Евпатий коловрат

Подвиг Евпатия

Вернувшийся на пепелище, Ингвар похоронил родственников и объявил траур (плач) по погибшим. Затем собрал полторы тысячи воинов, уцелевших за стенами Рязани, и отправился мстить обидчикам. Догнал он их под Суздалем и напал внезапно, с тыла. В этой битве особо отличился Коловрат. Он проехал сквозь войско ордынцев, разрубая врагов «до седла». Когда его оружие тупилось, он брал мечи врага и продолжал свой кровавый путь.

Батый послал биться с ним Таврула – брата своей жены. Этого персонажа также упоминают в былинном эпосе под именем Бахмет Тавруевич (Хоставрул). Он похвалялся привезти хану живого Коловрата. Однако Евпатий в бою «рассече его на полы до седла».

И после тяжкой битвы, один на один с самим Таврулом, богатырь не сдавался, и тогда монголо-татары в ход пустили самое тяжелое оружие – по́рок. Это катапульты, или баллисты, использовавшиеся в качестве осадного орудия. Снарядами служили тяжелые камни. Точность попадания у них чрезвычайно мала – значит, ордынцы не жалели своих для того, чтобы поразить такую важную «мишень». И им это в конце концов удалось.

Сам хан признал доблесть воина заслуживающей уважения: «И сказал Батый, глядя на тело Евпатьево: «О Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою своею дружиною, и многих богатырей сильной орды моей побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня, держал бы его у самого сердца своего».

Он приказал захваченным в плен русичам отвезти тело на родину и похоронить с почестями.

Евпатий Коловрат в культуре

Коржев И. Евпатий Коловрат, 2009. Литьевой камень, тонировка под бронзу, чёрный металл, 83х90х67см

Поэзия и литература

  • Николай Языков. Стихотворение «Евпатий» (1824)
  • Лев Мей. «Песня про боярина Евпатия Коловрата» (1859)
  • Сергей Есенин. «Песнь о Евпатии Коловрате» (1912)
  • Сергей Есенин. «Сказание о Евпатии Коловрате, о хане Батые, Цвете Троеручице, о Чёрном Идолище и Спасе нашем Иисусе Христе» (1912)
  • Сергей Марков. «Слово о Евпатии Коловрате» (1941)
  • Василий Ян. «Батый», ч. 3 «Евпатий Неистовый» (1942)
  • Василий Ряховский. «Евпатий Коловрат» (1947)
  • Владимир Семенович Ерохин. За русскую землю: Исторический очерк о борьбе рязанцев с Батыем, о русском богатыре Евпатии Коловрате и его брате ковале Фатьяне. — Рязань (1954)
  • Владимир Семёнович Ерохин. «Евпатий Коловрат». Издательство «Московский рабочий» (1969)
  • Кончаловская Н. П. Наша древняя столица (1972)
  • Валентин Сорокин. «Евпатий Коловрат» (1975)
  • Вронский Ю. П. Злой город (1976)
  • Д. О. Силлов «Злой город» (2007)
  • Лев Прозоров (Озар Ворон). «Евпатий Коловрат» (2009)

МультипликацияКиноМузыка

  • Юрий Белоусов — Легенда о Коловрате (2015)
  • Группа «Иван Царевич» — песня «Коловрат» (2016)
  • Алексей Красавин — песня «Евпатий Коловрат» (2003)
  • Группа «Киборг» — песня «Евпатий Коловрат» (2007)
  • Кантата в пяти частях «Евпатий Коловрат» (музыка Виктора Викторова, стихи Геннадия Попова) (2010)
  • Группа «Моя Дерзкая Правда» — песня «Евпатий Коловрат»
  • Группа «Возвращение» — песня «Коловрат»
  • Группа «Путь Солнца» — песня «Ни шагу назад»
  • Группа «GjeldRune» — песня «Коловрат» (2014)
  • Группа «Прохожий» — песня «Евпатий Коловрат» (2018)

Компьютерные игры

Это интересно: 469,Евпатория: краткая история города

Посолонь и противосолонь

Посолонь и противосолонь.

Оберег Коловрат – один из немногих славянских символов, принимающих различные формы. Он играет количеством и направлением лучей, а значит может видоизменять свое значение.

«Посолонь» означает движение по направлению солнечного светила, а «противосолонь» – соответственно, имеет противоположное значение. Глядя на свастические изображения, легко запутаться, какое же из них направлено по солнцу, а какое – против. Давайте же разберемся, как правильно читать эти знаки. Простыми словами «посолонь» – это движение по часовой стрелке, а «противосолонь» – в обратную сторону. Но даже понимая это, люди все равно делают ошибку, когда речь идет о направлении Коловрата.

Лучше понять этот принцип поможет видео, которое наглядно демонстрирует движение «посолонь».

Левосторонний коловрат, имеет ещё иное название, произошедшее от имени богини любви и красоты – Ладинец, и обладает собственным значением. Этот символ является женским и, в отличие от Коловрата правостороннего, знаменующего достаток, чистоту и связь с верховными сущностями, помогает проявить потаенные стороны человеческой натуры – интуицию, ясновидение и прочие магические способности. Как приятное дополнение, оберег Лады помогает развить женственность.

Вопросы и еще раз вопросы

Часто возникает вопрос – был ли Евпатий христианином? В качестве аргументов приводятся, в частности, его имя и фамилия. Те, кто считает его язычником, указывают на коловрат – славянский языческий символ солнца, а также на то, что такого имени нет в Святцах. А после возникновения христианства на Руси у знатных людей вошло в моду давать детям «правильные» имена.

Противники этой теории считают, что Евпатий – видоизмененное имя Ипатий, и в святцах есть такой святой – Ипатий Гангрский. Фамилия же, по мнению прохристианских исследователей, свидетельствует лишь о воинских умениях. Коловрат – это разновидность русского арбалета.

Другие ученые считают, что Евпатий символизирует Русь, которая погибает, но не сдается врагу повести характерны черты эпических былинных песен XIII-XIV веков. То есть это произведение можно считать больше художественным, нежели историческим. Соответственно здесь присутствуют гипербола и символизм. Да и неточности с персонажами указывают на то, что рассматривать повесть в качестве серьезного исторического документа не стоит.

Но как бы там ни было, наверняка во времена нашествия Батыя встречались подобные подвиги и были люди невиданной силы духа. Благодаря им русские прославились как удивительный и заслуживающий всяческого уважения народ.

Падение Рязани

В момент, когда орды приближались к Рязани, Юрий Игоревич отправил своего брата (или племянника – тут вопрос тоже спорный) Ингвара Игоревича за помощью в Чернигов. Вместе с Ингваром отбыл и Евпатий. Историки считают, что Ингвар на самом деле к тому времени уже умер, и летописцы, писавшие «Повесть о разорении Рязани Батыем», просто ошиблись.

Как бы там ни было, Ингвар вернулся с Епатием Коловратом на Рязанскую землю и увидел там страшную картину: «…города разорены, церкви пожжены, люди убиты. И помчался во град Рязань и увидел город разорен, государей убитых и множество народа полегшего: одни убиты и посечены, другие пожжены, а иные в реке потоплены.»

Рязань была защищена десятиметровыми валами, на которых стояли дубовые стены с бойницами. Укрепления поливали водой, которая замерзала и делала город еще неприступнее. Люди бессменно вели сражение на стенах. Но защитников было мало, и силы их иссякали, тогда как войска ордынцев накатывались волнами – уставших и раненых воинов сменяли другие, отдохнувшие, сытые и подлеченные.

В итоге после пятидневного штурма город пал. Это произошло 21 декабря 1237 года.

О правильном использовании Коловрата

После покупки амулет нужно очистить. Очищенный, одевают и носят, не снимая, минимум 3 суток. За это время оберег привыкает к хозяину и начинает с ним активно взаимодействовать.

Как активировать и очистить амулет?

Для очищения знака нужно провести специальные обряды. Например, хозяин держит его над огнём или омывает чистой водой. Если амулет из материала, который нежелательно погружать в воду, то его можно лишь сбрызнуть. Далее его укладывают высыхать на солнце либо зажигают свечу и располагают возле неё. Хорошо очищать Коловрат и морской солью.

Новый амулет очищают от энергетики того, кто его делал вручную или продавца. Для этого оберег нужно подержать над огнём или под проточной водой (в реке, ручье, под краном). Далее оберег выкладывают для подзарядки на солнце или укладывают у горящей свечи.

Эффективно очищение амулета солью. Для этого его зарывают в обычную каменную соль минимум на 3 ч., а лучше на всю ночь. Очищенный и заряженный амулет готов к использованию.

Посмотрите видео и узнаете от практика, как заряжать обереги?

Как правильно носят?

Некоторые женщины и мужчины вышивают амулет на рубашке. Символ лучше всего располагать в области плеч или груди. Чаще всего его вышивают на одежде из льна. Делают это нитками из натурального материала, например, хлопковыми или шерстяными. Нитки выбирают чёрного, красного или синего цвета.

Некоторые супруги вышивают такой символ на своей одежде. В этом случае на одном плече располагают Коловрат, а на другом — Ладинец. Круг замыкается, и семейная пара наслаждается взаимной любовью и гармоничными отношениями.

Коловрат делают из разных материалов. Считается, что самые мощные амулеты из золота и серебра. Эти металлы усиливают мощность амулетов. Эти металлы считают чистыми, обладающими положительной, довольно сильной энергетикой.

Некоторые носят амулет на толстой нитке или верёвочке, другие на цепочках из того же металла, что и знак. Кто-то использует цепочку из другого металла, например, золотой кулон на серебренной цепочке и т. п. Можно самостоятельно сделать значок или брелок и носить Коловрат так. Интересное решение, когда знак привязывают или соединяют креплением к браслету. Женщина может украсить себя ожерельем из камней и прикрепить к нему красивый талисман.

Амулет в виде подвески лучше всего носить на льняной нитке. Если вы купили талисман на кожаном ремешке, не знаете из чьей он кожи, как было забито животное, то снимите и выбросьте его.

Что делать тем, кто потерял амулет?

Если вы потеряли оберег, не расстраивайтесь. Он защитил вас, приняв на себя негативное воздействие. То, что он потерялся, хорошо. Это значит, что оберег не поделится с вами, взятым на себя негативом, не расплескает его. Искать оберег не нужно, достаточно его позвать. Если он успел сбросить негатив, то покажется на глаза хозяину. Если зла много, то лучше его не тревожить. Приобретайте себе новый оберег, а старый укатится вместе со злом.

Какие признаки, что Коловрат «отслужил»? Правильная утилизация

Иногда на костяном или деревянном обереге появляются трещины. Это значит, что оберег принял на себя какой-то удар. Возможно, кто-то наводил на вас порчу или сглазил. Отслуживший амулет из дерева сжигают, а костяной закапывают.

Что было на самом деле?

В конце лета 1237 года армия Бату-хана появилась на южных рубежах Рязанского княжества. Из совокупных источников, историкам ясно, что сначала монголы отправили посла в Рязань с притязанием налога. Всего 10 % от всего — «десятины». В этом смысле, монголы не поступили вероломно и это была типовая дань, для покоренных племен. Возможно, монголы планировали пройти Русь быстрее и сохранить силы для Европы. Но русичи поступили крайне вероломно, что имело самые трагические последствия! Монгольский вестник был убит рязанцами. Это был экстраординарный прецедент, даже для того времени. Чтобы в мирное время, в ответ на письмо ровного тона… Послов убивали в высшей степени изредка, и это всякий раз приводило к максимальной степени обострения отношений. А у монголов же, законы Чингисхана прямо гласили, что за убийство посла, род убийцы должен быть вырезан под корень!Знали ли об этом русичи? Скорее всего да.

Монголы, чтобы не предать закон Темуджина взяли Рязань в осаду, окружили город рвами, чтобы не пришла подмога и варварски разрушили его, убив всех жителей. С тех пор прежняя Рязань уже не отстроилась заново, нынешний город находится в ином месте.

Надо сказать, что монгольские воины иногда были и более жестоки, например в Хорезме они убивали не только людей, но и всех домашних животных, а землю посыпали солью, чтобы на ней более ничего не росло!Затем, монголы двинулись по замерзшим рекам на север, где на них и стали нападать дружинники Евпатия Коловрата – воеводы из Рязани, который случайно избежал гибели при осаде.

Ошарашенные и разъяренные монголы попытались понять, кто нападает на них с тыла! Найдя несколько раненых русичей, татары привели их к Бату: Батый стал их спрашивать:

Отряды монголов гибли один за другим, шурин Бату-хана прославленный багатур Хоставрул, хвалившийся что легко остановит Коловрата, пал разрубленный пополам самим Евпатием!

Хану пришлось разворачивать все свое войско, отыскать дружину Евпатия и лишь с помощью камнеметов ему удалось победить малочисленный отряд русичей! Потрясенный героизмом Евпатия Коловрата, Бату горько сожалел о его гибели, ведь такой свирепый воин пригодился бы ему в походе на запад и повелел похоронить его как великого багатура! Смахнув патриотическую слезу со щеки, давайте разберемся, что в этой истории смущает специалистов.

Путаница с князьями

Специалисты отмечают, что в «Повести о разорении Рязани Батыем» упоминаются князья, не имевшие никакого отношения к описываемым событиям. Некоторые из них на момент нашествия хана Батыя на Русь были уже мертвы. А в истории о Евпатии Коловрате рязанские князья и их родственники, правившие в соседних городах, представлены как единое воинское братство. Причем, все они якобы геройски погибли, сражаясь за родную землю.

Между тем, Давид Муромский умер еще в 1228 году, Всеволод Пронский скончался и того раньше – в 1208-м, а Кир-Михаил Всеволодович был убит в 1217 г. Вышеупомянутый Ингвар Ингварович, который в момент нападения захватчиков, согласно «Повести о разорении Рязани Батыем», находился в Чернигове вместе с Евпатием Коловратом, покинул мир живых в 1220 году. Собственно, после этого Юрий Ингварович и стал рязанским правителем. А за военной поддержкой по его приказу в город Владимир (не в Чернигов) ездил другой представитель этого княжеского дома – Роман Ингварович. Он, кстати, действительно погиб в битве с монголо-татарами в окрестностях Владимира, хотя в «Повести о разорении Рязани Батыем» никак не обозначен.

Зато древнерусский автор упоминает неких Глеба Коломенского и Федора Юрьевича, о которых историкам совсем ничего не известно, и их существование остается под вопросом.

В список князей, геройски павших при защите Рязани, «Повесть о разорении Рязани Батыем» внесла Олега Красного и его сына Романа. Хотя историкам известно, что первый вернулся из ордынского плена в 1252 году, а второй был убит в 1270-м.

Как полагает профессор Д.С. Лихачев, автор «Повести…» взял имена покойных рязанских князей из местной церкви, где хранился список представителей правящей династии, которых полагалось поминать во время специальных богослужений. В этом «помяннике» были перечислены лишь имена умерших князей, даты их смерти не указывались. Поэтому и возникла такая значительная путаница.

Многие исследователи считают, что сведя множество русских князей в единое братское войско, автор «Повести…» ненавязчиво намекал тогдашним правителям, что ради борьбы с общим врагом стоит забыть о междоусобных распрях и объединить усилия.

Князья-христиане, вступившие в битву с «погаными», описываются как святые мученики, погибшие за веру. Например, князь Олег Ингварович Красный, будучи тяжело ранен, в «Повести…» мужественно отказался от предложенной ханом Батыем помощи, обозвав его «…безбожны и враг христианския». За что якобы и принял мученическую смерть.

Цари и воеводы

Евпатий Коловрат

Евпатия Коловрата можно назвать самым сильным русским воеводой. В «Повести о разорении Рязани Батыем» рассказывается, как Евпатий со своей дружиной вступил в неравный бой с полчищами монголо-татар «И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сёк ими».

Батый послал разобраться с Евлампием своего лучшего богатыря Хостоврула. Коловрат разрубил его пополам до седла. Только стенобитными орудиями монголо-татары смогли одолеть дружину Коловрата, а тело воеводы Батый отдал остаткам дружины для почетных похорон — случай уникальный для древнерусской истории.

Скопин Шуйский

Михаил Скопин-Шуйский был непобедимым полководцем Смутного времени. Он подавил восстание Болотникова, вел переговоры со шведами, начал реформировать русскую армию, но был отравлен дочерью Малюты Скуратова из-за политических интриг Дмитрия Шуйского.

По описаниям современников, Михаил Васильевич отличался богатырским сложением. В историческом музее хранится палаш Скопина-Шуйского. Тяжелое оружие, для очень сильного человека.

Петр Первый

Петра Первого можно смело назвать самым сильным русским царем. Его рост был 204 сантиметра, а физическая сила поражала видваших виды современников. Петр скручивал пальцами монеты, сворачивал «в бараний рог» чугунные сковородки, а пригодность подковы для своей лошади Лизетты проверял лично, ломая одну за другой. О силе Петра Первого сложена не одна народная сказка.

Александр III

Российский император Александр III обладал выдающейся физической силой. Он с юности не любил светские развлечения, предпочитая балам и раутам уроки верховой езды и занятия физкультурой. Братья говорили про него: «Сашка-наш Геркулес». Применить свою силу императору пришлось в нееординарной ситуации.17 октября 1888 года, во время возвращения с Крыма, произошло знаменитое крушение императорского поезда. Крыша вагона, в котором находилась семья Александра III, начала проваливаться.

Император принял на свои плечи падающую крышу и держал ее до тех пор, пока его жена и дети не выбрались живыми и невредимыми из-под обломков. После вызволения семьи, Александр III не мешкал и бросился помогать другим пострадавшим.

Легендарная биография

Родился в Старорязанском стане княжества. Рязанскими историками это место называлось Урсовский городок. Располагался на территории Воинского уезда княжества. Находясь в Чернигове (согласно «Повести о разорении Рязани Батыем» с рязанским князем Ингварем Ингваревичем), по одной из версий, с посольством с просьбой о помощи Рязанскому княжеству против монголов и узнав об их вторжении в Рязанское княжество, Евпатий Коловрат с «малою дружиною» спешно двинулся в Рязань (Старую). Но застал город уже разорённым «…государей убитых и множество народу полёгшего: одни убиты и посечены, другие сожжёны, а иные потоплены». Тут к нему присоединились уцелевшие «…коих Бог сохранил вне города», и с отрядом в 1700 человек Евпатий пустился в погоню за монголами. Настигнув их в Суздальских землях, внезапной атакой полностью истребил их арьергард. «И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сёк ими». Изумлённый Батый послал против Евпатия богатыря Хостоврула, брата своей жены, «…а с ним сильные полки татарские». Хостоврул обещал Батыю привести Евпатия Коловрата живым, но погиб в поединке с ним. Несмотря на огромный численный перевес татар, в ходе ожесточённой битвы Евпатий Коловрат «…стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил…».

Есть предание, что посланец Батыя, отправленный на переговоры, спросил у Евпатия: «Чего вы хотите?». И получил ответ — «Только умереть!». Согласно некоторым преданиям, монголам удалось уничтожить отряд Евпатия только с помощью камнемётных орудий, предназначенных для разрушения укреплений: «И навадиша на него множество по́роков, и нача бити по нем ис тмочисленых по́роков, и едва убиша его». Поражённый отчаянной смелостью, мужеством и воинским искусством рязанского богатыря, Батый, сказав «О, Евпатий! Если б ты у меня служил, я держал тебя у самого сердца!», отдал тело убитого Евпатия Коловрата оставшимся в живых рязанским воинам и, в знак уважения к их мужеству, повелел отпустить их, не причиняя им никакого вреда.

В некоторых (не ранних) редакциях «Повести» указывается отчество Евпатия — Львович и рассказывается о торжественных его похоронах в Рязанском соборе 11 января 1238 года. При этом точные дата и место сражения Коловрата с монголами в легендах не уточняются. Согласно «Повести», Коловрат нагнал монголов в пределах земли Суздальской. Последним городом Рязанской земли на пути монголов была Коломна, под которой монголы были, по разным оценкам, 1 января (Храпачевский Р. П.) или 10 января (Каргалов В. В.) 1238 года. При этом, по версии Каргалова В. В., Коловрат сражался с монголами ещё на пути между Рязанью и Коломной. Первым же городом Суздальской земли на пути монголов стала Москва, осаждённая 15 января и взятая 20 января 1238 года.

Былинные отклики и параллели к сказанию приведёны у М. Г. Халанского, «Великорусские былины киевского цикла», 1885.

Языческое имя

Несмотря на то, что автор «Повести…» описывает сражение Евпатия Коловрата с монголо-татарами как битву благочестивого христианина с неверными, многие исследователи отмечают, что имя главного героя имеет явные языческие корни.

Впрочем, на этот счет тоже ведутся споры. Одни исследователи предполагают, что антропоним «Евпатий» произошел от греческого слова eupathēs – чувствительный, эмоционально восприимчивый. Другие лингвисты выводят имя богатыря из двух слов εὖ и πάτος, что означает «добрый путь». Третьи специалисты считают, что Евпатий – это слегка измененный на древнерусский манер антропоним «Ипатий». А современные неоязычники считают, что рязанского героя звали исконным древнеславянским именем.

Гораздо больше недоумения вызывает прозвище богатыря – Коловрат, которое уж точно не имеет никакого отношения к христианству, а воспринимается некоторыми современными исследователями как сакральный символ солнечной энергии.

Впрочем, в этом нет ничего удивительного: даже в XIII веке некоторые русские бояре носили два имени: крестильное (данное в церкви) и народное. А если автор «Повести…» основывался на фольклорных преданиях, то и имя героя, вероятно, было им позаимствовано оттуда. Эти легенды и сказания о богатыре, скорее всего, возникли еще до появления на Руси первых христиан.

Историчность Евпатия

Любопытно, что известные историки XIX века – Н.М. Карамзин, Д.И. Иловайский – полагали, что события, излагаемые в «Повести о разорении Рязани Батыем», очевидно, невыдуманные.

А вот ученые ХХ века – Д.С. Лихачев, В.Л. Комарович, Б.М. Клосс, И.А. Лобакова – не сомневаются, что данное произведение – народный эпос, имеющий лишь опосредованное отношение к действительности.


П. Литвинский. Евпатий Коловрат

Существует версия, что Евпатий – образ собирательный, вобравший в себя подвиги множества неизвестных героев, сражавшихся с татаро-монгольскими захватчиками. А некоторые литературоведы-исследователи повести полагают, что под Коловратом автор изобразил саму Русь – гибнущую, но не сдающуюся захватчикам.

Сражаться и умереть

«Повесть о разорении Рязани Батыем» – произведение неизвестного, но талантливого автора, который описал драматичную осаду города и его захват монголо-татарами. Как известно, это случилось в декабре 1237 года. Изначальный вариант памятника древнерусской литературы до наших дней не сохранился. В распоряжении ученых имеются лишь рукописные копии, имеющие небольшие расхождения между собой. Самые ранние из них ученые относят к концу XVI века.

Евпатий Коловрат, согласно «Повести о разорении Рязани Батыем», являлся воеводой (по другим данным – боярином, влиятельным сановником). Князь Юрий Ингварович, узнав о приближении многочисленного вражеского войска, отправил его вместе со своим братом (или племянником) Ингваром Ингваровичем к соседям с просьбой об оказании военной поддержки. Когда войска хана Батыя вторглись на рязанскую землю, Евпатий находился в Чернигове.

Услышав страшную весть о нашествии врага, отважный воин поспешил на родину, но застал Рязань полностью разоренной и разграбленной. Охваченный желанием отомстить захватчикам за гибель близких, воевода собрал внушительный отряд численностью в 1 700 человек и направился вслед за войском Батыя, которое сумел догнать на территории Суздальского княжества.

Евпатий Коловрат причинил врагу значительный урон. Он «…стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил…». Среди поверженных оказался и шурин хана – некий Хостоврул, ранее похвалявшийся, что сумеет взять в плен самого Евпатия. Что уж говорить про обычных, рядовых воинов: когда меч Коловрата притупился о вражеские доспехи, он взял в руки монголо-татарское оружие и продолжил рассекать противников-конников надвое, вплоть до седла.

Но военная операция рязанского воеводы изначально была обречена, численность Батыева войска превышала количество русских героев-мстителей. Евпатий Коловрат героически погиб: его окружили и буквально завалили тяжелыми снарядами, выпущенными из многочисленных камнеметных орудий.

Причем, по преданию, хан Батый отдал должное мужеству рязанского воеводы. Он отпустил выживших русских воинов вместе с останками своего командира и сказал: «Аще бы у меня такий служил – держал бых его против сердца своего».

В целом, «Повесть о разорении Рязани Батыем» – это призыв к русским людям объединиться и дать отпор врагу, потому что Евпатий Коловрат не смирился с поражением, он предпочел умереть за родную землю.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector