Одежда монахов. что им запрещено снимать даже во сне
Содержание:
- Почему священники носят черную рясу?
- Общие правила
- Мантия обозначает особую отрешённость монахов от мира
- Панагия и омофор
- Подрясник и ряса — основные повседневные одеяния православного монашества всех степеней
- Повседневный головной убор монаха — клобук
- Что такое православное монашество
- Одежда монаха малой схимы
- Монашеское одеяние в православии для монашеских степеней установлено разное
- В древние времена монахи не носили какой-либо особой одежды
- Подрясник и ряса — основные повседневные одеяния православного монашества всех степеней
- Название одежды
- Облачение священника
- Епитрахиль
- История
- Махаяна и ваджраяна
Почему священники носят черную рясу?
02.11.2015 20:10
Одеяния священников бывают повседневными и богослужебными. Повседневным одеянием монашества и духовенства всех степеней являются ряса и подрясник. Подрясник – представляет собой длинное, почти до пят, нижнее одеяние с узкими рукавами и наглухо застегнутым воротом. Ряса – одевается поверх подрясника и выглядит как длинное одеяние-платье с длинными, широкими, ниже ладоней рукавами. Богослужения священнослужители совершают в особых одеждах- облачениях.
Все церковные одежды глубоко символичны и имеют свою историю, поэтому их основа неизменна. