Хула на святого духа
Содержание:
- Святитель Иоанн Златоуст (344-407)
- История праздника
- Сила Господня
- Свт. Григорий Богослов
- …Убить и Лазаря
- Дух Святой — это тот, кто может помочь
- Специфические особенности в тексте и их контекст
- Преподобный Исидор Пелусиот (… ок. 436)
- Непростительный грех
- Не откладывай больше покаяние…
- Святитель Василий Великий (330-379)
- Прп. Симеон Новый Богослов
- Как освободиться от страха, что ты хулил на Духа Святого?
- Практические соображения
- Концепция Святого Духа
- Что есть истина?
Святитель Иоанн Златоуст (344-407)
Великий отец и учитель Церкви, архиепископ
Константинопольский, святитель Иоанн Златоуст оставил после
себя большое количество бесед и произведений экзегетического
характера на многие книги Священного Писания. Он прославился
своей борьбой за высокую нравственность всех христиан, и, в
первую очередь, духовенства. Главным орудием этой борьбы
были его проповеди, тоже дошедшие до нас. Святитель сократил
чин литургии Василия Великого, и эта сокращенная литургия
известна нам под именем литургии Иоанна Златоустого.
О богохульстве святитель писал: «Подобно тому, как тот, кто
считает солнце темным, не унижает этого светила, но
представляет ясное доказательство своей слепоты, и как тот,
кто называет мед горьким, – не уменьшает его сладости, но
обнаруживает болезнь свою, так точно и осуждающие дела
Божии… Богохульство не унижает величия Божия… Кто
богохульствует, тот наносит раны самому себе… Все мучения,
как настоящие, так и будущие, недостаточны для души (хулящей
Духа)» . «Подлинно нет худшего греха, чем хула на Духа,
нет даже равного ему. В нем умножение зол, в нем то, чем все
приводится в расстройство и влечет безжалостное наказание и
невыносимое мщение».
Самое же подробное и глубокое толкование евангельского
учения о хуле было дано Иоанном Златоустым в Беседе 41 из
«Толкования на святого Матфея Евангелиста», в которой он
особо подчеркивал знание фарисеев и законников о Духе Божием
и Его действиях: «Итак, сначала внимательно выслушаем эти
слова: всяк грех и хула, говорит Он, отпустится человеком: а
яже на Духа хула не отпустится человеком: и иже аще речет
слово на Сына Человеческаго, отпустится ему; а иже речет на
Духа Святаго, не отпустится ему ни в сей век, ни в будущий
(ст. 31, 32). Что же значат эти слова? Вы много о Мне
говорили, что Я обманщик, что Я противник Божий. Я вам это
прощу и не потребую вашего наказания, если вы раскаетесь; но
хула на Духа не отпустится и кающимся. Как же это? Ведь и
эта вина была отпущена раскаявшимся. Многие из тех, которые
изрыгали хулы на Духа, впоследствии уверовали, и все было
отпущено. Что же значат эти слова? То, что грех против Духа
Святаго преимущественно непростителен. Почему же? Потому,
что Христа не знали, кто Он был; а о Духе получили уже
достаточное познание. Так, что ни говорили пророки, говорили
по внушению Духа, и в Ветхом Завете все имели о Нем очень
ясное понятие. Итак, слова Христа имеют такое значение:
пусть вы соблазняетесь Мною по плоти, в которую Я облекся;
но можете ли вы сказать и о Духе, что Его не знаем?
Потому-то хула ваша и будет непростительна, и здесь и там
понесете за нее наказание. Многие хотя здесь только были
наказаны, как, например, блудник, недостойно приобщившийся
Тайнам у коринфян, но вы – и здесь, и там. Итак, Я вам
отпускаю все то, чем вы Меня злословили прежде креста, даже
и то, что вы хотите распять Меня на кресте, и самое неверие
ваше не будет поставлено вам в вину. Веровавшие прежде
креста не имели полной веры, – потому Он везде запрещает
объявлять о Себе кому-либо прежде страдания, и на самом
кресте молился, чтобы отпущен был иудеям грех их. Но что вы
говорили о Духе, то не будет прощено вам. А что Христос
указывает на хулу, которую говорили против Него иудеи прежде
креста, то это видно из следующего: иже речет слово на Сына
Человеческаго, отпустится ему; а иже речет на Духа Святаго,
не отпустится. Почему? Потому, что Дух Святый вам известен,
а вы не стыдитесь отвергать очевидную истину. Если уже вы
говорите, что Меня не знаете, то несомненно знаете, что
изгонять бесов и совершать исцеления есть дело Духа Святаго.
Итак, не Меня только поносите, но и Духа Святаго. Потому и
наказание ваше, как здесь, так и там, неизбежно. Одни
наказываются и здесь, и там; другие только здесь; иные
только там; а иные ни здесь, ни там. И здесь и там, – как,
например, эти самые хулители Духа Святаго. Они и здесь
понесли наказание, когда подвержены были ужасным бедствиям,
по взятии их города, и там понесут жесточайшее, как жители
Содома, и многие другие. Там только, – как, например,
палимый пламенем богач, не имевший даже одной капли воды.
Здесь, – как, например, блудник коринфский
Ни здесь, ни
там, – как апостолы, как пророки, как блаженный Иов: а их
страдания были не следствием наказания, а подвигами и
борьбою» .
Обратим внимание на мысль святителя Иоанна Златоуста о том,
что отвержение очевидной истины есть грех хулы на Духа
Святаго, а также на дифференциацию наказаний, которые
понесут виновные в этом грехе
История праздника
После того, как человечество на заре своей истории потеряло Божье благословение, появление Христа приобретает глубокий смысл. Истоки Нового Завета связаны с двумя событиями в Евангелиях: Благовещения Марии и откровения святого Иосифа.
Библейская история праздника Благовещение содержится в первой главе Евангелия от Луки (1:26-39). В город Назарет к галилейской Деве Марии, Богом был послан Ангел Гавриил. Он явился с благой вестью, что Святой Дух снизойдет на нее и родившийся малыш будет святым дитем Божиим. В вере и послушании, Богородица согласилась, она ответила Гавриилу: «се Раба Господня, пусть будет Мне по слову твоему». Именно с этим ответом Гавриилу, Святой Дух снизошел на Марию и в этот момент случилось священное непорочное зачатие. Своей покорностью Дева выразила искреннюю веру, без ее согласия, план остался бы неосуществимым. Таким образом, в день Благовещения восстановлено достоинство женского рода, что с начала времен было потеряно непослушанием Евы.
Через некоторое время, Гавриил появился снова. На этот раз он явился к мужу Марии Иосифу, который по понятным причинам волновался, ведь Мария его невеста, таинственным образом забеременела. Еврейский закон требовал, чтобы он отпустил ее, но он решил сделать это тихо, дабы избавиться гласности. Ангел сказал ему чтобы тот не боялся и не беспокоился, он объяснил Иосифу, что будущее дитя спасет народ от греха. Встреча Гавриила с Иосифом прочитывается в Евангелие от Матфея (1:20-21).
Девственное зачатие Марии было предсказано в Ветхом Завете за много лет до Рождества Христова. Здесь о чуде говорится, что от непорочной девы, в человеческом образе родится Бог. Что этот человек силен будет творить чудеса и что погибнет он за грехи людские, но воскреснет.
Сила Господня
Каждый может ощутить Господа, нет никаких сомнений в Его присутствии. Сами враги христианства утверждали, что Он жил и что совершал чудеса. Он есть не просто идея, не просто надежда, Он есть Личность. Человеческая природа Иисуса лично соединяется с Божеством. Это был и есть человек, но без греха. Каждый может иметь с ним теплые отношения. Он Спаситель и протягивает руку помощи Своим детям.
Например, в истории Христа идущего по воде (из Евангелия от Матфея) рассказывается именно о спасении по первому зову. Петр вышел из лодки и пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу. Но испугавшись неистового ветра, потерял самообладание и начал тонуть. Испугавшись он закричал: Господи спаси меня. Иисус тотчас подал ему руку помощи и сказал: «маловерный! зачем ты усомнился?». Это то что делает человек – страх и сомнения. И это то, что делает Он – протягивает руку и спасает от смерти. Он человек, который родился, жил, страдал и воскрес из мертвых.
Теперь известно, какого числа Благовещение 2020 и почему с давних времен дата 7 апреля объявлена светлым праздником.
Резюме. Благовещение в 2020 году отмечается 7 апреля. Праздник отмечают тихо и скромно. Ходят в церковь на службу. В этот день разрешается есть рыбу, несмотря на пост. Вербное воскресенье в 2019 году.
Благовещение является одним из 12 самых важных церковных праздников. Празднуется это светлое событие ровно за 9 месяцев до , а именно, 7 апреля. Благовещение – это непереходящий праздник, а потому дата его празднования каждый год одинакова. Католики отмечают благовещение по григорианскому календарю 25 марта.
В этот день допускается небольшое послабление для тех, кто придерживается Великого поста – на Благовещение можно принимать в пищу рыбу и красное вино. Вместе с тем, в данный праздник воспрещается работать, особенно на земле. Считается, что именно в этот день окончательно отступает зима и вся природа начинает пробуждаться.
Свт. Григорий Богослов
но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению
Дух благой (ср. Пс. 142:10), правый (ср. Пс. 50:12), владычествующий (ср. Пс. 50:14) — по природе, а не по усвоению. Освящающий, но не освящаемый, измеряющий, но не измеряемый. Тот, к Кому все причастны, сам же не причастный, наполняющий, но не наполняемый, содержащий, но не содержимый. Наследуемый (ср. Еф. 1:13-14), прославляемый (ср. 1Пет. 4:14), сопричисляемый (ср. Мф. 28:19), грозный (ср. Деян. 5:1). Перст Бога (ср. Лк. 11:20), огонь (ср. Мф. 3:11, Деян. 2:3), как Бог — думаю, чтобы показать единосущие. Дух сотворивший (ср. Иов. 33:4), воссозидающий в крещении (ср. Тит. 3:5) и воскресении (ср. Рим. 8:11). Дух всеведущий (ср. Рим. 8:26, 1Кор. 2:11, Еф. 3:4-5), наставляющий (ср. Неем. 9:20, Ис. 11:2, Ин. 14:26), веющий, где и сколько хочет (ср. Ин. 3:8), руководящий (ср. Пс. 142:10, Ин. 16:13), беседующий (ср. 2Цар. 23:2, Иез. 11:5, Мф. 10:20, Мк. 13:11, Ин.16:13, 1Тим. 4:1), посылающий (ср. Ис. 61:1, Деян. 13:4, отделяющий (ср. Деян. 13:2, 1Кор. 12:11), побуждающий (ср. 2Пет. 1:21), испытующий. Открывающий (ср. 1Кор. 2:10, Еф. 3:5), просвещающий (ср. Иоил. 2:28, Евр. 6:4), жизнетворный, или еще лучше — Сам свет и жизнь (ср. Иов. 27:3, 33:4, Пс. 103:30, Дан. 5:14, Еф. 2:1-10). Храмоздательный (ср. 1Кор. 3:16), обоживающий (ср. 1Кор. 6:11, 1Сол. 5:23, 2Сол. 2:13, 1Пет. 1:2), усовершающий (ср. Ис. 11:2), так что и в крещении приемлется, и по крещении ищется (ср. Мр. 1:8, ). Творящий то же, что Бог.
О Святом Духе (Слово 31 ).
…Убить и Лазаря
Слова о хуле на Духа Господь произнес после того, как фарисеи обвинили его в колдовстве: Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть. И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, сын Давидов? Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского (Мф 12:22—24). Логика тогдашних хулителей понятна: фарисеи не желали признать, что в бродячем проповеднике действует сила Божия. Но сверхъестественное происхождение этой силы отрицать они не могли, поскольку Христос творил чудеса на глазах у народа и никто не мог обвинить Его в обмане. Поэтому фарисеи решили объяснить эти чудеса действием бесовским. Что и было названо Христом — хулой на Духа.
С тех пор прошло две тысячи лет, христианство стало верой сотен миллионов людей и в значительной степени определило пути развития мировой истории. В наши дни уже вряд ли кому-либо придет в голову обвинить Христа в договоре с бесовским князем. Но это вовсе не означает, что для современного человека предупреждение Христа о хуле на Духа перестало быть актуальным. Сегодня, как и во все времена, человек может впасть в этот тяжкий грех и погубить себя навсегда, оставшись в нем нераскаянным.
Дело в том, что, обвиняя Христа в использовании бесовской силы для совершения чудес, фарисеи, мягко говоря, кривили душой. Они прекрасно знали, что ни один даже самый могущественный маг никогда не отверзал очей слепорожденному, не исцелял прокаженных и уж тем более — не воскрешал мертвых. Такие чудеса могли совершаться лишь Божьей силой, и это было очевидно даже для самых непримиримых противников Иисуса. И вот, наконец, Он совершает самое удивительное, небывалое и немыслимое чудо — на глазах у множества свидетелей воскрешает умершего Лазаря, уже пролежавшего в могиле четыре дня! Вся Иудея была переполнена восхищенными слухами об этом событии. Ведь только Бог способен воскресить смердящий четверодневный труп. Жители Иерусалима встречают Христа пальмовыми ветвями и возгласами «Осанна», что в буквальном переводе означает «Спаси же!» Ни у кого нет сомнения, что Иисус — тот самый обетованный Мессия, о котором говорили пророки, и самое убедительное доказательство тому — воскресший Лазарь, сопровождающий Христа. Но что же делают первосвященники, на глазах у которых все это происходит? Они принимают решение убить Христа, а вместе с Ним — и Лазаря….
Иоанн Златоуст называл хулу на Духа бесстыдным отвержением очевидной истины, и решение первосвященников как нельзя более точно подпадает под это определение. Но, к сожалению, именно такая форма хулы на Святого Духа сегодня вполне доступна и каждому из нас.
Воскрешение Лазаря. Рембрандт. Ок. 1630
Дух Святой — это тот, кто может помочь
В плане духовного состояния в церкви есть три вида христиан:
- Горят, пламееют Духом Святым: славят Господа, жизнью, трудом своим ради Него.
- Горят, но не так, как вначале: видна усталость, некая холодность, но человек, ещё «живёт» и трудится.
- Едва горят, почти тлеют: если есть духовная жизнь, то едва-едва…
Но для всех нас, детей Божьих, есть спасительная благодать — дар Духа Святого. Для тех, кто в силе: благодарите Господа за это! Для тех кто ослаб: просите помощи у Господа, ведь у Него сила! Те, кто понимает, что жизнь его в Боге «умирает» — исповедуйтесь перед Ним, пусть Он откроет вам глаза на то, в чём именно смог вас уловить сатана, покайтесь в этом, оставьте этот грех — и Дух Святой вас обновит, зажжёт новым огнём! У Господа много благодати, Он хочет помочь нам, но труд исповедания и исполнения Духом Святым за нас никто не совершит, в этом наша ответственность перед Господом (см. Луки 11:9-13).
Исполнение Духом Святым — это заповедь Божья, и Дух Святой — это знак Его великой благодати и милости к нам, знак Его бесценной, всепоглощающей любви, отдавшей за нас жизнь на Кресте.
Специфические особенности в тексте и их контекст
Грех — выражение неповиновения и вражды к Духу. Буквально это означает “протестовать, быть против, нападать, оскорблять с нападками”. Вовлеченные в грех были еврейскими лидерами, которые были хорошо знакомы с Законом, с его Мессианскими пророчествами, и они были свидетелями чудес Иисуса Христа. Они не только не верили, что чудеса сотворил Иисус, явившийся от Бога, но и причисляли эти чудеса сатане. Этим самым они клеветали на Святой Дух в своих порочных обвинениях против Иисуса и Его власти.
Давайте посмотрим в каждом отрывке на основные моменты:
Отметим ключевые моменты здесь:
- Все другие богохульства могли проститься.
- Хула против Духа Святого — нет.
- Выступление против Иисуса могло проститься.
- Выступление против Духа — нет.
- Никакое такое прощение не было бы дано, ни в этом веке, ни в грядущем.
Теперь ключевые места в Евангелии от Марка:
- Все другие богохульства могли быть прощены.
- Богохульство против Духа Святого не простится.
- Это богохульство составило вечный грех.
- Предупреждение Иисуса было сказано на основании того, что они говорили: “У Него есть злой дух.”
Преподобный Исидор Пелусиот (… ок. 436)
Святой Исидор был насельником и пресвитером
монастыря близ города Пелусии на реке Нил. Под влиянием
своего учителя Иоанна Златоустаго он написал (по разным
оценкам) от двух до десяти тысяч писем и поучений.
Догматист, экзегет и философ, аскет и молитвенник, Исидор
Пелусиот везде в своих поучениях во главу угла всегда ставил
Священное Писание
Преподобный Исидор пользовался особым
уважением многих епископов и императоров, которые приходили
к нему в келью за благословением.
Касаясь темы богохульства, преподобный Исидор особое
внимание уделил вопросу, почему при единой сущности
Пресвятой Троицы наказывается только хула на Духа и почему
она не извинительна: «Поэтому слушай: кто скажет хульное
слово на Сына Человеческого, тот, как сказал Господь, не
подлежит осуждению, потому что для имеющих болезненное умное
око, неудобозрим со скудностью видимой плоти неизреченно
соединившийся Бог, пока не познано сокровенное Божество, а в
имеющих чистый ум, для которых соделалось явным
воплотившееся Божество, вовсе не имело места неверие, и им
Господь не угрожал воздаянием суда. Хула же на Духа Святого
не извинительна, потому что самые дела, став явными,
изобличают хулящих, что они непризнательны и неблагодарны
Ибо, когда прекращались страдания и изгоняемы были демоны
силою Божества, ропотники иудеи клеветали, что Божественные
знамения совершаются о веельзевуле. О сей-то хуле,
произносимой на Божию сущность, Господь изрек, что она не
простительна» .
Святой подчеркивал, что хула на Духа Святаго через
объявление Его нечистым духом – веельзевулом – это хула на
саму Сущность Божию, так как Бог есть чистейший Дух, а также
указывал главную причину непростительности этого греха:
видимые всем дела, которые творит Святой Дух.
Преподобный Исидор Пелусиот особо предупреждал, что надо
всегда с рассуждением говорить о вещах духовных, тем более о
делах Духа Святаго: «Не повелено нам метать жемчуг перед
свиньями, то есть перед погрязшими в страстях и ведущими
жизнь скотскую, чтобы они не попрали его ногами, лукавыми
своими начинаниями хуля имя Божие и, обратившись, не
растерзали вас» .
Непростительный грех
Хулу на Святого Духа называют непростительным или вечным грехом. Согласно христианской теологии, человек, совершивший такой грех, не может быть прощен, он никогда не познает тех благ, которые уготованы истинно верующим. Под хулой необязательно имеются в виду оскорбительные высказывания в адрес Божественной ипостаси, достаточно лишь отрицания ее силы и способности чудесным образом воздействовать на мир, что, по сути, является отвержением истинности принципов всего христианского вероучения.
Пример, дающий исчерпывающее представление о том, что такое хула на Святого Духа, содержится в Евангелии от Марка. Он описывает, как фарисеи (представители одной из древнейших иудейских философских школ) заявили, что чудо исцеления, продемонстрированное Иисусом, является промыслом не Святого Духа, а Вельзевула. По христианским представлениям Вельзевул – это один из злых духов, прислужник самого дьявола (однако до возникновения христианства Вельзевулом именовалась одна из ипостасей Баала – верховного бога в ассиро-вавилонской традиции, то есть изначально это имя не ассоциировалось у людей со злом). Иисус утверждал, что хула на него, Бога Сына, может быть прощена, ведь он все-таки человек, но злословие о Святом Духе – тяжкое преступление, никакое покаяние не смоет с души такой грех.
Многие известные теологи и богословы рассуждали в своих трудах о непростительном грехе. Из этих текстов можно узнать, что даже столь серьезный грех все же может быть искуплен. Например, Феофилакт Болгарский (византийский толкователь Писания и богослов) утверждал, что хула на Христа может быть прощена без покаяния, если человек изначально не знал о его божественном происхождении и видел в нем просто другого человека. Но хула на его духовные дела – тяжкий грех, который все же можно искупить искренним покаянием.
Иоанн Златоуст считал, что некий поучительный подтекст имеет даже хула на Святого Духа, что это некий воспитательный момент, ведь человек, узнавший себя в действиях фарисеев и покаявшийся, будет нести свет веры другим.
Не откладывай больше покаяние…
Не заблуждайся, как это делают другие, как ты, думая, что шансы на спасение никогда не исчерпаются. В Послании к Евреям написано:
Диавол тот, кто обманывает тебя и постоянно убеждает тебя отложить покаяние, поразвлекаться ещё, взять от жизни то, что ещё успеваешь. Чем больше ты откладываешь покаяние, тем больше благословений, которые Бог приготовил для тебя, ты теряешь, а диавол выигрывает время, чтобы сделать две вещи, которые уничтожат тебя.
- Обманывает тебя, чтобы ты откладывал…
- Использует эту задержку, чтобы ожесточить тебя, сделать тебя нечувствительным к призыву и к Слову Божьему.
Поспеши покаяться, креститься и присоединиться к церкви, чтобы служить всеми своими духовными дарами. Поспеши спасти свою душу.
Перевод: Елена Столерь.
Святитель Василий Великий (330-379)
Архиепископ Кесарии Каппадокийской, Василий
Великий – вселенский отец и учитель Церкви, борец с
арианством, за что не раз подвергался гонениям. Им
составлена литургия, дошедшая до наших дней. Он автор
множества замечательных богословских трудов.
Одно из толкований хулы на Духа Святаго дано святителем в
«Правилах богоугодной жизни»: «Правило 35. Те, которые видят
в ком-либо плод Святаго Духа, везде сохраняющий равную
степень богочестия, и не Святому Духу его приписывают, но
присвояют противнику, – те произносят хулу на Самого Святаго
Духа» . Дополнением к этому правилу служит другое
толкование Василия Великого: «Тот хулит Духа Святого, кто
действия и плоды Святого Духа приписывает противнику. Сему
подвергаются многие, нередко рачительные, опрометчиво
называя тщеславными того, кто показывает добрую ревность,
ложно обвиняя в гневе и многое подобное лживо приписывая по
лукавым подозрениям» .
Как видно из приведенных цитат, святитель Василий относит к
греху хулы на Духа Святаго и клевету на христианина из
зависти к полученным им дарам Духа. Хула состоит в том, что
человека, показывающего ревность в богоугодной жизни, вдруг,
по одному лишь подозрению в гневливости и высокомерии,
начинают считать тщеславным, возводят на него ложные
обвинения. А если он за свою подвижническую жизнь получил
как награду от Святаго Духа какое-либо дарование, то
объявляют это дарование действием бесовской силы. В этот
страшный грех хулы могут впасть даже добрые христиане,
пытающиеся поспешно делать о ком-либо заключения и выводы.
Святитель также поясняет, к чему может привести хула и на
кого похож богохульник: «Хула на Духа приводит тебя к
понятиям злочестивым и недозволенным. Как скоро сказал ты о
Духе, чего не должен говорить, в тебе обозначилось уже, что
ты оставлен Духом. Как сомкнувший глаза имеет в себе свою
тьму, так отлучившийся от Духа, став вне Просвещающего,
объемлется душевною слепотою» .
Прп. Симеон Новый Богослов
Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам
Надлежит нам исследовать и познать, что это за хула, которая бывает на Духа Святого? На Духа Святого хула есть, когда кто действия Духа Святого приписывает диаволу, как говорит Василий Великий (Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах. 273). Когда кто видит, что какой-нибудь брат христианин совершает чудеса или имеет какое-либо дарование Святого Духа, как-то: сокрушение сердечное, или слезы, или смирение, или разумение божеских вещей, или другое что такое, что подает Дух Святой любящим Бога, и говорит, что это – прелесть диавола, тот хулит Святого Духа. Также и тот, кто говорит, что сподобляющиеся воздействия Божественного Духа, как сыны Божии, и исполняющие повеления Бога и Отца их состоят в прелести от диавола, – и этот хулит Духа Святого, действующего в них, как и евреи хулили Сына Божия, когда, видя, как демоны были изгоняемы Христом, хульно говорили с великою продерзостию, что Он о веельзевуле, князе бесовском изгоняет бесов. Но иные, слыша сие, не слышат и, видя сие, не видят, и о всем том, относительно чего Божественное Писание свидетельствует и удостоверяет, что оно бывает от Духа Святого и от божественного воздействия, как из себя вышедшие и все Божественное Писание отвергшие, и все ведение, подаемое сим Писанием, из ума извергшие, не трепещут говорить, окаянные, что такие действия бывают от опьянения и демонов. Будто неверные и совершенные невежды, не ученые божественным тайнам, они, когда услышат о божественном осиянии или освещении души и ума, или о созерцании и бесстрастии, или о смирении и слезах от действия и благодати Святого Духа, тотчас, как бы не имея сил стерпеть великого блистания и силы словес сих, омрачаются паче очами души своей, чем просвещаются, и с великою продерзостию решают, что это от прелести бесовской, и не трепещут, окаянные, ни суда Божия, ни вреда, причиняемого тем, кои слышат их. Мало того, они не колеблются утверждать, дерзкие, что в настоящие времена ничего такого не бывает от Бога ни в ком из верующих, а это есть крайнее нечестие, паче, нежели ересь. Ересь бывает, когда кто уклоняется от какого-либо догмата православной веры, но кто говорит, что теперь нет людей, которые бы любили Бога и сподоблялись приять Духа Святого и креститься от Него, то есть возродиться благодатию Святого Духа и соделаться сынами Божиими, с сознанием, опытным вкушением и узрением, – тот низвращает все воплощенное домостроительство Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и явно отвергает обновление образа Божия или человеческого естества, растленного и умерщвленного грехом. Обновлением я называю воссоздание нашего естества, которое совершил Христос Господь, преложив его из тления в нетление и из смертности в бессмертие.
Слова (Слово 64-е).
Как освободиться от страха, что ты хулил на Духа Святого?
Если ты не покаялся и не испытал рождение свыше, ты ещё под тяжестью всех своих грехов и идёшь в вечную погибель. Ты должен принять конкретное решение перед Богом и не допускать больше никаких компромиссов. Я не знаю, что за компромиссы ты делал до этого, но очевидно, что ты не решился умереть для себя и воскреснуть для Христа, чтобы жить полностью для Него. Я призываю тебя принять это решение прямо сейчас. Склони колени перед Богом и скажи Ему о своём решении. Затем, прийди завтра в церковь и скажи пастору, что ты решил креститься и стать членом церкви, так как крещение — это не выбор, а заповедь Господа Иисуса Христа для всех тех, кто решил быть Его учениками. Тот, кто не хочет креститься, пусть не считает себя учеником Господа Иисуса, потому что он им не является. Затем, посредством крещения ты станешь членом Церкви Христа. Господь Иисус даёт нам Духа Святого тогда, когда мы твёрдо решаем жить полностью для Него. Есть много тех, кто заблуждается, полагая, что они стали христианами, лишь повторив молитву на евангелизации или в христианском лагере и т. д., но которые не хотят покаяться и живут дальше так, как им нравится. Нет, мои дорогие, не заблуждайтесь. Вы не ученики Христа и не достойны Его. Вы не спасены, и ваши грехи остались на ваших плечах, как это было до нынешнего момента. Те, кто приходит в Церковь Благая Весть в Кишинёве, наверное заметили, что, с некоторых пор, я даже не вызываю людей вперёд для покаяния, а приглашаю лишь тех, кто решил креститься. Кто не принял этого решения, не решил жить для Бога, а заблуждается. Если ты тоже так делал, прекрати так делать. Пойди к пастырю и скажи ему, что ты хочешь креститься и следовать во всём учению Христа, что бы это не включало в себя, до конца свой жизни. Только так ты будешь истинным учеником Христа.
Практические соображения
Хула на Духа Святого лежит в конце нисходящей прогрессии. Люди с открытыми сердцами видели чудеса Иисуса и приняли Его и Его послание. Другие приняли чудеса, еще не принимая Его как Сына Бога (Евангелие от Матфея 16:13-17). Его собственная семья думала, что Он был не в своём уме (Евангелие от Марка 3:20-21). Те виновные в богохульстве или, возможно, почти обвиненные (Евангелие от Марка 3:30) приписывали чудеса сатане. В любом участке этого пути люди могли прийти к вере, но в конце рассматриваемой нами истории вера больше не была возможностью для тех людей.
Павел был однажды богохульником, преследователем, обидчиком и жестоким человеком (1 Тимофею 1:13). Все же он лично не видел Иисуса и утверждал, что эти чудеса были от сатаны. Как только мы видим чудеса и яростно отклоняем их, приписывая их сатане, то уже ничто не может разбудить нас. Чем дольше длится грех, тем больше он укореняется в человеке. Когда Петр проповедовал тысячам (Деяния 2:38), он не делал различия или исключения против виновных в хуле на Дух Святой.
Никому не должно быть отказано в милости Бога, если человек действительно раскаивается в грехах и приходит к Богу. Сам Дух приглашает любого прийти к Нему (Откровения 22:17). Если вы боитесь, что совершили «непростительный грех», — это точно не так. Тем не менее укоренение в грехе является страшной мыслью в любом случае. Это может начаться в небрежности, продолжиться в безразличии и закончиться в укоренении.
В Послании к Евреям это начиналось с уклонений в сторону (2:1), затем перешло в неверующее сердце (3:11-12), а уже потом привело к невозможности раскаяния (6:4-6).
Обратите внимание, что нисходящая спираль начинается с того, что мы начинаем дружить с миром (Послание Иакова 4:4), потом мы начинаем любить это (1 Иоанна 2:15), затем законы мира начинают нами руководить (Послание Римлянам 12:2) и, наконец, мы осуждены вместе со всем миром (1 Послание Коринфянам 11:32). Поэтому проблема заключается не в том, простит ли Бог
А в том – сможет ли человек покаяться. Иисус знал сердца и знал, что те, с кем Он говорит, прошли точку «невозврата» – они полностью утвердились в грехе. Даже в этом случае Его Слова могли быть предупреждением о том, что они могли оказаться за этой точкой. Большое чудо воскресения могло бы быть их последней надеждой.
Концепция Святого Духа
Чтобы понять степень тяжести греха согласно христианскому вероучению, для начала стоит пояснить, что же представляет собой Святой Дух.
Христианство – не первое религиозное учение, обратившееся к концепции Святого Духа. В Авесте (собрании зороастрийских священных текстов) есть упоминание о том, что верховный бог Ахурамазда, как и бог в представлении христиан, имеет несколько ипостасей. Одна из них схожа с христианским Святым Духом. Древние последователи зороастризма считали, что эта ипостась находится в непрерывной борьбе со злым духом.
Несмотря на связь между вероучениями, иудаизм не признает концепцию триединства, в то время как все христианские конфессии и даже мелкие деноминации признают Святого Духа частью божественного естества. Согласно христианскому вероучению, именно эта ипостась Бога может непосредственно влиять на человека. Несмотря на невидимость и бесплотность, Святой Дух гораздо ближе к человеку, чем Бог Отец.
С момента зарождения христианства Святой Дух считался равным Отцу и Сыну. Но в IV веке их равенство стали ставить под сомнение. Часть священнослужителей и верующих утверждали, что как Отец, так и Сын могут быть источниками Святого Духа, в то время как их оппоненты были убеждены, что источником является лишь Отец. Эти разногласия послужили одной из причин раскола христианской церкви на два лагеря – Великой Схизмы. В итоге каждый остался при своем мнении, а мы сегодня имеем католичество и православие.
Что есть истина?
Христос говорит ученикам, что Святой Дух …наставит вас на всякую истину… (Ин 16:13). Но что же такое — истина? Люди так часто употребляют это слово, что уже привыкли к нему и не особенно утруждают себя поисками его значения, тем более что определений истины в философии скопилось великое множество, и разобраться в них неподготовленному человеку бывает довольно трудно.
Однако в христианстве это понятие имеет вполне конкретный смысл: истина есть творческий замысел Божий о мире и о человеке. И если человек живет в соответствии с этим замыслом, значит он стоит в истине. Если же нет, тогда — уподобляется сатане, который отказался участвовать в божественном плане творения, и …не устоял в истине (Ин 8:44), превратившись из светлого ангела в противника Божия и убийцу людей.
Таким образом, наставление на всякую истину, подаваемое Духом Святым, заключается в обличении тех наших поступков, которые противоречат замыслу Бога о нас и о мире вокруг нас. Происходит это через действие совести, которая прямо указывает человеку на недолжные его мысли, слова и поступки.
Вот здесь и становится возможной для каждого хула на Святого Духа в виде отвержения очевидной истины, когда человек, абсолютно точно зная, что он неправ, всё же продолжает творить зло. Святитель Феофан Затворник писал: «Когда люди содержат истину в неправде? — Тогда, когда знают истину, и не исполняют, когда жизнь не отвечает знанию; одно у них на уме и совести, иногда и на словах, а другое в жизни и делах, в чувствах сердца и настроениях воли. …Сия неправда во сто крат увеличивается, когда кто делает неправое в то самое время, когда ум и совесть претит ему и не велит того делать. В сем и состоит хула на Духа Святаго, о которой Господь изрек страшное определение — непрощение ни в сей век, ни в будущий».
И дело тут вовсе не в милосердии Божием или в его отсутствии. Мы привыкли воспринимать слово «прощение» в категориях этики межчеловеческого общения, когда оно означает снятие вины, отказ потерпевшей стороны от каких-то санкций в отношении провинившегося. Но в числе множества значений слова «простой» (от которого происходит «прощение») есть и такие, как — прямой (в противоположность лукавому — изогнутому, подобно луку), цельный, чистый. Следовательно, простить значит также и — очистить, выпрямить, а самое главное — восстановить утраченную целостность, то есть — исцелить. И когда мы говорим о прощении, получаемом от Бога, его следует понимать прежде всего как исцеление, очищение, исправление в человеке того, что было искажено грехом.
Так кто же рискует остаться у Бога неисцеленным, неочищенным, неисправленным? Ответ на это столь же прост, сколь и печален: тот, кто считает себя здоровым, чистым и не нуждающимся ни в каком исправлении даже после того, как увидал свою грязь, болячки и лукавство во всей их неприглядности.