Почему пересвет победил челубея. через шестьсот лет после куликовской битвы открылись ее новые подробности!
Содержание:
- Кочубей и пересвет история. Поединок Пересвета с Челубеем
- Поединок
- Поединок
- Челубей тибетский монах. Тот самый Челубей и посох Пересвета
- Что хотел сказать автор
- Пересвет
- Секрет Челубея
- Описание картины Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем»
- 2 вариант
- Центральные фигуры полотна
- Правда о Пересвете и образ русского богатыря
- Последствия и значение
- Что символизировало вольтерьянство. Вольтерьянство
- Воины Пересвет и Ослябя
Кочубей и пересвет история. Поединок Пересвета с Челубеем
Поединок перед Куликовской битвой
О поединке богатырей Пересвета и Челубея перед началом Куликовской битвы (1380 г.) мы хорошо знаем, благодаря картине советского художника М.И.Авилова
Мастер написал её в трагический для страны, переломный 1943 год, когда важно было поддержать дух советской армии и направить её на достижение победы в освободительной святой войне. Ведь в свое время поединок богатырей решил исход Куликовской битвы в пользу русичей
В том историческом бою оба воина погибли, но победа была признана за Пересветом, сумевшем доехать на коне до русских полков, а выбитый из седла Челубей остался лежать на поле.
Значение Куликовской битвы для судьбы Русского государства очень велико, поскольку господство Орды тогда основательно пошатнулось.Уже сам исход Куликовской битвы, по мнению историков, был предрешен результатом поединка русского и татарского богатырей.
Оказывается, по сложившимся ещё в древности законам, поединки сильнейших воинов перед боем назначались только при возникновении сложной или неопределённой ситуации.
Это был своего рода жребий для выбора атакующей стороны. Хорошо известно, что войско, первым начинающее бой, всегда несёт большие потери. Поэтому поединок мог иметь решающее значение для исхода боя. Тот из участников, который оказывался проигравшей стороной, обрекал своё войско на большие потери. Что за ситуация в соотношении противоборствующих сил имела место перед Куликовским сражением?
Оказывается, русское и татарское войска были на то время примерно равными по силе, имели примерно одинаковое количество воинов. Это ни у одной из армий не вызывало желания атаковать первыми, так как потерять значительную часть своего войска никому не хотелось. Поэтому боевые полки стояли друг против друга, ожидая действия от противоположной стороны.
У татар была ещё одна причина для затягивания начала сражения – они ждали спешащее к ним на подмогу войско литовского князя Ягайло. Русские по этой же причине были заинтересованы в скорейшем начале боя, пока не произошло объединения сил татар с литовцами.
Вот для разрешения этой ситуации противостояния и был начат поединок. От татарского войска выехал великан-печенег Мурза Челубей, воин огромной силы, владеющий приёмами древней борьбы «Бонч-бо».
Он уже более 300 раз побеждал своих соперников в поединках на копьях, используя хитрый приём: благодаря неимоверной силе он брал копьё на 1 метр длиннее копья соперника, чтобы иметь возможность первым поражать противника.
От русичей вызвался могучий воин Александр Пересвет – монах из Троицко-Сергиевского монастыря. Понимая что защита не спасет от удара противника-гиганта, Пересвет не надел на поединок кольчугу, чтобы быть посвободнее в движениях. Именно это и помогло ему поразить Челубея.
Когда всадники сблизились в смертельном ударе, более длинное копьё печенега проткнуло не защищенное кольчугой тело Пересвета насквозь, но не выбило того из седла из за низкого сопротивления живой плоти железу. А копьё Александра, за счёт сокращения расстояния между противниками, смогло поразить противника насмерть и выбить его из седла.
Русский богатырь ещё некоторое время оставался живым и нашел в себе силы на коне доехал до русского войска. Мамай видел, что победа принадлежит русскому воину, поэтому сразу бросил своих передовых конников в атаку.
Куликовская битва закончилась разгромом Мамаева войска, остатки которого русичи преследовали ещё много вёрст от поля Куликова.
За ратный подвиг во имя Руси Пересвет был причислен к лику святых, его память празднуется в соборе Тульских святых 22 сентября по юлианскому календарю. Могила героя до сих пор так и не найдена.
Поединок
Пред началом битвы два самых сильных воина от каждой стороны должны были сразиться между собой.
Это был ритуальный поединок, результат которого расценивался обеими сторонами как знамение, предсказывающее исход битвы.
На поле боя вышли два воина, два монаха…
Схимник Александр Пересвет и «бессметный» воин-маг Челубей…
Поединок предполагал бой на копьях верхом на лошадях.
Оба воина были одеты в доспехи и готовились к сражению.
Однако, вопреки логики, перед началом поединка Александр Пересвет откладывает в сторону щит, снимает с себя доспехи и остается лишь в монашеском облачении (схиме расшитой крестами), подаренной ему преподобным Сергием Радонежским.
Пересвет берет в руки копье, садится на коня и едет навстречу Челубею…
Поединок
Пред началом битвы два самых сильных воина от каждой стороны должны были сразиться между собой.
Это был ритуальный поединок, результат которого расценивался обеими сторонами как знамение, предсказывающее исход битвы.
На поле боя вышли два воина, два монаха…
Схимник Александр Пересвет и «бессметный» воин-маг Челубей…
Поединок предполагал бой на копьях верхом на лошадях.
Оба воина были одеты в доспехи и готовились к сражению.
Однако, вопреки логики, перед началом поединка Александр Пересвет откладывает в сторону щит, снимает с себя доспехи и остается лишь в монашеском облачении (схиме расшитой крестами), подаренной ему преподобным Сергием Радонежским.
Пересвет берет в руки копье, садится на коня и едет навстречу Челубею…
Челубей тибетский монах. Тот самый Челубей и посох Пересвета
Иноки-воины
Согласно легендам, Александра Пересвета и Родиона Ослябю в войско Дмитрия Донского с крестом и мечом послал сам духовный лидер Руси Сергий Радонежский.
Богатыри, принявшие монашеский обет происходили предположительно из Брянска, были боярского рода, а в прошлом своем были опытными воинами. И, согласно официальной версии, оба инока пали на поле Куликовом, хотя на счет Родиона Осляби это — спорный вопрос.
Пересвет погиб, как говорит летописец, поминальный синодик и знаменитое «Сказание о Мамаевом побоище», написанное в 15-м веке.
А смерть его произошла на виду всего войска в поединке с богатырем, выставленном противной стороной.
Тот самый Челубей
Имя Челубея появилось через 3 века после событий на поле Куликовом, а в других источниках богатырь фигурирует под иными именами: Чалабай, Челибей, Темир-Мирза и Таврул.
В 3-м издании «Синопсиса», своеобразном «желтом» альманахе 1680-го года, а уж оттуда оно уверенно вошло во все сказания, учебники и исторические труды, совершенно вытеснив и своих предшественников и возможное подлинное имя ордынского поединщика.
А само слово Челубей родом из тюркского языка, это некий культурный термин, обозначавший уважаемого, образованного человека, только в тюркском языке оно звучит, как «челеби».
Возможно Таврула-Челубея-Челобая просто уважали за смелость и силу?
Тактика Челубея
Ордынский богатырь не только отличался необыкновенной физической силой и громадными пропорциями тела, но и владел особой техникой копьевого боя.
Челубей использовал в бою необыкновенно длинное копье. Он ударял своим копьем противника, одетого в доспехи и вышибал последнего из седла, так что шансов приблизиться и попытаться сразить самого Челубея, уже не было.
Александр Пересвет знал об этом. И он намеренно и осознанно шел на смертный бой. Доспехи инок снял, его тело покрывал лишь черный плащ схимника с крестом. Зачем?
А затем, что исполинское копье Челубея, не встретив на пути доспеха, пройдет сквозь тело и позволит Пересвету приблизиться к противнику со своим копьем.
Так и произошло. Смертельно раненый Пересвет не вылетел из седла, а последним усилием воли и веры (!) нанес Челубею столь же сокрушительную рану. Только доехав до русского войска, Пересвет упал с седла.
Легенды Куликова поля
- Впрочем, «Задонщина» описывает нам живого Пересвета в разгар боя, а может быть это было написано по ошибке?
- Родион Ослябя упоминается в источниках под 1389-м годом, значит он не погиб на поле Куликовом, а был захоронен рядом с телом друга позже.
- На Рязанщине, в Скопинском районе есть село Вослебово, по местным сказаниям, название села происходит от имени Родиона Осляби, который лечился здесь от ран, либо делал передышку на пути к Москве.
Сосна Дмитрия Донского и посох Пересвета
В том же Скопинском районе есть Дмитриева гора, а на ней Дмитриево-Ряжский монастырь, по преданию, здесь останавливалось войско Дмитрия Донского, возвращавшееся в битвы на Дону.
На горе князь хоронил умерших от ран воинов, а на месте их последнего упокоения он посадил сосну. Старожилы рассказывали, что огромная в диаметре старая сосна была спилена во время Великой Отечественной войны на дрова местной старенькой учительнице.
Дмитриево-Ряжский монастырь, Скопинский район, Рязанская область
А еще в монастыре долгое время хранился посох Пересвета, сделанный из дерева яблони. Его навершие было искусанным сотнями зубов. Зачем? По легенде, посох богатыря помогал избавлять страждущих от зубной боли.
Ныне посох передан на хранение в музей Рязанского Кремля. А на Дмитриевой горе живет и действует святая обитель.
Иллюстрации из публичного доступа сети Интернет.
Что хотел сказать автор
Картина «Поединок Пересвета с Челубеем» символизирует прежде всего победу света над тьмой, освободительного движения над захватчиками. В то время, когда создавалось полотно, в 1943 г., народ отчаянно нуждался в таких сюжетах. Картина была завершена в момент битвы за Сталинград – напряжение от этого непростого периода и молчаливую надежду на благополучный исход Авилов перенес в свой «Поединок Пересвета с Челубеем».
Остроту борьбы со злом картина передает через один символический жест – богатырь своим копьем пробивает изображение змеи на щите противника. Змея — олицетворение злого начала. Еще один важный момент, на который указывает картина «Поединок Пересвета с Челубеем» – разница в строю и позах воинов на заднем плане. Русские стоят спокойно, строго держа строй, подняв над головой знамена. Впереди Авилов изобразил Дмитрия Донского. У татаро-монгол же строй нарушен, их позы выражают растерянность и неуверенность. Все это заранее предвещает исход сражения – «Поединок Пересвета с Челубеем» закончится поражением захватчика, после чего с игом будет покончено навсегда.
Пересвет
Александр Пересвет происходил из боярского рода. Он был одним из лучших воинов своего времени.
Незадолго до поединка на Куликовом поле Пересвет был пострижен в монахи (Великую схиму) преподобным Сергием Радонежским.
Великая схима – является высшей ступенью монашеского посвящения.
Принятие Великой схимы Пересветом, означало его отказ от мира.
Принявший Великую схиму монах, как бы умирает для мира и принимает на себя великий Ангельский образ, становясь схимонахом, или схимником.
Также от Сергия Радонежского оба инока, Пересвет и Осляби получили благословение на битву и монашеское облачение (схимы расшитые крестами).
На Куликово поле Пересвет и Осляби вышли вместе…
На бой с Челубеем пошел Пересвет.
Секрет Челубея
Мастер конных поединков, Челубей не знал поражений еще и потому, что его копье было на метр длиннее обычного.
В поединке с ним ни один противник не мог нанести ему удар, так как более длинное копье Челубея выбивало противника из седла.
Знал ли об этом Пересвет. Неизвестно. Но именно отсутствие доспех позволило ему нанести смертельный удар непобедимому Челубею.
Всадники разъехались и разогнав коней, начали сближаться.
Богатыри ринулись на встречу друг другу, как две молнии…
А когда ударились копьями, как сказано в летописи «едва земля не преломилась под ними».
Копье Челубея на большой скорости прошло сквозь мягкие ткани тела Пересвета, не успев вышибить его из седла и тогда он смог приблизится к противнику и нанести ему удар.
Удар копья Пересвета пришелся в щит Челубея, пробил щит насквозь и поразил его насмерть.
Челубей, получил смертельную рану и рухнул на землю, головой к ордынским войскам.
Несмотря на пробитую копьем грудь, Пересвет остался сидеть в седле и сумел доскакать до русского войска.
Гибель «бессмертного» и непобедимого воина-мага на глазах войска Золотой Орды, вызвало замешательство.
В воздухе витал вопрос:
Кто это русский, сумевший противостоять сильнейшему из всех воинов.
Был нарушен привычный ход вещей.
У воинов Орды пошатнулась вера и появился страх.
Жертвенный подвиг Пересвета вдохновил русских воинов, которые ринулись в бой.
И первым среди них был Андрей Ослябя.
Победа русских войск в Куликовской битве стала важным шагом на пути к восстановлению единства Руси и будущему свержению ига Золотой Орды.
Александр Пересвет и Андрей Ослябя были причислены Русской Православной Церковью к лику святых. Их память совершается 7 (20) сентября.
С большим уважением к памяти Пересвета относятся в Китае и на Тибете.
Так в одном из тибетских монастырей имя русского воина-монаха Пересвета записано в особой священной книге, где фиксируются важнейшие духовные события.
Поединок Пересвета и его победа над бессмертным ДАБДОБОМ занесена туда как событие, вышедшее за рамки обычного хода вещей.
Описание картины Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем»
Картина М.И. Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем» — самая известная из всех работ художника. Она была написана в 1943 году, трудное для страны время: Сталинградская и Курская битвы, их решающее значение в войне, огромные потери. Авилов ещё в 1917 году создал картину на тему поединка на Куликовом поле, но остался недоволен своей работой.
В свете новых исторических событий художник возвращается к этой теме. Советским людям в годину испытаний нужна память о победах предков Древней Руси. С большим вдохновением в течение полугода создавалось это монументальное полотно (327 × 557).
Картина была написана по холсту маслом.
Жанр «Поединка Пересвета с Челубеем» — исторический. По преданию, перед Куликовской битвой состоялся поединок русского богатыря (монаха) Пересвета и татарского батыра Челубея. Кто из них победит, определяло исход битвы. Погибли оба, но Пересвет мёртвым остался в седле и вернулся в расположение русских войск на коне. Челубей же не удержался в седле.
В линейной композиции картины всё довольно просто. В центре полотна изображены два всадника на вздыбленных конях. Слева — Пересвет, справа — Челубей. Они занимают большую часть картины, смотрятся масштабно и остальное изображение теряется на полотне, выглядит размытым. Кони всадников с развевающимися гривами, храпящие — страшны и не менее воинственны, чем всадники. Фигуры воинов и животных напряжены до предела, исполнены могучей силы. Уже трещат под копьями щиты, островерхая татарская шапка, подбитая мехом, сваливается с бритой головы Челубея. Взгляд Пересвета на противника суров и полон решимости.
На переднем плане только густая полевая трава, слегка пожухлая ранней осенью. Задний план картины занимают вытянувшиеся в уходящей перспективе войска. Справа — русичи, слева — монголо-татары. Русское войско стоит спокойно и уверенно, с хоругвью, на которой изображён образ Христа Спасителя. Впереди князь Дмитрий Донской на белом коне. Со стороны ордынцев заметно напряжение и волнение. Поединок изображён на фоне затянутого облаками неба.
Цветовая палитра произведения подчёркивает идею картины и передаёт напряжение поединка. Притягивает взгляд развевающаяся золотисто-красная попона каурого коня Челубея, такая же шапка, спадающая с головы. Ярок и узорчатый щит Челубея, и сбруя коня. В татарском войске видны красные одежды. Эта яркость передаёт беспокойное состояние монгольских воинов, в них нет уверенности в благополучном для них исходе поединка. Краски в изображении Пересвета и русского войска, напротив, сдержанны. Стальной цвет шлема и серая кольчуга Пересвета, общий сероватый тон русского войска передают спокойствие. Конь же под русским богатырём вороной, визуально он более яростен, чем конь противника.
Свет в картине мягкий, неяркий. Солнце пробивается сквозь осенние облака. Самое яркое пятно света — отблеск на шлеме Пересвета.
Идея картины — неизбежность победы тех, на чьей стороне правда. Правда — в защите родной земли.
В картине есть некоторое нарушение исторической правды. Пересвет вышел на бой не в доспехах, а в монашеском одеянии. Понятно, что художник не мог в свете атеистической идеологии государства изобразить богатыря схимником. Тем не менее, это произведение послужило поднятию духа русских людей в Великой Отечественной войне.
Описание картины Авилова «Царевич Иван Иванович на прогулке»
2 вариант
Михаил Иванович написал данную картину в период Великой Отечественной войны. Именно это полотно принесло художнику славу и признание. За это произведение искусства Авилов был награждён Сталинской премией, причём первой степени. Картина передаёт всю серьёзность и напряжённость ситуации. Данное полотно делает акцент на патриотизме.
Давно известно, что русский народ испокон веков отличается особой любовью к своей стране. Никто другой не демонстрировал такой самоотверженности, силы характера и напористости. Воины бьются за благо и свободу народа. Они прекрасно понимают всю серьёзность и готовы стоять до конца.
На картине вниманию зрителя предстают два воина: Пересвет и Челубей. Пересвет в этом бою представляет русский народ, Челубей же монголо-татар
Этот поединок несёт особую важность. Победа достанется только одному представителю, но кто это будет? Факт победы или поражения серьёзно повлияет на боевой дух армии. Одной стороне поднимет, а другой подорвёт, а от состояния боевого духа зависит исход битвы
Одной стороне поднимет, а другой подорвёт, а от состояния боевого духа зависит исход битвы.
Пред нашим взглядом предстаёт сильная и принципиальная борьба. Оба коня стоят на дыбах, никто не собирается отступать. Слишком много стоит на кону. Если посмотреть на лицо Пересвета, можно заметить максимальную сосредоточенность. Он не сводит глаз со своего противника, пытаясь просчитать каждый последующий шаг соперника. Челубея же мы видим только со спины, но по положению его тела можно заметить, как он напряжён и сосредоточен. Челубей не собирается отступать. Монголо-татары привыкли, что они здесь хозяева и они не собираются делиться своей властью.
Пересвет облачён в тяжёлую кольчугу, на его груди виднеется золотой крест. Это говорит о том, что русские люди начинают любую битву только после молитвы. Пересвет полагается не только на свою силу, но и на Божественное вмешательство. Ведь русский воин хочет освободить свой народ от ига.
Бой будет очень серьёзный. Два войска: русские и татары стоят с двух сторон и внимательно наблюдают за развязкой поединка. Каждый хочет, чтобы победил их выдвиженец. Но чем всё кончится?
Автор отлично передал атмосферу того времени, глядя на картину, зритель мгновенно погружается в те времена. И начинает испытывать те же чувства, что и русская рать, которая ожидает, что победа достанется Челубею.
Как известно из истории Пересвет одержал победу. Умелый воин Челубей потерпел первое поражение в своей жизни.
Поединок на Куликовом поле
Центральные фигуры полотна
Основные герои, находящиеся в центре картины — это сидящие на вздыбившихся конях вооруженные копьями воины, сблизившиеся для нанесения смертельных ударов друг другу. Поединщик слева — русич, на момент боя, монах-схимник Троице-Сергиевского монастыря Александр Пересвет, справа — тюркский богатырь, слывший «непобедимым», сильный Мурза Челубей. Мощными фигурами взвившихся лошадей, расталкивающимися в стороны, наперекрест им, могучими телами богатырей, автор умело подчеркивает враждебность поединка, передает наивысшее напряжение в битве двух воинов, говорит о приближении скорой развязки. На картине видно, что щиты обоих раскалываются от удара острых копий, которые вот-вот пронзят тела богатырей. По падающему с головы Челубея красному малахаю заметно, что всадник вываливается из седла и скоро будет окончательно повержен. Оба воина-поединщика, участвовавшие в этом бою, погибли, но победа была отдана Пересвету, ведь он, хоть и был смертельно ранен и пронзен копьем, смог доехать до строя русских солдат не упав с лошади. Поединок сыграл свое решающее значение — конница Мамая вынуждена была первой атаковать и понести большие потери.
Правда о Пересвете и образ русского богатыря
Пересвет — фигура равнозначно реальная и легендарная. Многие люди считают Пересвета героем народных былин, выдуманным персонажем, собирательным образом древнерусского богатыря. На самом деле воспетый в народном творчестве воин был вполне реальной личностью. О его судьбе известно немного. Происходил он из знатного боярского рода Брянского княжества. Отрочество и юность Александра Пересвета проходили в трудах и молитвах, а также в военной подготовке, чтобы он в любой момент мог встать на защиту Отечества. Далее его судьба была связана с защитой родной земли — много сил отдал он ратному труду, служа в княжеском войске.
Позже вместе со своим, вероятно, двоюродным братом Андреем по прозвищу Ослябя, также из боярского брянского рода, стал иноком. По преданию, постриг приняли в Ростовском Борисоглебском монастыре. Затем они перешли в подмосковный Троице-Сергиев монастырь, но как именно туда попали — неизвестно.
К 1380 году это были уже немолодые монахи, известные многим как отважные и непобедимые витязи, могучие русские богатыри. Прежде чем уйти на битву, благословленный Сергием Радонежским, Пересвет совершил молитву в часовне св. Дмитрия Солунского — покровителя русского воинства.
Согласно сохранившимся описаниям из Никоновской летописи, во время поединка Александр Пересвет был одет в монашескую ризу, данную ему Сергием Радонежским. Одеяние было со всех сторон покрыто изображениями креста. На голове богатыря был надет шлем, а поверх него — куколь (головной убор монахов, покрывающий голову, шею и даже плечи). Из вооружения Пересвет имел только копье. Был ли у него конь, нигде не упоминается.
По разным источникам, исходом поединка было тяжелое ранение или гибель монаха. Однако вместе со всеми павшими он похоронен на поле не был — его перевезли и похоронили в храме Рождества Богородицы в Симоновском монастыре.
Что же касается художественного образа Пересвета, созданного Авиловым, то идеологически герой является примером смелости и мужества, идеальным ориентиром для воспитания в созерцающих полотно гордости за свою Родину и ее защитников, патриотизма и интереса к истории. А вот тем, кто не просто заинтересовался, но и сопоставил факты, станет очевидно, что Пересвет Авилова достаточно еще молод. Его одежда более походит на одежду ратника: шлем-шишак, кольчуга, щит. Ни о каком монашеском облачении с крестами и куколе речи не идет. Так что при всем правдоподобии образа Александра Пересвета, историческая правда в картине явно нарушена.
Последствия и значение
Несмотря на то, что ордынское господство над Русью продлится ещё 100 лет после Куликовской битвы (до 1480 года), сражение показало возможность объединения Руси в борьбе с общим врагом.
После победы в битве впервые с захвата русской земли монголо-татарами власть в княжестве была передана по наследству без согласия хана Золотой Орды.
Так, в 1389 году Дмитрий Донской передаёт Владимирский и Московский княжеские престолы своему сыну Василию I.
Монголо-татарский хан Тохтамыш в 1382 году напал на северо-восточные земли Руси и заново заставил Русь платить дань. Но, по мнению историков, крупное поражение на Куликовом поле привело к расколу в Орде.
Золотая Орда уже не имела прежней мощи, а Московское княжество, наоборот, укрепляло свою власть и присоединяло к своим землям в результате походов другие княжества.
Хотя данные историков о потерях расходятся, большинство приходит ко мнению о 20–30 тысяч погибших русских воинах. В числе павших белозёрские князья Фёдор Романович и его сын Иван Фёдорович, тарусские князь Фёдор и Мстислав Юрьевичи, монахи Пересвет и Ослябля.
По поводу войска Мамая историки приводят данные о 90–100 человек и говорят о том, что почти все они были убиты.
Узнайте также про Ледовое побоище.
Что символизировало вольтерьянство. Вольтерьянство
Вольтерьянство ( фр. voltairianisme ) — общественно политическое течение в Российской империи , направленное на идеи Просвещения , опиравшегося на идеи и творчество французского просветителя и философа, писателя Вольтера (Франсуа Мари Аруэ, 1694—1778). В вольтерьянстве характерна критика отечественной «Старины» и призыв к немедленным реформам. Рассвет вольтерьянства приходился на конец 1750-60-х годов. Так как в Российской империи не было католицизма и западно-европейского феодализма , идеи на серьёзную просветительскую деятельность не воспринимали всерьез. Были заимствованы лишь внешние черты вольтерянского мировоззрения. С вольтерьянством связано также распространение радикальных идей, некоторых представителей этого течения отличали поверхностный гедонизм и атеизм , насмешки над духовенством. Вольтерьянство приобрело репутацию аморального учения, а после Великой французской революции стало синоним вредного вольнодумства, что сохранилось в XIX веке. Социально-политический идеал вольтерьянства — «царство разума», то есть справедливое общественное устройство, предоставляющее равные возможности для всех людей и гарантирующее их неотъемлемые права — свободу, равенство перед законом, право собственности на продукты своего труда.
Воины Пересвет и Ослябя
После битвы тело Пересвета вместе с телом Осляби, также погибшем в бою, было доставлено в Москву и погребено рядом с храмом Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове (тогда ещё деревянном) в «каменной палатке». Но по другим сведениям, Ослябя в Куликовской битве не погиб, и упоминания о нём встречаются в летописи за значительно более поздние годы.
По одной из версий, саркофаги Пересвета и Осляби были обнаружены в XVIII веке при разборе старой колокольни храма. При проведении работ строители наткнулись на кирпичный склеп, пол которого сплошь покрывали надгробные камни без надписей (захоронения монахов или воинов). Сняв их, строители увидели саркофаги Пересвета и Осляби. При строительстве новой трапезной храма усыпальницу закрыли, а камни из неё были уложены в северо-западный угол трапезной храма. Позднее над этим местом было сооружено чугунное надгробие с сенью, уничтоженное в 1920-х годах.
Однако, по ряду данных, тела Пересвета и Осляби никогда не были найдены и ныне покоятся в трапезной храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове «под спудом», то есть точное местоположение захоронения не идентифицировано. Сейчас на предполагаемом месте захоронения Пересвета и Осляби в трапезной храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове установлено деревянное надгробие, копирующее по форме первое чугунное. Могила открыта для посещения. Пересвет и Ослябя причислены Русской православной церковью к лику святых.
Публикация по теме: Три царевны подземного царства были написаны по заказу мецената Саввы Мамонтова
Елена Сурикова
Фото: открытые источники