Униатская церковь

История

Византийская традиция на Сицилии и в Южной Италии возникла в V-VI веках[источник не указан 1535 дней]. В VIII веке византийский император Лев III перевёл эту область из юрисдикции папы под юрисдикцию Константинопольского патриархата, однако после норманнского завоевания и потери Византией Южной Италии римские папы вновь восстановили свою власть над грекоязычными общинами Италии. Многие из этих общин не участвовали в Великом расколе XI века и сохранили церковное общение с Римским престолом, образовав таким образом византо-католическую церковь — первую грекокатолическую церковь.

Во второй половине XV века после поражения восстания Скандербега в Южную Италию переселилось значительное количество албанских эмигрантов, определённая часть которых исповедовала православие, а после эмиграции присоединилась к католической церкви византийского обряда. С этого периода традиционное название «итало-греческая церковь» начинает постепенно изменяться на «итало-албанская». Сейчас эта церковь называется Итало-албанской католической церковью.

В результате заключения Брестской унии в Речи Посполитой была создана Русская униатская церковь, которая также относилась к восточнокатолическим церквям византийской литургической традиции. Современные Украинская и Белорусская грекокатолические церкви являются её наследниками.

24 апреля 1646 года православный епископ Мукачева и 63 православных священника-русина заключили Ужгородскую унию и были приняты в Католическую церковь с сохранением византийского обряда богослужения. Они образовали Русинскую грекокатолическую церковь. В 1664 году была заключена уния в Мукачеве, присоединившая к русинской церкви православное население Закарпатья и венгерской епархии Хайдудорог. В 1713 году была заключена уния в Марамуреше (ныне Румыния).

22 сентября 1818 года из состава Мукачевской епархии была выделена Прешовская епархия, будущий центр Словацкой грекокатолической церкви. После второй мировой войны, когда территория Мукачевской епархии перешла к СССР, Прешовская епархия стала объединять всех грекокатоликов Чехословакии, большинство из них было этническими словаками, с русинским и чешским меньшинствами. 13 октября 1980 года была организована независимая епархия святых Кирилла и Мефодия в центром в Торонто для окормления грекокатоликов чехословацкой диаспоры в Северной Америке. В 1997 году папа Иоанн Павел II создал апостольский экзархат с центром в Кошице. 30 января 2008 года папа Бенедикт XVI радикально реформировал структуру Словацкой грекокатолической церкви. Прешовская епархия получила статус архиепархии-митрополии, кошицкий экзархат был повышен в статусе до епархии, кроме того организована третья епархия на территории Словакии — с центром в Братиславе.

В конце 1850-х среди болгар, находившихся в юрисдикции Константинопольского Патриархата, усилилось движение за независимость национальной церкви от Константинополя. Часть духовенства на этой почве выступила за унию с Римом. Возглавлявший сторонников унии архимандрит Иосиф Сокольский 8 апреля 1861 года был посвящён папой Пием IX в епископы и назначен главой Болгарской католической церкви византийского обряда.

Бывших не бывает

В 1957 г. КГБ полагал пребывающими в «униатской оппозиции» (не воссоединившихся с РПЦ, но и не имевших возможность легально править богослужение) 364 священника и до 500 монашествующих УГКЦ (немало из них группами по 3-5 человек жили «по-монастырски» в миру), к концу 1959 г. – соответственно, 327 и 469 (из них в Закарпатье – 108 и 40). По радио, через поездки родственников в Польшу, по почтовым каналам они умудрялись получать указания и литературу из Ватикана, чей Понтифик Пий ХII 26 января 1956 г. выступил с посланием об укреплении католицизма в мире.

Считалось, что до 100 «непримиримых» клириков-униатов продолжают богослужения в катакомбных условиях, по линии бывшей УГКЦ работало около 150 агентов КГБ. 22 человека проходило по многолетней централизованной оперативной разработке «Рифы», главным фигурантом которой был преемник Шептицкого – митрополит Иосиф Слепой. Кроме того, в разработке находилось 130 бывших епископов и священников-униатов.

К 1959 г. в УССР насчитывалось около 96 тыс. верных Римско-Католической Церкви (РКЦ, из них 35 тыс. в Винницкой обл., 15 тыс. в Закарпатье, 12 тыс. в Дрогобычской, 10 тыс. в Житомирской), работало 170 костелов и каплиц, однако в них служило всего 66 ксендзов (36 из них пребывало в негласной оперативной разработке КГБ). По линии католиков использовалось 136 агентов органов госбезопасности.

В 1943–1958 гг. в Украине арестам подверглись 88 римокатоликов и 601 грекокатолик – «потенциальная агентура Ватикана и опорная база украинских буржуазных националистов», по оценке советской спецслужбы.

Отметим, что благоприятной средой для развития катакомбной УГКЦ являлись бывшие участники движения ОУН и УПА, тем более что к июню 1955 г. в регион уже вернулось после досрочного освобождения из лагерей 12275 лиц, осужденных за участие в националистическом движении. Всего же в 1956–1959 гг. в регион вернулось 43497 участников антисоветского националистического движения сопротивления, включая 738 руководителей подполья и повстанческих формирований, 19305 рядовых участников и 22497 «пособников» подполья. Еще 3656 участников ОУН и УПА прибыло в восточные области Украины. Помимо этого на западе УССР проживало почти 77 тысяч добровольно «вышедших с повинной» повстанцев – по многократным амнистиям от Верховного Совета Украины. Сотни «возвращенцев» группировались в своеобразные неформальные объединения, прятали оружие, начались акты мести советским активистам, в указанный период произошло 17 убийств, 29 покушений и 37 поджогов. Принципиальные противники «советов», отмечали конттразведчики, «пристально изучают процессы, происходящие среди  интеллигенции, стараются направить их в антисоветское русло».

К 1962 г. спецслужба установила, что бывшими повстанцами создано до 50 нелегальных антисоветских групп, до 400 человек имело оружие, причем до 70 % участников групп в движении ОУН и УПА не состояло. В среде нового подполья, накапливавшего оружие и строившего новые бункера-«крыивки», распространялись планы перехода к диверсионным действиям в случае войны Запада с СССР, «расправы с коммунистами, активом и лицами русской национальности», отмечали чекисты.

Популярное за 7 дней

Михайлово чудо: как вести себя в этот день, чтобы избежать житейских искушений
17.09.21 20:53

Как правильно читать Псалтирь? Какие установлены правила?
15.09.21 13:31

Как часто нужно причащаться?
13.09.21 09:49

Осенняя Лавра
16.09.21 12:36

19 сентября — Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)
19.09.21 08:39

Нуждаются ли православные во Христе?
15.09.21 18:17

Осенний Шишкин
14.09.21 11:41

Митр. Антоний (Паканич) о Православии, кириллице, Украине и Европе
13.09.21 20:55

Чудо святого Архистратига Михаила в Хонех – вечная притча о добре и зле
18.09.21 15:44

Центральный вход на территорию Киево-Печерской Лавры будет временно закрыт
19.09.21 12:50

Литература

  • Уніяцкая царква // Вялікае Княства Літоўскае. Энцыклапедыя у 3 т. — Мн.: БелЭн, 2005. — Т. 1: Абаленскі — Кадэнцыя. — С. 114—116. — 684 с. — ISBN 985-11-0314-4. (белор.)
  • Дмитриев М. В., Флоря Б. Н., Яковенко С. Г. Брестская уния 1596 г. и обществ.-полит. борьба на Украине и в Белоруссии в кон. XVI — нач. XVII в. М., 1996
  • Kuklo C. Demografia Rzeczypospolitej Przedrozbiorowej — Warsawa: Wydawnictwo DiG, 2009. — 518 p. — P. 211. (польск.)
  • Анатоль Грыцкевіч. Уніяцкая царква на Беларусі ў канцы ХVIIІ — пачатку XIX стагодзьдзяў // Хрысьціянская думка, № 3 (214), 1993, с. 119. (белор.)
  • Лабынцев Ю. А. Щавинская Л. Л. НЕКОТОРЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА И СРЕДСТВА ПОДДЕРЖАНИЯ БЕЛОРУССКО-УКРАИНСКОЙ УНИАТСКОЙ ЛИТУРГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В XVII—XIX ВЕКАХ //Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2000. № 2. С. 124—136.
  • Гісторыя Беларусі (ў шасці тамах). Беларусь у часы Рэчы Паспалітай (XVII—XVIII стст.). Т. 3. — Мінск: «Экаперспектыва», 2004. С. 302—303 (белор.)
  • [ia700409.us.archive.org/31/items/beresteiskauniia00liko/beresteiskauniia00liko.pdf Ліковський Едвард. Берестейська унія (1596). — Жовква: Печат. оо. Василіян, 1916. — 336 с.]
  • Гудзяк Б. Криза і реформа: Київська митрополія, Царгородський патріархат і генеза Берестейської унії. — Львів: Ін-т історії Церкви Львів. богословської академії, 2000. (укр.)
  • S. Senyk, The Ukrainian Church and Latinization. — Orientalia Christiana Periodica, 56, 1990. C. 165—187.
  • Marian Radwan. Carat wobec Kościoła greckokatolickiego w zaborze rosyjskim 1796-1839. — Lublin: Instytut Europy Środkowo-Wschodniej, 2004. — ISBN 839176155X.
  • Włodzimierz Osadczy. Święta Ruś. Rozwój i oddziaływanie idei prawosławia w Galicji. — Lublin: Wydawnictwo Uniwersytetu Marii Curie-Skłodowskiej, 2007. — ISBN 9788322726723.

В симбиозе с разведкой

Митрополит Андрей (Шептицкий) в 1914 году

Известная австро-немецкая ученая-славист Элизабет Хереш многолетними поисками в архивах дипломатии и военных ведомств Берлина, Вены и Москвы подтвердила факты тесного сотрудничества, накануне и в годы Первой мировой войны, спецслужб Австро-Венгрии с верхушкой униатов и руководителями подконтрольных венской разведке «КС» «карманных» украинских радикальных организаций, прежде всего – «Союза освобождения Украины».

В частности, исследования Хереш доказали точность информации российского разведчика и военного дипломата генерал-майора (1915) Георгия Романовского (умер в эмиграции в Югославии в 1939 г., подготовив работу о связях Германии и украинских националистов) о совещании 1914 г. в Вене по «украинским делам» чиновников военного и внешнеполитического ведомств империи Габсбургов, митрополита А. Шептицкого и агента германской разведки, известного авантюриста Александра Парвуса (Гельфанда, автора «Меморандума» 1915 г. для кайзеровского правительства с планом общей революционной дестабилизции Российской империи). При этом владыка Андрей в августе 1914 г. разработал наиболее детальный план «переустройства» украинских земель под власть короны Габсбургов. Немало писал об этом в книге «Разведка и контрразведка» контрразведчик и последний руководитель Разведывательного бюро австрийского Генерального штаба (1917–1918) Максимилиан Ронге.

Сотрудничество лидеров СОУ и других подобных организаций со спецслужбами Австрии описано в литературе, включая украинскую диаспорную. В частности, Н. Зализняк в августе 1914 г. предложил свои услуги начальнику штаба ХI армейского корпуса во Львове, был направлен в Вену и завербован полковником разведки Граниловичем. Однако вскоре всплыли факты нецелевого использования средств, выделенных на разведдеятельность. Как сообщала  полиция Вены в декабре 1914 г., Зализняк и коллеги часто проводили время в кампании проституток, в кафе и домах терпимости. В конце концов Зализняка отстранили «от политических дел», изъяв у него 500 тыс. крон.

Список предстоятелей[править | править код]

Илл. Имя Начало Конец
Михаил Рогоза 27 июля
Ипатий Поцей 26 сентября 18 июля
Иосиф Рутский 5 апреля 5 февраля
Рафаил Корсак 28 августа
Антон Селява 18 марта 5 октября
Гавриил Коленда 24 апреля 11 февраля
Киприан Жоховский 11 февраля 26 октября
Лев Слюбич-Заленский 22 сентября 24 августа
Юрий Винницкий 7 мая 22 сентября
Лев Кишка 17 сентября 19 ноября
Атанасий Шептицкий 18 августа 12 декабря
Флориан Гребницкий 16 декабря 18 июля
Филип Володкович 18 июля 12 февраля
Лев Шептицкий
Ясон Смогоржевский
Феодосий Ростоцкий 1 ноября 25 января

Последующих, поставленных с июля 1806 года российским правительством на такое достоинство, — Ираклия Лисовского, Григория Кохановича, Иосафата Булгака — папский престол считал только администраторами.

24 февраля 1807 года Папа Римский Пий VII подписал буллу «In universalis Ecclesiae regimine», по которой провозглашалась грекокатолическая Галицкая митрополия и утверждалась кандидатура на пост митрополита, как правопреемника Киевской грекокатолической митрополии.

Терминология

Термин «униат», как уже было сказано ранее, применяется по отношению к восточно-католическим церквям, ранее принадлежавшим к восточным или восточным православным церквям или, в редких случаях, к ассирийской церкви Востока. Этот термин иногда считается порицательным, но, невзирая на это, часто использовался римскими и восточными католиками до второго Ватиканского собора. Официальные католические документы больше не используют термин из-за его отрицательной репутации, связанной с критикой униатской церкви. По словам Иоанна Эриксона из Свято-Владимирской православной духовной семинарии, сам термин «униат», когда-то используемый с гордостью в римском общении, уже давно считается уничижительным. «Восточный обряд» также больше не в почете среди униатов, поскольку он создавал иллюзию того, что униаты — это какие-то «неправильные» католики, отличные от своих западных собратьев.

Второй Ватиканский совет подтвердил, что восточные католики составляют часть Единой католической церкви и должны служить мостом между Западом и Востоком. Униаты это отметили, возрадовавшись столь благосклонному отношению к себе со стороны Рима. Сегодня этот термин используется во всех языках мира для обозначения греко-католиков.

литература

  • Джон Вебстер Грант (ред.): Объединенные церкви. ( Die Kirchen der Welt 10), Evangelisches Verlagswerk, Штутгарт, 1973 (Repr. De Gruyter, Берлин).
  • История Евангелической церкви Союза. Руководство. Отредактировано от имени Евангелической церкви Союза Дж. Ф. Герхардом Гетерсом и Иоахимом Рогге , том 1–3, Лейпциг, 1992–1999.
  • Мартин Фридрих : От Марбурга до Лойенберга. Лютеранско-реформатский контраст и его преодоление , Уолтроп, 1999.
  • Майкл Бейер, Фердинанд Р. Габауэр, Вольф Фридрих Шойфеле и другие: Искусство . В кн . : Реальная богословская энциклопедия. 34 (2002), pp. 311–331 (I. Использование языка и определение терминов; II. Союзы Православных церквей с Римско-католической церковью; III. Союзы протестантских церквей с Римско-католической церковью; IV. Inter -Протестантские союзы и союзы между протестантской и англиканской церквями, IV / 1. Германия; V / 2. Негерманские).
  • Герман-Петер Эберлейн, Андреас Метцинг, Андреас Мюлинг, Герд Розенброк (ред.): Катехизисы Рейнского союза. Дюссельдорф 2010, ISBN 978-3-930250-50-9 .

Мировая ситуация

Есть униатские церкви и за пределами Германии. Помимо чисто организационно-административных союзов, таких как Евангелическая церковь A. u.H.B. в Австрии, существуют также настоящие конфессиональные союзы, такие как Объединенная церковь Христа в США или Объединенная церковь Канады .

На Индийском субконтиненте есть четыре Объединенные церкви, которые принадлежат как Англиканской общине, так и Всемирному совету методистских церквей : Церковь Южной Индии , Церковь Пакистана , Церковь Бангладеш и Церковь Северной Индии . Эти четыре церкви состоят из пресвитериан , методистов и англиканцев и объединились во второй половине 20 века.

Выражаясь экуменическим языком, следует проводить различие между «объединенным» и «объединяющим». В «объединенной» церкви уже объединена, что «объединяющая» церковь , как правило , до сих пор в объединительном процессе (за исключением, например, в Церкви Объединения в Австралии ).

Конфессиональные союзы

  • Объединенная Церковь Христа (США) (из лютеранских, реформатских и конгрегационалистских традиций)
  • Объединенная церковь Канады (из методистских, пресвитерианских и конгрегационалистских традиций)
  • Объединение церкви в Австралии (из методистских, пресвитерианских и конгрегационалистских традиций)
  • Евангелическая церковь Богемских братьев в Чехии, с 1918 г.
  • Église Protestante Unie de France ( Объединенная протестантская церковь Франции ), с 2013 г., после первой попытки объединения в 1970-х гг.

Административные союзы

  • Евангелическая церковь A. и HB в Австрии , с 1861 г., с объединенным верхним церковным советом в качестве центрального административного органа.
  • Евангелическая церковь Аугсбургского и Гельветского вероисповедания в Малой Польше , 1919–1939 гг. В бывшем австрийском подразделении Польши
  • Протестантская церковь в Нидерландах (NL), объединение трех церквей, основанная в 2004 году:

    • голландской реформатской церкви (Евангелическая реформаторская) с 1,9 миллиона членов;
    • в реформатской церкви в Нидерландах (евангельская старый реформированный ) с 600,000 членов;
    • небольшая евангелическо-лютеранская церковь в Королевстве Нидерландов (евангелическо-лютеранская), насчитывающая 14 000 членов.
Существуют реформатские, старореформатские, лютеранские и протестантские (объединенные) общины.
  • Униатская евангелическая церковь в Польше , действующая церковь в Поморском и Познаньском воеводствах с 1919 по 1945 год.
  • Униатская евангелическая церковь в Польской Верхней Силезии , церковь, существовавшая в Восточной Верхней Силезии с 1923 по 1939 годы в период Второй Польской Республики
  • Союз протестантских церквей Эльзаса и Лотарингии (Union des Églises protestantes d’Alsace et de Lorraine), с 2007 г.
  • Объединенная протестантская церковь Бельгии , с 1978 г., с предшественницей с 1839 г.

Церковная структура

После Брестской унии 1596 года униатскими стали Киевская, Полоцкая архиепархии и Пинская, Луцкая, Владимирская и Холмская епархии. Унию не приняли Львовская и Перемышльская епархии. После смерти владыки Кирилла Терлецкого в 1607 году Луцкая епархия постепенно отошла от унии, вернувшись к ней в 1702 году с епископом Дионисием Жабокрицким. После взятия в 1616 году польскими войсками Смоленска, король номинировал в 1625 году Льва Кревзы на архиепископа Смоленского, основав тем самым униатскую Смоленскую архиепархию. В 1691 году к униатской Киевской митрополии присоединилась Перемышльская епархия с владыкой Иннокентием Винницким, а в 1700 году присоединилась Львовская епархия с епископом Иосифом Шумлянским.

  • Киевская архиепархия
  • Полоцкая архиепархияbe-tarask
  • Смоленская архиепархия
  • Пинская и Туровская епархия
  • Луцкая и Острожская епархия
  • Владимирская и Брестская епархия
  • Холмская епархия
  • Львовская епархия
  • Перемышльская епархия

Ко времени разделов Речи Посполитой Русская униатская церковь насчитывала 9300 приходов, 10 300 священников и 4,5 миллионов прихожан (тогда как всё население Речи Посполитой составляло 12,3 миллионов человек). Кроме того, униатской церкви принадлежало 172 монастыря с 1458 монахами.

В галицийских катакомбах

После Львовского собора 1946 г. большая часть священников Грекокатолической церкви (ГКЦ) объединилась с РПЦ. Упрямцы отправились в лагеря и ссылку, где уже находились объекты дела «Ходячие» – униатские иерархи во главе с митрополитом Иосифом Слепым. «Оттепель» ускорила возвращение осужденных грекокатолических клириков в Западную Украину, что всерьез беспокоило секретно-политические подразделения КГБ. Из ИТЛ вернулось в Галичину 355 бывших священников ГКЦ.

«Являясь убежденными сторонниками идей Ватикана, – отмечалось в ведомственных документах, – после возвращения из мест заключения устанавливают между собой связь и проводят активную работу по возрождению  униатской церкви и распространению католицизма… блокируясь в своей враждебной деятельности с украинскими националистами». Подчеркивалась ведущая роль посланий митрополита Иосифа Слепого, направляемых им из ссылки «униатскому подполью» Галичины во главе с епископом Николаем Чарнецким (наладившим канал связи с Ватиканом).

На западноукраинских землях возникает нелегальная («катакомбная») униатская церковь, притом что Львовско-Тернопольская епархия стала наибольшей в РПЦ. Свои назначенные Ватиканом «провинциалы» появились и у монахов ранее разогнанных духовных орденов ГКЦ. Создавались организационные звенья («округа»). По агентурным данным, в Западной Украине верные Папе униаты образовали «Ассоциацию священного единства». В лагерях Воркуты создали «Коалицию католических священников».

Бывший епископ Василий Величковский (в 1963 г. назначенный Ватиканом местоблюстителем главы ГКЦ и рукоположивший не менее 40 священников катакомбной церкви) сумел не только провести сбор подписей под обращением к правительству СССР о восстановлении ГКЦ, но и всерьез напугал органы КГБ  подготовкой в Тернополе «массового провокационного выступления верующих по изгнанию из церквей православных священников». Трудами Величковского в 1963–1965 гг. открыли нелегальные курсы грекокатолических священников в трех областях Галичины, дома для катакомбных монастырей во Львове, Ивано-Франковске и Долине, оборудовали фотолаборатории для тиражирования литературы, «нарезали» зоны ответственности для подпольного епископата.

Священники «катакомбной» ГКЦ негласно ездили по областям Западной Украины, проводили нелегальные собрания верных, высвячивали новых пастырей и даже епископов, готовили возвращение в унии ставших ранее православными священников. Для чекистов не было секретом, что нелегальные монашеские группы имеют немалые средства за счет «интенций» (отправления треб), свой фонд взаимопомощи и живут по уставу закрытых обителей. Стал известен (1958 г.) целый подпольный монастырь святого Викентия во Львове – из 19 сестер во главе с монахиней Поппе.

Существовало немало формально закрытых, но непереоборудованных храмов, и «униаты при попустительстве местных властей иногда отправляют богослужения по ночам» – лишь в Станиславской (Ивано-Франковской области) насчитывалось до 30 таких храмов.

Спецслужба изъяла программные рукописи подпольной ГКЦ «Бороться неустанно», «По зову предков»,  в которых не только содержались рекомендации по организации религиозного подполья, но и выдвигались лозунги отделения Украины от СССР, создания подчиненной Ватикану, «идущей от Владимира Великого» «Киево-Христианской Церкви», отмежевания от «неполноценного православия».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector