Кто такой еретик, или как и почему церковь боролась с еретиками?

Важные религиозные учения

Ересь — этот термин обычно используется для обозначения нарушений важных религиозных учений, но также он применяется для взглядов, категорически противоположных общепринятым идеям. Он используется, в частности, в отношении христианства, иудаизма и ислама. В некоторых христианских, исламских и еврейских культурах люди, которые придерживаются идей, считающихся еретическими, до сих пор подвергаются разным видам наказания. Например, их могут отлучить от церкви, а в некоторых народах даже лишить жизни.

Происхождение слова «ересь» — греческое. Изначально оно означало «выбор» или «выбранная вещь», затем — «партию или школу по выбору человека». Слово «ересь» обычно используется в христианском, еврейском или исламском контексте. В зависимости от религиозного течения данный термин может подразумевать разные значения. В любом случае основатель или лидер еретического движения называется ересиархом, а люди, которые поддерживают ересь или совершают ересь, известны как еретики.

Этимология

В греческом языке термин первоначально использовался в значении «выбор, направление, течение». В иудео-эллинистической культуре, на фоне которой зародилось и развивалось христианство, этим термином обозначали «философские или религиозные школы». К примеру, так называли иудейские религиозно-политические партии — фарисеев и саддукеев (см. Деян. 5:17; 15:5; 26:5). Соответственно, это понятие изначально носило описательный, вполне нейтральный характер. Именно в этом смысле иудеи называли первых христиан «назорейской ересью» (Деян.24:5).

Негативный смысл слово «ересь» впервые приобретает в новозаветных посланиях. Логика этого превращения такова, что, поскольку истину и жизнь человек может обрести только во Христе (Ин.14:6), любая альтернатива автоматически обрекает человека на погибель. Соответственно, апостол Пётр говорит о «пагубных ересях» (2Пет.2:1), а апостол Павел помещает «ереси» в один ряд с грехами волшебства и идолослужения (Гал.5:20). Следуя примеру апостолов, ранняя христианская церковь использовала термин «ересь» для обозначения учения, расходящегося с христианской ортодоксией, или группы людей, отколовшихся от Церкви вследствие приверженности такому учению.

В разговорной речи «ересью» иногда называется любое сознательное отрицание или искажение того учения, которое говорящий считает истинным.

Зачем нужна догматика?

— Что такое ересь — «свобода» богословского, философского творчества или просто ошибка?

Подлинная свобода — это свобода от греха и пребывание в Святом Духе, Духе Истины, Который сохраняет человека от заблуждений. Если ересь — проявление свободы творчества, то тогда богословие отцов Церкви проявление чего? Впрочем, свобода может стать основанием самых разных поступков, как добрых, так и злых.

Ересь — это не просто ошибка или заблуждение, в которое впадает человек из-за незнания или неверного вывода. Ересь — это сознательное и упрямое искажение Священного Предания, подрыв фундаментальных истин православной веры, такое пагубное их искажение, которое препятствует спасению.

— Как могут быть связаны догматические формулировки со спасением, ведь по сути это всего лишь формы мысли? Как и почему форма мысли влияет на спасение?

— Не надо забывать, что речь идет о Боге. Догматические формулировки — это не просто формы мысли, а некий словесный образ, направляющий нас к Первообразу и предостерегающий от искажения истины. Вспоминается евангельское выражение «ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12: 37), которое часто понимается как предостережение от суесловия, от невоздержанности языка. Но если вспомнить контекст этих слов Спасителя, то увидим, что сказаны они как продолжение предостережения от «хулы на Духа Святого» и, таким образом, относятся не к простым бытовым ситуациям, когда действительно можно наговорить лишнего, а именно к богословию! Догматические формулировки предостерегают и направляют нас — наш ум, нашу волю, наши чувства — к Богу, служат нам ориентиром на этом пути. Так получается, что — да, от слов о Боге, с которыми согласно и сердце, зависит наше осуждение или спасение.

Конечно, догматическое богословие — это в том числе и форма мысли, то, что принадлежит к интеллектуальной культуре, но главная его цель — вести человека к спасению. Неправильная вера ведет к неправильному духовному опыту и, как следствие, заблуждению и прелести. Догматика — это не отвлеченное мудрствование, не теоретические абстракции, это путь к спасению. Умственное богословское заблуждение всегда отражается на практике, именно поэтому ересь опасна! Бывали случаи в истории Церкви, когда богословские споры разгорались прямо вокруг какого-то практического вопроса: так, если мы вспомним историю византийских Паламистских споров XIV века, то эти вроде бы исключительно теоретические дискуссии вокруг природы «божественного света» разгорелись в первую очередь вокруг афонской практики «умной молитвы» и в итоге позволили богословам обосновать и защитить афонскую монашескую традицию исихазма и созерцания нетварного божественного света.

Если человек идет в неверном направлении, через некоторое время он неминуемо окажется в тупике. Это объективная реальность, человек в принципе может и не пропагандировать какую-то ересь, но быть еретиком, его заблуждения все равно рано или поздно дадут свой плод, обнаружат себя печальными последствиями.

— Ересь — это в первую очередь «умственное» заблуждение? Семинарист с двойкой по догматическому богословию — еретик?

Army and military photos

— Ну, такой человек уже, как правило, не семинарист… (Смеется.) Здесь вопрос не в том, может ли человек выразить свою веру, а в том, осознанно ли он отвергает церковное учение, противопоставляет ли он свое понимание церковному? Большинство еретиков были очень умными людьми и строгими аскетами, но отрицали церковное учение. Причем отрицали на очень высоком интеллектуальном уровне: Аполинарий, Несторий… Именно поэтому мы объясняем своим студентам, что не столько теоретические познания в области богословия, сколько опыт церковной жизни, опыт жизни в Духе Святом предохраняет от ошибок.

Отношение святых отцов к ереси

Святые отцы относят еретиков к людям, нарочно отчуждающимся от религии и самой веры. От истинных христиан их отличает мировоззрение, несогласованное с ортодоксальным мнением Церкви. В собственной глубине ересь — это скрытое отвержение учения Христа, откровенное богохульство.

На заметку! Родоначальником ереси древние христианские писатели считают библейского персонажа Симона Волхва. Первое упоминание об этом человеке можно найти в «Деяниях Апостолов». В книге указывается, что Симон считал себя грандиозным существом, творящим чудеса, и «Истинным Мессией».

Когда Петр и Иоанн прибыли в Иерусалим, Волхв, увидев их божественную власть низведения на человека Святого Духа, решил купить этот дар. Апостолы отвергли Симон и обличили его, поэтому продажа и покупка священных таинств стала называться «симонией». С древнегреческого это слово переводится как «выбор» или «направление». Под ересью понимали религиозное течение или философскую школу. Например, в Библии таковыми назывались фарисеи и саддукеи.


Современные представители ереси проповедуют взгляды, которые противоречат тому, что содержится в Библии

Апостол Петр в своих посланиях предсказывал появление противоположного христианскому учению движения. Он говорил, что лжепророки были раньше, а в будущем придут лжеучители, несущие разлагающие и богохульные знания. Петр предрекал еретикам, как отошедшим от Истины и Бога, скорую гибель и ставил их в один ряд с идолопоклонниками и колдунами.

  • Определенный смысловой оттенок понятие приобретает в посланиях новозаветных апостолов. Здесь ересь считается полным противопоставление истинному (ортодоксальному) вероучению и постепенно превращается в жестокое отрицание Откровения, преподаваемое Богом. В Новом Завете понятие уже больше, чем просто направление мысли, оно нарочито стремиться исказить фундаментальные основы христианского учения.
  • С точки зрения науки аскетики — раздела богословия, изучающего возрождение в ходе подвижничества, — ересь является крайним заблуждением, которое не снижается от доказательств ортодоксального учения и становится устойчивым. В термине соединяются многочисленные порочные состояния ума (гордыня, своенравие, обольщение).
  • Святой Василий Великий точно определял суть всех еретических учений. Он считал, что подобные направления отчуждаются от православия, искажают догматы, изложенные в Священных Писаниях. Преподобный говорил о большом различии в самом способе верования во Всевышнего Творца.
  • Епископ Никодим отмечает: чтобы получить клеймо еретика, достаточно усомниться хотя бы в одном догмате христианской Церкви, не затронув при этом оснований православной традиции.
  • Святитель И. Брянчанинов считает, что еретическое учение тайно отвергает само христианство. Оно возникло уже после того, как идолопоклонство совершенно потеряло силу над умами людей. С тех пор дьявол приложил все усилия, чтобы люди не смогли полностью отдаться спасительному знанию. Он выдумал ересь, посредством которой позволил своим последователям иметь наружность христиан, но в душе богохульствовать.

На заметку! Ереси разделяют на триадологические и христологические. К первым относят монархианство и арианство, учения, подвергшиеся осуждению на первых Вселенских соборах. Сюда же относят саввеллиан, фотиниан, духоборцев, аномеев и т.д. В разряд христологических ересей ставят: несторианство, монофелиство и иконоборчество. Во времена Реформации приходит европейский рационализм, а после вариации манихейства и несторианства.

Как католическая церковь боролась с еретиками?

Вот распространенные на тот момент духовные сообщества, противостоящие католической догме:

  • альбигойцы (утверждали, что Иисус не был материален, но это не значило, что он имел божественную ипостась; таковая была лишь у Святого Духа; последователи гностицизма существовали с первых дней христианства, имеются они сегодня, причем повсюду в мире);

  • несториане (назло Кредо Несторий был убежден, что Дева Мария не была матерью Бога, она родила Христа-человека, который, тем не менее, мог иногда иметь и природу Бога);

  • монофизиты (главные оппоненты несторианцев; утверждали, что Бог имеет только одну сущность: собственно, «божественную», духовную; но для Кредо это тоже «отклонение»);

  • катары (это более упоминаемое в источниках сообщество обсуждаемого здесь времени).

Оппонентов католической ортодоксии пытали в надежде, что те признают свою неправоту. Упрямых казнили мучительными способами: медленно топили, расчленяли, вывешивали в клетке на мороз или в жару. А с позднего Средневековья – прилюдно сжигали на кострах.

«Катаризм» как одна из самых известных еретических сект

«Катарос» с языка эллинов – «чистый». В Западной Европе 12-13 вв. жители Южной Франции уверяли, что ни разу не осквернили себя учениями, противоречащими «истинной» вере Иисуса. Сами себя они именовали «добрые люди». Увы, их идеология тоже не вписалась в парадигму восприятия римско-католических церковников. Она базировалась на более ранних представлениях о нематериальном существовании Христа и о свободном выборе каждым человеком «добрых мыслей». То есть противоречила всему материальному в христианстве, а, значит, и каким-либо овеществленным ритуалам (на которых и базировалась любая церковь!). Против катаров (в области, называвшиеся общим именем Прованс) выдвинулись крестоносцы.

Еретик — кто это в древнем мире и в настоящее время?

Чаще всего слово «еретик

» связывают с периодом расцвета европейской инквизиции. Однако появились первые еретики еще во 2 веке нашей эры — в средневековье гонения на них просто достигли наивысшей точки.

Согласно определению, еретик — это вероотступник, который не согласен с общепринятыми религиозными догмами и предлагает собственный подход. Любопытно, что в буквальном переводе с греческого языка слово «еретик» обозначает «выбор».

С древних времен и до недавних пор еретики подвергались официальному осуждению. В Средние века за еретические утверждения можно было легко оказаться в застенках инквизиции или даже на костре — католическая церковь жестоко расправлялась со всеми несогласными.
Еретиками считались не только те, кто проповедовал религиозное учение, отличающееся от позиции официальной церкви

Среди средневековых еретиков оказалось много передовых ученых — в том числе Галилей, которого вынудили публично отречься от своих научных взглядов, и Джордано Бруно, отправившийся на костер.
Не все еретики в Средние века представляли настоящую опасность для церкви — в числе осужденных часто оказывались люди, неосторожно высказавшие несогласие с позицией церкви в близком кругу, или жертвы наговоров. Так, в разряд еретиков попало множество так называемых «ведьм» и «колдунов» — хотя на самом деле это были обычные люди, оклеветанные недоброжелателями.

Несмотря на то, что времена инквизиции давно прошли, слово «еретик» применяется и сейчас. Но теперь его используют в более широком значении — еретиками называют людей, несогласных с теми или иными общепринятыми догмами, даже если эти догмы не имеют отношения к религии. Также еретиком считается человек, агрессивно противостоящий церкви — даже если при этом он не проповедует собственного вероучения. И наконец, еретик — это последователь так называемых ересей, или официально непризнанных направлений религии, пусть и мирно сосуществующих бок о бок с христианской церковью.

Случайная статья

Жители города Альби

Пожалуй, историческая об альбигойцах долго еще будет наводить ужас, и вызывать открытую неприязнь. В одном из богатейших районов Южной Франции с центром в городе Альби собралось особенно много еретиков. Туда-то и были направлены карательные отряды католической церкви. Люди, проживающие в городе, считали, что церковь, как и священнослужители, является посланником и прислужником далеко не Господа Бога, а Дьявола.

После карательной «операции» церкви и «прощения грехов» было разрушено несметное количество французских городов, в том числе и Альби. И не просто разрушено, а полностью уничтожено. Солдаты и наемные каратели грабили дома, убивали еретиков и их семьи, включая маленьких детей и стариков, сжигали целые кварталы.

По данным хроники, в одном из городов южной Франции было уничтожено более двадцати тысяч человек. Перед походом солдаты спрашивали папу: «Как отличить «доброго католика» от еретика?». Сегодня ответ бы шокировал многих: «Убивайте всех, кто будет на пути. Бог потом на Небе сам разберется, кто был свой, а кто чужой».

Нерелигиозное использование

В других контекстах этот термин не обязательно имеет уничижительный оттенок и может даже дополнять идеи, которые в тех областях, где приветствуются инновации, принципиально расходятся со статус-кво в любой практике и отрасли знания.

Ученый / писатель Исаак Азимов рассматривал ересь как абстракцию, упоминая религиозные, политические, социально-экономические и научные ереси. Он разделил научных еретиков на , принадлежащих к научному сообществу ; и извне. Обоим были приписаны характеристики и предложены обоих типов. Азимов пришел к выводу, что научная ортодоксия хорошо защищает себя от эндогеретиков (путем контроля научного образования, грантов и публикаций в качестве примеров), но почти бессильна против экзогеретиков. Он на примерах подтвердил, что ересь неоднократно становилась ортодоксией.

Публикуя свои открытия под названием «Ереси динозавров» , палеонтолог- ревизионист Роберт Т. Баккер , который сам был научным эндогеретиком, рассматривал распространенное мнение о динозаврах как догму :

Он добавляет, что «большинство систематиков, однако, рассматривают такую ​​новую терминологию как опасно дестабилизирующую для традиционной и хорошо известной схемы». На иллюстрациях автора изображены динозавры в очень активных позах, в отличие от традиционного восприятия летаргии.

Иммануил Великовский — пример недавнего научного экзогеретика; он не имел соответствующей и не публиковался в научных журналах . Хотя детали его работы имеют дурную научную репутацию, концепция катастрофических изменений ( событие вымирания и прерывистое равновесие ) получила признание в последние десятилетия.

Термин ересь используется не только в отношении религии, но и в контексте политической теории. Термин ересь также используется как идеологическая ячейка для современных писателей, потому что, по определению, ересь зависит от контрастов с устоявшейся ортодоксией . Например, насмешливое современное употребление ереси, такое как классификация « ереси Уолл-стрит », « ереси демократов » или « ереси республиканцев », — это метафоры, которые неизменно сохраняют подтекст , связывающий ортодоксальные взгляды в геологии или биологии. или любую другую область религии. Эти расширенные метафорические смыслы намекают как на различие между взглядами человека и общепринятым течением, так и на смелость такого человека в продвижении этих взглядов.

Свобода богословских мнений

— Если мы будем изучать историю церковной письменности, то быстро заметим, что святые отцы и сами далеко не всегда единогласны, более ранние иногда противоречат поздним…

— Поздние догматические формулировки выражают не какие-то «новые» учения, а то же самое церковное учение, которое изначально было в Церкви. В православном понимании содержание церковного учения неизменно, и со временем может меняться   только его словесная форма. Мы убеждены, что святые отцы, жившие до появления более поздних догматических формулировок, веровали так же, как и мы. Не смотря на то, что многие доникейские Отцы в изъяснении учения о Святой Троице использовали терминологию не Символа веры (принятого в 325 году), мы уверены, что понимали они свои формулировки в рамках Предания Церкви.

Интересно, что Церковь только те вероучительные истинны определяет как догмат, которые непосредственно важны для спасения человека. Православные догматы — это всегда некий коридор, где богослов может думать так или по-другому, главное — не выходить за обозначенные рамки. Самым ярким примером чего является орос Халкидонсокго Собора с его определением о соединении естеств во Христе: неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно.

Более того, есть значительное количество очень по сути значимых для нас вероучительных истин, которые вообще не имеют строгих догматических формулировок. Например, о телесности или бестелесности ангелов. И это нормально. Поэтому мы различаем в Церкви догматы и богословские мнения.

— А чем отличается частное «богословское мнение» от ереси? Где грань допустимого разномыслия? Какие критерии?

— Частные богословские мнения могут быть несогласны друг с другом, но при этом они не должны ни прямо, ни косвенно идти в противоречие догмату. Если это происходит, тогда «частное богословское мнение» становится ересью

Кроме того, как уже говорилось, ересь подрывает фундаментальные истины, а теологумены и частные богословские мнения касаются вероучительных вопросов частного характера, не имеющих столь важного значения для спасения, как те истины, что мы исповедуем в Символе веры. (Например, вопрос от трехчастности (дух—душа—тело) и двухчастности (тело—душа) человеческой природы

— Прим. ред.) И конечно, следует четко понимать, что в ереси есть два важных аспекта: собственно ошибочный взгляд по какому-то вероучительному вопросу и отношение еретика к собственному лжеучению. Принявший ересь за истину — не просто с кем-то в чем-то не согласен, он противопоставляет себя и свою веру вере Церкви. Отсюда известная закономерность: ересь — это всегда нарушение единства. Еретик — это человек не просто заблуждающийся, но и тот, кто ради собственного заблуждения отпадает от церковного единства, выходит из единства веры, любви и, в конце концов, единства евхаристического общения.

По каким-то вопросам разномыслие, безусловно, возможно; и в связи с этим вспоминается известное выражение Блаженного Августина, который заповедовал сохранять «в главном единомыслие, во второстепенном разнообразие, во всем любовь». Тот критерий, который определяет, где заканчивается разномыслие, а где начинается ересь, четко виден из этих слов святого отца: разномыслие не должно служить раздору и нарушению любви.

Кто помнит слова святого апостола Павла «Имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; ничего не делайте по любопрению или по тщеславию» (Фил. 2: 3), тот имеет четкий критерий для различения допустимого в Церкви разномыслия от собственно ереси.

— Откуда тогда происходит сам факт разномыслия святых отцов, если Бог один?

— Давайте спросим: что первичнее, опыт или его последующее выражение? Очевидно, опыт. И только потом его выражение. При этом не следует забывать, что даже вполне простой опыт иногда сложно облечь в словесную форму. Приходится искать слова, понятия, корректировать и уточнять их. Одно и то же можно выражать разными словами: более или менее удачными, содержательными, красивыми, в конце концов. Чтобы выразить свой опыт, иногда должно пройти время. Думаю, каждый испытывал подобное. Так и в случае с Церковью: она имела опыт Богообщения — Господь открылся ей. И никто не сомневался, что этот опыт есть, а вот на его выражение, поиск словесных формулировок уходило время. Да, термины «Троица», «Богочеловек», «Богородица» появились не сразу, но это не значит, что у Церкви не было веры в это, что был какой-то другой опыт.

Кто подвергся гонениям

На сегодняшний момент крайне сложно сказать, скольких людей казнили за ересь и кем они были. Можно быть уверенным в том, что это были миллионы человек, среди которых большая часть – невиновные. Также отметим, что примеры еретиков чаще всего встречаются в рамках католицизма.

Главным образом, упомянуть стоит Джордано Бруно. Был он мистиком и поэтом, который однажды познакомился с трудами Николая Коперника.

Узнав из записей почившего уже астронома о том, что Земля – вовсе не центр вселенной, а лишь одна из тысяч ей подобных планет, он начал трубить об этом на весь мир, что крайне возмутило церковь. За подобные «проповеди» его сожгли на костре.

Следующим оказался Галилео Галилей. Он, опять-таки отталкиваясь от наработок Коперника, сделал новое открытие – Земля крутится. За это он провел в заточении более 8-ми лет и в неволе умер.

Мартин Лютер – имя, которое стало основой для рождения нового религиозного течения в рамках христианства – лютеранство. Именно эта ветвь протестантства ныне господствует в Германии, а также имеет свои «филиалы» в иных странах мира. Лютера католики преследовали всю жизнь, но казнить его так и не удалось.

История

Итак, лексическое значение слова «еретик» можно определить так: это сторонник веры или теории, которая сильно противоречит установленным убеждениям или обычаям, в частности церкви или религиозной организации.

Термин «ересь» сформировался для обозначения дивизий, расколов и фракций, которые придерживались разного мнения в ранней церкви. По мере роста и развития христианства церковь установила основные учения веры. Эти основы можно найти в «Апостольском кредо» и «Никейском кредо». Однако на протяжении веков богословы и религиозные деятели предлагали отличные от устоявшихся доктрины, противоречащие установленным христианским убеждениям.

Чтобы сохранить крепкое положение последних, церковь выделяла людей, которые проповедовали то, что некоторые идеи представляют собой угрозу для христианства. Незадолго до этого так называемые еретики были заклеймены не только как враги церкви, но и как враги государства. Преследование стало широко распространенным, поскольку Папой была разрешена инквизиция. Эти расследования часто приводили к пыткам и казни невинных жертв. Тысячи людей были заключены в тюрьму и сожжены на костре.

Частное мнение богословов — это не ересь

Существует такое понятие — теологумен. Это мнение, высказанное кем-то из богословов. Перепутать его с ересью легко, поскольку частное мнение:

  1. Не подтверждается Священным Писанием или Преданием.
  2. Не является обязательным для христиан.

Но частное мнение имеет пару отличительных признаков:

  1. Не противоречит Священному Писанию и Преданию.
  2. Не преподносится как истина.

Суть этого явления в следующем. Есть некий автор, уважаемый богослов. Он рассуждает о важных вопросах вероучения и доходит до момента, на счёт которого не существует христианских догматов. Например, он приходит к заключению, что должен быть десятый ангельский чин и к нему относится архангел Михаил.

Богослов должен признать, дыбы не стать еретиком, что может ошибаться

Священное Писание и предание ничего не говорят на сей счёт, так что подтвердить или опровергнуть мнение богослова нельзя. Это отличает его от ереси, так как ересь вступает в прямое противоречие с догматами, нарушает их.

Но чтобы богословское мнение стало таковым, нужно,

  1. чтобы автор этого высказывания сам признал, что его версия — частная и не может быть общепринятой.
  2. чтобы высказывание укладывалось в сведения из Священного Писания и Священного Предания.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

ислам

Mehdiana Сахиб : убийство Бхай Дейала , в сикхов , по моголов в Чандни Чоук, Индия в 1675 году

Начиная со средневековья, мусульмане стали называть еретиков и противников ислама зиндиками , за что за это обвинение каралось смертной казнью.

Османский султан Селим Мрачный считал шиитов кызылбашей еретиками. Мусульмане-сунниты часто считали шиитов еретиками .

Для Моголов императора Аурангзеб , сикхи были еретиками.

В некоторых современных странах и регионах ересь остается преступлением, караемым смертью. Одним из примеров является фетва 1989 года, изданная правительством Ирана , предлагающая значительную награду за каждого, кто преуспеет в убийстве писателя Салмана Рушди , чьи труды были объявлены еретическими. Более того, вера бахаи считается в Иране исламской ересью с систематическим преследованием бахаи .

Как боролись с еретиками

Духовенство предпочитало расправляться с инакомыслящими руками мирских правителей. Те чаще всего не возражали, поскольку сами боялись В 1215 году Иннокентием III был создан специальный орган церковного суда — инквизиция. Работникам (преимущественно из ордена доминиканцев — «Псов Господних») следовало отыскивать еретиков, составлять обвинения против них, допрашивать и карать.

Процесс над еретиком обычно сопровождался пытками (палаческое искусство в этот период получило стимул к развитию, и сформировался впечатляющий арсенал пыточных орудий). Но вне зависимости от того, чем завершалось дознание, вынесение приговора и его исполнение должно было осуществлять светское лицо. Какой приговор выносили чаще всего? Сожжение еретика при большом скоплении народа. Почему именно сожжение? Потому что казнь должна была быть такой, чтобы Церковь нельзя было уличить в кровопролитии. Кроме того, пламя наделялось очистительными свойствами.

Подведем итоги

Становление христианства было одним из самых жестоких этапов в истории человечества. Гонениям подверглись как ученые, которые веками трудились в античном мире, так и европейские племена, которые проживали в «своей атмосфере», поклоняясь своим богам и тотемам.

Времена насильственной пропаганды веры в Христа сменились мрачным средневековьем. И даже в это время ересь по-прежнему оставалась главным врагом церкви и истреблялась самым нечеловечным образом.

В христианстве, еретиками называют людей, чьи взгляды, мнения или высказывания как-либо отличаются от общепринятой позиции, в данном контексте церкви. Каждый, кто был хоть в чем то, не согласен с мнением священнослужителей средневековья, имея свои взгляды на мир и происходящее, получал «клеймо» еретика

И не важно, обычными они были людьми, вельможами, учеными, гениями, ясновидцами или целителями

Церковники под прикрытием своей богоизбранности и слепой веры прихожан в то, что только их мнение и трактовка святого письма абсолютно правильны и верны, уничтожали неимоверное количество людей. Получить ярлык еретика в средневековые времена, чаще всего означало верную смерть, на кострах или виселицах инквизиции. Стоит лишь вспомнить, сколько гениальных ученных и изобретателей погибло в те жуткие времена охоты на ведьм и инакомыслящих.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector