом жизни, здесь же произойдет убийство Андрея Боголюбского.

Кому платить за ошибки?

Правивший во Владимире Андрей Боголюбский стал жертвой заговора. Великий князь был убит в 1974 г. Сердцем заговорщицкой группировки были близкие к правителю представители Кучковичей. Кстати говоря, значительно позднее смерти Андрея появилась легенда о том, будто бы жена князя происходила именно из этой семьи. Историки считают, что она не стоит внимания и не имеет ничего общего с действительностью. Зато точно сохранилась информация о том, что великого правителя убили в ночное время в Боголюбовском дворце.

Про смерть великого князя рассказывали очевидцы. В настоящее время неизвестно точно, писали ли очевидцы летописи сами или же ответственный человек записывал все это напрямую со слов того, кто присутствовал в центре событий. В любом случае, в Киевской летописи можно видеть длинное и пространное описание событий той ночи. В краткой форме все изложено во Владимирской летописи. В 1934 г. организовали лабораторное обследование княжеских останков, по итогам чего подтвердили верность описанного в книгах. Из сохранившихся до наших дней источников видно, насколько острым было социальное недовольство, как сильно не любили князя к периоду окончания его правления. Некогда личность Андрея вызывала у простого и знатного люда уважение, он был настоящим героем, но к моменту смерти стал фокусом ненависти общества.

Вчера, сегодня, завтра

Еще в период, когда будущий святой Андрей Боголюбский воевал во славу своего отца, как можно заключить из дошедших до нас достоверных источников, у наследника были довольно обширные и честолюбивые замыслы. Дважды, когда у него был выбор, он остановился на Владимирском уделе – именно его он получил от отца в управление. Среди прочих городов ему достался Вышгород. В 1155 г. он выезжал из своих владений в сторону Владимира, забрав с собой клир, святой Борисоглебский меч и образ Богородицы, ранее хранившийся в женском монастыре. Эта икона вскоре станет одной из наиболее чтимых в области Владимира и Суздаля, затем – Москвы и всего созданного князьями великого и могучего государства.

Уже в тот момент поступки Андрея Юрьевича Боголюбского позволили ему рассчитывать на благосклонность бояр Ростова и Суздаля. В 1157 г. скончался отец. За ним осталось завещание, по которому престол Суздаля и Ростова должен был перейти младшим детям, рожденным второй женой Долгорукого – Всеволоду, Михалку. Однако любовь боярства была столь сильна, что Андрей без особенного труда смог воспротивиться последней отцовской воле и оставить престол себе. Из суздальской долгоруковской резиденции, из старой ростовской столицы центр княжества под влиянием Андрея сместился. Теперь главным городом был Владимир.

IX. Николай II

Лик царя-мученника Николая II в храме Боголюбской иконы Божьей Матери

Андрей Боголюбский был первым, хотя и некоронованным русским царем, а волею судеб стал последним. Хотя они жили в разные эпохи, между ними много общего. 17 июля является днем памяти великого князя Андрея Боголюбского, предательски убитого в 1174 году в своем замке в Боголюбово. Через 744 года, в тот же день, в ночь на 17 июля в Ипатьевском доме в Екатеринбурге был убит последний русский Николай II.  Этот день стал днем памяти царских страстотерпцев, установленный Русской Православной Церковью.

Июль (лат. «месяц Юлия (Цезаря)») — месяц года, расположенный между июнем и .  Июль — один из месяцев длиной в 31 день.

В Боголюбове, в XII веке, началась русская царская власть в лице Андрея Боголюбского. В 1997 году в главном храме Боголюбского монастыря в центральной части свода главного алтаря на месте забеленной известью фрески, изображающей Иисуса Христа, проявился лик царя-мученника Николая II. Это чудо было использовано, в числе остальных, при рассмотрении вопроса о канонизации царской семьи в 2000 году.

В 2002 году, после проведения на месте явления лика реставрационных работ открылось изображение Иисуса Христа в царском облачении со скипетром и державою.

Посещение Серафима царем Александром I

Николай II в Боголюбово

В 1913 году – в год 300-летия Дома на царство, царь Николай II посетил Боголюбово – место гибели Андрея Боголюбского – первого некоронованного царя. Николай II попросил оставить его одного, он долго молился на месте убиения первого русского царя – через 5 лет Николай II стал последним русским царем, а через 87 лет его, как и Андрея, причислили к лику святых.

Икона Божией Матери, именуемая «Державная», обретенная в 1917 в Коломенском

Николай II уже тогда знал ожидавшую его учесть, предсказанную еще задолго до его рождения в 1824 году, в Саровской Пустыни, Серафимом Саровским Александру I Благословенному – победителю Наполеона: «Будет некогда Царь, который меня прославит, после чего будет великая смута на , много крови потечет за то, что восстанут против этого Царя и Самодержавия, но Бог Царя возвеличит». Действительно, в январе 1903 года при личном участии Святейший Синод причислил Серафима Саровского к лику святых. Торжественное прославление святого было совершено 19 июля 1903 года в присутствии Царя и его семьи, которые специально прибыли в .

Церковь Вознесения в Коломенском (1532 год), построенная в честь рождения Ивана Грозного, в которой в 1917 году была обретена чудотворная икона Державной Божией Матери

Интересно, что в XVIII веке Серафима Саровского, тогда юношу Прохора Мошнина, направил в со словами: «Место сие да будет тебе во спасение…» настоятель Китаевой пустыни, основанной Андреем Боголюбским под в XII веке. В 1991 году при переносе мощей Серафима Саровского из Санкт-Петербурга в Саров, была сделана остановка в Боголюбово. Молебен служил Патриарх Московский и всея Руси .

Царь-мученик Николай II. Причислен к лику Святых Русской Православной Церковью на Юбилейном Архиерейском Соборе 20 августа 2000 года

В день вынужденного отречения от престола Николая II в марте 1917 года была обретена в Коломенском в Церкви Вознесения, построенной в 1532 году в честь рождения Ивана Грозного, Икона Божией Матери, именуемая «». Это было понято как символ предстоящих всей стране испытаний и пробуждения духовной стороны в людях.

Николай II родился (19 мая 1868) в день памяти , являвшегося по преданию, племянником праотца Авраама и прошедшим с доблестью через все посланные ему испытания – гибель всех детей и потеря всего имущества на 78-м году жизни, тяжелая болезнь в полном одиночестве и т. д.

Перенесение останков царской семьи. Первый российский президент Борис Ельцин и его супруга почтили память последнего русского царя

По распоряжению Политбюро ЦК КПСС, в сентябре 1977 года Ипатьевский дом был стерт с лица земли, в это время был первым секретарем Свердловского обкома КПСС.

Николай II с детьми в Тобольске

При Иване Грозном Ермак покоряет Сибирь, заняв ее столицу – Кашлык – ныне Тобольск, где с августа 1917 года до апреля 1918 года живет семья Романовых, перед тем как взойти на Уральскую голгофу в ночь на 17 июля 1918 г. – день памяти великого князя Андрея Боголюбского – первого некоронованного русского царя.

Помним и сегодня

Кровавые события 1174 г. не прошли незамеченными для истории. Дворцовая часть, где все случилось, и по наши дни еще стоит. В 1935 г. в ленинградских лабораториях провели антропологическое исследование, которое показало, что рассказы о силе князя были полностью правдивыми.

Человек, без устали боровшийся с врагами извне, оказался не готов к нападению внутреннему, и родственники, приближенные смогли нанести ему смертельный удар. Сопротивление было отчаянным. Ежели бы князь смог выжить в ту страшную ночь, наверняка заговорщиков ожидала бы смерть – это было абсолютно в характере правителя. Бунтовщики и сами это понимали, поэтому боролись до победного конца, чего бы им это ни стоило. Что любопытно, несмотря на разграбление киевских святых мест, народ почитал Андрея за светлого князя и достойного правителя.

Религия и политика: противоборство взглядов

Еще одним поводом для конфликта князя и епископа стало стремление правителя сформировать Владимирскую митрополию, которая бы находилась наравне с Киевской и ни в чем от нее не зависела. Более того, вместо восседавшего митрополита в Киеве Андрей Боголюбский пророчил в главы митрополии своего фаворита – Феодорца, к этому времени приписанного к кафедре Владимира и Суздаля. Ее Андрей планировал отделить от Ростовской, и Леонт нашел себе сподвижников в лице киевских священнослужителей, также не согласных с политикой нового правителя.

Когда великий князь обратился за одобрением своих действий к Патриарху Константинополя, ответом внезапно стал категорический отказ. Это превратилось в ощутимую препону на пути реформ. С одной стороны, патриарх отметил княжеское усердие и воздал ему за это похвалу, вместе с тем дозволил сместить епископскую резиденцию во Владимир, дабы священнослужитель был ближе к двору правителя. Окончательно проблему решили лишь в 1169, когда Андрея вынудили отказаться от Феодорца. Его направили на киевский суд митрополитов, где было вынесено решение о срочной смертной казни.

Границы: а много ли они значат?

Склонный к автократии Андрей Боголюбский вскоре перестал умещаться в границах выданной ему зоны правления. Уже в конце 60-х годов века своего правления интересы великого князя вышли далеко за пределы изначальной области. В 59-67 в Киеве княжеский престол занимал Ростислав Смоленский, приходившийся Андрею двоюродным братом, да еще и бывший его старше. В это время группировка князей Волыни, Киева и Смоленска была достаточно сильна, чтобы регулировать равновесие в области политики. Когда Ростислав скончался, всем стало очевидно: силы Андрея существеннее любых потенциальных противников.

Во многом активные действия были спровоцированы князем из Волыни Мстиславом, который воспользовался помощью поляков и галицких войск и направился на Киев, дабы захватить престольный город. В ответ Андрей Боголюбский организовал аж 11 князей, в числе которых были сыновья покойного, ближайшие соратники самого Андрея, смоленские и черниговские правители, князь из Дорогобужа. Уже тогда можно было говорить о мощной коалиции, и ее духовным центром, головой и сердцем стал Андрей, в будущем нареченный святым.

А что дальше?

Как известно из любой краткой биографии Андрея Боголюбского, вскоре после смерти князя началась активная борьба за все то, что создал великий правитель. Удивительным для многих кажется тот факт, что сыновья не были реальными претендентами на княжение – они полностью согласились с законом лествичного права. В записанной под контролем Владимирского полихрона четырнадцатого столетия Ипатьевской летописи впервые назвали убиенного князя великим. Во многом титул объяснили именно нюансами его смерти.

Из заключений Ключевского известно, что Андрея можно описать как человека, забывавшегося в битве, заносившегося в самые опасные места, не обращавшего внимание на риски. Усобицы и опасности были для него как вода для рыбы – и это качество в целом характеризовало многих южных жителей

В отличие от своих современников, Андрей мог не только быть активным в битве, но и быстро приходить в себя, едва только следовало о чем-то здраво рассудить. Воинственное опьянение, еще минуту назад заставлявшее сиять его глаза, проходило практически мгновенно, и посреди боя князь мог стать осторожным и разумным, наблюдательным, аккуратным – настоящим правителем, распоряжающимся обстановкой.

Отмечается, что Андрей был предусмотрительным, у него в любой момент все было готово к тому, как развернутся события. Этого человека никакие обстоятельства не заставали врасплох, и как бы ни был велик хаос вокруг, Андрей сохранял ясность ума. Каждую минуту он ожидал опасности, стремился упорядочивать все окружающее, во многом был сходен с Владимиром Мономахом. Удалый в бою, Андрей признавался, что воевать не любил. Пока отец еще был жив, после каждого успешного боя сын обращался к нему, прося примирения с побежденными.

Семья и личная жизнь

В 1148 г. отец Андрея Юрий Долгорукий женил сына на дочери казнённого боярина Степана Ивановича Кучки, Улите, отличавшейся необыкновенной красотой. Участвовала в заговоре против мужа и за это в 1175 году была казнена, хотя по другой версии казнили не Улиту, а вторую неизвестную жену Андрея Боголюбского. Улита родила шестерых детей.

Дети

  • Изяслав — участник похода против волжских болгар, умер в 1165 году.
  • Мстислав — умер 28 марта 1173 года.
  • Юрий — князь Новгородский в 1173—1175 годах, в 1185—1189 годах муж грузинской царицы Тамары, умер около 1190 года.
  • Ростислава — замужем за Святославом Вщижским.

Северо-Восточная Русь после Андрея Боголюбского

Вскоре после убийства Андрея в княжестве развернулась борьба за его наследство, причём его уже единственный в то время сын не выступал в качестве претендента на княжение, подчинившись лествичному праву. Между собой сражались его племянники от старшего брата Мстислав и Ярополк Ростиславичи, с одной стороны, и его младшие братья Михаил и Всеволод, с другой. Ростиславичей поддерживали ростово-суздальское боярство, а также их смоленские и рязанские родственники. Юрьевичей поддерживали новые ремесленные города юго-западной части княжества, сохранившие верность присяге, данной Юрию Долгорукому относительно его преемников, а также Святослав Всеволодович черниговский, соперник смоленских князей в борьбе за Киев.

В итоге противостояния Мстислав и Ярополк проиграли и были ослеплены по приказу Всеволода, продолжившего укрепление Владимиро-Суздальского княжества, а также усилившего единоличную власть князя во время своего правления.

Всеволод Юрьевич Большое Гнездо, портрет из царского титулярника

Постепенно, но неотвратимо

Немногим раньше жителей Новгорода правление Андрея Боголюбского признали Ростиславичи, в награду за это Роману достался киевский престол. Объединенные земли Суздаля и Владимира под княжением великого правителя получили прибавление. С восточной стороны был основан населенный пункт Городец-Радилов, благодаря чему стала подвластной Волжская Булгария, а с северной стороны земля пополнилась Заволочьем.

Политика Андрея Боголюбского, чьим центром было военное давление, начала давать сбои в 70-х годах. Массовые походы, как показывала практика, не показывают желаемого результата, налицо был кризис. В 1172 г. организовали сражение с волжскими булгарами, но знатные люди, союзные княжества отказались поддержать Андрея. Тогда же взбунтовались Ростиславичи. В 1174 г. в сторону киевских земель выступили карательные войска – многочисленные воины из разных земель, объединенных под властью Андрея. Несмотря на численный перевес, великий князь потерпел абсолютное поражение.

Современные историки предполагают, что в годы правления Андрея Боголюбского произошел социальный кризис, и именно им следует объяснять его внезапные неудачи периода 70-х. Безапелляционная автократия, которую продвигал князь, устанавливалась крайними военными и фискальными мерами, в силу чего знать воспылала недовольством по отношению к такому правителю. Конфликт был как между князем и боярам Суздаля и Ростова, так и во владимирских землях. В свое время Андрей попытался сформировать прослойку верной ему служилой знати, которая должна была стать сильнее родового боярства, но успехи достигнуты не были.

Военные успехи

Как и предполагалось, Андрей Боголюбский и его соратники одержали победу. В марте 1169 г. Киев был взят и разграблен, причем боевые действия сильно повредили святым местам города. Пострадали монастыри. Летописцы из Владимира зафиксировали это в книгах, как результат неправильных поступков местного митрополита. Известно, что незадолго до описываемых событий Константин Второй поставил крест на поддерживавшем Андрея игумене Поликарпе, согласившемся с великим князем относительно практики постов. Результатом военного успеха было водворение на киевском престоле Глеба – младшего брата Андрея. С этого момента окончательно стало ясно: Владимир теперь становится более значимым и статусным городом, нежели древняя столица Руси.

Вскоре, в зимние месяцы 69-го, Андрей решил организовать еще один военный поход, в этот раз – в направлении Новгорода. Усобица выдалась очень крупной, но объединенное войско Владимира и Суздаля проиграло сражение. Впрочем, еще через год жители Новгорода все равно признали власть Андрея Боголюбского, поскольку его усилиями были перекрыты все пути поставки хлеба. С 1172 г. на княжение в Новгород прибыл сын Андрея Юрий, которого жители вынуждены были принять.

Желания и реалии

Одним из спорных аспектов правления стала внешняя политика Андрея Боголюбского. Великий князь отличался обширностью военных замыслов, причем широта их не объяснялась потребностями страны. Более того, бояре также не поддерживали дальнейшего расширения княжеских земель. Подобное несогласие обязательно должно было стать поводом для конфликта, и отношения внутри управляемых Андреем земель обострялись. Предполагают, что проблемы в отношениях с боярами во многом были обусловлены еще и внутренними политическими решениями – князь пытался подчинить себе это свободолюбивое сословие. Кстати говоря, это заметно из книг писателя Заточника: в текстах он не раз говорил о том, что боярину, живущему на северо-востоке русских земель, свой терем лучше ставить вдали от резиденции князя, иначе разорения не избежать.

В 1173 г. было решено пойти в поход. Направлением выбрали Волжскую Булгарию. Для увеличения основного войска пригласили рязанских воевод и людей из Мурома. К месту сбора дружины подтягивались крайне медленно, вовсю демонстрируя нежелание идти на войну. В летописях про этот период и поведение подчиненных князя говорилось: «идучи не идут». Казалось бы, неповиновения не было, но от похода военные очевидно уклонялись.

В 1174 г. князь казнил Кучковича, и его брат и княжеский зять устроили заговор. Вскоре в нем приняли участие осетин Анбал, некий пришлый Ефрем. Как известно из летописей, суммарно в заговоре участвовали два десятка человек. Все они руководствовались страхом за свою жизнь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector