Древо познания добра и зла: 1 или всё же 2?
Содержание:
- Свт. Григорий Богослов
- Образ древа познания добра и зла — это отголосок мифа о Мировом Древе
- Имение Кальск
- Свт. Иларий Пиктавийский
- Прп. Исидор Пелусиот
- Два дерева — две противоположности…
- Иггдрасиль в скандинавской мифологии
- Толкование в иудаизме
- Дерево в быту славян
- Таинственное исчезновение школьника в поселке Новополесский
- Лик Христа на расколотом молнией дереве
- Сонник — Деревья
- Сонник — Дерево растение
- Свт. Иоанн Златоуст
- Евфимий Зигабен
Свт. Григорий Богослов
Ст. 16-17 И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь
Этого человека (почтив его свободою, чтобы добро принадлежало избирающему не меньше, чем и Вложившему семена его) Бог поставил в раю (что бы ни значил сей рай) возделателем бессмертных растений (может быть, божественных помыслов, как простых, так и более совершенных); поставил нагим по простоте и безыскусственной жизни, без всякого покрова и ограждения, ибо таковым надлежало быть первозданному.
Дает Бог и закон для упражнения свободы. Законом же была заповедь: какими растениями пользоваться человеку и какого растения не касаться. А последним было древо познания: и насажденное в начале не злонамеренно, и запрещенное не по зависти (да не отверзают при сем уст богоборцы и да не подражают змею!). Напротив, оно было хорошо для употребляющих благовременно (потому что древо это, по моему умозрению, было созерцание, к которому безопасно приступать могут только опытно усовершившиеся), но не хорошо для простых еще и для неумеренных в своем желании, подобно как и совершенная пища не полезна для слабых и требующих молока.
На святую Пасху (Слово 45).
Образ древа познания добра и зла — это отголосок мифа о Мировом Древе
Наиболее полная и интересная картина складывается, если уделить внимание не только авраамическим религиям, но и посмотреть шире. Дело в том, что древо познания добра и зла, как и многое другое в Библии, впервые появилось не в ней
Образ священного дерева восходит к Мировому Древу — оси мира, каркасу, на котором держится всё материальное и духовное вокруг нас. Наиболее подробно о таком дереве мы можем прочесть в мифах скандинавов, так как они записаны довольно поздно. Но даже фрагментарные знания о религиозных представлениях культур, которые существовали за двадцать веков до нашей эры, освещают наличие таких деревьев и в них.
Мировое Древо обязательно имеет два атрибута:
- Птицу на вершине;
- Змея у корней.
В шумерском эпосе о Гильгамеше пишется:
Причём в ранних религиозных представлениях (Индия, Египет) змей — это отнюдь не злой дракон, который пожирает корни оси мироздания, а добрый защитник, главное творение Божье, защищающее целостность материальной реальности.
Поздние античные мифы отказывают мифу в размахе и в глобальности. Теперь мы уже имеем дракона Ладона, который сторожит яблоню с золотыми плодами. Но он всё ещё страж. Функция сохраняется.
Мировое древо присутствует в различных религиях. Оно — скелет мироздания и всегда тесно связано с образом змея, как на картинке внизу. Обычно он — либо страж, либо разрушитель материальной мира.
К тому же змей — даритель мудрости, и этот мотив перекликается с дарованием змеем познания добра и зла человечеству. Некогда его культ был довольно велик, о чём нам свидетельствует не только археология, но и Священное Писание:
(4Цар. 18:4)
В тексты Пятикнижия история о змее и дереве попадает, очевидно, из египетских религиозных писаний. Это не удивительно, учитывая образование Моисея. Но в то же время она содержит уже совсем иные тона и смешивается с преданием о грехопадении человека.
Представления о грехопадении были и в других религиях, но только в Ветхом Завете этот миф объединён с историей о Мировом Древе. Получился синтетический образ, которого больше нет нигде.
Но как бы то ни было, мы должны понимать, что религиозный язык — это не язык фактов, не историческое свидетельство, а образная передача мысли. Мы можем сказать, что Бог вылепил человека из глины, а можем сказать, что Бог родил человека. Но ни то, ни другое не соответствует реальным событиям. Это лишь образы, ведь у Бога нет рук или материнского лона, чтобы физически реализовать то, о чём мы говорим на уровне своего языка.
Христианину важен урок, которому учит миф, а не его содержание.
То же касается и образа древа — это способ передать на языке слов представление о тех событиях, от которых нас отделила стена материи и греха. В одной традиции это будет история про бунт людей против Бога, в другой — про Мировое Древо, в третьей — про Мировую Гору, поднявшуюся из воды.
Новогодняя ёлка — это проекция древа познания добра и зла, а также Мирового древа на современную культуру. Она играет важную роль в традиции, хотя и утратила всякое символическое знание
Велико искушение воспринять всё буквально и защищать Священное Писание, как исторический источник. Но Библия — не книга по истории. В ней нет динозавров, неандертальцев, древнего Китая и т.д., хоть мы и знаем, что всё это — часть истории мира. А потому мы должны смотреть не на содержание рассказов любого писания, а на их суть:
- идею;
- посыл;
- наставление.
Именно это ядро и заключает духовный урок, которые дают нам авторы Священного Писания. А вот подсчёт деревьев в Эдемском саду — это погоня за формой, но не содержанием.
Кстати, на современной культуре Мировое Древо тоже интересно отразилось: дуб зелёный из сказки Пушкина и новогодняя ёлка — все они имеют корни в древнем мифе.
Имение Кальск
В Солигорском районе недалеко от Березовского рудника можно найти остатки старинного кладбища. Несколько могильных камней среди деревьев заброшенного парка. Надписи на надгробиях настолько старые, что их невозможно прочесть с первого раза. Иногда для расшифровки необходим кусочек мела. Все это навевает определенные мистические ощущения.
Было выяснено, что это панское кладбище, располагавшееся неподалеку от имения Кальск. Похоронены здесь крупные землевладельцы Слуцкого уезда Минской губернии второй половины XIX века. В некоторых исторических документах имение Кальск пишется как Кольск, в других — Кальск. Есть версия, что последнее название было принято в 1920-х годах.
Этот уголок Солигорского района красив и необъясним. Некогда процветающее имение оказалось не только разрушенным, но и забытым. Лишь немногие могут вспомнить рассказы своих близких предков.
Свт. Иларий Пиктавийский
Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду
Слово осуществляется в настоящем и проявляется в будущем. Ибо в настоящем Он изобличает иудеев, которые, поняв, что дела Христовы превышают силы человека, тем не менее не хотели признать, что они от Бога. А относительно будущего Он ясно показал все извращения веры, а именно тех, кто, лишая Господа достоинства и общей с Отцом сущности, впал в различные ереси, не совершая ничего ни среди язычников, живущих под прощением за незнание, ни находясь в познании истины. Деревом Он обозначает Себя, облеченного телом, поскольку через внутреннюю плодовитость Его силы исходит плодородие на все плоды. Следовательно, или хорошим должно быть признано дерево с хорошими плодами, или плохим следует считать дерево с плохими плодами, поскольку дерево будет свидетельствовать о себе по своим плодам, а не так, как по природе деревьев плохое дерево может считаться хорошим или быть хорошим по ветвям, хоть и плохое. Через этот наглядный образ нам показывается, что Христа нужно или оставить как никчемного, или сохранить как доброго из-за пользы добрых плодов.
Комментарий на Евангелие от Матфея.
Прп. Исидор Пелусиот
Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые
На слова: душевен человек не приемлет, яже Духа Божия (1 Кор. 2:14), а также: не может древо зло плоды добры творити.
Сказанное же: не может древо зло плоды добры творити, — не уничтожает силы покаяния, но осмеивает закосневание в делании зла. Что пребывает злым, то не может приносить плодов добрых, но переменившись в добродетель, оно сии плоды принесет. Если у Спасителя шла речь о деревьях, то пусть имеет силу твое слово. А если о людях и деревья представлены Им в пример (а что для деревьев природа, то для нас произволение), то да опровергнется твое предположение. Ибо каким деревом кажется тебе Ап. Петр? Добрым ли? Но как же он отрекся? Злым ли? Но как же вся земля и море воспевают его подвиги и победы? Каким деревом представляется Иуда? Злым ли? Но как же он удостоен апостольской чести? Добрым ли? Но как предал Христа?
И если стану рассматривать все совершавшиеся в людях перемены, то, сам того не примечая, введу множество лишних речей. Посему, предоставляя тебе собрать это в писаниях, перейду к истолкованию апостольского изречения. Человек душевен, хотя и не приемлет, яже Духа Божия (1 Кор. 2:14), но приимет; потому что Апостол не сказал: «не приимет», но говорит: не приемлет.
И еще говорит: не может разумети, а не сказал: «Не возможет уразуметь». Как если кто, смотря на раскаленное железо, скажет: «не может быть оно холодным», однако же может сделаться таким, так и в сказанном одно принадлежит настоящему времени, а другое — будущему.
Письма. Книга II.
«Может ли ефиоплянин переменить кожу свою и барс – пятна свои? так и вы, можете ли делать доброе, привыкнув делать злое?» (Иер. 13:23)… Если научились, то есть возможность и отучить себя.., не одно и то же – не мочь и впредь не возмочь; но одно указывает на время настоящее, в которое ленивый ленив, а другое – на время будущее, в которое ни к чему прежде не годный может сделаться достойным уважения, об этом гласят ежедневно сменяющиеся события; ясно же подтверждают это и Писания… Если кто под руководством высшей силы захочет потрудиться и все приведет в движение, то он и научится, и плод принесет, и спасется (1, 336).
…Подвижник добродетели в самом подвиге обучается добродетели и познает, что она всего полезнее, всего благоприличнее, всего более охраняет нас и Узаконена на пользу… Сказанное: «Не может… дерево худое приносить плоды добрые» (Мф. 7:18) Не уничтожает силы покаяния, но осмеивает коснение в делании зла. Что пребывает злым, то не может приносить плодов добрых, но пременившись в добродетель – принесет (2, 471–472).
Толкование Нагорной проповеди.
Два дерева — две противоположности…
Почему Бог насадил два дерева, несущие два противоположных исхода для человека? Это положение открывает, что Бог наделил человека свободной волей, свободными собственными желаниями, чувствами, мыслящим и рассуждающим умом, чтобы человек мог свободно избирать и отвергать, слушаться и не послушаться. В противном случае, он не был бы создан по образу Божию, но был бы равен животным, живущим заложенным инстинктом, без свободной воли, совести, рассуждающего ума, не могущим избрать или отвергнуть. Очень понятно: если вообще не существовало бы ночи, человек не мог бы знать, что такое день, не знал бы цены ни дню, ни ночи. Точно так, если бы вообще не существовало ненависти, человек не понимал бы, не знал и не мог оценить любовь. Если бы не существовало лжи, человек не знал бы и не ценил правду и т.д. Но так как существует противоположное — именно это даёт ему возможность познавать, рассуждать, избирать, ценить.
Итак, два дерева, две противоположности, взаимно исключающие друг друга, и так определил Бог. Ибо, когда человек вкусил от дерева познания, Бог исключил возможность одновременно вкушать ему от дерева жизни. Так и доныне: вкушая от дерева познания, человек не может вкушать от дерева жизни; то есть неверующий, живущий деревом познания добра и зла, не может одновременно жить Иисусом Христом, то есть деревом жизни! Точно так и верующий, живущий под буквой закона, которая его постоянно осуждает и убивает, не может одновременно жить Иисусом Христом по духу, то есть деревом жизни! Поставив человека в раю перед этими двумя деревами, Бог заповедал, предупредил человека не вкушать от дерева познания добра и зла и сказал, что оно принесёт ему смерть! Сатана, напротив, внушил человеку, что Бог сказал им неправду, что они не умрут, но станут как боги, зная добро и зло! Человека это задело, стало влечь — ведь он будет знать! Он будет как Бог! Соблазнился, увлёкся обольщением сатаны, наклонился к дереву познания и вкусил его плод!
Отсюда начало истории душевного человека со своим способным умом и, как начало этой истории есть соблазн, обольщение, увлечение — так и до сего дня вся жизнь человечества стоит именно на этом: на обольщениях, увлечениях, на знании, и ничего нового нет и просто не может быть, так как за рамки дерева познания человеку не выйти! Ничего нового что-либо за пределом познания добра и зла он не смог придумать и не сможет — это уже ясно по ходу самой истории человечества!
Не вняв Богу и не вкусив от дерева жизни, человек остался без Божественной жизни внутри себя, остался душевным, плотским человеком с упованием на свой ум, свои силы и способности. И так как человек наклонился к познанию, то Бог на этом основании дал ему и закон, предписания: что хорошо и что плохо; что добро и что зло; что Богу угодно и что не угодно, как поклоняться Богу. И всё то, что человечество имеет на сегодня, исходит только из дерева познания добра и зла! Все великие и малые писатели в своем творчестве исходили всегда из одного: что хорошо и что плохо. Философы, сколько бы ни добивались мудрости и истины, всегда исходили только из одного: что добро и что зло, что лучше и что хуже! Учёные, и какую область деятельности ни взять из жизни человечества, всё имеет только один источник — добро и зло, ничего другого, выходящего за пределы этого, нет! Это потолок познания человечества без жизни Бога в себе! Любая религия, какую форму или направление в своём учении она бы не имела, всегда исходит из одного: что хорошо и что плохо, как лучше поклоняться Богу. Так до сего дня: всякая религия, в том числе и христианская, питается от дерева познания добра и зла, что исключает питание ее от дерева жизни, следовательно, несёт смерть!
Иггдрасиль в скандинавской мифологии
Упоминания о мировом дереве встречаются на протяжении всех событий скандинавской мифологии. Сейчас я познакомлю тебя с ними:
Старшая Эдда, Речи Гримнира Перевод А. И. Корсуна:
- Три корня растут на три стороны у ясеня Иггдрасиль: Хель под одним, под другим исполины и люди под третьим.
- Рататоск белка резво снует по ясеню Иггдрасиль; все речи орла спешит отнести она Нидхёггу вниз.
- И четыре оленя, рога запрокинув, гложут побеги: Даин и Двалин, Дунейр и Дуратрор.
- Глупцу не понять, сколько ползает змей под ясенем Иггдрасиль: Гоин и Моин — Граввитнира дети, — Грабак и Граввёллуд, Офнир и Свафнир, — они постоянно ясень грызут.
- Не ведают люди, какие невзгоды у ясеня Иггдрасиль: корни ест Нидхёгг, макушку — олень, ствол гибнет от гнили.
Изображение Иггдрасиля в старинной рукописи XVII Исландия
Младшая Эдда, Видение Гюльви Перевод О. А. Смирницкой:
- Тогда спросил Ганглери: «Где собираются боги или где главное их святилище?». Высокий ответил: «Оно у ясеня Иггдрасиль, там всякий день вершат боги свой суд»
- Ясень я знаю по имени Иггдрасиль, древо, омытое влагой мутной, росы от него на долы нисходят; над источником Урд зеленеет он вечно.
- Дерево лучшее ясень Иггдрасиль.
Иггдрасиль в исполнении художника haru aki
Толкование в иудаизме
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 10 июля 2014 года |
В иудаизме считается, что ограничение на вкушение плодов с Дерева познания добра и зла действовало до субботы — если бы Адам и Ева подождали и вкусили бы от дерева в шаббат, они имели бы силы души отличить добро от зла даже внутри себя.
Согласно Книге Зогар, дерево познания добра и зла и древо жизни пребывали вместе в совершенной гармонии до тех пор, пока не пришёл Адам и не разделил их, положив начало злу, что содержалось внутри дерева познания добра и зла.
Мидраш Берешит раба приводит версии о дереве и его плодах. Рабби Меир сказал: Это была пшеница. Репа (лефет
) — два мудреца рабби Ханана бен Ицхак и рабби Шмуэль бен Амии. Рабби Йегуда, сын рабби Илая, сказал: «Плоды древа познания были виноградом, ибо сказано „Виноградины их — ягоды ядовитые, гроздья горькие у них (Дварим 32:32)“ — эти гроздья привели горечь в мир».
Рабби Аба из Акко сказал: «Этрогом было оно, ибо написано: „И увидела женщина, что дерево хорошо для еды“ (Берешит 3:6) — сказал ты: иди и смотри, у какого дерева древесина съедобна, как и плод, и ничего не найдёшь, кроме этрога».
Рабби Йосе сказал: «Смоквами они были: коли не учишь ты одно из другого, то изучи из смысла! Притча о царском сыне, который согрешил с одной служанкой. Когда же узнал царь об этом, выгнал он сына из дворца, и он стучался в двери служанок, но они не принимали его, но та, которая согрешила с ним, открыла свои двери и приняла его. Так, когда первый человек поел с того дерева, Всевышний выгнал его из сада Эдена, и ходил он по всем деревьям, но не принимали они его. А что они говорили ему?»
Сказал рабби Берехья: «Говорили деревья: Вот вор, который обманул Творца своего, вот вор, который похитил знание Господина своего, — об этом написано: „Да не наступит на меня нога высокомерного“ (Тегилим 35:12) — нога, что поднялась на Творца своего; „и рука нечестивых да не изгонит меня“ — не возьмёт от меня листа. Однако смоковница, поскольку поел он от её плодов, открыла двери свои и приняла его — об этом написано: „И сшили листья смоковницы“» (Берешит 3:7).
Рабби Азария, рабби Юдан сын рабби Симона, от имени рабби Йегошуа бен Леви говорят: «Упаси Бог, не открыл Святой, благословен Он, то дерево человеку и не откроет в будущем!».
Дерево в быту славян
Деревья помогали славянам не только духовно — они неизменно окружали наших предков и в быту — из дерева изготавливали буквально все от жилищ до предметов повседневного обихода: лавки, детские колыбельки, посуда, посохи, сельскохозяйственный инвентарь, обувь…
Дома славяне возводили в «чистых» местах, неподалеку от леса и питьевых источников. Одни деревья считались пригодными для строительства, другие приносили беду. Традиционные верования смешивались с чисто практическими соображениями: имело значение, какими особенностями обладает древесина, легко ли обрабатывается, не боится ли влаги.
В строительстве применялись преимущественно деревья хвойные — лиственница, сосна. Для возведения дома использовали разные породы древесины. Культовые постройки возводились из священного дуба. А осину, напротив, строители никогда не трогали.
Всеволод Иванов. Цикл «Афанасий Никитин». Ширков погост.
Посуду на Руси изготавливали из осины или дуба: считалось, что эта древесина сохраняет целебные свойства лекарственных отваров.
Люльки и колыбельки славяне сплетали из ивовых прутиков, или других быстрорастущих деревьев — например, ореха, чтобы ребенок хорошо подрастал, или боярышника, сулящего долгую жизнь. Очеп, то есть шест, с помощью которого колыбель крепили к потолку, делали из березы, чтобы сон у крохи был крепким. Брать для него ель избегали, иначе ребенок мог покрыться коростой, рассказывает российский лингвист Софья Михайловна Толстая (род.1938).
_______________
Подведем итог — как мы видим, деревья играли важнейшую роль в жизни славян: они сопровождали наших предков в радости и горе, в повседневности и в праздничные дни, в здравии и болезни. Можно сказать, что у людей и деревьев были одни корни.
Вспомним басню И. А. Крылова «Листы и корни», в которой сказано: «А если корень иссушится, не станет дерева, ни вас».
Так будем же чтить свой Род и бережно растить Дерево своей души — так, как испокон веков делали наши мудрые предки.
Таинственное исчезновение школьника в поселке Новополесский
Первое место в рейтинге занимает очень давний случай, произошедший летом 1992 года в поселке Новополесский. Десятиклассник Дима Доморад ранним утром, взяв с собой необходимые принадлежности, отравился на рыбалку. Местом своего промысла он выбрал канал, примыкающий к реке Морочь. Закинув удилище, на противоположном берегу увидел яркую вспышку — и пропал без вести на 10 дней. Его семья и местные жители занялись активными поисками, даже вызывали вертолет и привлекали подразделение МЧС. Люди проверяли поквартально лесную зону, водные каналы, вскрывали подвалы, сараи, гаражи, опрашивали всех, кто видел и слышал о происшествии. Но поиски не дали результатов.
Лик Христа на расколотом молнией дереве
Чудо произошло в пригороде Солигорска в садоводческом товариществе недалеко от Летенца. На дачном участке сотрудника «Беларуськалия» Вячеслава Эдуардовича.
В ночь на 1 августа 2005 года ударом молнии от дерева отсекло большую ветку. На поврежденном месте четко вырисовался лик Иисуса Христа. Что интересно, произошло это в день рождения хозяина участка.
Невероятная новость разошлась по поселку. К груше сначала потянулись дачники. Даже те, кто воспринял рассказы о святом образе скептически, увидев место слома ветки, не могли не перекреститься. Весть об этом разлетелась не только по Солигорску, но и окрестностям. Груша на улице Клубничной стала местом паломничества. Верующие приходили сюда помолиться, несли к дереву пожертвования: деньги, конфеты, яблоки.
Хозяин участка рассказывал, что интересовался у батюшки, можно ли продавать фотографии дерева. Он дал благословение, если только доход не будет использоваться в коммерческих целях.
Грушу эту посадил бывший владелец участка Иван Пинчук. Он рассказывал в СМИ, что груша непростая. Купил саженец в минском научном институте, а груши на этом дереве росли в два кулака.
Сонник — Деревья
Видеть во сне цветущие деревья предвещает наступление, пожалуй, самого счастливого момента в вашей жизни. Горящее дерево в лесу, объятом пожаром, предвещает, что наяву вы понесете значительные убытки. Сухие деревья не предвещают ничего хорошего — вас перестанут уважать за то, что, на ваш взгляд, вовсе не заслуживает осуждения. Деревья в саду, увешанные спелыми плодами, говорят о том, что вам посчастливится обрести нового хорошего друга. Срубленное дерево предвещает сожаление по поводу несбывшихся надежд. Большое старое дерево с огромной кроной – обещание значительной прибыли. Деревья без листвы в зимнюю пору, запорошенные снегом или покрытые инеем – знак того, что убыток понесенный вами, невосполним. Увидеть во сне экзотические деревья в ходе увлекательного путешествия – к тому, что все горести и печали быстро забудутся, уступив место веселому настроению и жизнерадостности. Вывернутое с корнем из земли в результате урагана дерево предвещает печаль, тоску и отчаяние. Расщепленное молнией дерево – к ссоре с друзьями. Дерево без коры на стволе предвещает болезненную, немощную старость в одиночестве и бедности. Мокрое после ливня – перемену в супружеских отношениях в отрицательную сторону. Спиленное и распиленное на бревна дерево – знак смерти и траура. Дерево ценной поделочной породы – к хлопотам, которые воздадутся сторицей. Ломать или рубить деревья во сне – к потерям и сожалению. Сажать деревья под домом – предвестие скорого богатства и преуспевания. Залезать на дерево – обрести могущество. Падать с дерева – наяву испытать унижение, насмешки и оскорбления. Пилить деревья – к счастью, нести вместе с кем-то – надорваться от физической нагрузки. Сидеть под деревом означает получение ценной информации, которая значительно продвинет ваше дело. Сжигать деревья – поддаться удручающему настроению. Тушить – к потере имущества и лишению прав. Плыть на дереве по воде означает конец надеждам и полную перемену во взглядах. Считать во сне деревья – наяву быть обеспокоенной за детей. Покупать саженцы деревьев – поиметь дополнительные хлопоты. Видеть больные, пораженные червями деревья – к расточительству там, где предполагалось сэкономить. Видеть, как кто-то во сне превратился в дерево, – к болезни.
Сонник — Дерево растение
Дерево, основной частью которого следует считать все-таки ствол, является символом мужских половых органов. Если мужчина видит во сне какое-нибудь дерево, то это говорит о его интересе к гомосексуализму. Если же деревьев несколько (но это еще не лес), то сновидец может также стремиться к групповому сексу, причем его интересует вариант: несколько мужчин и одна женщина. Мужчина, сидящей под деревом, испытывает стремление к однополым связям, а женщина, сидящая под деревом, не удовлетворена своими сексуальными партнерами и мечтает об идеальном во всех отношениях мужчине. Если вы сажаете дерево или ухаживаете за растущим деревом, то вы стремитесь к новой (или первой) половой связи. Сон характерен для периодов полового созревания, а также угасания половой активности. Если вы рубите дерево, то вы сомневаетесь в своей половой активности и состоятельности. Если вы не можете срубить дерево, то это говорит о том, что ваши страхи лишены всяких оснований, и вы абсолютно здоровы. Если же дерево срублено, то у вас возможны нарушения или расстройства в деятельности половых органов. Процесс рубки деревьев также может говорить о скрытой гомосексуальности сновидящего. Сломанное или засохшее дерево предвещает неудачу в любовных делах, возможно, из-за заболеваний половых органов. Если мужчина поливает дерево, то он склонен к самоудовлетворению. Если женщина поливает дерево, то она стремится к радостям семейного секса и хочет иметь детей. Вырванное дерево говорит о вашей склонности к самоудовлетворению и страхе быть разоблаченным. Молния, попавшая в дерево, или горящее дерево предостерегают вас от вступления в случайные связи. Если вы наблюдаете, как другие ухаживают за деревом (деревьями), то это говорит о наличии у вас эдипова комплекса. Он может быть или подавлен, или существовать в ваших мечтах.
Свт. Иоанн Златоуст
Ст. 16-17 И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь
Вот опять и здесь (Писание) поступило по своему обычаю, чтобы от частого повторения слов мы приобрели точное познание и не соглашались с теми, которые дерзают полагать различие между этими наименованиями (Господь и Бог), и одно приписывать Отцу, а другое Сыну. Так как у обоих их (у Отца и Сына) одно существо, то божественное Писание усвояет одно и то же наименование безразлично – иногда Отцу, иногда Сыну. «И заповеда, – сказано, – Господь Бог Адаму, глаголя». Здесь надобно изумляться необычайному человеколюбию Божию, которое открывается нам в этом кратком речении: «и заповеда», сказано. Смотри, какую честь Бог оказал человеку в самом начале. Не сказано: приказал, или повелел, но что? – «заповеда». Как друг беседует с другом, заповедуя о чем-либо необходимом, так и Бог обращается с Адамом, как бы желая такою честию расположить его к исполнению заповедуемого им. «И заповеда Господь Бог Адаму, глаголя: от всякого древа, еже в раи, снедию снеси; от древа же, еже разумети доброе и лукавое, не снесте от него: а в оньже аще день снесте от него, смертию умрете»
Заповедь очень нетрудная, но беспечность – вот тяжкое зло, возлюбленный! Как она делает легкое для нас трудным, так старание и внимание делает легким для нас и трудное. Что, скажи мне, легче этой заповеди? Что выше этой чести? (Бог) дозволил Адаму жить в раю, наслаждаться красотою видимого, увеселять этим зрение, и от вкушения (плодов) получать великое удовольствие
Подумай, какое наслаждение было видеть дерева, отягченные плодами, разнообразные цветы, травы, листья, и все прочее, что только может быть в раю, и притом в раю, насажденном от Бога. Поэтому выше божественное Писание говорит: «прозябе Бог еще от земли всякое древо красное в видение, и доброе в снедь» (Быт.2:9), чтобы знали мы, каким обилием пользуясь, человек, по великому своему невоздержанию и беспечности, высокомерно отнесся к данной ему заповеди. Представь себе, возлюбленный, какой высокой чести Бог удостоил его: даровал ему особенную, для него предназначенную трапезу в раю, чтобы он не думал, будто пища у него одинаковая с бессловесными, но живя в раю, как царь, наслаждался бы его удовольствиями, и, как владыка, был отличен от подвластных ему и вел особую жизнь. «И заповеда, – говорит, – Господь Бог Адаму глаголя: от всякого древа, еже в раи, снедию снеси: от древа же, еже разумети доброе и лукавое, не снесте от него: а в оньже аще день снесте от него, смертию умрете». Как бы так Бог говорил Адаму: «Я не требую от тебя чего-либо трудного и тяжкого: позволяю пользоваться всеми древами, и заповедаю не касаться только одного этого; но и наказание определяю большое, чтобы ты, хотя вразумляемый страхом, соблюл данную мною тебе заповедь». Как какой-нибудь щедрый хозяин вверяет кому-либо свой огромный дом и, чтобы владение этим домом оставить вполне за собою, назначает с того человека малое количество денег, так и человеколюбивый Господь наш, позволив Адаму пользоваться всем в раю, повелел воздерживаться только от одного, чтобы знал он, что находится под Господом, Которому должен повиноваться и исполнять Его повеления.
Кто может достойно надивиться щедродательности общего всех Владыки? Еще человек ничего не сделал, а Он каких благодеяний удостоивает его! Не половиною (райских дерев) позволил ему наслаждаться, не повелел воздерживаться от большей части их и пользоваться только остальными; позволив ему пользоваться всеми деревами, какие есть в раю, повелел воздерживаться от одного, показывая самым делом, что сделал это не для чего-либо другого, как только для того, чтобы человек знал виновника столь великих благодеяний. Вместе со всем прочим усматривай здесь благость Божию и в том, какую честь Он оказал и жене, которая имела быть создана из Адама. Когда она еще не была сотворена, Бог дает заповедь как бы двоим: «не снесте от него: а в оньже аще день снесте, смертию умрете»; таким образом заранее и сначала уже показывает, что муж и жена составляют одно, как и Павел говорит: «глава жене муж» (Еф.5:23). Поэтому говорит как бы к двоим для того, чтобы, создав потом из него жену, дать ему побуждение сообщить и ей данную Им заповедь.
Беседы на книгу Бытия. Беседа 14.
Евфимий Зигабен
Или сотворите древо добро и плод его добр: или сотворите древо зло и плод его зол: от плода бо древо познано будет
«Сотворите» вместо – назовите. Опять упрекает их за то, что обвинения их противоречивы и противоестественны. Так как они не осуждали самого изгнания бесов, – хотя были и слишком бесстыдны, – а порицали изгоняющего, то приточно обличает их в том, что дело они считали добрым, а совершающего это дело – злым; это противоречие и бесстыдство.
Деревом, конечно, называет Самого Себя, а плодом – Свое дело, – и как бы так говорит: или назовите делающего – хорошим, и дело его хорошим, или – делающего худым и дело его худым. По делу своему узнается делающий: по хорошему – хороший, по худому – худой. В седьмой главе Он показал, что хорошее дерево не может приносить худых плодов; равным образом, худое дерево не может приносить хороших плодов.
Толкование Евангелия от Матфея.