Тайная вечеря

(см.: Мф 26, 1 7–29; Мк 14, 12–25; Лк 22, 7–38; Ин 13, 1–30)

    

Накануне праздника Пасхи ученики спросили Господа, где бы Он хотел совершить праздничную трапезу. Господь указал, к кому в Иерусалиме ученики должны обратиться: «Пойдите и скажите ему: “Время Мое близко; у тебя буду праздновать Пасху с Моими учениками”». Ученики сделали все, как им велел Иисус, и приготовили пасхальную трапезу. На этой трапезе присутствовали только Иисус Христос и двенадцать Его апостолов. Все они понимали, что происходит что-то особое, таинственное. «Очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания», — сказал ученикам Господь.

Однако между учениками возник спор, кто из них должен почитаться старшим. Господь прервал этот спор: «Кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий — как служащий». И, подавая Своим ученикам пример кротости и служения ближним, Господь встал, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце и умывальницу, начал умывать ноги Своим ученикам и отирать их полотенцем. Когда же Он умыл им ноги и надел одежду Свою, то, вернувшись за стол, сказал им: «Знаете ли, что Я сделал для вас? если Я, ваш Господь и Учитель, омыл вам ноги, то и вы должны умывать ноги друг другу».

Омовение ног     

Пасхальная трапеза шла своим чередом. Но тут Господь взял хлеб и, сотворив благодарственную молитву, благословил и подал Своим ученикам со словами: «Примите, ешьте, сие есть тело Мое, которое за вас предается». А после, взяв чашу и вновь вознеся благодарственную молитву, подал ее со словами: «Пейте от нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сие творите в Мое воспоминание». Так было установлено великое Таинство Евхаристии. Господь за трапезой накануне Своей крестной смерти явил ученикам жертву, которую Он принесет за спасение людей. Это же чудо явления жертвы Христовой происходит и сейчас в каждом храме, где совершается Божественная литургия. Апостол говорит: Всякий раз, когда вы едите Хлеб сей и пьете Чашу сию, вы смерть Господню возвещаете, пока Он не придет. Кровью жертвенных животных скреплялся Ветхий Завет — союз Бога и древнего израильского народа. Своей собственной Кровью Господь скрепляет Новый Завет — вечный союз Бога и всего человечества. До Второго славного Пришествия Христова мы, христиане, приобщаясь Телу и Крови Христовым, не только соединяемся со Христом, но и объединяемся в единое тело со всеми теми, кто причащается вместе с нами. Это единое тело называется Церковью Христовой.

Причастие апостолов     

Еще во время трапезы Иисус Христос сказал, обращаясь к ученикам: «Истину говорю вам: один из вас предаст Меня». Ученики недоумевали: о ком говорит Учитель? Они спрашивали Христа: не я ли, Господи? Иоанн Зеведеев, ученик, которого Господь особенно любил, припав к груди Иисуса, спросил Его: Господи! кто это? Господь ответил: «Тот, кому Я, обмакнув, подам кусок хлеба». И, обмакнув кусок, подал Иуде Искариоту со словами: Что делаешь, делай скорее. Сатана, толкавший ученика Христова на преступление против Учителя, в этот момент окончательно овладел Иудой. Иуда вышел в ночь и поспешил к врагам Господа. Однако никто из учеников не понял слов Спасителя. Они решили, что Господь отослал Иуду купить необходимое к празднику или раздать пожертвования нищим.

Евангельский текст не говорит прямо, причастился ли Иуда Тела и Крови Христовых или же Господь обличил предателя до установления Евхаристии. Но видно, как Господь до последнего пытается пробудить в Своем ученике совесть и удержать его от гибельного шага.

назад

вперед

15 июня 2017 г.

 О Евхаристии см. на с. 483–485. ( 4 файл, с. 13-14 )

Квитанция
Реквизиты для юридических лиц
Реквизиты для переводов из-за границы
Оплата с банковской карты Visa, MasterCard и Maestro
Оплата наличными через кассы и терминалы
Пожертвование через Сбербанк Онл@йн
Яндекс.Деньги
Альфа-клик
MasterPass
Интернет-банк Промсвязьбанка

скрыть способы оплаты

Описание

До сих пор многие ученые-искусствоведы считают

Тайную вечерю» Леонардо да Винчи величайшим произведением мирового искусства.Даже в эпоху да Винчи фреска считалась его лучшей работой – её приблизительные размеры 880 на 460 см. Выполнена она на сухой штукатурке с помощью толстого слоя яичной темперы. Из-за использования такого непрочного материала фреска начала разрушатся уже где-то через 20 лет после своего создания. На картине изображен момент, когда Иисус Христос за ужином сообщает своим ученикам, что один из них, Иуда, сидящий вторым по правую руку от Христа, предаст его. На картине Иуда левой рукой тянется к тому же блюду, что и Иисус, а в правой сжимает мешочек с серебром. Для получения жизнеподобия и точности, Леонардо долгое время наблюдал за позами и выражениями лиц своих современников в различных ситуациях.Большинство исследователей творчества Леонардо да Винчи пришли к мнению, что идеальным местом для созерцания картины – это расстояние в 9 метров от нее на высоте 3,5 метров от уровня пола. Неповторимость «Тайной вечери» состоит в поразительном многообразии и богатстве эмоций изображенных персонажей. Ни одна другая картина на тему тайной вечери даже близко не может сравниться с уникальностью композиции и тонкой прорисовкой деталей с шедевром Леонардо. Могло пройти три-четыре дня, за которые мастер не прикасался к будущему произведению искусства.

Благодаря этому каждый персонаж представляет собой не только прекрасный портрет, но и четкий типаж. Каждая деталь продумана и неоднократно взвешена.Самым сложным для Леонардо при написании картины было найти модели для написания Добра, воплощенного в образе Христа, и Зла, воплощенного в образе Иуды. Существует даже легенда о том, как были найдены идеальные модели для этих образов на великой картине. Однажды живописец попал на выступление церковного хора. И там, в лице одного из юных певчих хора, он увидел прекрасный образ Иисуса. Он пригласил мальчика к себе в мастерскую и выполнил несколько набросков. Спустя три года основная работа над «Тайной вечерей» была почти закончена, а Леонардо так и не нашел подходящей модели для Иуды. А заказчик торопил, требуя скорейшего окончания работы. И вот, предприняв многодневные поиски, художник увидел оборванца, лежащего в сточной канаве. Это был молодой человек, но он был пьян, оборван, и выглядел сильно одряхлевшим. Решив не тратить время на зарисовки, да Винчи попросил привести этого человека прямо в собор. Безвольное тело притащили в храм, и мастер рисовал с него греховность, смотрящую с его лица.

Может эта легенда говорит нам о том, что добро и зло – это две грани одной монеты. И в жизни все зависит от того в какой момент они встречаются на нашем пути.

Предпосылки создания образа

В христианской культуре этот образ символизирует начало нового пути в истории человечества. События Великого четверга положили начало новым отношениям между Господом и людьми.

На иконе отражены последние дни земной жизни Иисуса Христа. В тот день Спаситель собрал за одним столом всех Своих учеников и последователей. В качестве угощения для апостолов Спаситель приготовил хлеб и вино, символизирующие Его тело, страдающее за грехи всего человечества, и кровь, которую Сыну Божьему предстояло пролить для их искупления.

Ужин был устроен тайно, ведь Христос уже знал о том, что Его разыскивают фарисеи. Знал Он и о предательстве Иуды. Сын Божий собрал своих последователей в горнице, чтобы последний раз вкусить с ними пищу, почтить праздник иудейской Пасхи и поведать им о таинстве Евхаристии.

Перед началом трапезы Спаситель собственноручно омыл ноги каждому из своих учеников, Своим примером показывая, как должны они служить друг другу. Во время вечери Спаситель напомнил Своим ученикам о том, что Ему многое предстоит претерпеть и многие муки придется вынести ради людей. Он объяснил ученикам значение таинства Евхаристии и рассказал о том, какое значение будет иметь причастие для всех будущих поколений: тем верующим, кто придет к покаянию и причастию, будут прощаться их грехи.

После Спаситель Сам преломил хлеб и подал ученикам чашу с вином. Всем людям Он заповедовал поступать также, памятуя о той жертве, которую Сын Божий принес ради нас. Так Господь установил в христианстве новую Пасху, единственной жертвой в которой стал Он Сам.

ГДЕ В ДОМЕ МОЖНО ПОВЕСИТЬ ИКОНУ «ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ»

Икону можно поставить в «красный угол», где обычно располагается домашний иконостас. Так называют место на стене напротив двери или у окна, куда на полку ставятся иконы Господа, Божией Матери и далее, по вашему желанию, почитаемых семьей святых, например, тезоименитых покровителей дома или великих святых. Можно приобрести полку в иконной лавке, а можно просто поставить иконы на книжную полку — лучше рядом с изданиями о духовной жизни. В одном ряду с иконами не должно быть фотографий родных, вырезок из газет, тем более портретов неких «звезд».

О достойном Причастии и в воспоминание установления Евхаристии перед иконой Тайной Вечери молятся Господу Иисусу следующей молитвой, можно читать ее на русском языке:

Твоей Тайной Вечери сейчас, о Сын Божий, причастника (причастницу) меня прими: не скажу тайны Твоим врагам, не прикоснусь к Тебе поцелуем Иуды, но как разбойник исповедовать буду Тебя: вспомни меня, Господи, в Царстве Твоем. Пусть не как приговор и не как осуждение будет мне Причастие Святых Твоих Тайн, о Господи, но для исцеления души и тела. Аминь.

Перед иконой Тайной Вечери можно читать онлайн тропарь Великого четверга, описывающий события Тайной Вечери и прославляющий Господа:

Когда славные ученики просвещались через омовение на Вечери, тогда Иуда неправедный помрачался недугом сребролюбия и предавал беззаконным судьям Тебя, Судью праведного. Видишь, стремящийся к богатству удавившегося ради него! Беги от голодной до денег души, дерзко покусившейся на Божественного Учителя! О Господи, для всех Благой, слава Тебе!

Да хранит вас Господь и Бог наш Иисус Христос!

https://youtube.com/watch?v=CrsCEpv-dxk

Икона святой Маргариты

Святая великомученица Маргарита почитается православными христианами всего мира. Икона этой святой может помочь вам изменить …

Христос Святого Иоанна Креста

Художник: Сальвадор Дали

Год: 1951

Христос Святого Иоанна Креста (1951) — Сальвадор Дали

Сальвадор Дали считается самым влиятельным художником направления сюрреализм. Эта картина известна как Христос святого Иоанна Креста, потому что ее дизайн основан на рисунке испанского монаха 16-го века Иоанна Креста. Композиция состоит из треугольника, который образован руками Христа и горизонталью креста и круга, образованного главой Христа. Треугольник можно рассматривать как ссылку на Святую Троицу, в то время как круг может представлять единство, то есть все сущее существует в трех. Хотя картина изображает распятие, на ней нет гвоздей и крови. По словам Дали, вдохновение для картины пришло к нему через космический сон, в котором он был убежден, что изображение гвоздей и крови испортит его изображение Христа. Христос Святого Иоанна Креста был признан самой любимой картиной в Шотландии в опросе 2006 года. Это одно из самых известных произведений одного из ведущих современных художников и многие считают картину величайшей религиозной живописью 20 века.

История создания: штрихи к портрету заказчика

Заказчиком фрески выступил миланский покровитель Леонардо, герцог Лодовико Сфорца – личность весьма неординарная, что было вполне в духе того времени. Сластолюбец, интриган, заговорщик, убийца – и искусный дипломат, вдохновенный строитель, любитель музыки и живописи.

Его личным другом был настоятель доминиканского монастыря Санта-Мария-делле-Грацие, домовой церковью семейства Сфорца – церковь при монастыре.

По большому счету роспись трапезной Санта-Мария-делле-Грацие, начавшаяся в 1494 году, была данью тщеславию герцога, а сама трапезная предназначалась не столько для братии, сколько для торжественных приемов.

Монастырь Санта-Мария-делле-Грацие в Милане

Только представьте: за главным столом восседает все семейство Сфорца, над ними – по католической традиции – распятие, а на противоположной стене, за таким же длинным итальянским столом – Христос и апостолы – та самая картина «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. Кто бы отказался вкусить даров земных в таком обществе?

Распятие тоже было не из простых, и именно с него начались работы по росписи трапезной. Это огромная сюжетная фреска, над которой трудился художник Донато Монторфано и которая сегодня считается единственным подписанным творением этого мастера.

Но и это еще не все. Изображения Лодовико, его отца Франческо Сфорца, его жены Беатрисы Д’Эсте и сына Массимилиано были размещены в нижней части фрески «Распятие». Они были написаны в 1497 г., уже после смерти супруги герцога, и их автором был уже не Монторфано, а Леонардо да Винчи.

Фреска “Распятие” Донато Монторфано

К сожалению, во время бомбардировки Милана в 1943 году пострадала именно нижняя часть фрески, и от этих изображений остались лишь 2 фрагмента.

Полностью были разрушены и росписи боковых стен трапезной, и только стена, где находилась «Тайная вечеря», обложенная мешками с песком, уцелела полностью.

Символы на картине

Не менее интересны размышления историков о еде, изображенной на столе. К примеру, возле Иуды Леонардо да Винчи изобразил опрокинутую солонку (которая во все времена считалась плохой приметой), а также пустую тарелку. Но самым большим предметом для споров до сих пор является рыба на картине. Современники до сих пор не могут сойтись во мнении, что нарисовано на фреске — сельдь или угорь. Ученые считают, что эта неоднозначность не случайна. Художник специально зашифровал в картине скрытый смысл. Дело в том, что по-итальянски «угорь» произносится как «аринга». Добавляем еще одну букву, получаем совсем другое слово – «арринга» (наставление). В то же время слово «сельдь» произносится в северной Италии как «ренга», что означает в переводе «тот, кто отрицает религию». Для атеиста художника ближе второе толкование.

Кроме всего прочего, существует гипотеза, что сидящий к Христу спиной апостол Фаддей — на самом деле автопортрет самого Леонардо. И учитывая нрав художника и его атеистические взгляды, эта гипотеза более, чем вероятна.

http://jj-tours.ru/articles/Italy/italy-pi-milan-last-supper.htmlhttp://trip-point.ru/2016/05/17/%D1%82%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%B2%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%80%D1%8F-%D0%BB%D0%B5%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%BE-%D0%B4%D0%B0-%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D1%87%D0%B8-10-%D0%BE%D1%82%D0%B2%D0%B5/http://art.mirtesen.ru/blog/43329846822/Nepostizhimaya-%C2%ABTaynaya-vecherya%C2%BB-da-Vinchi-i-ee-sekretyi

Значение иконы

«Тайная вечеря» — икона, значение которой очень ясное и одновременно не до конца понятное. Главные, центральные элементы — это вино и хлеб, которые стоят на столе. Они говорят о теле и крови Иисуса, который принес себя в жертву. В то же время можно утверждать, что сам Христос выступает в роли агнца, которого традиционно готовили на Пасху иудеи.

Трудно ответить сегодня, когда происходила Тайная вечеря. Икона только передает суть этого события, но и этим она важна. Ведь причащение телом и кровью Господа позволяет каждому верующему стать частью той трапезы, где зарождались основы христианской церкви, ее главное таинство

Она говорит о самом важном в жизни христианина — принять жертву Иисуса, пропустить ее через свое тело и душу, соединиться с ним в одно целое

Другие предположения

Фрагмент изображения «любимого ученика» справа от Иисуса, идентифицированного историками как апостола Иоанна, но в книге 2003 года « Код да Винчи» и других подобных работах предполагалось, что это Мария Магдалина.

Тайная вечеря была объектом множества спекуляций как писателей, так и историков-ревизионистов , обычно сосредоточенных на предполагаемых скрытых сообщениях или намеках, обнаруженных в картине, особенно после публикации романа Дэна Брауна « Код да Винчи» (2003), в котором один из персонажей предполагает, что человек справа от Иисуса (слева от Иисуса с точки зрения зрителя) на самом деле является Марией Магдалиной . В нем также говорится, что в центре картины была буква «сверкающая в центре» (М), обозначающая Матримонио или Марию Магдалину. Это предположение возникло в более ранних книгах «Откровение тамплиеров» (1997) Линн Пикнет и «Святая кровь и Святой Грааль » Майкла Бейджента , Генри Линкольна и Ричарда Ли (1982). Историки искусства считают, что фигура — это апостол Иоанн, который кажется женственным только из-за характерного для Леонардо увлечения стиранием границ между полами, качества, которое можно найти в других его картинах, таких как Святой Иоанн Креститель (написано около 1513 года). –1516). Кристофер Л. Ходапп и Алиса фон Каннон комментируют: «Если он выглядит женоподобным и нуждается в стрижке, то же самое делает Джеймс, вторая фигура слева». По словам Росс Кинга, эксперта по итальянскому искусству, появление Марии Магдалины на последнем ужине не было бы спорным, и у Леонардо не было бы повода замаскировать ее под одного из других учеников, поскольку ее широко почитали за роль «Апостол апостолов» и был покровителем Доминиканского ордена , для которого была написана Тайная вечеря . Для этого был бы даже прецедент, поскольку более ранний итальянский художник эпохи Возрождения Фра Анджелико включил ее в свою картину Тайной вечери.

Картина содержит несколько возможных числовых отсылок, в том числе цифру три. Апостолы сидят группами по три человека, за Иисусом есть три окна, а форма фигуры Иисуса напоминает треугольник. Его руки расположены в золотом сечении, равном половине высоты композиции. Картина также может быть интерпретирована с использованием серии Фибоначчи : один стол, одна центральная фигура, две боковые стены, три окна и фигуры, сгруппированные по три, пять групп фигур, восемь панелей на стенах и восемь ножек стола и тринадцать отдельных фигур. Среди историков искусства до сих пор ведутся споры об использовании ряда Фибоначчи, поскольку некоторые утверждают, что его целенаправленное использование не применялось в архитектуре в полной мере до начала 19 века.

Джованни Мария Пала, итальянский музыкант, указал, что положение рук и буханок хлеба можно интерпретировать как ноты на нотном стане и, если читать справа налево, как это было характерно для сочинений Леонардо, они образуют музыкальную композицию.

Тайная Вечеря

Накануне праздника Пасхи ученики спросили Господа, где бы Он хотел совершить праздничную трапезу. Господь указал, к кому в Иерусалиме ученики должны обратиться: «Пойдите и скажите ему: “Время Мое близко; у тебя буду праздновать Пасху с Моими учениками”». Ученики сделали все, как им велел Иисус, и приготовили пасхальную трапезу. На этой трапезе присутствовали только Иисус Христос и двенадцать Его апостолов. Все они понимали, что происходит что-то особое, таинственное. «Очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания», — сказал ученикам Господь.

Однако между учениками возник спор, кто из них должен почитаться старшим. Господь прервал этот спор: «Кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий — как служащий». И, подавая Своим ученикам пример кротости и служения ближним, Господь встал, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце и умывальницу, начал умывать ноги Своим ученикам и отирать их полотенцем. Когда же Он умыл им ноги и надел одежду Свою, то, вернувшись за стол, сказал им: «Знаете ли, что Я сделал для вас? если Я, ваш Господь и Учитель, омыл вам ноги, то и вы должны умывать ноги друг другу».


Омовение ног

Пасхальная трапеза шла своим чередом. Но тут Господь взял хлеб и, сотворив благодарственную молитву, благословил и подал Своим ученикам со словами: «Примите, ешьте, сие есть тело Мое, которое за вас предается». А после, взяв чашу и вновь вознеся благодарственную молитву, подал ее со словами: «Пейте от нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сие творите в Мое воспоминание». Так было установлено великое Таинство Евхаристии. Господь за трапезой накануне Своей крестной смерти явил ученикам жертву, которую Он принесет за спасение людей. Это же чудо явления жертвы Христовой происходит и сейчас в каждом храме, где совершается Божественная литургия. Апостол говорит: Всякий раз, когда вы едите Хлеб сей и пьете Чашу сию, вы смерть Господню возвещаете, пока Он не придет. Кровью жертвенных животных скреплялся Ветхий Завет — союз Бога и древнего израильского народа. Своей собственной Кровью Господь скрепляет Новый Завет — вечный союз Бога и всего человечества. До Второго славного Пришествия Христова мы, христиане, приобщаясь Телу и Крови Христовым, не только соединяемся со Христом, но и объединяемся в единое тело со всеми теми, кто причащается вместе с нами. Это единое тело называется Церковью Христовой.


Причастие апостолов

Еще во время трапезы Иисус Христос сказал, обращаясь к ученикам: «Истину говорю вам: один из вас предаст Меня». Ученики недоумевали: о ком говорит Учитель? Они спрашивали Христа: не я ли, Господи? Иоанн Зеведеев, ученик, которого Господь особенно любил, припав к груди Иисуса, спросил Его: Господи! кто это? Господь ответил: «Тот, кому Я, обмакнув, подам кусок хлеба». И, обмакнув кусок, подал Иуде Искариоту со словами: Что делаешь, делай скорее. Сатана, толкавший ученика Христова на преступление против Учителя, в этот момент окончательно овладел Иудой. Иуда вышел в ночь и поспешил к врагам Господа. Однако никто из учеников не понял слов Спасителя. Они решили, что Господь отослал Иуду купить необходимое к празднику или раздать пожертвования нищим.

Евангельский текст не говорит прямо, причастился ли Иуда Тела и Крови Христовых или же Господь обличил предателя до установления Евхаристии. Но видно, как Господь до последнего пытается пробудить в Своем ученике совесть и удержать его от гибельного шага.

Кто автор?

Так когда же и кем написана эта фреска? Никто не может сказать точно. Единственное, в чём единодушны историки искусства, так это в утверждении, что она была написана за 14 дней и что в 1567 г. во время инвентаризации произведений искусства в церквях представители кардинала Карло Барромео (Carlo Borromeo, 1538-1584) оценили её как «pulcherrimum et oratum» («очень красивую и молитвенную»). Эта запись на латинском в церковном реестре помогла и с датировкой. Ученые считают, что данное произведение было создано в период с 1520 года, то есть сразу после смерти Леонардо в 1519 году и до 1567 г. Относились к фреске бережно, двери и окна не проламывали, и мы можем увидеть ее практически в первозданном виде.

Фрагменты фрески «Тайная Вечеря» в Понте Каприаска в церкве Св. Амвросия в Понте Каприаска.

Существует множество вариантов авторства этой фрески. Популярна версия, что её выполнил Марко д’Оджоно (1470–1549) или Милан Чезаре да Сесто (1477-1523) — оба ученики Леонардо, оба изображены на памятнике Леонардо да Винчи перед театром «Ла Скала» в Милане (скульптор П. Маньи, 1872 г.). Некоторые искусствоведы высказывали мнение, что «Тайная Вечеря» в Понте Каприаске — это работа любимого ученика Леонардо и его наследника Франческо Мельци (Francesco Melzi, 1491 — 1570). Версия, высказанная Гете и Стендалем, что «Тайная Вечеря» в Понте Каприаска написана Пьетро Луини, сыном знаменитого тичинца Бернардино Луини (Bernardino Luini, 1482-1532), подтверждена многими искусствоведами, но точного ответа не может дать никто, да и вряд ли он появится.

Важно, что удивительные мастера Возрождения подарили нам возможность увидеть копию шедевра Леонардо и оценить его композиционную лаконичность и в то же время экспрессивность: движение рук, выражение лиц, игры светотени. Тишина и отсутствие столпотворения туристов делают церковь Св

Амвросия действительно уникальным местом, сохранившим мистический ореол и напоминающим, что «Тайная Вечеря» — это прежде всего икона. Именно здесь искусство и красота, таинство и возвышенное сливаются в единое целое под полуденный звон колоколов, эхом уходящий в яркое голубое небо.

Самые известные копии «Тайной Вечери» Леонардо да Винчи

«Тайная Вечеря» Леонардо да Винчи — одно из самых популярных художественных произведений, находится в трапезной 15-го века в церкви Санта-Мария-делле-Грацие (Santa Maria delle Grazie) в Милане.

Среди наиболее известных копий — выполненная в натуральную величину копия художника Джампетрино (Джованни Педрини или Джан Пьетро Рицци / Giovanni Pietro Rizzoli), итальянского живописца Ломбардской школы, ученика и последователя Леонардо да Винчи, работавшего в 1495–1549 гг. и настолько искусно перенявшего стиль поздней живописи своего учителя, что долгое время его работы считались произведениями самого Леонардо.

Первоначально она находилась в Чертоза-ди-Павия (Certosa di Pavia, картезианский монастырь по дороге из Павии на Милан), сейчас её можно увидеть в Англии в Колледже Магдалины в Оксфорде (Magdalen College).

Другая, более скромная копия, выполненная маслом на холсте и приписываемая кисти Марко Д’Оджионо (Marco d’Oggiono, 1470-1549), выставлена во Франции в Национальным музее Ренессанса (Musée national de la Renaissance) в замке Экуан (Château d’Écouen) к северу от Парижа в департаменте Валь-д’Уаз (Val-d’Oise). Эта копия является собственностью Лувра.

Другие копии находятся в Швейцарии в приходской церкви Св. Амвросия в Понте Каприаска недалеко от Лугано и в Бельгии в «Музее Леонардо да Винчи» в Норбертинском аббатстве Тонгерло, которое расположено в одноименном селении, сейчас являющемся частью города Вестерло, в провинции Антверпен, на севере Бельгии. А мозаичная копия весом в 20 тонн, заказанная Наполеоном для Лувра, хранится в Вене в Церкви Миноритов (Wiener Minoritenkirche).

End of insertion

#LocarnoCloseup: киносмотр Локарно крупным планом

Здесь вы найдете разнообразные сюжеты с самого престижного швейцарского кинофестиваля.

Статья в этом материале

  • В Женеве представили бесценную рукопись с рисунками Леонардо
  • #LocarnoCloseup: киносмотр Локарно крупным планом

Тайная вечеря — испытания временем и возрождение шедевра

Леонардо да Винчи не устраивала традиционная техника написания фрески, предусматривавшая нанесение мазков краски по влажной штукатурке, так как при этом он не имел возможности прорисовывать мельчайшие детали и видеть в полной мере натуральность получаемого цвета, терявшего при окончательном высыхании свою изначальную яркость. Кроме того, подобный способ создания настенной росписи, применявшийся большинством его современников, требовал быстрой работы набело и не позволял заново перекрашивать поверхность, что было неприемлемо для Леонардо, часто вносившего изменения и дополнения в создаваемое им то или иное художественное произведение. Поэтому, чтобы не жертвовать мастерством исполнения, художник в качестве эксперимента использовал смесь темперы и масла, нанося получившуюся краску непосредственно по сухой штукатурке

Однако он не знал или же не принял во внимание, что столь плотное сухое основание не было способно впитать в полной мере приготовленную на масляной основе краску, которая уже через несколько лет начала шелушиться и отслаиваться от стены, в результате чего мастеру еще при жизни пришлось собственноручно исправлять и восстанавливать испорченные фрагменты

В 1652 году жители монастыря вырезали новую дверь в стене с уже изрядно осыпавшейся фреской, удалив при этом небольшую ее часть, на которой были изображены ноги Христа. В дальнейшем, многочисленные и неумело проведенные реставрации, начавшиеся уже в XVI веке, только усугубили плачевное состояние шедевра. Лишь в 1954 году Тайная вечеря Леонардо да Винчи была расчищена от нанесенных ранее слоев, выявленные остатки подлинной живописи закреплены, а некоторые утраченные фрагменты восстановлены по старинным копиям. Как известно, трое учеников художника сделали полномасштабные копии с оригинала фрески Леонардо да Винчи. В частности, хранящаяся сегодня в лондонской Королевской академии художеств картина Тайная вечеря, воспроизведенная на холсте в мельчайших деталях Джампетрино (Giovan Pietro Rizzoli), была взята за основу при последних восстановительных работах, завершенных в 1999 году.


Тайная вечеря. Копия Джампетрино. 1520г.

Еще один подобный экземпляр работы итальянского живописца Андреа Солари (Andrea di Bartoli Solari, 1460-1524) находится в монастыре аббатства Тонгерло в Бельгии, а третий, работы Чезаре да Сесто(Cesare da Sesto, 1477-1523) – в церкви Сан Амброджо в Швейцарии. Благодаря этим точным копиям, оригинал Тайной вечери Леонардо да Винчи не был утрачена безвозвратно и сегодня его по-прежнему можно лицезреть в здании, находящемся рядом с церковью Санта Мария делле Грацие на одноименной площади Милана.

История написания образа

Знаменитый художник Л. да Винчи написал фреску, где изобразил Христа на своем последнем ужине. Он создавал свое произведение в конце XV столетия, сегодня картина хранится в одном из миланских монастырей. Живописец использовал уникальную технику рисования, в центре картины находится Христос, а апостолы разбиты на группы и изображены с боков от Спасителя.

Однако картина итальянского живописца и христианская икона преследуют различные цели. Л. да Винчи желал показать не смысл новозаветного сюжета, но реакцию апостолов на известие о предательстве своего учителя.  Ни один создатель этого священного образа не смог четко описать место проведения трапезы.

Фреска Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»

Исторические источники утверждают: на период деяний Христа в Иудеи не было длинных столов и стульев, — люди сидели на подушках, а пища лежала на лавках. Поэтому возникло предположение, что обеденный стол есть символ и напоминание о ритуале Евхаристии, которая совершилась по научению Спасителя впервые. Этот предмет мебели, привычный для нас, — прообраз церковного престола в алтарной части храма.

Празднование и народные приметы

Церковь выделила особый день Страстной недели, чтобы вспомнить события Тайной трапезы. Православный народ с колоссальным благоговением вспоминает Великий Четверг и таинство, которое совершил Христос. Верующие люди также сопереживают сильнейшим страданиям на Голгофе, оплакивают предсказанную в Писаниях кончину и радуются воскресенью. А под конец богослужений христиане стараются приобщиться к учению Спасителя посредством исповеди и ритуала Евхаристии.

  • «Чистым» этот день называют неспроста: каждый христианин обязан посетить баню и принять обычную ванну.
  • У крестьян на Руси была традиция идти до ручья и набирать полное ведро воды. Существовало предание, что освященная «четверговая» вода способна смыть все грехи, накопленные за год.
  • Здоровье возвращалось, если человек бескорыстно отдавал реке личную вещь, следом за ней течение уносило все болезни и невзгоды.
  • Однако русские женщины не имели времени посетить реку, на их плечи возлагалась ответственность приготовления большого стола. Они растирали творог, пекли вкусные куличи и скоромные блюда, которыми угощали родственников и пришедших гостей. Дети же занимались покраской яиц на Пасху, до которой оставалось совсем немного времени.

На заметку! Церковь разрешает размещать «Тайную вечерю» в иконостасе, созданном в домашних условиях, над изображениями Богородицы и Мессии. Икону также можно установить в трапезной комнате, где в кругу семьи проходят уютные обеды.

Перед приемом еды у христиан принято произносить молитву. День памяти иконы приходится как раз на Великий Четверг, предвещающий пасхальные торжества.

В священном полотне «Тайная вечеря» верующие наблюдает переломный момент, после которого Спаситель продемонстрирует божественную природу апостолам и покажет пример жертвенности ради любви к Творцу. Воспоминания о событиях, свершившихся в Великий Четверг, помогают христианам не терять веру в трудные минуты, трансформируя горечь в надежду и духовную радость.

Икона Тайная Вечеря

Описание образа

Взглянув на икону «Тайная Вечеря», вы можете буквально прочувствовать атмосферу таинства и спокойствия, которая царила в этот вечер. Во главе стола находится Сын Божий, а апостолы разбиты на группы. Взгляды присутствующих устремлены на Иисуса Христа. Никто не догадывается, что среди гостей присутствует предатель, из-за которого вскоре Спаситель подвергнется страшным мучениям. Автор изобразил Иуду, сидящего в нелепой позе и сжимающего в руке мешок с серебром. Одним из элементов, бросающихся в глаза, является локоть, которым предатель опирается на стол, чего не сделал ни один апостол. Апостол Петр сжимает в руке нож, направленный на Иисуса Христа.

Икона «Тайная Вечеря» имеет несколько вариаций. Это сказывается лишь на некоторых элементах образа, но его смысл и значение остаются неизменными.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector