Биография и история жизни святой блаженной матроны московской

Житие каноническое и сказание народное

При православной канонизации святой, отмеченной народным почитанием, чудотворением при жизни и после смерти, было составлено житийное описание, в котором тщательно собраны исторически подтверждённые факты, выверенные как в духовном, так и в богословском отношении.

Матрона Никонова родилась незрячей, с веками, плотно сомкнутыми в пустых глазницах, где не было глазных яблок. Её матери было явлено пророческое знамение: сон о белоснежной слепой птице небывалой красоты.

От рождения маленькая Матрона имела особый знак на теле — выпуклость на груди, имеющую форму крестика, а при крещении над маленькой девочкой поднялся благоуханный столбик невесомого дымка.

Когда Матроне исполнилось семь, было замечено, что она заранее предупреждает о бедственных событиях, общественных и природных, а больные исцеляются по её молитве. Сострадательная Лидия Янькова, дочь местного помещика, путешествуя, возила девочку с собой, к святым лаврам, соборам и церквям. В кронштадтском Андреевском соборе настоятель, святой праведный Иоанн, пророчески объявил «восьмым столпом России» 14-летнюю Матрону.

В 17 лет Матрона Никонова потеряла способность ходить и оставалась «сидячей» ещё 50 лет, до конца земной жизни. Она практически не спала, коротая ночи в непрестанном молении — этот дар у неё также открылся с детства.

Матрона обрела пристанище в Москве, которую считала самой святой и прекрасной, несмотря на революцию и богоборческую власть. Не имела прописки, под постоянной угрозой ареста скиталась по углам и комнаткам коммунальных квартир. Везде, в любых условиях она, ни на что не жалуясь, продолжала исцелять, наставлять и пророчествовать.

В годы войны к ней приходили, чтобы узнать о судьбах родных и близких на фронтах Великой Отечественной. Матрона говорила, что победа будет за русским народом, что враг не возьмёт ни Москву, ни Тулу.

Дату своей смерти, 2 мая 1952 года, подвижница предвидела за три дня. Матрону Дмитриевну Никонову похоронили там, где она указала при жизни — на кладбище при Даниловском монастыре с одной из немногочисленных церквей, действовавших в то время.

В каноническое жизнеописание не вошли шёпотом передаваемые свидетельства о том, что в начале Великой Отечественной войны к московской провидице приходил И.В.Сталин, которому Матрона предсказала, что Москва не будет взята, а из начальства один он не покинет столицу. Этот визит описан в «Сказании о житии блаженной старицы Матроны», составленном Зинаидой Ждановой, у которой подвижница прожила 7 лет, с 1942 по 1949 год. «Сказание», содержащее также и другие принципиально непроверяемые сведения, отнесено к категории народных преданий, а крамольная икона, на которой изображены Матрона Московская и Сталин, считается недопустимой в любом православном храме.

Житие каноническое и сказание народное сходятся в главном: блаженная старица творила чудеса при жизни, творит их и после смерти.

Одна из самых почитаемых православных святых

Святая Матрона или как её больше любят называть — Матронушка. Она была бедной крестьянкой, к тому же слепой, но очень глубоко верующей. Когда она обращалась к Господу, по её молитве происходило множество чудес исцеления. Ещё при жизни к ней тянулись толпы людей. У неё, так же, проявлялся дар предсказывания.

Большую часть своей жизни Матрона провела сидя. Даже когда она была больной, до самой смерти не переставала принимать людей.

  • Сегодня останки Матроны хранятся в Московском православном монастыре. Из-за этого территория монастыря никогда не бывает пустой. Люди постоянно съезжаются, со всех районов страны, собирая длиннющие очереди. Они хотят прикоснуться к святой Матроне и просить её о многочисленных нуждах.
  • Посещение паломников разрешается в определённое время: с шести утра и до восьми вечера.
  • Люди знают и верят, что Матрона поможет. К ней обращаются о заступничестве, решение проблем со здоровьем, в бизнесе, в личной жизни, в бесплодии. Также, просят, когда что-то пропало и нужно найти.
  • Людей учат, как правильно молиться. Нужно начинать с определённых слов: «О, блаженная матерь Матрона » или «Святая праведная старица Матрона, проси Бога за нас»
  • Ещё нужно знать, как прикладываться к телу Матроны. Чтобы выразить ей своё почтение, перед этим снимают верхнюю одежду, оставляют вещи, сумки. Затем нужно успокоиться и сосредоточиться на молитве, потом покреститься дважды, столько же поклониться и вот теперь губами прикладываются к раке. После этого, нужно опять покреститься и сделать поклоны. Кланяться нужно низко, пока рука не прикоснётся к земле.
  • Люди в большом количестве несут живые букеты цветом, поэтому область вокруг раки, всегда утопает в цветах. Эти цветы не выбрасывают, а по одному раздают людям, остальные высушивают и хранят. Приносить можно розы, гвоздики, любых цветов, а вот сирень и хризантемы, только белые и ещё можно красные тюльпаны.
  • Многие люди рассказывают о своих переживаниях, что когда подходят к Матроне и молятся, то сразу чувствуется есть ответ или нет. На душе приходит покой, значит, прошение принято или чувствуешь отторжение, значит, нет. Но каждый знает и верит — Матрона хочет помогать всем. И если возникло негативное чувство, нужно подумать, что, может, просьба не является нуждой. Может, это прошение греховное или назло.
  • При жизни Матрона учила — «нужно доверяться Божьей воле, Господь всё устроит!»

Богослужения и правила поведения

Очень важно знать, что утренние и вечерние богослужения здесь совершаются ежедневно. Однако в 19.00 вечера у мощей Матушки Матроны читают Тропарь, и поэтому в это время к мощам прикладываться не разрешается

А в 20.00 с насельницами проходит крестный ход.

Как и в каждом монастыре, существуют особенные правила поведения. Здесь запрещается курить и пить какие-либо напитки, появляться в нетрезвом виде, снимать видео и фото, громко разговаривать, смеяться, приходить с животными, сквернословить, входить с включенным телефоном, приходить в майках, шортах, женщинам — с непокрытой головой, в коротких юбках и брюках.

Главная достопримечательность

В селе, на месте родного дома Никоновых, построили музей, куда стягиваются паломники из российских городов.

Игумен Агафангел отмечает, что эта памятная постройка чрезвычайно важна для православных верующих. Пришедшие могут воочию убедиться в том, что блаженная Матрона вела добродетельную и аскетичную жизнь, которая послужит ярким примером для восшествия на верный духовный путь.

Музей работает с девяти часов утра до пяти часов вечера. Во вторник достопримечательность закрыта на выходной.

  • В здании находится более сотни экспонатов, которые воссоздают быт того времени. Паломники и простые туристы могут увидеть здесь материалы по истории села Себино, рукописи о житии святой Матроны, большую коллекцию икон, а также объекты народного искусства (рубашки, сундуки, прялки и т.п.)
  • Территория комплекса постоянно облагораживается, местные власти следят за порядком и внешним видом. Люди любуются большим количеством спирей, лапчатников и разнообразных ив. За несколько лет после открытия музея, его территорию посетили более 100 тысяч человек.

Поездка к могиле святой Матроны Московской

Один из самых больших столичных некрополей хранит память о множестве известных людей, среди которых деятели искусства, писатели, художники. Но местом паломничества кладбище стало с тех пор, как здесь была погребена почитаемая народом старица, блаженная Матрона Московская. Сейчас, когда мощи святой находятся в Покровском монастыре столицы, не иссякает поток верующих к часовне на месте ее могилы.

Жизненный подвиг праведницы пришелся на трудные времена гонений, 1920-е – 1950-е годы. Родившаяся слепой, блаженная с малых лет проявляла особые духовные дарования, дар прозорливости. Она умела дать верный духовный совет, к ней шли за утешением, поддержкой. Уже при жизни старицы записаны случаи исцеления от болезней.

Свою кончину Матрона провидела за три дня. В оставшееся ей время земной жизни она продолжала принимать людей, ехавших со всей страны. Преставилась блаженная 2 мая 1952 года, погребение ее состоялось на Неделю жен мироносиц. Блаженная предсказывала, что сначала к ней будут ходить самые близкие, знавшие ее люди, но впоследствии верующие узнают о ней, пойдут к матушке со своими нуждами, за помощью, исцелением.

Действительно, все советские годы не иссякал поток паломников к блаженной. Долгие годы за захоронением присматривала почитательница Матроны, ее односельчанка Антонина Борисовна Малахова. По ее свидетельствам, не раз здесь происходили случаи исцеления больных, одержимых нечистыми духами. Днем и ночью к «Матронушке» шел поток паломников, многие брали песок с могильного холмика, веруя его целительной силе. В 1998 году мощи блаженной перенесены с кладбища в Покровский монастырь, с 1999 она прославлена в лике святых. Но на месте могилы матушки построена часовня, и, как и раньше, не иссякает поток людей, идущих со своими бедами и проблемами, множатся рассказы о чудесной помощи.

Целительский дар и предсказания святой

С мальства девочка усердно и часто молилась, а позже научилась с помощью своих молитв помогать людям. Приходящим к ней за помощью говорила, что исцеляет не она, а Бог по ее молитвам. Вскоре народ вереницей потянулся к порогу Матронушки. Блаженная исцеляла, помогала советом. Также она имела и пророческий дар:

  • Ею было предсказаны стихийные бедствия, перевороты и революции.
  • Говорила Матушка Матрона о тяжкой доле последнего Российского монарха Николая I. I. .
  • Также Матроной была предсказана Вторая мировая война.
  • Упоминала старица и о первом президенте Горбачеве и итоге, к чему привела его государственная деятельность.
  • О гонениях на веру при СССР: разрушениях храмов, осквернениях святынь, запрет на веру в Христа.
  • Одно предсказание касается XXI века, — «…Без войны война идет», — так виделось Матроне наше время.

Литература

  • Александровский М. И. Указатель московских церквей. — М.: Русская печатня, 1915. — 76 с.
  • Александровский М. И. Указатель древних церквей в местности Ивановского сорока. — М., 1917. — 36 с. (недоступная ссылка)
  • Бураков Ю. Под сенью монастырей московских. — М.: Московский рабочий, 1991. — 288 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-239-01172-9.
  • Великие святые: Матрона Московская, Ксения Петербургская, Серафим Саровский, Сергий Радонежский / под ред. А. Богословского. — М.: Эксмо, 2010. — 368 с. — ISBN 978-5-699-43775-7.
  • Вострышев М., Шокарев С. Вся Москва от А до Я. Энциклопедия. — М.: Алгоритм, 2011. — 1064 с. — 3000 экз. — ISBN 978—9.
  • Краснов А. Закат обновленчества // Грани : журнал. — 1973. — Январь (№ 87—88). — С. 235—274.
  • Левитин А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. — Кюснахт.: название, 1978. — Т. 3.
  • Москва: Энциклопедия / под ред. С. О. Шмидт. — М.: Большая Российская Энциклопедия, 1992. — С. 245. — 976 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-85270-277-3.
  • Паламарчук П. Г. Москва или третий Рим?. — М.: Современник, 1991. — 365 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-270-01254-5.
  • Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Москва в границах 1917 года. — М.: АО «Книга и бизнес», АО «Кром», 1995. — Т. 3. — 586 с. — 25 000 экз. — ISBN ISBN -9.
  • Рябинин Ю. В. История московских кладбищ / под ред. Е. Крыловой. — М.: Рипол-Классик, 2016. — 624 с. — ISBN 978-5-386-08320-5.
  • Судаков А. И. Известия Императорского Томского университета. — Паровая Типо-Литография П. И. Макушина, 1897. — Т. 12.

Могила Святой и обретение мощей

После того как матушка Матронушка уснула праведным сном в самом начале мая 1952 года, ее похоронили на Даниловском кладбище. Постепенно к ней стало приходить огромное количество народа, и особенно в конце XX века. Многие просили ее, чтобы она защитила, успокоила и решила их проблемы. С тех пор стало великим местом паломничества Даниловское кладбище. Могила Матроны посещается людьми еще и для того, чтобы взять с ее могилки горстку из песка, который обладает, по многочисленным свидетельствам, чудодейственными силами.

Весной 1998 года ее мощи были отправлены в Покровский монастырь. К месту ее погребения и по сей день приходят люди в надеже получить исцеление и помощь. Могила Матроны Московской на Даниловском кладбище и сегодня слышит молитвы, и там всегда горят свечи.

Сонник — Могила

Копать могилу — к козням противников, к потерям по собственной вине.

Видеть свежую могилу — к опасности или страданиям, новостям издалека.

Заглядывать в пустую могилу — к потере близких.

Видеть раскрытую могилу — к плохим вестям.

Быть в могиле под землей — к богатству.

Гулять среди могил — к неудачному браку.

Читать надписи — к неприятным хлопотам.

Упасть в могилу—оказать кому-то помощь в беде.

Старая, обветшалая могила — к болезни.

Если вокруг могилы растут деревья и цветы, из нее струится свет и появляется гроб, — это сулит счастье.

Приходить на солдатскую могилу — к воспоминаниям о чьем-то славном прошлом.

Места для поклонения

В Москве находятся 2 места связанных с Матроной. Это Даниловское кладбище и Покровский монастырь. Сначала останки оставались погребенными на кладбище. В 1998 году их эксгумировали и перенесли в храм при Покровском женском монастыре. Теперь мощи помещены в специальную гробницу и находятся на территории монастыря. С тех пор храм, где лежит святыня, стал очень посещаем верующими. Приходит множество верующих, чтоб приложиться к святым мощам.

На могилку тоже приходит немало людей. Она посещается христианами, как место для молитвы. Пришедшие на могилку просят помощи у святой, совета, а также приносят цветы и выражают благодарность Матронушке за чудеса исцеления и помощь. На могилку, как и к мощам, едут люди со всей нашей огромной страны, а также со стран-побратимов бывшего СНГ.

О пророчествах Матроны вы узнаете из этого видео.

Могила Матроны на Даниловском кладбище

Жизнь святой оборвалась 2 мая 1952 года. Похоронили Матушку на Даниловском кладбище.

Старица говорила, что на ее могилку только родственники приходить будут. Другими людьми погост будет посещаться редко. Но пройдет какое-то время, как народ узнает о месте захоронения святой, и будут приходить каждодневно на ее место захоронения множество верующих с молитвами и просьбами к ней.

Все так и вышло. После похорон могилка Матроны была посещаема лишь родственниками или редкими прохожими. Так продолжалось до конца XX века. Поменялось время, и начиная с перестройки, народ снова потянулся в храмы, монастыри, различные места православных святынь. Одним из таких мест стала могила Матроны Московской.

На погосте есть маленькая часовенка, перед входом в которую собирается большое количество верующих. Внутри находится гробница, фотография святой и цветы. Раньше каждый мог взять с собой горсть песка с могилки, сейчас же, вместо него дают свечи. Воск этих свечей вобрал в себя благодать, он будет помогать в молитвах к Матушке.

Люди приходят просить заступничества, успокоения и помощи у ее могилы. За местом тщательно ухаживают и постоянно приносят свежие букеты цветов. По свидетельствам тех, кто приходил помолиться, Матрона по-прежнему внимательна к просьбам прихожан. Она дает помощь и успокоение всем, кто к ней обращается. Этот участок земли пропитан теплотой и намолен тысячами прихожан.

Место захоронения Матроны находится по адресу: г. Москва, 4-й Рощинский проезд № 30, строение 1.

Мощи Матроны в Покровском монастыре

Традиция монастыря

В монастыре есть интересная традиция: все, кому помогла Матронушка, записывают в специальную книгу чудесные перемены в жизни, произошедшие с ними после поездки к святым мощам. Эта книга «Записи чудес». Любой желающий может ознакомиться с историями, которые в ней записаны. На страницах книги любопытствующий увидит много всевозможных чудес:

  • семейные бездетные пары, посещавшие храм, присылают трогательные фото своих первенцев;
  • больные онкологическими заболеваниями прилагают медкарты, где официальной медициной зарегистрирована их победа над болезнью;
  • есть рассказы, как после страшных аварий пострадавшие отделывались легкими ушибами да царапинами.

И подобных историй накопилось уже много. Листы книги постоянно пополняются новыми историями.

Как пройти к мощам без очереди

Храм и его периметр ежедневно наводняется толпами паломников. Нужно ждать своей очереди иногда по многу часов. Люди приходят рано утром затемно, чтобы быть в числе первых. Можно попасть к мощам и без долгих ожиданий.

Для этого нужно предложить свою помощь и поработать пару часов в монастыре. Обратитесь к охраннику возле храма, скажите, что пришли поработать. Вам выдадут платок и фартук, покажут работу.

После того, как закончите, сможете пройти без очереди к мощам святой.

Правила для прихожан

В храме не принято:

  • появляться в нетрезвом виде;
  • курить;
  • смеяться;
  • громко разговаривать;
  • фотографировать;
  • ругаться;
  • брать с собой с животных;
  • ходить с включенным телефоном.

Правила внешнего вида для прихожан:

  • не стоит приходить в храм в шортах и футболках;
  • одевать юбки и платья по колено или выше;
  • приходить в храм с оголенными плечами;
  • наносить макияж перед походом в храм;
  • ходить с распущенными волосами.

Адрес и распорядок работы храма

Адрес Покровского монастыря: Москва, улица Таганская, 58.

С понедельника по субботу посещение храма с 7 утра до 8 вечера, в воскресенье с 6 утра до 8 вечера.

Служба проходит ежедневно в утреннее и вечернее время. Крестный ход совершается в 20:00.

Обратите внимание: в 19:00 над мощами читается Тропарь, так что в это время посетители не могут приложиться к святыне

Местонахождение и маршрут проезда

Удобнее всего посетить для паломничества Покровский монастырь – он удобно расположен, там хранится бо́льшая часть мощей Матроны и ее чудотворная икона.

Покровский ставропигиальный женский монастырь, Москва

Особенно популярен монастырь среди православных женщин, которые страдают от бесплодия. Чудотворная икона и святой источник на территории подворья неоднократно помогали женщинам забеременеть и свидетельствовать о чуде. Обитель на Таганке с 1998 года хранит в красивой раке мощи старицы, монахини никогда не отказывают паломникам в молитве и общении. Каждый, кто попадает туда, потому рассказывает о чувстве невероятного спокойствия и умиротворения, которые они почувствовали там. Паломники сюда стекаются со всех точек России, а часто приезжают и из-за рубежа – все для того, чтобы почтить Господа и прикоснуться к православной реликвии.

В обители располагаются не только мощи старицы, но и:

Ее чудотворная икона.Источник воды – там можно набрать воды в свои бутыли или купить запечатанные в обители.Церковная лавка – тут можно приобрести свечи, иконы, освященное масло и святую воду.

Обитель на Таганке очень большая, ее территория вмещает трапезную, где паломники могут покушать, детскую площадку, где могут поиграть дети, храмовые помещения, где можно принять участие в богослужении. Поклонится мощам можно как во время богослужения, так и в перерывах между ними. Они хранятся в главном храмовом зале в специальной раке, куда выстраиваться очередь паломников.

Совет! Поскольку Покровский монастырь пользуется популярностью, там всегда много паломников и жаждущему преклонить колени человеку следует приезжать заранее и в будние дни. К мощам открыт ежедневный доступ, так что подбирать время специально не стоит.

На территории обители всегда две очереди: первая к храму, где хранятся мощи, вторая – к большой иконе старицы, которая располагается на наружной стене храма в виде фрески. Стоит отметить, что рака Матроны никогда не покидает территории обители.

Верующие просят помощи Матроны московской у Покровского монастыря

Обитель на Таганке можно найти на улице Таганской, здание №58. Она очень удобно расположена, москвичи и гости города с легкостью доберутся туда на метро или другом городском транспорте. Маршруты проезда:

Добраться до «Марксистской» остановки метро и выйти из него на улицу. Пешком добираться от станции метро по улице Таганской до обители – 15 минут и их можно пройти пешком. Туда же ходят и местные автобусы, и троллейбусы. Ехать надо до остановки «Большая Андроньевская»;От метро «Пролетарская» или «Крестьянская застава» по улице спуститься вниз до Абельмановской заставы. Это большая площадь, так что ее нельзя будет пропустить.

Покровский монастырь работает ежедневно, храм открыт с 7 часов утра до 8 часов вечера с понедельника по субботу, в воскресный день обычно больше желающих и храм увеличивает часы работы – с 6 часов утра до 8 часов вечера. Службы проходят в обители утром и вечером, так что даже работающему человеку будет легко подобрать время и посетить старицу.

Почитание умерших не надо превращать в культ, как это делают на радоницу

В описанном выше мало христианского и много языческого. И всё же христианские могилы часто рассматриваются именно в таком контексте. Чтобы пообщаться с душой умершего, идут туда, где логично ожидать самую сильную с нею связь, — к её телу. Для многих это просто психологический способ успокоиться, для других — бездумная формальность, для третьих — ритуал.

В православии есть такая дата — радоница. Праздник не христианский, он уходит корнями в языческий день поминовения предков. Это такой компромисс церкви и славянской традиции. Празднуется радоница в первый день после Пасхи, когда люди должны разделять с умершими радость Воскресения Христова. По задумке в этот день можно устроить застолье, либо побывать в храме.

Радоница на кладбище — один из примеров неправославного отношения к покойным

Но на практике радоница превращается в жуткое мракобесие. Особенно это характерно для юга России. Там праздник называют «проводы». Люди семьями выходят на кладбище, рассаживаются вокруг могил, накрывают на них скатерти и газеты, распивают спиртное, закусывают и устраивают торжественные кладбищенские пиршества.

Хотя в этой традиции нет ничего от православного духа, изжить её Церкви не удаётся. И это лишь частный случай тех странностей, которые прижились в околоправославном мире.

История кладбища

Даниловское, ныне известное большинству горожан как памятник истории, место последнего покоя множества людей, оставивших яркий след в истории города и страны, началось с события печального, страшного для Москвы: эпидемии чумы 1771 года. Как вспоминают современники, болезнь буквально косила горожан, умирало до 800 человек каждый день. К тому времени вышел императорский указ о запрете хоронить умерших в городской черте, да и власти опасались распространения заразы.

Так за пределами города возник некрополь, прозванный народом «чумным», а позже получивший название по имени Даниловской слободы. Так называлось село близ одноименного монастыря, основанного в XIII веке блгв. князем Даниилом Московским. Уже через год после появления кладбища здесь построен храм, посвященный мученикам – епископам Херсонским (1772). С 1830-х его сменила более обширная каменная церковь Сошествия Святого Духа, выстроенная в модном тогда стиле «ампир» по проекту архитектора Ф.Шестакова. Приделы посвящены мученикам Херсонесским и Успению Праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы.

Средства для возведения храма выделил купец Семен Лепешкин. К этому времени Даниловское уже не считалось «чумным». Горожане знали его как, прежде всего, купеческое кладбище. Ведь рядом было Замоскворечье, центр деловой жизни. Столичные краеведы отмечают, что на рубеже XIX-XX веков памятников московских предпринимателей здесь было больше всего, особенно в центральной части.

Именитые москвичи заботились о кладбище: к середине XIX столетия некрополь получил новую ограду. Близ него выстроили также богадельню: ведь дела милосердия, творимые как память об ушедших, много помогают спасеннию их душ. С начала XX века разросшийся некрополь получил второй храм, свт. Николая, а также часовню, посвященную этому святителю.

После революции

С 1917 года стали закрывать православные храмы, однако, церковь Сошествия Святого Духа продолжала действовать. Правда, в 1930-е ее захватили раскольники-обновленцы. Они владели зданием до 1946 года, когда его передали Московской Патриархии. Святодуховский – один из немногих храмов столицы, который не был закрыт советской властью. До настоящего времени здесь сохранилась оригинальная живопись XIX века (в 2000-е годы проводилась ее реставрация). Богослужения совершаются ежедневно, работает воскресная школа.

Особой страницей истории некрополя стала Великая Отечественная война: здесь, среди надгробий, разместились зенитная батарея, защищавшая небо столицы от немецкой авиации. Соорудили солдаты также бетонные доты, два из которых до сих пор можно увидеть на территории. Позже здесь же хоронили погибших солдат, умерших в городских госпиталях. На их братской могиле устроен мемориал по проекту А. Туманова (1965). После войны Даниловское становится местом последнего упокоения ученых, писателей, художников, спортсменов. Среди погребенных здесь:

  • историк И.Д.Ковальченко;
  • С.С.Аверинцев – философ, филолог, академик РАН, автор фундаментальных работ по истории культуры Византии, Руси. Больше всех других «регалий» Аверинцев ценил свое послушание пономаря при храме, так что даже просил написать на своем надгробии: «Чтец Сергей Аверинцев»;
  • искусствовед, театральный критик С.С.Дурылин;
  • писатель Ю.Яковлев;
  • краевед Михаил Александровский;
  • футболист В.Воронин, и другие.

Немало среди погребенных было и православных священнослужителей, иноков. С давних пор верующие приходят к местам упокоения старца Аристоклия, бывшего в начале XX века настоятелем Московского подворья Пантелеймоновского монастыря Афона, а также его ученика, иеромонаха Исайи. Всего же известно 17 похороненных на Даниловском угодников Божиих, почитаемых православными верующими. Здесь же, близ одного из немногих действующих храмов Москвы, «чтобы слышать службу», хотела обрести последний покой старица Матрона Никонова, ныне прославленная святая Русской Церкви.

Известные захоронения

См. также категории: Похороненные на Даниловском центральном кладбище, Похороненные на Даниловском мусульманском кладбище

На кладбище похоронены историк, академик АН СССР Иван Ковальченко, лингвист, член-корреспондент АН СССР Афанасий Селищев, филолог и философ Сергей Аверинцев, искусствовед и театральный критик Сергей Дурылин, историк и москвовед Михаил Александровский, художник и коллекционер Илья Остроухов, директор музея Художественного театра Фёдор Михальский, футболист, заслуженный мастер спорта СССР Валерий Воронин, писатель Юрий Яковлев, Герои Советского Союза Иван Зайкин, Илья Котов, Николай Сидоров, артист Борис Новиков.

Одна из самых известных могил Мусульманского кладбища — захоронение артиста балета, эстрадного танцовщика, хореографа и балетмейстера Махмуда Эсамбаева.

На Центральном кладбище часто посещаемой являлась могила причисленной к лику святых Матроны Дмитриевны Никоновой. Паломники ежедневно приходили, чтобы попросить у неё заступничества или взять на память с могилы горсть песка: считалось, что он обладал чудодейственными свойствами. В 1998 году мощи были перенесены в Покровский монастырь, но паломники продолжают посещать место её прежнего погребения. Всего на кладбище семнадцать могил, почитаемых православными верующими. Наиболее популярны среди них погребения афонского иеромонаха Аристоклия и старца иеромонаха Исайи.

На 2020 год купеческие могилы практически не сохранились.

О чем просят Матрону на могилке

Паломники приходят к месту, где была похоронена святая, молятся, берут с могилки песочек. Замечено, что матушка часто помогает в следующих случаях:

  • исцеление болезней, причем совершенно разных;
  • дарование супруга (супруги) и создание крепкой семьи;
  • во время путешествий;
  • защита от врагов;
  • в том, чтобы учеба складывалась удачно;
  • в материальном обеспечении и благополучии.

То есть просят о том, что обычно в повседневной жизни беспокоит человека и Матрона помогает своими молитвами в этом.

Читайте о молитве ко святой Матроне:

  • Молитва об исполнении желания
  • Акафист Матроне Московской
  • Молитва Матроне Московской о замужестве

Святая блаженная Матрона Московская

Матрона Московская — одна из самых почитаемых православных святых. Ещё при жизни она прославилась как великая благодетельница. В её доме всегда были паломники, которым старица Матрона помогала, наставляла, исцеляла, молилась о них. Ещё при жизни её почитали монахи Троице-Сергиевой лавры.

Матрона родилась в Тульской губернии, четвёртым ребёнком в бедной крестьянской семье, у немолодых уже родителей. Родилась она незрячей, с недоразвитыми глазными яблоками. Поначалу Наталья Никитична и Дмитрий Иванович Никоновы хотели отказаться от слепой девочки, отдать её в приют в соседнем селе Бучалки. Но однажды матери приснился вещий сон: прекрасная белая птица прилетела к ней на грудь, и женщина увидела, что птица слепа. Тогда она поняла, что дочь нужно оставить в семье.

С раннего детства Матрона обнаружила глубокую веру в Господа и способности к исцелению и предсказыванию будущего. В юном возрасте у неё отнялись ноги, но это не помешало Святой Матроне путешествовать и совершать паломничества по святым местам.

Житие гласит, что старица Матрона сумела за три дня предсказать собственную смерть, и до последнего дня не переставала принимать у себя страждущих. Её могила также была популярным местом паломничества в течение нескольких десятков лет, пока мощи не перенесли в Покровский монастырь на Таганке. Матрону Московскую канонизировали в 2004 году.

И сегодня десятки людей ежедневно приходят в Храм Матроны Московской в Покровском монастыре, приносят живые цветы, чаще всего — белые розы и хризантемы, которые Матрона любила больше всего, и Матронушка помогает всем страждущим. По свидетельству верующих, святая блаженная Матрона помогает в самых разных бедах и скорбях: тяжёлых болезнях, потере близких, бесплодии.

Заказать требы на официальном сайте

Анатолий Новиков

Мощи Матроны

В марте 1998 г. мощи Матроны были извлечены из могилы и перенесены в Данилов монастырь, а позднее в московский Покровский монастырь у Покровской заставы (ныне Таганская ул.), и помещены в гробницу (раку).

Мощи Матроны Московской – место паломничества многих сотен и тысяч верующих, страждущих прикоснуться к источнику благодатного чуда. В православной Руси, наверное, нет такого верующего, который бы не знал, где мощи Матроны. И нет такого дня, чтобы длинные очереди приехавших сюда из разных уголков России, не выстраивались бы, наконец попав в храм, приложиться к мощам святой, принести живые цветы, помолиться и попросить у блаженной старицы помощи.

Возможно, вам будет интересно:

  • Православный похоронный обряд
  • История кладбищ Москвы
  • Могилы святых в Москве

18 сентября 2017

Житие каноническое и сказание народное

При православной канонизации святой, отмеченной народным почитанием, чудотворением при жизни и после смерти, было составлено житийное описание, в котором тщательно собраны исторически подтверждённые факты, выверенные как в духовном, так и в богословском отношении.

Матрона Никонова родилась незрячей, с веками, плотно сомкнутыми в пустых глазницах, где не было глазных яблок. Её матери было явлено пророческое знамение: сон о белоснежной слепой птице небывалой красоты.

От рождения маленькая Матрона имела особый знак на теле — выпуклость на груди, имеющую форму крестика, а при крещении над маленькой девочкой поднялся благоуханный столбик невесомого дымка.

Когда Матроне исполнилось семь, было замечено, что она заранее предупреждает о бедственных событиях, общественных и природных, а больные исцеляются по её молитве. Сострадательная Лидия Янькова, дочь местного помещика, путешествуя, возила девочку с собой, к святым лаврам, соборам и церквям. В кронштадтском Андреевском соборе настоятель, святой праведный Иоанн, пророчески объявил «восьмым столпом России» 14-летнюю Матрону.

В 17 лет Матрона Никонова потеряла способность ходить и оставалась «сидячей» ещё 50 лет, до конца земной жизни. Она практически не спала, коротая ночи в непрестанном молении — этот дар у неё также открылся с детства.

Матрона обрела пристанище в Москве, которую считала самой святой и прекрасной, несмотря на революцию и богоборческую власть. Не имела прописки, под постоянной угрозой ареста скиталась по углам и комнаткам коммунальных квартир. Везде, в любых условиях она, ни на что не жалуясь, продолжала исцелять, наставлять и пророчествовать.

В годы войны к ней приходили, чтобы узнать о судьбах родных и близких на фронтах Великой Отечественной. Матрона говорила, что победа будет за русским народом, что враг не возьмёт ни Москву, ни Тулу.

Дату своей смерти, 2 мая 1952 года, подвижница предвидела за три дня. Матрону Дмитриевну Никонову похоронили там, где она указала при жизни — на кладбище при Даниловском монастыре с одной из немногочисленных церквей, действовавших в то время.

В каноническое жизнеописание не вошли шёпотом передаваемые свидетельства о том, что в начале Великой Отечественной войны к московской провидице приходил И.В.Сталин, которому Матрона предсказала, что Москва не будет взята, а из начальства один он не покинет столицу. Этот визит описан в «Сказании о житии блаженной старицы Матроны», составленном Зинаидой Ждановой, у которой подвижница прожила 7 лет, с 1942 по 1949 год. «Сказание», содержащее также и другие принципиально непроверяемые сведения, отнесено к категории народных преданий, а крамольная икона, на которой изображены Матрона Московская и Сталин, считается недопустимой в любом православном храме.

Житие каноническое и сказание народное сходятся в главном: блаженная старица творила чудеса при жизни, творит их и после смерти.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector