Цвет одежды буддийских монахов

В древние времена монахи не носили какой-либо особой одежды

Одежда монахов не всегда имела такой вид, какой она имеет в наши дни. Примерно до 3 века она практически ничем не отличалась от одежды народов тех стран, где располагался монастырь или же жила монашеская община.

Так Н. Д. Тальберг в «Истории Церкви» пишет о первых монахах Египта, живших под руководством преподобного Пахомия:

Преподобный Пахомий Великий. Египетская икона. В монастыре преподобного Пахомия все монахи носили простую, свободную одежду, куколь и тапочки

Одеяние священнослужителей и монахов ведёт своё происхождение от той одежды, которая получила своё распространение в древнем мире. Например, на Западе в обиходе обычно употреблялись длинные платья с узкими рукавами.

На Востоке платья имели широкие рукава и напоминали нашу рясу. До сих пор можно отметить тот факт, что национальные костюмы многих восточных народов походят на одеяние православных священнослужителей. Естественно, что со временем стиль одежды изменился, при этом облачение клириков осталось прежним.

Одеяния православных священников и монахов похожи на национальную одежду восточных народов.

Монашеская одежда и одежда священнослужителей выделяет их среди мирян. Историки Церкви указывают на тот факт, что похожую одежду носил Господь наш Иисус Христос. Именно поэтому подрясник и ряса считаются одеждой Христа.

Внешне она выражает учение о Церкви как о Царстве не от мира сего. В Россию, рясы пришли из Греции в XVII веке. Позже их адаптировали к российским условиям, и они приняли современный вид.

Символ веры

Ряса священника – символ духа и веры, визуальное свидетельство отрешенности от мирской суетности. Для любого верующего мир и покой в сердце, духовное пребывание с Богом – основная цель и задача. Но для духовенства и монашества в особенности. И внешнее одеяние священника приводит в соответствие это духовное состояние, как бы напоминает о нем и помогает достичь равновесия, являясь прообразом того одеяния, в которое облачался сам Христос.

Стоит подчеркнуть, что особо значим и черный цвет монашеских подрясников и ряс: по сути, это отсутствие самого цвета, яркости цветового спектра, символ настоящего отречения от суеты мирской и сосредоточения на жизни внутренней и общении с Господом.

Почему священники носят черную рясу?

02.11.2015 20:10

Одеяния священников бывают повседневными и богослужебными. Повседневным одеянием монашества и духовенства всех степеней являются ряса и подрясник. Подрясник – представляет собой длинное, почти до пят, нижнее одеяние с узкими рукавами и наглухо застегнутым воротом. Ряса – одевается поверх подрясника и выглядит как длинное одеяние-платье с длинными, широкими, ниже ладоней рукавами. Богослужения священнослужители совершают в особых одеждах- облачениях.

Все церковные одежды глубоко символичны и имеют свою историю, поэтому их основа неизменна. Ряса и подрясник по своей сути напоминают одежду Спасителя. Само слово «ряса» имеет греческое происхождение от слова «то расон», что в переводе дословно означает — «поношенная, вытертая, лишенная ворса». Именно такую, поношенную и неприглядную, почти нищенскую одежду полагалось носить монахам в древней Церкви. И позднее ряса из монашеской среды вошла в обиход всего духовенства.

Ряса и подрясник имеют свое символическое значение – это являются свидетельством отрешения от мирской суеты, отказ от всех благ материального мира и обретение духовного покоя. Эти одеяния символизируют одежды Иисус Христос, и означают, что монашество и духовенство призвано подражать Его жизни.

Но почему тогда для таких священных одежд выбран черный цвет, почему попы одеваются в одежды траурного цвета, ведь их призвание – нести в мир добро и свет? Скорее всего, такой выбор основан на строгости черного цвета, на его торжественности. Ведь когда идешь к высшему руководству – принято одеваться строго и скромно, а Бог для священнослужителей – и есть царь и начальник. Но у священнослужителей есть и другие, цветные одежды, голубые, белые и красные, которые они одевают в алтаре перед служениями праздничных месс.

Повседневный черный цвет одеяния священника служит его образом покаяния. Священнослужитель считает себя грешным, и, нося черный свет – он осознает всю свою немощь, всю свою болезнь, и ему нужен Врач и Спаситель. Черная одежда попа – символ покаяния для мирян. Но когда священник входи для богослужения в храм – он надевает праздничные цветные одеяния – потому что служение Богу – высшая радость и это всегда праздник. Поэтому и в храмах всегда так ярко, красочно и празднично – это дом Света, дом Всевышнего.

Даже во время Великого поста, черный и фиолетовый цвет – являют в себе не печаль и уныние, а деяние покаяния и очищения от греха. Печать по Господу и Спасителю – несет в себе спасение, и священники своими одеждами несут в себе призыв всех к покаянию и смирению.

Если у Вашего предприятия есть проблема с отходами, тогда Вам будет нужен пресс пакетировочный, который позволяет значительно уменьшить объемы занимаемой территории отходами, и сэкономить на вывозе мусора. Такой пресс используют на сегодняшний день множество предприятий. Купить пакетировочный пресс Вы сможете на сайте компании 1-top.ru по выгодной цене.

Монашеское одеяние в православии для монашеских степеней установлено разное

Костюм православного монаха отличается в зависимости от той степени монашества, к которой он принадлежит. Под степенями православного монашества понимают те этапы, которые православные монахи и монахини должны пройти в своей жизни в монастыре.

Так как монашеские обеты в православии, принимаемые человеком, влекут за собой пожизненную обязанность их исполнения перед Богом. Именно поэтому они не могут быть дать легкомысленно и степени монашества возрастают от простого к сложному.

В некоторых монастырях РПЦ насчитывается до 6 ступеней подготовки к ангельскому образу.

Русская Православная Церковь имеет традицию, согласно которой после того, как поступающий в монастырь прошёл послушнический искус (испытания) может стать монахом и в дальнейшем пройти три степени монашества.

Эти степени различаются количеством даваемых перед Богом обетов, а также различными аскетическими правилами поведения и послушания. Кроме того, они носят разные монашеские одеяния.

Постриг в иноки в Валаамском монастыре. Здесь существует своя традиция, согласно которой первый постриг совершается в инока, который с рясой надевает уже клобук

Во время монашеского пострига постригающийся в монахи приносит обет отречения от мира и ему даётся новое имя. Оно избирается в честь того святого, который становится покровителем постригаемого. Стоит при этом отметить, что в некоторых монастырях уставы предусматривают до шести ступеней подготовки к ангельскому образу. Первые три из них следующие:

  1. Трудник или трудница. Это человек, проживающий в монастыре и работающий в нём «во славу Божью. Цели принятия монашества они не имеют, поэтому одеяние монашествующих не носят, но должны на территории монастыря находиться в простой, скромной одежде.
  2. Послушник или послушница. Это трудник, прошедший послушания в монастыре. Он получает благословение на ношение подрясника и скуфейки. Женщины могут носить черный платок, который закрывает лоб. Имя у трудника остаётся мирское, если же трудник — семинарист или приходской пономарь, то он принимается в монастырь в чине послушника.
  3. Рясофорный послушник или же послушница. Для этой степени монашества даётся благословение носить следующие иноческие одежды: ряса, камилавка или иногда клобук, чётки, для женщин — скуфья и апостольник.

История стихаря

В древности облачение подобное стихарю было известно под такими названиями как, например, альба, туника. Все они означали обычную нижнюю одежду, которую в древние времена носили мужчины и женщины. Стихарь употреблялся во всех древних церквях. В древности стихарь изготовливали изо льна и был он белого цвета, на что указывает одно из его названий — alba (белый). Стихарь символизирует светлую жизнь облаченных в него, олицетворяет чистоту и непорочность.

Орарь есть длинная широкая лента из той же материи, как и стихарь. Она носится диаконом на левом плече, сверх стихаря. Орарь знаменует благодать Божию, которую диакон получил в таинстве Священства.

Орарь (устар. — орарий) является принадлежностью богослужебного облачения диакона и богослужебного облачения иподиакона. В православии орарь является принадлежностью и богослужебного облачения протодиаконов, а также соответствующих им в черном духовенстве — иеродиаконов и архидиаконов. Орарь выполняется в виде длинной узкой ленты из парчи или другой цветной материи. В православии диакон носит орарь поверх стихаря на левом плече, где он укрепляется петлей за пуговицу, а его концы свободно свисают почти до пола со стороны груди и спины. Орарь может быть разного цвета, как и другие богослужебные облачения. В православии неофициально орарем награждают старших или опытных алтарников.

Монастырь – что это такое

Для начала стоит разобраться в том, где живут монахи. Термин «монастырь» пришел в наш язык из греческого. Это слово означает «один, одинокий», используется по отношению к сообществам или людям, которые выбирают одиночество. Монастырь представляет собой религиозное собрание людей, принявших обет безбрачия и удалившихся от общества.

Традиционно монастырь обладает комплексом строений, в который входят церковные, хозяйственные и жилые помещения. Они используются в зависимости от нужд общины. Также каждый монастырь определяет свой устав, которому должны следовать все члены религиозной общины.

В наши дни сохранилось несколько разновидностей монастырей, в которых может протекать монашеская жизнь. Лавра представляет собой крупную мужскую обитель, которая является частью православной церкви. Киновией именуют христианскую общину, имеющую общежитский устав. Аббатство – католический храм, который подчиняется епископу или даже непосредственно папе. Также встречаются монашеские селения, именуемые пустынями, которые располагаются вдали от главного монастыря.

Головные уборы

Головной убор священника, проводящего богослужение, называется митра. В повседневной жизни священнослужители носят скуфью.

Митра украшается разноцветными камнями и образами. Это символ тернового венца, возложенного на голову Иисуса Христа. Митра считается украшением головы священника. Одновременно она напоминает терновый венец, коим была покрыта голова Спасителя. Надевание митры – это целый ритуал, при котором читается специальная молитва. Ее же читают во время венчания. Поэтому митра является символом золотых венцов, которые надеваются на голову праведникам в Небесном Царствии, присутствующим в момент сочетания Спасителя с Церковью.

До 1987 года Русская православная церковь запрещала носить ее всем, кроме архиепископов, митрополитов и патриархов. Священный синод на заседании в 1987 году разрешил носить митру всем архиереям. В некоторых церквях допустимо носить ее, украшенную крестом, даже иподиаконам.

Митра бывает нескольких разновидностей. К одной из них относится корона. У такой митры над нижним поясом находится венец из 12 лепестков. До VIII века такой тип митры носили все священнослужители.

Камилавка – головной убор в виде цилиндра фиолетового цвета. Для повседневного ношения используется скуфья. Этот головной убор носится независимо от степени и звания. Выглядит он как небольшая круглая шапочка черного цвета, которая легко складывается. Ее складки вокруг головы образуют крестное знамение.

Бархатную скуфью с 1797 года выдают представителям духовенства в качестве награды, так же, как и набедренник.

Головной убор священника еще называли клобуком.

Черные клобуки носили монахи и монахини. Выглядит клобук как цилиндр, расширенный кверху. На нем закреплены три широкие ленты, которые спадают на спину. Клобук символизирует спасение через послушание. Иеромонахи также могут носить черные клобуки во время богослужения.

Епитрахиль — облачение священника и епископа

Далее обратим внимание на еще одну деталь священного облачения — это епитрахиль. Епитрахиль — это облачение священника и епископа

Епитрахиль — это длинная лента огибающая шею обоими концами, и спускающееся на грудь до самого низа. Первоначально епитрахиль одевался только диаконом, в знак сугубых благодатных дарований.

Епитрахиль — это длинная лента огибающая шею обоими концами, и спускающееся на грудь до самого низа

Уже впоследствии оба конца епитрахили стали спереди скрепляться пуговицами. Епитрахиль надевается поверх подрясника или рясы, это как раз и символизирует благодатные дарования священнослужителя.

Без епитрахили священник не может совершать божественную литургию.

Епитрахиль означал, что священник приобретает особую сугубую благодать, которая дает ему право совершать таинства церкви.

Когда одевается епитрахиль читается молитва:

«Благословен Бог, изливаяй благодать Свою на священники Своя, яко Миро на главе, сходящее на браду, браду Аароню, сходящее на ометы одежды его».

В некоторых в тяжких и крайних обстоятельствах вместо епитрахили священник может использовать любой длинный кусок материи, или веревки, которой по особому благословлена.

Общие правила

Когда буддист принимает решение отречься от мирской жизни и стать монахом, он также отказывается от всех благ и излишеств, доступных обычным людям. Вместе с новым образом жизни он принимает особую одежду, которую носят все монахи. Она призвана скрыть индивидуальность и показать равенство и принадлежность сангхе.

Одеяние монахов строится приблизительно по одному принципу, но в разных странах называется по-разному:

  • кеса – в Японии;
  • сэньи – в Китае;
  • кашая – на остальных буддистских территориях.

Слово «кашая» переводится как «неброский цвет». В действительности так и есть: яркие цвета и стремление выделиться из толпы противоречит философии монахов, поэтому если они и используются в одежде, то в приглушенных тонах.

Такой цветовой гамме предшествует также история – изначально бхиккху шили себе одежду из тряпок, которые были выброшены как мусор, а их ткань выгорала под солнечными лучами или желтела от долгой носки. Позже материал начали красить природными компонентами: землей, известняком, камнем, минералами и другими естественными красителями.

Этим объясняется то, что в разной местности одеяние монахов разного цвета – чем богата природа, в такой цвет и окрасятся кашаи. Сегодня соблюдение цветовой палитры в одежде – скорее уже дань традиции.

Так, например, городские бхикку носят одежду оранжевого цвета, а «лесные» – бордово-красного. В Монголии и Тибете носят преимущественно желтую, красную и оранжевую кашаю, а в Японии, Китае и Корее – белую, серую, черную и коричневую.

Стиль буддийских монахов в мире современной моды мог бы иметь название «минимализм и комфорт». В каждой традиции внешний вид монашеского одеяния может немного различаться, но традиционно все они включают три основных элемента:

  • антарвасака – надевается на голое тело, прикрывает нижнюю часть туловища, аналог нижнего белья;
  • уттарасанга – надевается на верхнюю часть тела, прикрывает торс и ложится сверху на антарвасаку;
  • самхати – большой кусок ткани, надевается сверху как накидка.

Монашеское облачение – не просто необходимость, это и символ буддизма, который передается поколениями монахов, а восходит к Великому Учителю – Будде Шакьямуни. Одежда монаха – святыня, каждый должен чтить ее, соблюдая определенные правила в ее ношении и хранении. Большинство из них записаны в священном тексте «Виная-питака».

«Виная-питака» больше всего почитается в традиции тхеравады, но ее правила приблизительно на 80 процентов распространяются и на другие школы буддийской мысли. Они предписывают, как бхиккху и бхиккхуни, иными словами, монахи и монахини, должны носить одежду, шить ее, чистить, надевать, менять, выбрасывать, когда она полностью износится.

К главным правилам можно отнести следующие:

  • монах не может находиться вдалеке от кашаи ни одного дня;
  • бхиккху сами шьют, окрашивают, стирают, чинят ее;
  • нельзя делать больше десяти заплаток на антарвасаке – ее нужно сменить;
  • избавляться от старого одеяния нужно должным способом в зависимости от традиции;
  • дзен-буддисты должны сопровождать каждое одевание и раздевание особыми обрядами.

Современные реалии накладываются и на монашеское облачение. Так, к примеру, сейчас могут использоваться синтетические ткани и искусственные красители, а в школе дзен монахам разрешается носить современное белье.

Одежда монахов в магазине

Интересно, что нынешние технологии декорирования монахи используют не для украшения одежды, а для ее намеренного состаривания: искусственные заплатки, потертости или эффект выцветшей ткани.

Панагия и омофор

Омофором называют длинную ленту ткани, украшенную крестами.

Его надевают на плечи так, чтобы один конец спускался спереди, а другой — сзади. Архиерей не может совершать службы без омофора. Носится он поверх саккоса. Символично омофор представляет овцу, которая заблудилась. Добрый пастырь принес ее в дом на своих руках. В широком смысле это означает спасение Иисусом Христом всего человеческого рода. Архиерей, облаченный в омофор, олицетворяет Спасителя Пастыря, который спасает заблудших овец и на своих руках приносит их в дом Господа.

Поверх саккоса также надевается панагия.

Это круглый значок, обрамленный цветными камнями, на котором изображен Иисус Христос или Божья Матерь.

К облачению епископа можно также отнести орлец. Коврик, на котором изображается орел, подкладывается под ноги епископу во время службы. Символично орлец говорит о том, что епископ должен отречься от земного и возвысится к небесному. Архиерей должен повсюду становиться на орлец, таким образом всегда находясь на орле. Другими словами, орел постоянно носит на себе архиерея.

Также во время богослужения епископы используют жезл (посох), символизирующий высшую пастырскую власть. Жезлом также пользуются архимандриты. В этом случае посох указывает на то, что они являются настоятелями монастырей.

Подрясник (подризник)

Подрясник – это своеобразный стихарь. Считается, что подрясник и рясу носил Иисус Христос. Такие одеяния – символ отрешенности от мира. Монахи в древней церкви носили такую почти нищенскую одежду. Со временем она вошла в обиход и всего духовенства. Подрясник – это длинное, до пят мужское платье с узкими рукавами. Как правило, цвет у него либо белый, либо желтый. Подрясник архиерея имеет специальные ленты (гамматы), которыми стягиваются рукава в районе запястья. Это символизирует ручьи крови, льющиеся из продырявленных рук Спасителя. Считается, что именно в таком хитоне всегда ходил по земле Христос.

История формирования облика фелони

В наши дни

фелонь делается длинной сзади, а спереди это облачение имеет округлый вырез, так что она достигает лишь пояса.

В древности

фелони были совсем длинными – до пят, и сзади, и спереди. По сути, это был палий – античный плащ покроя “солнце”. Он скрывал даже руки священника, что символически указывало на то, что иерей совершает Таинства не своей, а Божией силой, а также на отречение от мирских соблазнов и стяжательства.

В средневековой Руси

фелонь имела небольшое оплечье и одинаковую длину спереди и сзади – приблизительно до колен. На передней стороне фелони были пришиты 5 пуговиц. В определенные моменты службы переднюю часть ризы поднимали и закрепляли с их помощью.

К XVII веку в Греции

фелонь приобрела приблизительно такой же облик, который мы видим сегодня – с укороченной передней частью. Эта форма перешла и наРусь . В XVII веке в нашей стране использовались оба вида фелони, старый и новый, а к XVIII столетию старая форма вышла из употребления, сохранившись только устарообрядцев .

В древние времена монахи не носили какой-либо особой одежды

Одежда монахов не всегда имела такой вид, какой она имеет в наши дни. Примерно до 3 века она практически ничем не отличалась от одежды народов тех стран, где располагался монастырь или же жила монашеская община.

Так Н. Д. Тальберг в «Истории Церкви» пишет о первых монахах Египта, живших под руководством преподобного Пахомия:

Преподобный Пахомий Великий. Египетская икона. В монастыре преподобного Пахомия все монахи носили простую, свободную одежду, куколь и тапочки Одеяние священнослужителей и монахов ведёт своё происхождение от той одежды, которая получила своё распространение в древнем мире. Например, на Западе в обиходе обычно употреблялись длинные платья с узкими рукавами.

На Востоке платья имели широкие рукава и напоминали нашу рясу. До сих пор можно отметить тот факт, что национальные костюмы многих восточных народов походят на одеяние православных священнослужителей. Естественно, что со временем стиль одежды изменился, при этом облачение клириков осталось прежним.

Одеяния православных священников и монахов похожи на национальную одежду восточных народов.

Монашеская одежда и одежда священнослужителей выделяет их среди мирян. Историки Церкви указывают на тот факт, что похожую одежду носил Господь наш Иисус Христос. Именно поэтому подрясник и ряса считаются одеждой Христа.

Внешне она выражает учение о Церкви как о Царстве не от мира сего. В Россию, рясы пришли из Греции в XVII веке. Позже их адаптировали к российским условиям, и они приняли современный вид.

Монашеские облачения

Облачением рясофорного2 монаха являются ряса и камилавка; монаха малой схимы – хито́н, парама́н, ряса, мантия, клобук; монаха великой схимы – хитон, анала́в, ряса, мантия, куколь. Часть этих облачений, общих для белого духовенства, монашествующих и епископата, описаны выше.

Монашеская мантия

Хито́н (греч. нижняя одежда) – принадлежность облачения монахов малой и великой схимы – одежда из грубой ткани, власяница, носимая под рясой. При надевании хитона на монаха во время его пострижения говорятся слова, объясняющие духовное значение этой одежды: «Брат наш, имярек, облачается в хитон вольныя нищеты и нестяжания, во имя Отца и Сына и Святаго Духа».

Хитон

Парама́н (греч. добавление к мантии) – принадлежность облачения монаха малой схимы – небольшой четырехугольный плат с изображением Креста. Носится на теле под одеждой на четырех шнурах. Параман, шнурами пришитыми к его углам, крестовидно обнимает плечи монаха и стягивает одежду под ним. Он напоминает иноку о взятом на себя благом иге Христа. Вместе с параманом на монаха малой схимы одевается особый Крест. Параманы бывают не только матерчатыми, но и металлическими, играя при этом роль своеобразных вериг.

Параман

Анала́в (греч. «аналамванин» – воспринимать) – принадлежность облачения монаха великой схимы, то же, что параман монаха малой схимы. Представляет собой такой же, как и параман, четырехугольный плат со шнурами, пришитыми по углам, крестовидно обнимающий плечи схимника, и украшенный крестами.

Чётки

Монашествующие всех степеней должны иметь чётки. Они служат для частого чтения молитвы Иисусовой. Чётки (вервица, лествица, лестовка) представляют собой связанную нить, состоящую из разного количества «зерен». Монашеские чётки обычно состоят из ста «зерен», разделенных на десятки более крупными «зернами». Келейные чётки иногда содержат тысячу «зерен» с таким же разделением. Назначение чёток в том, чтобы монах не отвлекался на подсчет положенных ему молитв, а сосредотачивался на их сути. Таинственно-символическое значение чёток выражают такие образы, как «лестница спасения», «меч духовный», они символизируют собой непрестанную молитву, занятие которой заповедовал христианам апостол Павел, говоря: непрестанно молитесь (1Фес. 5; 17).

* * *

2

Монашество делится на три последовательные степени в соответствии с принятыми обетами: рясофорный монах – подготовительная степень к принятию малой схимы; монах малой схимы принимает обет целомудрия, нестяжательства и послушания; монах великой схимы принимает обет отречения от мира и всего мирского.

для сайта Cackle

Для христианина важно не только участвовать в богослужении, но и понимать его

Для христианина важно не только участвовать в богослужении, но и понимать его, усвоить его себе сознательно. Все христиане призываются научать и вразумлять друг друга псалмами, славословиями и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах своих Господу (Кол

3, 16).

Было бы недостойно не только христианина, но и просто человека как разумного существа, если бы он, присутствуя при своем истинном и несравненном богослужении, не понимал языка Церкви, не уяснял себе смысла ее уставных чтений и песнопений и не разумел тех символических священнодействий, которые постоянно совершаются пред его глазами.

Для каждого православного христианина очень важно не только участвовать в богослужении, но и понимать его, усваивать его себе сознательно, потому что не проявлять ни внимания, не интереса, значит не получать благодать Божию

Ни внимания, ни интереса, ни теплоты чувства, ни благоговения, ни веры, безусловно необходимой для восприятия благодати Божией, подающейся здесь в таинствах и молитвах, в таком случае не было бы.

Потому что Иисус носил хитон и ризу

Однако не стоит забывать и о том, что сам Господь носил хитон, будучи человеком. Согласно Евангелию, хитон этот был соткан бесшовным и после распятия Спасителя римские воины не решились его разрезать и решили бросить жребий, чтобы узнать, кому он достанется.

Воин, завладевшей бесценной святыней, по преданиям, увез хитон в Грузию, где он и находился, пока им не завладел шах Аббас, который подарил хитон царю Михаилу Феодоровичу.

Другие версии говорят в пользу того, что царю была привезена часть ризы Христа – то есть его верхней одежды, а хитон до сих пор остается в Грузии, в основании Мцхетского Патриаршего собора.

Из событий становится ясно, что Христос носил мужское платье – длинный, тонкий, белый хитон, поверх которого была надета более короткая и более плотная риза.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector