Каббалистическая нумерология

Каббала в исторической ретроспективе

Ещё в библейские времена существовал еврейский мистицизм. По легенде именно Бог раскрыл Адаму эти тайны ещё в раю. Учёные и исследователи находят первоисточники термина «каббала» начиная с XII века, когда он стал распространённым (до этого учения назывались по другому). Именно в это время каббалисты были приняты частью еврейской культуры. Слово «каббала» пришло для обозначения тех, кто считал, что лишь немногие избранные получили тайное знание от Бога об «истинном» значении писаний. 

Каббала развивалась среди еврейских общин в Вавилонии, Италии, Франции и Испании. В Провансе 1180 году появилась первая книга каббалы «Бахир» (Книга яркости), в которой приведены масса цитат из «Сефер Йецира» (Книги творения) с объяснениями процесса Божественного созидания. В этот период появлялись различные учения, с использованием мистицизма и тайных знаний, спрятанные от широких масс. Создавались небольшие группы людей с доступными для них учениями.

Уже в XIII веке каббала быстро распространилась и стала популярной в Европе, а позже эзотерические учения стали общепринятыми.В 1280 году появилась книга «Зоар»— основной источник знаний каббалистов, которая особенно остро обрела своё влияние после изгнания евреев из Испании, так как отвечала потребностям людей эпохи того времени, нуждающимся в избавлении и спасении. Кабала стала популярной, потому что открыла подход к религии, который казался более приятным, немедленным и менее сдержанным.

В XV веке среди христиан образовалась так называемая «христианская каббала». Многие книги переводились на латынь, в которых просматривалось сходство каббалы и христианской веры. В эпохе Возрождения основоположником данного течения стал Пико делла Мирандола. Христианские каббалисты просматривали в каббале раскрытие тайных учений Пифагора и Платона. Компонент христианской культуры в итоге породил ещё одну концепцию «каббалы».

За все время и географию каббала впитывала в себя различные моменты из философских и мистических учений. Особенно отчётливо прослеживается связь с:

  • древнегреческим гностицизмом (религиозные течения взятые за основу мифологию, элементы из Ветхого Завета и дохристианских учений);
  • пифагорейством (основаным древнегреческим мистиком и математиком);
  • неоплатонизмом (бог един и он есть начало всякой жизни, но есть путь и обратный к исходному).

Они стали основой каббалистического видения мироздания. 

Книга «Зоар», где главный смысл: нет ничего кроме Творца и его творений, — это внутренняя часть «Торы», считается основой каббалы. Написанный на средневековом арамейском и средневековом иврите, «Зоар» призван направлять каббалистов в их духовное путешествие, помогая им достичь большего уровня связи с Богом.

В 1530 году израильский Цфат стал центром каббалы, где учения стали общедоступными с образовавшимися многочисленными группами, изучающими каббалу. В XVII веке интерес к каббале сменялся то практико-магическими задачами, то опять теоретическими.В XVIII веке полностью исчезла традиция «христианской каббалы».

Историки иудаизма выделяют множество школ еврейского эзотеризма, каждая из которых имеет свои уникальные интересы и убеждения. Великий известный учитель того времени рабби М. Кордоверо («РАМАК») внес большой вклад в каббалу, обладающий огромным мышлением и силой толкований, как и его ученик — И. Лурия («АРИ»).Их работы стали ценными источниками знаний для каббалистов. 

Существует многочисленное количество  отличительных мистических школ, которые можно дополнительно классифицировать на основе мастеров и учеников. Большинство мистических движений обязаны сочинениям более ранних школ, добавляя свои новаторские интерпретации и новые системы мышления к существующим.

Каббала широко используется, внутри иудаизма, формируя основы мистического религиозного толкования. Вне иудаизма его писания читаются не по традиционным канонам организованной религии. 

Каббала стремится не только определить природу Вселенной и человека, но и цель существования. В ней также представлены методы содействия пониманию этих концепций и, таким образом, достижению духовной реализации.

«Дыхание становится камнем; камень – растением; растение – животным; животное – человеком; человек – духом; дух – богом»

Изучение каббалы

Древо Жизни

Согласно Талмуду, в Торе есть четыре уровня понимания, называемые: «ПаРДеС» (букв. «Сад», «Рай»). Это понятие является аббревиатурой (акронимом):

  • «Пшат» — простое, непосредственное понимание текста;
  • «Ремез» — букв. «намёк»;
  • «Драш» — толкование;
  • «Сод» — тайна.

Считается, что начинать изучение каббалы может лишь тот, кто постиг каждый предыдущий уровень: знающий как Письменную Тору, так и Устную (Талмуд). Тем не менее, для тех, кто ещё не достиг этого уровня, возможно постепенное знакомство с основами каббалы, при условии, что оно сопровождается продвижением в других областях еврейского Закона.

Каббала сегодня: взгляд с разных сторон

На сегодняшний день популярность религии и мистики растёт, независимо от национальности, возраста, и других социальных принадлежностей. Последователей каббалы можно найти как из простых слоев населения, так и знаменитостей. «Горячий культ» красной нити можно увидеть на многих запястьях, в том числе и «звездных»: Мадонна, Э. Катчер, Д. Мур, Д. Бэкхем, В. Райдер и другие. 

За последние несколько лет каббала завоевала огромный резонанс, что даже ученые, ранее скептически относившиеся к еврейскому мистицизму, начали относится к ней как к самостоятельному явлению. В английских школах внедряются программы духовного развития. Центры по изучению каббалы сегодня открыты по всему миру. Книжные полки магазинов переполнены изданиями на эту тему. 

Сформировавшийся интерес вызывает неоднозначную реакцию у еврейских раввинов, не одобряя такой подход в поверхностной популяризации, так как это не является настоящей каббалой. 

Они не признают никакой связи между настоящими учениями и нынешней фальсификацией.

Кроме того суррогат этого явления на сегодняшний день преподносится многими людьми в виде готовых практических пособий по основам мироздания. В популярной культуре принято упрощать ее истинную сущность, ограничивать рамками понимания, искажать, давай простые однозначные ответы на философские сложные вопросы.

Отношение церкви к каббале 

Возрожденный интерес к каббале проявляется как среди евреев, так и среди других. Хотя еврейское происхождение делает его уникальным, каббала по существу является оккультизмом, несовместимым с библейским Богом, создавшим мир из ничего, а не из Самого Себя. 

Каббала имеет пантеистическую характеристику, где Бог и Его творение — одно целое, что противоречит Библейским писаниям.

Вдохновленные каббалисты стремятся найти скрытый смысл в писаниях с помощью каббалистических методов, что в принципе, можно применять практически к любому произведению, черпая из него перевернутую интерпретацию. 

Каббалистический метод толкования не признан в Библии, ни оправдан ею. 

Тем не менее нельзя отрицать того факта, что каббала —  это яркий и таинственный феномен исторической важности. «Дерево жизни». «Дерево жизни»

«Дерево жизни»

Изучение каббалы

Древо Жизни

Согласно Талмуду, в Торе есть четыре уровня понимания, называемые: «ПаРДеС» (букв. «Сад», «Рай»). Это понятие является аббревиатурой (акронимом):

  • «Пшат» — простое, непосредственное понимание текста;
  • «Ремез» — букв. «намёк»;
  • «Драш» — толкование;
  • «Сод» — тайна.

Считается, что начинать изучение каббалы может лишь тот, кто постиг каждый предыдущий уровень: знающий как Письменную Тору, так и Устную (Талмуд). Тем не менее, для тех, кто ещё не достиг этого уровня, возможно постепенное знакомство с основами каббалы, при условии, что оно сопровождается продвижением в других областях еврейского Закона.

Примечания

  1. ↑ , с. 189.
  2. Иссерлес, Моисей бен-Израиль // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
  3. Ари // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
  4. Dan J. The Esoteric Theology of Ashkenazi Hasidism. Jerusalem, 1971 (Hebr.). P. 22—24, 109—116, 139—142
  5. Назир, Исаак // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
  6. Вавилонский Талмуд, трактат «Шабат», лист 33.
  7. Яглом М. Предисловие. — Бубер М. Гог и Магог. СПб., 2002. С. 15
  8. Jakob Böhme. Mysterium magnum. Толкование на первую книгу Моисея. 1623
  9. Соловьёв В. С. Каббала // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  10. Булгаков С. Н. «Свет невечерний» М.: Республика, 1994, стр. 257, 259
  11. Henry More. Conjectura Cabbalistica … or a Conjectural Essay of Interpreting the Minde of Moses, according to a Threefold Cabbala: viz. Literal, Philosophical, Mystical, or Divinely Moral, 1653.
  12. .

Сны и каббала — что вы можете об этом сказать?

Снами каббала занимается серьезно, только когда это дурные сны и нужно исправить ситуацию. Здесь используются методы, которые нам известны как принципы позитивного мышления. Предлагается рассказать сон другу, который должен вербально истолковать этот сон к добру. Вербально — потому что слова все же сильнее связаны с материализацией, нежели сны и мысли. Ключевая фраза такова: «Халма тава хазита» на арамейском, то есть «Ты видел хороший сон». В книгах по каббале на эту фразу накладываются различные «каванот» — то есть медитативные усилия по привлечению букв Божественного Имени. И тем самым осуществляется исправление корня негативного сна.

Сны же, о которых пишет рабби Хаим Витал в своей книге «Хезьонот» («Видения») — это удивительные пророческие сны-шифры, причем он описывает процесс нисхождения, когда после высокого открытия тебя постепенно спускают во все более низменные миры, пока не вернут обратно в наш. Это его описание так реалистично, как будто относится к 21 веку, а не к концу 16-го.

Что же он ему открыл?

АРИ объяснил, что душа рабби Хаима связана с корнем Каина. Она много раз спускалась в этот мир и каждый раз что-то исправляла в своем прошлом. Итро — это Каин, его прозвище — а-Кени — говорит об этом, в частности. Он дал Моше («гилгуль» Авеля) свою дочь в жены. Далее, эта же душа пришла как Рахав. Далее, она же пришла в мир как Хевер а-Кени, муж знаменитой Яэли. Хевер — те же буквы, что Рахав. Далее, Яэль пришла как первосвященник Эли (опять, перестановка букв имени). Рахав воплотилась в Хану. У Ханы доминировал мужской аспект, ей было трудно зачать. Эли дал ей благословение, с ним пришло к ней женское начало, так как Эли был именно женским началом. В своей песне Хана упоминает Рахав намеком: «Рэхав пи аль ойвай» (раскрой мой рот, дабы поглотить врагов). Эти и другие воплощения были раскрыты АРИ с определенной целью. От широкой общественности теория реинкарнации, впрочем, достаточно долго скрывалась. Каббала считалась опасным делом.

Методы каббалы: практическая сторона

Каббала начиналась как устная традиция, и верующие прослеживают её происхождение обратно в «Тору», а следовательно, и к прямой связи с Богом.

В «Торе» есть два основных аспекта. Первый — это мудрость Всевышнего, а второй — ее дарование в мир человека для оказания позитивного влияния: «делай добро», «уклонись от зла», не через указательные заповеди, а советы. Открытая часть Торы — это «древо познания добра и зла», скрытая — «древо жизни», которая содержит информацию о Боге и Его Творении, называется Каббала.

Пятикнижие «Тора» написано на «языке ветвей». Если любое описание предполагает понимание человеком на человеческом языке, то в высшем мире нет названий для передачи напрямую, поэтому каббалисты используют это язык. «Язык ветвей» — подразумевает процесс, когда божественные корни рождают в человеческом мире вещи и действия, как следствие или ветви. Таким языком, а не буквальным, стоит понимать писания, представленные божественными заповедями.
Принято считать что не однозначно интерпретировать тексты можно 4-х различных уровнях, и высшим из которых являются мистические практики.

Загадочный смысл приписан формам и звукам древних ивритских букв. Символы из букв и цифр в каббале играют особое значение. Подход каббалы мистический и очень субъективный, используя такие вещи, как, например, нумерология, для поиска «скрытого» смысла.

Применяя различные методы: перебор чисел и букв, замена местами букв в различном порядке, можно из одних слов получить совершенно иные, познав из этого невероятные вещи. 

Главные методики каббалистов, применимые для ивритских текстов: 

Темура — «замена» букв, с целью изменения смысла «Торы»;

Гематрия считает численные значения букв, слов и фраз в целом; 

Нотарикон — развертывание слов в фразы и наоборот посредством нумерологии.

Таким образом мекубаль (каббалист-практик) способен расшифровать тайное и предвидеть события будущего. С помощью методов в каббале возможно  познать и почувствовать тайный от человека, скрытый  высший уровень, управляющим человеческим миром. 

Если человек обладает истинными знаниями, об основах этого процесса, он, откроет новое понимание более обобщенных, глубинных законов, движущих природой и человеком, как ее частью. 

Истина где-то рядом

[править] Общие сведения

В последние десятилетия в США наблюдается заметный и довольно неожиданный всплеск увлечения Каббалой.

В 1965 году американский раввин Филипп Берг создал первый Каббала Центр, за которым последовало множество других. Школа Берга с годами превратилась в империю с бюджетом около $100 млн.

В то же время критики утверждают, что Берги — шарлатаны, не имеющие ничего общего с иудаизмом. Как отмечает «Независимая газета»:

Раввин Ицхок Адлерштейн, специалист по еврейскому праву и этике, называет деятельность Бергов «мешаниной из традиционной еврейской мудрости, змеиной мази и шарлатанства».

Также группа Филиппа Берга пропагандирует как догму ещё не доказанную гипотезу моделируемой реальности и дистанцируется от иудаизма.

3 тезиса и общее определение что такое каббала

Каббала является мистическим направлением в иудаизме – одной из наиболее распространенных религий в мире. Для тех, кто совсем не в курсе: иудаизм зародился на территории нынешнего Израиля и имеет много общего с христианством.

  • Учение каббала изложено в книге «Зоар», которая, в свою очередь, помогает правильно толковать «Тору» — священное писание иудеев. То есть каббала — это своеобразные комментарии к основному тексту, открывающие его тайную суть, секретные коды, причем избранным людям.
  • Считается, что каббала открывает своим последователям тайные знания о Всевышнем, том, как он сотворил и устроил этот мир, будущем человечества. Звучит очень интересно, не правда ли?

И если с общим представлением все более-менее понятно, можно переходить к фактам, которые об учении каббала должен знать эрудированный человек.

Каббала в философии и науке

Идеи каббалы исследовали и развивали в своих работах следующие мыслители: христианский мистик Якоб Бёме, немецкие врачи Бальтазар Вальтер, Парацельс, Пауль Риций, алхимик, писатель и врач Корнелий Агриппа, Роберт Фладд, химик и врач Ван Гельмонт, врач-психиатр и философ Карл Густав Юнг, христианские философы Иоганн Альбрехт Видманштеттерrude, Николай Бердяев, Владимир Соловьёв, Сергей Булгаков, Анна Шмидт, Кнофф вон Розенрот, Пико делла Мирандола, Генри Мор, Дмитрий Щедровицкий, философы Бенедикт Спиноза, Соломон Маймон, Рене Генон, Гийом Постель, Иоганн Рейхлин, французский мистик Луи Сен-Мартен, писатель мистик Новалис, историк и литературный критик Харольд Блум.

Утверждение, что каббала явилась источником идентичных построений греческой философии (см. Аристотель, неоплатонизм, неопифагореизм) последнее время отвергается историками, полагающими, что знания греческой философии были заимствованы каббалистической традицией или являются продуктом опыта собственного постижения греческих философов.

Что такое КАББАЛА – определение простыми словами.

Простыми словами Каббала – это смесь философии, религиозных верований, псевдонаучных концепций и мистических практик, основанных на еврейской религии – иудаизме. Другими словами, можно сказать, что каббала, это система убеждений, построенная на поиске и применении «сокровенных знаний», которые скрыты в священных текстах и доступны только посвященным.

Само слово «Каббала», с иврита переводится как: получение, принятие или предание. Приверженцев культа принято называть – «каббалистами» и их отличительным знаком является ношение красной нити на запястье. К слову, среди каббалистов есть множество мировых знаменитостей, это: Мадонна, Эштон Кетчер, Бритни Спирс, Деми Мур и другие.

Суть каббалы — это выполнение заповедей?

Да, плюс глубокое понимание того, что именно каждая заповедь «проворачивает» и проецирует в высших мирах. Ведь слово «каббала» — это еще и «акбала», то есть проекция, параллель, соответствие. Мы думаем, что борода мужчины – это просто борода, а в системе «сфирот» оказывается, что это — 13 атрибутов милосердия. Таким же образом «раскладываются» и органы тела, проецируясь на систему «сфирот». Как только исполнение заповедей привлекло весь свет в тело — а тело является сосудом для света — то на этом закончена задача данного творения. Если все сосуды очищены и весь свет привлечен — завершена цель Творения в целом. Хранилище душ — Кнессет Исраэль — это источник, откуда берутся души при их нисхождении в тела.

Основные разделы Каббалы

Каббалисты такие же люди, как и все мы. Однако, вооружившись соответствующей методикой, они произвели такую работу над собой, что начали ощущать внешний объективный мир. Это каббалисты и объясняют в своих трудах, знакомя нас с системой духовных миров.

Как в любой науке, в каббале существует теоретическая и практическая сторона, куда включается собственный язык, понятийный аппарат, самостоятельные инструменты исследования, постановка экспериментов и сравнительный анализ.

Всего насчитывается пять миров, пять уровней познания. Все они, как описывает «Книга Зоар» — основной каббалистический источник, — присутствуют внутри человека и построены по единой схеме.

Каждый из миров является следствием предыдущего. Все, что есть в нашем мире — любой атом, клетка, организм, — имеет свой корень, прообраз в мирах духовных. В Высших мирах нет материальных понятий, там существуют только силы, порождающие объекты нашего мира и наши ощущения.

Между силой Высшего мира (причиной, корнем) и ее следствием (ветвью) в нашем мире существует четкая определенная связь. Поэтому, любой корень вверху мы можемотобразить с помощью его ветви в нашем мире. На этом принципе основана передача информации, называемая «язык ветвей», с его помощью созданы основные каббалистические труды («Книга Зоар», «Древо жизни» и др.)

Дж. Пико делла Мирандола , „Сочинения “

В каббале имеется три основных раздела, и в каждом из них говорится о постижении Общего Закона мироздания. Есть раздел, изучающий поступенчатое нисхождение миров , вплоть до нашего мира. Он занимается исследованием исключительно Высших миров: их функционированием, управлением, воздействием на нас; тем, как мы своими поступками влияем на Высшие миры и какова их обратная реакция.

Следующий раздел каббалы занимается методикой развития души , внутренней части человека, принадлежащей Высшему миру. Эта часть не имеет ничего общего с витальной, жизненной силой нашего организма, которая не отличает человеческие тела от животных.

Все процессы, связанные с нисхождением души в физическое тело, выходом из него после биологической смерти и нисхождением в новое тело, называются „кругооборотами души “. В отношении тел такого понятия не существует.

Раздел каббалы, в котором разработан математический (понятийный) аппарат для описания духовных процессов, позволяет каббалисту изучать их воздействие на себе, анализировать, градуировать, сопоставлять поступающие свыше сигналы с собственными реакциями на них.

Математический аппарат каббалы состоит из:

  • гематрий — цифровых записей духовных состояний миров и души;
  • графиков состояния и зависимости взаимного влияния духовных миров и души;
  • таблиц, матриц всевозможных включений свойств миров и душ.

В результате постижения с уровня нашего мира Высших духовных миров, человек начинает ощущать единую систему и единый замысел творения. Однако, еще до того, как он почувствовал присутствие духовного пространства, только приступив к изучению каббалы, человек уже начинает понимать, что без приобретения дополнительного органа восприятия, он не сможет выйти за границы своего мира.

„Изучай Каббалу, она объяснит тебе все!“ Т. Парацельс , „Парагранум“

Конечной целью изучения данной науки является: получение наивысшего наслаждения, достижение совершенства своего существования, абсолютное познание и, как следствие этого, — полное равновесие между внутренней системой (душой человека) и внешней, называемой „Творец “.

На протяжении тысячелетий существования нашего мира, каждое поколение отличалось от предыдущего все более эгоистическим характером душ. Поскольку, постижение Творца или Высшего закона природы происходит в самой душе, то, если она качественно меняется, соответственно, изменяется и методика постижения духовных миров.

Основные понятия в каббале

Предназначение каббалы

Каббала раскрывает тайный смысл Торы, которая рассматривается в качестве глубокого мистического кода. С точки зрения изучающих каббалу, причиной всех проблем человечества в целом и каждого индивидуума в частности является несоответствие законам мироздания. Целью изучения каббалы является духовное совершенствование личности, которое позволит человеку понять своё предназначение в материальном и духовном мирах.

Согласно каббале, душа воплощается в материальном мире до тех пор пока не «выучит свой урок» и не выполнит той функции, для которой она была создана. (Считается, что каждая душа имеет какую-то свою, только ей присущую особенность, которую она и должна осознать). Когда — посредством обучения каббале — эта цель достигается, душа перестаёт воплощаться. Состояние, в котором достигается цель каждой души, называется «» (ивр. ‏גמר תיקון‏‎) — конечное (окончание) исправление (я). Достижение этого состояния и есть цель каббалы.

Изучение каббалы

Целью изучения каббалы является постижение индивидуумом единства действительности в своём ощущении и сознании. Передача постигнутого осуществляется по каббалистической методике, адаптированной к свойствам каждого последующего
поколения: при помощи книг, в группе изучающих, под руководством Учителя.

Сны и каббала — что вы можете об этом сказать?

Снами каббала занимается серьезно, только когда это дурные сны и нужно исправить ситуацию. Здесь используются методы, которые нам известны как принципы позитивного мышления. Предлагается рассказать сон другу, который должен вербально истолковать этот сон к добру. Вербально — потому что слова все же сильнее связаны с материализацией, нежели сны и мысли. Ключевая фраза такова: «Халма тава хазита» на арамейском, то есть «Ты видел хороший сон». В книгах по каббале на эту фразу накладываются различные «каванот» — то есть медитативные усилия по привлечению букв Божественного Имени. И тем самым осуществляется исправление корня негативного сна.

Сны же, о которых пишет рабби Хаим Витал в своей книге «Хезьонот» («Видения») — это удивительные пророческие сны-шифры, причем он описывает процесс нисхождения, когда после высокого открытия тебя постепенно спускают во все более низменные миры, пока не вернут обратно в наш. Это его описание так реалистично, как будто относится к 21 веку, а не к концу 16-го.

Критика каббалы

В русском православии

Ряд православных священников и публицистов высказали критические мнение о каббале. Они считают, что каббала является эзотерическим учением, использующим астрологию, магию и отрицающим единого творца.

Протодиакон Андрей Кураев связывает появление каббалы с отказом евреев принять христианство.

Жёсткую оценку каббале дал Михаил Воробьёв, настоятель храма в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня г. Вольска, назвав её «чуждым и враждебным христианству оккультным учением»[значимость факта?].

В иудаизме

В начале XX века один из лидеров йеменских раввинов Ихие Капах выступил против каббалы в целом, объявив Зоар и писания Ари лжеучениями. Он написал книгу «Войны Всевышнего» (Мильхамот ха-Шем), посвящённую этим мировоззрениям. Многие раввины подвергли его херему из-за подобных воззрений. Главный раввин Израиля в те годы Авраам Кук критиковал Капаха, но не подвергал его херему. Небольшая группа его последователей существует в Израиле и в наше время.

Магическая каббала

В период крушения Византийской империи и перемещения значительной части образованной части населения в Западную Европу, происходивший, в связи с этим, переход средневековья в ренессанс, а также на фоне плотного соприкосновение европейской цивилизации с культами и религиями Востока, вспыхивает интерес к алхимии, астрологии и магии. Загадочное для европейцев учение Каббалы обретает популярность в разделившемся мире христиан.

Основной интерес алхимиков и магов вызвало именно создание объектов материального мира через слова и числа. Некто граф Пико делла Мирандола, имевший тесные контакты в еврейской среде и неплохо знавший иврит, будучи католиком, тем не менее заинтересовался каббалистическим учением и написал в конце XV века книгу «Conclussions Cabbalisticae». В которой из всей Каббалы взял только идеи создания материальных объектов при помощи магии слов и чисел.

Эта идея была подхвачена магами и алхимиками того времени и стремительно наполнилась учениями античных авторов, устными преданиями языческих народов и причудливыми легендами Востока, по мотивам «1000 и 1 ночи».

Джованни Пико делла Мирандола

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector