Убийство монахов в оптиной пустыни

Братство святых

Отец Мелхиседек, почему именно здесь, в Оптиной пустыни возник феномен старчества? В чем уникальность этой обители?

Об Оптиной пустыни историк Г.П. Федотов однажды сказал, что Саров и Оптина пустынь – два самых жарких костра, вокруг которых грелась вся Россия. Старец Варсонофий Оптинский, в прошлом полковник штаба императорской армии, служил в Казани, и ему оставалось несколько месяцев до производства в генералы – и вдруг он все бросил, чтобы стать монахом. Пожив в Оптиной пустыни, он в духовном озарении написал такие строки:

Такая вот в Оптиной пустыни сложилась духовная обстановка.

О том, чем удивительна Оптина, один из наших историков сказал так: многие монастыри имели своих подвижников – это и преподобный Сергий, и преподобный Никон, и старец Серафим Саровский, но в Оптиной были не только святые – там было святое братство. Это было уникальное средоточие духовности – целый монастырь!

Епископ Игнатий (Брянчанинов), наш величайший архипастырь, бывший учеником старца Льва, написал о настоятеле Оптиной пустыни архимандрите Моисее такие слова: «Отец Моисей терпеливым ношением немощей братии сумел собрать в Оптиной пустыни такое святое братство, которого не было и, думаю, не будет в России». Это оценка выдающегося архипастыря.

Однажды зажегшаяся свеча разгорелась многими светильниками. Старцы Лев и Макарий были в одно время. Единовременно – два старца! Преподобный Амвросий был духовным чадом старцев Льва и Макария. Учениками старца Амвросия Оптинского были старцы Иосиф, Варсонофий и Нектарий. И дальше-дальше-дальше… И закончилось в 1938 году расстрелом последнего настоятеля, архимандрита Исаакия (Бобракова). Получается, что около 100 лет – не прерывающаяся цепь святых людей. И уникальность Оптиной пустыни состоит в том, что она прославилась не отдельными личностями, а тут создалось целое святое монастырское братство.

Да, были проблемы, искушения, не все так гладко шло, но самое главное – что на протяжении 100 лет светильники эти не прекращались.

О том, что над обителью был особый Промысл Божий, говорит то, что в ней не было ни чудотворных икон, ни чудотворных мощей, ни особых святынь, которые бы привлекали паломников. В Оптину пустынь потянулись за старчеством и богомудрым советом. Именно старцы стали славой обители, животворным духовным родником. Старец Варсонофий Оптинский однажды сказал:

А как бы вы истолковали эти слова об Оптиной пустыни: «страна живых»?

Почему живых? Смерть может наступить гораздо раньше, чем остановится сердце, чем откажут почки, прекратит свою деятельность головной мозг, – смерть может наступить, когда из жизни уйдет вера, любовь. И наоборот, когда человек живет верой и духом, даже если он лежит как бревно, парализованный, но у него работает голова, работает сердце, – такой человек живее всех живых.

В Оптиной пустыни был слепой и парализованный монах Карп. Братия за ним ухаживали. И был в монастыре такой обычай: в великие праздники приходили братия петь церковные песнопения, и однажды один из них увидел его такое вот несчастное состояние и в духовном сострадании сказал: «Отец Карп, какой же ты несчастный человек! Все лежишь и лежишь!» – «Я несчастный?! Я не несчастный. Я хоть и лежу, да на Бога гляжу». Однажды этот инок сказал старцу Амвросию: «Вот, так жалко отца Карпа… Переживаю о нем: несчастный человек, лежит, да еще слепой. Нужно бы уход за ним организовать потщательней». Старец Амвросий ему отвечал: «Карп хоть слеп, да видит свет» – то есть тут такое мощное состояние человеческой души, которая преодолевает страдание и несет крест с благодарностью. Вот таких людей была целая страна. Страна живых, страна обетования.

Свидетельства

Когда там еще находились люди, услышал я такой разговор.

Ехала группа паломников в Оптину, и экскурсовод сказал всем писать записки. Одна паломница решила не писать записки в Часовню, поленилась в общем. Из группы же многие подали записки, чтобы братья помолились. И вдруг, спустя какое-то время, как она рассказывает, снится ей сон: сидит отец Василий на краю могилы и читает записки. Я смотрю, говорит женщина, он поминает имена, и я знаю о ком идет речь, а моих имен нет.  Он на меня так посмотрел и обратно читает записки. И женщина про себя подумала: «Ну какая же ты дура! Что ж ты натворила?!»

Есть замечательная восточная пословица: «Я жалею, что пришел поздно, но радуюсь, что не опоздал». О снах святой Иоанн Лествичник говорил, что это вещь довольно тонкая. Если они ведут к покаянию — они от Бога, а если к отчаянию – от дьявола. Ее они привели к покаянию, ей было показано, что духовная связь с Небом, с новомучениками – реальна. Я лично слышал эту историю, когда был 18 апреля в этом году в Оптиной Пустыни.

Мне приходилось бывать в Оптиной Пустыни и сейчас это тоже продолжается. Наместник Оптиной архимандрит Венедикт, Царство ему Небесное, надеемся, что он на небе перед Богом, управлял огромным монастырем — сейчас это 200 человек братии, 63 священника…

Б.К. Я перебью, а при отце Василии сколько было монахов?

А.М. Около 40 монахов и, наверное, 10-12 священников. Сейчас с подворьями их 63. На тот момент и нагрузка была совсем другая.

И вот чтобы был определённый порядок – таким братством надо управлять – он благословлял ежемесячно приезжать в монастырь с отчетом финансовым, бухгалтерским, юридическим – обо всей работе. Иногда это было легко, иногда не легко, потому что это было с определённым анализом и оценкой. И вот у меня сложилась такая традиция: я сначала шел к оптинским старцам, обходил их, чтобы они управили сердце отца-наместника — чтобы он сильно не напрягался вникать во все подробности, а потом шел к новомученикам. Но бывало, что я пропускал новомучеников, когда нужно было срочно бежать, если звонили, то обязательно была какая загвоздка, какие-то препятствия и проблемы.

Я сам прекрасно на себе почувствовал насколько важна молитва к ним.

И, наверняка, люди, которые во множественном числе приезжают в Оптину Пустынь, эту помощь получают.

«Ничего так не ищет русский человек, как святыни»

Почему же с такой злобой ополчились на святых подвижников в XX веке? Да уже и в XIX-м Церковь и ее святые у многих образованных людей были, мягко говоря, не в чести… Выискивали недостатки, подкарауливали ошибки и падения…

Всю суть негативного отношения к Церкви объясняет Достоевский. Он сказал однажды: «Русский человек ничему так не радуется, как падению праведника, и говорит: “А-а-а! Если такие столпы, если такие светильники пали, то что же спрашивать с нас, простых людишек? Если такие не смогли удержаться, то что мы, простые люди?” И грехопадением праведника оправдывают свой грех и свою нечестивую жизнь».

Но тот же Достоевский пишет: ничего так не ищет русский человек, как святыни и святого, чтобы найти ее и его и поклониться; и говорит: «У меня неправда, у меня грех, у меня беззаконие, но должна же быть где-то эта правда, эта святыня, эта чистота, эта святость?» – взыщет ее и поклонится ей.

И, кстати, Петр I однажды сказал: «Оправдывать свои грехи, ссылаясь на чужие, – это все равно что умываться грязью».

Поэтому тянулись люди в Оптину: потому что тут действительно были подвижники, и не один-два, а целое братство.

Про старца Амвросия Лев Толстой сказал потрясающую вещь: «Этот почти парализованный человек, вечно болящий и на одре лежащий, который еле мог перекреститься, принимал в день десятки и сотни посетителей, еле говоря им что-то на пользу души, и к нему тянулись люди со всех концов России, и мне кажется, что этот человек сделал для духовной жизни России больше, чем все ее бытоулучшители». Лев Толстой несколько раз был в Оптиной. Под конец жизни он был у своей родной сестры – насельницы Шамординского монастыря монахини Марии, и сказал ей: «Знаешь, Машка, я бы согласился пойти в Оптину пустынь и стать там простым послушником – (граф, всемирно известный писатель!) – и выполнять там любую черную работу, но только при одном условии: чтобы эти монахи не заставляли меня молиться!»

То есть самый тяжелый труд – духовный труд. Все что угодно легче: вагоны разгружать… – только не молиться.

Сюда ведь приезжали почти все столпы нашей словесности…

Даже если мы просто перечислим тех, кто вращался вокруг Оптиной, мы поймем ее значение. Одних только писателей сколько сюда приезжало! Гоголь дважды был в Оптиной – в 1850 и в 1851 году; Достоевский в 1876 году – самый продаваемый писатель, самый читаемый писатель, переведенный на многие языки мира. А какое у него потрясающее внутреннее видение человека! В его книге «Братья Карамазовы» узнается Оптина пустынь: то, что он увидел тут, он изобразил в этом романе. Но, конечно, старец Зосима – это не старец Амвросий, но впервые мир позитивно познакомился с монастырской жизнью и старчеством изнутри благодаря Достоевскому. Посещение им Оптиной пустыни сыграло значимую роль в его жизни, в его отношении к вере, Православию и монашеству в целом.

Петр и Иван Киреевские, Аксаковы, Тургенев, философ Соловьев, писатель Поселянин, Сергей Нилус, Алексей Толстой, Царская семья, Елисавета Феодоровна, Константин Романов – все они были в Оптиной пустыни. Из наших современников – Распутин, Солоухин, Белов, Солженицын…

Приезжал, будучи Президентом Российской Федерации, Дмитрий Анатольевич Медведев…

Это было в 2010 году?

Да. В 2010 году Дмитрий Анатольевич Медведев в его бытность Президентом был в Козельске и присвоил Козельску звание Города воинской славы, тогда он посетил и Оптину пустынь, и Предтеченский скит.

Когда в скиту не знали, что ему подарить, привели Дмитрия Анатольевича Медведева в келью старца Амвросия и сказали: «Вот в этой келье, в этом месте жил этот великий человек». И скитоначальник, отец Тихон, подарил ему молитву Оптинских старцев, красиво оформленную, и говорит: «А хотите, я Вам ее прочитаю?» И он прочитал молитву, на что Дмитрий Анатольевич Медведев заметил: «Какая всеобъемлющая молитва!»

В этой молитве есть какая-то простота, мудрость, которая понятна всем, а где просто, там ангелов со сто. Сколько раз мы ее дарили разным директорам кирпичных заводов, руководителям типографий, медикам, военным, и все были очень благодарны! И у многих руководителей, у которых я бывал, видел ее на стене или на столе под стеклом. Она написана в Духе и Духом.

Почему эта удивительная молитва родилась именно в Оптиной?

Потому что Оптина пустынь – это золотая чаша, в которую сливалось все лучшее, духовное вино России. Святые бывали во многих монастырях, а святое братство – только здесь. Старцы жили Богом, дышали Богом, и у старцев Бог был на первом месте, а когда Бог на первом месте, тогда все остальное на своем. Тогда просвещаются ум и сердце, и от избытка сердца уста глаголют такие богодухновенные молитвы.

Инок Ферапонт (Пушкарев): «Хочется, чтобы эта Пасха была вечной…»

В миру — Владимир Леонидович. Родился в Новосибирской области. Володя по характеру всегда больше любил уединение, чтение книг, рисование на лоне природы. Довольно рано его начали терзать мысли о поиске истины и смысла жизни, что отличало его от всех своих сверстников, предпочитавших тяжелым раздумьям шумные веселые гулянки. Хотя он и участвовал в местном ансамбле, любил играть на гитаре, но довольно быстро понял фальшивость прелести сценической славы. Владимир всегда отличался от остальных и не боялся этого. Казалось, что ему даже нравилось быть «чужим».

Он закончил ПТУ, работал в лесхозе, потом — шофером. Отслужив в армии, вернулся и продолжал работать по специальности, водил старенький автобус. Однако через год решил вернуться в армию на сверхсрочную службу. Известно, что за эти годы он освоил восточные боевые искусства, впоследствии Владимир продолжал ими заниматься, но окончательно бросил, когда тренер стал требовать соединения боевых приемов с медитацией — для будущего мученика это было неприемлемо. К вере он пришел благодаря одной женщине, которая после аварии пережила клиническую смерть. Она рассказала Владимиру о своем мистическом духовном опыте и посоветовала ему духовную литературу. Стоит отметить, что ее рассказ произвел на него огромное значение.

После армии Владимир окончил лесотехнический техникум и, уехав в Хабаровский край, стал работать егерем. Он всегда любил природу и тишину уединения. В течение трех лет он жил в таежной глуши неподалеку от озера Байкал. К тому времени он был уже верующим человеком, осознанно шел к Богу, вознося подвижнические молитвы в одиночестве. Позже он признается своему приятелю, через какие муки ему тогда пришлось пройти: бесы в ночной тиши смущали и страшили подвижника, а видя его твердость, представали перед ним в разных образах, требуя поклонения, и даже били…

В 1987 году Владимир принял решение отправиться в Ростов-на-Дону. Там он стал посещать Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы. Сначала помогал при храме, а затем устроился там работать дворником. Вскоре Владимир посетил старца Кирилла (Павлова), и он посоветовал ему оставить мир и уйти в монастырь. В Оптину пустынь Владимир пришел ночью, в июне 1990 года. Причем, он шел пешком от Калуги, преодолев расстояние в 75 километров! Через год его постригли в иноки с именем Ферапонт. В обители он исполнял послушание в трапезной, вырезал кресты из дерева, делал полки, плел четки, был хорошим звонарем.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы, г. Ростов-на-Дону

Инока Ферапонта называли Ангелом молчания сами насельники обители. Он был абсолютно неприметен, жил сокровенно, в молчании — первое время монахи удивлялись, почему инок Ферапонт ни слова не говорит, но затем привыкли к этому. Свыклись с его безмолвием настолько, что и про самого инока забыли. Настолько он был тихим и незаметным, что многие из насельников даже и не знали, что в обители есть такой инок по имени Ферапонт. Он был настоящим аскетом, молчальником, непрестанно творил Иисусову молитву, словом — жил, едва касаясь земли.

А вот другое воспоминание — паломницы Ольги, приведенное в этой же книге. Она находилась на втором этаже, когда под окнами остановился грузовик. В кузове сидел инок Ферапонт. Когда заморосил мелкий дождь со снежной крупой, все ушли в укрытие. Остался один инок Ферапонт. Глядя на него из окна, она удивлялась, почему он сидит в такой неестественной позе — на коленях, упав лицом вниз. Через полчаса картина была та же. То же самое было и через два часа, а инока, мерно перебирающего четки, уже припорошило снегом. Потом Ольга поняла, что ей «Господь даровал увидеть ту неразвлекаемую монашескую молитву, которую не в силах прервать ни дождь, ни снег», — пишет Нина Павлова.

В 1993 году веред той самой Пасхой инок Ферапонт раздал все свои вещи. Подарил даже инструменты, которыми вырезал кресты. Он сказал одному брату:

Убиенные монахи

На Пасху 1993 года в обители произошла трагедия. После ночного пасхального богослужения иноки Трофим и Ферапонт вышли на звонницу, прославлять Бога и звонить в колокола. В это время Николай Аверин подкрался к ним и нанес смертельные ранения. Та же участь ждала иеромонаха Василия: убийца мечом, на котором было нацарапано 666, убил и его.

На основании некоторых деталей предполагается, что убийство носило ритуальный характер. Похоронили братьев у восточной стены обители, чуть позже над могилами построили часовню, и практически сразу сюда началось паломничество верующих. Убиенные монахи Оптиной пустыни явили собой для всех православных христиан пример крепости веры и стойкости духа.

Оптинские новомученики

Русской Православной Церковью прославлены в лике новомучеников и исповедников 15 человек, из числа тех, кто пострадал в годы репрессий XX века: преподобномученики Евфимий (Любовичев), Пантелеимон, Лаврентий (Левченко), Серафим, Пафнутий, Рафаил, Игнатий, Викентий, Гурий, Иоанникий, Исаакий; преподобноисповедники Рафаил, Агапит (Таубе), Никон, Севастиан (Фомин); мученик Борис.

На Пасху 1993 года были убиты три монаха монастыря — иеромонах Василий и иноки Ферапонт и Трофим. Все трое были поражены в сердце длинным кинжалом с надписями на ручке «666», «сатана». Через 6 дней был арестован их убийца. Он был признан невменяемым и помещен в лечебницу закрытого типа, где находится и сейчас. В 2008 году над местом погребения убиенных монахов была построена часовня, в честь Воскресения Христова. На Страстную Пятницу в 1994 году в лесу, на пути от скита в монастырь, ритуальным сатанинским оружием — длинной иглой — был убит молодой паломник, друг детства послушника Александра, Юрий (Георгий), приехавший в Оптину пустынь на праздник Пасхи из Тольятти.

В 2004 году вышла в свет книга Нины Павловой «Пасха Красная», о трёх Оптинских монахах, убитых на Пасху 1993 года. Жанр книги — летопись событий, составленная на основе воспоминаний о новомучениках и рукописей, оставшихся от них.

В 2006 году в оптинском издательстве вышла книга «Оптина пустынь. Годы гонений», в которую были включены жития новопрославленных святых, составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). В следующем году был опубликован первый выпуск «Оптинского альманаха», большая часть которого посвящена гонениям советского периода. Также готовится к выходу сборник «Жития новомучеников и исповедников Оптиной пустыни». В этот сборник войдут жития преподобномучеников Евфимия (Любовичева), Лаврентия (Левченко), Иоанникия (Дмитриева), Серафима (Гущина), Рафаила (Тюпина), Гурия (Самойлова), Пафнутия (Костина), Игнатия (Даланова), Викентия (Никольского), Евтихия (Диденко), Марка (Махрова), Авенира (Синицына), Саввы (Суслова), мученика Бориса Козлова, преподобноисповедников Никона (Беляева), Рафаила (Шеченко), Севастиана (Фомина), а также письма преподобноисповедника Рафаила в полном объёме.

Пасха красная

Иеромонах Василий, инок Трофим и инок Ферапонт были убиты на Пасху, 18 апреля, ранним утром после Литургии. Судя по воспоминаниям, все трое так или иначе чувствовали приближение конца. Ощущалось что-то необычное, трагичное, тревожное в дни Великого поста и по всей Оптиной. Однако к этому относились, как к «традиционным» великопостным искушениям.

Оптина Пустынь. Введенский ставропигиальный мужской монастырь

Во время уборки в алтаре инок Филипп порезал руку ножом, очищая подсвечник. Зажав рану, он выбежал из алтаря. Послушник Александр Петров вышел за ним и, перебинтовывая рану, сказал: «Не понимаю, что происходит? За Страстную седмицу уже в четвертый раз кровь в алтаре…». Более того, известно, что обитель в ту пору целенаправленно запугивали, проводилась мощная психологическая атака — упорно ходили слухи, что монахов «скоро будут резать». Некоторым насельникам подбрасывали письма с угрозами и фотографиями гробов. Бывали случаи, когда некие люди даже выкрикивали в храме, что будут убивать монахов. Совершенно очевидно, что проводилось это не одним человеком, а целой организованной группой злоумышленников. Погибли же мученики от рук одного человека — Николая Аверина, которого впоследствии поймали и, признав невменяемым, отправили в психиатрическую больницу закрытого типа.

Рассказывают, что Пасха того года в Оптиной была необычайно многолюдна. Однако прихожане, уставая от долгой службы, расходились, и к Литургии верных оставались уже немногие. Церковь в Пасхальную ночь — это преизобилующая чаша благодати, щедро изливающаяся на своих чад. Звучит бесконечное «Христос Воскресе!», и душа ликует, забывая о времени, усталости и житейских заботах. «Христос Воскресе!», и сердце переполняет неземная радость. «Христос Воскресе», и чувствуешь, что смерти нет… Литургия закончилась в шестом часу утра. Все выходили из храма, обнимаясь, христосуясь, не в силах сдержать радость и переполняющую благодать. Инок Трофим отправился на колокольню, чтобы возвестить всему миру о воскресшем Христе. Не найдя там отца Ферапонта, он вернулся за ним и позвал на колокольню. И вот — два лучших звонаря Оптиной, рассекая благовестом мрак и тишину, стали славить Христово Воскресение.

Иноки Трофим и Ферапонт

Но звон умолк… Первым мгновенно был убит инок Ферапонт. Второй удар принял инок Трофим. Несмотря на смертельное ранение, он последним усилием всем телом подтянулся на веревках и ударил в набат, чтобы предупредить остальных насельников об опасности. Это услышал и отец Василий, который спешил в скит, чтобы начать исповедь. Он обернулся и лицом к лицу встретился с убийцей, который потом в спину вонзил в него тот же нож. Все трое были убиты самодельным ритуальным ножом с гравировкой «сатана 666». Но отец Василий умер не сразу. Его обнаружили еще живым и внесли в храм, положив у раки с мощами преподобного Амвросия. Он скончался по пути в больницу.

Внутренний вид часовни, построенной на месте погребения трех монахов, убиенных в 1993 году

Уже 27 лет прошло со дня гибели трех оптинских монахов. Сегодня на месте их могил в Оптиной пустыни построена часовня, куда стекаются многочисленные паломники, чтобы почтить память и помолиться о заступничестве трем мученикам. Конечно, сердце не может не содрогнуться и не заскорбеть, вспоминая о страшных событиях той Пасхи. Но вместе с этим… душу переполняет необъяснимое чувство величия Божия, у Которого все премудро, все своевременно. Господь забрал трех монахов, явив миру новых подвижников, новые примеры святой жизни и свидетельство вечной торжествующей Пасхи, которая ожидает каждого воина Христова, верного Богу до последнего вздоха.

Монашеская жизнь предполагает наличие духовного наставника

Многим запомнилось утверждение архимандрита Гавриила (Бунге) о том, что закрытие монастырей в нашей стране не означало конца монашества, так как даже в годы официального атеизма сохранялась традиция старчества, благодаря которой сохранилось и монашество. Кто-то из церковных исследователей говорит, что и в России ХVIII века монашество, которое практически сходило тогда на нет, возродилось благодаря преподобному Паисию (Величковскому), от которого берет свое начало и Оптинское старчество. Можно ли говорить о том, что, пока есть наставничество, будет живо и монашество, и наоборот?

Монашеская жизнь предполагает наличие духовного наставника. Пусть он будет не таким великим и не таким святым, или не таким опытным, как Оптинские старцы, но, тем не менее, именно духовное руководство, сам факт того, что человек вверяет свою волю духовнику, является основой духовного делания. Об этом кто-то из древних отцов, кажется, преподобный авва Пимен, говорил так: «Наша воля – это медная стена между человеком и Богом». И действительно – Господь ко всем обращается, для всех хочет спасения: Се, стою у двери, и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр. 3: 20). Но люди зачастую почему-то не так уж и охотно отверзают двери своего сердца Христу. Наверное, потому что голос собственной воли заглушает Божественный призыв. Человек порой просто не слышит его. Или, может быть, слышит, но не воспринимает.

Казалось бы, что нам нужно? Просто прийти и взять то, что предлагает Господь: Вкусите и видите, яко благ Господь (Пс. 33: 9). Но почему-то после грехопадения, после того, как человек потерял непосредственный контакт с Богом, не так много находится желающих сделать это. Когда же мы начинаем отсекать свою волю и следовать духовным советам наставника, мы разрушаем «медную стену» между собой и Богом и приобретаем возможность слышать Его голос, воспринимать Его призыв.

Помните ветхозаветную историю пророка Самуила? Святая праведная Анна была бесплодной и попросила первосвященника Илия помолиться о ней. Когда по его молитве у Анны родился сын, она отдала его на служение Богу (см.: 1 Цар. 1:28). Отрок Самуил жил в доме первосвященника и несколько раз ночью слышал голос, который звал его: «Самуил, Самуил». Он тогда подбегал к первосвященнику, думая, что тот зовет его. Но старец понял, что это Господь зовет Самуила, и сказал, что ему следует делать: Ты скажи: говори, Господи, ибо слышит раб Твой. И Самуил поступил по совету своего старца (см.: 1 Цар. 3:1–9). Эта история о том, что неопытный человек не понимает, Божественный ли голос обращается к нему, не знает, как на него отвечать, может быть, даже не слышит его. Опытный же умеет различать явления духовного мира, наделен даром рассуждения и может наставить послушного на правильный путь.

Прп. Амвросий Оптинский

Известен случай, когда один монах, духовником которого был преподобный Амвросий Оптинский, сказал старцу: «Батюшка, знаете, я не вижу в вас никаких особенных духовных дарований, вижу только, что у вас есть дар рассуждения». На что старец ответил: «Ну, хорошо, хоть что-то есть», – и так отпустил его. Прошло время, и этот монах прочел в патерике историю о том, как собрались опытные старцы и стали рассуждать, какая из добродетелей является наиболее значимой для духовной жизни. Один говорил о молитве, другой о посте, третий о воздержании. Посоветовавшись, они пришли к выводу, что самая главная добродетель – это добродетель духовного рассуждения. И монах понял: тό, в чем он обвинял старца, на самом деле и было той самой высокой духовной вершиной, которой только может достичь человек. Ведь только очень опытный подвижник может различать источник каждого внутреннего движения мысли или чувства – от Бога ли оно или нет. Именно таким даром рассуждения он может ограждать своего ученика от падения в прелесть, и вообще от злых и даже погибельных намерений, поступков, решений.

Служение миссионерское

В эти годы Саратов был наводнен множеством раскольников. Секты враждовали между собой, сходясь только в одном: в ненависти к православным, которых в сравнении с ними было меньше. Кроме того, многие из православных, долго находясь среди раскольников, пребывали в состоянии двоедушия и сомнения.

Именно в этот период Господь открыл Родиону новую возможность для служения людям – служение миссионерское, апостольское, способствовавшее возвращению в лоно Матери-Церкви многих и многих заблудших и погибельно отпавших от нее душ раскольников. Известный в Саратовской губернии старец Семен Климыч посоветовал благочестивому юноше заняться собеседованием с раскольниками с целью побудить их присоединиться к Православной Церкви…

Родион начал вести беседы о вере, основываясь единственно на слове Божием и на изъяснениях оного святыми отцами Церкви. Постепенно он подводил отпавших от истинной веры к осознанию того, что, оспаривая Священное Писание и святоотеческое толкование, они превращались в противников Христа, Его слов и учения, то есть в „антихристов». Этот новый оборот, который приняли собеседования, привел в движение раскольников, озадачил их и во многом способствовал убеждению в истине. Раскольники то и дело либо сами приходили к своим противникам, либо зазывали их к себе на беседы. Будущий старец стал с ними заниматься много и успешно…

Братство, возглавленное Родионом, стало известно далеко за пределами Саратова. Видя, что Господь благословил начальные труды успехами, Преосвященный Иаков испросил у Святейшего Синода дозволения учредить в своей епархии миссию для обращения раскольников. Сохранились достоверные сведения о том, что Родион Пономарев был одним из самых ревностнейших и деятельнейших миссионеров. Но, рассказывая впоследствии в Оптиной Пустыни об этом периоде саратовской жизни, старец Иларион свое личное участие в делах миссии всегда оставлял в тени, проявляя столь свойственные ему скромность и смирение.

Николай Аверин

Николай Николаевич Аверин родился 13 июня 1961 года в Калужской области . В 1990 году он впервые попал в поле зрения правоохранительных органов , совершив изнасилование , однако жертва забрала заявление. Через год, в апреле 1991 года, Аверин вновь совершил изнасилование, сопряжённое с нанесением тяжких телесных повреждений своей жертве. Однако 8 августа 1991 года его отправили в психиатрическую клинику, признав невменяемым.

В феврале 1992 года Аверина выписали из стационара. Ему дали третью группу инвалидности . Аверин вернулся в родное село Волконское в Калужской области, находившееся неподалёку от Оптиной пустыни.

Иеромонах Василий (Росляков). 32 года

Мирское имя — Игорь Иванович. Родился в Москве 23 декабря 1960 года. Окончил факультет журналистики МГУ, но по профессии никогда не работал. Мастер спорта международного класса по водному поло, входил в состав сборной СССР, участвовал в международных соревнованиях в Европе. В одной из таких поездок он познакомился с голландской переводчицей, с которой стал переписываться. За это его обвинили в «шпионской связи с иностранными гражданами» и не пустили на соревнования в Канаду. Расстроенному Игорю верующая преподаватель истории посоветовала сходить в храм. После этого молодой человек оттуда уже не уходил. Удивительно, но продолжая профессионально заниматься спортом, он всегда соблюдал пост и это никак не отражалось на результате. «Главное, чтобы были силы духовные», — говорил он.

По совету известного старца, архимандрита Иоанна Крестьянкина, Игорь бросил спорт и ушел в монастырь. Мать была категорически против: она даже приезжала к сыну в обитель и уговаривала уйти. В монастыре пришлось делать самую разную работу: помогать на стройке, убирать территорию, дежурить у монастырских ворот. Позже нес послушание летописца монастыря. После пострига и рукоположения стал замечательным проповедником и окормлял заключенных в соседнем городе. Через шесть лет после мученической кончины сына его мать Анна Михайловна приняла монашеский постриг с именем Василиссы.

Покажи мне, Владыка, кончину мою, Приоткрой и число уготованных дней, Может, я устрашусь оттого, что живу, И никто не осилит боязни моей.

Приоткрой, и потом от меня отойди, Чтобы в скорби земной возмужала душа, Чтобы я укрепился на крестном пути Прежде чем отойду, и не будет меня.

(Стих иеромонаха Василия)

Миссионерские итоги

Б.К. Я наблюдал как нехотя распространяется все что произошло тогда – никто не верил в это. И когда ты говоришь: — Я там был, и я видел отца Василия, и с ним вместе учился, у нас с ним была одна для меня крестная, а для него фактически духовная мать, которая привела его во многом к Церкви – благочестивая женщина Тамара, дай Бог ей здоровья.

Как он ушел в монастырь, как он закончил институт – мы же оба были спортсмены, об этом мало кто знает.

Один известный спортсмен Владимир Сальников сказал такую мысль: «В спорте человек проживает жизнь, он ее моделирует». Мы с ним уже умерли, когда я пошел на журфак, а он — в монахи. Тогда мы уже как спортсмены умерли. Это совершенно другое отношение к жизни – если спортсмен профессиональный.

И вот я хотел бы попросить Вас сказать или вспомнить главные миссионерские итоги этого четвертьвекового пути. Это же воцерковленные люди, родственники, друзья…

Когда я приехал в 1994 году в Сербию, и вижу, что стоит брошюрка, тоненькая – это, говорят, наши заступники.

Архимандрит Мельхиседек: Интересно.

У отца Трофима в семье было пять детей, среди них было три брата и две сестры. Он один из трех братьев. Так вот со временем племянники, которые были далеки от веры, тоже пришли в храм.

Он родился в Тулунском районе Иркутской области в маленьком селе, где даже храма не было. И он говорил: – Задыхается душа без храма, в Оптину хоть по шпалам, но пойду.

А потом оказалось, что эта трагедия родных и близких привела к вере. Мало того, его родная мама стала монахиней — монахиней Марией. А родная мама отца Василия…

Б.К. Которую мы с Вами видели недавно в Оптиной…

А.М. Она стала монахиней Василиссой. Они как спорте – подхватили эстафетную палочку.

Дело служения Богу продолжается.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector