15 интересных фактов о фильме «страсти христовы»

Протоиерей Максим Козлов о фильме «Страсти Христовы»

Интервью газете «Известия» с о. Максимом Козловым:

Один из первых отечественных зрителей «Страстей Христовых» настоятель домового храма святой мученицы Татианы МГУ им. М.В. Ломоносова протоиерей Максим Козлов отвечает на вопросы Елены Лахтиной.

— Вы будете рекомендовать «Страсти Христовы» вашим прихожанам?

— Я шел на этот фильм с довольно большим внутренним предубеждением, с одной стороны, опасаясь неадекватности трактовки евангельского повествования — булгаковщины или толстовщины, с другой — смещения акцентов в духе западной политкорректности, поскольку уже был наслышан о том, что по требованию «прогрессивной общественности» Гибсон исключил из фильма евангельский текст «Кровь Христа на детях наших». Но должен сказать, что фильм преодолел эти предубеждения и сомнения. Он почти удивителен для современного состояния кинематографа и общественного сознания — я не ожидал, что в западном обществе возможно такое глубокое и искреннее обращение к основам нашей веры. Крестная жертва Христа, его страдание за нас, предательство Иуды, жестокость римлян, малодушие Пилата, слезы Девы Марии — все это возвращает нас к изначальным реалиям христианства. В этом смысле очень для многих этот фильм может оказаться полезным подспорьем в более непосредственном и приближенном восприятии самих основ нашей веры. Мне кажется, что «Страсти Христовы» — уже не факт истории кино, а факт религиозной истории христианства.

— Мне показалось, что Гибсон сознательно отбросил все последующие трактовки и попытался приблизиться к исходному тексту Нового Завета. Так ли это?

— Это то, что более всего ценно в его фильме. Трактовки в духе «я и Евангелие» для христианина по определению кощунственны

Прочтение евангельского текста в его изначальной чистоте и адекватное его донесение средствами того вида искусства, с помощью которого он реализуется (будь то иконопись, литература, драматургия или — как сейчас — кинематография), — вот что важно и нужно для Церкви

— Тем не менее в фильме используются визуальные приемы, которые можно назвать чисто голливудскими. Например, изображение дьявола и ада…

— Как вы объясняете, что «Страсти Христовы» вызвали такой интерес и отклик во всем мире?


— Это тоже удивительно. С одной стороны, мы знаем, что Гибсону никто не хотел давать денег, ни одна серьезная голливудская компания не стала его финансировать. Потом его заставили сделать политкорректные вырезки из евангельского текста (о них можно поскорбеть, но в целом адекватность этих фрагментов сохранилась). Вывод напрашивается такой: сколько бы нам ни пытались представить современное общество как постхристианское и обезбоженное, на самом деле во многих миллионах простых человеческих сердец христианство является вполне живой верой. Тяга людей к фильму Гибсона говорит как раз об этом. Совершенно разные вещи — то, каким мир и общество хотят представить и каким оно на самом деле является.

— Интерес к Новому Завету, вызванный фильмом Гибсона, может иметь разные последствия: человек, который захочет углубиться в предмет, найдет в открытом доступе не только христианские источники, но и тексты людей, иначе смотрящих на проблему зарождения религии.

— Для меня принципиально важно, чтобы люди задумались над вопросами «я и вечность», «я и Бог», «я и нравственная ответственность за свою жизнь». В этом смысле христианину нечего бояться

Человек, который задумается и прочитает Евангелие, — найдет правильный путь.

/ Протоиерей Максим Козлов /

Иисус, 1979


Фильм показывает жизнь Христа в соответствии с Евангелием от Луки.

У известного режиссёра Джона Хеймана была достаточно весомая причина, чтобы взяться за экранизацию библейских рассказов. Он ставил цель как можно более точно донести Весть об Иисусе, которая бы максимально достоверно изображала Палестину I века.

После кропотливого подготовительного периода, режиссёр решил, что самой лучшей основой для построения сюжета станет Евангелие от Луки.

Кстати, до него никто из кинематографистов не брался воплотить на экране именно это описание жизни Иисуса. По мнению Хеймана, у Луки было очень много несомненных достоинств. Во-первых, он достаточно серьезно относился к деталям (так как апостол приводит перечень социальных и культурных особенностей того времени), поэтому его слова заслуживают большего доверия с исторической точки зрения. Но, самое главное то, Лука приводит наиболее полное описание служения Иисуса Христа и довольно ясно излагает самую суть Его учения.

Все, что нужно знать о Страстях Христовых

Подробно рассматривая тему Христовых Страстей, стоит сказать, что начались страшные мучения Иисуса с его торжественного въезда в Иерусалим

В тот день, практически все воспринимали Иисуса, как Царя, радовались его прибытию, не обращая внимание на недовольство первосвященников и учителей того времени. Люди стелили под ноги Спасителя, пришедшего к ним, чтобы спасти, не только пальмовые ветки, но и собственную одежду, доказывая свое уважение

Народная радость и восхищенные оклики, за пару дней превратились в сплошное недовольство, а люди, которые видели в Иисусе истинного Царя, превратились в разъяренную толпу, желающую увидеть смерть Иисуса на кресте.

Можно долго рассуждать, почему случилось именно там, но скорее всего, восхищенные оклики превратились в ненависть и желание распять Спасителя по следующим причинам:

  • народ ожидал увидеть в Иисусе именно политического лидера, который сможет обеспечить безбедное существование и освободит от прежних законов, а не спасителя души;
  • люди рассчитывали, что Иисус возьмет в Свои руки правление Израилем, но никак не рассчитывали услышать, что Его Царствие не от мира сего;
  • проповедуемое Иисусом Царство не обещало физических благ, денег, роскошной жизни, прекращения гонений израильского народа, поэтому люди пришли к выводу, что от такого Правителя им толку точно не будет.

В то время, когда люди ожидали победы земной, Иисус предложил им постичь Царство Небесное, чтобы находиться вместе с Господом вечно. Конечно же, не получив ожидаемого, люди зажглись изнутри невероятной ненавистью и готовы были отдать Иисуса на смерть, что в итоге и произошло. Даже несмотря на то, что в день торжественного входа в Иерусалим, Иисус был окружен толпой, Он постепенно стремится уединится, поскольку знает, какое будущее Его ожидает. Полностью один, Христос остался именно в Гефсиманскую ночь, когда после Тайной Вечери вышел в сад молиться. Именно в этот момент началась череда Его мучений и страданий, которая закончилась смертью.

Про язык фильма

Ещё одной уникальной особенностью фильма Мэла Гибсона стало то, что снимался он отнюдь не на английском языке. Гибсон хотел добиться максимальной реалистичности, поэтому сценарий, первоначально написанный именно на английском, затем перевели на так называемую народную (вульгарную) латынь, представлявшую собой разговорную разновидность языка. Частично в итоговом варианте текста присутствовал реконструированный арамейский язык. По мнению режиссёра, зритель, не знающий этих языков, и так должен был понять происходящее на экране, ведь история Иисуса Христа знакома всем. Однако, вероятно, в угоду кинопрокату, после монтажа он сдался – и снабдил свою кинокартину субтитрами. Не повезло лишь актёрам: во время съёмок им приходилось заучить текст на незнакомом языке, а затем перед камерой повторять его до тех пор, пока консультант по произношению не останется доволен. Трейлер фильма «Страсти Христовы»

Съёмки

Во время съемок актёр Джим Кевизел получил массу травм: из-за многослойного грима его тело покрылось волдырями, из-за которых он не мог уснуть, его дважды ударили хлыстом, он вывихнул плечо, получил кровоподтеки под глазами и удар молнией. После съёмок и завершения фильма он был госпитализирован.

  • Во время сцен истязаний актёр Джеймс Кэвизел дважды узнал, что такое удар хлыста по обнаженной плоти. Если в первый раз этот удар лишь свалил его с ног, то, получив удар во второй раз, Джеймс вывихнул кисть.
  • Однажды на съемках в Кэвизела ударила молния, однако актёр не получил абсолютно никаких увечий. Многие наблюдатели связали это событие с гневом Господа.
  • В сцене распятия зрители могут наблюдать настоящего Джеймса Кэвизела. Мел Гибсон решил обойтись без компьютерной графики и воспользовался лишь помощью гримеров.
  • Кэвизелу не пришлось придумывать, как изображать физические мучения — он их действительно испытывал. Крест, который актёр нес на Голгофу, не был бутафорским — он весил около 70 килограммов. Хотя съемки проходили зимой, актёр был одет только в львиную шкуру. Часто ему становилось так холодно, что он не мог говорить — его замерзшее лицо приходилось отогревать, чтобы он мог шевелить губами.

Последнее искушение Христа, 1988


Эту экранизацию романа Никоса Казандзакиса “Последнее искушение” снял легендарный Мартин Скорсезе. Картина считается одной из наиболее значительных работ в творчестве режиссёра.

В основе идеи фильма — исследование двойственности Иисуса Христа — божественного и человеческого начала. Картина затрагивает весьма неоднозначные для религиозного мира темы, чем навлекла на его создателей массовую критику со стороны официальных представителей церкви и верующих разных конфессий христианства.

Здесь Христос — это простой плотник из Иудеи. Он зарабатывает тем, что делает кресты, на которых казнят государственных преступников. Его постоянно посещают голоса и видения — он понимает, что избран для высокой миссии, но не может понять, в чём его истинное предназначение, и кто его избрал: Господь или сатана.

Пытаясь ответить на все эти вопросы, Иисус отправляется странствовать вместе со своим другом Иудой. Ему предстоит пройти тяжелый путь Спасителя: он спасает от жестокой расправы Марию Магдалину, посещает мифический иудейский монастырь, затем его крестит и благословляет Иоанн Креститель, обращается с Нагорной проповедью к иудейскому народу, удаляется в пустыню, подвергаясь там искушениям дьявола, изгоняет торговцев из храма Божьего, провоцируя своими проповедями о любви смуту в городе.

В итоге, Иисус понимает в чем его истинное предназначение — очистить род людской от грехов, приняв мучительную смерть на кресте. Он добровольно просит Иуду сдать его властям. Иуда пытается отговорить его, но тот остается твёрд в своем решении.

После встречи Тайной вечери Иуда идет к учителю римских легионеров, и они берут под стражу Иисуса. Прокуратор Иудеи Понтий Пилат, поддавшись воле разъярённой толпы, выносит Иисусу смертный приговор.

Христа распинают на кресте. В минуту самых тяжелых страданий перед ним предстает прекрасная девочка, ангел-хранитель, которая зовёт его за собой. Она помогает ему сойти с креста. Далее Иисус спускается в прекрасную цветущую долину, где его встречает свадебная церемония. Он сочетается браком с Марией Магдалиной, у них появляются дети.

Он проживает долгую жизнь. У кровати состарившегося и умирающего Христа появляются его пожилые ученики. Они обвиняют учителя в том, что он променял миссию Спасителя на обыкновенную жизнь земного человека. Иуда говорит, что та самая девочка, спасшая его, была на самом деле Сатаной.

Иисус с усилием стряхивает с себя дурман искушения и возвращается к реальности. Он снова оказывается на кресте, а на его губах появляется едва заметная улыбка.

Иисус Христос — суперзвезда, 1973


Лента канадского режиссёра Нормана Джуисона “Иисус Христос — суперзвезда” создавалась на базе одноимённого мюзикла, который по сей день считается одним из самых популярных в мире.

Киноадаптация всемирно известной рок-оперы композитора Эндрю Ллойд Уэббера, сделана в виде спектакля, разыгранного современными артистами на фоне аутентичных ближневосточных видов.

Кроме потрясающей музыки и вокала, фильм запомнился весьма оригинальной трактовкой евангельских текстов, которая является собой альтернативу крайне ортодоксальных взглядов на христианство.

В конечном итоге картина получилась достаточно наглядным изображением к великолепной музыке. Зрителя привлекают эпизоды, введенные Джуисоном в основную тему библейского сюжета: мотив “фильма в фильме”, когда на автобусе в живописные виды пустыни вторгаются актеры, чтобы разыграть сцены из Евангелие.

Также следует отметить оригинальную трактовку образа Иуды, роль которого в фильме воплощает чернокожий артист Карл Андерсон.

Немного о хронологии Христовых страстей


Фото: Pravkipr.ru Как уже упоминалось выше, можно считать, что Страсти Иисуса начались со въезда в Иерусалим, но основные мучения, которые привели к смерти, начались именно в Гефсиманском саду. После того, как Христос пошел в Гефсиманский сад, начались следующие события:

  • отдалившись от учеников на небольшое расстояние, Христос начинает молиться, попросив их бдеть;
  • ученик Иуда приводит к Христу учителей того времени и воинов, выдав Его поцелуем;
  • после того, как Спасителя забирают воины, Он отправляется на суд у Пилата;
  • над Иисусом издеваются, насмехаются, одевают в терновый венец, дают нести тяжелый крест на Голгофу;
  • Иисуса распяли на кресте вместе с двумя разбойниками.


Фото: Elitsy.ru Многие думали, что со смертью Иисуса все закончилось, нет никакого Небесного Царствия, никаких Господних чудес, а распятый был самозванцем. Судя по тому, какие мучения пришлось перенести Иисусу, как человеку, можно было подумать, что Он терпит это действительно из-за Своей полностью человеческой природы и, ни о каком Божественном происхождении речи быть не может. На самом деле, все происходило именно так, чтобы Сын Господний спас человечество, а поскольку сделать это возможно было именно через мучения, Ему пришлось пережить Страсти и смерть.


Фото: Elitsy.ru

Своей мучительной смертью на кресте, именно как человек, Христос смог воссоединить человека с Богом для вечной жизни, что и было Его основной миссией. Иисус взял на себя все последствия, которые принес грех человеку, вытерпел все страдания в человеческом теле, которые длились практически целую неделю, чтобы каждый сейчас смог задуматься, какое последствие имеют недобрые дела. Такая жертва Господа заставляет задуматься о том, что все же стоит менять свою жизнь к лучшему, ведь если даже читая слова о Страстях из Евангелия мурашки идут по коже, то какие ощущения должны быть у каждого, осознавая, что он распинает Христа своими поступками каждый день. Страсти Христовы имеют очень глубокий смысл, который стоит осознать каждому, чтобы спасти свою душу и, наконец-то воссоединиться с Богом.

(13 оценок, среднее: 3,31 из 5)

Величайшая из когда-либо рассказанных историй, 1965


Киноповествование о земной жизни Иисуса Христа, созданное режиссёром Джорджем Стивенсом. Сюжет картины “Величайшая из когда-либо рассказанных историй” основан на евангельских рассказах, а также на одноимённом романе Фултона Урслера.

Фильм был в пяти номинациях представлен для получения престижной премии “Оскар” (за операторскую работу, работу художника и декоратора, костюмы, музыкальное оформление и графику).

В фильме показана жизнь Христа с момента рождения и вплоть до смерти на кресте, воскресения и вознесения. Все события представлены в соответствии с каноническим религиозным пониманием, поэтому лента не вызвала нареканий со стороны духовенства. Однако при этом здесь достаточно реалистично показан образ Сына Божьего как обычного человека.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector