Униатская церковь
Содержание:
История
Византийская традиция на Сицилии и в Южной Италии возникла в V-VI веках[источник не указан 1535 дней]. В VIII веке византийский император Лев III перевёл эту область из юрисдикции папы под юрисдикцию Константинопольского патриархата, однако после норманнского завоевания и потери Византией Южной Италии римские папы вновь восстановили свою власть над грекоязычными общинами Италии. Многие из этих общин не участвовали в Великом расколе XI века и сохранили церковное общение с Римским престолом, образовав таким образом византо-католическую церковь — первую грекокатолическую церковь.
Во второй половине XV века после поражения восстания Скандербега в Южную Италию переселилось значительное количество албанских эмигрантов, определённая часть которых исповедовала православие, а после эмиграции присоединилась к католической церкви византийского обряда. С этого периода традиционное название «итало-греческая церковь» начинает постепенно изменяться на «итало-албанская». Сейчас эта церковь называется Итало-албанской католической церковью.
В результате заключения Брестской унии в Речи Посполитой была создана Русская униатская церковь, которая также относилась к восточнокатолическим церквям византийской литургической традиции. Современные Украинская и Белорусская грекокатолические церкви являются её наследниками.
24 апреля 1646 года православный епископ Мукачева и 63 православных священника-русина заключили Ужгородскую унию и были приняты в Католическую церковь с сохранением византийского обряда богослужения. Они образовали Русинскую грекокатолическую церковь. В 1664 году была заключена уния в Мукачеве, присоединившая к русинской церкви православное население Закарпатья и венгерской епархии Хайдудорог. В 1713 году была заключена уния в Марамуреше (ныне Румыния).
22 сентября 1818 года из состава Мукачевской епархии была выделена Прешовская епархия, будущий центр Словацкой грекокатолической церкви. После второй мировой войны, когда территория Мукачевской епархии перешла к СССР, Прешовская епархия стала объединять всех грекокатоликов Чехословакии, большинство из них было этническими словаками, с русинским и чешским меньшинствами. 13 октября 1980 года была организована независимая епархия святых Кирилла и Мефодия в центром в Торонто для окормления грекокатоликов чехословацкой диаспоры в Северной Америке. В 1997 году папа Иоанн Павел II создал апостольский экзархат с центром в Кошице. 30 января 2008 года папа Бенедикт XVI радикально реформировал структуру Словацкой грекокатолической церкви. Прешовская епархия получила статус архиепархии-митрополии, кошицкий экзархат был повышен в статусе до епархии, кроме того организована третья епархия на территории Словакии — с центром в Братиславе.
В конце 1850-х среди болгар, находившихся в юрисдикции Константинопольского Патриархата, усилилось движение за независимость национальной церкви от Константинополя. Часть духовенства на этой почве выступила за унию с Римом. Возглавлявший сторонников унии архимандрит Иосиф Сокольский 8 апреля 1861 года был посвящён папой Пием IX в епископы и назначен главой Болгарской католической церкви византийского обряда.
Бывших не бывает
В 1957 г. КГБ полагал пребывающими в «униатской оппозиции» (не воссоединившихся с РПЦ, но и не имевших возможность легально править богослужение) 364 священника и до 500 монашествующих УГКЦ (немало из них группами по 3-5 человек жили «по-монастырски» в миру), к концу 1959 г. – соответственно, 327 и 469 (из них в Закарпатье – 108 и 40). По радио, через поездки родственников в Польшу, по почтовым каналам они умудрялись получать указания и литературу из Ватикана, чей Понтифик Пий ХII 26 января 1956 г. выступил с посланием об укреплении католицизма в мире.
Считалось, что до 100 «непримиримых» клириков-униатов продолжают богослужения в катакомбных условиях, по линии бывшей УГКЦ работало около 150 агентов КГБ. 22 человека проходило по многолетней централизованной оперативной разработке «Рифы», главным фигурантом которой был преемник Шептицкого – митрополит Иосиф Слепой. Кроме того, в разработке находилось 130 бывших епископов и священников-униатов.
К 1959 г. в УССР насчитывалось около 96 тыс. верных Римско-Католической Церкви (РКЦ, из них 35 тыс. в Винницкой обл., 15 тыс. в Закарпатье, 12 тыс. в Дрогобычской, 10 тыс. в Житомирской), работало 170 костелов и каплиц, однако в них служило всего 66 ксендзов (36 из них пребывало в негласной оперативной разработке КГБ). По линии католиков использовалось 136 агентов органов госбезопасности.
В 1943–1958 гг. в Украине арестам подверглись 88 римокатоликов и 601 грекокатолик – «потенциальная агентура Ватикана и опорная база украинских буржуазных националистов», по оценке советской спецслужбы.
Отметим, что благоприятной средой для развития катакомбной УГКЦ являлись бывшие участники движения ОУН и УПА, тем более что к июню 1955 г. в регион уже вернулось после досрочного освобождения из лагерей 12275 лиц, осужденных за участие в националистическом движении. Всего же в 1956–1959 гг. в регион вернулось 43497 участников антисоветского националистического движения сопротивления, включая 738 руководителей подполья и повстанческих формирований, 19305 рядовых участников и 22497 «пособников» подполья. Еще 3656 участников ОУН и УПА прибыло в восточные области Украины. Помимо этого на западе УССР проживало почти 77 тысяч добровольно «вышедших с повинной» повстанцев – по многократным амнистиям от Верховного Совета Украины. Сотни «возвращенцев» группировались в своеобразные неформальные объединения, прятали оружие, начались акты мести советским активистам, в указанный период произошло 17 убийств, 29 покушений и 37 поджогов. Принципиальные противники «советов», отмечали конттразведчики, «пристально изучают процессы, происходящие среди интеллигенции, стараются направить их в антисоветское русло».
К 1962 г. спецслужба установила, что бывшими повстанцами создано до 50 нелегальных антисоветских групп, до 400 человек имело оружие, причем до 70 % участников групп в движении ОУН и УПА не состояло. В среде нового подполья, накапливавшего оружие и строившего новые бункера-«крыивки», распространялись планы перехода к диверсионным действиям в случае войны Запада с СССР, «расправы с коммунистами, активом и лицами русской национальности», отмечали чекисты.
Популярное за 7 дней
Михайлово чудо: как вести себя в этот день, чтобы избежать житейских искушений
17.09.21 20:53
Как правильно читать Псалтирь? Какие установлены правила?
15.09.21 13:31
Как часто нужно причащаться?
13.09.21 09:49
Осенняя Лавра
16.09.21 12:36
19 сентября — Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)
19.09.21 08:39
Нуждаются ли православные во Христе?
15.09.21 18:17
Осенний Шишкин
14.09.21 11:41
Митр. Антоний (Паканич) о Православии, кириллице, Украине и Европе
13.09.21 20:55
Чудо святого Архистратига Михаила в Хонех – вечная притча о добре и зле
18.09.21 15:44
Центральный вход на территорию Киево-Печерской Лавры будет временно закрыт
19.09.21 12:50
Литература
- Уніяцкая царква // Вялікае Княства Літоўскае. Энцыклапедыя у 3 т. — Мн.: БелЭн, 2005. — Т. 1: Абаленскі — Кадэнцыя. — С. 114—116. — 684 с. — ISBN 985-11-0314-4. (белор.)
- Дмитриев М. В., Флоря Б. Н., Яковенко С. Г. Брестская уния 1596 г. и обществ.-полит. борьба на Украине и в Белоруссии в кон. XVI — нач. XVII в. М., 1996
- Kuklo C. Demografia Rzeczypospolitej Przedrozbiorowej — Warsawa: Wydawnictwo DiG, 2009. — 518 p. — P. 211. (польск.)
- Анатоль Грыцкевіч. Уніяцкая царква на Беларусі ў канцы ХVIIІ — пачатку XIX стагодзьдзяў // Хрысьціянская думка, № 3 (214), 1993, с. 119. (белор.)
- Лабынцев Ю. А. Щавинская Л. Л. НЕКОТОРЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА И СРЕДСТВА ПОДДЕРЖАНИЯ БЕЛОРУССКО-УКРАИНСКОЙ УНИАТСКОЙ ЛИТУРГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В XVII—XIX ВЕКАХ //Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2000. № 2. С. 124—136.
- Гісторыя Беларусі (ў шасці тамах). Беларусь у часы Рэчы Паспалітай (XVII—XVIII стст.). Т. 3. — Мінск: «Экаперспектыва», 2004. С. 302—303 (белор.)
- [ia700409.us.archive.org/31/items/beresteiskauniia00liko/beresteiskauniia00liko.pdf Ліковський Едвард. Берестейська унія (1596). — Жовква: Печат. оо. Василіян, 1916. — 336 с.]
- Гудзяк Б. Криза і реформа: Київська митрополія, Царгородський патріархат і генеза Берестейської унії. — Львів: Ін-т історії Церкви Львів. богословської академії, 2000. (укр.)
- S. Senyk, The Ukrainian Church and Latinization. — Orientalia Christiana Periodica, 56, 1990. C. 165—187.
- Marian Radwan. Carat wobec Kościoła greckokatolickiego w zaborze rosyjskim 1796-1839. — Lublin: Instytut Europy Środkowo-Wschodniej, 2004. — ISBN 839176155X.
- Włodzimierz Osadczy. Święta Ruś. Rozwój i oddziaływanie idei prawosławia w Galicji. — Lublin: Wydawnictwo Uniwersytetu Marii Curie-Skłodowskiej, 2007. — ISBN 9788322726723.
В симбиозе с разведкой
Митрополит Андрей (Шептицкий) в 1914 году
Известная австро-немецкая ученая-славист Элизабет Хереш многолетними поисками в архивах дипломатии и военных ведомств Берлина, Вены и Москвы подтвердила факты тесного сотрудничества, накануне и в годы Первой мировой войны, спецслужб Австро-Венгрии с верхушкой униатов и руководителями подконтрольных венской разведке «КС» «карманных» украинских радикальных организаций, прежде всего – «Союза освобождения Украины».
В частности, исследования Хереш доказали точность информации российского разведчика и военного дипломата генерал-майора (1915) Георгия Романовского (умер в эмиграции в Югославии в 1939 г., подготовив работу о связях Германии и украинских националистов) о совещании 1914 г. в Вене по «украинским делам» чиновников военного и внешнеполитического ведомств империи Габсбургов, митрополита А. Шептицкого и агента германской разведки, известного авантюриста Александра Парвуса (Гельфанда, автора «Меморандума» 1915 г. для кайзеровского правительства с планом общей революционной дестабилизции Российской империи). При этом владыка Андрей в августе 1914 г. разработал наиболее детальный план «переустройства» украинских земель под власть короны Габсбургов. Немало писал об этом в книге «Разведка и контрразведка» контрразведчик и последний руководитель Разведывательного бюро австрийского Генерального штаба (1917–1918) Максимилиан Ронге.
Сотрудничество лидеров СОУ и других подобных организаций со спецслужбами Австрии описано в литературе, включая украинскую диаспорную. В частности, Н. Зализняк в августе 1914 г. предложил свои услуги начальнику штаба ХI армейского корпуса во Львове, был направлен в Вену и завербован полковником разведки Граниловичем. Однако вскоре всплыли факты нецелевого использования средств, выделенных на разведдеятельность. Как сообщала полиция Вены в декабре 1914 г., Зализняк и коллеги часто проводили время в кампании проституток, в кафе и домах терпимости. В конце концов Зализняка отстранили «от политических дел», изъяв у него 500 тыс. крон.
Список предстоятелей[править | править код]
Илл. | Имя | Начало | Конец |
---|---|---|---|
Михаил Рогоза | 27 июля | ||
Ипатий Поцей | 26 сентября | 18 июля | |
Иосиф Рутский | 5 апреля | 5 февраля | |
Рафаил Корсак | 28 августа | ||
Антон Селява | 18 марта | 5 октября | |
Гавриил Коленда | 24 апреля | 11 февраля | |
Киприан Жоховский | 11 февраля | 26 октября | |
Лев Слюбич-Заленский | 22 сентября | 24 августа | |
Юрий Винницкий | 7 мая | 22 сентября | |
Лев Кишка | 17 сентября | 19 ноября | |
Атанасий Шептицкий | 18 августа | 12 декабря | |
Флориан Гребницкий | 16 декабря | 18 июля | |
Филип Володкович | 18 июля | 12 февраля | |
Лев Шептицкий | |||
Ясон Смогоржевский | |||
Феодосий Ростоцкий | 1 ноября | 25 января |
Последующих, поставленных с июля 1806 года российским правительством на такое достоинство, — Ираклия Лисовского, Григория Кохановича, Иосафата Булгака — папский престол считал только администраторами.
24 февраля 1807 года Папа Римский Пий VII подписал буллу «In universalis Ecclesiae regimine», по которой провозглашалась грекокатолическая Галицкая митрополия и утверждалась кандидатура на пост митрополита, как правопреемника Киевской грекокатолической митрополии.
Терминология
Термин «униат», как уже было сказано ранее, применяется по отношению к восточно-католическим церквям, ранее принадлежавшим к восточным или восточным православным церквям или, в редких случаях, к ассирийской церкви Востока. Этот термин иногда считается порицательным, но, невзирая на это, часто использовался римскими и восточными католиками до второго Ватиканского собора. Официальные католические документы больше не используют термин из-за его отрицательной репутации, связанной с критикой униатской церкви. По словам Иоанна Эриксона из Свято-Владимирской православной духовной семинарии, сам термин «униат», когда-то используемый с гордостью в римском общении, уже давно считается уничижительным. «Восточный обряд» также больше не в почете среди униатов, поскольку он создавал иллюзию того, что униаты — это какие-то «неправильные» католики, отличные от своих западных собратьев.
Второй Ватиканский совет подтвердил, что восточные католики составляют часть Единой католической церкви и должны служить мостом между Западом и Востоком. Униаты это отметили, возрадовавшись столь благосклонному отношению к себе со стороны Рима. Сегодня этот термин используется во всех языках мира для обозначения греко-католиков.
литература
- Джон Вебстер Грант (ред.): Объединенные церкви. ( Die Kirchen der Welt 10), Evangelisches Verlagswerk, Штутгарт, 1973 (Repr. De Gruyter, Берлин).
- История Евангелической церкви Союза. Руководство. Отредактировано от имени Евангелической церкви Союза Дж. Ф. Герхардом Гетерсом и Иоахимом Рогге , том 1–3, Лейпциг, 1992–1999.
- Мартин Фридрих : От Марбурга до Лойенберга. Лютеранско-реформатский контраст и его преодоление , Уолтроп, 1999.
- Майкл Бейер, Фердинанд Р. Габауэр, Вольф Фридрих Шойфеле и другие: Искусство . В кн . : Реальная богословская энциклопедия. 34 (2002), pp. 311–331 (I. Использование языка и определение терминов; II. Союзы Православных церквей с Римско-католической церковью; III. Союзы протестантских церквей с Римско-католической церковью; IV. Inter -Протестантские союзы и союзы между протестантской и англиканской церквями, IV / 1. Германия; V / 2. Негерманские).
- Герман-Петер Эберлейн, Андреас Метцинг, Андреас Мюлинг, Герд Розенброк (ред.): Катехизисы Рейнского союза. Дюссельдорф 2010, ISBN 978-3-930250-50-9 .
Мировая ситуация
Есть униатские церкви и за пределами Германии. Помимо чисто организационно-административных союзов, таких как Евангелическая церковь A. u.H.B. в Австрии, существуют также настоящие конфессиональные союзы, такие как Объединенная церковь Христа в США или Объединенная церковь Канады .
На Индийском субконтиненте есть четыре Объединенные церкви, которые принадлежат как Англиканской общине, так и Всемирному совету методистских церквей : Церковь Южной Индии , Церковь Пакистана , Церковь Бангладеш и Церковь Северной Индии . Эти четыре церкви состоят из пресвитериан , методистов и англиканцев и объединились во второй половине 20 века.
Выражаясь экуменическим языком, следует проводить различие между «объединенным» и «объединяющим». В «объединенной» церкви уже объединена, что «объединяющая» церковь , как правило , до сих пор в объединительном процессе (за исключением, например, в Церкви Объединения в Австралии ).
Конфессиональные союзы
- Объединенная Церковь Христа (США) (из лютеранских, реформатских и конгрегационалистских традиций)
- Объединенная церковь Канады (из методистских, пресвитерианских и конгрегационалистских традиций)
- Объединение церкви в Австралии (из методистских, пресвитерианских и конгрегационалистских традиций)
- Евангелическая церковь Богемских братьев в Чехии, с 1918 г.
- Église Protestante Unie de France ( Объединенная протестантская церковь Франции ), с 2013 г., после первой попытки объединения в 1970-х гг.
Административные союзы
- Евангелическая церковь A. и HB в Австрии , с 1861 г., с объединенным верхним церковным советом в качестве центрального административного органа.
- Евангелическая церковь Аугсбургского и Гельветского вероисповедания в Малой Польше , 1919–1939 гг. В бывшем австрийском подразделении Польши
-
Протестантская церковь в Нидерландах (NL), объединение трех церквей, основанная в 2004 году:
- голландской реформатской церкви (Евангелическая реформаторская) с 1,9 миллиона членов;
- в реформатской церкви в Нидерландах (евангельская старый реформированный ) с 600,000 членов;
- небольшая евангелическо-лютеранская церковь в Королевстве Нидерландов (евангелическо-лютеранская), насчитывающая 14 000 членов.
- Существуют реформатские, старореформатские, лютеранские и протестантские (объединенные) общины.
- Униатская евангелическая церковь в Польше , действующая церковь в Поморском и Познаньском воеводствах с 1919 по 1945 год.
- Униатская евангелическая церковь в Польской Верхней Силезии , церковь, существовавшая в Восточной Верхней Силезии с 1923 по 1939 годы в период Второй Польской Республики
- Союз протестантских церквей Эльзаса и Лотарингии (Union des Églises protestantes d’Alsace et de Lorraine), с 2007 г.
- Объединенная протестантская церковь Бельгии , с 1978 г., с предшественницей с 1839 г.
Церковная структура
После Брестской унии 1596 года униатскими стали Киевская, Полоцкая архиепархии и Пинская, Луцкая, Владимирская и Холмская епархии. Унию не приняли Львовская и Перемышльская епархии. После смерти владыки Кирилла Терлецкого в 1607 году Луцкая епархия постепенно отошла от унии, вернувшись к ней в 1702 году с епископом Дионисием Жабокрицким. После взятия в 1616 году польскими войсками Смоленска, король номинировал в 1625 году Льва Кревзы на архиепископа Смоленского, основав тем самым униатскую Смоленскую архиепархию. В 1691 году к униатской Киевской митрополии присоединилась Перемышльская епархия с владыкой Иннокентием Винницким, а в 1700 году присоединилась Львовская епархия с епископом Иосифом Шумлянским.
- Киевская архиепархия
- Полоцкая архиепархияbe-tarask
- Смоленская архиепархия
- Пинская и Туровская епархия
- Луцкая и Острожская епархия
- Владимирская и Брестская епархия
- Холмская епархия
- Львовская епархия
- Перемышльская епархия
Ко времени разделов Речи Посполитой Русская униатская церковь насчитывала 9300 приходов, 10 300 священников и 4,5 миллионов прихожан (тогда как всё население Речи Посполитой составляло 12,3 миллионов человек). Кроме того, униатской церкви принадлежало 172 монастыря с 1458 монахами.
В галицийских катакомбах
После Львовского собора 1946 г. большая часть священников Грекокатолической церкви (ГКЦ) объединилась с РПЦ. Упрямцы отправились в лагеря и ссылку, где уже находились объекты дела «Ходячие» – униатские иерархи во главе с митрополитом Иосифом Слепым. «Оттепель» ускорила возвращение осужденных грекокатолических клириков в Западную Украину, что всерьез беспокоило секретно-политические подразделения КГБ. Из ИТЛ вернулось в Галичину 355 бывших священников ГКЦ.
«Являясь убежденными сторонниками идей Ватикана, – отмечалось в ведомственных документах, – после возвращения из мест заключения устанавливают между собой связь и проводят активную работу по возрождению униатской церкви и распространению католицизма… блокируясь в своей враждебной деятельности с украинскими националистами». Подчеркивалась ведущая роль посланий митрополита Иосифа Слепого, направляемых им из ссылки «униатскому подполью» Галичины во главе с епископом Николаем Чарнецким (наладившим канал связи с Ватиканом).
На западноукраинских землях возникает нелегальная («катакомбная») униатская церковь, притом что Львовско-Тернопольская епархия стала наибольшей в РПЦ. Свои назначенные Ватиканом «провинциалы» появились и у монахов ранее разогнанных духовных орденов ГКЦ. Создавались организационные звенья («округа»). По агентурным данным, в Западной Украине верные Папе униаты образовали «Ассоциацию священного единства». В лагерях Воркуты создали «Коалицию католических священников».
Бывший епископ Василий Величковский (в 1963 г. назначенный Ватиканом местоблюстителем главы ГКЦ и рукоположивший не менее 40 священников катакомбной церкви) сумел не только провести сбор подписей под обращением к правительству СССР о восстановлении ГКЦ, но и всерьез напугал органы КГБ подготовкой в Тернополе «массового провокационного выступления верующих по изгнанию из церквей православных священников». Трудами Величковского в 1963–1965 гг. открыли нелегальные курсы грекокатолических священников в трех областях Галичины, дома для катакомбных монастырей во Львове, Ивано-Франковске и Долине, оборудовали фотолаборатории для тиражирования литературы, «нарезали» зоны ответственности для подпольного епископата.
Священники «катакомбной» ГКЦ негласно ездили по областям Западной Украины, проводили нелегальные собрания верных, высвячивали новых пастырей и даже епископов, готовили возвращение в унии ставших ранее православными священников. Для чекистов не было секретом, что нелегальные монашеские группы имеют немалые средства за счет «интенций» (отправления треб), свой фонд взаимопомощи и живут по уставу закрытых обителей. Стал известен (1958 г.) целый подпольный монастырь святого Викентия во Львове – из 19 сестер во главе с монахиней Поппе.
Существовало немало формально закрытых, но непереоборудованных храмов, и «униаты при попустительстве местных властей иногда отправляют богослужения по ночам» – лишь в Станиславской (Ивано-Франковской области) насчитывалось до 30 таких храмов.
Спецслужба изъяла программные рукописи подпольной ГКЦ «Бороться неустанно», «По зову предков», в которых не только содержались рекомендации по организации религиозного подполья, но и выдвигались лозунги отделения Украины от СССР, создания подчиненной Ватикану, «идущей от Владимира Великого» «Киево-Христианской Церкви», отмежевания от «неполноценного православия».