Кафедральный собор сошествия святого духа

Храм

Даниловское кладбище основано в 1771 году, для захоронения умерших от эпидемии чумы, унесшей в тот год несколько тысяч жизней. Названо по Даниловскому монастырю, находящемуся поблизости. Для отпевания новопреставленных, в следующем году, выстроили маленькую деревянную церковь. Через 50 лет она обветшала. Поэтому в 1829 году началось строительство нового, каменного храма. Возводилась церковь под руководством архитектора Федора Михайловича Шестакова. Все заведения, которые он строил или перестраивал, сохранились до нашего времени.

Деньги на строительство выделил известный благотворитель, московский купец Семен Логинович Лепешкин, с участием других жертвователей.

Великое освящение храма состоялось в сентябре 1838 года. Центральный престол посвятили Сошествию Святого Духа на апостолов. А возведенный с ним в одну линию предел в честь мучеников Херсонесских. Цвет иконостасов глубокий зеленый, цвет праздника Святой Троицы. Отделка золотом придает иконостасам торжественный вид. Роспись стен выполнена из сочетаний декоративной живописи и евангельских сюжетов. В этой части ничего не менялось с момента построения и освящения. Убранство храма осталось в первозданном виде, лишь немного потемневшим от времени. И достойно всякого внимания.

Архитектура храма относится к стилю ампир. Нарядным его не назовешь. Он практически лишен украшений. Строгие, монументальные формы как нельзя лучше подходят к месту и цели его служения.

Храм с момента постройки и освящения никогда не закрывали. В 30-ые годы он был захвачен обновленцами. Но в 1941 году, перед эвакуацией из Москвы, тогда еще митрополит Сергий Страгородский назначил его почетным настоятелем архиепископа Алексея Палицина. Надо полагать, что храм уже принадлежал православной церкви.

В 1905 году расширили южный предел и реконструировали колокольню. Позже из разоренного и закрытого Святого Симонова монастыря сюда были перевезены старинные образа:

Божьей Матери Скоропослушница;Иверская;Преподобного Серафима Саровского;Александра Невского.

Настоящим шедевром церковного искусства является иконостас предела матери Пресвятой Богородицы — праведной Анны. Главный элемент иконостаса крест, из которого выходят животворящие лучи, несущие истину спасения и цвет всему сущему. Традиционное изображение Благовещенья на царских вратах озаряется этим неземным светом и в то же время является частью этого света.

Всякого входящего в храм встречает большое изображение голгофы с распятым Христом, скорбящей Марии Магдалены и видом обреченного Иерусалима. Перед распятием находится канон, на который ставят свечи, поминая усопших.

С давних пор в храме стоит ковчег с частицами мощей угодников божьих. Но чьи именно мощи в нем покоятся неизвестно даже старожилам. Список с именами святых утрачен очень давно.

В храме служит Протоиерей Иоанн (Слугин). Отец Иоанн обладает даром прозорливости. Он очень стар. Принимает мало. Лучше заранее позвонить в храм.

Испытывайте духов

Вера в реальность духовного мира никоим образом не является особенностью христианства, люди во всех культурах интуитивно осознают, что мир гораздо больше того, что мы можем воспринять при помощи органов чувств. Даже там, где государство насаждало принудительный материализм — как в нашей стране или в Китае — интерес к духовной реальности выступает на поверхность, как только его перестают давить. Сегодня в любом книжном магазине можно найти полные полки литературы, посвященной различным «духовным практикам»: хотите магию вуду, хотите — ритуалы североамериканских индейцев, а хотите — заговоры сибирских шаманов. В этом отношении наш мир напоминает мир, в котором проповедовали апостолы, — он тоже кишмя кишел духами. Как и теперь, люди получали духовные откровения, летали в астралы и собеседовали с духовными существами. Как и теперь, эти духи нередко уверяли, что они тоже действуют от имени истинного Бога. 

Вопрос о различении духов возник сразу же — и не утратил своей актуальности и сейчас. Как понять, что это именно Святой Дух? Почему и чем Святой Дух и Его действие принципиальным образом отличается от всех видов псевдодуховности? Апостолы дают нам достаточно ясные критерии. Прежде всего, Святой Дух свидетельствует о Господе Иисусе, прославляет Его и напоминает то, что сказал Он. Деяния Святого Духа полностью христоцентричны — Он ведет нас к вере во Христа, укрепляет и утверждает в этой вере, наставляет нас в истине, открытой Христом. Однако уже в апостольские времена появились лжеучителя, проповедовавшие — под именем Иисуса — кого-то другого. Поэтому апостол Иоанн говорит: Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире (1 Ин 4:1—3).

Апостол указывает на то, что Святой Дух проповедует Иисуса, пришедшего во плоти, то есть свидетельствует о той же истине Боговоплощения, о которой нам говорит в начале своего Евангелия сам Иоанн. Святой Дух преподает то, что мы бы в наше время назвали догматически здравым учением о личности и деяниях Христа, учением, согласным со свидетельством апостолов. 

Святой Дух проявляет Себя и в определенных этических плодах, мы уже говорили о них, это любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал 5:22,23). Он созидает в сердцах верных любовь к Богу и ближнему, которая проявляется в соблюдении заповедей. Оба эти критерия необходимы. Можно иметь отличные оценки по догматическому богословию — и не иметь Духа, если в жизни человека отсутствует любовь к ближнему и послушание заповедям. С другой стороны, нравственная жизнь, хотя и необходима, еще не достаточна — она служит свидетельством Духа тогда, когда она сочетается с правой верой. 

Надо особенно подчеркнуть, что действия Святого Духа не имеют ничего общего с «автоматическим письмом» или другими оккультными практиками, когда некий духовный агент действует через человека, полностью отодвинув его самого в сторону. Бог очень бережно относится к человеческой личности и человеческой свободе и скорее мягко направляет верующих к истине, чем тащит на аркане. Это оставляет пространство для человеческих разномыслий и даже ошибок, поэтому нет ничего удивительного, что лично благочестивые или даже святые люди могут расходиться во мнениях.

Святой Дух являет Себя через соборные решения Церкви — как сказали апостолы, угодно Святому Духу и нам (Деян 15:28), и именно общее суждение Церкви служит защитой от субъективных и ошибочных мнений.

Церковь Святого Духа

L’église du Saint-Esprit

Парижская католическая церковь Святого Духа -один из неоднозначных памятников архитектуры столицы. Его устремлённый в высь узкий фасад теперь порою сравнивают с вышкой сотовой связи, а угрюмые бетонные стены внутри с интерьером немецкой секретной базы подводных лодок. Но первое впечатление обманчиво — в этих мрачных стенах сосредоточено немало ярких произведений сакрального искусства начала XX века.

Вехи истории

Инициатором строительства церкви на авеню Дамеснил в начале XX в. был кардинал Жан Вердье. За составлением проекта храма он обратился к архитектору Полю Турно, сотрудничавшего с художниками французской ассоциацией сакрального искусства L’église du Saint-Esprit.

Архитектор в своем творении использовал передовые для своего времени строительные технологии и материалы, но предпочел спроектировать новый храм на основе классического зодчества. Прообразом неовизантийской церкви Святого Духа стал знаменитый собор Св. Софии в Стамбуле.

Строительство церкви началось в 1928 году, а на следующий год в ней уже состоялись первые службы. Полностью храм был закончен спустя 7 лет в 1935 году. Его впечатляющие размерами стены сложены из железобетонных конструкций и облицованы красным кирпичом. Неф квадратной в плане церкви венчает большой купол, диаметр которого равен 33 м. Высшая точка церкви расположена на высоте 22 м. Её крышу и фасад украшает несколько декоративных статуй святых, созданных скульптором Карло Каррабезолем.

Краски интерьера

В создании декора храма приняли участие несколько выдающихся художников и мастеров первой половины XX в,, поэтому в 1979 году он был официально признан ценным памятником истории и культуры. Сведы церкви Святого Духа украшены фресками кисти Элизабет Фор, Мориса Дени, Марты Фландрин, Элизабет Чаплин, Анери Шапье и многих других талантливых живописцев. Все фрески храма объединены общей идеей — иллюстрацией деяний Святого Духа в истории человечества.

Живопись в храме разделена на два больших тематических цикла. Первый из них составляют произведения по истории Воинствующей Церкви, а второй включает фрески об истории Победоносной Церкви. Одно их самых удивительных и прекрасных произведений в храме — работа Жака Мартина «Смерть св. Иосифа».

Огромное внимание привлекает и фреска «Пятидесятница» Мориса Дени, состоящая из 3 ярусов. На самом верхнем изображены встреча Девы марии со святым Духом в окружении апостолов, далее идут святые отцы Восточного и Западного христианства, а в самом низу изображен ряд церковных таинств

При всём богатстве художественной росписи большая часть поверхности стен внутри храма остаётся без малейшей декоративной отделки. Возникшая со временем на поверхности бетона патина свои цветом напоминает о первых катакомбных христианских церквях, вырубленных в толще скал. Такое сочетание шероховатых бетонных стен с полихромной росписью производит очень запоминающееся впечатление. По замыслу архитектора для сохранения гармонии оформления интерьеров всем фрескам придан одинаковый размер, а в качестве фона для живописи выбран красный цвет.

По левой стороне нефа размещено несколько высоких барельефов, выполненные скульптором Ноэлем Фюрштайном. Сюжетами для них стали церковные праздники сентября, октября и ноября. Рядом с ним размещен ещё один барельеф «Праздники апреля», созданный Люсьеном Жибером.

Высокой художественной ценностью обладают и кованные элементы декора, выполненные художником-декоратором Раймоном Субесом. Не уступают им по выразительности витражи на окнах церкви Святого Духа и многочисленные мозаики. Эскизы для них были написаны Полем Лузье, Луи Бариле, Жаном Годеном и Марселем Имбсом.

Хоры и апсида церкви украшены циборием с символизирующим Воскресение восьмиугольным куполом. Рядом с ним размещены скульптура Богородицы Фердинанда Парлана и тринитарный крест Жана Дунадо. В храме также установлен бюст кардинала Ж. Вердье, умершего через год после начала строительства. На стене над ним высечена памятная надпись «Кардиналу ста церквей — жители Парижа».

Дух, созидающий Церковь

Церковь, как ее описывает уже Новый Завет, это не просто собрание единомышленников. Это нечто гораздо большее — тело, организм, объединенный не просто общими убеждениями, а общей сверхъестественной жизнью. Входя в Церковь в таинстве Святого Крещения, мы обретаем дар Духа. Дар, которым будем жить всю нашу христианскую жизнь — и вечность. Как говорит святой апостол Павел, Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, — так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом (1 Кор 12:12—13). Книга Деяний апостольских повествует о первых шагах Апостольской Церкви после вознесения Господа; ее иногда называют «Книгой Деяний Святого Духа» — и не случайно. Она начинается с события, которое называют «днем рождения Церкви» — Пятидесятницы: При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать (Деян 2:1—4). Пятидесятница явилась исполнением обещания, которое дал воскресший Спаситель: но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли (Деян 1:8). Апостолы — как и последующие поколения христиан — обращали ко Христу народы не своей силой или красноречием, но силой Святого Духа. В истории христианского мира были лжеучителя, которые не могли ни понять тайну Троицы, ни хотя бы смириться перед ней.

Они видели в Святом Духе только некую безличную энергию, что-то, что нам бы напомнило электричество или силовое поле. Но апостолы свидетельствуют о том, что Святой Дух — личность, и более того, Бог.

Например, мы читаем: Когда они служили Господу и постились, Дух Святой сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их (Деян 13:2). Дух говорит о Себе как о личности — «Мне», «Я», у Него есть особые замыслы в отношении Варнавы и Савла, и именно Он призывает их на служение.

Апостольский собор в Иерусалиме начинает свое обращение словами Ибо угодно Святому Духу и нам (Деян 15:28). Святой Дух несомненно личностен, и Он проявляет волю — что-то Ему угодно, а что-то нет, и Он проявляет ее через соборное решение Церкви. 

Особые дары Святого Духа подаются через апостольское рукоположение: Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого… через возложение рук Апостольских подается Дух Святой (Деян 8:17—18, см. также Деян 14:23). Те, кого рукоположили апостолы, наделены даром рукополагать следующее поколение церковных служителей — и так любого современного православного епископа или священника связывает с апостолами непрерывная цепочка рукоположений.

Адрес храма, расписание богослужений

Адрес: ул. Кирилла и Мефодия, 3, г. Минск, Республика Беларусь, 220030 (неподалеку находится станция метро «Немига»).

Богослужения в храме совершаются ежедневно. Подробнее о расписании можно узнать на официальном сайте собора.

Собор работает: по будням и в субботу с 07:00 до 23:00; в воскресенье, двунадесятые, великие и храмовые праздники с 06:00 до 23:00.

Интересующие Вас вопросы можно задать священнику, который дежурит ежедневно с 11:00 до 17:00.

Свечи и прочее можно приобрести в киосках. Часы работы: по будням и в субботу с 08:00 до 19:00; в воскресенье, двунадесятые, великие и храмовые праздники с 06:00 до 19:00.

При храме ежедневно работает книжная лавка «Духовное наследие, где можно приобрести духовную литературу. Часы работы: ежедневно с 09:00 до 19:00.

Внутреннее убранство церкви Святого Духа

Главную гордость храмовых интерьеров составляет многостворчатый деревянный алтарь, выполненный немецким мастером Бернтом Нотке в 1483 году в стиле готики. Алтарь чудом уцелел ночью 14 сентября 1524 года, когда сторонники Реформации разграбили церковь Пюхавайму.

Интерьер церкви

На башне храма установлен готический колокол (1433 г.), который и по сей день созывает народ на службу, словно произнося слова, выгравированные на нём: «Бью для всех одинаково точно, как служанке, так и слуге, как господину, так и госпоже — и ни один человек не может поставить мне это в вину». Окна церкви Пюхавайму украшены витражами, а на потолке подвешены люстры в стиле возрождения и барокко. Также особого внимания заслуживают старейшая в Таллине «висячая» кафедра, датируемая 1597 годом, и деревянная резьба скамей хоров.

История церкви

Первые документы, которые свидетельствуют о том, что церковь существует есть с 1316 года, однако, историки предполагают, что она была возведена немного раньше. Тот вид, который сейчас может наблюдать современный человек, церковь получила в XIV веке, а спустя 200 лет сооружение оборудовали шпилем, которые полностью соответствует стилю позднего Ренессанса. На протяжении многих сотен лет, это место было капеллой и церковью-богадельней магистрата.

Само строение имеет достаточно скромную архитектуру, которая ничем не выделяется на общем фоне того времени. Однако здание украшают различные богатые убранства, которые олицетворяют различные стили на протяжении всей истории здания. Здесь представлены различные стили от готики до классицизма.

В этом месте находится огромная коллекция различных произведений искусства. Гордостью этой церкви является алтарь, который был изготовлен в далеком 1483 году известным мастером того времени Бернтом Нотке. Данный алтарь – это конструкция, состоящая из двух дверей, при открывании которых в средине его показывается сошествие Святого Духа. Именно из-за этого творения мастера эта церковь и получила данное название. На боковых дверцах алтаря мастер изобразил различные знаменательные сцены из жизни Святой Елизаветы и «Страстей господних».

Если хотите увидеть яркий пример стиля ренессанс, тогда следует обратить внимание на висячую кафедру, которая находится в этой же церкви. Кафедра была пожертвована бургомистром Хейнрихом фон Лоном

Данный жесть щедрости был сделан в период с XVI по XVII столетия. К сожалению, авторы этого сооружения и по сей день остаются неизвестными.

Стиль барокко очень хорошо просматривается на таких предметах интерьера, как люстры, балконы для хорового пения также были выполненные в этом стиле. Еще до недавнего времени церковь гордилась колоколом, который находился на ее вершине и был изготовлен в 1433 году. Он был украшен различными фигурами, виноградной лозой, а также на нем был написан некий текст на латыни и нижнесаксонском языке. Однако в 2003 году случился достаточно сильный пожар, вследствие чего он раскололся пополам.

Стоит отметить, что классицизм здесь все же представлен, но весьма скромно, в церкви есть только одно полотно Иоганнеса Хау, которое представляет культуру того времени. Фасад здания – это одно из главных украшений этого места. На нем находятся огромные часы, которые изготовил Кристиан Аккерманн еще в 1688 году, что примечательно, они работают и по сегодняшний день. Данная работа была выполнена в стиле барокко и украшена достаточно необычной резьбой по дереву.

Посещение обители, режим работы

Посетители могут попасть на территорию монастыря в строго ограниченное время: утром он открывается в 6.00, вечером закрывается в 21.00. Экскурсии для посетителей проводят ежедневно, с 9.00 до 18.00. Если вы решили посетить эту обитель, помните, что она является действующей, поэтому следует соблюдать такую форму одежды:

  • для женщин – платья или юбки, закрывающие колени; закрытые плечи, покрытая голова (платок, косынка, шапка);
  • для мужчин – закрытые ноги и плечи (в шортах в обитель не пустят), снятый головной убор.

У монастыря есть два подворья: в Измайлово, где располагается высочайший деревянный храм столицы (действующий), а также в Рязанской области, где находится скит во имя Сергия Радонежского. Отправиться туда можно самостоятельно, без экскурсовода.

История

В конце восемнадцатого века страшная чума пришла в столицу. Инфекция появилась в госпитале Лифортово. От этой болезни стали погибать до тысячи человек ежедневно. Люди были в панике, власти не знали что делать. Императрица Екатерина вторая посылает в Москву графа Орлова с безграничными полномочиями. Ему должны были подчиняться беспрекословно департаменты.

Граф особым распоряжением указал открыть несколько мест захоронения вдали от столицы. Одним из них стала территория бывшего Даниловского монастыря, поэтому название Даниловское. На нем предавали погребению именитых купцов, мещан, ремесленников и других знаменитых людей. Нашли последнее пристанище здесь купеческая семья Третьяковых, основателей Третьяковской галереи, блаженная Матрона и митрополит Пиритима.

В конце девяностых останки Святой Матроны были перемещены в Покровский храм, но люди приходят к могилке в настоящее время и приносят ее любимые цветы хризантемы. Также был построен небольшой деревянный храм для нужд населения. Со временем это строение через пятьдесят лет пришло в негодность и на денежные средства купцов Солодовникова, Голофтеева, Зубова и Лепешкина была возведена новая церковь из камня.

Архитектором был знаменитый в свое время Шестаков приверженец русского классицизма, он имел легкую руку, все его строения сохранились до настоящего времени.

В начале двадцатого века церковь преобразилась. В ней сделали напольное покрытие из разноцветных плит, а у алтаря паркетный пол. Храм имеет счастливый удел, он не был закрыт в период давления на верующих прошлого столетия. Но после революции семнадцатого года в нем реквизировали золотые и серебряные церковные украшения.

Полезные статьи:

«ЗАПОВЕДИ» МНОГОДЕТНОЙ МАМЫ-МАТУШКИ АННЫ РОМАШКО
1) Не усложнять себе жизнь многими заботами.
2) Любить всех, кто рядом с детьми. Всегда благодарить тех, кто помогает нам воспитывать и образовывать их.
3) Не быть суетными и тщеславными, не гнаться за успехом, не требовать от ребенка достижений.
4) Научить себя и детей приноси�… Читайте далее

«10 интересных фактов о святителе Спиридоне»
Греческая делегация Православной Церкви 30 октября привезла в Киев дар православным христианам — икону святителя Спиридона Тримифунтского и башмачок от святых мощей преподобного. Приведем интересные факты о святом Спиридоне Тримифунтском.1. Преподобный всю свою жизн… Читайте далее

ОНА ВЕДЬ КУРИТ! О том, как курящая старушка оказалась иподиаконом.
Два года назад меня пригласили поисповедовать и причастить старушку, которая готовилась умереть. Когда мы уже подходили к дому, где она жила, сопровождающие меня родственники как-то замялись и робко сказали:
— Батюшка, Вы знаете, она ведь у нас курит.
— Ну что ж,— ответил я… Читайте далее

Не давайте своих батюшек в обиду
Посмотрите, как относятся к своему духовенству евреи и арабы. Никто не собачит своих священников. Евреи знают, что раввины — такие же развратники, взяточники, пьяницы и обжоры, как и все остальные. Но ни один иудей не скажет на своего раввина гадость. Ни один мусульманин вам … Читайте далее

Обязательно к прочтению:  Свято-Елисаветинский монастырь Минск

Время работы

В зависимости от времени года зависит и график работы этого места.

С 7 января по 30 апреля каждый желающий может посетить церковь по будним дням с 12:00 до 14:00, в субботу с 10:00 до 16:00.

С 1 мая по 30 сентября церковь работает с понедельника по субботу с 9 утра до 6 вечера.

С 1 апреля по 31 ноября с 10 утра до 2 часов дня по будним дням, а в субботу двери церкви открыты с 10:00 до 16:00

С 1 декабря по 6 января посетить данное место можно с понедельника по субботу с 9:00 до 18:00, а в воскресенье с 10 утра до 16:00.

07.01–31.04

  • Пн-Пт: 12:00-14:00
  • Сб: 10:00-16:00
  • Вс: закрыто

01.05–30.09

  • Пн-Сб: 09:00-18:00
  • Вс: закрыто

01.10–31.11

  • Пн-Пт: 10:00-14:00
  • Сб: 10:00-16:00
  • Вс: закрыто

01.12–06.01

  • Пн-Сб: 09:00-18:00
  • Вс: 10:00-16:00

История

История храма в честь Сошествия Святого Духа на Даниловском кладбище Москвы уходит в далекий XVIII век. В 1770 году первопрестольную столицу поразило тяжкое бедствие – эпидемия чумы. Появилась она в Лефортове, в сухопутном госпитале, и оттуда распространилась по всему городу. Не прошло и года, как от заразы стали погибать уже по тысяче человек в день! Население охватил панический ужас. Власти не ведали, какие предпринять меры во спасение.

21 сентября 1771 года Императрица Екатерина II, «видя прежалостное состояние Москвы и что великое число народа мрет от прилипчивых болезней», Высочайшим манифестом объявила о посылке в Москву “персоны, от нас поверенной”, графа Григория Орлова, избранного “по довольно известному его усердию и верности к нам и Отечеству”. Влиятельному фавориту Государыни давалась “полная мочь”, ему должны были повиноваться все учреждения, он “имел вход” в московские департаменты и знал волю Императрицы, “чтоб прекратить, колико смертных сил достанет, погибель рода человеческого”…

Григорий Орлов, именным указом Екатерины II, повелел открыть несколько новых городских кладбищ подальше от стен тогдашней густонаселенной Москвы. Одно из них появилось на территории слободы древнего Данилова монастыря. Отсюда и ведет свое происхождение название нынешнего Даниловского кладбища. В 1772 году, для нужд кладбища и ближайших поселений, был построен небольшой деревянный храм в честь мучеников Херсонских (Василия, Ефрема, Капитона, Евгения, Еферия, Елпидия, Агафодора).

Со временем постройка изрядно обветшала, посему, на средства именитого московского купечества – Солодовниковых, Голофтеевых, Лепешкиных, Зубовых и других – был возведён новый храм, каменный. Строительство длилось 9 лет: с 1829 по 1838 годы. Спроектировал новую церковь известный архитектор эпохи московского классицизма Ф. М. Шестаков. Он является автором таких замечательных столичных памятников как храм Вознесения Христова на Большой Никитской, или просто Большое Вознесение, колокольни храма в честь святителя Николая в Толмачах, при нынешней Третьяковской галерее и др.

В 1832 году храм на Даниловском кладбище был освящен. Главный престол – в честь Сошествия Святого Духа, а второй оставили в честь святых мучеников Херсонских. Изнутри новая церковь щедро украшена богатой настенной росписью на библейские сюжеты: «Сошествие Святого Духа», «Страшный Суд» и т. д.

В 1901 году недалеко от храма вдова купца Н. И. Гребенского в память о муже построила над его могилой небольшую поминальную церковь-часовню в честь святителя Николая Мирликийского. Она была освящена в 1902 году и используется поныне как часовня.

В начале XX столетия храм Сошествия Святого Духа заметно преобразился. «В 1901 г. церковь Сошествия Святого Духа на Даниловском кладбище великолепно отделана усердием ктитора И.Я.Чернова и благотворителей. В храме сделан новый пол из разноцветных каменных плит, а в алтаре паркетный; иконостас вновь вызолочен, живопись на стенах реставрирована, возобновлена вся утварь. Снаружи церковь также отремонтирована и выкрашена масляной краской», – «Московские церковные ведомости», 1901г. В 1905 г. расширили южный придел священномучеников Херсонесских, ранее находившийся в трапезной, а после перестройки помещенный рядом с главным престолом. Храм при этом увеличился почти вдвое, алтари главного и южного придела оказались рядом. Новая апсида почти в точности повторила размер и форму апсиды главного храма, а стена южного придела повторила архитектуру стены храма. Бывшую наружную стену прорезали большие арки, и пространство храма стало почти единым. Единственно, что не было повторено в южном приделе, так это глава, которую не поставили над приделом.

Даниловское кладбище, где похоронена Матрона Московская

Сегодня хочу рассказать тебе, мой дорогой читатель, про Даниловское кладбище. Могила Матроны Московской, находящаяся там, сделала его одним из самых популярных и посещаемых мест Москвы.

Каждый православный паломник, да и простой человек, который делает только первые шаги к вере, стремятся попасть сюда, чтобы обратиться с молитвой к святой старице Матронушке, попросить у нее помощи и заступления в любых житейских делах и ситуациях.

Как возникло Даниловское кладбище

Основанное в далёком 1771 году, оно стало старейшим местом последнего упокоения умерших в Москве. Его появление было вызвано страшной жизненной необходимостью. В городе свирепствовала эпидемия чумы. Зародилась она в госпитале Лефортово и стала молниеносно распространяться.

Люди умирали сотнями. Власти не знали, что предпринять, как это предотвратить и что сделать для того, чтобы обезопасить ещё не заболевших. Увидев такое бедственное положение, императрица Екатерина Великая, предоставив все полномочия, послала в Москву для решения этого вопроса графа Орлова.

Приехав в нынешнюю столицу, в числе других мер, граф приказал открыть несколько новых кладбищ, но, обязательно, вдали от города. Так, возле древнего Даниловского монастыря начало действовать, в числе других, и Даниловское кладбище.

Совет

До революции хоронили там, в основном, торговцев, ремесленников, также купцов. Очень известное захоронение — это семейная гробница купцов Третьяковых, основателей всемирно известной сейчас Третьяковской галереи.

В советское же время хоронить там стали и православных священнослужителей. Так здесь, рядом со своими родителями и родственниками, захоронен митрополит Питирим — известный церковный деятель 90-х годов.

Предлагаю посмотреть видео о святынях Даниловского кладбища.

История святого старца Аристоклия

В самом начале 21 века на Даниловском кладбище были обретены нетленными мощи Аристоклия Афонского — святого, жившего на рубеже 19-20 веков. Удивительна история его жизни. Когда мальчику было 10 лет, он тяжело заболел. И в результате этой болезни у него отнялись ноги.

Мать Алексея, так звали будущего святого, с искренними молитвами о помощи сыну взывала к Николаю Чудотворцу, обещая в случае исцеления посвятить его жизнь Богу. И случилось чудо! В день памяти святителя Николая мальчик полностью выздоровел. Когда ему исполнилось 17, мать ушла в монастырь.

А сам Алексей чуть позже стал монахом Аристоклием в русском монастыре, находящемся в святом месте — на горе Афон. Позже он вернулся на Родину, и продолжительное время служил настоятелем Афонского подворья в Москве.

6 сентября 2004 года Аристоклий Афонский был причислен к лику святых.

По числу похороненных здесь служителей церкви Даниловское кладбище можно назвать самым крупным в Москве.

Могила святой Матроны

Находится на Даниловском кладбище и могила, где похоронена Матрона Московская. Найти её несложно. Как только зайдете на территорию, увидите специальный указатель, который указывает направо.

А дальше заметите длинную очередь людей, желающих помолиться матушке Матронушке. Ее видно издалека.

Я пришла сюда уже к самому закрытию, поэтому мне не пришлось стоять длинную очередь: народу здесь было непривычно мало.

Обратите внимание

Много хорошего сделала за свою жизнь слепая святая для людей, исцеляя от тяжких болезней, давая советы, как правильно поступить в тех или иных сложных ситуациях.

Да и после смерти она помогает всем, кто с искренними словами молитвы обратится к ней за помощью. Всем помогает старица Матрона — кто-то хочет вылечиться от болезни, кто-то не знает, как поступить в сложившейся ситуации, кто-то хочет встретить любимого и любящего человека, кто-то давно хочет родить ребёнка, кому-то нужно найти работу…

Со всеми этими просьбами приходят люди на Даниловское кладбище, где находится могила Матронушки. Его можно назвать кладбищем Матроны, её ещё одним московским адресом.

И хотя давно уже (в 1998 году) мощи святой перенесены в московский Покровский храм, где находятся и сейчас, всё равно, часовенка, построенная на месте захоронения Матроны Московской на Даниловском кладбище, всегда просто утопает в цветах.

Возле часовенки также висит большой пакет, куда можно складывать свои письма и просьбы Матронушке. Знающие люди, обычно, пишут их заранее. Но и тем, кто только пришел к ее могиле, есть возможность написать записку прямо здесь.

Жизнь в Духе Святом

Дух Святой обитает в Церкви, и Его дары даются для служения Церкви: Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом (1 Кор 12:4—9). Для того чтобы жить в Духе Святом, мы должны пребывать в общении с Церковью, участвовать в ее молитвенной жизни, приступать к Таинствам, прислушиваться к ее наставлениям. Именно в Церкви Бог вводит нас в совершенно новую жизнь, жизнь, которая начинается уже сейчас, но продолжается в вечности. За каждой Литургией Церковь взывает:

Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час Апостолом Твоим низпославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящих Ти ся: Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови в утробе моей. 

Если мы хотим жить в Духе Святом, необходимо прийти в храм и присоединиться к этой молитве.

Архитектурные и культурные достопримечательности

  • Храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов – самая древняя церковь монастыря, которая была первой каменной. При освящении первоначального храма присутствовал Иван Грозный. Позже к церкви пристроили трапезную церковь, на сводах которой и возвели новый Святоотцовский храм (предыдущий разобрали из-за ветхости).
  • Троицкий собор – этот храм построили в первой трети XIX века. Имел центральный престол и два придела. Сегодня его возродили в первоначальном виде.
  • Надвратный храм Симеона Столпника – расположен над воротами монастыря, в колокольне, высота которой составляет 45 м.
  • Храм Серафима Саровского – размещена в строении бывшей колокольни, в подклете корпуса больницы. Это был первый московский храм, посвященный этому святому.
  • В Синодальной резиденции Патриарха также действует церковь Всех российских святых.

Духовенство

Настоятели

  • Никита Скворцов (1857 — ок. 1892)
  • Владимир Остроухов (1901 — 1914)
  • Николай Скворцов (9 августа 1914 — 15 июня 1917)
  • Илия Гумилевский (1922 — ?)
  • Сщмч. Иоанн Смирнов (1925 — 1932)

1932 — 1991 — закрытие и осквернение

Иоанн Мазов (14 июня 1991 — 23 августа 1994)
Сергий (Рыбко) (с 1994)

Священики

  • Алексий Миролюбов (1901 — 1917)
  • Алексий Соколов (1901 — 1917)
  • Александр Соколов (1909 — 1917)
  • Сщмч. Иоанн Смирнов (1923 — 1925)
  • Алексий Страхов (1921 — 1927)
  • Алексей (упом. ок. 1927)

Диаконы

  • Димитрий Румянцев (1901 — 1917)
  • Алексий Сарыевский (1913 — 1917)
  • Феодор Смирнов (16 ноября 1917 — 1932)
  • Иоанн Овсянко (1927) протодиакон
  • Михаил Пирогов (1927) протодиакон

Как добраться до Даниловского кладбища

Одно из интересных мест с историей, которым славится Москва – Даниловское кладбище. Как проехать туда? Можно добраться на метро, выходить следует на станции Тульская. Также до кладбища ходят трамваи № 1 и № 8.

  • https://ikona-i-molitva.info/xram-svyatogo-duxa-soshestviya-na-danilovskom-kladbishhe/
  • https://pravoslavie.guru/tserkvi/opisanie-hrama-soshestviya-svyatogo-duha-na-danilovskom-kladbishhe.html
  • http://molitva-info.ru/tserkvi-i-hramy/tserkov-soshestviya-svyatogo-duha-na-danilovskom-kladbishhe.html
  • http://fb.ru/article/140988/danilovskoe-kladbische-kak-proehat-hram-soshestviya-svyatogo-duha-na-danilovskom-kladbische
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector