Служба в церкви: сколько длится и как проходит, какие и когда идут
Содержание:
- Протестантизм
- Чинопоследование вечернего богослужения и его порядок
- Что это за служба? Определение
- Древневосточные церкви
- Что это значит
- Подготовка ко всенощному бдению
- Примечания[ | ]
- Из каких частей состоит Всенощная?
- Правила посещения храма
- Последование всенощного бдения
- Во сколько часов начинается и заканчивается Рождественская служба в церкви?
- Виды и особенности богослужений
- Заключение
Протестантизм
Evensong — вечерня в Англиканской церкви
В ходе английской Реформации архиепископ Кентерберийский Томас Кранмер издал обязательную для реформированной Англиканской церкви Книгу общих молитв (первый вариант — 1549, второй — 1552), содержащую, в числе прочих, вечерню. Англиканская вечерня (англ. evening prayer или англ. evensong) была создана в результате переработки католических вечерни и повечерия. В 1662 году была издана новая Книга общих молитв, формально остающаяся главной богослужебной книгой до настоящего времени.
Последование англиканской вечерни — смотри Вечерня (в Англиканской церкви)
Ежедневное совершение вечерни обязательно для клириков, но в первые века Реформации это богослужение действительно совершалось во всех приходских церквах. В настоящее время вечерня ежедневно служится только в кафедральных соборах. Вечерняя молитва используется мирянами в основном в качестве личного молитвенного правила, для клириков её совершение по-прежнему обязательно.
Лютеранство
Первоначально вечерня сохранялась в структуре реформированных богослужений. Лютер сам положительно относился к этой службе, говоря, что она не содержит ничего, кроме Слова Божиего, гимнов и молитвы. Он только заменил «малые капитулы» римского бревиария на чтения текстов из Библии на родном языке. Древние мелодии для антифонов и кантиков были в дальнейшем адаптированы для евангелического богослужения. Помимо этого, рекомендовалось перед службой звонить в колокола (нем. kleine glocken). Тем не менее, в составе веспера сохранялись достаточно крупные фрагменты на латинском языке, что постепенно привело к исчезновению вечерни из литургической практики Евангелической Церкви. В XIX веке вечерня вновь была введена в состав лютеранских чинопоследований, впрочем и в настоящее время она проводится довольно редко.
Последовательность веспера включает пение псалмов, версикул, чтение из Библии и проповедь, кантики Магнификат и Nunc dimittis, заключительную молитву, Benedicamus и напутственное благословение.
Чинопоследование вечернего богослужения и его порядок
Ныне эта торжественная служба представляет собой соединение:
- Вечерни (перед чтимыми праздниками также совершается лития);
- Утрени;
- службы 1 часа.
Вечерня
Богослужение открывается возгласом диакона «Востаните!» и славословием Св. Троицы, которое во всеуслышание произносит священник. Затем священнослужители в алтаре трижды призывают собравшихся к поклонению Господу пением: «Приидите, поклонимся…»
Всенощное бдение
При пении хором Псалма 103, восхваляющего сотворенный Господом мир, священник, сопровождаемый диаконом, кадит храм, всех присутствующих. Кадильный дым здесь – образ Духа Святого, осеняющего Божие творение. Закрытие царских врат после каждения символизирует грехопадение людей. Покаянные стихи из Псалтири (псалмы 1-3), поемые при закрытых вратах, говорят о раскаянии грешных. В этот момент о своих немощах, грехах, призываются вспомнить все молящиеся.
Затем поются стихи 140 Псалма – вечернее моление Господу: «Да исправится молитва моя… Воздеяние руку моею, жертва вечерняя…» и стихиры, завершающиеся «догматиком», посвященным Воплощению Христа. На его пении отверзаются врата. Вход священнослужителей символизирует Рождество Христово для спасения людей.
Когда бдение происходит перед великими, престольными праздниками, после вечернего входа могут совершаться:
- чтение ветхозаветных паремий, посвященных празднику, святому;
- лития, сугубое моление; она происходит с выходом священников на средину храма или в притвор; многие храмы накануне престольных праздников служат литию под открытым небом, тогда она обычно сопровождается крестным ходом вокруг церкви.
По окончании литии происходит освящение хлебов, вина, церковного елея. Ему предшествуют молитва св. Симеона «Ныне отпущаеши раба Твоего…», а также пение «Богородице Дево радуйся»
Вечерня завершается пением «Буди Имя Господне благословенно», чтением 33 псалма, заключительным благословением («отпустом») священника.
Утреня
Она начинается тотчас после Вечерни с чтения Ангельской песни Рождеству Христову «Слава в вышних Богу…». Затем, при погашенных светильниках, начинается чтение 6 псалмов, повествующих о бедствиях царя Давида, о поиске помощи Божией. После третьего псалма священник перед царским дверьми совершает «в себе» (не вслух) 12 утренних молитв за всех предстоящих.
После Шестопсалмия следует Ектения, вслед за которой поется песнь «Благословен Грядый во Имя Господне…». Этими словами встречали Христа жители Иерусалима всего за несколько дней до Его Распятия. Ныне это песнопение – напоминание о Крестной жертве Спасителя.
Затем порядок богослужения предусматривает «стихословие Псалтири», то есть чтение одной из ее частей, или, по-гречески, кафизм. Всего их в Псалтири 20, выбор для богослужебного чтения определяется празднуемым днем. В некоторых храмах кафизмы читаются не полностью, но при монастырском богослужении никогда не опускаются.
Затем наступает кульминация всенощной: из алтаря выносится Евангелие. Священник снова обходит церковь с кадилом. При этом поются:
- по воскресными дням – так называемые «воскресные Непорочны», славящие Воскресение, имеющие припевом стих псалма 118 «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим»;
- если служба совершается накануне праздника, исполняются его песнопения, величание.
После чтения Евангелия начинается полиелей – помазание освященным маслом всех присутствующих. При этом читается канон воскресного или же праздничного дня.
Завершается Утреня славословиями Богу и Пречистой Богородице:
- поются «хвалитные» псалмы (со 148 по 150), прославляющие Божие величие;
- песнь Богородице.
На ее словах «Преблагословенна еси, Богородице Дево…» открываются царские врата, как знак разрушения преграды между Творцом и человеком. С возгласа «Слава Тебе, показавшему нам свет» начинается одно из древнейших песнопений – Великое Славословие. По его окончании хор поет воскресные либо праздничные тропари, затем следует заключительное благословение священника.
Первый час
Сразу за Утреней читается Первый час, уже готовящий верующих к главному таинству – литургии, связанной с Крестной жертвой Спасителя. На 1 часе воспоминается осуждение Господа Пилатом, предание на смерть.
Одновременно испрашивается благословение на новый день, прощение согрешений.
Что это за служба? Определение
Название службы показывает, что происходить она должна, очевидно, ночью. А термин «всенощная» говорит о продолжительности молитв – до рассвета. Греческое название службы «ἀγρυπνία» («агрипиния»), означающее одновременно «бессонницу» и «бдительность» говорит о том же самом.
Ночные моления в раннехристианской церкви
Действительно, традиция особенно усердно молиться во время ночи известна еще у первых христиан. Она восходит к Самому Господу. Евангелия повествуют о Его ночных молениях:
- перед избранием на служение 12 учеников (Лк. 6:12);
- накануне Преображения (Лк.9:28);
- перед преданием иудеям в Гефсиманском саду (Мф.25:36).
Полезные материалы
Нередко молились по ночам Апостолы. Св. Лука рассказывает о том, как свв. Павел и Сила ночью в тюрьме «молясь, воспевали Бога; узники же слушали их» (Лк.16:25). Традиция ночных продолжительных молитв постепенно утвердилась среди верующих.
Правда, бдение от захождения солнца до рассвета совершалось первыми христианами только при особых случаях, например, накануне Пасхи Христовой. По большей же части моления заканчивались около полуночи.
Монашеская традиция
С утверждением христианства в Византии продолжительные молитвенные стояния стали уделом иноков, но не везде.
Известны 2 наиболее распространенных с VI-VIII вв. богослужебных устава монахов – Константинопольского монастыря прп. Феодора (обитель также называлась Студийской, по имени некогда основавшего ее сенатора) и обители св. Саввы Освященного близ Иерусалима.
По местам происхождения эти уставы назывались Студийским и Иерусалимским, и отношение к ночным молениям было у них разным:
- монастырь прп. Феодора был общежительным, монахи жили под управлением настоятеля; продолжительные богослужения совершались ежедневно, дополнительное ночное бдение не требовалось; но, подобно первым христианам, студийцы могли совершать подобные богослужения накануне больших праздников;
- прп. Савва был духовным руководителем иноков-отшельников, которые всю седмицу молились по кельям, только накануне воскресенья приходя к общему храму; отцы, проведшие неделю без Божественной службы, нуждались в духовном подкреплении особенно усиленной молитвой; естественным образом в Иерусалимском Уставе появляется поэтому длительное бдение накануне праздников и воскресений.
В России
Русскими литургистами еще начала XX в. установлено, что на Руси последовательно сменили друг друга три богослужебных Устава:
- введенный, по-видимому, при князе Владимире Святом (X в.) Типикон церкви св. Софии Константинопольской, приходского храма, где бдение не было предусмотрено;
- Студийский, принесенный на Русь при прп. Феодосии Печерском (XI в.); благодаря высокому авторитету святого он распространился и по приходским церквям;
- Иерусалимский, появившийся на русских храмах с XIV в., когда он распространяется в Византии; этот иноческий Устав богослужения также распространялся на приходские церкви: особого устава именно для мирских храмов на Руси не было и не существует до сих пор.
Древневосточные церкви
Армянский обряд
Как правило, вечерня совершается накануне воскресных и праздничных дней, но опускается в будни. Чинопоследование схоже с иерусалимской кафедральной вечерней -VII веков. В составе армянской вечерни:
- «Отче наш»,
- отрывок из 54 псалма («Я же воззову к Богу, и Господь спасет меня. Вечером и утром и в полдень буду умолять и вопиять, и Он услышит голос мой» (Пс. 54:17-18),
- псалом 85 (перешёл из службы девятого часа),
- «Господи, воззвах» (в армянском варианте, это 139, 140 и 141 псалмы),
- «Свете тихий»,
- благословение вечернего света и ходатайственные молитвы,
- прокимен,
- просительная ектения,
- Трисвятое, псалом 120 с тропарём, «Отче наш» и отпуст.
Восточно-сирийский обряд
В Ассирийской церкви Востока вечерня совершается ежедневно, существует вседневная и воскресная (праздничная) вечерни. Последняя включает в себя:
- несколько псалмов и гимн, перешедшие в вечерню из девятого часа,
- принесение свечей и фимиама с гимном «К Тебе, Господи»,
- «Господи, воззвах» состоит из 140, 141, 118, 105 — 112 и 116 псалмов с «Аллилуйя» и антифоном,
- просительная ектения,
- Трисвятое и благословение народа,
- процессия с антифоном, «Аллилуйя» и «Отче наш».
Вседневная вечерня гораздо короче и состоит из Трисвятого, вечернего антифона, «Аллилуйя» и процессии с антифоном мученикам.
Западно-сирский обряд
Вечерня совершается ежедневно вместе с девятым часом. После начальных молитв, молитвы дня и респонсорного псалма (аналог прокимена) поются «Господи, воззвах», состоящий из 140, 141, 118, 105 — 112 и 116 псалмов с «Аллилуйя» и антифоном (как в восточно-сирском обряде). Характерна «седра
» (молитва фимиама) — особенная молитва, сопровождающая каждение (сохранилась и в литургии апостола Иакова).
Коптский обряд
В Коптской церкви сохранилось древнее последование вечернего собрания
, состоящего из собственно вечерни,псалмодии ивечернего каждения . В современной практике вечернее собрание совершается только накануне дня, в который полагается литургия.
Коптская вечерня восходит к египетской монашеской практике -V веков и отличается крайней простотой. Вечерня состоит из начальных молитв, 12 неизменных псалмов (116 — псалом 128 без 118-го), чтения Евангелия, тропарей, многократного «Господи, помилуй», Трисвятого, «Отче наш» и отпуста.
Псалмодия включает в себя начальные молитвы, псалом 116, хвалитные псалмы (148 — 150) и гимны.
Вечернее каждение, в отличие от вечерни, имеет сложный чин и происходит от древнего кафедрального богослужения. В состав вечернего каждения входят: начальные молитвы; молитвы к Богородице и святым; «молитва кадила»; первое каждение и ходатайственные моления; Трисвятое и «Отче наш»; песнопения и Символ веры; второе каждение; благословение крестом и свечами; ектения; чтение Евангелия с предварительной молитвой и «Аллилуйя»; третье каждение; «молитва разрешения»; поклонение Кресту и Евангелию; заключительное благословение.
Эфиопский обряд
В древности вечерня совершалась ежедневно, в современной практике — накануне праздников и в период Великого поста. Праздничные и великопостные вечерни схожи, но существуют и некоторые отличия. Общий порядок вечерни таков:
- начальные молитвы;
- троекратно повторяемое последование (прошение, псалом с припевом и гимн); на праздничных вечернях используются , и 140 псалмы, а на великопостных — первые два меняются ежедневно, а вместо 140-го читается покаянный псалом 50,
- благодарственная вечерняя песнь,
- чтение Апостола,
- песнь трёх отроков (отменяется в Великий пост) с последующим гимном,
- чтение Евангелия,
- вечерние молитвы и стихиры на псалмы 101 и ,
- троекратная молитва ко Христу,
- заключительное благословение,
- славословие, Символ веры, «Отче наш» и отпуст.
Что это значит
Среди простых людей чаще всего встречается такое название данного обряда как всенощная. Данный вид богослужения может проводится накануне вечером особо чтимых церковных праздников. Этот ритуал несет в себе объединение вечернего и утреннего богослужения, которые проводятся при большем освещении храма, нежели в другие дни.
Сколько длится по времени всенощное бдение? Изначально, свое название такая процессия получила из-за того, что начиналась поздно вечером и длилась всю ночь до рассвета
Но позже внимание было обращено на немощи верующих и длительность сократили, но название так и осталось
Наиболее чаще божественная литургия всенощного бдения проводится накануне:
Полезные статьи:
«ЗА САШУ…»
События, о которых пойдет речь, произошли зимой 1943–44 годов, когда фашисты приняли зверское решение: использовать воспитанников Полоцкого детского дома № 1 как доноров. Немецким раненным солдатам нужна была кровь. Где её взять? У детей.Первым встал на защиту мальчишек �… Читайте далее
О молитве последних Оптинских старцев
Протоиерей Андрей Ткачев о молитве для тех, кто не успевает молиться.
Верующий должен молиться, ничего тут нового. Он должен хотеть молиться, что уже сложнее, ибо не каждый и хочет. Нужно понуждать себя на молитву. А правило длинное, времени мало, и мы устаем, и мы мучаемся, и �… Читайте далее
«10 интересных фактов о святителе Спиридоне»
Греческая делегация Православной Церкви 30 октября привезла в Киев дар православным христианам — икону святителя Спиридона Тримифунтского и башмачок от святых мощей преподобного. Приведем интересные факты о святом Спиридоне Тримифунтском.1. Преподобный всю свою жизн… Читайте далее
Кот с большой буквы
Кот живет 3 года на кладбище… Хочу чтобы многие прочли и вдумались в то, что мы делаем для братьев наших меньших и что они для нас…
Я частенько наведываюсь проведать своих умерших предков на местное кладбище деревни N. Сегодня я в очередной раз там побывал после зимы. Но мен… Читайте далее
дней храмовых праздников,воскресных дней,праздников, которые отмечены особенным знаком в Типиконе,двунадесятых праздников,любого праздника по пожеланию настоятеля храма или относительно местных традиций.
Особенности проведения данного ритуала:
После проведения вечерни может проводится освящение вина, растительного масла, хлеба и пшеницы.Полное соблюдение всенощного бдения подразумевает чтение отрывков из Евангелии во время утрени, а также пение великого славословия, в котором человек благодарит Господа за прожитый день и просит помощи в ограждении от грехов.После богослужения происходит помазывание елеем верующих.
Подготовка ко всенощному бдению
Всенощное бдение — одно из самых любимых мною чинопоследований Православной Церкви. Не помню такого случая со времени переезда в Москву (1974 г.), чтобы мною было бы пропущено хоть одно всенощное бдение в канун воскресных дней и двунадесятых праздников. Испытываю шок, когда слышу про случаи, когда кто-то из священников совершает Литургию без всенощного бдения или даже без утрени. Как же так? Ведь в церковных правилах говорится, что поступая так, священник смертно согрешает.
Мистический смысл всенощной — напоминание о сотворении мира, блаженстве в раю, грехопадении, изгнании из рая и раскаянии. Параллельный смысл, как мы можем воспринимать — грехопадение России и грехопадение каждого из нас. И мир был сотворен не таким, какой он есть сейчас (Бог «не пощадил первого мира» /2 Петр.2:5), и страна наша была не такой разоренной, как сейчас, и человек был задуман на Троическом совете не таким, каким стал каждый из нас…
Вот наступила суббота. Позади напряженная рабочая неделя, а сегодня у многих выходной. И по Уставу, даже если пост, послабление в пище. Раздается удар в колокол. На часах 14.30. Рановато? На то оно и всенощное бдение.
После каждого удара звонарь читает 50-й псалом. Стало быть, не надо опрометью бежать в храм, есть время «на раскачку». Да, совсем другой ритм, все не спеша, с серьезным настроем. Не суетясь, входишь в алтарь. Совершаешь три земных поклона и, приложившись к престолу, в положении ниц читаешь «прощение». Оно будет читаться еще не раз: и перед облачением, когда все священные одежды на плече, и в конце малой павечерницы, и по окончании всенощного бдения, и при выходе из алтаря.
До начала всенощной служится малая вечерня и малая павечерница — службы, предшествующие всенощной, которые были предусмотрены Уставом, но затем как-то «выпали» из него, и теперь не служатся не только в приходских храмах, но даже и не во всех монастырях.
15.00. Пора начинать малую вечерню. Совершается она при закрытой завесе и только в патрахили и поручах. Из уст священника звучит Исусова молитва и, повернувшись лицом к народу, он глаголет: «Бог благословит начал молиться». Начал, начальные молитвы. Они предваряют и общую молитву. и частную. Этими же молитвами и завершается любое молитвословие (в этом случае они называются «исходные поклоны»).
Как известно, малая вечерня совершается без ектений и каждения. Только в самом ее конце — краткая сугубая ектенья. Малая вечерня, как и следующая за ней малая павечерница, настраивают на всенощное бдение. Они духовно разогревают.
Примечания[ | ]
- (Пс 62. 7; 87. 2; 91. 3; 118. 55, 62, 148; 133. 1; Неем. 1. 6)
- Лк. 6:12; Лк. 9:28-36; Мф. 26:36-45; Деян. 16:25. О частых бдениях пишет апостол Павел: 2Кор. 6:5; 2Кор. 11:27
- 1Пет. 5:8; 1Кор. 16:13; Кол. 4:2; 1Фес. 5:6; Откр. 3:2-3; Откр. 16:15
- 1Фес. 5:17; Еф. 6:18
- Православная энциклопедия. Акимиты
- Тертуллиан. De orat. 29; Киприан Карфагенский. De orat. Dom 36; Hist. mon. Aeg. Prol. 7.
- Ps. Athanas. De virgin. 33
- Успенский Н. Д. Чин всенощного бдения на православном Востоке и в Русской Церкви. // Богословские труды. — Сб. 18. — М., 1978. — С. 11.
- Типикон, сиречь, изображение церковнаго последования во Иерусалиме святыя лавры, преподобнаго и богоноснаго отца нашего Саввы. Тожде последование бывает и в прочих во Иерусалиме честных обителех: подобне и в прочих святых Божиих церквах. Глава 1. Чин малыя вечерни.
- Типикон. Глава 2. Чин великия вечерни, сиесть бдения всенощнаго, и утрени воскресныя. О бдениих всенощных, бывающих чрез все лето.
- СЛУЖЕБНИКъ съ поясненіями. Часть 1. Последованіе бденія и свящeнныя и божeственныя літургjи иже во святыхъ отцA нaшегw їwaнна златоyстагw.
- Главы 3, 4 и 5. О святых имущих бдение, полиелей и поемых на 6, аще прилучатся в неделю.
- Духовный смысл Всенощного Бдения
- Составные части всенощного бдения и их символическое объяснение
- СИМВОЛИКА СВЯЩЕННОДЕЙСТВИЙ И МОЛИТВОСЛОВИЙ ВСЕНОЩНОГО БДЕНИЯ
- Типикон. Гл. 7. Ве́стно же бу́ди, яко в малых обителех и соборных и приходских храмех, во дни недельныя, идеже всенощныя не бывают, или настоятель не изволит, поется вечерня великая, такожде и утреня во свое время сице:
- Типикон. Гл. 50. Начало с Богом святым, пентикостариа, сиречь пятьдесятницы, начинаемыя от святыя и великия недели пасхи утра, и кончаемыя даже до недели всех святых, обдержащия неоскудно на всякий день все последование. Во святую и великую неделю пасхи:
Из каких частей состоит Всенощная?
В большинстве храмов в нее входят:
- Вечерня;
- Утреня;
- Последование 1 часа.
Перед большими праздниками служба может дополняться:
- литией;
- освящением хлебов, вина, елея, которым затем помазуют верующих.
Символическое содержание службы – воспоминание пути человечества от Сотворения мира до Воплощения, проповеди, смерти и Воскресения Христа, а также Божия домостроительства спасения людей.
Вечерня
Бдение начинается со славословия Триединого Бога, Святой Троицы. Затем, при пении хором 103 псалма, прославляющего созданный Господом мир, священник кадит храм, обходя его по кругу. Это символизирует Самого Господа, ходившего в насажденном Им Раю во времена Адама.
Как правильно вести себя во время каждения?
В большинстве приходов верующие в этот момент стараются посторониться, давая дорогу священнику.
Существуют также разные мнения о том, следует ли во время каждения поворачиваться вслед за обходящим храм священником. Устав не содержит никаких пояснений по этому вопросу, так как предполагалось, что монахи – для которых он написан – молятся во время службы в стасидиях, высоких креслах, в которых можно как стоять, так и присесть. Расположены они были по стенам храма, соответственно, священник кадил каждого монаха.
Современные пастыри дают разные рекомендации:
- иерей Сергий Савенков на страницах журнала «Фома» утверждает, что «крутиться» за кадящим не нужно, достаточно небольшого поклона, как выражения смирения.
- существует также мнение, что неблагочестиво поворачиваться спиной к алтарю, поэтому молиться во время каждения надо повернувшись к нему лицом;
- а вот прот. Константин Пархоменко считает иначе: «Дело в том, что проблема поворачиваться спиной к алтарю совершенно надуманная. Священнослужители много раз за время службы поворачиваются спиной к алтарю. Думаю, что делать проблему из того, что человек повернулся спиной к алтарю, чтобы поклониться… во время каждения – крайность. А законов таких нет, это все обычаи».
Во всяком случае, во время каждения не принято делать замечания «неправильно» ведущим себя окружающим. Благодать, передаваемую через курение фимиама, следует принимать с должным благоговением.
Всенощное бдение
После каждения
Царские врата закрываются, символизируя потерю Рая после отступления от Бога. Последующие молитвы, песнопения, чтения – покаяние согрешивших, ожидание спасения. Среди них:
- ектения перед закрытыми царскими дверями;
- отрывки из Ветхого Завета (паремии).
После песней, посвященных празднику или воскресному дню врата открываются. При пении «Свете Тихий святыя Славы…» происходит вечерний вход.
Завершается служба:
- молитвой прав. Симеона Богоприимца «Ныне отпущаеши раба Твоего…»; его старец произнес, приняв на руки в Иерусалимском храме Младенца, принесенного туда согласно Закону;
- песнопением, прославляющим Матерь Божию, «Богородице Дево, радуйся…»
Утреня
Все это богослужение посвящено Иисусу Христу, Его Рождеству, земной жизни, смерти, Воскресению. Именно поэтому первые слова службы – Ангельское песнопение, которое услышали пастухи в ночь Рождения Мессии: «Слава в вышних Богу…»
Но после этого праздничного гимна в храме гасятся свечи. В темноте начинается чтение Шестопсалмия – 6 псалмов царя Давида, в которых – покаяние, ожидание спасения, благословения Бога.
Инок Трофим (Татарников), один из трех монахов Оптиной пустыни, убитых на Пасху 1993 г., однажды сказал о Шестопсалмии монастырскому труднику, который намеревался по делам выйти из храма: «Не уходи сейчас. Лучше раньше уйти или позже, а на Шестопсалмии выходить нельзя, Шестопсалмие — это Страшный Суд».
Центральный момент службы – Евангелие воскресного дня или праздника, перед чтением которого вновь следует каждение храма.
После этого читается Канон, посвященный празднику, воскресному дню, празднуемому святому (чаще всего несколько канонов совмещаются).
Богослужение завершается Великим Славословием, которым христиане приветствуют новый день. Тому же посвящено следующее далее последование первого часа.
Правила посещения храма
Существует негласный свод простых правил посещения храма, которые обычно подсказывает человеку его собственно сердце:
- Утром на литургию нужно прийти до начала, чтобы не спеша помолиться, приложиться к святым иконам, поставить свечи. От завтрака перед службой следует отказаться.
- Нельзя входить в храм в состоянии алкогольного опьянения.
- Женщины должны быть одеты в юбки или платья длиной не выше колен, а также покрыть голову платком или шарфом. Другие головные уборы, равно как и штаны, женщинам не полагаются. Существуют свидетельства о том, что масса женщин находится в аду из-за того, что они носили мужскую одежду.
- Мужчины должны снимать головной убор перед входом в храм. Следует надеть штаны, отказавшись от шорт.
- Нельзя просто так разгуливать по храму, празднословить, покидать храм до завершения богослужения.
Нельзя посещать храм и входить в молитвенное общение со священниками, поминающими еретиков и проповедующими ересь.
Важно!
Богослужения, совершаемые в храме – неотъемлемая часть жизни православного христианина. Домашнее молитвенное правило не заменит службы в храме.
Последование всенощного бдения
Храм — это место молитвы христиан. В нем служителями произносятся разного рода молитвы: и просительные, и покаянные, но количество благодарственных превышает остальные. По-гречески слово «благодарение» звучит как «евхаристия». Так православные христиане называют самое главное таинство, присутствующее в их жизни, — это таинство причащения, которое совершается на литургии, а до этого каждый должен подготовиться к причастию. Нужно поговеть (попоститься) хотя бы три дня, подумать над собственной жизнью, исправить ее, исповедовавшись у иерея, вычитать положенные молитвы, ничего не вкушать и ни пить, начиная с полуночи и до самого причастия. И все это — только минимум того, что должен проделать верующий человек. Помимо этого, желательно пойти на богослужение всенощного бдения, которое начинается с ударов колоколов.
В православном храме центральное место занимает иконостас — стена, украшенная иконами. В центре его есть двустворчатые двери, также с иконами, по-другому их называют Царскими или Великими вратами. Во время вечерней службы (сначала) их открывают, и перед верующими предстаёт алтарь с семисвечником на престоле (стол, на котором совершаются самые священные и таинственные действия).
Во сколько часов начинается и заканчивается Рождественская служба в церкви?
Рождественское богослужение в храме Христа Спасителя Предпраздничная служба начинается с раннего утра 6 января.
- Служба 1-го часа. Время — с 7:00. Зачитываются стихиры об исполнении пророчества о рождении Мессии.
- Служба 3-го часа. Время — с 9:00. Зачитываются стихиры о Боговоплощении.
- Служба 6-го часа. Время — с 12:00. Зачитываются стихиры с призывом встречать Христа, читается евангелие.
- Служба 9-го часа. Время — с 15:00. Зачитываются стихиры. В конце читаются изобразительны.
- В зависимости от дня, на который приходится Сочельник, совершается одна из вечерних Литургий: Василия Великого или Иоанна Златоуста. Время: в зависимости от храма с 17:00.
- Совершение Великой Вечерни Рождества Христова.
- Совершение Всенощного бдения Рождества Христова. Время: в зависимости от храма — с 17:00 до 23:00.
Строгой последовательности в проведении праздничной службе нет. В больших храмах и монастырях Рождественские богослужения (вечерняя, самая торжественная, часть) длятся 6-8 часов, в маленьких — 1,5-2 часа.
О точном времени Богослужения узнайте в храме, который собираетесь посетить.
Виды и особенности богослужений
Все храмовые службы делятся на 3 круга:
- суточный;
- недельный;
- годовой.
В суточный круг входит 9 богослужений. Моисей, когда описывал сотворение Господом мира, начинал день с вечера. Соответственно в Православной Церкви новый день начинается вечерним богослужением предыдущего дня.
В суточный круг входит 9 богослужений
В семидневный (недельный) круг входят службы, совершаемые на протяжении 7 дней недели. Все они посвящаются определенным событиям и святым. Годовой круг определяет службы всего года. Ежедневно почитается память определенных святых, вспоминается ряд событий, отмечаются праздники, проходят посты.
Утреня
Этот вид богослужения входит в суточный круг. Изначально оно проводилось рано утром, в настоящее время его проводят вечером сразу после вечерней, повечерия и полунощницы. В некоторых храмах может служиться рано утром. Чтения утрени посвящаются земной жизни Господа Иисуса Христа, благодарению Бога за прошедшую ночь.
Вечерня
Проводится по вечерам. Виды этого богослужения:
- Малая вечерня. Проводится в преддверии воскресения и праздника.
- Великая. Служится перед праздником, может совмещаться с утреней и первым часом во всенощное бдение.
- Вседневная. Может быть только в будние дни.
В субботу
В субботний день особенно прославляется Пресвятая Богородица, чтимая православными ежедневно на протяжении всей жизни. Почитаются святые, поминаются усопшие в вере миряне. Вечером проводится вечернее богослужение перед воскресной литургией.
В воскресенье
Этот день называется Малой Пасхой и вспоминает воскресение Господа нашего Иисуса Христа. Обязательно служится Божественная литургия. Миряне могут приступить к таинствам исповеди и причастия
Важной частью литургии является пресуществление Святых Даров
Всенощное бдение
Всенощной именуется служба, объединяющая последовательно вечерню, утреню и первый час. Она совершается накануне праздников. Раньше ее начинали поздно вечером и она длилась всю ночь, отсюда произошло ее название.
Всенощная служба совершается накануне праздников
Заключение
После канона на всенощной читаются стихиры на Хвалитных, а затем Великое славословие. Это величественное пение христианского гимна. Начинается он со слов «Слава в Вышних Богу и на земли Мир…», а заканчивается трисвятым: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас», произносимым трижды.
После этого следуют ектеньи, Многолетие и в конце читается «Первый час». Многие выходят в это время из храма, а зря. В молитвах первого часа мы просим Бога, чтобы он услышал наш голос и помог в продолжении дня.
Желательно, чтобы храм стал для всех тем местом, куда хочется вернуться. Чтобы остальные дни недели прожить в предвкушении встречи, встречи с Господом.
- https://ikona-i-molitva.info/chto-takoe-vsenoshhnoe-bdenie-v-cerkvi/
- https://tolkovanie.info/vsenoshhnoe-bdenie-razyasnenie-tserkovnogo-bogosluzheniya/
- https://molitva.guru/tserkovnye-tainstva-i-obryady/vsenoshhnoe-bdenie-tolkovanie-tserkovnogo-bogosluzheniya.html
- https://1001molitva.ru/tserkovnye-pravila-i-obychai/vsenoshchnoe-bdenie.html
- https://pravoslavie.guru/tserkovnye-obryady/vsenoshhnoe-bdenie-v-tserkvi-i-poyasneniya-k-nemu.html
- https://religiya.guru/obryady-i-prazdniki/tserkovnye-terminy-chto-takoe-vsenoshhnoe-bdenie-v-tserkvi.html
- http://fb.ru/article/306970/vsenoschnaya—eto-chto-takoe-razyyasnenie-tserkovnogo-bogoslujeniya