Учение жана кальвина — основные положения и идеи
Содержание:
Догматы и положения
С точки зрения кальвинистов, природа является божественным откровением, вместе со Священным Писанием. Окружающий человека мир сам по себе представляет Божий замысел, поэтому люди должны активно изучать всех живых существ, так как это может приблизить верующего к пониманию законов Бога. К другим положениям нужно отнести следующие пункты:
- Ограниченное искупление. Иисус Христос, как провозглашают кальвинисты, умер не за всех людей, а только за тех, кто был предопределён ко спасению своим Отцом. Сторонники учения опираются в этом вопросе на Библию («Христос умер за тех, кого Бог дал ему для спасения»). В соответствии с этим пунктом не христиане и приверженцы других религий спасены не будут.
- Благая участь святых. Никто из людей не ответственен за своё спасение и святой человек отличается от грешника только тем, что конкретно его спас Бог. При этом отмеченный божественной благодатью человек не может отойти от своей участи (к примеру, «не оправдать ожиданий» или погрязнуть в пороке). Если же такое произошло, то это значит, что верующий никогда и не был святым.
- Абсолютная греховность. Все люди являются грешниками, и никакие дела на земле (включая пожертвования) не могут исправить их положения. Единственное спасение — в вере, но и та предопределена с самого рождения и не зависит от человеческой воли.
- Безусловное избрание. Несмотря на то что все добрые поступки людей (как и злые) уже известны Богу задолго до их совершения и даже планирования, каждый человек должен считать безусловно избранным для спасения, признаком которого является совершение богоугодных дел.
Основное правило этого учения в понятной форме можно выразить так — думать, что все свои хорошие черты характера являются даром Божьим, с помощью которого осуществляется спасение. При этом вина́ за отрицательные качества ложится на человека и первородный грех.
Никакой грех невозможно победить собственными силами, так как в этом случае человек отрицает значимость жертвы Христа на Голгофском Кресте — ведь если спасение было бы осуществимо своими силами, без помощи Бога, то тогда смерть Иисуса была бессмысленной и напрасной.
Спасение невозможно без веры, а вера появляется только благодаря слышанию слов из Евангелия, поэтому, по мнению кальвинистов, речи о спасении «атеистов, творящих добрые дела» не идёт. Однако любой из атеистов или представителей других конфессий, пока жив, имеет право думать, что и он однажды будет спасён Богом и это выразится не иначе как появлением интереса к учению Кальвина.
История
Несмотря на то, что кальвинизм номинально должен начинаться с Жана Кальвина, тем не менее его историю часто возводят к Ульриху Цвингли. Во многом это объясняется не формальной, а содержательной стороной вопроса.
История Реформации начинается 31 октября 1517 года, когда Мартин Лютер прибил 95 тезисов к воротам церкви в Виттенберге. Однако лютеранство не стало единственным направлением в протестантизме.
Швейцарско-немецкий кальвинизм
В 1529 году во время Марбургского диспута обозначился раскол между лютеранами (немецкими протестантами) и реформатами (швейцарскими протестантами), которых представлял Ульрих Цвингли. При общей приверженности идеям Реформации их разделил вопрос о причастии. Реформаты настаивали на символическом характере причастия, тогда как Лютер утверждал, что в евхаристии христиане принимают истинное тело и кровь Христа. Цвингли рано погиб в столкновениях с католиками (1531), но дело его Реформации продолжил обосновавшийся в Швейцарии француз Жан Ковен (Кальвин). Связующим звеном между Цвингли и Кальвином был Гийом Фарель. В 1536 году швейцарские протестанты приняли Гельветское исповедание, затем в год окончания католического Тридентского собора (1563) был принят Гейдельбергский катехизис.
Французский кальвинизм
Попытка кальвинистов закрепиться во Франции, где они были известны под именем гугенотов, не имела успеха. Впервые они о себе заявили в 1534 году в ходе т. н. Дела о листовках. В 1559 году состоялся первый гугенотский синод, на котором было принято Галликанское исповедание. В 1560 году примерно 10 % населения Франции были гугенотами (чуть менее 2 миллионов человек). Всю 2 пол. XVI века во Франции полыхали Гугенотские войны. Оплотом гугенотов были города Орлеан, Ла-Рошель, Ним, Тулуза. В 1572 году католики уничтожили около 3 тысяч кальвинистов в Париже в ходе т. н. Варфоломеевской ночи. Тем не менее, гугенотам удалось добиться себе некоторых послаблений благодаря Нантскому эдикту (1598 год), который был отменён в 1685 году.
Восточноевропейский кальвинизм
Очень рано проник кальвинизм в два важных государства Восточной Европы: Венгрию и Речь Посполитую. В 1567 году Гельветское исповедание распространилось в Венгрии, где его приняла верхушка княжества Трансильвания и образовалась влиятельная Венгерская реформатская церковь, которая ныне охватывает пятую часть верующих венгров.
В Речи Посполитой кальвинизм не стал массовым движением, однако им активно заинтересовалась шляхта. Первая кальвинистская община образуется в 1550 году в городе Пиньчув. В Литве активным проводником кальвинизма был Николай Радзивил. По его инициативе кальвинистским пастором Клецка становится Симон Будный. Значительно ослабили кальвинизм идеи антитринитариев, которые проповедовали польские братья и социане. В 1570 кальвинисты попытались объединиться с другими протестантами против католиков, заключив Сандомирский договор. В ходе Контрреформации зачатки кальвинизма были вытравлены из Речи Посполитой, а поляки и литовцы остались преимущественно в католическом исповедании.
Голландский кальвинизм
Кальвинисты прочно закрепились в Голландии, где в 1571 году образовалась Нидерландская реформатская церковь. В 1566 году они инициировали Иконоборческое восстание, положившее начало Нидерландской революции. В 1618 году состоялся Дордрехтский синод, подтвердивший Гейдельбергский катехизис. Вместе с голландскими колонистами кальвинизм проник в 1652 году в Южную Африку, где появилась Голландская реформатская церковь Южной Африки. Из Голландии кальвинисты проникли в Великобританию, где они стали известны под именем пуритан. Кальвинизм оказал значительное влияние на формирование голландского национального характера.
Англосаксонский кальвинизм
Кальвинисты сыграли также важную роль в Английской революции, богословский результат которой неочевиден. С одной стороны, Церковь Англии разделяет кальвинистскую теологию (Вестминстерское исповедание 1648 года), однако радикальные кальвинисты усмотрели в англиканстве слишком много «папистских» черт в пышной церковной иерархии. Несогласные кальвинисты разделились на конгрегационалистов и пресвитериан. Первые обосновались в британской колонии Новая Англия и сыграли важную роль в Американской революции XVIII века. А вторые определили религиозную ситуацию в Шотландии.
Современность
В 1817 году на волне празднования 300-летия Реформации начался процесс сближения кальвинистов и лютеран (Прусская уния)
Основные идеи
Особенность учения Кальвина — склонность к рационализму, а также недоверие к мистике и различного рода откровениям. Если классический протестантизм отвергал всё, что явно противоречит Святому писанию, то кальвинизм исключил практически всё, не относящееся к Библии напрямую. Среди важных пунктов стоит отметить следующие моменты:
Верховная власть Бога и отрицание человеческой церковной иерархии как инструмент для познания Всевышнего. Любое объяснение того или иного положения из Библии должно исходить только из объяснений, уже данных в священной книге. Таким образом, авторитет священнослужителей как посредников людей перед Богом был низвержен.
Запрет монашеского подвига и монастырей как способа для достижения божественной благодати
Это объясняется тем, что по мнению кальвинистов (как английских, так и французских) человек должен служить Богу, создавая семьи и рожая детей.
Отрицание важности и полезности церковной утвари (свечи, ладан, одеяния священников), а также музыки, пения и настенных изображений. С позиции этого учения, для спасения верующему нет нужды обращаться к духовенству или иным опытным наставникам, так как это зависит только от Бога.
Однако несмотря на это, каждый верующий должен жить так, как будто у него имеется свобода воли и выбор, ведь никто не знает, что именно для него предусмотрел Бог.
Последователи кальвинизма признаю́т богодухновенность только одного Священного Писания, поэтому один из главнейших документов является тезис Sola scriptura (эти слова переводятся с латинского как «только Писание»). Управление паствой происходит посредством создания специальных общин или органов, называемых пресвитериями, в состав которых входят наиболее достойные граждане из числа посещающих церковь. При этом все священники равны перед собой и прихожанами; их роль — не спасение людей, а поддержание атмосферы, способствующей общению с Богом.
Второе поколение (1531–1555)
Портрет Жана Кальвина XVI века работы неизвестного художника. Из собрания Bibliothèque de Genève (Женевская библиотека).
Жан Кальвин — самый известный реформатский теолог поколения, последовавшего за смертью Цвингли, но недавние исследования утверждали, что несколько ранее упускаемых из виду людей оказали по крайней мере такое же влияние на развитие реформатского христианства и представляли различные богословские точки зрения. Генрих Буллингер , преемник Цвингли в Цюрихе, писал более доступным, чем его предшественник, и его труды превратились в радужное распространение спустя долгое время после его смерти. Вслед за Цвингли он отстаивал образное значение Евхаристии. Петр Мученик Вермигли , наиболее образованный реформатский теолог этой эпохи, проповедовал сильную доктрину двойного предопределения , которая учит, что Бог избрал спасать людей для спасения и других для осуждения, и считал, что Христос действительно, хотя и духовно, присутствовал в Евхаристия, позиция, которую также займет Кальвин. Книга Вольфганга Мускула « Общие места христианской религии» была первой реформатской систематической теологической работой
Мускул учил духовному присутствию Христа в Евхаристии и осторожной форме двойного предопределения.
В то время как реформатские идеи и церкви находили в этот период все более широкое распространение, достигнув Англии и Польши, лютеранство также усилило свое господство в Священной Римской империи . Augsburg Промежуточное 1548, урегулирование между императором Священной Римской империи Карла V и протестантов в результате Schmalkaldic войны , сделал некоторые уступки протестантам , но заставили тех , кто желает исповедовать свою религию на законном основании принять практику, реформатской нашли отвратительным. Некоторые изолированные реформатские церкви смогли удержаться в Германии, в том числе церковь в Эмдене во главе с польским реформатором Яном Ласки, которая стала важным центром для протестантских беженцев из Нидерландов . Лондон и несколько других городов Англии; Везель , Ахен и Франкфурт , Германия; и Женева , Швейцария, также были важными городами для реформатских беженцев из Нидерландов, северной Франции и других областей Священной Римской империи, где их не терпели. В этих городах были созданы « чужие церкви » для беженцев-протестантов.
Реформатское движение в этот период было сложным и разнообразным, но французский реформатор Женевы Жан Кальвин был, пожалуй, самым влиятельным реформатским богословом своего времени, и его влияние было долгим. Его Институты христианской религии были широко распространены и считались некоторыми наиболее важными работами в области теологии той эпохи. Женевской консистории , церковный совет, состоящий из мирян и духовенства членов, было дано право исполнять законы и морали отлучить граждан, стали доминирующей силой в повседневной жизни. Эта относительная церковная независимость от гражданской власти была редким достижением и многими считалась реформатским идеалом.
Кальвинизм | Идея Кальвинизма | Суть Кальвинизма
Название: Кальвинизм (от имени основателя, по латыни — Кальвина)Время возникновения: XVI векОснователь: Жан Ковен
Это протестантское направление христианства возникло в первой половине XVI век во Франции.
Жан Ковен, получив хорошее образование в сфере теологии, литературы и права, попав под влияние протестантских идей, главным образом Мартина Лютера, принял активное участие в реформировании христианской церкви. В своих работах, написанных после вынужденного переезда в Швейцарию, он чётко изложил основные догмы кальвинизма.
Кальвин исключил из своей церкви всё, что можно было исключить, не нарушив предписаний Библии. В результате такого подхода получилось одно из самых рациональных и немистических направлений христианства.
Главное, что отличает кальвинизм от католической церкви, это отношение к Библии как к единственному и непогрешимому стандарту веры и жизни
Согласно взглядам большинства протестантов, например, лютеран, после грехопадения Адама человек может быть спасён только через веру в Бога, при этом неважно какие действия в жизни он предпринимает — все они по определению считаются греховными. Кальвинисты пошли в своей доктрине ещё дальше — по их представлениям спасение или вечные муки в аду каждого конкретного человека предопределены Богом ещё до сотворения мира и изменить данную ситуацию невозможно
Согласно логике кальвинизма, если человек творит добрые дела, это не способ попасть в рай после смерти, а признак того, что данный человек изначально был предопределён Богом к спасению. Соответственно в кальвинизме существуют два таинства — крещение и причащение, которые являются знаками спасения, но не несут непосредственной спасительной силы, так как всё изначально уже предопределено.
Культовая практика кальвинизма чрезвычайно проста, например, нет почитания святых и реликвий. В церквях отсутствуют не только иконы и статуи, но и даже настенная живопись, характерная для других направлений протестантизма. Даже алтарь и крест не являются в храмах обязательными предметами. Соответственно службы в кальвинизме проводятся очень скромно — свечи не зажигаются, не звучит музыка, духовенство не использует специальных одежд, которые бы выделяли его из массы мирян.
Управление кальвинистскими церквями осуществляется специальными органами — пресвитериями, в которые входят священники и представители общин мирян.
Интересно, что кальвинизм рассматривает природу как одно из божественных откровений, наряду с безмерно почитаемой Библией. Таким образом, непостижимый для человека в чистом абстрактном виде Замысел Божий, воплощён в природе, закономерности и проявления которой человек должен изучать, чтобы приблизиться к пониманию божественной гармонии.
Большую роль кальвинизм играл в противостоянии протестантов (гугенотов) и католиков, существовавшем во Франции, и получившем яркое отражение во множестве художественных произведений. Самой драматической страницей этого конфликта была Варфоломеевская ночь 1572 года, когда погибло более 6 тысяч кальвинистов, а 200 тысяч гугенотов были вынуждены покинуть Францию, спасаясь от гонений.
В наше время существуют три основных формы кальвинизма: реформаторство,
пресвитерианство, конгрегационализм.
По различным оценкам на сегодня численность кальвинистов составляет около 60 млн. человек.
На сегодняшний день кальвинизм является одной из авторитетных протестантских церквей, он имеет серьёзное политическое и религиозное влияние в ряде стран.
Основные положения
Догматы кальвинизма строятся на интерпретировании Библии самим Кальвином. Священное писание и слово Божие являются откровением Бога человеку. И записаны они самими людьми под влиянием Святого Духа, что считается единственным непогрешимым руководством в вере и в жизни.
Принцип предопределенности
Главное место в кальвинизме принадлежит принципу всевластия Бога над миром, в котором все определено только Богом и никем иным. Божественная воля непостижима для человеческого понимания, так как грех первых людей изменил природу всего человечества и лишил его свободы собственной воли. Все, что совершает человек, греховно и ведет к его смерти, даже если выглядит как добрый поступок.
Из этого выходит постулат об абсолютном предопределении. По нему Бог еще до грехопадения человечества назначил одних к спасению, а других — к адским мукам. Кальвинизм отрицает синергию, свойственную православию, и мысль об участии высшей силы в спасении человечества самим собой.
По мнению кальвинистов, искупление Иисусом грехов спасло не всех людей, а только тех, кого выбрал Бог. Причем спасение реально через благодать, которая так же неодолима, как влияние греха на осужденных. Потому вера и благочестивость не являются основным способом спасения. Они лишь указывают на избранность индивида. Иногда о ней могут говорить успехи в делах, в том числе в материальных.
Таинства и триединство
В плане учения о триединстве кальвинизм пошел по западнохристианской традиции. Согласно ей, Святой Дух исходит и от Отца, и от сына. Большинство кальвинистов признают Апостольский, Афанасьевский и Никейский символы веры, а также понимание Сына Божьего как и настоящего Бога, и как человека, что было обозначено на Халкидонском соборе.
В традиции предопределенности трактуются и церковные таинства. Они не обладают спасительной силой сами по себе. Их всего два — крещение и причастие. Крещение — это инициация члена церкви и его освобождение от грехов. Возможно крещение младенцев, если их родители веруют.
Касательно причастия, в отличие от Лютера, Кальвин считал, что при евхаристии тело и кровь Христовы есть в обряде не только физически, но и духовно. Однако кальвинисты XXI столетия полагают несколько иначе. Они разделяют мнение У. Цвингли, что причастие есть лишь увековеченная память о вечерне, память о жертве Христа.
Иерархия
Иерархии как таковой в кальвинизме нет. Благодаря идее о всеобщем священстве кальвинизм определил четыре категории священнослужителей:
- пасторы или священники;
- доктора или учителя;
- старейшины или пресвитеры;
- диаконы.
Пасторы выступают как проводники и служители при таинствах. Доктора учат богословию, старейшины следят за дисциплиной. Диаконы заведуют благотворительностью. Иногда доктора и диаконы считаются второстепенными церковнослужителями, а пасторы и старейшины — главными.
Некоторые кальвинистские церкви (например, венгерская) ввели еще и епископов, но только как церковных руководителей, а не как высших священников.
При каждой кальвинистской конгрегации (общине) есть пастор и несколько старейшин. Они формируют сессию или консисторию. Сама церковь координируется собранием конгрегации или пресвитериями, куда входят пасторы и старейшины из общин.
Кальвинизм отрицает целибат и монашество. Некоторые национальные церкви разрешают служение женщинам.
Кальвинизм как система
Примечательно, что кальвинизм не ограничен теологией. Он представляет собой целую религиозно-философскую систему, наподобие азиатских. Она включает свои взгляды на науку, общество, государство и культуру
Сам Кальвин говорил, что важно отделение церкви от государства, однако на практике в Женеве возникло нечто вроде отдельного теократического государства, как современный Ватикан
Кальвинизм является официальной религией Нидерландов, некоторых кантонов Швейцарии и пр., хотя утратил прежние позиции, оставаясь государственной религий только в Шотландии. Несмотря на это он по-прежнему признает полную свободу вероисповедания и равенства всех религий в стране, если это не касается антигосударственной агитации.
ЕГЭ по истории
- Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
- Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
- Правители от Рюрика до Путина
- Даты всемирной истории для ЕГЭ
- Краткая характеристика всех периодов русской истории
- Демоверсия ЕГЭ с ответами
ОГЭ по истории
- Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
- Перевод баллов ОГЭ в оценку
- Демоверсия ОГЭ с ответами
- Даты всемирной истории для ОГЭ
Выбери ответ
использованная литература
- Бенедикт, Филипп (2002). Чисто реформатские церкви Христа . Нью-Хейвен: издательство Йельского университета. ISBN 978-0300105070.
- Мюллер, Ричард А. (2004). «Жан Кальвин, а затем кальвинизм». В Багчи, Дэвид; Steinmetz, Дэвид C (ред.). Кембриджский компаньон теологии Реформации . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0521776622.
- Стивенс, В. Питер (2004). «Богословие Цвингли». В Багчи, Давид В.Н.; Steinmetz, Дэвид Кертис (ред.). Кембриджский компаньон теологии Реформации . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-77662-7.
- Макнил, Джон Т. (1967). . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0195007435. Проверено 25 января 2013 года .
КАЛЬВИНИЗМ
Течение в протестантизме
Другое название – реформатство.
Основатель – Жан Кальвин (1509 – 1564). Он родился во Франции, в 1530-е годы примкнул к гуманистам, затем заинтересовался идеями Мартина Лютера. Кальвин пошел дальше Лютера в отрицании христианской традиции: он полностью отверг почитание Богородицы и святых, иерархическое строение Церкви, монашество, все Таинства (крещение и причащение были оставлены только как символические обряды), осудил использование в убранстве церкви свечей, икон и даже креста. Единственной основой вероучения Кальвин объявил Св. Писание. Он также заявил, что Библия содержит все необходимые указания по устройству Церкви.
Особое место в учении Кальвина занимает доктрина предопределения ко спасению. Он учил, что ни личная вера, ни добрые дела не могут ничего изменить в жизни человека. Бог избрал одних ко спасению, а других – к вечной погибели. Избранные получают дар веры и рождаются свыше, их свободная воля при этом не играет практически никакой роли.
Согласно Кальвину, каждый человек в любое время и в любом месте находится на службе Бога и несет ответственность за предоставленные ему Богом дары: время, здоровье, собственность. Основной формой служения Богу является труд. Результат этого труда – материальное благосостояние – воспринимается как Божье благословение и указание на то, что человек входит в число предопределенных ко спасению.
Это учение способствовало формированию особой этики кальвинизма, основанной на принципах «мирского призвания» и «мирского аскетизма». Основной добродетелью кальвинисты считали труд, а грехом – праздность. Отсюда крайне негативное отношение к любым развлечениям.
Свои взгляды Кальвин изложил в ряде работ: «Наставления в христианской вере» (1536 – 1559), «Церковные установления» (1541), «Женевский катехизис» (1545), «Вестминстерское исповедание веры» (1547) и «Шотландское вероисповедание» (1560).
Из Франции Кальвин перебрался в Швейцарию, где приобрел немало последователей, в основном, среди представителей третьего сословия. Он обосновался в Женеве, из-за чего в последствии получил прозвище «Женевский Папа». Кальвин крайне нетерпимо относился к католикам, жестоко преследовал их и сотнями отправлял на костер. Вообще любое расхождение с собственными взглядами он считал ересью и всеми силами старался искоренить.
Города, в которых господствующим вероисповеданием становился кальвинизм, превращались в подобия гигантских казарм: звон колокола указывал общее для всех жителей время пробуждения, молитвы, отхода ко сну и т. д. Яркая цветная одежда запрещалась, все праздники и развлечения также отменялись. Смех считался тяжелым грехом. Единственным днем отдыха было воскресенье, которое посвящалось молитвам и пению псалмов.
Из Швейцарии кальвинизм распространился по другим европейским странам: его сторонники появились в Нидерландах, некоторых областях Франции (гугеноты), Германии, Венгрии и Чехии. Идеи кальвинизма оказали огромное влияние также на английских и шотландских протестантов. В Англии на основе кальвинизма возникло течение пуритан, требовавших радикальной реформы – «очищения» Церкви.
В середине XVI в. кальвинисты объединились со сторонниками другого видного деятеля Реформации – Ульриха Цвингли (1484 – 1531), образовав Реформатскую Церковь Швейцарии.
В настоящее время кальвинизм как самостоятельное течение не существует. Основные вероучительные положения кальвинизма присутствуют в учении реформатов, пресвитериан, конгрегационалистов и ряда других протестантских деноминаций.
В России эти деноминации входят в Союз евангелическо-реформатских церквей (с 1991 г.), возглавляемый Синодом и Епископальной консисторией.
Этические особенности
Отдельного рассмотрения заслуживает отношение кальвинистов к труду и собственной работе. С позиции их учения, любая честная занятость является не просто заработком на жизнь, а прямым поручением Бога — поэтому человек должен выполнять поручения людей не как приказ начальника, а как попытку угодить Всевышнему.
В добросовестном труде, по мнению последователей этого течения, реализуется предназначение человека
Неважно, копает ли верующий яму, занимается торговлей, работает официантом, пишет доклад, рисует таблицу, делает презентацию или же готовит сообщение для реферата — в любом случае человек должен выполнять свои обязанности максимально хорошо, отбрасывая в сторону возможную брезгливость и амбиции
Впрочем, к перемене профессии кальвинисты относятся преимущественно негативно — для этого должен быть очень серьёзный повод (если новая работа позволит значительно приумножить славу Господу).
В этом проявляются отличия этой разновидности христиан от других направлений (католицизм, православие), которые считают, что излишняя фиксация внимания на работе — слишком греховное и суетное дело, отвлекающее от веры. Для последователей учения Кальвина тема труда является священной.
Учение
Постепенно Жан Кальвин проникался реформационными идеями. Большое влияние, по мнению биографов и историков, на мировоззрение богослова оказали труды Мартина Лютера (основоположника реформационных взглядов).
Жан Кальвин и Мартин Лютер
Кроме того, молодому человеку оказались не чужды постулаты гуманизма Эразма Роттердамского и Лефевра д’Этапля. Примерно в то же время в Париже начала формироваться своеобразная община сторонников реформационных взглядов, к которой и примкнул Кальвин, а вскоре благодаря ораторским способностям и вовсе стал лидером этой группы.
Основной задачей современников и христианского общества в целом Жан Кальвин считал искоренение злоупотреблений священнослужителей, которые были нередки. Также основные учения Кальвина базировались на идее равенства всех людей перед богом и мирским законом. Реформатора не пугало противодействие церковников, он даже решился распространять свою небезызвестную речь «О христианской философии» в печатном виде.
Портрет Жана Кальвина
Подобное вольнодумство привлекло внимание властей, которые прикрывали глаза на мздоимство церковных служителей и были не заинтересованы в прекращении подобной порочной практики. Жан Кальвин подвергся преследованиям, реформатора начали разыскивать по всему Парижу
Некоторое время мужчину укрывали единомышленники, а затем Кальвин перебрался в Женеву, где планировал провести только ночь.
Однако этим планам суждено было измениться: в Женеве Кальвин также встретил последователей и нашел друга и помощника в лице проповедника и богослова Гильома Фареля. Усилиями последнего Жан Кальвин стал известен и в Женеве, где задержался вопреки изначальным планам. Вскоре о новом учении, получившем уже в то время название «кальвинизм», стало известно далеко за пределами Женевы.
Реформаторы Женевы: Гильом Фарель, Жан Кальвин, Теодор Беза, Джон Нокс
Некоторое время спустя Кальвину пришлось покинуть этот гостеприимный город по той же причине, что и родную страну. Богослов перебрался в Страсбург — город, в котором большинство жителей придерживались протестантизма. Подвижник и там нашел себе занятие, проповедуя и читая лекции в одном из соборов.
Вскоре и Страсбург заговорил о новоявленном реформаторе, а Кальвин получил официальное место и жалование проповедника, что сильно облегчило его повседневную жизнь. В 1537 году, уже вернувшись в Женеву, Жан Кальвин окончил масштабный труд «Катехизис» — своеобразный свод законов и постулатов «кальвинизма», адресованный как церковникам, так и светскому населению.
Жан Кальвин и его «Катехизис»
Эти правила оказались строги и требовали наведения новых порядков в городе, однако городской совет поддержал реформатора, и «Катехизис» утвердили на очередном заседании. Однако начинание, казавшееся благим, в скором времени превратилось в суровую диктатуру.
За то время, что в Женеве, по сути, правил Жан Кальвин и его сторонники, приведены в действие десятки смертных приговоров. Не меньше горожан оказались изгнанными за пределы родного города, остальные же жили в постоянном страхе перед местным судом и властями: в то время пытки считались обыкновенным явлением, и опасения горожан имели под собой серьезную почву.
Рукопись Жана Кальвина
Параллельно Жан Кальвин работал над самым серьезным произведением в жизни, получившем название «Наставление в христианской вере». Этот масштабный труд стал сборником книг, проповедей, лекций и очерков, раскрывающих взгляды автора, наставления современникам и будущим поколениям. Всего Кальвин написал 57 томов.
Главная мысль, центральным мотивом следующая сквозь труды Жана Кальвина, — признание верховной божественной власти надо всем. Суверенитет Бога, по мнению Кальвина, означает полнейшую подчиненность человека Господней воле.
Жан Кальвин перед смертью
Только один выбор доступен людям — быть с Богом или же отречься от веры и обречь себя на страшные муки после земной жизни. Однако и этот выбор, считал Кальвин, заранее предопределен Богом. С возрастом реформатор становился более набожным, суровым и нетерпимым к инакомыслию.
Распространение в современных странах
Начиная с XX века кальвинизм начинает сближаться с лютеранской церковью и другими протестантскими направлениями. Причина — в наличии множества точек соприкосновения между ними (в частности, схожий катехизис, общие положения которого используются как лютеранами, так и кальвинистами). В 1922 году произошло образование союза евангелических церквей Германии и Швейцарии.
В Нидерландах со второй половины XX века наблюдалось потепление отношений между ответвлениями кальвинизма — пресвитерианства и конгрегационализма — что обусловило общий рост числа паствы и заинтересованности со стороны общества. В современной Великобритании это учение развито, преимущественно, в Шотландии и Уэльсе.
В России протестантское вероучение, вместе с его ответвлениями, не получило широкого развития. Основными очагами распространения русского кальвинизма был Петербург (куда приезжали купцы из Голландии и Венгрии) при Екатерине II Великой, а также Урал.
На сегодняшний день существует несколько крупных центров в Республике Коми, Сибири, а также в близлежащих странах СНГ (один из них — Ассоциация евангельских свободных церквей). По предварительным опросам на территории России насчитывается около 150000 последователей учения Жана Кальвина.