Причины варфоломеевской ночи и значение события для франции

Гугеноты. Кальвинисты

Гугеноты – французские протестанты-кальвинисты (последователи реформатора Жана Кальвина). Стоит заметить, что войны между католиками и гугенотами велись уже долгие годы. В 50-х годах кальвинизм приобрел широкое распространение на западе страны.

Важно отметить одну из основных доктрин кальвинизма, которая звучит следующим образом: «Только Бог заранее решает, кто спасется, поэтому человек не в состоянии что-либо изменить». Таким образом, кальвинисты верили в божественное предопределение, или говоря простыми словами – в судьбу

Следовательно, гугеноты снимали с себя ответственность и освобождались от постоянных забот, поскольку все и так предопределено Творцом. Помимо этого, они не считали нужным отдавать церкви десятину – десятую часть от заработка.

С каждым годом количество гугенотов, среди которых было немало высокопоставленных лиц, увеличивалось. В 1534 г. монарх Франциск I обнаружил на дверях своих покоев листовки, в которых критиковались и высмеивались католические вероучения. У короля это вызвало гнев, вследствие чего в государстве начались гонения кальвинистов.

События Варфоломеевской ночи

Гугеноты боролись за свободу вероисповедания своей религии, однако позже война переросла в серьезное противостояние политических кланов за престол – Бурбонов (протестантов), с одной стороны, и Валуа и Гизов (католиков), с другой.

Бурбоны были первыми после Валуа претендентами на королевский трон, что подогревало их стремление к войнам. К предстоящей Варфоломеевской ночи с 23 на 24 августа 1572 г. они пришли следующим образом. По окончании очередной войны в 1570 г. было подписано мирное соглашение.

Не смотря на то, что гугенотам не удалось выиграть ни одной серьезной битвы, французское правительство не имело никакого желания участвовать в военном конфликте. В результате, король согласился на перемирие, пойдя кальвинистам на большие уступки.

С этого момента гугеноты имели право вести службы везде, за исключением Парижа. Также им разрешалось занимать государственные посты. Король подписал указ о предоставлении им 4-х крепостей, а их лидер адмирал де Колиньи получил место в королевском совете. Такое положение вещей не могло нравится ни матери монарха, Екатерине Медичи, ни, соответственно, Гизам.

И все же, желая достигнуть мира во Франции, Екатерина решила выдать замуж свою дочь Маргариту за Генриха IV Наваррского, который был знатным гугенотом. На предстоящую свадьбу молодоженов съехалось множество гостей со стороны жениха, которые являлись кальвинистами.

Через 4 дня по личному распоряжению герцога Генриха де Гиза было совершено покушение на адмирала Колиньи. Герцог мстил за Франсуа де Гиза, убитого несколько лет назад по приказу адмирала. Одновременно с этим, он был раздосадован, что Маргарита не стала его женой.

Однако стрелявший в Колиньи лишь ранил его, вследствие чего тому удалось выжить. Гугеноты потребовали от правительства немедленно наказать всех, кто был причастен к покушению. Боясь мести протестантов, приближенные короля посоветовали ему раз и навсегда покончить с гугенотами.

Королевский двор испытывал большое отвращение к кальвинистам. Правящий клан Валуа опасался за свою безопасность и на то были причины. За годы религиозных войн, гугеноты дважды пытались похитить монарха Карла IX Валуа и его мать Екатерину Медичи, чтобы навязать им свою волю.

В добавок к этому, основная часть приближенных короля являлась католиками. Следовательно, они делали все возможное, чтобы избавиться от ненавистных протестантов.

Причины Варфоломеевской ночи

В то время во Франции насчитывалось около 2 млн гугенотов, что составляло примерно 10% населения страны. Они настойчиво стремились обратить в свою веру соотечественников, отдавая для этого все силы. Королю было невыгодно вести войну с ними, поскольку это разоряло казну.

Адмирал Гаспар де Колиньи

Тем не менее, с каждым днем кальвинисты представляли все большую угрозу для государства. Королевский совет планировал убить только раненого Колиньи, что позже и было сделано, а также устранить несколько наиболее авторитетных лидеров протестантов.

Постепенно ситуация все больше накалялась. Власти приказали схватить Генриха Наваррского и его родственника Конде. В итоге, Генриха силой заставили принять католицизм, но сразу после побега, Генрих вновь стал протестантом. Парижане уже не первый раз призывали монарха уничтожить всех гугенотов, которые доставляли им массу хлопот.

Это привело к тому, что когда в ночь на 24 августа начались расправы над лидерами протестантов, горожане тоже вышли на улицы для борьбы с инакомыслящими. Как правило гугеноты носили черную одежду, благодаря чему их было легко отличить от католиков.

Волна насилия прокатилась по Парижу, после чего перекинулась и в другие регионы. Кровавая резня, продолжавшаяся несколько недель, охватила всю страну. Историки до сих пор не знают точное количество жертв в ходе Варфоломеевской ночи.

Одни специалисты считают, что погибших было около 5000, тогда как другие называют число в 30 000 человек. Католики не щадили ни детей, ни стариков. Во Франции господствовал хаос и террор, о котором вскоре стало известно русскому царю Ивану Грозному. Интересен факт, что русский правитель осудил действия французского правительства.

Около 200 000 гугенотов были вынуждены поспешно бежать из Франции в соседние государства

Важно отметить, что Англия, Польша и немецкие княжества также осудили действия Парижа

Чем же вызвана была такая чудовищная жестокость? Дело в том, что одни действительно преследовали гугенотов на религиозной почве, но было немало и тех, что воспользовался Варфоломеевской ночью в корыстных целях.

Известно немало случаев, когда люди сводили личные счеты с кредиторами, обидчиками или с давними врагами. В царившем хаосе было крайне сложно разобрать, за что был убит тот или иной человек. Множество людей занимались обычным грабежом, сколотив неплохое состояние.

И все же, основной причиной массового буйства католиков было всеобщее отвращение к протестантам. Изначально король планировал убить только лидеров гугенотов, тогда как инициаторами крупномасштабной резни были обычные французы.

Ход событий

Грядущий брак послужил поводом к сбору в Париже большого количества именитых протестантов, которые приехали, чтобы сопровождать своего принца Генриха на брачной церемонии. Но в Париже господствовали антигугенотские настроения, и парижане, подавляющее большинство которых было католиками, нашли присутствие гугенотских лидеров неприемлемым. В парламенте самого Парижа было решено пренебрежительно отнестись к церемонии брака. Ненависть католиков-простолюдинов подогревалась плохими урожаями, увеличением налогов, повышением цен на продукты и предметы первой необходимости. Обыкновенных горожан возмущала показная роскошь, устроенная по случаю королевской свадьбы.

Карл Гун. Канун Варфоломеевской ночи. 1868. Санкт-Петербург. Государственный Русский музей

Карл Гун. Сцена из Варфоломеевской ночи. 1870. Москва. Государственная Третьяковская галерея

Сам королевский двор был чрезвычайно разделён. Екатерина Медичи не получила разрешения Папы Римского на этот брак, поэтому французские прелаты были на распутье. Королеве стоило немалых усилий уговорить кардинала Шарля де Бурбона (единственного католика в семье Бурбонов) поженить пару. Назревало противостояние в среде католиков, но Гизы были не готовы вступить в противоборство со своими конкурентами, домом Монморанси. Губернатор Парижа, Франсуа де Монморанси, чувствуя свою неспособность поддерживать в городе порядок и предчувствуя взрывоопасную ситуацию, покинул город за несколько дней до свадьбы.

Мать французского короля Карла IX и правительница Франции Екатерина Медичи повелела начать резню гугенотов после того, как не удалось покушение на убийство предводителя гугенотов Гаспара де Колиньи. Де Колиньи оказывал всё больше влияния на Карла IX и убеждал его поддержать восстание протестантов во Фландрии против испанского короля Филиппа II, послав против него объединённую армию католиков и гугенотов. Он видел в этом единственную альтернативу гражданской войне во Франции, однако мешал планам Екатерины по установлению мира с Испанией. Вместе с тем следует отметить определённую обоснованность курса Екатерины Медичи, так как ослабленная десятилетними гражданскими войнами Франция вряд ли могла бы сплотиться против общего врага и уж тем более нанести поражение Испании, находившейся в зените своего могущества.

По мнению историков и беллетристов, в планы королевы-матери не входила массовая резня гугенотов. Первоначально планировалось устранение Колиньи и ещё примерно десятка основных военных предводителей гугенотов, а также захват номинальных лидеров гугенотской партии — принцев Бурбонского дома — Генриха Наваррского и его двоюродного брата, принца де Конде. Ненависть парижского населения к гугенотам, а также давняя вражда семейных кланов Колиньи и Гизов превратили намечавшуюся акцию в массовую резню. Легко узнаваемые по чёрным одеждам, гугеноты становились лёгкой добычей для обезумевших убийц, которые не давали пощады никому, будь то старики, дети или женщины. Город оказался во власти разбушевавшейся черни. Мёртвых раздевали — многим хотелось ещё и поживиться одеждой. В таком хаосе можно было спокойно ограбить соседа, разделаться с кредитором, а то и с надоевшей женой. Никто уже не отслеживал, кто гибнет под шпагами, гугенот или католик. В конце концов король приказал немедленно навести порядок на улицах Парижа.

Считается, что сигнал к началу резни прозвучал с колокольни церкви Сен-Жермен-л’Оксеруа. Однако Агриппа д’Обинье пишет о колоколе королевской часовни: «…чтобы они узнали час экзекуции по звону большого колокола во дворце…», «она (королева) ускоряет набат во дворце, приказав звонить на полтора часа раньше колокола Сен-Жермен-Оксерруа». Волна насилия прокатилась по Парижу, а позже и по другим городам и сёлам и вылилась в кровавую бойню в масштабах всей страны, длившуюся на протяжении нескольких недель. Количество жертв до сих пор служит предметом споров среди историков, однако, по мнению большинства из них, число жертв варьируется от 5000 до 30 000 человек.

Резня стала коренным переломом в Религиозных войнах во Франции. Гугенотам был нанесён сокрушительный удар, в результате которого они лишились многих из своих видных предводителей. Резня была «самой ужасной религиозной резнёй столетия», во всей Европе она «оставила в умах протестантов неизгладимый след и мнение, что католицизм был кровавой и предательской религией».

Варфоломеевская ночь и ее последствия

Действия Королевской гвардии вдохновили католиков. Они сформировали отряды, которые патрулировали улицы и нападали убивая на каждого встреченного на пути протестанта. Не было никакого плана, католики просто вершили беззаконие и массовую резню. Беспорядки и насилие вышли из-под контроля. Гугенотов казнили прямо на улицах, обезображенные тела выставлялись напоказ развешенные на заборах и столбах. Король приказал остановить насилие, однако кровопролитие продолжалось еще несколько недель. Многие гугеноты бежали, точное количество погибших в результате массовых убийств во Франции за время с августа по конец осени 1572 года никогда не будет известно. Современные исследования предоставляют ориентировочные цифры: 10000 гугенотов, из которых 5000 были убиты непосредственно в Париже.

Известие о массовых убийствах шокировало протестантскую Европу. С другой стороны, в католической Европе новости из Парижа приняли с воодушевлением. Папа распорядился, чтобы в Риме радостные события Варфоломеевской ночи отмечались праздничным звоном колоколов. Королевская семья Франции была шокирована произошедшими событиями. Несмотря на то, что именно благодаря их покушению на Колиньи гугеноты устроили беспорядки, массовые убийства не входили в монарший замысел. Гизе предложил Медичи план, по которому короне было необходимо только обезглавить движение гугенотов.

Однако, после задержания лидеров движения все пошло вопреки сценарию. Католики решили, что теперь у них развязаны руки, и устроили в Париже кровавую баню. Медичи не ожидала этого. Поскольку к такому повороту событий власти были не готовы, то и ликвидировать последствия конфликта не было возможности. Никто не представлял, как это можно сделать, не усугубив ситуацию еще больше.

Французская монархия сильно ослабела после событий Варфоломеевской ночи. Истребив гугенотов они попали в полную зависимость от жесткой католической церкви. Все руководство французских протестантов было либо убито, либо арестовано. Самым тяжелым ударом для гугенотов стала гибель Колиньи. Принцу Анри Наваррскому был предоставлен выбор: смерть или католичество. Анри принял католическую веру и это спасло ему жизнь. Однако, позже он снова стал протестантом, но среди своих собратьев по вере он всегда слыл раскольником и ему не доверяли. В тот период многие гугеноты были вынуждены бежать из Франции, многие отказались от своей веры. Оставшиеся же во Франции протестанты подвергались гонениям. Они были вынуждены покинуть крупные города и вернуться в свои крепости на юге и западе.

Варфоломеевская ночь не положила конец войне. Гражданская война на религиозной почве тянулась во Франции еще до 1598 года. К тому моменту количество убитых с обеих сторон, по некоторым данным, составило около 3 миллионов человек.

Могло ли такое быть?

Вероятно. Это тот случай, когда история сильно пересеклась с литературой, а конкретно с «Хроникой времён Карла IX» Проспера Мериме и, что ещё серьёзнее, с «Королевой Марго» Александра Дюма. Талант двух писателей оказался сильнее исторических фактов. Тот же Дюма, например, описывает события Варфоломеевской ночи таким образом, что у читателей не остаётся сомнений: королева-мать Екатерина Медичи и герцог Де Гиз составили заговор, целью которого было полное истребление гугенотов. Число читателей Дюма измеряется миллионами, и для них этот «заговор» — почти аксиома. Вот только историю по литературе изучать нельзя.

Среди французских историков до сих пор идёт спор о том, был «заговор» или нет. У тех, кто полагает, что резня началась спонтанно, хватает весомых аргументов в пользу этой точки зрения. Вот лишь некоторые из них. Во-первых, спланировать массовое истребление гугенотов в Париже было достаточно трудно, на это ушло бы несколько месяцев. Протестантов в столице было не слишком много, большая их часть приехала на свадьбу Генриха Наваррского (одного из лидеров гугенотов) с Маргаритой Валуа (сестрой короля Карла IX). Расселились они в городе как пришлось: кто-то в Лувре, кто-то на постоялых дворах, кто-то у родни, в том числе и родни другого вероисповедания. Тайно оповестить половину города о том, что в назначенный час она должна подняться и перебить другую половину города, невозможно. Хотя бы потому, что если в заговор вовлечены 100 тыс. человек, то многочисленные утечки информации неизбежны.

Во-вторых, среди жертв Варфоломеевской ночи было довольно много католиков. Это не была самозащита гугенотов, просто кто-то сводил с единоверцами старые счёты. Это наталкивает на мысль о том, что резня вспыхнула стихийно: убивали всех, кто подворачивался под руку. В-третьих, никакой атаки с первым ударом набата не было. Всплеск насилия пришёлся на первые рассветные часы. Есть версия, что группа агрессивно настроенных католиков из свиты герцога Гиза, узнав об убийстве адмирала Колиньи (другого лидера протестантов), отправилась убивать прочих гугенотов. В этот момент какой-то монах принёс весть, что на парижском кладбище зацвёл боярышник — это было воспринято как знак свыше: надо убивать протестантов.

Многие историки видят картину следующим образом. Заговор Гизов и Екатерины Медичи действительно имел место, но касался он лишь лидеров протестантов. И прежде всего Генриха Наваррского, адмирала Колиньи и их ближайшего окружения. И якобы Карл IX даже дал на это согласие, хотя его матушке оно на самом деле и не требовалось. Генриха Наваррского убить не удалось, хотя он находился в Лувре. Колиньи закололи у него дома. Когда весть о смерти адмирала, которого рядовые католики люто ненавидели, разнеслась по Парижу, набожные жители города решили поубивать «еретиков» во славу божью.

У этой версии много слабых мест, но есть и очевидные плюсы. Вот ещё один: если бы существовал масштабный заговор, то Гизы первым делом планировали бы убийства людей из свит Наваррского и Колиньи, а не лавочников и бедных дворян. Однако очень многие видные гугеноты благополучно пережили Варфоломеевскую ночь. Одним спас жизнь Карл IX, другие спаслись благодаря личной отваге, третьи (таких, правда, меньшинство) вообще не знали, что происходит резня. Франсуа де Флеран, приближённый Генриха Наваррского, спокойно встретил Варфоломеевское утро и лишь около полудня узнал, что той ночью в Париже убивали его братьев по вере.

Показательна и история шотландца Габриэля Монтгомери — того самого, который невольно убил на турнире Генриха II, отца Карла IX. Он не только спасся от убийц, но ещё и собрал в предместье столицы отряд из 200 человек, чтобы в случае чего взять Лувр штурмом. Словом, если и существовал план поголовного истребления гугенотов, то он провалился. А так как Екатерина Медичи всегда очень тщательно обдумывала свои шаги, то мы можем говорить, что плана такого, наверное, всё-таки не было. Так что на вопрос о том, могло ли не случиться Варфоломеевской ночи, мы также смело можем ответить: «Да, могло».

Литература

  • Кастело А. Королева Марго / Перевод с французского и примечания А. Д. Сабова; научная редакция и предисловие А. П. Левандовского. — 2-е, испр. и доп. — М.: Молодая гвардия, 2009. — 231 с. — (Жизнь замечательных людей). — 3000 экз. — ISBN 978-5-235-03178-4.
  • Д. Крузе. // Французский ежегодник. — М., 2005. — С. 150—173.
  • Д. Крузе. // Варфоломеевская ночь: Событие и споры. Сб. статей. — М.: РГГУ, 2001. — С. 102—137.
  • Эрланже Ф. Генрих Третий / перевод с французского и примечания М. Ю. Некрасова. — 1-е. — СПб.: Евразия, 2002. — 410 с. — (Clio personalis). — 2000 экз. — ISBN 5-8071-0096-4.
  • Леони Фрида. Екатерина Медичи. Итальянская волчица на французском троне. — АСТ, Астрель, Харвест, 2012. — 580 с. — ISBN 978-5-17-074264-6.
  • Holt, Mack P. The French Wars of Religion, 1562-1629 (англ.). — Cambridge: Cambridge University Press, 1995. — ISBN 0521 35873 6.

Как католики с гугенотами боролись

В середине-конце XVI века во Франции с небольшими периодами затишья полыхали религиозные войны, во время которых представители традиционного католичества противостояли ширившемуся движению кальвинистов, которых во Франции именовали гугенотами.

Обе стороны не гнушались массовых расправ, правда, каждая устраивала их по-своему. Для гугенота убийство католика в первую очередь было актом гражданского противостояния, поэтому зачастую резали лишь влиятельных священников, а женщин и детей старались не трогать. А вот католики, особенно неграмотные крестьяне и мещане, воспринимали появление большого количества протестантов как признак близости Судного Дня, а самих гугенотов — как исчадий ада, продавших душу дьяволу. Поэтому нападения на гугенотов часто сопровождались истязаниями, надругательствами над телами и религиозной истерией. Женщин и детей фанатики не щадили по той же причине.

Массовые убийства начались с инцидента в Фуа в 1566 году, где католики обнаружили в каком-то сарае молящихся гугенотов, а поскольку в городах им было запрещено прилюдно устраивать моления, на них натравили стражу. Протестанты отказались разойтись, а затем начали кидаться в мешающих людей камнями. В результате озверевшая стража ворвалась в сарай и перебила около трехсот человек.

В католическом Париже эта новость была встречена ликованием. Реакция гугенотов не заставила себя долго ждать, и через год в Ниме почти сотня монахов-католиков была перебита кальвинистами. Это событие вошло в историю как ночь святого Михаила, или «Мишелада». Да и до этого, в 1566 году гугенотские вожди пытались захватить в плен французского короля, чтобы править от его имени, однако план сорвался.

Обстановка накалялась все больше.

Реформация и Религиозные войны

Варфоломеевская ночь возникла не сама по себе, важно знать контекст, логику событий того времени, чтобы правильно её представить. XVI век – это время Реформации и Котрреформации, время церковных реформ, противостояния новых религий старым, гражданских войн

И сложно в то время найти более ожесточённое и длительное противостояние жителей одной страны, чем это было во Франции, где гугеноты и католики обладали собственными армиями и полководцами, собственными королями и выдающимися лидерами. Нам сейчас сложно представить, что люди могли ссориться и воевать из-за догматических расхождений, зачастую даже не самых значительных, ведь и те, и другие всё-таки верили в одного бога. И даже в рядах протестантов нередко возникали теологические споры и расхождения, появлялись собственные еретики, многие из которых и просто использовали народный протест в личных целях, для обогащения и разбоя, отрицая все моральные нормы и государственные законы.

К. Ф. Гун. Канун Варфоломеевской ночи

К. Ф. Гун Сцена из Варфоломеевской ночи

Реформация явилась реакцией на произвол католических властей, падение нравов, вмешательство духовных лиц в мирские дела, обогащение и интриги католической церкви, циничную продажу индульгенций и «мест в раю», подавление аристократией самостоятельности горожан. За пышной религиозной формой, торжественностью, роскошью католицизма терялось действительное содержание. Священнослужители пренебрегали правилами своей собственной религии, думая больше о мирских благах, участвуя в дворцовых интригах, вмешиваясь в дела князей и королей. Папа Римский был таким же участником политических процессов и дипломатических отношений, как и обычные короли, он мог возводить на трон, устраивать политические браки, а мог отлучать от церкви и провоцировать войны и смуты. Папы давно уже больше заботились о собственных богатствах и об удержании влияния и власти, чем о духовности народов и мире между странами. Именно поэтому беднеющий и закрепощённый народ чувствовал необходимость в обновлении и реформе религии, в избавлении от гнёта католической церкви, очищении веры от мирского, заботе о ближних. Реформация вызывало пробуждение национального самосознания, способствовало общественной перестройке, освобождению стран от влияния Рима. В каждой стране в XIV-XVI вв. являлись собственные проповедники и духовные лидеры. В Германии это был Мартин Лютер, во Франции —  Жан  Кальвин, в Чехии – Ян Гус, в Англии – Джон Виклиф. Реформация способствовала ослаблению влияния Рима и пробуждению национальных настроений, улучшению жизни и нравов, усилению роли буржуазии, среднего класса. Протестанты быстро богатели благодаря тому, что отказывались от дорогих обрядов, церковной роскоши, предпочитали посту и молитве реальные дела, профессиональный и честный труд, ценили бережливость, практичность. Моральная часть их религии соблюдалась более строго, чем у католиков. Но церковь не могла столь легко сдаться и просто позволить людям верить в то, во что они хотят, религиозные реформы не обошлись без противостояния и жертв. На реформацию церковь повсеместно отвечала контрреформацией, кровавой борьбой с еретиками, кострами инквизиции, судебными процессами, пытками и реставрацией католичества. Но для многих протестантов вера не была пустой формой, многие из них не отступили от неё до конца и пошли ради неё на смерть, стали мучениками. Рим со временем вынужден был отступить, однако произошло это не сразу. И одним из эпизодов этой борьбы, охватившей разные государства, стала Варфоломеевская ночь.

Хотя фактическая сторона этих событий почти полностью известна, в историографии нет единого мнения относительно событий 24 августа 1572 года. Ранее господствовала старая теория, сложившаяся во многом под влиянием протестантов. Согласно этой версии, Варфоломеевская ночь была частью плана короля Карла IX, его матери Екатерины Медичи и герцогов де Гизов, желавших разом избавиться от наиболее влиятельных представителей гугенотов. Закреплению этой концепции в массовом сознании во многом способствовал Александр Дюма своим романом «Королева Марго». Однако сложно назвать массовую расправу над протестантами спланированной акцией. В том, что народ в данном случае мог действовать по приказу Екатерины Медичи, представляющейся многим настоящим исчадием ада, возникают серьёзные сомнения. Проследим основные события, предшествовавшие трагедии в Париже.

Христиане против Рима

В первой половине XVI века в западном христианстве начался раскол. Римская церковь, сконцентрировавшая в своих руках не только власть духовную, но и большое влияние в светских делах, стала вызывать недовольство у верующих. Раздражали прихожан огромные богатства, сосредоточенные в руках святых отцов и их, мягко говоря, не самый аскетичный образ жизни. Церковь обвиняли в том, что она отошла от принципов истинного христианства.

Так началась Реформация, породившая протестантизм — совокупность независимых церквей, церковных союзов и деноминаций, построенных на принципах, отличных от римских канонов.

Католическая церковь, стремясь отстоять свое исключительное положение, начала жесткую борьбу с протестантами. Европа вступила в эпоху религиозных войн, в той или иной степени затронувшую все ведущие государства Западной Европы.

Генрих Наваррский и Маргарита Валуа. Репродукция

Это интересно: Рано умершие знаменитые таланты

Итоги и последствия Варфоломеевской ночи

В последующие за 24 августа дни Карл IX увидел результат того, что они сами пробудили и, кажется, был всерьёз напуган и расстроен. Говорят даже о том, что данное событие он уже никогда не мог забыть и оно оставило след на его и без того хрупком здоровье. После того, как волнения утихли, Екатерина Медичи и двор поспешили взять ответственность за совершившееся на себя, объявив повсюду, что это они приказали расправиться с гугенотами, которые готовили заговор против короля и оскорбляли священные ценности, религию и обряды. Но ужаснее всего была даже не сама резня, а то, что папа Григорий XIII, узнав о ней, отслужил хвалебную мессу и даже велел выбить памятную табличку с ангелами, изображающую данное событие. Благосклонно отнеслись к убийствам многие католики, король Испании и вовсе сказал, что «превозносит сына, имеющего такую мать, и мать, имеющую такого сына». Правда, некоторым правителям, как королеве Англии или Максимилиану II, императору Германии, убийства показались бесчеловечными и несправедливыми. На событие отозвался и русский царь Иван Грозный, который тоже в своём письме Максимилиану II сожалел о невинно убиенных младенцах. Сложно сказать, насколько Екатерина изначально была причастна к заговору и какое отношение она имела к организации массовых убийств, но сама она никогда не жалела о жертвах Варфоломеевской ночи и с готовностью воспользовалась данным событием в политических целях. Многие считали, что всё это она задумала ещё тогда, когда заключала невыгодный для католиков мир в 1570 году, что совсем уж маловероятно. Протестанты же изображали Екатерину как чудовище и во многом повлияли на восприятие Варфоломеевской ночи впоследствии. Но даже если Екатерина и не была организатором бойни, её очень хорошо характеризует один небольшой эпизод. Генрих Бурбон вскоре после убийств вынужден был перейти в католичество. Когда на одной церемонии он склонился перед алтарём, как обычный католик, Екатерина Медичи, увидев это, в присутствии многих иностранных послов громко и радостно рассмеялась, ей было приятно унизить своего врага, никакого сочувствия к убитым протестантам у неё не было и в помине. По-видимому, это была очень хладнокровная и жестокая женщина. Так что Дюма не так уж сильно ошибся в её характере.

Александр Фрагонар. Сцена в спальне Маргариты Валуа в Варфоломеевскую ночь

Говоря о зверствах католиков, будет неправильным совсем не упомянуть о том, чем вообще была вызвана такая ненависть их к протестантам, а то это выглядит совсем непонятным. Дело в том, что Варфоломеевская ночь, хотя оправдывать никакие зверства ни при каких обстоятельствах абсолютно недопустимо, была вызвана не просто религиозными различиями, догматическими спорами. Сами гугеноты были не столь добры к католикам, как мы иногда думаем. В тех местах, где их вера преобладала или где их было много, они вели себя крайне вызывающе, устраивали погромы, нападали на католиков, врывались в христианские храмы, издевались над иконами, открыто высмеивали христианские обряды, нарушали закон и способствовали разжиганию ненависти, не выполняя условий Сен-Жерменского мира. Поэтому и Варфоломеевская ночь воспринимались как возмездие за всё это. Да и война сильно озлобила обе стороны, сами гугеноты некогда пытались даже похитить короля, захватить его вместе с матерью в плен, пока те отдыхали в провинции близ Монсо.

Хотя, казалось бы, правящему дому была выгодна Варфоломеевская ночь, тем более что после убийств многие протестанты вынуждены были перейти в католичество, а тысячи других бежали в другие страны, на самом деле резня лишь вызвала ещё одну, новую религиозную войну во Франции, способствовала продолжению вражды и экономическим потерям, а мир ещё долго не мог воцариться. В итоге власть всё равно была вынуждена пойти на уступки гугенотам. Многие из самих католиков выделились в отдельную партию «политиков» и стали искать мира, ужаснувшись совершённому и не желая повторений подобных зверств. Протестанты же считали, что видят в Варфоломеевской ночи истинное лицо католицизма и использовали это событие для собственной пропаганды, боролись за независимость внутри самой Франции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector