Религии африки

Культы и религии Африки

Занимающиеся земледелием племена Африки колоссальное значение предавали общинам и культу аграрных богов покровителей. Существовали общины, которые поклонялись своим духам (повелители водоемов, холмов, долин и лесов). Многие почитали местных божеств, а других игнорировали.

Тяжело говорить о религиях и культах Африки. Каждый народ имеет множество особенностей, о любом из них рассказывать долго.

Распространен на этом континенте культ предков. Он один из самых главных. У представителей разных народов под влиянием традиций он трансформировался. Но есть общее.

Они считают, что жизнь после смерти есть и усопшие предки становятся духами. Они невидимые, не имеют формы, сохраняют облик (как при жизни) и вселяются в животных, растения (в камни, водоемы).

Практически все народы верят, что усопшие пращуры любят находится недалеко от места, где жили. Помогают людям в домашних делах, оберегают от неправильных поступков, могут наказать нерадивого потомка.

У африканцев непростая иерархия духов. Верхнюю позицию занимали те, кого почитали как родоначальников. В отдельную категорию выделялись духи предков семьи, рода, общины, племени, народа. В отдельные категории входили умершие естественной либо насильственной смертью люди.

Одними общинами почитались в большей степени предки мужчины, другими — женщины, в отдельных общинах одинаково почитались все. В давние времена местные жители верили, что почитание усопших поможет духам спокойно обитать в потустороннем мире, и пращуры не откажутся помогать живым потомкам.

Народ баньяруанда (Руанда) верит, что души усопших людей находятся рядом, когда почитаются живыми и соблюдаются все обряды. Бамилеке (Камерун) полагали: чтобы сохранить душу умершего, надо сберечь череп человека.

Это касалось предков-вождей. Поэтому их черепа хранились в хижинах, к ним приходили с жертвами, обращались с мольбами. Люди верили, что утерять череп – к беде. Дух нанесет селению вред

Это говорило о том, что душе усопшего не уделялось внимание, не проявлялись уважение и забота

Многие столетия культ предков – устойчивая форма традиционных африканских религий, и этот культ плавно вошел в современную жизнь.

Законодательство

Пост-апартеида в Южной Африке «s Конституция гарантирует право на свободу религии, убеждений и мнений среди других свобод. Комиссия по поощрению и защите прав культурных, религиозных и языковых сообществ (Комиссия по правам CRL) является глава девять институт создан в 2004 году для поддержки демократии.

Новая Конституция не привела к немедленной реформе дискриминационного законодательства, ущемляющего право на свободу вероисповедания. Различные законодательные реформы проводились или инициировались с 1994 года в результате лоббирования со стороны обездоленных групп.

Закон о гражданском союзе , вступивший в силу 30 ноября 2006 года, узаконил однополые браки, а также разрешил юридическое назначение служащих по религиозным бракам без каких-либо религиозных ограничений в соответствии с Конституцией. Раньше религиозные брачные офицеры могли быть официально обозначены как таковые только «с целью заключения брака в соответствии с христианскими, иудейскими или мусульманскими обрядами или обрядами любой индийской религии» в соответствии с Законом о браке . В соответствии с разделом 5 Закона о гражданском союзе любая религиозная организация может обратиться в Департамент внутренних дел с просьбой о назначении в качестве религиозной организации, и при назначении в качестве таковой должна официально выдвинуть подходящих кандидатов из своей организации, которые будут назначены Департаментом внутренних дел. Ведение дел в качестве религиозных брачных офицеров с целью заключения брака в соответствии с обрядами этой религиозной организации.

Закон Колдовство Подавление 1957 на основе колониального законодательства колдовства криминализирует претендуя на знание колдовстве, проведение указанных практик , связанных с колдовством , включая использование амулетов и гаданий, и обвиняя других в колдовстве. В 2007 году Комиссия по реформе законодательства Южной Африки получила материалы от Южноафриканского альянса языческих прав и Организации традиционных целителей с просьбой провести расследование конституционности этого закона, а 23 марта 2010 года министр юстиции и конституционного развития утвердил создание Комиссии по реформе законодательства Южной Африки. проект по обзору законодательства о колдовстве.

Христианские праздники Рождества и Страстной пятницы остались в календаре государственных праздников Южной Африки после апартеида . Комиссия по правам CRL провела общенациональные консультативные общественные слушания в июне и июле 2012 года, чтобы оценить необходимость пересмотра государственных праздников после получения жалоб от групп меньшинств на несправедливую дискриминацию. Комиссия по правам CRL заявила, что они представят свои рекомендации Министерству внутренних дел , Министерству труда , различным комитетам по портфолио и Управлению президента .

Дхармические религии

Последователей дхармических религий в Африке гораздо меньше.

Индуизм

Основная статья: Индуизм в Африке

По сравнению с исламом, христианством или иудаизмом история индуизма в Африке очень коротка. Тем не менее, идуисты в Африке присутствуют ещё с доколониального периода и даже средневековья. Индуизм начал проникать в Африку с индийскими моряками, которые торговали на восточном побережье; позже их начали вытеснять португальские купцы. Фактически пустить корни индуизм смог только с расширением владений Британской империи, колонизировавшей значительную часть Старого Света — и Индию в том числе. Множество индийских солдат на службе Британии осели в колониях Южной и Восточной Африки; там же и находятся наибольшие коммуны индуистов (ЮАР, Танзания, Кения, Нигерия, Замбия, а также Зимбабве, Сомали и Ботсвана). Например, в Лагосе (Нигерия) в 1993 году находилось около 25 тыс. индуистов, в основном новообращённых и прибывших из уже независимой Индии.

Буддизм

Основная статья: Буддизм в Африке

Буддистов в Африке не очень много. Они сосредоточены в основном в Восточной и Южной Африке. Общины буддистов имеются в ЮАР, Буркина Фасо, Камеруне, Кот-Д’Ивуаре, Кении, Гане, Мали, Сенегале, Танзании, Замбии, Зимбабве и Республике Конго.

Сикхизм

Основная статья: Сикхизм в Африке

Африканские сикхи сосредоточены в основном в Восточной Африке: Кения, Танзания и Уганда объединены в одну Восточно-Африканскую общину сикхов. На 2004 год в этом регионе числилось более 50 тысяч сикхов (см.: en:Image:World Sikh Pop. Map 2004-02.JPG).

Руанда из Восточной Африки

Неотъемлемой частью населения Африки является народ руанда (ньяруанда, баньяруанда), большинство которого сосредоточено в одноимённой стране, расположенной в экваториальной зоне материка. Общая численность этой группы составляет 13.5 млн.

Распределение по странам (млн чел.):

  1. Республика Руанда — 10.
  2. Конго — 3.
  3. Уганда — 0,9.
  4. Бурунди — 0,12.
  5. Танзания — 0,04.

Общество чётко разделено на социальные группы, которые называются: скотоводы-тутси (14%), земледельцы-хуту (85), пигмеи-тва (1%).

Все люди баньяруанда используют один язык — киньяруанда, который наряду с английским и французским имеет статус государственного. Большинство руандийцев исповедуют католичество, хотя и придерживаются традиционных верований, всё большее распространение получает ислам.

Основные занятия руанда — это земледелие, скотоводство, всевозможные ремёсла. Последнее время всё больше людей заняты в добыче полезных ископаемых.

В 1985 году мир впервые узнал о невероятной технике прыгучего танца воинов инторэ во время их выступления на Всемирной выставке в Брюсселе.

Боги Африки

На таком континенте, как Африка, множество разнообразных племен, и тяжело перечислить всех  почитаемых на этой территории божеств. С богами Северной Африки мы знакомы с детства. Это боги Египта.

Сегодня мало кто поклоняется им, относится с таким же трепетом и уважением, но и сейчас египетская цивилизация – одна из богатых и загадочных.

Несмотря на разнообразие всех божеств Центральной и Южной Африки, есть те, что выполняют одинаковую функцию, но в различных племенах носили другие имена.

Африканский Баал (Балу)

Это особенный бог. Буквально имя переводится как «хозяин, господин, владыка». Встречается в религиях различных народов. Сначала это слово было нарицательным. Обозначало бога любого племени и местности. Такой титул давался князьям. Поэтому это собирательный, разносторонний образ. Встречается в различных ипостасях.

  • Баал-Брит («бог союза») — этому существу поклонялись евреи после смерти Гедеона.
  • Баал Пеор — один из моавитских Баалов.
  • Баал-Хаммон — божество солнца, у  отдельных племен одно из главных существ – даровало людям плодородие.
  • Баал-Хаддат — повелитель грома, бури, земли, давал урожай и изобилие.
  • Ху-Баал — один из божеств у древних арабов.
  • Баал-Белен — ещё одна ипостась, ассоциировалась с повелителем солнца.

Согласно многим преданиям, отец Балу – Дагон, бог изобилия, пищи, земледелия и рыболовства. Многие функции Балу заимствовал у отца. Упоминается и в качестве покровителя войны, битв.

Бог-творец

Теория существования божества, сотворившего мир, распространённая. У такого бога-творца много имен: Адудва (бауле), Алуруа (ашанти), Амма (до-гон), Ио (бамбара), Кулотиоло (сенуфо), Леза (ила, мамба).

У народов Африки к творцу не обращались в мольбах и просьбах, он не имеет культа. Люди считали  божество величественным, могущественным и важным. А значит, ему нет дела до проблем простых смертных.

Считалось, что с мольбами стоит обращаться к приближенным к людям богам. О творце предпочитали не говорить. Есть ещё отличительная особенность божества — у него либо неопределенный пол, либо присуща двуполость. Это неудивительно, верховное существо должно совмещать разнообразные признаки.

Бог действующий

Встречается еще одно магическое существо в различных религиях — божество это управляло судьбами людей. Народы верили, что принимает сущность любой облик (людской — реже всего), обитает оно в небесах,  вершит человеческие судьбы, управляет природой и стихиями.

Каждый народ наделял такое божество своими отдельными качествами, приписывал ему удивительные способности. У масаев Нгаи (Энгаи) такое божество одновременно управляло дождем, громом, молнией и войной.

Местные жители верили, что божество одобряет грабежи, налеты племени. К нему обращались непосредственно перед набегом на либо разбоем. У других народов божество ассоциировалось с трудолюбивым пауком, супруга его – богиня плодородия.

У племени шона этот бог также повелитель грома, его считали первопредком. Многие верили, что он награждал людей дождями либо наказывал жуткой засухой.

Различные божества занимали значимую роль в жизни племен. Они обеспечивали авторитет власти в Африке на всех уровнях. Сегодня верховные боги благословляют не вождей и предводителей общин, а президентов.

В Танзании чтят верховного бога Мунгу, он общегосударственный символ. От него зависят благополучие и счастливое будущее страны. В гимне Танзании есть такие слова:

Африканские страны с христианством как религией большинства

Ранг Страна Область, край % национального населения, связанного с христианством
1 Сан-Томе и Принсипи Центральная Африка 97, 0
2 Демократическая Республика Конго Центральная Африка 95, 8
3 Ангола Центральная Африка 95, 0
4 Руанда Восточная Африка 93, 6
5 Сейшельские острова Восточная Африка 93, 1
6 Экваториальная Гвинея Центральная Африка 93, 0
7 Лесото Южная Африка 90, 0
8 Намибия Южная Африка 90, 0
9 Свазиленд Южная Африка 90, 0
10 Замбия Восточная Африка 87, 0
11 Республика Конго Центральная Африка 85, 9
12 Либерия Западная Африка 85, 5
13 Кабо-Верде Западная Африка 85, 0
14 Реюньон Восточная Африка 84, 9
15 Уганда Восточная Африка 84, 0
16 Зимбабве Южная Африка 84, 0
17 Центрально-Африканская Республика Центральная Африка 80, 3
18 Малави Восточная Африка 79, 9
19 Южная Африка Южная Африка 79, 7
20 Кения Восточная Африка 78, 0
21 Бурунди Восточная Африка 75, 0
22 Габон Центральная Африка 73, 0
23 Ботсвана Южная Африка 71, 6
24 Гана Западная Африка 71, 2
25 Камерун Центральная Африка 69, 2
26 Эфиопия Африканский рог 62, 8
27 Эритрея Африканский рог 62, 5
28 Танзания Восточная Африка 61, 4
29 южный Судан Восточная Африка 60, 5
30 Нигерия Западная Африка 58, 0
31 Мозамбик Восточная Африка 56, 1

Среди негров Америки есть мусульмане, иудеи и представители других религий

Есть среди негров и те, кто исповедуют ислам. Религия пророка Мухаммеда привлекла в разные годы двух величайших боксёров:

  • Мухаммеда Али;
  • Майка Тайсона.

Кстати, у Тайсона сложные отношения с исламом из-за проблем с наркотиками и алкоголем, а также из-за грубых высказываний в сторону религии.

Ислам представлен ярким течением — «Нация ислама». Это вольная интерпретация оригинальной религии. Из пяти столпов ислама, её приверженцам можно не соблюдать целых три.

Мухаммед Али — один из самых известных негров-мусульман и боксёров. Фото: i.pinimg.com

В течении находятся, разумеется, одни чернокожие. Отношение к белым очень вражеское. «Демоническая белая раса» — только представьте себе.

А ещё существуют чёрные евреи. Они убеждены, что являются одним из колен Израиля.

Эти направления верований у негров в меньшинстве. Но всё же не корректно говорить о том, какая основная религия у них. Цвет кожи никак не влияет на религиозные предпочтения.

Группы

Согласно классификации предложенной Токаревым в его работе «Религия в истории народов мира», коренное население Африки можно разделить, по уровню социально-экономического развития, на три группы:

Первая группа

Бродячие охотничьи племена, не знающие земледелия и скотоводства.
В первой группе самым распространенным является так называемый охотничий культ. Суть его заключается в том, что представители племен проходят обряд посвящения связанный с охотничьим ремеслом, и просят у некоего духа или божества ниспослать им удачу в предстоящей охоте.

Вторая группа

Земледельцы и скотоводы (готтентоты, народы банту, народы Судана и бассейна Великих озер).

Представители большинства народов черной Африки — к югу от Сахары – это, как правило уже давно достигшие более высокого уровня общественного развития группы. Эти народы издавна знают земледелие, многие из их, особенно в восточной и южной Африке, разводят домашних животных; земледелие и скотоводство находятся в разных соотношениях в различных районах.

Из этого, как правило у народов второй группы проистекает некий общей архетип некоего бога-демиурга напрямую связанный с земледелием.
Отличительными чертами второй группы являются: культ предков, тотемизм, зоолатрия, земледельческие культы, фетешизм, жречество, культ кузнецов, племенные боги и т.д.

Третья группа

К третьей группе относятся народы древних цивилизаций (коренное население Марокко, Алжира, Туниса, Ливии, Египта, Эфиопии, Сомали).

Перечень отличительных черт третей группы очень схож со перечнем второй группы: культ предков, тотемизм, зоолатрия, земледельческие культы, фетешизм, жречество и т.д. Отличие лишь в сформированности культов.

Проблема исследования

При изучении истории, неизбежно натыкаешься на вопрос, почему при наличии немалых археологических данных, и даже широко известных, мы практически ничего не знаем о самой истории Африки, подавляющее большинство литературы, которая касалась темы Африки крутиться в основном вокруг культуры и антропологии, в то время как история бралась лишь поверхностно, а чаще всего по просто с начала колониального периода? И не смотря на огромные достоинства этих работ, у них есть один общий недостаток, они все датируются 60-ми, а в лучшем случае 70-ми годами ХХ века.

Ответ в общем то вытекает из вопроса. Колониальный период, в массе своей изничтожил нарождавшееся африканское общество, которое было застигнута врасплох их более расторопными европейскими коллегами по историческому процессу. Тут можно без деталей, сказать просто: традиции, письменность и культура были в массе своей утрачены безвозвратно. Однако, даже то что дошло до нас в форме устных преданий еще только предстоит проанализировать и систематизировать. А связанная с этим проблемы вытекает всё из того же. Видя особое пристрастие коллег по историческому процессу к приращению собственных богатств за счет местного населения, они, годы спустя, не спешат открывать все свои истории и источники.

Церемонии

Религиозные практики Западной и Центральной Африки обычно проявляются в общественных церемониях или обрядах гадания, в которых члены общины, побежденные силой (или аше , ньяма и т. Д.), Возбуждаются до состояния медитативного транса в ответ на ритмический или катание на барабанах или пение. Одна религиозная церемония, практикуемая в Габоне и Камеруне, — это окуйи , которую практикуют несколько этнических групп банту . В этом состоянии, в зависимости от региона, барабанных или инструментальных ритмов, исполняемых уважаемыми музыкантами (каждый из которых уникален для данного божества или предка), участники воплощают божество или предка, энергию или состояние ума, выполняя различные ритуальные движения или танцы. которые еще больше усиливают их возвышенное сознание.

Когда это подобное трансу состояние становится свидетелем и понимается, приверженцы получают возможность созерцать чистое или символическое воплощение определенного мышления или системы координат. Это развивает навыки отделения чувств, вызываемых этим мышлением, от их ситуативных проявлений в повседневной жизни. Такое разделение и последующее созерцание природы и источников чистой энергии или чувств помогает участникам управлять ими и принимать их, когда они возникают в мирских контекстах. Это способствует лучшему контролю и преобразованию этих энергий в позитивное, культурно приемлемое поведение, мысли и речь. Кроме того, эта практика может побудить тех, кто находится в этом трансе, произносить слова, которые при интерпретации культурно образованным посвященным или прорицателем могут дать представление о соответствующих направлениях, которые сообщество (или индивидуум) может выбрать для достижения своей цели.

Центральная Африка

Верования банту. В Центральной Африке живет около десяти миллионов банту; народы банту расселены по берегам реки Конго и на территории, расположенной между границами Танзании на востоке и Конго на западе. В основе верований банту — культ духов и магические обряды, цель которых — заслужить милость духов. С культом духов связано создание тайных союзов; особенно много подобных союзов у некоторых народностей ндембу; также повсеместное распространение имеет институт королевских предсказателей и «культ скорбящих», суть которого состоит в изгнании из людей «скорбных» духов, вселившихся в них.

Исполняя требования вселившихся в них духов, люди эти, вне зависимости от своей этнической принадлежности, селятся отдельно, но общаясь с медиумом, требуют, чтобы тот говорил на их языке. У многих народов банту носителями магических знаний большей частью являются женщины.

Божественный творец откровенно асексуален, это в основном деус оциозус; он не имеет особого культа, но когда клянутся, призывают его в свидетели.

Пигмеи тропического леса подразделяются на три большие группы: ака, бака и мбути д’итури, проживающие в Заире. Начиная с отца Вильгельма Шмидта (1868–1954), стремившегося отыскать у бесписьменных народов первобытные монотеистические верования, многие католические миссионеры, равно как и этнографы, подтвердили существование у всех трех вышеуказанных групп веры в создателя, постепенно превратившегося в небесное божество.

Однако Колин Тернбол отрицает наличие единого бога-создателя у мбути: этот народ обожествляет жилище и заросли кустарника, где он проживает. У них мало ритуалов, нет жрецов, и они не занимаются гаданием. У них имеются определенные традиции, сопровождающие ритуалы обрезания у мальчиков и изоляции девочек во время первых месячных.

Традиционные религии

Африканские традиционные религии, исповедуемые примерно 15 % африканцев, включают в себя разнообразные представления фетишизма, анимизма, тотемизма и культа предков. Некоторые религиозные представления являются общими для многих африканских этнических групп, но обычно они уникальны для каждого этноса.

Общими чертами для большинства африканских религий является представление о Боге-творце (демиурге), который создал Вселенную (например, Олодумаре в религии йоруба), а затем «удалился на покой» и перестал участвовать в земных делах. Также часто встречаются истории о том, как сын божества жил среди людей, но после того, как они причинили ему какое-то зло, он вознёсся на небо.

Общим также является отсутствие веры в рай, ад, чистилище, однако существует представление о потусторонней жизни; нет материальных носителей божественного вроде святых писаний или пророков. Популярны также анимистические представления, вера в магию. Есть религии, основанные на приёме психоактивных растений (бвити, бьери), сочетающие в себе различные элементы перечисленного.

Многие африканские христиане и мусульмане сочетают в своих религиозных представлениях некоторые аспекты традиционных религий.

Африканские традиционные религии легли в основу вуду (унаследовавшего большое количество черт религии йоруба), а также кандомбле в Бразилии.

Христианско-африканские культы

Христианско-африканские культы — синкретические культы, сочетающие элементы христианства и местные традиции. Формировались среди коренного христианизированного населения, в первую очередь, на юге африканского континента, с конца XIX века.

Изначальной целью афрохристианских культов был пересмотр догматов христианства в соответствии с менталитетом африканских народов, стремление создать «чёрное христианство». Кроме того, африканцам, успевшими к началу XX века. познакомиться с основными догматами христианства, было непонятно, как принцип равенства, добра и справедливости, провозглашаемый в качестве основного христианскими проповедниками, мог соответствовать колониальным захватам.

Афро-христиане обвинили белых в искажении Святого писания, указывая, что действительным богоизбранным народом являются чёрные и помещая Иерусалим в Эфиопию или в другие центры на африканском континенте.

Первая афрохристианская секта была основана в 1882 году в Капской колонии.

Некоторые африканисты рассматривают создание афро-христианских церквей как способ борьбы с колониализмом :

С установлением колониального господства и возникновением новых социальных групп в африканских обществах появляются иные формы протеста. Одной из наиболее ранних была религиозно-политическая, прежде всего создание афро-христианских церквей. Может показаться странным, что идеологическое обоснование антиколониализма африканцы заимствовали из той самой религии, которую навязывали им завоеватели. Произошло это потому, что христианство выступало с идеей всеобщего равенства перед Богом, кроме того, оно давало новообращённым возможность осознать себя частью более широкой общности, чем клан, семья, община. Объединяться по-новому могли лишь те люди, которые хотя бы в какой-то мере отошли от старых форм объединения. Таковы были те, кто принял новую веру. Как правило, именно эти люди оказывались больше всего выбитыми из традиционного, привычного уклада жизни. К тому же новая религия в целом больше подходила к реалиям колониального общества, чем традиционные верования. Но антиколониальный протест у её адептов был неразрывно связан с разочарованием в европейцах как подлинных христианах, со стремлением утвердить в этой вере себя и свой мир.

В начале XX века количества церквей существенно выросло.

Сегодня афрохристианство имеет собственную догматику, обрядность и иерархию. Для него характерна мессианистская направленность, а также заимствованное из традиционных африканских религий представление об отстранённости бога-демиурга и вера в предсказания, получаемые посредством человека.

Афрохристианство подразделяется на пять больших групп:

  • Адаптированно-христианские секты
  • Мессианские секты
  • Языческо-христианские секты
  • Эфиопские секты (Чёрные церкви)
  • Ветхозаветные секты

Наиболее значимым являются:

  1. растафарианство;
  2. кимбангизм — церковь последователей Симона Кимбангу, (возникшая в 1920-е годы в Белигийском Конго, современный ДРК).

«Вульгарный» напиток

Бочка с квасом — Харрисон Форман

Позиции кваса пошатнулись во второй половине XIX века, на верхах: квас и подобные кислые вкусы начали уходить из аристократического обихода и были записаны в так называемую «вульгарную» диету. Хотя по-прежнему он ценился в мелкочиновной, купеческой, мещанской и крестьянской среде.

О чем напоминал и лейб-медик Екатерины II в 1807 году: «Старейший из лейб-медиков доктор Рожерсон, бывший любимый лейб-медик великой Екатерины, находит, что кислая капуста, соленые огурцы и квас в гигиениче­ском отношении чрезвычайно полезны для нашего петербургского простона­родья и предохраняют его от разных болезней, которые бы в нем развиться могли от влияния климата и неумеренного во всех случаях образа жизни».

Квас. На улице Горького — Николай Паламодов

В середине века началась индустриализация, и квас стали варить реже даже в обычных домах. Желая сохранить наследие, Российское общество охранения народного здоровья взяло покровительство над напитком и его производство начали открывать при госпиталях. Госпитальный квас уже целый век к тому моменту входил в обязательное довольствие армии, флота и заключенных. Где стоял полк, там должен был быть лазарет, а где был лазарет — был и ледник с квасом. Если кваса не хватало, об этом докладывали высшему руководству, с требованием немедленно выделить деньги на закупку солода.

Но последний «оплот» кваса рухнул, когда в 1905 году в полковых лазаретах и госпиталях его заменили на чай. Все из-за того, что квас гораздо труднее готовить и хранить в походах. С тех пор квас перестал быть неотъемлемым напитком русских людей и стал просто любимым. В советское время его начали наливать на разлив уже не из деревянных, а металлических желтых бочек, которые стояли по городу с наступлением жары и до осени.

Томас Тейлор Хэммонд

В постсоветской России началась бутылочная продажа кваса, его теперь можно купить в каждом магазине. Традиционные желтые бочки, кстати, до сих пор существуют. Квас в них стандартизированный и не может больше похвастаться разнообразием вкусовых оттенков, но и у такого «обычного» кваса есть свои фанаты.

Особенности религий африканского народа

Интересно перечислить отличительные черты религий народов Африки:

  • Уважительное отношение к умершим. Проведение специальных ритуалов, при помощи которых обращаются за помощью к духам. Умершие оказывают большое влияние на существование живых.
  • Отсутствие веры в рай и ад, однако представление о загробной жизни у африканцев имеется.
  • Беспрекословное выполнение наставлений старших. Вообще, культуры и религии Африки основаны на традиции передачи главных понятий о жизни и обществе через устные рассказы от старшего к младшему.
  • Во многих африканских племенах устойчива вера в высшее существо, которое сотворило мир и руководит всей жизнью на земле. К нему можно обращаться только в исключительных случаях: засуха, наводнение, угроза для жизни общества.
  • Вера в мистические превращения человека. С помощью специальных культов человек может усилить свои физические и умственные способности.
  • Поклонение предметам, наделенным мистическими свойствами.
  • Жертвы богам может приносить любой человек.
  • Большое количество различных обрядов, связанных с различными периодами в жизни человека: взрослением, свадьбой, рождением детей, смертью.
  • Близость к природе и любовь к земле.

Народ йоруба

Йоруба проживают на юго-западе Нигерии (20 млн) и юго-востоке Бенина (500 тыс.), а также на востоке Ганы (0,2 млн) и в Того (0,1 млн). Кроме этого, представителей народа можно встретить среди жителей США, Бразилии, Великобритании, а также на Карибских островах.

Согласно археологическим свидетельствам, нация йоруба всегда проживала на своей территории. Однако существуют и другие версии, к примеру, некоторые исследователи склоняются к мысли, что народ пришёл из Египта. В 850 году они создали централизованное государство, насчитывающее 25 королевств (городов-государств).

Современные йоруба живут в своеобразных конгломератах. Их прямоугольные дома представляют собой бамбуковый каркас, обмазанный с двух сторон глиной, крышой служат пальмовые листья или гофрированные железные листы. Главные занятия — выращивание сельскохозяйственных культур и разведение овец. Очень хорошо развиты любые ремёсла. Некоторые изделия из дерева, железа и керамики являются настоящими произведениями искусства.

Язык йоруба довольно распространён в Нигерии и имеет статус официального.

Информация для туристов

Африка — удивительный и экзотический мир, который привлекает огромное количество путешественников со всего света. Отдых здесь приносит новые уникальные знания и множество позитивных эмоций, но, чтобы пребывание не закончилось плачевно, воспользуйтесь следующими советами:

  • Не высказывайтесь негативно об обычаях и традициях местных жителей.
  • Многие религии Африки запрещают женщинам ходить по улицам с открытыми руками и ногами.
  • Чтобы жители отнеслись к вам с большим радушием, необходимо выучить несколько слов или фраз на местном наречии.
  • Будьте аккуратны с объятиями и поцелуями, в странах Африки не принято публично выражать свои чувства.
  • Не давайте денег нищим, в противном случае вы будете атакованы целой толпой.
  • Открытую одежду лучше всего оставить для пляжа.
  • Чтобы сфотографировать понравившееся место или достопримечательность, необходимо спросить разрешения у сопровождающего, во многих случаях фотосъемка запрещена.

Древний оберег и связь с патриотизмом

Но не только спасение от эпидемий видели в квасе. Им так увлекались, что квас приобрел священные и мистические свойства, и стал оберегом. Девушки поливали им полки в бане во время обряда мытья перед свадьбой (а остаток должны были выпить), а мужчины — «тушили» им пожары, вызванные молнией, так как считали, что с таким «божьим гневом» справится только квас или молоко. По одной версии, в такой пожар бросали обруч с квасной бочки, чтобы огонь такого пожара не шел дальше. По другой, тушили пожар непосредственно квасом.

Продавец русского кваса — Эмиль Франсуа Дессен

При дворе квас тоже верили, но с точки зрения феноменальной пользы для здоровья. «Квас» родственен древнерусскому слову «кислый» — и молочная кислота благоприятно влияла на организм. Квас любил полководец Александр Суворов и царь Петр I — последний пил его каждый день. Разжалованный в шуты князь Михаил Голицын и вовсе был прозван «квасником» — он был обязан подносить напиток императрице Анне Иоанновне.

Продавец кваса — Карл Булла

И совсем невероятная слава пришла к квасу после войны с Наполеоном в 1812 году. Русская знать начала демонстрировать свой патриотизм… да, через квас. «В срочном порядке квасом заменили шампанское — его разливали в хрустальные бокалы и подавали на балах», — говорит Павел Сюткин. Со временем появились и те, кто решил поиронизировать над таким показным, официальным русофильством. Так было придумано выражение «квасной патриотизм».

Автором считается князь Вяземский, литературный критик и близкий друг Александра Пушкина, который в «Письмах из Парижа» (1827) пустился в такие рассуждения: «Многие признают за патриотизм безусловную похвалу всему, что свое. Тюрго называл это лакейским патриотизмом, du patriotisme d’antichambre. У нас можно бы его назвать квасным патриотизмом».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector