Статистика христиан
Содержание:
- Численность христиан по направлениям христианства
- Католики об отличиях католической и православной церквей
- Крупнейшие религии мира, численность верующих (Таблица)
- Возникновение христианства
- Распространение христианства
- Общие сведения
- Исторический обзор
- 5.2. В древних монархиях
- Преследования язычников
- Отличительные догматы
- История католицизма
- Методология
Численность христиан по направлениям христианства
Направления | млн. человек |
Католики | 1200 |
Протестанты | 800 |
Православные | 300 |
Маргинальные христиане | 33 |
КатолицизмБольшая половина всех христиан (более 1,2 млрд) является католиками. При этом, подавляющее большинство католиков относится к Римско-католической церкви (1,214 млрд). В это число входят и католики восточных обрядов (17,4 млн).
ПротестантизмВторым (по числу верующих) направлением христианства является протестантизм. В настоящее время в мире насчитывается ок. 800 млн протестантов. В 92 странах мира протестантизм является крупнейшим направлением христианства, в том числе в 49 странах протестанты составляют большинство населения. К протестантам обычно относят:исторические протестантские церкви (англикане, лютеране, реформатские церкви);протестантские конфессии, возникшие в рамках постреформационных движений (баптисты, методисты, адвентисты, пятидесятники);прихожан объединённых протестантских и не-деноминационных церквей;верующих независимых африканских движений;другие деноминации (Новоапостольская церковь и некоторые другие, принадлежность которых к протестантизму является спорным вопросом).
Православные и древневосточные церквиТретье крупное направление внутри христианства условно объединяет верующих православных и древневосточных церквей. Данную группу можно разделить на три подгруппы: каноническое православие (180—227 млн), иные православные группы (17 млн) и дохалкидонские церкви (70 млн).
15 православных автокефальных церквей по числу верующих
N | Церковь | По данным энциклопедии «Религии мира» (2010 год) | По данным сайта St John’s Orthodox Church, Colchester |
1. | Русская православная церковь | 90—120 000 000 | 164 000 000 |
2. | Румынская православная церковь | 18 800 000 | 18 800 000 |
3. | Элладская православная церковь | 9 000 000 | 10 000 000 |
4. | Сербская православная церковь | 8 000 000 | 8 000 000 |
5. | Болгарская православная церковь | 6 350 000 | 6 500 000 |
6. | Грузинская православная церковь | 3 600 000 | 3 500 000 |
7. | Константинопольская православная церковь | 3 500 000 | 2 800 000 |
8. | Православная церковь в Америке | 1 000 000 | 100 000 |
9. | Антиохийская православная церковь | 750 000 | 900 000 |
10. | Кипрская православная церковь | 654 000 | 650 000 |
11. | Польская православная церковь | 555 000 | 600 000 |
12. | Албанская православная церковь | 400 000 | 300 000 |
13. | Александрийская православная церковь | 250 000 | 1 500 000 |
14. | Иерусалимская православная церковь | 200 000 | 130 000 |
15. | Православная церковь Чешских земель и Словакии | 75 000 | 110 000 |
Прочие православные группы Примерно 17 млн православных верующих входят в церкви и движения, не признанные мировым (каноническим) православием. Условно, их можно разделить на: Древлеправославные течения (старообрядцы всех согласий и толков, 2,5 млн;) Старостильные церкви (4 млн, более 30 течений); Непризнанные национальные и независимые автокефалии (10 млн, 75 течений); Реформированные православные церкви (харизматические, либеральные, эсхатологические и эзотерические группы). Древневосточные церкви В настоящее время древневосточные церкви делятся на две различные группы: 1) Несториане, отказавшиеся признать Третий Вселенский Собор и, соответственно, все последующие Вселенские соборы. Современные несториане представлены двумя организациями:Ассирийская церковь Востока — 500 тыс.. Древняя Ассирийская церковь Востока — 55 тыс. 2) Монофизиты и миафизиты, отказавшиеся от догматических определений Четвёртого Вселенского Собора — Халкидонского Собора. Поэтому их именуют дохалкидонскими церквами. В эту группу включены: Армяно-григориане: Армянская апостольская церковь — 9,3 млн (в том числе Эчмиадзинский католикосат — 8 млн и Киликийский католикосат — 1,3 млн); Яковиты: Маланкарская православная сирийская церковь — 2 млн); Независимая Якобитская Церковь Малабара — 21 тыс.; Сиро-яковитская православная церковь — 1,43 млн; Копты, эфиопы и эритрейцы: Коптская православная церковь — 12 млн; Эритрейская православная церковь — 2 млн; Эфиопская православная церковь — 39 млн. Реформированные монофизиты: Церковь святого Фомы — 1,5 млн
Католики об отличиях католической и православной церквей
1) Первое отличие между Католической и Православной Церквями состоит в различном понимании единства Церкви. Для православных достаточно разделять одну веру и таинства, католики в добавление к этому видят необходимость в едином главе Церкви – Папе;
2) Католическая Церковь отличается от Православной Церкви своим пониманием вселенскости или кафоличности. Православные утверждают, что Вселенская Церковь «воплощена» в каждой поместной Церкви, возглавляемой епископом. Католики добавляют, что эта поместная Церковь должна иметь общение с поместной Римско-католической Церковью, чтобы принадлежать к Вселенской Церкви.
3) Католическая Церковь исповедует в Символе Веры, что Дух Святой исходит от Отца и Сына («филиокве»). Православная Церковь исповедует Духа Святого, исходящего только от Отца. Некоторые православные святые говорили об исхождении Духа от Отца через Сына, что не противоречит католическому догмату.
4) Католическая Церковь исповедует, что таинство брака заключается на всю жизнь и запрещает разводы, Православная Церковь в отдельных случаях разводы допускает;
5) Католическая Церковь провозгласила догмат о чистилище. Это состояние душ после смерти, предназначенных для рая, но еще не готовых к нему. В православном учении чистилища нет (хотя есть нечто похожее — мытарства). Но молитвы православных за умерших предполагают, что есть души, находящиеся в промежуточном состоянии, для которых еще есть надежда попасть в рай после Страшного Суда;
6) Католическая Церковь приняла догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии. Это означает, что даже первородный грех не коснулся Матери Спасителя. Православные прославляют святость Богородицы, но считают, что она была рождена с первородным грехом, как и все люди;
7) Католический догмат о взятии Марии на небеса телом и душой является логическим продолжением предыдущего догмата. Православные тоже верят в то, что Мария на Небесах пребывает душой и телом, но догматически это в православном учении не закреплено.
8) Католическая Церковь приняла догмат о главенстве Папы над всей Церковью в вопросах веры и морали, дисциплины и управления. Православные не признают главенства Папы;
9) В Православной Церкви главенствует один обряд. В Католической Церкви этот обряд, возникший в Византии, называется византийским и является одним из нескольких. В России более известен римский (латинский) обряд Католической Церкви. Поэтому часто за различия между РПЦ и Католической Церковью ошибочно принимают различия между литургической практикой и церковной дисциплиной византийского и римского обрядов Католической Церкви. Но если православная литургия сильно отличается от мессы римского обряда, то на католическую литургию византийского обряда очень похожа. И наличие в РПЦ женатых священников тоже отличием не является, так как они есть и в византийском обряде Католической Церкви;
10) Католическая Церковь провозгласила догмат о безошибочности Папы Римского в вопросах веры и морали в тех случаях, когда он в согласии со всеми епископам утверждает то, во что Католическая Церковь уже верила в течение многих веков. Православные верующие считают, что безошибочными являются лишь решения Вселенских Соборов;
11) Православная Церковь принимает решения только первых семи Вселенских Соборов, в то время как Католическая Церковь руководствуется решениями 21 Вселенского Собора, последним из которых был Второй Ватиканский Собор (1962-1965).
Следует заметить, что Католическая Церковь признает, что поместные Православные Церкви — истинные Церкви, сохранившие апостольскую преемственность и истинные таинства.
Несмотря на различия, католики и православные исповедуют и проповедуют по всему миру одну веру и одно учение Иисуса Христа. Когда-то человеческие ошибки и предубеждения нас разъединили, но до сих пор вера в одного Бога нас объединяет .
Иисус молился о единстве Своих учеников. Его ученики — это все мы, и католики, и православные. Присоединимся же к Его молитве: «Да будут все едино как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин 17,21). Неверующий мир нуждается в нашем общем свидетельстве о Христе. Так инклюзивно и примирительно мыслит, как нас уверяют российские католики, современная западная католическая церковь.
Крупнейшие религии мира, численность верующих (Таблица)
Самой крупной религией в мире по количеству последователей является христианство, на протяжении 20 века доля христиан составляла примерно 33% и неизменяется. На втором месте идет ислам, это примерно 23% населения планеты, и находится на первом месте по темпам роста. На третьем месте по оценкам иследователей идут атеисты и неверующие, их примерно 10 — 15 %.
Численность верующих по религиям на 2015 год
№ | Крупнейшие религии мира | Численность верующих (чел.) | Проценты, % |
1 | Христианство | 2,4 млрд | 33 % |
2 | Ислам | 1,8 млрд | 24 % |
3 | Атеисты, агностики, неверующие | 1,2 млрд | 16 % |
4 | Индуизм | 1,15 млрд | 15 % |
5 | Буддизм | 521 млн | 7 % |
6 | Религия народов Китая | 394 млн | 5,5 % |
7 | Этнические религии | 300 млн | 4,2 % |
8 | Традиционные африканские религии | 100 млн | 1,4 % |
9 | Сикхизм | 30 млн | 0,32 % |
10 | Спиритизм | 15 млн | 0,21 % |
11 | Иудаизм | 14 млн | 0,2 % |
12 | Бахаи | 7,0 млн | 0,1 % |
13 | Джайнизм | 4,2 млн | 0,06 % |
14 | Синтоизм | 4,0 млн | 0,06 % |
15 | Каодай | 4,0 млн | 0,06 % |
16 | Зороастризм | 2,6 млн | 0,04% |
17 | Тэнрикё | 2,0 млн | 0,02 % |
18 | Неоязычество | 1,0 млн | 0,01 % |
19 | Унитарный универсализм | 0,8 млн | 0,01 % |
20 | Растафарианство | 0,6 млн | 0,01 % |
Крупнейшие религии мира и их численность верующих на 2010 год
В таблице ниже представлена численность верующих крупнейших религий мира по соостоянию на 2010 год, для сравнения яданные 3-х источников: энциклопедия «Религии мира» Дж.Мелтона, энциклопедия «Британника» и отчёта американского исследовательского центра (PRC).
№ | Религия | «Религии мира» | «Британника» | PRC | |||
1 | Христиане | 2292454000 | 33,2% | 2280616000 | 33% | 2173180000 | 31,5% |
2 | Мусульмане | 1549444000 | 22,4% | 1553189000 | 22,5% | 1598510000 | 23,2% |
3 | Индуисты | 948507000 | 13,7% | 942871000 | 13,6% | 1033080000 | 15% |
4 | Агностики | 639852000 | 9,3% | 659781000 | 9,6 % | 1126500000 | 16,3% |
5 | Буддисты | 468736000 | 6,8% | 462625000 | 6,7% | 487540000 | 7,1% |
6 | Китайская религия | 458316000 | 6,6% | 454404000 | 6,6% | 405120000 | 5,9 % |
7 | Народная религия | 261429000 | 3,8% | 269723000 | 3,9% | ||
8 | Атеисты | 138532000 | 2% | 137564000 | 2% | — | |
9 | Новые религии | 64443000 | 0,9% | 63684000 | 0,9% | — | |
10 | Сикхи | 24591000 | 0,4% | 23738000 | 0,3% | — | |
11 | Иудеи | 14641000 | 0,2% | 14824000 | 0,2% | 13850000 | 0,2 % |
12 | Спиритисты | 13978000 | 0,2% | 13732000 | 0,2% | — | |
13 | Даосы | 9017000 | 0,1% | 8429000 | 0,1% | — | |
14 | Бахаи | 7447000 | 0,1% | 7337000 | 0,1% | — | |
15 | Конфуцианцы | 6461000 | 0,1% | 6516000 | 0,1% | — | |
16 | Джайны | 5749000 | 0,1% | 5276000 | 0,1% | — | |
17 | Синтоисты | 2782000 | 0,0% | 2772000 | 0,0% | — | |
18 | Зороастрийцы | 181000 | 0,0% | 178580 | 0,0% | — | |
19 | Другие | — | — | 1427000 | 0,0% | 58110000 | 0,8% |
— | Мир, всего | 6906560000 | 100% | 6908689000 | 100% | 6895890000 | 100% |
Численность верующих по направлениям религий
Религии | Направления | Численность верующих |
Христианство | Католики | 1,3 млрд |
Протестанты | 800 млн | |
Православные | 220 млн | |
Маргинальные | 33 млн | |
Ислам | Сунниты | 84,4% |
Шииты | 14,3% | |
Исламские схизматики | 1,3% | |
Индуизм | Вайшнавизм | 68% |
Шиваизм | 26% | |
Шактизм | 3% | |
Рамакришны | 0,5% | |
Неоиндуизм | 0,5% | |
Буддизм | Махаяна | 56% |
Тхеравада | 38% | |
Тибетский буддизм | 6% | |
Иудаизм | Ашкеназы | 11 млн |
Мизрахим | 2,4 млн | |
Сефарды | 1 млн | |
Караимы | 24 тыс. | |
Самаритяне | 0,5 тыс. |
Источник информации сайт ru.wikipedia.org
Возникновение христианства
Христианство возникло на почве иудаизма и первоначально расценивалось как секта.
В чем разница между иудеями и христианами? Иудаизм является национальной религией. Основу учения составляет избранность еврейского народа. Христианство является мировой религией. Оно объединяет всех последователей Иисуса Христа.
Разница состоит и в том, как молятся христиане. Конечно, молитва является частью духовной практики во всех религиях. Однако их тексты и исполнение существенно отличается. В христианстве существует несколько молитвенных правил. В иудаизме обязательных молитв нет.
Распространение христианства
Христианские церкви и внецерковные организации предпринимают значительные усилия по распространению христианства среди не христиан. При этом различают внутреннюю миссию (служение в стране своего проживания) и зарубежную миссию (служение вне страны своего проживания). По некоторым оценкам, до 12 млн христиан служат в различных национальных (внутренних) миссиях. Ещё 400 тыс. христиан служат зарубежными миссионерами; христианские миссионеры действуют во всех странах мира. Зарубежных миссионеров поддерживают 5 тыс. международных миссионерских агентств. Ежегодный бюджет подобных агентств составляет 45 млрд долларов (2015 год).
Примерно три четверти всех христианских зарубежных миссионеров были посланы 10 странами:
№ | Страна | Число посланных миссионеров |
---|---|---|
1 | США | 127 000 |
2 | Бразилия | 34 000 |
3 | Франция | 21 000 |
4 | Испания | 21 000 |
5 | Италия | 20 000 |
6 | Республика Корея | 20 000 |
7 | Великобритания | 15 000 |
8 | Германия | 14 000 |
9 | Индия | 10 000 |
10 | Канада | 8 500 |
Идейной основой для миссионерской деятельности христиан служит т. н. Великое поручение Христа, записанное в Евангелии. Там же, в Евангелии Христос утверждает: «проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Мф. ). Т.о. выполнение «Великого поручения» связано с определёнными эсхатологическими ожиданиями и является признаком конца света
В связи с этим ряд христианских исследовательских центров уделяют пристальное внимание статистике распространения христианства. Народы и отдельные люди, которым никогда не было проповедано учение Христа, именуются «не евангелизированными» (или «не достигнутыми Евангелием»)
Значительных успехов в выполнении «Великого поручения» христиане достигли лишь за последние два века. Если в 1800 году с христианским вероучением не были знакомы три четверти населения мира (75 %), то к 1900 году их доля сократилась до 54 %. К середине XX века впервые в истории христианства доля «не достигнутых Евангелием» опустилась ниже 50 %. Процесс евангелизации продолжается: к 1970 году 45 % жителей планеты не были знакомы с христианским вероучением, в 2000 году их доля сократилась до 30 %. В настоящее время (2015 год) в мире насчитывается 2,14 млрд человек, которым никогда не было проповедано Евангелие; они составляют 29,3 % мирового населения.
Общие сведения
Христианство является самой распространённой религией мира и единственной религией, чьи приверженцы живут во всех 232 странах мира (по методологии «Всемирной христианской энциклопедии» (2000) и «Энциклопедии религий мира» (2004) — во всех 238 странах мира). На начало XXI века лишь в 116 городах мира (с населением более 50 тыс.) не было ни одной действующей христианской церкви. В 2015 году в мире насчитывалось свыше 4,3 млн христианских поместных церквей и мест богослужения. Ежегодно число церквей увеличивается на 50 тыс. Христианские богослужения посещают 1,5 млрд человек, в том числе 600 млн — еженедельно.
Тем не менее, несмотря на мировое влияние, христианство считается самой преследуемой религией мира. Авторы Бланкенбургской прокламации утверждают, что более 200 миллионов христиан подвергаются преследованию за свои убеждения. Подобные цифры содержатся в докладе британской спецслужбы МИ-6. В число преследуемых, видимо, входят 124 миллиона христиан из 63 стран, вынужденных скрывать свою веру (т. н. «криптохристиане»).
За всю историю более 70 млн христиан стали мучениками, причем 45 млн из них погибли в XX веке. В XXI веке ежегодно число убитых за веру во Христа увеличивается на 100 тыс. человек.
Большинство христиан мира (64 %) проживает в городах. В диаспоре (вне страны своего происхождения) проживают 408 млн христиан. Средний возраст христианина — 30 лет. При этом 565 млн современных христиан — дети до 15 лет. Ожидаемая продолжительность жизни христианина соответствует среднемировому значению — 68 лет (2001 год). По индексу развития человеческого потенциала христиане находятся выше, чем «не христиане» (0,73 и 0,58 соответственно). Аналогично, уровень грамотности у христиан выше, чем у «не христиан». Читать и писать умеют 88 % взрослых христиан и 81 % взрослых христианок (для «не христиан» уровень грамотности равен 78 % и 60 % соответственно).
Исторический обзор
Распространение христианства к 325 году Распространение христианства к 600 году
Христианство возникло в I веке н. э. и очень быстро распространилось по всей Римской империи. По преданию, к концу I века новое учение достигло Испании на западе и Индии на востоке. К 100 году общая численность христиан составила 800 тыс. человек. Из этого числа половина христиан проживали в Азии, 310 тыс. — в Европе и 90 тыс. — в Африке. К моменту признания в 313 году христианская религия объединяла более 14 млн человек или 7,3 % мирового населения. К 600 году каждый пятый житель планеты (40,4 млн) был христианином; половина христиан (20,2 млн) по прежнему проживала в Азии. Начиная с VIII века, в результате исламской экспансии, численность христиан в Азии стремительно сокращается (к XVI веку в регионе осталось лишь 3,23 млн христиан). К X веку численность христиан Европы превысила показатели Азии; с тех пор и до сего дня Европа лидирует по этому показателю.
Начиная с 600 года удельный вес христиан в общем населении планеты (20 %) практически не менялся в течение тысячи лет. Лишь с XVII века благодаря католическим миссиям в Америке, Азии и Африке процент христиан в мировом населении начинает расти. Этот рост особенно ускоряется с активизацией протестантских миссий (1800-е годы). К началу Первой Мировой Войны (1914 г.) христианство достигло своего исторического пика — 34,7 % населения Земли были христианами. При этом, ок. 70 % христиан проживали в Европе. Последовавшие две мировые войны, стремительный рост населения в нехристианских странах и возникновение социалистических государств в Восточной Европе снизили долю христиан в мировом населении.
Подсчитано, что со времен Иисуса Христа и до сегодняшнего дня на Земле жило 36,8 млрд человек. Из них 8,8 млрд (24 %) исповедовали христианство. В первую тысячу лет существования христианства численность верующих «восточных церквей» (впоследствии сформировавшихся в православие и древневосточные церкви) заметно преобладала над численностью верующих «западных церквей». Во втором тысячелетии истории христианства (1000—2000 года) крупнейшей его ветвью является католицизм.
5.2. В древних монархиях
Учитывая
вышесказанное, становится понятным, почему развитие католических
европейских стран, столь несходных с американскими по истории,
культуре, шло таким же путем. Почему протестантские страны, такие,
как Англия, Германия, Швеция, США, Канада так опередили Испанию,
Португалию, Италию, Литву, Польшу и другие? Ведь еще в XVI в., если
бы мы взглянули на карту мира тогдашнего времени, то увидели бы
огромную Испанскую монархию, простиравшуюся на четыре материка —
Европу, Америку, Африку и Азию; увидели бы богатейшие колонии
Португалии; Речь Посполитую (тогдашние объединенные Польшу и Литву)
с границами от Балтийского до Черного моря. Однако проходит немного
времени, и Испания терпит поражение от союза протестантских князей,
а затем от Англии (в 1589 г. — поражение Великой Армады Испании). В
период Тридцатилетней войны (1618—1648 гг.) Испания терпит новое
поражение от протестантов, вступив в полосу глубочайшего кризиса. В
период войны за испанское наследство (1700—1713 гг.) страна была
разорена и разграблена. После заключения Утрехтского мира Испания
лишилась владений в Италии, Бельгии, а также Гибралтара. Реформы
Карла Третьего не принесли никаких ощутимых результатов. В период
наполеоновских войн страна попадает под власть Франции, а после
восстановления независимости государство погружается в смуту,
завершившуюся Гражданской войной, полыхавшей в стране более 40 лет.
Власть временщиков и фаворитов окончательно разорила страну, вызвав
свержение правящей династии. Последовавшие затем события от
воцарения короля Амадея и до смерти диктатора-фашиста Франко
оставили Испанию в том же неприглядном виде. Попытки ее нового
правительства тоже пока ни к чему не привели. Теперь еще для
примера рассмотрим положение в Италии. Объединенная в единое
государство только в 1861 г., Италия не сумела стать в ряд
высокоразвитых государств, но в 1922 г. стала фашистским
государством. После разгрома во второй мировой войне страна сменила
десятки правительств, и хотя смогла вырваться из тяжелого
экономического кризиса, впала в другую крайность — стала столицей
мировой мафии и погрязла в коррупции.
Теперь о Польше.
Поделенная в конце XVIII в. между европейскими державами, она
только в 1918 г. восстановила свою независимость, но вскоре подпала
под контроль Германии, а затем бывшего СССР. После развала
социалистического лагеря, Польша пытается восстановить экономику.
Те же причины, о которых мы упоминали в очерке о Латинской Америке,
привели к удручающему положению и европейские католические страны.
И поэтому мы не будем сопоставлять эти государства и протестантские
страны Европы (Германию, Англию, Швецию и др.), ибо выводы будут
тождественны выводам, полученным при сравнении стран Латинской и
Центральной Америки с США и Канадой. Разница будет лишь в том, что в Европе такие
факторы, как инквизиция, схоластическая догматика, преследование
инакомыслия и др. носили более выраженный и длительный характер. Мы
не коснулись в данном материале того, что господство
римско-католической церкви в Европе оценивается как самый страшный
и темный период в истории, характеризующийся ханжеством,
жестокостью, развратом, невежеством, феодальными смутами,
изуверскими пытками, кострами инквизиции.
Итак, история свидетельствует, что влияние римско-католической
церкви на развитие государств было разрушительным и губительным.
Вместе с тем мы не должны забывать и об истинных подвижниках этой
церкви, которые несли добро и любовь Христа к людям, проповедуя
Евангелие этому миру, не щадя порой своих жизней (15, 21, 22, 29, 30, 33, 38, 40, 41, 53, 62, 65,
88, 96, 103, 106, 108, 109, 129, 136, 142, 146, 147).
Из стран — наследниц конкистадоров и имперского величия в
следующей главе мы перенесемся в государства наследников гонимых
христиан.
Преследования язычников
После разрушения Иерусалима приверженцев новой религии стали преследовать язычники. То, чему учили христиане, шло вразрез с их нравами и традициями. Гонения продолжались более двух столетий. Особенно жестокими они были при императоре Нероне. На одной из картин описана казнь христиан при Нероне. На арене амфитеатра стоит группа стариков и женщин, которых отдают на растерзание диким зверям. А тот, по чьему приказу казнят не повинных людей, наслаждается страшным зрелищем.Казни христиан продолжались и при других императорах. Особенно ожесточенными они были в период с 303 по 313 год. Верховные правители издавали декреты, легализующие казни и пытки христиан. По мнению исследователей в те времена погибло от 3 до 3,5 тыс. человек. Однако гонения не смогли помешать распространению христианства.
Отличительные догматы
Множество понятий в католицизме кардинально отличается от подобных значений Евангельской истины для православия. Вот некоторые из них:
- Положение целибат является догматом про безбрачие касательно духовенства.
- Если верить Филиокве, то Святой Дух идет не только от Отца Бога, но и от Сына.
- Догмат Чистилище является своеобразным промежуточным пространством между раем и адом, в котором грешник может искупить свою вину.
- Католическое Священное Предание выстроено на Папских посланиях и решениях, принятых позже от семи Вселенских соборов.
- Миряне причащаются лишь Телом Христовым, в то время как духовенство — Кровью и Телом.
- Догмат, говорящий про непорочное зачатие Марии, про ее последующее телесное вознесение.
История католицизма
Долгое время христианская церковь была единой. Разногласия, периодически возникающие между священниками Западно-Римской и Восточно-Римской Империи, как правило, быстро устранялись в ходе обсуждения спорных моментов на вселенских соборах. Однако постепенно эти разногласия становились все более острыми. А в 1054 году произошел так называемый «Великий раскол», когда главы христианских церквей в Риме и Константинополе взаимно предали друг друга проклятию («анафеме»). С этого момента христианская церковь разделилась на Римско-католическую во главе с Папой римским и Православную, возглавлял которую Патриарх константинопольский. Хотя эта взаимная анафема была отменена в 1965 году, совместным решением глав обеих церквей, разделение между католиками и православными действует поныне. Организация и управление
Высшей, полной, непосредственной, вселенской и ординарной властью в Католической церкви обладает папа римский. Совещательными органами при папе являются коллегия кардиналов и синод епископов. Административный аппарат Церкви называется Римская курия, в состав которой входят конгрегации, суды и другие учреждения. Епископская кафедра папы вместе с курией формируют Святой Престол, располагающийся в независимом государстве Ватикан. Святой Престол является субъектом международного права. Всемирная Католическая Церковь состоит из Церкви латинского обряда и Восточнокатолических церквей, которые исповедуют один из восточных литургических обрядов и имеют статус «Sui iuris» (своего права). На практике это выражается в том, что эти церкви, оставаясь в общении с Папой и полностью разделяя католическую догматику, имеют собственную иерархическую структуру и собственное каноническое право. Крупнейшие Восточнокатолические церкви возглавляет Патриарх или верховный архиепископ. Восточные Патриархи и верховные архиепископы приравнены к кардиналам-епископам латинского обряда и занимают в католической иерархии место сразу же за папой. Основной отдельной территориальной единицей является епархия, возглавляемая епископом. Некоторые важные епархии исторически носят название архиепархий. Несколько епархий (и архиепархий) могут составлять митрополию или церковную провинцию. Центр митрополии обязательно совпадает с центром архиепархии, таким образом митрополит в Католической церкви обязательно является архиепископом. В некоторых странах (Италия, США и др.) митрополии объединены в церковные регионы. Епископы большинства стран объединены в конференцию католических епископов, обладающую большими полномочиями в организации церковной жизни страны. Епархии состоят из приходов, которые возглавляют приходские настоятели, подчинённые епископу. Настоятелю в приходе могут помогать другие священники, называемые викарными. Иногда рядом расположенные приходы объединяются в деканаты.
В Католической церкви существует семь таинств:
- крещение,
- брак
- миропомазание (конфирмация)
- евхаристия
- исповедь
- елеосвящение
- священство.
Вероучение Католической Церкви имеет ряд доктринальных положений, которые отличают её от учения других христианских конфессий:
- филиокве — догмат об исхождении Святого Духа как от Отца, так и от Сына (но не как от разных источников);
- догмат о Непорочном зачатии Девы Марии и догмат о Её телесном вознесении;
- учение о чистилище;
- учение об индульгенциях;
- широкое почитание Девы Марии (hyperdulia);
- почитание мучеников, святых и блаженных при различии между поклонением, подобающим одному лишь Богу (latria), и почитанием святых (dulia);
- утверждение монархической власти Римского епископа над всею Церковью как преемника апостола Петра;
- централизованность церковной организации (схожая черта с некоторыми протестантскими движениями), в отличие от автокефальности (автономии) православных поместных церквей;
- безошибочность учительства папы римского в вопросах веры и нравственности, провозглашаемого ex cathedra (см. Догмат о папской безошибочности);
- нерасторжимость таинства брака; существует лишь возможность признания недействительности брака.
Методология
Большинство цифр взяты из Справочника ЦРУ или опросов исследовательского центра PEW. В странах Латинской Америки часто упоминается Latinobarometro. В Германии и других немецкоязычных регионах Европы есть официальная статистика членства в связи с тем, что правительство взимает церковный налог на основе этих списков членства. Свидетельство о крещении или любой другой религиозный документ второстепенен по сравнению с церковной статистикой. Этот метод может объяснить расхождение между данными Пью по Германии и церковными фигурами.
По данным CIA Factbook и Pew Research Center , пятью странами с наибольшим количеством католиков в порядке убывания католического населения являются Бразилия , Мексика , Филиппины , США и Италия .
Страна, где членство в церкви составляет наибольший процент населения, — это Ватикан ( 100%), за которым следует Восточный Тимор ( 97%).
Согласно переписи населения Annuario Pontificio 2020 (Папский ежегодник), число крещеных католиков в мире на конец 2018 года составляло около 1,329 миллиарда человек. Исследовательская инициатива Catholics & Cultures собирает данные о католической демографии, в том числе из Annuario Pontificio, по стране.
Противоречивые цифры можно найти в исследовании 2013 года, проведенном бразильским институтом опросов Datafolha . В этом отчете говорится, что процент католиков в Бразилии в возрасте старше 16 лет составляет всего 57%, в отличие от 64,63%, опубликованных ЦРУ, и 68,6% Pew Research Center. Кроме того, мексиканская перепись 2010 года показала, что этот процент составлял 83,9% — против 91,89% в Мировой книге фактов ЦРУ.