Речь посполитая: дата образования, интересные исторические факты
Содержание:
Государственное устройство
Речь Посполитая считалась общим государством «обоих народов» — польского и литовского, под которыми понималась совокупность представителей шляхетского сословия Королевства Польского и Великого княжества Литовского. Верховная власть, сильно ограниченная со стороны шляхты, принадлежала пожизненно избираемому монарху, носившему единый титул короля польского и великого князя литовского (в его краткой версии). Законодательная, а также частично судебная власть находилась в руках Сейма, состоявшего из двух палат: Сената и Посольской избы. В состав Сената входили высшие государственные сановники и католическое духовенство, Посольская изба состояла из депутатов, называемых послами. Выборы депутатов происходили на поветовых сеймиках, представлявших собой специально созываемые перед началом работы Сейма собрания местной шляхты. Каждый повет отправлял на сейм двух делегатов, которым вручались составленные на сеймике инструкции, отражающие позицию шляхты повета по обсуждаемым на Сейме вопросам.
Будучи парламентским институтом, сеймики также исполняли функцию органов местного самоуправления, представлявшими собой основную форму реализации политических интересов шляхты, постоянно добивавшейся расширения их полномочий. С формальной и идеологической точки зрения все представители шляхты были равны, хотя на практике решающую роль в управлении государством играла немногочисленная группа крупнейших землевладельцев — магнатов. Особенно сильно влияние магнатерии было в Великом княжестве Литовском, однако с течением времени подобная ситуация сложилась и в Королевстве Польском. Постепенно мелкая и даже средняя шляхта оказалась зависима от магнатов, так как без их поддержки не могла добиться назначения на должности и улучшения своего экономического положения. По мере расширения влияния магнатов сеймиковая политическая культура приходила в упадок, виной чему была слабость государственного аппарата и особенно отсутствие влияния центральной власти на регионы.
Путешествие двора польского магната во времена короля Августа III Саксонского. Художник Ян Хельминский, 1880 год.
Избрание монарха происходило на проводившемся в окрестностях Варшавы элекционном сейме, принять участие в котором могли все шляхтичи. Право быть избранным также имел каждый шляхтич, при этом в большинстве случаев кандидатами на престол становились представители иностранных династий. Избираемый пожизненно монарх не имел права передачи трона по наследству, издания декретов (привилеев), противоречащих законам, а также ареста шляхтича без суда. Дополнительные ограничения на королевскую власть накладывали так называемые генриковы артикулы, принимаемые монархом перед вступлением на престол. Политические и финансовые обязанности монарха определялись ещё одним обязательным соглашением, известным как Pacta conventa. Подписанием этого договора король и великий князь отказывался от передачи трона по наследству, обязывался править в согласии с королевским советом из 18 сенаторов, не реже раза в два года созывать Сейм, без разрешения которого не объявлять войны и мира и не вводить новые налоги. На территории Великого княжества Литовского условия правления великого князя определялись также положениями Статута Великого княжества Литовского.
Религия и культура
Несмотря на то, что для многих народов Речи Посполитой (например, русинов) традиционной религией являлось православие, на территории страны доминировал католицизм, традиционный для Польши. Русинское население занимало низший социальный слой. Они не принимали польский язык и религию, и в итоге это привело к значительному социальному расслоению. Некоторые русинские магнаты открыто противостояли влиянию шляхты, продолжая исповедовать православное христианство и давая детям на подконтрольных территориях строго православное образование. Однако со временем польскому влиянию было все труднее сопротивляться, и в конечном итоге практически все русинское дворянство было полонизировано.
Поздние реформы
В конечном итоге Содружество Речь Посполитая предприняло серьезные усилия по реформированию своей политической системы, приняв в 1791 году Конституцию 3 мая, первую в Европе кодифицированную национальную конституцию в «Модерн таймс» и вторую в мире после Конституции США, которая возникла двумя годами ранее. Революционная Конституция превратила бывшее Речи Посполитую в польско-литовское федеративное государство с наследственной монархией и отменила многие пагубные черты старой системы. Новая конституция:
• отменило вето liberum и запретило конфедерации шляхты;
• предусмотрено разделение полномочий между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти;
• установил «народный суверенитет» и расширил политические права, включив не только дворянство, но и буржуазию;
• увеличились права крестьянства;
• сохранилась религиозная терпимость (но с осуждением вероотступничества со стороны католической веры).
Однако эти реформы были слишком запоздалыми, так как Содружество Речь Посполитая было немедленно захвачено со всех сторон его соседями, которые согласились оставить слабое Содружество в качестве буфера, решительно отреагировало на попытки короля Станислава Августа Понятовского и других реформаторов укрепить страну [. 2 Россия опасалась революционных последствий политических реформ Конституции 3 мая и перспективы восстановления Содружества своей позиции европейской империи. Екатерина Великая считала майскую конституцию фатальной для ее влияния и провозгласила польскую конституцию якобинской.
Григорий Александрович Потемкин разработал проект для Конфедерации Тырговица, назвав конституцию «зараза демократических идей». Тем временем Пруссия и Австрия, также опасаясь усиления Польши, использовали ее в качестве предлога для дальнейшей территориальной экспансии. Прусский министр Эвальд фон Герцберг назвал конституцию «ударом по прусской монархии», опасаясь, что усиленная Польша вновь будет доминировать в Пруссии В конце концов, Конституция 3 мая так и не была полностью реализована, и Содружество полностью прекратило свое существование только через четыре года после принятия Конституции.
Политическая ситуация внутри союза
Люблинская уния считается самым большим достижением Сигизмунда II и одновременно его самой большой неудачей. Несмотря на то, что он смог создать одно из крупнейших государств на территории Европы, которое просуществовало более 200 лет, Сигизмунд не смог провести правильных политических реформ, чтобы заставить эту систему отлаженно работать. Он пытался укрепить монархию за счет поддержки дворянства и магнатов, однако в результате неконтролируемой коррупции она пришла в упадок.
Дворянство всеми силами стремилось заполучить как можно большую власть, зачастую прибегая к подкупу или принуждению своих подчиненных и коллег. Процветали сговоры и покровительство среди заинтересованных лиц. В результате в политической системе союза воцарился хаос.
Теоретически, все дворянство внутри Речи Посполитой имело равные права, однако на практике это не работало. У государства не было рычагов управления и достаточных полномочий, чтобы контролировать действия представителей власти. Со временем это привело к тому, что каждый из магнатов пытался захватить все большую власть и сместить конкурентов. Такой порядок вещей привел страну к анархии и междоусобным стычкам.
Люблинская уния предполагала, что слияние Литвы и Польши в единое государство должно проводиться на равных условиях. Обе страны в теории сохраняли достаточную автономию и могли иметь собственную армию, казначейство и законы. На практике же, более развитая Польша занимала в Сейме больше мест (три к одному).
Создание Речи Посполитой подразумевало, что между странами Литвы и Польши наступит тесный и дружественный союз. Однако, Литва постоянно стремилась к укреплению своей автономии и всеми способами ограждала себя от польского влияния. Подписанный в 1566 году Второй Статут Литвы не потерял своей власти и после присоединения к Речи Посполитой и в конце концов трансофрмировался в Третий Статут, подписанный в 1588 году. Однако, он расходился с законами Люблинской унии во многих вопросах.
Польское дворянство стало рассматривать Статут Литвы как неконституционный. В уставе Люблинской унии было прописано, что ни один закон на территории Речи Посполитой не может противоречить законам союза.
Однако, Литва настаивала на том, что законы Статута действовали на территории страны еще задолго до вступления ее в союз. Между странами на этой почве зародился конфликт, который сохранялся на протяжении многих лет.
Попытки поляков ограничить власть литовских князей (в особенности клан Сапьеха) и унифицировать законы союза привели к возникновению в Литве движения koekwacja praw (за равноправие). В результате, благодаря этому движению на Сейме 1697 года был принят ряд реформ, нацеленных на уравнивание в правах Литвы и Польши.
Сейм 1569 года
Встреча Сейма состоялась в январе 1569 года недалеко от города Люблин. Переговорщики не смогли прийти к соглашению. Польские делегаты оказали сильное давление на литовцев, и последние в знак протеста покинули Люблин 1 марта при поддержке воеводы Николая Радзивилла. Знать опасалась, что при отсутствии сдерживающего фактора Сигизмунд II теперь неминуемо подпишет союзный договор в одиночку.
Шляхта продолжала свое давление на Литву. 26 марта король Польши издал указ, который включал в состав Польского королевства земли Волыни, Подляска, Подолья и Киева. Все эти территории ранее входили в состав Киевской Руси, а на момент подписания указа принадлежали Литве. После аннексии территорий все дворяне, которые отказались признать власть польского короля, были приговорены к казни, а их земли конфисковала корона.
Литовцы были вынуждены вернуться к переговорам. На этот раз делегацию возглавил Ян Ходкевич. Польская шляхта продолжала настаивать на полном включении Литовских земель в состав польской короны, но литовцам удалось настоять на создании федеративного государства. 28 июня 1569 года все разногласия между сторонами были преодолены, и акт об объединении был подписан королем 1 июля того же года.
Причины раздела Речи Посполитой
Основные причины:
- Внутренний кризис – отсутствие единогласия в административном аппарате государства (сейм), борьба за власть между польской и литовской знатью.
- Внешнее вмешательство – Пруссия, Австрия и Россия оказывали сильное экономическое и политическое влияние.
- Религиозная политика – попытка польского духовенства, через власть, распространить католичество на всей территории Речи Посполитой
Внутренний кризис
«Рейтан — упадок Польши», картина Яна Матейко. Холст, масло
К середине 18-го века Речь Посполитая, возникшая из объединения Литвы и Польши в 1569 году, находилась в состоянии глубокого внутреннего кризиса. Несмотря на наличие короля, власть принимать законы и определять путь развития государства принадлежала сейму – совету представителей, продвигающих интересы польских и литовских дворян. Сейм заседал с учётом правила liberum veto – решение по любому вопросу могло быть принято только единогласно всеми участниками. Учитывая, что каждый из представителей отстаивал только собственные интересы – развитие государства как в экономическом, так и в политическом плане не происходило, большая часть заседаний оказывалась бесплодной. Более того, иностранные дипломаты активно подкупали депутатов сейма для срыва или продвижения интересных им решений.
К 1764 году на польский трон взошёл Август Понятовский – Екатерина II продвинула своего бывшего фаворита на высший государственный пост Речи Посполитой
Внешнее вмешательство
Не принимая участия в Семилетней войне, Речь Посполитая предоставляла возможность для российских, австрийских и французских войск свободно маневрировать по свой территории для атак на Пруссию.
Прусский король Фридрих II, желая подорвать и без того шаткую экономику соседа, организовал выпуск фальшивых польских денег. Заинтересованность Пруссии была вызвана желанием объединить свои северо-восточные и западные территории, разделенные частью польских земель.
Гравюра «Раздел Польского Королевства»
Не принимая участия в Семилетней войне, Речь Посполитая предоставляла возможность для российских, австрийских и французских войск свободно маневрировать по свой территории для атак на Пруссию.
Прусский король Фридрих II, желая подорвать и без того шаткую экономику соседа, организовал выпуск фальшивых польских денег. Заинтересованность Пруссии была вызвана желанием объединить свои северо-восточные и западные территории, разделенные частью польских земель.
Попытки реформирования политической системы в 1764 году были полностью нивелированы к 1767 году – используя Понятовского, часть пророссийски настроенных польских дворян и дипломатические таланты посла Николая Репнина, Екатерина II продавила отмену всех нововведений и возвращение liberum veto.
Религиозная политика
Польское духовенство, исповедующее католичество, активно пользовалось влиянием на знать для распространения своей религии на восточную часть страны, большая часть населения которой принадлежала к православному христианству.
В 1768 Репнин продавил принятие равных правд для католиков и православных, что в совокупности с прочими вмешательствами во внутреннюю политику Речи Посполитой вызвало возмущение части польских и литовских дворян. Образованная по призыву краковского епископа Барская конфедерация объявила войну Понятовскому и всем сторонникам протекции Екатерины II, призвав на помощь Францию и Османскую Империю.
Карта до раздела
Отношения между Русью и Польшей
Формирование государственности на Руси и в Польше в Средние века началось практически синхронно. Но в момент принятия христианства цивилизационные пути двух могущественных славянских государств начали расходиться. Если польский князь Мешко I крестился по западному, римскому обряду, то княгиня Ольга с князем Владимиром — по восточному, отказавшись от цивилизационной общности с Западной Европой.
Отношения между Русью и Польшей в Средние века были достаточно нестабильными. Рюриковичи заключали с Пястами (первая династия польских правителей) династические браки и оказывали родственникам помощь, однако параллельно вели с ними войны.
Язык и религия
Страна была населена различными этническими группами, говорящими на разных языках и с разными вероучениями. В Речи Посполитой было три официальных языка: латинский, польский и русинский (протоукраинский и белорусский).
Что касается религии, то эта страна была многоконфессиональным государством. Католики во второй половине шестнадцатого века составляли менее половины его населения. Его территория была разделена между Римской и Византийской церквями.
В юго-восточной части Польского королевства и в восточной части Великого княжества Литовского доминирующей была православная вера. У армян тоже были свои отдельные епархии, они пользовались широкой свободой вероисповедания. В 16-м веке влияние Реформации достигло Польши и Литвы. Лютеранство было принято в основном в городах с немецким населением на севере и в западной части Польского королевства, в то время как кальвинизм распространился среди дворян Малой Польши и Литвы.
Чешские братья и антитринитарии, которых преследовали в их метрополиях, также нашли убежище в Польше и Литве. Варшавская Конфедерация (1573) гарантировала мирное сосуществование среди христианских конфессий, в том числе католиков, православных и протестантов. В 17-м веке за религиозную терпимость Речь Посполитую называли «убежищем еретиков». Здесь также проживали представители не христианских конфессий. В 18-м веке евреи составляли около 10 процентов населения. Были также мусульмане (татары).
Примечания[ | код]
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 2 октября 2017.
- С. Захаркевич. // Художественная культура армянских общин на землях Речи Посполитой: Материалы Международной научной конференции / Сост. и отв. ред. И. Н. Скворцова. — Минск: Арт. Дизайн, 2013. — С. 23.
- Вялікае Княства Літоўскае. Энцыклапедыя у 3 т. — Мн.: БелЭн, 2005. — Т. 1: Абаленскі — Кадэнцыя. — С. 18. — 684 с. — ISBN 985-11-0314-4.
- Дмитрук, Е. П. Название польского государства и особенности его политико-государственного устройства в XX в. согласно конституционным актам: историко-юридический анализ // Право.by. — 2014. — 1 (27). — c. 13-18.
- ↑ Грыцкевіч А. Дзяржаны і палітычны лад // Вялікае Княства Літоўскае. Энцыклапедыя у 3 т. — Мн.: БелЭн, 2005. — Т. 1: Абаленскі — Кадэнцыя. — С. 43—44. — 684 с. — ISBN 985-11-0314-4.
- Радаман А. Соймік // Вялікае Княства Літоўскае. Энцыклапедыя у 3 т. — Мн.: БелЭн, 2005. — Т. 2: Кадэцкі корпус — Яцкевіч. — С. 617. — 788 с. — ISBN 985-11-0378-0.
- Нарысы гісторыі Беларусі. — Мн.: Беларусь, 1994. — Т. 1. — С. 177. — 528 с.
- Вялікае Княства Літоўскае. Энцыклапедыя у 3 т. — Мн.: Беларуская Энцыклапедыя імя П. Броўкі, 2005. — Т. 1: Абаленскі — Кадэнцыя. — С. 114—116. — 684 с. — ISBN 985-11-0314-4
- (недоступная ссылка). Сайт города Ветка и Ветковского района Гомельской области. Дата обращения: 24 марта 2018.
- Kuklo C. Demografia Rzeczypospolitej Przedrozbiorowej. — Warsawa: Wydawnictwo DiG, 2009. — P. 211. — 518 p.
- ↑ Cezary Kuklo. Demografia Rzeczypospolitej Przedrozbiorowej. — Warsawa: Wydawnictwo DiG, 2009. — P. 211. — 518 p. — ISBN 978-83-7181-590-4.
- Administration // Encyclopedia Lituanica / Simas Sužiedėlis, Juozas Kapočius. — Boston, Massachusetts, 1970—1978. — Т. I. — С. 17—21.
- Stasys Vaitiekūnas. Lietuvos gyventojai: Per du tūkstantmečius. — Vilnius: Mokslo ir enciklopedijų leidybos institutas, 2006. — P. 53. — ISBN 5-420-01585-4.
- Рябцевич В. Н. Нумизматика Беларуси. — Мн.: Полымя, 1995.
Демография и религия
Население Содружества Речь Посполитая обоих народов никогда не было в подавляющем большинстве ни католиком, ни поляком. Это обстоятельство возникло в результате владения Польшей Украиной и конфедерации с Литвой, в обеих странах этнические поляки составляли явное меньшинство. Содружество состояло в основном из четырех наций: литовцы, поляки, белорусы (обычно называемые русинами) и украинцы (последние обычно назывались русинами). Иногда жителей Великого княжества Литовского называли литвинами, славянским термином для литовцев, несмотря на различное этническое происхождение.
Вскоре после Люблинского союза население Содружества составляло около 7 миллионов человек, с грубым разбивкой на 4,5 миллиона поляков, 0,75 миллиона литовцев, 0,7 миллиона евреев и 2 миллиона русинов. В 1618 г. после Деулинского перемирия население Содружества увеличилось вместе со своей территорией, достигнув 11,5 млн. Человек, которые состояли примерно из 4,5 млн. Поляков, 3,5 млн. Украинцев, 1,5 млн. Белорусов, 750 000 литовцев и пруссаков, по полмиллиона каждого. евреев и ливонцев. В то время дворянство составляло десять процентов населения, а бюргеры — 15 процентов.
В период с 1648 по 1657 годы потери населения оцениваются в четыре миллиона. В сочетании с дальнейшими потерями населения и территории в 1717 году население Содружества Речь Посполитая сократилось до 9 миллионов человек: примерно 4,5 миллиона поляков, 1,5 миллиона украинцев, 1,2 миллиона белорусов, 0,8 миллиона литовцев, 0,5 миллиона евреев и 0,5 миллиона других.
Быть польским в непольских землях Содружества было тогда гораздо меньшим показателем этнической принадлежности, чем религии и ранга; это было обозначение, в значительной степени зарезервированное для землевладельческого дворянства (шляхты), в которое входили поляки, а также многие представители непольского происхождения, которые с каждым следующим поколением переходили в католицизм во все большем количестве. Для непольского дворянина такое обращение означало последний шаг полонизации, который последовал за принятием польского языка и культуры.
Польша, как наиболее культурно развитая часть Содружества Речь Посполитая, с королевским двором, столицей, крупнейшими городами, вторым старейшим университетом в Центральной Европе (после Праги) и более либеральными и демократическими социальными институтами, оказалась непреодолимым магнитом. для непольского дворянства в Содружестве.
В результате на восточных территориях польская (или полонизированная) аристократия доминировала над крестьянством, подавляющее большинство которого не было ни польским, ни римско-католическим. Более того, десятилетия мира привели к огромным усилиям по колонизации в Украине, усилив напряженность среди знати, евреев, казаков (традиционно православных), польских и русианских крестьян.
Последние, лишенные своих местных защитников среди русинского дворянства, обратились за защитой к казакам, которые способствовали насилию, которое в итоге разрушило Содружество Речь Посполитая. Напряженность усугублялась конфликтами между Восточным Православием и Греко-Католической Церковью после Брестского Союза, общей дискриминацией православных религий доминирующим католицизмом и несколькими казацкими восстаниями. На западе и севере во многих городах было немало немецких меньшинств, часто принадлежавших реформатским церквям.Содружество также имело одну из крупнейших еврейских диаспор в мире.
До Реформации шляхты были в основном католиками или православными. Однако многие семьи быстро приняли реформатскую религию. После контрреформации, когда Римско-католическая церковь восстановила власть в Польше, шляхта стала почти исключительно католической, несмотря на то, что римский католицизм не был религией большинства (римско-католическая и православная церкви составляли примерно 40 процентов населения каждая в то время как оставшиеся 20 процентов были евреями и членами различных протестантских церквей). Следует отметить, что контрреформация в Польше, на которую повлияла традиция религиозной терпимости Содружества, основывалась главным образом на пропаганде иезуитов и была очень мирной по сравнению с эксцессами, такими как Тридцатилетняя война в других странах Европы.
История государства
Ливонская война была закончена при короле Стефане Батории, который подписал выгодный мир в 1582 году. Польша получила Полоцк и Ливонию.
История государства протекала неспокойно:
- После внезапной смерти Стефана страна погрузилась в разногласия относительно нового правителя. Состоялись 2 сейма, каждый выбрал своего короля. В результате в 1587 году на трон взошел сын шведского короля Сигизмунд III. Выбравшие его шляхтичи надеялись таким образом укрепить союз со Швецией.
- В 1592 году после смерти отца Сигизмунд взошел на шведский трон и на короткое время объединил оба государства в личную унию. Однако через 3 года шведский парламент избрал нового регента вместо отсутствующего короля. Попытки вернуть трон привели к войне со Швецией и гражданской войне, в ходе которой некоторые дворянские семьи, в том числе Мнишеки, решили поддержать авантюру Лжедмитрия I.
- 1609−1618 — Русско-польская война, или Польско-литовская интервенция. В это время страна активно поддерживала Лжедмитрия I и Лжедмитрия II, а после пыталась заставить Россию передать трон королевичу Владиславу.
- 1648−1654 — восстание Богдана Хмельницкого и казаков Войска Запорожского. В результате Запорожские земли перешли в российское подданство.
- 1654−1667 — Русско-польская (или Тринадцатилетняя) война за утерянные Россией в Смутное время земли. Закончилась подписанием Андрусовского перемирия на выгодных для России условиях.
- 1655−1660 — Северная война со Швецией и ее союзниками. Озабоченная успехами Российского государства в Тринадцатилетней войне, Швеция предложила польскому королю объединиться, но последнего не устроили выдвинутые условия (территориальные уступки), и он выдвинул встречные — потребовал компенсацию за свой отказ от шведского престола. Швеция приняла решение начать войну. Только противоречия между союзниками спасли государство от разгрома. Был заключен Оливский мир, который решал все имеющиеся вопросы о территориях и правах на трон. Государство была сильно ослаблено. Король Ян II Казимир с трудом удержал страну от распада и сохранил границы.
- 1674−1696 — правление Яна III Собеского, при котором произошел рост политического могущества государства. При нем произошли войны с Османской империей, которые положили конец ее экспансии в Европе.
- 1700−1721 — Северная война против Швеции и ее союзников. Польша выступала на стороне Российской империи, ее территории стали местом боевых действий. Это привело к разорению населения и экономическому кризису. Внутренние проблемы усиливались из-за постоянного вмешательства других государств в дела Польши и кризису в управлении. В результате в 1768 году посол России под угрозой ввода войск в Варшаву навязал правительству невыгодные для них законы. Страна превратилась в протекторат России.
- 1764−1795 — правление Станислава II Августа Понятовского, последнего короля Речи Посполитой. При нем произошли кардинальные перемены в государственном устройстве. Начался экономический подъем, но его результаты были уничтожены Россией в ходе Русско-польской войны (1792). При Станиславе произошли 3 раздела Речи Посполитой и восстание (народная борьба) Костюшко (1794), подавленное Россией и Пруссией.
По таблице можно проследить даты правления всех королей.
Годы правления | Имя |
1569−1572 | Сигизмунд II Август |
1573−1574 | Генрих Валуа |
1575−1586 | Анна Ягеллонка с супругом |
1576−1586 | Стефан Баторий |
1587−1632 | Сигизмунд III |
1632−1648 | Владислав IV |
1648−1668 | Ян II Казимир |
1669−1673 | Михаил Корибут |
1673−1696 | Ян III |
1697−1704 и 1709−1733 | Август II Сильный |
1704−1709 и 1733−1734 | Станислав Лещинский |
1734−1763 | Август III |
1764−1795 | Станислав II Август |
Проблемы религии
На территории проживали люди, исповедавшие разные религии. В Польше и Литве это в основном были католики, на русских землях — православные, по всей земле проживали мусульмане, евреи и протестанты разных направлений.
В первые годы существования государства проблем, связанных с религией, не наблюдалось: была провозглашена свобода вероисповедания. Однако при Сигизмунде III обстановка поменялась. Из-за ослабления православия и победы Контрреформации усилились противоречия в обществе, доходило до открытых стычек, восстаний и убийств.
При Владиславе IV были сделаны попытки вернуть веротерпимость, однако к середине XVII века католицизм стал господствующей религией. К тому времени многие протестантские общины переехали в Европу, православные стали небольшим меньшинством, треть населения принадлежала униатской церкви, а атеизм преследовался.
Религиозный вопрос часто становился официальной причиной для вмешательства соседей в дела Речи Посполитой. При этом сюда приезжали верующие из стран с более сложными обстановками, например, староверы России. Немаловажную роль играл и орден иезуитов, особенно в системе образования.
Объединенные в унию Королевство Польское и Княжество Литовское существовали чуть больше 2 веков — с конца XVI по конец XVIII века. За это время страна прошла путь от великой, крупнейшей европейской страны до политически зависимой от соседей, пережила 3 раздела территорий и вмешательство в свои дела чужих государств.