Лютеранство

Содержание:

Отношение к греху и спасению

В лютеранстве основной грех людей в том, что человек мало думает о Боге, мало слушает проповеди, мало впускает Евангелие в свою душу, а больше думает о себе и насущных делах. Отстраненность человека от Бога полагают лютеране главным грехом.

Православие призывает христиан Нового Завета, соблюдать, как минимум, Десять Заповедей,  а также видеть и исповедовать большое количество разнообразных грехов, препятствующих попаданию в Жизнь Вечную.

В православии человек может, покаявшись и делая добрые дела, заслужить прощение своих грехов. Лютеранин одной только верой своей в Учение Иисуса Христа искупает грехи свои, по сути Господь своей Кровью искупил грехи всех лютеран.

Рекомендации

  • Kilström, B., Högkyrkligheten i Sverige och Finland до 1900-х гг . Хельсингборг 1990, ISBN  91-7830-052-5
  • Дробницкий, W: Hochkirchliche Bewegung . Die Religion in Geschichte und Gegenwart (RGG), Dritte Auflage, группа III, 1959
  • Мумм, Рейнхард: Hochkirchliche Bewegung в Германии . Theologische Realenzyklopädie, группа XV, 1986
  • Сассе, Герман: «Братское предупреждение против опасности« высокой церкви »», переведенный М.К. Харрисоном в книге «Одинокий путь: избранные письма и эссе» (Сент-Луис: издательство Concordia, 2002), стр. 304-305.
  • Хайзер, Джеймс Д. Стюардс тайн Бога , Repristination Press, 2011. ISBN  978-1-891469-41-1
  • Гевальд А. и Томанн Г. «Движение лютеранской высокой церкви в Германии и его литургическая работа: введение», Lulu.com, 2011. ISBN  978-1-4709-7378-0

Вероучение

Вероучение (конфессия) исчерпывающе изложено в Книге Согласия. Лютеране относят себя к теистам-тринитариям (Святая Троица) и исповедуют Богочеловеческую природу Иисуса Христа, распятого на кресте, спустившегося в ад, воскресшего и вознесшегося на небо, чтобы в конце времен прийти вновь для суда над живыми и мертвыми

Важное место в доктрине занимает концепция первородного греха, который может быть преодолён исключительно действием благодати (лат. Sola Gratia), выражаемой в вере (лат. Sola Fide). Вместе с тем, отрицая роль свободы в спасении, лютеране не отрицают свободы в мирских делах, поэтому они не являются сторонниками предопределения (Бог все знает, но не все предопределяет)

Главным и единственным критерием правильности веры они считают Библию (лат. Sola Scriptura). В качестве дополнительного авторитета лютеране прибегают к Священному Преданию Отцов Церкви и другим традиционным источникам, вовсе не обязательно лютеранским, однако подчёркивая, что они (как и Книга Согласия) истинны настолько, насколько соответствуют Писанию (Библии), и ни в коем случае не самодостаточны. Такой же критический взгляд применяется и к мнениям богословов, стоявших у истоков исповедания, в том числе и к сочинениям самого Лютера, отношение к которому у лютеран уважительное, но без культа.

Лютеране признают два таинства: крещение и причастие (в то же время Апология Аугсбургского исповедания относит к таинствам исповедь и рукоположение, арт. XIII). Посредством крещения люди становятся христианами. В причастии они укрепляются в вере. Особенностью лютеранского причастия внутри западной традиции является то, что потиром причащаются все верующие, а не только священники. Это связано с особым взглядом на церковь, где священники являются лишь пасторами (проповедниками), то есть, всего лишь особыми профессионалами в своей общине, и ничем не возвышены над мирянами. Между тем лютеранская церковь возводит своё преемство к апостольским временам. Это преемство понимается не обязательно непосредственно, как, например, в православии, а скорее в духовном смысле[источник не указан 3465 дней]. В строгом смысле не обладают статусом таинства: конфирмация, венчание, отпевание и ординация.

СТОКГОЛЬМСКИЙ СИНДРОМ И БОГОСЛОВСКИЕ СТРАДАНИЯ

— Что, на ваш взгляд, может заставить лютеранина усомниться в правильности выбранного пути?

