Николай бердяев — биография, новости, личная жизнь

Основы философии Бердяева

Биография Бердяева, обширна и многогранна, но первостепенную роль в его жизни занимала философия. Его тория, основанная на воле созидания, раскрылась во всех его трудах. Считая человека свободным индивидом, он полагал, уединенность и беззащитность таятся в области социума, подчиняющей индивида себе и укореняющей в ней тяготы повседневности. Знания Бердяева персонализированные и экзистенциальные. Только философия дает возможность спастись от гнетущих человеческих страхов.

Центральную часть размышлений Бердяева занимал человек, а базисом являлись – независимость личности и созидание. Философ направлял свои наставления на помощь человеку в отыскивании предприимчивой созидательности и активного положения, справляясь с несовершенствами бытия. Воля, защита созидательности и «многофункциональное христианство» – три базовых понятия мыслителя. Парадоксальными являлись взгляды на жизненный упадок и на романтичный триумф совершенства.

Будучи духовным мудрецом, Бердяев сформировал мировую картину – доподлинную и космогоническую. Иррационалистическое положение независимости, предшествующее всем, не ставила в приоритет и «Создателя», сотворившего людей и окружающий мир, а Бог вдохнул душу в них. Потому душа и воля – две опоры мира, сочетающиеся в индивиде и противоречащие друг другу.

Первичность духа очень значима для индивида, в качестве сознания и самосознания. Размышления, предполагающие образец воли сообщества, назывались «субъективным строем». Лишь с «Всевышнем» люди смогут достичь настоящей общности, но никак не в самом обществе.

Содержание человеческой истории заложено в устроении Царства Божия, заключение и обезличенность, воплощение и триумф над враждой – и есть земная история.

Основные положения философии

Бердяев начал свою философскую деятельность как марксист, но потом он все более склонялся к философии экзистенциализма и персонализма. От марксизма он брал пафос революции, а также критику буржуазности. Иногда у Бердяева причудливо сочетается христианская и марксистская лексика: «Грех этот в оппортунистической приспособленности к «буржуазному» миру». В изложении своей философии он придерживался эссеистической манеры, критикуя отождествление философии с наукой. Саму научность он именовал «рабством духа у низших сфер бытия». Философия им отождествляется с искусством, в котором важную роль играет творчество, личность и призвание.

Бердяев благосклонно относится к христианству, однако замечает опасность «реставрации святоотеческого христианства», которая «может быть на руку духу антихристову», поскольку в ней мало антропологии. От христианства он берёт идею, что «знаком образа Творца» в человеке является «творческая свобода». Также он принимает каббалистическое учение о «Небесном Адаме». В целом Бердяев видел сходство всех религий в идее преодоления мира, поэтому он вводил понятие «нового религиозного сознания».

Основными понятиями философии Бердяева является свобода (как антитеза необходимости), в которой творчески преодолевается власть отчуждения. Особенностью взглядов Бердяева было учение о «первичной», «несотворённой» свободе, над которой не властен даже Бог. Он противопоставляет свободу от, свободе для.

Детство

Существует мнение, что практически нет мест в Киеве, связанных с историей жизни Бердяева, но это не так. Например, упускается момент крещения, а в биографии указывается, что крестили мальчика в Печерско-Спасской церкви. Для того чтобы понять, какой храм имеется в виду, можно посмотреть карту Киева за 1894 г., где на Печерске был только один храм с названием Спасская – известная нам как церковь Спаса на Берестове, примыкающая с севера от Киево-Печерской Лавры. До 1889 г. Спас использовался как приходская церковь, и только спустя 30 лет храм перешел в ведение Лавры, но службы в нем не проходили. 24 марта 1874 в этом историческом храме был крещен мальчик с именем Николай.

Детство Бердяева прошло в Киеве на Печерске – в уютно прислоненной к Киево-Печерской Лавре и городской крепости части старого города, застроенной монастырями и военно-крепостными учреждениями. В юношестве Николай часто проводил время в родовом имении в Обухове (раньше половина города называлась Бердяевка, а ныне – Песчаная). Здесь его отец построил каменную церковь с двумя престолами.

Отец Бердяева был киевским уездным предводителем дворянства, позже – председателем правления Киевского земельного банка. Все предки по мужской линии были военными. Бабушка Бердяева по отцу, в доме которой он жил, состояла в тайном постриге,  прабабка матери ушла в монастырь, но основная материнская родовая линия – это князья Кудашевы и потомки древнего французского рода Шуазель. Монахини, военные и французская знать – религиозность, аскетизм, воинственность, рыцарство и аристократизм, а также все мыслимые между ними противоречия – вот родовое наследие Бердяева.

В доме Бердяевых была большая библиотека. В десять лет Николай прочел Достоевского, который навсегда остался для него обожаемым писателем и мыслителем. В том же возрасте «играл» в Андрея Болконского, считая его своим вторым «я». Между тринадцатью и четырнадцатью годами освоил Шопенгауэра, а в четырнадцать, изучив Канта, труды Гегеля, «писал романы, а потом трактаты с философическими рассуждениями».

Вспоминая Киев своего детства, Бердяев несколько раз с особым чувством благодарности пишет о знаменитом книжном магазине Оглоблина на Крещатике: «Почти каждый день я ходил туда смотреть новые книги. Любовь в книжные магазины у меня сохранилась и по сей день». С нежностью и трепетом Бердяев вспоминал свои родные Липки: «Мир несколько иной, чем Печерск, мир дворянский и чиновничий, которого больше коснулась современная цивилизация, мир, склонный к веселью, которых Печерск не предполагал». Николай Александрович любил Киев и считал его одним из самых красивых городов Европы.

Творчество и общественная деятельность

  • В 1904 году Николай Александрович уехал в Женеву, где участвовал во 2-м международном конгрессе философов. Находясь в Германии, он и примкнул к нелегальной политической организации «Союз освобождения», выступавшей за введение в России политической свободы. В этот период он также познакомился со многими известными людьми, среди которых был крупнейший мыслитель из Франции Анри Бергсон, и провёл несколько встреч с русским марксистом Г. В. Плехановым.
  • В этом же году Бердяев получил разрешение на проживание в Петербурге. По приезду в столицу он вначале работал в редакции журнала «Новый путь». В 1905 году философ и его друг С. Н. Булгаков основали журнал – «Вопросы жизни», в котором печатались статьи на общекультурные, философские и религиозные темы.
  • Расстрел мирной демонстрации царскими войсками 9 января 1905 года потряс Николая Александровича. Он сразу занял позицию против насильственных действий по отношению к народным выступлениям. В конце года журнал «Вопросы жизни» стал испытывать финансовые трудности, и его пришлось закрыть.
  • В начале 1907 года Бердяев закончил работу над книгой «Опыты философские, социальные, литературные 1900-1906» и стал одним из инициаторов создания Петербургского Религиозно-философского общества.
  • В январе 1909 года философ переехал в Москву, и через некоторое время окончательно, обосновался на Арбате. В этот время Бердяев активно искал сближения с жизнью православной церкви.
  • С 1909 года в Москве стал выходить сборник «Вехи», в котором размещались философские статьи об интеллигенции России, и её роли в истории страны. Открывала сборник работа Бердяева «Философская истина и интеллигентская правда».
  • С 1910 года философ стал сотрудничать с издательством «Путь», которое издало до 1912 года несколько его книг. В 1913 году Бердяев написал статью «Гасители духа», в которой обвинил церковь в социальном догматизме после выдворения с помощью солдат с Афона более 600 монахов, обвинённых в ереси. В результате Николая Александровича обвинили в нападках на церковь и могли осудить по статье «Богохульство», но после начала Первой мировой войны об этой истории забыли.
  • В военный период, вплоть до 1917 года, Бердяев постоянно размещал статьи в периодических изданиях и призывал борьбе до победы. В дальнейшем он стал более критичен к происходящим событиям.

Николай Бердяев в 1912 г.

Популярное за 7 дней

Михайлово чудо: как вести себя в этот день, чтобы избежать житейских искушений
17.09.21 20:53

Как правильно читать Псалтирь? Какие установлены правила?
15.09.21 13:31

Как часто нужно причащаться?
13.09.21 09:49

Осенняя Лавра
16.09.21 12:36

Нуждаются ли православные во Христе?
15.09.21 18:17

19 сентября — Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)
19.09.21 08:39

Осенний Шишкин
14.09.21 11:41

Митр. Антоний (Паканич) о Православии, кириллице, Украине и Европе
13.09.21 20:55

Чудо святого Архистратига Михаила в Хонех – вечная притча о добре и зле
18.09.21 15:44

Центральный вход на территорию Киево-Печерской Лавры будет временно закрыт
19.09.21 12:50

Личная жизнь

Жена Бердяева, Лидия Юдифовна Трушева, происходила из семьи знатного юриста, почетного гражданина Харькова. Девушка получила образование в пансионе в Швейцарии, а после того как вместе с сестрой Евгенией провела месяц в тюрьме по подозрению в политической деятельности, мать отправила их в Париж, в Русскую высшую школу общественных наук.

Николай Бердяев и его жена Лидия

На момент знакомства с Бердяевым Лида состояла в браке с потомственным дворянином и сторонником социал-демократических идей Виктором Раппом. Этому веянию поддалась и Трушева. После очередного ареста Лидию с мужем выслали из Харькова в Киев, где в феврале 1904 года она познакомилась с Николаем.

Осенью того же года Бердяев предложил женщине уехать с ним в Петербург, и с тех пор пара больше не расставалась. Однако Лида и Николай не жили как муж и жена в традиционном смысле, а, по словам сестры Трушевой – Евгении, как «первые апостолы», словно брат с сестрой. 

Гораздо больше смысла Бердяевы вкладывали в брак духовный. Об этом писала в дневниках и Лидия Юдифовна, подчеркивая, что ценность их союза заключалась в отсутствии «чего бы то ни было чувственного, телесного, к которому относимся и всегда относились с одинаковым презрением».

Николай Бердяев с женой и друзьями

Сферой деятельности для себя Лида избрала благотворительность, помогала Николаю в работе, делала корректурную правку его трудов. Не чуждо было Бердяевой и творчество – писала стихи и заметки, но печататься не стремилась.

В 1922-м семья Бердяевых уехала из страны. Выслали Николая Александровича, а Лидия, конечно же, не могла оставить его одного. К тому же в 1917-м она сменила веру – перешла в католичество, в советской России начинались преследования католиков. Поначалу Бердяевы, а также мать и сестра Лиды жили в Берлине, потом перебрались во Францию, где друг семьи Флоранс Вест оставила в наследство дом. Там Николай написал автобиографию «Самопознание», которая вышла в свет после его смерти.

Прощание с миром

«История не щадит человеческой личности и даже не замечает ее, – писал мыслитель. – Я пережил три войны, из которых две могут быть названы мировыми, две революции в России, малую и большую, пережил духовный ренессанс начала XX века, потом русский коммунизм, кризис мировой культуры, переворот в Германии, крах Франции и оккупацию ее победителями, я пережил изгнание, и изгнанничество мое не кончено. Я мучительно переживал страшную войну против России. И я еще не знаю, чем окончатся мировые потрясения. Для философа было слишком много событий: я сидел четыре раза в тюрьме, два раза в старом режиме и два раза в новом, был на три года сослан на север, имел процесс, грозивший мне вечным поселением в Сибири, был выслан из своей Родины и, вероятно, закончу свою жизнь в изгнании».

Умер Николай Бердяев 23 марта в 1948 году с пером в руках за письменным столом, на котором лежала раскрытая Библия (в последние годы он всё больше читал Священное Писание). Книга «Царство Духа и царство Кесаря» так и осталась незавершенной. Похоронен великий философ в Кламаре, а отпевал его архимандрит Николай (Еремин), настоятель Трехсвятительского подворья, находящегося в юрисдикции Московского Патриархата. При жизни философ построил церковный алтарь и украсил его иконами XIX столетия. Дом, который Бердяеву подарила состоятельная слушательница его лекций в Сорбонне, после смерти писатель завещал Русской Православной Церкви. Здесь постоянно проживает несколько монахов, их кельи – бывшие комнаты бердяевского дома. И теперь Литургию священники православной церкви служат прямо в доме Николая Бердяева.

Кем же был этот непризнанный на родине гений, о чем думал и какие принципы исповедовал? Попробуйте сами ответить на эти вопросы, ближе познакомившись с его  творчеством. А мы предлагаем вашему вниманию несколько мировоззренческих цитат Николая Бердяева. Быть может, они помогут вам открыть для себя философию великого киевлянина.

«Человек есть существо, целиком зависимое от природ, от мира и государства, если нет Бога. Если есть Бог, то человек есть существо независимое. И отношение к Богу определяется не как зависимость человека, а как его свобода».

«Вера в бессмертие есть не только утешительная вера, облегчающая жизнь, она есть также страшная, ужасная вера, отягчающая жизнь безмерной ответственностью».

«Когда не обладаешь мудростью, остается любить мудрость, т. е. быть философом».

«Пусть я не знаю смысла жизни, но искание смысла уже дает смысл жизни».

«Руководиться в своих нравственных актах любовью к добру, а не к человеку, к живым существам и значит практиковать этику, противоположную христианской, евангельской, быть фарисеем и законником. Выше же любви к ближнему, к человеку стоит лишь любовь к Богу, который тоже есть конкретное существо, личность, а не отвлеченная идея добра… ‟Добрые дела”, которые совершаются не из любви к людям и не из заботы о них, а для спасения собственной души, совсем не добрые. Где нет любви, там нет и добра».

«Чудо должно быть от веры, а не вера от чуда».

«Национальность подменила Бога. У меня есть настоящее отвращение к национализму, который не  только аморален, но  всегда глуп и смешон, так же как и индивидуальный эгоцентризм».

«В действительности Евангелие было благой вестью о наступлении Царства Божьего, что и есть почти единственное его содержание. Царство Божье не есть личное спасение, Царство Божье есть также социальное и космическое прeобpaжeниe».

«Через одиночество рождается личность».

«Личность есть неизменность в изменении. Субъект изменения остается одним и тем же лицом. Для личности разрушительно, если она застывает, останавливается в своем развитии, не возрастает, не обогащается, не творит новой жизни. И так же разрушительно для нее, если изменение в ней есть измена, если она перестает быть самой собой, если лица человеческого больше нельзя узнать».

«…Христианский мир мало знает православие. Знают только внешние и по преимуществу отрицательные стороны Православной Церкви, но не внутренние, духовные сокровища».

«Нация, государство, семья, внешняя церковность, общественность, социальный коллектив, космос – все представляется мне вторичным, второстепенным, даже призрачным и злым по сравнению с неповторимой индивидуальной судьбой человеческой личности».

Детство и юность

Николай родился в марте 1874 года под Киевом, в родовом имении, пожалованном прадеду императором Павлом I. Семья была аристократическая. Отец Александр Михайлович – потомок татарских князей Бахметьевых. Предки матери Александры Сергеевны, в девичестве Кудашевой — представители древних родов Мнишек, Потоцких и даже короля Франции Луи VI.

Николай Бердяев в детстве со своей мамой

Николай и старший брат Сергей получили начальное домашнее образование, владели несколькими иностранными языками. Подросший Коля учился во Владимирском и Киевском кадетских корпусах. Затем, согласно семейной традиции, должен был поступить в пажеский корпус, но предпочел заняться самообразованием. В 1894-м Бердяев получил аттестат зрелости Киево-Печерской гимназии.

В том же году Николай поступил в Университет Святого Владимира, на физико-математический факультет, через год перевелся на юридический. Но получить диплом учебного заведения Бердяеву не довелось: за участие в студенческом марксистском кружке саморазвития и Киевском «Союзе борьбы за освобождение рабочего класса» его исключили из университета. До этого молодого человека уже дважды арестовывали за участие в антиправительственных демонстрациях.

Николай Бердяев в молодости

В 1900 году Николая выслали в Вологодскую губернию под полицейский надзор. Там молодой философ написал книгу «Субъективизм и индивидуализм в общественной философии». Известный публицист и экономист Петр Струве перед своим отъездом в Германию подготовил к ней предисловие. Бердяев вступил в организованное Струве с соратниками политическое движение «Союз освобождения».

Биография Бердяева отражала время, в котором он жил: революционное движение, поиски новых идеалов, метание из крайности в крайность. Николай Александрович стал свидетелем и одним из творцов того процесса, который назвал «русским ренессансом начала ХХ века».

Философия свободы

Потомственный дворянин из влиятельной киевской семьи, Николай Бердяев в молодости увлекался левыми идеями. Четыре раза за свою жизнь он сидел в тюрьме: при царе – за марксизм, при советской власти – за вольнодумство. Его допрашивал лично Дзержинский, как и и немцы во времена оккупации Франции во время Второй мировой войны за выступления против нацизма. В 1920 г. Бердяев стал профессором Московского университета, а в 1922 г. по личному распоряжению В. Ленина в числе 160 крупнейших ученых России был выслан из страны. Сначала жил в Германии, потом до конца своей жизни во Франции.

Главной ценностью в философии Бердяева была свобода. В молодости он стал революционером во многом именно из-за тяги к свободе. Однако, как писал Бердяев позже, погрузившись в революционную среду, он понял, что, прежде всего, революционер духа и что внешнее освобождение является вторичным вопросом. В реальных революционерах, своих тогдашних товарищах, его поражали «страшное сужение сознания», глубокая внутренняя несвобода.

Бердяев не принял революционные события. В них он видел неправду, и его ужасало моральное вырождение, вступление общества в большую неизвестность. Постреволюционное будущее ему виделось как несдерживаемое насилие, уничтожение расы наилучших и уничтожение культурных традиций: «Я ощущал себя революционером духа, но совсем не революционером в социально-политическом отношении». Можно дискутировать по поводу мысли Бердяева «Самодержавие народа – самое страшное самодержавие, ибо воля одного и воля немногих не может так далеко простирать свои притязания, как воля всех, где человек зависим от непросветленного количества, от темных инстинктов масс», однако опыт диктатуры пролетариата заставляет в общих чертах согласиться с мыслителем.

Бердяев, находясь в Европе, предвидел постепенный отход от христианства. «Темные разрушительные силы, убивающие нашу родину, все свои надежды основывают на том, что во всем мире произойдет страшный катаклизм, и будут разрушены основы христианской культуры. Силы эти спекулируют на мировой войне, и не так уж ошибочны их ожидания… Жизнь народов Европы будет отброшена к элементарному, ей грозит варваризация».

Упоминание книг автора:

Цитаты из книг автора

Кризис искусства

<p>Но те, которые слишком испугались гетерономных принципов в искусстве и подчинения его внешним нормам, думают спасти автономность искусства тем, что насильственно обрекают его на существование поверхностное и изолированное. Это и есть то, что я называю духовным невежеством.</p>Н. Бердяев

Кризис искусства

<p>Человеческое тело — античная вещь.</p>Н. Бердяев

Кризис искусства

<p>Новое архитектурное творчество ознаменовалось лишь построением огромных вокзалов и гостиниц. Красота старого быта была статична.</p>Н. Бердяев

Кризис искусства

<p>Наше время одинаково знает и небывалое творческое дерзновение и небывалую творческую слабость.</p>Н. Бердяев

Все рецензии

Историософия и русская идея

Отрицая формы линейной теории развития в анализе социокультурных и исторических процессов, Бердяев полагает, что история – это драматическое соперничество противоположностей, борьбе добра и иррациональной свободы, возвращение реальности к первоначалу хаоса, что приводит к наступлению процесса упадка веры, потери людьми духовного центра жизни, и наступление эпохи революций. Мировые культуры переносят этапы зарождения, подъема и гибели, стирая временные и преходящие ценности. Созидательные этапы истории прибывают на смену революциям, несущим разрушения. Пока есть человеческая история – существуют непреходящие ценности.

Учение о личности и обществе

Проблемы понимания свободы в философских воззрениях Бердяева имеют тесную связь с проблемами понимания личности. Согласно его позиции, «основу мировоззрения и мировосприятия составляют категории личности, свободы и творчества». Однако, что представляет из себя личность? Бердяевым выделялись принципиальные различия в категориях «личность» и «индивид».

Так, категорию «индивид» составляет биологическая природа человека, совместно с его индивидуальным телесно-душевным единством. В свою очередь, личность представляет собой религиозно-духовную категорию: источником личности является не плоть, а дух. В качестве индивида, человек является частью природы и общества, он существует в контексте действия законов, существующих в этом мире.

Являясь личностью, человек лишь отчасти становится объектом общества и коллектива, поскольку основной его составляющей – личностью, он стремится следовать духовным формам мироустройства и Богу, стараясь найти пути экзистенциальной коммуникации с Ним.

Личность является «категорией духа». Человеку необходимо при реализации ориентации на высшие формы духовного мира преодолевать рамки и границы собственного естества, преодолевать паттерны раздвоенности и страстности, свои скитания от добра к злу, и, совместно с преодолением замкнутости на себе становиться личностью в полном смысле этого слова. 

Замечание 3

Спецификой трактовки Бердяева категории «личность» является то, что личность в его мировоззрении можно анализировать исключительно в рамках ценностного подхода. Для философа значимость личности представлена в высшей иерархической ценности мира, которая относится к ценностям духовной области. Личность в его понимании представляет большую ценность, нежели государство, совместно с любыми коллективными ценностями. 

Понимание личности, как высшей ценности стало основой для определения философом соотношения между личностью и обществом. Согласно позиции Бердяева, личность является более приоритетной, нежели общество. Личность определяет собственные формы бытия в качестве высшего смысла мироздания, он намного ценнее как общества, так и целого космоса.

Бердяев пытался донести до людей, что не личность выступает в качестве части общества, а наоборот, общество необходимо рассматривать в качестве части личности. Личность лишь частично может быть соотнесена с обществом, так как личность обладает определенной глубиной, которая никогда не станет доступной для общества. 

Мнения о нём

Читать Николая Бердяева, по мнению священника Александра Меня, «глубокое наслаждение для мысли и для сердца, когда проникаешь в мир этого свободного, этого прекрасного, возвышенного мышления, в мир этого человека, философия которого – о личности, о творчестве, о свободе – несет на себе печать несравненного благородства».

Архимандрит Киприан (Керн) местами критиковал Бердяева в его неверных и поспешных суждениях в той области, в которой ему, несмотря на богатство дарований, не было чего-то дано. «Надо понять, что нельзя приять Христа без Церкви, что внецерковное христианство бесплодно, так как оно превращено в отвлеченное умствование о божественном, и скучно, так как замкнуто в границы философской этики. Но для Николая Александровича Церковь, к сожалению, осталась такой же ‟объективацией”, как и многое другое». Однако о. Киприан пишет и о правоте Бердяева в том, что «соборность и церковное сознание – не внешний авторитет» и что «нельзя экстериоризировать моей совести в церковном коллективе», он прав, когда говорит отрицательно о «церковных процессах» и о всей вообще греховности, которая может появиться в церковной эмпирии.

В. В. Зеньковский полагал, что преувеличения и ошибки Бердяева не должны закрывать его веры в правду и свободу творчества: «Глубокая честность, искренность его работа мысли, огонь, пылающий в его творческих исканиях, страстная жажда истины делают его близким всякому православному сердцу».

Н. О. Лосский заметил, что Бердяев способен многих отошедших от Церкви снова вернуть в нее: «Есть лица, желающие быть более православными, чем само православие, и потому считающие творчество Бердяева вредным для Церкви. Они упускают из виду, что в исторической жизни христианства, как в церковной практике, так и в традиционных богословских учениях, есть много недостатков, которые оттолкнули широкие круги общества от Церкви. Чтобы вернуть их к Церкви, нужна работа таких светских лиц, как Бердяев, которые показывают, что эти недостатки могут быть устранены без утраты основ христианской Церкви. Выражая существенные истины христианства новым языком и в своеобразных понятиях, отличных от стиля традиционного богословия, такие философы, как Бердяев, побуждают вновь интерес к христианству в умах множества лиц, отвернувшихся от него, и могут привлечь их к Церкви. Сохранение и дальнейшее развитие христианкой культуры, защищающей абсолютное достоинство личности, получает мощную поддержку благодаря творчеству таких философов, как Бердяев, за что хвала и честь им».

Православный философ Г. П. Федотов был уверен, что именно Бердяев впервые открыл Западу все богатство и сложность, всю противоречивость и глубину русского религиозного гения. Бердяев – один из самых читаемых философов в мире, что вовсе не свидетельствует о равнозначности восприятия им написанного. Так, иеромонах Серафим (Роуз) считал, что Бердяев странно совмещает христианство и язычество и его нельзя считать авторитетом для Церкви. «То, что его до сих пор называют в некоторых православных кругах ‟православным философом” и даже ‟богословом” – всего лишь печальное следствие религиозного невежества нашего времени».В контексте «исторического делания» прот. А. Шмеман говорил так: «…в этом возврате к исторической ответственности, к осознанию христианства «солью мира» – вечная, негаснущая заслуга русской религиозной мысли. Это сознание ответственности за мир, культуру, за человеческое общество, за все ценности – роднит Хомякова, Соловьева, Федорова, Достоевского, Булгакова, Бердяева, Карташева, Зеньковского, Федотова, при всем разнообразии их подхода к этим проблемам и предлагаемых решений».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector