Насколько опасен ислам: история религии, которую боятся
Содержание:
- Ислам и мусульманство: в чем разница?
- История возникновения
- Какая разница между Исламом и традиционным «мусульманством» | anti-idol.org
- Другие статьи той же категории
- Направления в религии ислам
- По субъектам РФ
- История возникновения ислама
- Значение деятельности пророка
- М
- Культура ислама
- Распространение ислама
- Ваххабизм
- Ислам в Советском Союзе
Ислам и мусульманство: в чем разница?
В чем разница между исламом и мусульманством Вы узнаете в данной публикации.
Разница между исламом и мусульманством
Практически четверть населения мира исповедует религию, которая была открыта Пророку Мухаммеду и потом записана в Коран. Но не обращая внимания на число верных последователей, большинство жителей Запада не имеют правильного представления о том, какая разница между исламом и мусульманством.
Между Исламом и мусульманами на самом деле мало различий: 1. Ислам и мусульманство — оба слова, применяют для описания религии, открытой пророком Мухаммедом.Он начал ее проповедовать в Мекке перед началом 7 века нашей эры.
Откуда же взялись различные названия для одного понятия? Все дело в спецификах арабского языка.
Данные слова, хотя и означают все то же самое, имеют небольшое семантическое отличие, да и происхождение у них различное. 2. Ислам и мусульмане имеют одинаковое происхождение в арабском глаголе s-l-m.
3. Илам — это акт подчинения воле Бога, в то время как мусульманин — это человек, который участвует в акте подчинения.
Когда применять слово ислам и мусульманин?
Слово ислам в большинстве случаев применяется в разговоре, чтобы отметить религию или объединение верующих в общем. К примеру: «Исламская община в городе будет отмечать Ид через несколько дней».
Она также применяется, когда говорим о религии как о существительном для себя. К примеру: «Ислам построен на высказываниях пророка Мухаммеда, записанных в Коране».
Мусульманин в большинстве случаев применяется в разговоре, чтобы квалифицировать или отличать человека. К примеру, «Помните мусульманина, который работает в банковской структуре?».
Также слово «Мусульманин» может быть применено как обычное описание веры.
К примеру: «Он христианин, однако она мусульманин». Из-за того что мусульмане — это объединение меньшинств во многих государствах и на большей части Запада.
Описывая кого-то, как мусульманина, также могут думать о жизненном образе и выборе одежды Плюс ко всему к их религиозным убеждениям. Ислам: грамматически говоря, должен относиться исключительно к религии или действиям, совершаемым во имя этой религии, а не к человеку, который практикует эту религию.
Исламское объединение и исламское искусство правильно, исламского человека нет. Мусульманин: необходимо применять для описания всех людей исламской веры, однако не самой веры.
Вы можете сказать, что вас интересует религия мусульман, но никогда что вас интересует мусульманская религия. Теперь, ясно что различий между исламом и мусульманством нет.
Просто словом ислам обозначают всю религию в общем, а словом мусульманин — человека, который исповедует эту религию.
История возникновения
Религия зародилась на Аравийском полуострове в VII веке. Мухаммед — основатель ислама, родился в Мекке. Этот город находился на пересечении торговых путей, был центром торговли и религии. Именно в этом месте находились главное для аравийцев святилище — Кааба и идолы, которых почитали многочисленные племена арабов.
Рис. 1. Первая страница священного Писания мусульманМухаммед имел незнатное происхождение. Известна дата рождения будущего пророка — 570 год. С ранних лет он отправлялся в торговые караванные походы, много чего повидал и узнал. Сколько испытаний прошел — неизвестно.
Какая разница между Исламом и традиционным «мусульманством» | anti-idol.org
Глава из «Манифеста Исламской Реформации II» (M.И.Р. II):
Сравнивая учение Ислама, основанное на Коране с религией, практикуемой “суннизмом” и “шиизмом”, мы обнаруживаем огромное количество противоречий. Вот лишь некоторые из них: В Исламе чтобы быть “муСуЛьМанином-сМИРившимся” достаточно жить согласно “прямому пути” (Коран-6:151-153). В религиях “суннизма” и “шиизма” чтобы считаться мусульманином необходимо выполнять 5 столпов “ислама” и состоять в секте (мазхабе).
В Исламе разуму человека отдается предпочтение, истинная вера может появиться, по воле Бога, только в результате самостоятельных, глубоких размышлений и накопления знаний (2:170, 10:100, 17:36), Коран могут понять только думающие люди, истина не зависит от мнения большинства. В религиях “суннизма” и “шиизма” разума и Корана недостаточно. Для того, чтобы уверовать, необходимо “верить” сердцем, выбрать секту (мазхаб, акиду) и следовать за мнением большинства, предпочтение отдается эмоциональным переживаниям и авторитету предков. В Исламе предусмотрена абсолютная свобода вероисповедания (2:256, 10:99, 18:29, 88:21¬22). Религии “суннизма” и “шиизма” предписывают немедленно убивать вероотступников и насильственно распространять свою религию. В Исламе запрет на рабовладение считается актом богобоязненности (90:12-13). В религиях “суннизма” и “шиизма” рабство является нормой и даже поощряется во время боевых действий. В Исламе наказание за прелюбодеяние и разврат — публичная порка (24:2), и этот закон распространяется только на уверовавших. В религиях “суннизма” и “шиизма” — смертная казнь путем забивания камнями любого, уличенного в проступке
В Исламе война разрешена только в целях самообороны и защиты слабых и угнетенных (2:190, 4:75). В религиях “суннизма” и “шиизма” война со всем “неверным” миром — естественное состояние, убийство “неверных” является актом веры.
В Исламе управление осуществляется путем совещательности, выборности, согласования, обсуждения, свободного выражения мыслей, власть передается наиболее богобоязненным и компетентным ИЗБРанникам. В религиях “суннизма” и “шиизма” власть принадлежит либо арабскому племени курейшитов, в целом, либо потомкам пророка от Али и Фатимы, в частности.
Ислам — это строго монотеистичная, ясная, последовательная, динамичная, прогрессивная, сбалансированная система, основанная на рациональном принципе и твердом и глубинном знании человеческой природы. Ислам избегает коньюктуры, разрешает противоречия, борется с мифологизацией и иррационализацией основ. Ислам уничтожает путаницу, хаос и разделение.
Ислам это система, отдающая приоритет интеллекту, разуму, размышлениям о Боге, о Его творении, о смысле жизни. Ислам это система, которая противостоит традиционным и нетрадиционным культам, основанным на религиозном и гендерном превосходстве, на эмоциональном фанатизме, на предрассудках, на слухах, на предположениях и мифах, на подавлении прав человека, на агрессии и физическом насилии, на иррациональных убеждениях и… , что самое главное, на признании иных авторитетов и “богов” помимо Одного Всевышнего Бога. Ислам это система, нацеленная на борьбу против замаскированных под “ислам” пантеистических и политеистических культов святых, пророков, сподвижников, ученых, шейхов, имамов, мулл и прочих “имен”, выдуманных для оболванивания невежественных масс и контроля над ними.
Другие статьи той же категории
Категория:
СтатьиИсламское мировоззрениеО Боге
-
Что означает «Аллах»?
-
Представление о Боге в Исламе. Уникальный подход
-
Представление о Боге в Исламе. Его атрибуты и Его единство
-
Можем ли мы видеть Бога?
-
Божественное Милосердие: Господь – Милостивый, Милосердный
-
Божественное Милосердие. Оно повсюду (часть 2 из 3)
-
Божественное Милосердие. Грешник (часть 3 из 3)
-
Бог стал человеком? Естественная вера в Бога (часть 1 из 5)
-
Бог стал человеком? Божества, человек как Бог и Бог как Его Творения (часть 2 из 5)
-
Бог стал человеком? Бог стал одним человеком, люди становятся Богом… Почему? (часть 3 из 5)
-
Бог стал человеком? Может ли Бог стать человеком? (часть 4 из 5)
-
Бог стал человеком? Есть ли у Бога сын? (часть 5 из 5)
-
Моя Милость опережает Мой Гнев (часть 1 из 2)
-
Моя Милость опережает Мой Гнев (часть 2 из 2)
-
Где Бог?
-
Откуда нам известно, что Бог один? Философская и теологическая точки зрения (часть 1 из 3)
-
Откуда нам известно, что Бог один? Философская и теологическая точки зрения (часть 2 из 3)
-
Откуда нам известно, что Бог один? Философская
и теологическая точки зрения (часть 3 из 3) -
Заблуждения об Аллахе (часть 1 из 3): Аллах – это Бог?
-
Заблуждения об Аллахе (часть 2 из 3): Аллах – Единственный и Единый
-
Заблуждения об Аллахе (часть 3 из 3): Бог Луны
-
Имя Бога «аль-Малик» (Властелин)
-
Имена Бога «Аль-Захир» и «Аль-Батын» (Явный и Скрытый)
Категория:
СтатьиИсламское мировоззрениеЦель жизни
Направления в религии ислам
В 657 году произошла битва между сторонниками четвертого праведного халифа Али и Муавии, основателя династии Омейядов. В результате сражения ислам распался на три направления, поскольку остро стал вопрос о верховной власти в мусульманской общине.
Сунниты (люди традиции, ахл ас-сунна) считают, что халифа надо выбирать человека, который имеет родство с семьей пророка Мухаммеда (племя курейш). Шииты (ши’ат Али) или партия Али утверждают, что власть должна быть в руках прямых потомков Али и его жены Фатимы, которая была любимой дочерью Магомета. Это единственные продолжатели его мужской линии. Хариджиты отделились от Али, говорят, что главой общины может стать любой ее член.
Хариджиты сосредоточились на догматических, этических, государственных и правовых вопросах, создавая богословскую литературу.
В центре догматизма шиитов находится культ имама, авторитетного учителя из династии Али. Такой имам был безгрешен и непогрешим, обладал тайными знаниями и способностью трактовать откровения.
Имамом человек становился, если в его существе есть божественно-световая субстанция. Такой руководитель у общины обязан быть, иначе верующие не получат спасение.
Особенности шиитского направления:
- Откровения эзотерического характера доступны только посвященным.
- Последний из так называемых видимых имамов не умер, а перешел в состояние гайба, управляя и дальше жизнью общины.
- Мировоззрение носит профетический характер.
- Имам – это попытка ввести посредника между Богом и людьми.
В шиизме развиваются другие секты – алавиты, друзы, шейхи, баббиты, бехаиты, карматы и другие. Они приверженцы синкретического характера ислама и верят в разные астральные культы, индуизм, зороастризм.
В XVIII веке в суннизме появилось учение религиозно-политического толка, которое получило название ваххабитов. Основателем был Мухаммед ибн Абл ал-Ваххаба. Он, как и его последователи, отвергал инновации в исламе, которые появляются в результате контактов с другими религиями. Ваххабизм влиял на мировоззрение мусульманских реформаторов, которые хотели очистить религию от искажений и наслоений, вернуться к ранней мусульманской общине.
По субъектам РФ
По данным переписи населения 2002 года, основное количество мусульман в России сосредоточено в семи субъектах, в том числе Северного Кавказа – население Ингушетии на 98 % состоит из мусульман, в Чечне высокий процент численности — 96 % граждан – мусульмане, в Дагестане 94 % населения составляют мусульмане, в Кабардино-Балкарии 63 %, в Башкортостане 54,5 %, а в Татарстане проживает 54 % российских мусульман. Поскольку процесс переписи населения не предполагает вопрос о вероисповедании, это следует учитывать, ведь не все этнические мусульмане на территории современной России могут исповедовать ислам на самом деле. Если суммировать все данные как выборочных исследований, так и социологических опросов, касающихся этнического состава, то можно предположительно выявить, что из этнических мусульман в России от десяти до пятнадцати процентов мусульманских народов могут придерживаться другого вероисповедания, преимущественно христианства. Известно также достаточное количество случаев, когда в Ислам обращались россияне, которые этническими мусульманами не являлись. Ислам в России могут проповедовать от двадцати тысяч человек русских, ставших мусульманами – таково мнение специалистов в области религии.
Мусульмане в России увеличиваются в своем количестве путем естественного прироста и за счет мигрантов, которые прибывают в Россию из среднеазиатских стран и Азербайджана. Поскольку в основном в России население сокращается, доля мусульман при таких факторах значительными темпами увеличивается, однако процессов исламизации российского общества, которым пугают население ученые «исламоведы», не происходит.
История возникновения ислама
Ислам-одна из трех мировых монотеистических религий. Название в переводе с арабского означает «покорность, предание себя Богу».
Число приверженцев — более 2 млрд человек, проживающих в более чем 125 странах мира.
В Алжире, Афганистане, Египте, Ливии, Ираке, Иране, Саудовской Аравии, Судане, Пакистане, Тунисе ислам —государственная религия.
Значительные мусульманские общины есть в Западной Европе, в США и Латинской Америке.
Ислам возник в начале VII века в Западной Аравии, в Мекке, где господствовало язычество. Каждое племя имело своих богов, идолы которых находились в Мекке.
Появление и формирование ислама как религиозной системы связано с личностью пророка Мухаммеда (570-632).
Он родился в Мекке, в небогатой семье. Происходил из рода Хашим племени Курайш. Отец (Абдаллах) умер за 2 месяца до рождения сына, а мать (Аминат) —когда ему было 6 лет.
В 25 лет Мухаммед женился на 40-летней богатой вдове из Мекки, Хадидже.
В 610 г. в возрасте около 40 лет пророк Мухаммед начал проповедническую деятельность в Мекке.
Согласно исламского вероучению, в этом возрасте у него начались божественные откровения.
Он призывал соотечественников отказаться от поклонения многочисленным племенным богам и верить в единого Бога —Аллаха.
Мекканская верхушка встретила проповедь враждебно, расценив как посягательство на освящавших ее власть традиционных племенных богов.
Первыми ислам приняли жена Мухаммеда —Хадиджа, Алиибн Абу Талиб -двоюродный брат и воспитанник Мухаммеда, Зайд—вольноотпущенник и приемный сын пророка.
Среди принявших ислам были три знатных мекканца, ставшие впоследствии халифами —Абу Бакрас-Сиддик(632-634), Умар ибн аль-Хаттаб(634-644)и Усман ибн Аффан(656-661),впоследствии ставшие халифами (преемниками) пророка Мухаммеда.
В 622 г Мухаммед и сподвижники переселились в Йасриб, который позже получит название Медина(Мединат ан-Наби)—«город пророка». Здесь он стал во главе большой сплоченной общины.
После смерти Мухаммеда в 632 г. его дело продолжили халифы. Первые четыре из них пользуются особым уважением у большинства мусульман и носят прозвище «праведные»: Абу Бакр, Умар, УсманиАли.При них ислам стал мировой религией.622 г. -год переселения (по-арабски -«хиджра») Мухаммеда из Мекки в Йасриб (Медину) считается началом мусульманского летоисчисления, получившего название «Хиджра».
Значение деятельности пророка
Мухаммеду удалось создать религию, которая стала мировой. Кроме того, он объединил арабские племена, вывел их из политического хаоса. Благодаря этому они вскоре начали проводить политику масштабных завоеваний, распространяя ислам по миру. Военные походы приносили богатство и славу, ведь армия отличалась жесткой дисциплиной и единством. Эти два принципы заложил основатель религии, который понимал, что по-другому объединения языческих племен арабов не добиться.
Пророк провозгласил, что есть только один Бог (Аллах) и именно он создал Вселенную. Также арабы были организованы Магометом в единое общество, ставшее исламской общиной мусульман, полностью преданных Аллаху. В своих проповедях призывал бороться с идолопоклонством, начав со своих соотечественников.
М
Мазхаб — «Школа» или «доктрина». В исламской терминологии является названием мусульманского религиозно-правового учения, богословско-правовой школы, подразумевая мазхаб по фикху. Существует несколько наиболее распространенных мазхабов по фикху: Шафиитский, Маликитский, Ханбалитский и Ханафитский. Среди мазхабов по акыде выделяют матурадитов, ашаритов и саляфитов, то есть акыда до каляма.
Макрух — нежелательные действия: макрух танзихи означает нечто «нежелательное», макрух тахрими – нечто запретное.
Мансух — исламский термин, называющий аннулированные религиозные предписания или аяты из Корана.
Масджид аль-Акса — название Мечети в Иерусалиме, которая является третьей святыней Ислама. Буквально означает — «отдалённая мечеть».
Мать правоверных — звание, которое носили все жены Пророка Мухаммада ﷺ.
Махди — переводится как «ведомый». Так называют мессию, провозвестника приближающегося конца света, самого последнего преемника Пророка Мухаммада ﷺ. В хадисах идея Махди толкуется широко, но в Коране нет о нем упоминания.
Махрам — исламский термин, которым называют человека, за которого не может выйти женщина, поскольку он является ей близким родственником. Для женщины махрам – это сын, брат, муж или отец и т.д., а для мужчины – дочь, сестра, мать, жена и т.д. С такими людьми женщина может оставаться наедине или отправиться вместе в путешествие.
Ма ша Аллах — с араб. — «то, что пожелал Бог». Используется в качестве выражения благодарности Богу или изумления его деяниям.
Минбар — в араб. переводе — «возвышенность». В исламской терминологии — кафедра, на которой находится имам во время произнесения пятничной проповеди, с которой вовремя джум‘и и прочих праздников имам-хатыб проводит свои проповеди.
Мисвак — дословно переводится как «сивак». Название щетки, предназначенной для чистки зубов, которая изготавливается из корня или веток дерева арак. При разжевывании волокон древесины они разделяются, образуя кисточку.
Мубах — нейтральное, допустимое или свободное действие.
Муджахид — в переводе — «совершающий усилие» или «борец». Участник джихада либо мусульманин, борьба которого соответствует одному из определений джихада и укладывается в его причинные рамки.
Муджизат — нечто чудесное, что выходит за пределы возможностей человека и тем самым служит доказательством истинности миссии Пророка Всевышнего ﷺ.
Мустахаб — с араб. — «рекомендованный». Одобряемое или желаемое действие.
Мут‘а — с арабского — «брак для удовольствия» или временный брак, распространенный у арабов еще в доисламские времена, а также разрешенный в первые годы ислама, но запрещенный впоследствии
Также этим термином называли освобождение от ихрама после того, как было совершено малое паломничество имеющим намерение вступить в ихрам, чтобы снова совершить хадж.
Муташабихат — исламский термин, который подразумевает аяты, которые трудны для понимания или неясны, поэтому на них обращают пристальное внимание комментаторы.
Муфтий — в переводе с арабского — «высказывать мнение». Исламская терминология именует так знатока Шариата, ученого, которые дает разъяснение основных положений Шариата, а также принимает решение в спорных вопросах, делая особое заключение, которое основывается на шариатских принципах и имевших место прецедентах.
Мухаддис — так именуют ученого, который глубоко изучил науку о хадисах.
Мухкам — так именуют аяты Корана, которые содержат религиозные предписания, которые ясны или не аннулированы.
Муэдзин — с арабского – «призывающий на молитву»
Человек, который служит в мечети и призывает на молитву мусульман, провозглашая азан, икамат.
Мусульманин или муслим – человек, который придерживается религиозной доктрины Ислама. Дословно с арабского переводится как «предавшийся Аллаху».
Культура ислама
Термин «исламская культура» немного отличается от того, что подразумевает религия. Говоря о культуре ислама, имеется в виду не арабская или восточная культура. В ней существуют общие элементы для всех мусульман, но есть и те, что отличаются в каждой стране.
В мусульманской культуре есть некоторые обычаи/традиции, которые могут быть больше мотивированы культурой, а не религией.
Исламская культура в основном основывается на Коране и можно выделить характерные ей черты:
богоцентризм: вера в Аллаха и пророка Мухаммада, вера в Судный День, жизнь после смерти и Божественное наставление;
скромность, мораль и семейные ценности: воспитание в человеке здоровых отношений в семьях и между супругами, уважение старших, это культура семейных ценностей, отвергаются экстремизм, азартные игры, одурманивающие вещества, гомосексуализм, прелюбодеяние и др.;
ценность знаний: особое внимание получению образования, особо значимы области искусства, архитектуры, здоровья;
призыв к исламу без принуждения: мусульмане считают, что если только дать человеку познать ислам, то истина восторжествует и человек найдёт в нём удовлетворение;
равенство и терпимость: все люди равны, не может существовать никакой дискриминации.
Узнайте и про другие Религии, а также про Атеистов.
Распространение ислама
Всего за 23 года благодаря пророческой деятельности Мухаммеда ﷺ новая вера ислам быстро распространилась на территории Аравийского полуострова.
Существует предание, по которому Пророк Мухаммед ﷺ отправил письмо с призывом принять ислам тогдашним правителям Византии, Персии (Ирана), Эфиопии и Египта. Все, кроме царя Персии, приняли послов благосклонно: иранский же царь письмо разорвал, но вскоре после этого события иранский царь Хосров Парвиз умер.
Пророк Мухаммад ﷺ умер в 632 году, и к этому году почти все племена арабов приняли ислам.
Успех в распространении ислама во многом был обусловлен тем, что учение Мухаммада ﷺ осуждало неравенство между людьми, ростовщичество, несло справедливость и развитие.
Когда же мусульмане в 630 году завоевали Мекку, ислам стал общей религией всех арабов, а сама Мекка стала центром ислама. В период с пятого по седьмой века древние государства Киндитов, Гассанидов и Лахмидов, Пальмира, Саба, Химьяр и Набатея пришли в упадок и распались, и этот процесс способствовал активной исламизации региона.
Ваххабизм
Говоря о мусульманстве и исламе, о разнице между этими понятиями, нельзя не вспомнить о ваххабизме. Это течение возникло в 18 веке в Саудовской Аравии. Главная цель ваххабизма – вернуть ислам к его первоначальной чистоте и сохранить таким, каким он был еще во времена праведных халифов. Именно представители этого течения первыми предложили избавляться от неверных, считая таковыми даже мусульман, которые хоть в чем-то с ними не согласны. Именно ваххабиты истребили большое количество шиитов, разграбили их святые места, усыпальницы и мечети. Наверное, именно с появлением ваххабитов в мире стали задаваться вопросом о том, в чем отличие ислама и мусульманства. Но этот вопрос нельзя считать идеологически верным. Ваххабизм также является одним из течений ислама, и представители этого течения называют себя мусульманами. Однако отношение остальных представителей мусульманского мира к ваххабитам неоднозначное. Многие считают их сектантами, обвиняют в ограниченности мышления и чрезмерном фанатизме. Ортодоксальные мусульмане высказываются категорически против ваххабитов, считая, что их главным объектом поклонения является не Священный Коран, а деньги и власть. В настоящее время понятие «ваххабизм» ассоциируется исключительно со смертью, терроризмом, убийствами. Распространение его привело к тому, что многие люди усомнились в исламе. Сейчас считается, что ислам не несет в себе ничего, кроме крови и разрушений, хотя на самом деле главными святынями этой религии являются мир, покорность и благоденствие. История же ваххабизма – это войны, обман, подкуп. Другими словами, все то, что не имеет никакого отношения к мусульманской морали. Поэтому не стоит разделять мусульманство и ислам. Разницы между этими понятиями не существует, оба слова имеют прямое отношение к одной и той же религии.
Ислам в Советском Союзе
После того, как Российская Империя пала, на короткое время до того, как было установлено правление Советской власти, в учрежденных временно северокавказских государствах-эмиратах действовали нормы шариата.
В самом начале существования Советского Союза государство проводило достаточно благоприятную политику в отношении мусульманства, чем была эта политика по отношению к другим религиозным группам. Мусульманское население активно привлекали для революционной деятельности по свержению царского режима, а после для поддержания Советской власти. Первыми мусульманскими советскими республиками стали Туркестанская, Татарская, Башкирская и другие.
Впервые Всероссийский съезд мусульман прошел в сентябре 1920 года в Уфе, и председателем съезда стал Г. Баруди. На этом съезде было основано ЦДУМ или Центральное духовное управление мусульман, которое стало правопреемником Оренбургского магометанского духовного собрания на территории Казахстана, Сибири и Европейской России.
Устав ЦДУМ был утвержден в 1923 году НКВД РСФСР, и этим Уставом полномочия организации распространялось на Сибирь, Европейскую часть РСФСР и Казахскую АССР. В 1925 году была создана инструкция Наркомпроса, которая разрешала преподавать в мечетях только людям старше четырнадцати лет и после окончания начальной советской школы.
Давление на ислам и атеистическая пропаганда усилились в Советском Союзе в двадцатых годах двадцатого века: она была направлена не только на мусульманскую веру, но на все религиозные учреждения – было закрыто большинство храмов, религиозных учреждений и мечетей. К 1930 году в Татарстане из двенадцати тысяч мечетей было закрыто десять тысяч, а 97 % муэдзинов и мулл лишились возможности выполнять свои обязанности.
Управление духовными делами мусульманской общины было разделено между четырьмя независимыми центрами: ДУМ Средней Азии и Казахстана находился в Ташкенте, ДУМ Закавказья –в Баку, ДУМ Северного Кавказа – в Буйнакске, а ДУМ Сибири и Европейской части СССР – Уфе.
Разрешение издавать Коран и выпускать лунные календари, а также заниматься обеспечением учебными пособиями и предметами для совершения культа в исламских заведениях, мечетях было дано духовным управлениям только в шестидесятых – восьмидесятых годах, и в это же время началось создание журнала для мусульман «Мусульмане Советского Востока». Когда в период СССР насаждался атеизм, ислам более энергично сопротивлялся государственной политике, чем православие, но в советские времена ислам являлся религией, которое исповедовало национальное меньшинство, поэтому он являлся для них не только духовным путем, но и механизмом этнического самосознания и этнической самоидентификации.
В южных республиках в конце семидесятых годов и начале восьмидесятых исламские религиозные настроения и призывы к борьбе начали активизироваться как следствие произошедшей в Иране революции и Афганской войны. Радикальное учение стало широко распространяться среди узбекской и таджикской молодежи. В результате ЦК КПСС принял постановление «О мероприятиях по противодействию попыткам противника использовать «исламский фактор» во враждебных СССР целях» в 1981 году, а в 1983 году оно было дополнено постановлением «О мерах по идеологической изоляции реакционной части мусульманских священнослужителей». После этого официальное отношение к исламу стало более благоприятным, особенно в период перестройки и гласности и после того, как в 1989 году было отпраздновано 1100-летие принятия Ислама в России.