«монах и бес» и топ-5 лучших христианских фильмов года
Содержание:
- Борис Каморзин
- Юрий Арабов, автор сценария, из интервью GAZETA.RU
- Смысл фильма Монах и бес
- Мы зациклены на саможалении
- Образы главных героев
- История создания фильма
- Сюжет картины
- Сюжет картины
- Николай Досталь, режиссёр, из интервью газете «ИЗВЕСТИЯ»
- Где проходили съемки?
- Необычный послушник Нило-Сорской пустыни
- Сергей Барковский
- Монах и бес. Лучший русский фильм 2021 года
- Между комедией и драмой
- Фильм «Монах и бес» Николая Досталя снимают в музее «Семенково»
Борис Каморзин
В фильме «Монах и бес» (2016) актер Борис Каморзин играет игумена и настоятеля мужского монастыря. За свою работу он так же, как и Трибунцев, получил статуэтку «Ника», но уже за лучшую мужскую роль второго плана. Стоит признать, что создателям ленты удалось подобрать действительно блестящий актерский ансамбль, пусть и из малоизвестных актеров.
Каморзин родился в Брянске. Учился в театральном училище имени Щукина. Работал во многих столичных театрах — московском Театре юного зрителя, театре имени Вахтангова, в театре под названием «Содружество актеров Таганки».
Свою первую роль в кино он исполнил у Николая Досталя в известной трагикомедии 1990 года «Облако-рай», сыграв товарища Саратова. Среди его ярких и заметных работ стоит также выделить участие в трагикомедии Валерия Чикова «Не послать ли нам гонца?», боевике Егора Кончаловского «Антикиллер», детективном сериале Сергея Урсуляка «Ликвидация», многосерийной комедии Алексея Кирющенко «Приключения солдата Ивана Чонкина», роуд-муви Сергея Лозницы «Счастье мое».
Юрий Арабов, автор сценария, из интервью GAZETA.RU
— Юрий Николаевич, вас знают как сценариста, последовательно работающего в христианском дискурсе. В новой картине Николая Досталя «Монах и бес» речь идет о черте, который стал человеком. Расскажите, как возник этот замысел?
— Режиссер дал мне почитать житие одного Киево-Печерского старца, которого черт принес в Иерусалим. Разрабатывая фабулу, я вспомнил концепцию Оригена, в I веке нашей эры писавшего о том, что любовь Божья и беса вылечит. В его гностической философии все существа, в том числе и демоны, проходят череду перевоплощений по «лестнице иерархий». Примерно к той же мысли пришел и М. Булгаков в «Мастере и Маргарите» — о том, что темные силы существуют для некоего высшего плана, недоступного пониманию человека. Также в сценарии есть отсылки к «Фаусту», к искушениям святого Антония, житиям святых, в частности к житию Никиты Новгородского, через молитву «перевоспитавшего» черта.
— В чем сложность работы с религиозным сюжетом?
— Сложность в эстетике. Режиссеры и писатели берутся за духовный материал, движимые честолюбием, но засада в том, что духовный материал почти никогда не получается. На экране невозможно впрямую показать святость
Надо очень осторожно подбирать интонацию. Я бы сказал, можно выехать только за счет юмора и сбивания пафоса
— Ваша история — из разряда вечных сюжетов, а значит, не требует конкретной привязки ко времени. Действие фильма происходит во времена царствования Николая I. Почему вы выбрали именно этот временной отрезок?
— Понимаете, в современном контексте жанр религиозной притчи в чистом виде не работает. Это моралите с претензией на духовность, нужны дополнительные актуальные краски и смыслы. Поэтому я условно поместил фабулу в мир Лескова. Так что явление государя-императора — это на самом деле отсылка к его известной повести «Левша».
— За последнее десятилетие в российском кино четко обозначилась околорелигиозная тема… Симпатична ли вам эта тенденция?
— Ничего хорошего в этом не вижу. Пройдет время, и будет плеяда режиссеров, которые возьмутся за противоположную тему — разоблачение церкви. Да, действительно, сейчас есть некий тренд, идущий от слияния церкви и государства, и режиссеры это чувствуют. В любом случае если появляется тренд — это сигнал о том, что с данной темой пора завязывать, поскольку для художника быть в моде — дело непочтенное. Я искренне надеюсь, что больше ничего такого не буду писать. Хочется верить, что картина получилась вне тренда и больше чем тренд — сюжет в ней совершенно оригинальный и таких сюжетов в литературе еще не было.
Смотреть фильм «Монах и бес» на русском бесплатно он-лайн
Смысл фильма Монах и бес
В фильме есть тайный смысл. Вечная борьба добра и зла, верующего и беса по имени Легион. Но бес в фильме немного странный.
Искушение
Иногда он рассуждает очень необычно для нечистой силы. Оказывается, и у нечисти, как у людей, и любовь к родителям есть. Только называют бесы это по-другому. Но очень уж трогательно рассказывает Легион о том, как мама утром его будила. Хотя не исключено, что и таким образом посланец злых духов пытается соблазнить монаха. Всё-таки это обязанность нечистого духа.
Легион постоянно буквально издевается над монахами. Устами Ивана бес сыпет поучениями, странными фразами и тем самым смущает других монахов.
Сила веры
Привязался он к Ивану с детства, когда увидел истинную веру в глазах мальчика. Бес уверен, что нет смирения в Иване, оттого и привязался к нему. Но дух лжи однажды проговорился, что беса приставляют только к праведнику. Легиона обуяла гордыня, но это присущая бесам черта. Хочет бес сделать Ивана настоятелем, но святая душа монаха противится. С каждым разом Иван становится сильнее беса. Но всё равно боится, что Легион опять просто сожжёт монастырь.
В разговоре с Иваном бес сыплет пословицами, причём точными и меткими. В беседе упоминает бес и Иисуса Христа. По его словам, бесы его уважают. А дьявола ненавидят. Как говорит Легион, у них так принято. И тут тоже проглядывается скрытый смысл. Дьявол, по мнению Легиона, всего лишь эффективный руководитель.
Без конца безобразничает бес над Иваном. А тот пытается понять, почему Бог посылает ему такие испытания.
Равновесие
А бесу нужна душа Ивана. Монах же беса обхитрил и подписал договор крестом. Очень похожи монах и бес, оба сыпят поговорками. Долго искушал бес Ивана, но власть нечистой силы над монахом ослабевала.
Испытание
Иногда Ивану невыносима такая жизнь, и он молит Бога избавить его от беса. Но у Бога свои планы. Возможно, он желает испытать истинную веру монаха.
Когда Легион перенёс Ивана в Иерусалим, он продолжал искушать монаха. Показал ему бес, как люди Богом торгуют. Продают терновые венцы, кресты без изображения Спасителя. Пытается лукавый соблазнитель заставить монаха усомниться в истинной вере, но цели не достигает. Иван победил беса в своей душе. Он умер, и нечистый остался не у дел.
Воспитательный смысл
Создатель картины показывает, что не следует формировать мнение о человеке, не разобравшись в истине. Ведь истинная праведность не видна с первого взгляда. Многие святые и праведники при жизни подвергались насмешкам и гонениям.
Наследие Гоголя
Есть в фильме и юмор. Персонажи показаны со всех сторон. Ярко видны и достоинства, и недостатки. Нет в фильме чёткого деления на чёрное и белое, есть и оттенки. И тем интересен фильм.
Напоминает картина произведения Гоголя. Сочетание смешного и страшного есть в фильме. Недаром Легион в теле монаха рассказывает в начале историю о двух писателях, один из которых негр, а другой с птичьим носом.
Смысл концовки
После смерти Ивана бес отправился в монастырь, чтобы служить Богу. Легион решил стать послушником. Но если бес действительно решил пойти по стопам Ивана, то можно говорить о победе добра над злом, святого над бесом.
Хотя возможно, что это очередной коварный план беса. И гордыню свою Легион не оставил. А ведь гордыня — тяжкий грех.
Есть и другой вариант — Легион остался без работы и решил подыскать себе новую жертву. В таком случае вечное равновесие между добром и злом сохранится.
Мы зациклены на саможалении
— За этот год вы написали и издали три книги. Но вы же директор кинофестиваля, почему пишете книги, а не кино снимаете?
— Те книги, которые изданы сейчас, это давнишние сценарные идеи. Последняя книга «Потерянный в миру», которая вышла в Киеве буквально в дни фестиваля, тоже киносценарий. Он много лет у меня лежал, а теперь пришлось переделывать его в книгу, практически заново переписать. Но я все же надеюсь, что кто-то возьмется за эти сюжеты, потому что они довольно интересные.
Написать книгу – это мое личное дело, мое усердие, старание, желание. А снять кино – это старания и усердия многих людей. И даже вопрос не в деньгах, а вообще – куда православное кино должно дальше пойти после съемки, после участия в фестивалях. С этим проблема.
— Одна из книг — «Семинарист» — обозначена как православный детектив. Вам не кажется, что несколько наивно полагать, что главари мафиозных банд могут исправиться — пусть даже с помощью верующих родственников?
— Ну, финал моей книги вообще менее острый, чем та же концовка «Монаха и беса». Если Николай Досталь предположил, что бес может измениться к лучшему, мой финал тем более вероятен.
Безусловно, преступник способен измениться, это естественно. И то, что человек благодатью Божьей в одно мгновение может стать другим — в этом нет сомнений. Если вокруг него есть хорошие люди.
Церемония открытия XIV Кинофестиваля «Покров»
В своих книгах я стараюсь показать старое, забытое: положительного героя, который бы выходил из всяких ситуаций победителем. Но — с Божьей помощью. Тогда, в советских фильмах этого не было, и герои побеждали своими силами. А мне хочется вернуть положительного персонажа — чтобы он был немного сказочным, потому что в жизни редко так бывает, но чтобы было, на кого равняться и с кого брать пример. Хочется, чтобы герои добрыми были. У меня они вначале страшноватые, конечно, но потом меняются. И главное — люди вокруг них меняются.
— Может, если сейчас популярны герои негативные, они больше нравятся аудитории?
— Людей к ним приучили. Человек не осознает, что не любит плохого героя. Наоборот, ему хочется видеть доброго, спокойного, тихого, помогающего, любящего всех. Просто эти категории отодвинуты в сторону. Все заменилось силой, злом, обманом, ложью и возведено в ранг добродетели.
С точки зрения православия — это всё грехи, а люди считают, что нет, это классно, так все поступают в этой жизни. «Какие такие грехи? Это просто жизнь такая, она теперь другая, а вы свои православные истины где-то там у себя проповедуйте», – вот и все. Но если эту грязь чем-то хорошим заменить, читатель сразу это хорошее воспримет.
Впервые в рамках кинофестиваля состоялось награждение координаторов, стоявших много лет назад у истоков формирования волонтерского движения Украинской Православной Церкви. Фото: Сергей Рыжков
Не случайно темой нашего нынешнего, 14-го уже кинофестиваля были выбраны Евангельские слова: «Вера без дел мертва». Она родилась исходя из отсмотренных фильмов и моих собственных переживаний. Мы слишком мало делаем добрых дел. Все постоянно об этом говорим, но практически ничего не происходит. Такое впечатление, что нам, православным, нечего делать, всё у всех хорошо.
Мы зациклены на саможалении, а, по сути, должны были бы просить у Бога, чтобы Он давал возможность эти добрые дела делать и посылал нам людей, которым мы могли бы помочь. Мы обязаны Его об этом просить. Чтобы нам стать христианами не по слову, а по делу. Не жалеть себя: «Господи, помоги МНЕ…», а «Господи, помоги мне стать Твоим делателем, Твоим миссионером, Твоим служителем, Твоим волонтером, Твоим помощником беженцам, исполнителем Твоей воли». Это самое главное.
Мы должны научиться находить и исполнять волю Божью. Мне кажется, для человека это самое интересное занятие в жизни.
Один из зрителей кинофестиваля «Покров» Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий. Когда владыку в день открытия фестиваля пригласили остаться на просмотр фильма «Монах и бес», он с юмором ответил: «Я такое кино каждый день вижу…»
Образы главных героев
Главным героем ленты «Монах и бес» является странствующий из обители в обитель монах, который называет себя «Иван, Семенов сын». Его роль сыграл актер «Сатирикона» Тимофей Трибунцев, который уже снимался в некоторых картинах Николая Досталя (сериалы «Штрафбат», «Раскол»). Изначально режиссер планировал на эту роль другого актера, но снимать с ним не сложилось, а Тимофей Трибунцев как раз оказался свободен и идеально подошел к этому образу.
Как мы уже упоминали, одним из прототипов главного героя стал насельник Нило-Сорского монастыря Иван Семенович Шапошников. Некоторые его черты, например, хромоту и дар прозорливости, создатели православного фильма непосредственно перенесли на своего героя. Кроме того, известно, что Иван Шапошников каждую ночь боролся с бесом, отчего лицо его утром оказывалось все в царапинах.
Еще одним прототипом главного героя фильма, победителя фестиваля «Покров», Досталь называет святого Иоанна Новгородского. Из его жития праведника известно, что он однажды поймал беса в святой воде в рукомойнике. В благодарность за освобождение бес пообещал свозить Иоанна на себе в Иерусалим (сразу вспоминается Вакула у Гоголя, который также заимствовал сюжет из этого жития).
Роль беса по прозвищу Легион сыграл тоже малоизвестный актер Георгий Фетисов. Это первая его главная роль в большом кино. Режиссер специально выбирал актеров не слишком узнаваемых, чтобы избежать аналогий с предыдущими сыгранными ролями. Он считает, что в «Монахе и бесе» этот выбор полностью оправдался, обе роли получились удачными.
Роль игумена монастыря сыграл Борис Каморзин. На роль Николая I подошел Никита Тарасов, который похож на него даже внешне. Его советника Бенкендорфа исполнил Сергей Барковский. В картине также снимался Роман Мадянов, герой всех режиссерских работ Досталя.
История создания фильма
Идея создания «Монаха и беса» родилась у его режиссера в 2011 году. Когда он посещал Нило-Сорскую пустынь, то узнал о подвизавшемся здесь некогда монахе Иване Семеновиче Шапошникове. Он захотел снять картину, в центре которой будет подобный персонаж. С этой идеей Досталь обратился к сценаристу Юрию Абрамову.
В 2012 году у них уже был готовый сценарий. Отправной его точкой, по словам сценариста, был вопрос Может ли черт стать человеком? Однако поиски средств затянулись, поэтому съемки были завершены только в 2021 году. При этом режиссер все время отказывался от работы над телевизионными сериалами, которая бы принесла ему гораздо больше денег.
Сюжет картины
Читать также:
5 православных фильмов, которые стоит посмотреть каждому
Хотя картина получила главный приз фестиваля «Покров», ее, пожалуй, нельзя в полной мере назвать только лишь православным фильмом. Здесь есть место художественному вымыслу и догадкам, которые не вписываются в традиционное учение Церкви, хотя и не противоречат сильно ему. Но это только дает дополнительный повод для собственных поисков и размышлений.
Действия происходят в России первой половины XIX века, во времена царствования Николая I. В одну из монашеских обителей приходит монах, одержимый бесом. После этого здесь начинают происходить разные необычные явления. Силой бесовской монах творит чудеса, за что некоторые начинают почитать его за святого. Сам царь Николай I, герой которого также появляется в «Монахе и бесе», после случая с чудесной починкой английского рессора уверовал в его святость.
Игумен, желая избавиться от невыгодного монаха, привязывает его к плоту и отправляет по реке. Плот дважды возвращается против течения. Тогда злополучного насельника обители ссылают на послушание в далекий скит. Здесь-то и начинает происходить самое интересное. Бес отделяется от монаха и сам, приняв человеческий образ, начинает его искушать. Чем все это закончится, можно узнать, посмотрев фильм до конца.
Сюжет картины
Среди актеров фильма «Монах и бес» (2016) много заметных и выдающихся отечественных мастеров. Зрители становятся свидетелями событий, которые происходят в России XIX века. В мужском монастыре объявляется таинственный и подозрительный обитатель, который творит чудеса, по имени Иван. Настоятель вынужден его сдерживать, так как сомневается в божественной природе его силы.
В конце концов оказывается, что Ивана все это время искушал бес, имя которому Легион. Главный герой обменивает свою душу на то, чтобы бес доставил его на Святую Землю. Легион по воздуху перемещает Ивана в Иерусалим, не взирая даже на то, что бесам там находиться не положено, и они с трудом переносят эту местность.
Иван в Иерусалиме начинает вести себя подобно Христу. Он переворачивает лотки с товаром местных купцов, которые продают сувениры под видом священных реликвий, пытается прогнать их в точности, как это делал Спаситель. Но его сильно избивают. От смерти, по парадоксальной случайности, его спасает только дьявол, воспользовавшись черной магией.
Тогда, поклонившись Гробу Господню, Иван увлекает беса за собой. Тот теряет свою невероятную силу и едва не погибает. В России их принимают за бродяг, отправляют в тюрьму, где и заканчивается жизнь главного героя. Легион же приходит в тот самый монастырь, откуда началась вся эта история, чтобы стать одним из послушников.
Николай Досталь, режиссёр, из интервью газете «ИЗВЕСТИЯ»
— «Монах и бес» вписывается в традицию кино, повествующую о чудесах и о страстях, но это по-настоящему смешной фильм. Открыть религиозную тему комическим ключом — способ приблизить ее публике?
— Говорить о серьезном надо с улыбкой, иронией. Даже в отношении такой сложной и вечной темы, как борьба с бесами, сидящими в каждом из нас. А борьба эта перманентна. «Монах и бес» существует на стыке сказки, житийной и фантастической истории. Но то, к чему я стремился, — это трагикомедия.
— Как складывалось сотрудничество с исполнителем роли простодушного юродствующего монаха?
— Работа с актером начинается с назначения его на роль. Я считаю, что в данном случае очень удачно «вычислил» Тимофея Трибунцева. Он до этого снимался у меня в небольших ролях, видел я его и на сцене, в театре «Сатирикон» Райкина. Образ Ивана Семеновича соответствует внутренней архитектонике этого артиста.
Для Георгия Фетисова, раньше игравшего в театре Анатолия Васильева, роль беса по имени Легион стала первой большой ролью в кино. И он справился с поставленными задачами
Мне было важно, чтобы зритель увидел неизвестный лик искусителя, ни в коем случае не медийное лицо
— Вы не впервые снимаете в Вологде. Вдохновляют местные просторы?
— Да, четыре картины снял в Вологодской области — получилось как будто волей судьбы. Эти места покорили меня в 1994 году, когда я искал натуру для «Мелкого беса». Нужно было найти городок, где сохранились старинные деревянные домики, улочки, церквушки. В Вологде мы всё это нашли.
Когда же спустя годы я приступил к съемкам фильма о Шаламове, сам Бог велел приехать сюда, на родину Варлама Тихоновича. Но собственно Вологда как пространство, в котором можно развернуть предреволюционные события, уже не подходила. Нужные пейзажи мы нашли в Великом Устюге Вологодской области, там снимали детство и юность героя.
А как было не снимать в вологодских местах «Раскол», если здесь был в ссылке Никон? Сюда же «подтянули» и сцены с Аввакумом и боярыней Морозовой. В Кирилло-Белозерском монастыре я выбрал натуру для съемки «Монаха и беса». В Вологодской области я не только работаю, но и отдыхаю — в Ферапонтово. Там многие мои московские друзья, художники в основном, имеют домики. И вообще север России ближе моей душе, чем юг.
Где проходили съемки?
Съемки православного фильма проходили в России и Иордании. Монастырские сцены снимались в Кирилло-Белозерском заповеднике Вологодской области. Причем когда были съемки в Кириллове, возле храма случилась казусная ситуация: прихожане вышли с протестом против них. Дело в том, что название картины вызывало у них негативное отношение, но зато потом, когда им разъяснили, о чем фильм, все было улажено.
Запланированные съемки в Израиле и Иерусалиме пришлось ограничить только городом Петра в Иордании и Мертвым морем. Все остальные «иерусалимские» сцены снимали в Крыму. Причина — нехватка средств. По той же причине пришлось ограничить и количество спецэффектов только самыми главными.
Необычный послушник Нило-Сорской пустыни
Как видим, у него автор картины позаимствовал даже имя для своего главного героя – Иван, Семенов сын. Что же известно об этом дивном юродивом подвижнике?
Родился Иван в 1802 году в городе Галич Костромской губернии в семье мещан. Известно, что он имел способности к иконописи и ремесленному мастерству, чем и занимался в юношестве. Однако в восемнадцать лет ему пришлось оставить это милое сердцу занятие: вследствие паралича у него была поражена правая рука и ноги, до конца жизни он уже не мог ими свободно владеть, передвигался только с помощью палки. Но и в этом юноша усмотрел явный промысл и волю Божию и решил покинуть этот суетный мир, уйдя в монастырь.
Первым пристанищем Ивана стал Кирилло-Новоезерский монастырь. Здесь он, однако же, пробыл недолго, поскольку недуг не позволял ему нести суровые трудовые послушания. Исключенный из этой обители, послушник пришел в Нило-Сорскую пустынь, находящуюся невдалеке, где и провел все свои оставшиеся годы подвижничества. Настоятель обители иеросхимонах Нил быстро угадал в молодом послушнике дивного избранника Божия и вскоре они стали духовными сподвижниками.
Поначалу, правда, Иван сильно тосковал по первой своей обители. Однако Сам Господь утешил его и прекратил эту безмерную скорбь через Своего угодника преподобного Нила Сорского.
После этого видения тоска послушника ушла бесследно, он с радостью нес в обители свои подвиги все последующие годы.
В скором времени послушник Иван Шапошников, восходя от силы в силу, смог стяжать такие необходимые, но редкие даже для монашествующих качества, как смирение, абсолютное незлобие и нестяжательность. Причем присущий ему также дар любви простирался на всю Божию тварь. Братия заметила, что неся послушание в трапезной, он из жалости подкармливал даже тараканов: измельчая и размачивая хлеб специально для этих целей, Иван Семенович клал их в те места, где насекомых было больше всего.
Свое послушание в трапезной он нес целых двенадцать лет, при этом кухня заменяла ему келью, здесь же он и спал на печи, перекрытой досками. Одежда послушника была неизменной: в любое время года он ходил в одном и том же подряснике, обуви обычно не носил.
Неудивительно, что святому пришлось терпеть многие насмешки и издевательства от младшей братии. Все это он переносил спокойно, никогда не гневался и не обижался, очень часто прикрывая свой подвиг юродством.
Со временем, все так же оставаясь в разряде послушников, Иван Семенович был удостоен некоторых благодатных даров. Например, дар прозорливости: часто ему приоткрывался мир невидимый.
Как город, стоящий на верху горы, не может укрыться, так и о необычном прозорливце вскоре стало известно по всей округе. К Ивану Семеновичу стали приходить люди со своими скорбями и болезнями. Он их с любовью принимал, но быстро стал тяготиться такой мирской славой. По благословению настоятеля он построил себе отдаленную келью на болоте и уже там продолжил нести свой подвиг.
Понятно, что не только от людей, но тем паче и от врага рода человеческого не могло утаиться преуспеяние дивного старца. Он всячески пытался отвратить его от служения Богу, сбить с толку. Еще когда Иван Семенович нес послушание в трапезной, бесы неоднократно являлись ему наяву в своем страшном виде.
Бесы поднимали его над землей и заставляли плясать. Однако воин Христов им не поддавался. Иногда нападки эти были настолько страшными, что он просил кого-то из братии остаться с ним в кухне на ночь.
Когда Иван Семенович перебрался в удаленную келью, бесовские страхования и издевательства только ужесточились. Однажды, когда он возвращался к себе после вечернего правила, страшный эфиоп напал на него в лесу с дубинкой и так избил, что еще долго послушник пролежал без сознания. Шрам после удара по голове остался у него до конца жизни.
Однако вскоре пришла и нежданная помощь и утешение в борьбе. Однажды вечером старцу в келье явился архидиакон Стефан и указал на медный крест, сказав, что им он будет побеждать бесов. До этого крест лежал у Ивана Семеновича в небрежении, поскольку он был восьмиконечным, а праведник считал, что правильный крест должен быть только четвероконечным.
Это было не последнее чудесное посещение подвижника. Во время тяжкой болезни он также сподобился явления Самой Владычицы в сопровождении святых дев: преподобной Анастасии и великомученицы Екатерины.
Но годы земной жизни Ивана Семеновича все же подходили концу. Скончался он 13 мая 1863 года. И только за шесть лет до своей кончины был пострижен в рясофор.
Сергей Барковский
В ленте «Монах и бес» актер Сергей Барковский играет Александра Христофоровича Бенкендорфа, реально существовавшего персонажа, который появляется в фильме.
Барковский — заслуженный артист России. У него десятки ролей в кино и театре. Работа в картине «Монах и бес» при этом одна из самых заметных за последние годы, потому что Барковский все чаще соглашается сниматься в сериалах. Например, его можно увидеть в многосерийных фильмах «Лондонград», «Кухня», «Тайны следствия», «В зоне риска».
Среди его запоминающихся работ в полнометражном кино можно выделить доктора Роджерсона в исторической драме Виталия Мельникова «Бедный, бедный Павел», Михаила Горбачева в телесериале Сергея Снежкина «Брежнев».
Монах и бес. Лучший русский фильм 2021 года
Прочитав кучу гневных рецензий на фильм, я решил «что никто, кроме меня
» и вот вам ответочка, граждане кинокритики. Основное обвинение фильму заключается в том, что он, видите ли, «постмодерновый».. Ребята, Постмодерн — это действительно основание для приговора, только для оправдательного приговора — оправдательного! Снимать в 21 веке фильм про мужской монастырь можно только в стиле постмодерн, иначе это будет религиозная пропаганда, а не кино.
Пропаганда — это понятие эпохи Модерна, когда идея доносится с помощью рациональных аргументов. Но пытаться рационально обосновать Православие — это не просто тупиковый путь — это прямая дорога в АД. Тем более, что есть наглядный пример рационального Православия — это Протестантизм с его итоговой гомосятиной, толерантностью и киборгами. Знаете, какое ключевое отличие Модерна от Постмодерна? Постмодерн допускает чудеса, что безусловно роднит его с архаикой и в этом контексте, «М и Б» намного «чудеснее», чем другое классическое кино на эту тему — «Остров» Лунгина. «Остров» — кино, где чудо является, по сути, рациональным аргументом, неким «научным фактом» в пользу Православия. Вот тебе лампочка ильича, — уверуй в социализм, вот тебе чудо — уверуй в Христа. Однако, по нынешним временам, это как то слишком механистично и «в лоб». В «Монах и Бес» все сделано изящнее. Хотя рефреном через весь фильм проходит тезис — » это не чудо, чудеса — они от дъявола», но взамен создается «картинка», когда волшебство — оно везде. Нам предлагают окунуться не в отдельные чудеса «специально подготовленых людей» — старцев, святых, подвижнико
в, а сразу предлагают волшебный мир для всех и каждого — даже для бесов.
двойной клик — редактировать изображение
Конечно же, формально, для массового зрителя, «М и Б» — это, как ни крути, антиклерикальная комедия. Сюжет построен на том, что постоянно обыгрываются грехи монахов и ограниченность настоятеля, высмеиваются чудеса, бес показан положительным персонажем.. Но Постмодерн чисто технически антирелигиозен, тут нет вариантов. Но это шанс погрузиться в некое архаическое сакральное пространство из которого, возможно, будут выкристаллизовываться новые форматы религиозного сознания. Да, это долгий скользкий путь, но вот как то боком-подскоком топорненько и рациональненько доказывать существование Бога, как это практикуют «режиссеры от РПЦ» в других фильмах — это уж совсем извращение.
Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»
Между комедией и драмой
Говоря о жанровой принадлежности картины, для официального релиза ее окрестили «фантастической комедией», очевидно, рассчитывая привлечь больше аудитории и получить положительные отзывы зрителя. Фантастический и юмористический элемент действительно присутствуют в «Монахе и бесе». Однако за этим жанровым определением полностью скрыта серьезная составляющая фильма.
Сам режиссер более склонен называть ее «трагикомедией». Она раскрывает очень важную тему: борьбы и сосуществования добра и зла в человеческом сердце. Тонкий и неподражаемый юмор здесь часто переходит в весьма едкую обличительную сатиру. Стоит также отметить, что несмотря на присутствующий фантастический элемент, этот фильм можно назвать более чем реалистичным. В нем показана духовная жизнь, в том числе и монастырская, без каких-либо прикрас, во всей своей сложности и противоречивости.
Фильм «Монах и бес» Николая Досталя снимают в музее «Семенково»
Вологодчина вновь стала съемочной площадкой для большого кино. На этот раз команды известного режиссера Николая Досталя раздаются в архитектурно-этнографическом музее «Семенково». В основе сюжета фильма «Монах и бес» лежит история о священнослужителе, который во что бы то ни стало пытается сопротивляться чертовским искушениям.
Согласно сюжету — на дворе 19 век. Главный герой попадает в полицейский участок. Чтобы соблюсти историческую достоверность, режиссеру Николаю Досталю приходилось искать декорации по всему континенту. Последние рабочие кадры картины «Монах и Бес» снимают совсем рядом с областной столицей, в архитектурно-этнографическом музее «Семенково». Группа профессионалов уже работала и в Кирилло-Белозерском монастыре, и на берегу Мёртвого моря.
«Есть в этом фильме сильная комедийная составляющая, есть и фэнтези — чудеса, описанные в житие святых. Не могу сказать, что это комедия, но точно то, что фильм православный», — рассказал кинорежиссер Николай Досталь.
Для посетителей музей закрыт на несколько дней. Да и привычный комплекс они сейчас вряд ли узнали бы. Вдоль дороги и на парковке, закрывая вид на архитектурную застройку, припаркованы больше десяти большегрузов, микроавтобусов и трейлеров с кинооборудованием и реквизитом.
«Здесь у нас одежда на все съемочные дни. Здесь ее гладят, развешивают — есть и для актеров костюмы и для массовки», — показывают реквизит.
Гардероб на колесах специалисты называют костюмвагеном. По соседству гримваген — там артистам создают необходимый образ. Отвечает за это команда Марианы Тер-Аракелян. Совсем недавно художник работала над сериалом «Тихий Дон», теперь уже — над полнометражной картиной. Признается — на каждого персонажа ленты Досталя уходит не менее получаса.
«Образы надо создавать по сценарию — сложное время — начало 19 века. Ну и конечно, что фантастическая история — это непросто», — поделилась художник по гриму Марианна Тер-Аракелян.
Работают гримеры и на съемочной площадке. И не только они. Одних техников в команде около 20. Кто-то заклеивает окна, чтобы создать необходимый оттенок уличного освещения. Кто-то внимательно следит за записью звука. Общение между собой — шепотом, чтобы не отвлекать режиссера, после команды «мотор» — и вовсе, языком жестов.
Рабочий день начинается около 7 утра и заканчивается с закатом. За это время съемочная группа позволяет себе только один перерыв. Пообедать и связаться с близкими.
Съемки в музее «Семенково» продлятся до среды. Затем начнется процесс монтажа. Премьера фильма запланирована на весну следующего года.