— Я прекрасно понимаю, что когда люди говорят о кризисе лютеранства, этому есть основания. Здесь явно есть о чем задуматься. Я и сам остро переживаю многие моменты современной истории нашей Церкви. И проблемы наблюдаются в нескольких сферах.

Первое — нынешнее состояние европейского лютеранства. Прежде всего в Швеции, Норвегии, Дании, проще говоря, в Скандинавии — традиционных лютеранских странах. Швеция, например, до недавнего времени была примером высокого лютеранства. И вдруг резко всё изменилось: женское священство, заигрывание с содомским грехом, секуляризация Церкви. Недавно так называемая «епископша» Стокгольма призвала снять с храмов кресты, дабы не обижать мусульман (речь идет о епископе Стокгольма Еве Брунне, открытой лесбиянке, котораяпредложила разместить в портовом храме молельную комнату для мусульман. — Прим. ред.). Это всё ужасно! Но в этих странах есть и лютеранские церкви, стоящие на консервативных позициях. В Швеции это «Миссионерская провинция», не признающая нововведений официальной Шведской Церкви, — численность ее последователей постоянно растет. Аналогичная ей Церковь появилась в Финляндии — так называемый Фонд Лютера (Евангелическо-лютеранская Миссионерская епархия Финляндии). У них очень консервативные священники, крепкие общины. Я бывал на их богослужениях — очень сильное впечатление. Очень много верующих в Миссурийском Синоде — консервативной Лютеранской Церкви в США. То есть на общем либеральном фоне — заметная попытка христиан противостоять разложению. Но пока либералов больше.

Второе — допускаю, что может возникнуть разочарование в богословском наследии нашей конфессии. Все Церкви, которые появились на волне Реформации, упрекают в ультрарационализме, попытке втиснуть религиозный опыт в прокрустово ложе разума, пропустить всё через призму рацио, лишив христианство тáинственности, перечеркнув знаменитое тертулиановское «Верую, ибо абсурдно». Но, на мой взгляд, это не совсем верно. Ультрарационализм — это Цвингли, Кальвин, но не Лютер. Лютер боролся за то, чтобы в жизни христианина присутствовал мистический опыт, хотя и боялся его. Лютер отстаивал Таинства, в которых этот опыт выражается особенно глубоко.

Кроме того, российскому читателю на родном языке доступны далеко не лучшие творения лютеранских мыслителей, и, по большей части, — купированное, редуцированное богословие. И христианин, который не готов к тому, что истина может быть нарисована мелком на доске, конечно, разочаруется. Но опять же — это вина не лютеранской богословской парадигмы, а тех, кто пишет не очень качественные книги. Приведу положительный пример: святитель Тихон Задонский своим духовным чадам советовал читать две книги. В первую очередь Библию, а во вторую — «Об истинном христианстве» немецкого лютеранского богослова Иоганна Арндта: «В Библии поучаться, Арндта прочитывать, а в прочие книги как в гости прогуливаться».В свое время эта книга пользовалась в православной среде огромным авторитетом. Удивляешься полнокровности христианского опыта и мысли Арндта. Но зачастую, к сожалению, пасторы и прихожане знакомятся с учением Церкви по выхолощенному богословию, прошедшему через горнило не лучших голов лютеранских мыслителей.

Лютеранство в странах СНГ

Лютеранство в России

Лютеранство на территории России появилось ещё в XVI веке благодаря немецким переселенцам. В 1832 году все течения и организации лютеранства (за исключением собственно Финляндии и Польши) были объединены в Евангелическо-лютеранскую церковь в России (ЕЛЦР), которая получила единый устав, согласно ему, главой церкви являлся российский император, но оговаривалось его невмешательство в религиозные дела.

В советское время церковь к 1938 году была уничтожена. В сентябре 1948 году была зарегистрирована евангелическо-лютеранская община в Латвии, первая в СССР, а затем в Эстонии. В 1980 году насчитывалось около 80 зарегистрированных лютеранских общин. Однако все они были независимы друг от друга, не объединены в церковь.

Во время перестройки государство признало всю Церковь и было необходимо воссоздать структуру управления. Главой новообразованной церкви стал Харальд Калныньш (который ранее долгое время по собственной инициативе посещал общины в России), посвящённый епископом в Риге. Воссозданная церковь получила название «Немецкая Евангелическо-Лютеранская Церковь в Советском Союзе». В 1990 году была создана Консистория (управляющая церковью).

  • После распада СССР в большинстве вновь образованных государств возникли формально самостоятельные лютеранские деноминации, которые однако объединились в один союз — ЕЛКРАС. Считается, что ЕЛКРАС является церковью немецкой традиции. Однако сегодня нет строгой этнической направленности, хотя некоторые общины получают официальную поддержку и финансирование из Евангелической церкви Германии[источник не указан 3461 день]. Долгое время ЕЛКРАС не имела единого административно-духовного центра. Сегодня Духовное управление осуществляет архиепископ, с недавнего времени его обязанности исполняет Дитрих Брауэр. Центральное управление находится в Санкт-Петербурге. Административные центры в Москве и Омске.
  • В 1992 году от Эстонской Евангелическо-Лютеранской Церкви отделилась Церковь Ингрии.
  • В 1997 году от Церкви Ингрии отделилась Карельская евангелическо-лютеранская церковь.
  • В Сибири длительное время существовала миссия Эстонской Евангелическо-Лютеранской Церкви (ЭЕЛЦ), которая в 2003 году стала самостоятельной Сибирской Евангелическо-Лютеранской Церковью с центром в Новосибирске. Это надэтническая лютеранская церковь, приходы которой расположены как в Восточной, так и Европейской частях России.
  • Евангелическо-лютеранская церковь Аугсбургского исповедания (ЕЛЦАИ) — лютеранская деноминация, созданная в 2006 году (получила официальную регистрацию в 2007 году). Позиционирует себя как наднациональная церковь. Была создана после отказа Церковью Ингрии и ЕЛКРАС принимать в свой состав новые лютеранские общины, созданные на территории РФ. Многократно проявляла инициативу по объединению с другими лютеранскими церквами, заявляя, что единственная цель её создания — дать возможность юридической регистрации лютеранским общинам, не принимаемым в состав существовавших ранее церквей. ЕЛЦ АИ последовательно налаживает сотрудничество с лютеранскими церквами за пределами Российской Федерации, в частности с лютеранами Германии, Швеции и Финляндии.
  • Евангелическо-лютеранская церковь «Согласие» — Одна из пяти официально зарегистрированных лютеранских церквей на территории Российской Федерации. Образовалась при содействии миссионеров из Синода Висконсина в конце XX века. В 1992 году группа верующих из новосибирского Академгородка пригласила миссионеров для организации консервативной лютеранской церкви в России с центром в Новосибирске. В 1996 году Евангелическо-Лютеранская Церковь «Согласие» становится самостоятельной от Висконсинского синода и вошла в международную конференцию наиболее консервативных лютеранских церквей (CELC). Сейчас в церкви имеется шесть приходов, служат четыре российских пастора и пастор-миссионер. Председатель Синода — пастор Седельников Аркадий Павлович. Ведущий теолог и профессор Духовной семинарии — пастор Алексей Евгеньевич Ферингер.

Лютеранство на Украине

Первые лютеране появились на Украине ещё в XVI веке. В дальнейшем верующие данной конфессии принадлежали к имперской Церкви России (за исключением запада страны). Там, на территории, принадлежавшей до 1939 года Польше, возникла Польская лютеранская церковь, возобновившая свою деятельность во вновь образованном государстве после 1994 года. Помимо этого здесь функционирует Немецкая евангелическо-лютеранская церковь Украины (НЕЛЦУ), формально входящая в ЕЛКРАС, но на деле давно самостоятельная. Кроме того, здесь существует Синод евангелическо-лютеранских церквей Украины.

Литература

  • Барсов, Н. Лютеранство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1896. — Т. XVIII. — С. 253—258.
  • Бобылёв А. В. Дореформационный период и Реформация : Книги и брошюры, изданные на русском языке : Библиографический список. — М.: Собор Петра и Павла в Москве, 1999. — 47 с.
  • Бобылёв А. В. Дореформационный период и Реформация : Зарубежные библиографии и справочные издания : Библиографический список. — М.: Собор Петра и Павла в Москве, 1999. — 31 с.
  • Соколов И. И. Отношение протестантизма к России в XVI и XVII вв. (1880) // Мартин Лютер. О свободе христианина / Мартин Лютер ; сост. и пер. Ивана Фокина. — 3-е изд. — Уфа: ARC, 2013. — С. 553—599. — 685 с. — ISBN 978-5-905551-05-5.

Оформление лютеранского богословия в Европе

С конца 16 века до второй половины 17 века старолютеранская ортодоксия занимала ведущую роль в движении. Единая догма победила и следовало сформулировать для паствы единую картину мира. Новая вера должна была стать нормой повседневной жизни. Нужно было выработать единое представление о материальном и духовном мире, этике и морали, а также философии. Безусловно, в строго лютеранской трактовке. Сторонники лютеранской ортодоксов всегда выделялись написанием огромных томов компендиумов, которые излагались в полемичной форме. У ортодоксии появились свои интеллектуальные лидеры. Крупный лютеранский богослов Эгидий Хунний Старший пытался сформулировать единую лютеранскую точку зрение на происхождение мира и человека. В 17 веке его сменил богослов из Польши Абрахам Калов, который взялся за интерпретацию библии и оставлял масштабные комментарии этого текста. Еще один теолог Иоганн Герхард, писавший в 30−40 годах 17 столетия, также отмечен как весомая фигура в этом движении. Интеллектуальными центрами ортодоксов были университеты Тюбингена, Лейпцига и Виттенберга. Постепенно складывалась лютеранская норма в Скандинавских странах, которые приняли Реформацию во второй половине 16 века.


Абрахам Калов. (wikipedia.commons)

После окончания Тридцатилетней войны подписанием Вестфальского мира 1648 года, богословские диспуты и дискуссии ушли на второй план. Теологов интересовали больше вопросы души и отношений с богом. В 1675 году придворный духовник саксонского курфюрста Филипп Шпенер издал трактата «Желанное благочестие», где четко прослеживался отход от полемики с другими конфессиями.


Филипп Шпенер. (wikipedia.commons)

организация

Основные направления

Лютеранские церкви сегодня имеют три основных направления, которые выражаются в трех всемирных организациях:

  • Всемирная лютеранская федерация , основанная в 1947 году, насчитывает 148 церквей- членов (включая некоторые Объединенные церкви ) и около 77 миллионов членов приходов, включая немецкие евангелическо-лютеранские региональные церкви и евангелическо-лютеранская церковь в Америке принадлежат
  • Международный лютеранский совет с 54 церквями-членами и примерно 7,15 млн прихожан (по состоянию на осень 2018 г.), в который входят а. Независимая Евангелическо — лютеранская церковь и Синод Миссури принадлежит
  • Деноминационная евангелическо-лютеранская конференция с 24 церквями- членами и около 500 000 прихожан, в том числе Свободная Церковь Лютеранская и Евангелическая лютеранская Висконсин Синод принадлежат

Лютеранские церкви старого вероисповедания

Особой формой лютеранских церквей в Германии и в странах, где существует государственная церковь, являются лютеранские церкви старых вероисповеданий (конфессиональные церкви ).

Большинство лютеранских церквей старых вероисповеданий часто рассматриваются как более консервативные. «Консерваторы» здесь, прежде всего, означают, что они очень тесно связаны с лютеранскими конфессиями, которые кратко изложены в « Книге согласия» 1580 года. Из-за этой связи они отвергают любую форму профсоюзного движения ( церковное общение различных конфессий) и, таким образом, также и Лейенбергское соглашение .

Большинство этих церквей по всему миру объединены в Международный лютеранский совет .

управление

Крест с розой Лютера

В большинстве случаев лютеранские церкви организованы синодально и епископально . Синоды являются высшими органами законодательной власти, а также решений по обучению и кадровым вопросам, и каждый из них возглавляется президентом синода или президиумом . В лютеранских церквях Германии или Австрии духовное руководство епископом или епископом осуществляется или через рукоположение . Независимая лютеранская церковь Евангелическо также во главе с епископом , который осуществляет право рукоположения и преподавательским надзора. Он отвечает за всю Федеративную Республику Германия. Руководящая функция в Евангелическо-лютеранской свободной церкви (ELFK) осуществляется презами. Датская Церковная в южной части Шлезвига возглавляет ректор и ( в отличие от церкви Датской народной ) является Синодальная.

Экуменизм

Как и почти все церкви- члены Всемирной лютеранской федерации (LWF), лютеранские региональные церкви также входят во Всемирный совет церквей . В соответствии с Леуэнбергским соглашением 1973 года большинство лютеранских церквей в Европе, представленных в LWF, включая все немецкие региональные церкви, принадлежат Сообществу евангелических церквей в Европе и имеют полное церковное общение с реформатскими, объединенными и методистскими церквями. в Европе. Многочисленные члены лютеранской конфессии в семье работают в евангелистско- ориентированном Евангелическом Альянсе .

В Германии и лютеранские региональные церкви, и Независимая евангелическо-лютеранская церковь в Рабочей группе христианских церквей работают вместе с католической и православной церквями.

Легальное положение

В Германии и некоторых скандинавских странах лютеранские церкви в региональных или независимых от государства организационных формах имеют статус публичного права. Тесная связь между церковью и государством проистекает из суверенного церковного полка , что привело к связи между «престолом и жертвенником». Вот почему лютеранские региональные церкви в Германии, а также Объединенные и реформатские региональные церкви имеют более тесные отношения с государством (например, явно в системе церковного налогообложения ), которая подробно регулируется государственными церковными договорами с 20-го века .

Лютеранские церкви старых вероисповеданий в Германии имеют статус публичного права, но не собирают церковные налоги. Члены вашей церкви добровольно платят церковные сборы непосредственно прихожанам. Это направляет определенную сумму в общую церковную казну. Точно так же выход из церкви происходит не в местном суде или в ЗАГСе, а непосредственно в приходской конторе в письменной форме.

Лютеранская датская церковь на юге Шлезвига , которая заботится о датской этнической группе на севере земли Шлезвиг-Гольштейн , имеет юридическую форму зарегистрированной ассоциации как свободная церковь.

В других странах, например, в Австрии, Швейцарии и США, лютеранские церкви являются одной из различных церквей из-за более жесткого разделения церкви и государства.

ТО, ЧТО ВСЕ-ТАКИ НЕЛЬЗЯ ИСПРАВИТЬ

— Получается, что ваш (да и всей Церкви Ингрии) взгляд на вещи таков, что правильному и полному пониманию лютеранского наследия мешают обстоятельства современной действительности и при должном усердии можно вернуть Церковь к тем идеалам, которые лежали в ее основании.

— К сожалению, есть в лютеранстве моменты, которые неисправимы. Лютеранство как конфессия появилось на волне полемики. Сначала Мартин Лютер оставался в парадигме католического мышления. Когда читаем его ранние труды по сакраментологии, то видим, что он мыслит, как нормальный католик, и борется лишь за Евхаристическую Чашу для мирян, борется против того, что евхаристический канон читается шепотом, пока прихожане заняты своими мыслями. Но постепенно на первый план выдвигается деструктивный принцип — главное, чтобы не так, как у них. В итоге вместе с водой выплеснули и ребенка.

У нас возникла проблема с сакраментологией: Книга согласия говорит лишь о пяти Таинствах, причем даже Брак и Рукоположение не так явно соответствуют всем необходимым критериям. А Миропомазание и Соборование вообще вынесены за скобки. Но ведь Церковь до определенного момента совсем не знала четких определений Таинства, и лишь в XII веке западная мысль потребовала дать исчерпывающее определение, руководствуясь схоластическим принципом схематизации и формализации всего церковного вероучения. Лютеране такой подход унаследовали.

Аугсбургский религиозный мир и раскол в лагере последователей Лютера

В 1555 году немецкое общество обрело довольно шаткое, но необходимое равновесие в вопросе веры. В Аугсбсурге была подписана уния между католиками и представителями новой конфессии. Приверженцы лютеровского вероучения из чинов получили равный статус с представителями, которые оставались верны Риму.

Однако внутри последователей учения Лютера к тому моменту назревал раскол. После смерти отца немецкой Реформации, флаг попал в руки его ученика Филиппа Меланхтона.

В догматических вопросах Меланхтон значительно дистанцировался от виттенбергского богослова. Вторая редакция «Аугсбургского вероисповедания» 1540 года вызвала бурю дискуссий внутри круга последователей Лютера. Пункт о причастии в латинской редакции был характерен скорее для кальвинизма. В последние годы жизни реформатора прослеживался явный раскол движения на ортодоксов и соратников главного ученика Лютера. Сторонники изначального лютеровского учения полагали, что Меланхтон стремиться к извращению догм в духе Кальвина, о котором ортодоксы и слышать ничего не хотели.

Немецкая протестантская элита разделилась сразу после смерти доктора Мартина Лютера: «гнесиолютеране» являлись приверженцами изначальных постулатов богослова, а «филипписты» или «криптокальвинисты» приветствовали взгляды Филиппа Меланхтона. Весь этот процесс поддерживался в отдельных регионах Германии и имел свои духовные центры — как правило, в университетах. «Филиппистов» сначала поддержала родная Саксония и Виттенбергский университет. «Гнесиолютеране» консолидировались вокруг Йенского университета в Тюрингии. Уроженец современного хорватского города Лабин Маттиас Флациус был главным критиком Меланхтона, Споры в лагере лютеран едва не сорвали переговоры во время заключения Аугсбургского религиозного мира, который был чрезвычайно важен как для протестантов, так и для Империи в целом.


Маттиас Флациус. (pinterest.ru)

Эта внутренняя борьба последователей Лютера достигла своего апогея в 1560 году, когда вскрылись детали переписки Меланхтона и Кальвина. В этом же году Филипп Меланхтон ушел из жизни.


Курфюрст Август I. (wikipedia.commons)

Курфюрст Саксонии Август I и герцог Христофор I Вюртембергский, как наиболее влиятельные протестантские князья, выступили за достижение единства в движении лютеран. Именно благодаря им началась дискуссия, которая могла бы примирить соперников. Сперва договаривались на уровне княжеств, чуть позже — на всех территориях. В 1577 году в Магдебурге была подписана «Формула согласия» — важный документ, который положил конец спорам «филиппистов» с «гнесиолютеранами». Главным организатором этого акта стал канцлер Тюбингенского университета, пастор Якоб Андреа.


Герцог Христофор I Вюртембергский. (wikipedia.commons)

Документ формально прекращал споры между сторонами. Ортодоксы остались довольны: таинство причастия трактовалось в их понимании. Преемственность от Лютера к Меланхтону всех устраивала. В 1580 году в Дрездене издали «Книгу согласия», которая включала в себя все тексты магдебургской «Формулы согласия». 7 тысяч протестантских пасторов Германии оставили свои автографы под текстом. Около 80 князей также поддержали положения «Книги согласия». Однако те, кто не поддержали «формулу», позднее примкнули к кальвинизму.

Искусство[править | править код]

Архитектураправить | править код

Интерьер финской церкви Темппелиаукио, вырубленной в скале

В отличие от многих протестантских конфессий лютеране большое значению придавали и придают архитектуре, в результате большинство кирх — если не архитектурные шедевры, то достопримечательности населённых пунктов, в которых они находятся. Часть зданий перешла к лютеранам от католиков (правда, далеко не всегда мирным путём), затем строились здания в современных (на момент постройки) стилях — барочном, затем классическом. С конца XIX века очень активно использовался неоготический стиль, позже, в XX веке, построено большое количество церквей в стиле модерн. Само вероучение не налагает никаких ограничений на стиль церковных строений, поэтому, при наличии у заказчика средств и желания, архитектор имеет заметную свободу для творчества.

Музыкаправить | править код

Для лютеранских богослужебных собраний характерно хоровое исполнение гимнов (в том числе всеми собравшимися, а их может быть несколько тысяч), а также активное использование органной музыки, которая может как сопровождать пение хоралов, так и исполняться отдельно. Один из наиболее известных и плодовитых композиторов, сочинявших музыку для лютеранских собраний — Иоганн Себастьян Бах. В XX и XXI веках стали активно использоваться современные музыкальные стили, в том числе с 2004 года в Финляндии проводятся металлические мессы.

Живописьправить | править код

Потолочная мозаика в церкви Вознесения в Иерусалиме

В отличие от кальвинистов, лютеране никогда не отвергали церковную живопись, однако ей не придаётся такого сакрального смысла, как у католиков. Поскольку декору церквей вероучение не придаёт существенного значения, изображения в кирхах часто ограничиваются наличием заалтарной картины или мозаики, могут встречаться витражи. С другой стороны, при желании и возможностях, может быть создано сложное убранство с росписями в самых разных стилях. Так, например, богато украшены Церковь Вознесения в Иерусалиме, Мемориальная церковь Протестации в Шпайере и т. д.

Помимо росписи зданий существует портретная лютеранская живопись. Так, внешность многих деятелей Реформации известна по произведениям, созданным в том числе Альбрехтом Дюрером и Лукасом Кранахом Старшим.

Графикаправить | править код

Данный жанр получил развитие в том числе в связи с необходимостью иллюстрирования печатных книг, в том числе Библии. Подобная тенденция появилась уже в период Реформации, но не прекращалась и в последующие века. Например, в XIX веке немецкий художник-романтик Юлиус Шнорр фон Карольсфельд создал цикл гравюр на различные библейские сюжеты, который активно переиздаётся и в настоящее время.

Порядок богослужений

Лютеране стараются максимально отвергать в богослужении любую обрядность, а также церковные украшения, облачения духовенства. Они предпочли оставить только распятие и единичные иконы, а вместо древних молитв используют составленные ими новые. В то время, как в православии существует 7 Таинств, в лютеранстве лишь Крещение и Причастие считаются Таинствами, остальные же рассматриваются, как священнодействия.

Лютеранская церковь внутри

Православное богослужение проходит без музыки, а в лютеранской службе музыкальное сопровождение играет особую значимую роль. В лютеранстве много внимания уделяется глубинному проникновению философии и культуры богослужения в души прихожан. В лютеранской церкви обязательно стоит кафедра, с которой читается проповедь – провозглашается Евангелие в доступной для верующих форме.

Богослужение в православном храме

Именно проповедь является центром и сутью лютеранского богослужения. Еще одним важным событием богослужения является Таинство Причащения, при котором Алтарь рассматривается, как стол для данной трапезы. На Алтаре обычно во время Таинства стоит Распятие и лежит Библия.

К открытому Алтарю может подойти любой прихожанин, независимо от возраста и пола, на трапезу Иисус приглашает всех верующих. В отличие от православных богослужений лютеране во время службы сидят на скамьях, поднимаясь со скамьи только в особо торжественные моменты службы.

Молитвы об усопших

Лютеране поминают усопших преимущественно во время погребения, размышляя и о своей возможной кончине и последующем воскресении через Христа. Согласно лютеранскому учению, посмертная жизнь – в руках Господа, и человеку на нее повлиять нет никакой возможности.

Православные же поминают своих усопших и в домашней молитве, и на литургии, прося у Господа милости для своих покойных близких, прощения их грехов, упокоения в Царствии Небесном.

Видимые и явные различия между православной верой и лютеранством (порядок богослужения, убранство храмов, облачение духовенства, отношение к Таинствам) представляют собой фактически различия между западной и восточной духовными традициями.

Видео: отличия и сходства лютеранской и православной церкви

Современное состояние[править | править код]

К лютеранству причисляют себя более 85 миллионов человек во всём мире. Однако вследствие географических, исторических и догматических причин лютеранство не представляет собой единой церкви. Существует несколько крупных церковных объединений, весьма сильно отличающихся между собой в догматических и практических вопросах — Всемирная лютеранская федерация, Международный лютеранский совет, Конфессиональная евангелическая лютеранская конференция, а также есть ряд лютеранских деноминаций, не входящих ни в какие объединения. Формально крупнейшей лютеранской деноминацией в настоящее время является Церковь Швеции (около 6,9 миллионов человек). Лютеранство гораздо менее однородно, чем прочие группы церквей, признающих апостольскую преемственность. Собственно в лютеранстве есть и «высокоцерковное» направление, считающее (и небезосновательно) себя реформированными католиками.

Либеральные деноминацииправить | править код

Либералы, формально составляющие большинство, считают принадлежность к Евангелической Церкви доброй традицией. Многие из них не посещают или крайне редко посещают богослужения. В некоторых либеральных общинах иногда проводятся довольно необычные богослужения — например, с присутствием домашних животных (что мотивируется общностью и ценностью всех живых существ). Большинство либеральных деноминаций объединены во Всемирную лютеранскую федерацию. В данное объединение входят в том числе «старые» государственные (или бывшие ранее государственными) Церкви Старого Света. Либеральное направление старается включить в церковь всех людей, невзирая на библейские тексты, буквальное прочтение которых оправдывает исключение из церкви представителей довольно многих слоёв современного общества (наиболее последовательной в этом отношении оказалась Церковь Швеции). В то же время, нельзя сказать, что либералы составляют в ВЛФ большинство, тем не менее они наиболее заметны и влиятельны.

Конфессиональные деноминацииправить | править код

Конфессиональные лютеране более консервативны, не признают не только женского священства и однополых браков, но даже интеркомьюниона с англиканами и кальвинистами. В своей полемике с либералами они апеллируют к Библии и Книге Согласия. Большинство конфессиональных церквей входят в Международный лютеранский совет. Наиболее консервативные объединены в Конфессиональную евангелическо-лютеранскую конференцию.

Дискуссионные вопросыправить | править код

Предметом ожесточённых споров являются такие нововведения либеральных лютеранских деноминаций, как ординация женщин (первым в мире епископом-женщиной стала лютеранка Мария Йепсен) и благословение однополых браков, признаваемых протестантской реформацией светского некровного социального семейного партнёрства, а не формой религиозного одобрения половых извращений. Лютеранский епископ Гуннар Стаалсет подверг критике позицию католиков, которые запрещают пользоваться презервативами.

Учение о церкви

Церковное учение в православии строится на основании канона, определенной традиции. Писание же представляет собой часть предания, часть этой традиции. У лютеран вся духовная жизнь строится на Писании, как едином источнике Божественного Откровения. Предание же существует только тогда, когда подтверждено Писанием.

Лютеранская церковь

Лютеранская Церковь представляет собой сообщество святых людей, истинно верующих, трактующих и правильно проповедующих Евангелие, участвующих в Таинствах. Лютеранство полагает Церковь невидимой, при этом отрицает Церковь видимую, церковную иерархию, священников, стоящих между Богом и человеком. Все верующие лютеране по сути своей и по крещению священники, поэтому они могут из своей среды выбирать себе проповедников и духовников.

Православный храм

Эти духовные наставники – пасторы – не являются священниками в привычном для православных смысле. Они равны между собой по сану и имеют равные служебные полномочия. Пасторы имеют поручение от Церкви на проведение проповедей и осуществление Таинств.

Литература

  • Бецольд Ф. фон. История реформации в Германии. СПб., 1980. Т. 1-2
  • Терентьев Н.Д. Лютеранская вероисповедная система по символическим книгам лютеранства. Казань, 1910
  • Grundmann S. Der Lutherische Weltbund; Grundlagen, Herkunft, Aufbau. Köln, 1957
  • Swihart A.K. Luther and the Lutheran Church 1483-1960. N.Y., 1960
  • Bergendoff C. The Church of the Lutheran Reformation. Saint Louis, 1967
  • Bachmann E.T., Bachmann M.B. The United Lutheran Church in America, 1918-1962. Minneapolis, 1997
  • Хемниц М. Ключевые вопросы богословия. Минск, 1999-2003. Т. 1-2
  • Зигберт Б. Немудрое Божие. Место разума в богословии М. Лютера. М., 2000
  • Колб Р. Христианская вера. М., 2000
  • Петренко В.И. Богословие икон: Протестантская точка зрения. СПб., 2000
  • Todd M. Authority vested: a story of identity and change in the Lutheran Church-Missouri Synod. Grand Rapids, 2000
  • Курило О.В. Лютеране в России: XVI-XX вв. М., 2002
  • Сааринен Р. Вера и святость. Лютеранско-православный диалог, 1959-2002 гг. М.; Краснодар, 2003

Выводы

  • Католики и протестанты — это разные направления Христианства;
  • Разделение появилось в эпоху Реформации из-за нравственного кризиса католической церкви;
  • Протестанты основывают свою деятельность на Библии и отрицают остальные религиозные тексты;
  • Протестанты крестятся исключительно в сознательном возрасте, католики могут крестить даже младенцев;
  • Протестанты верят в независимость человека от церкви и личную духовную связь с Иисусом;
  • Католики считают, что связь с Богом без церкви не возможна, поэтому они более требовательны к обрядам, молитвам.

При использовании материалов thebestvideo.ru необходима ссылка на источник.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector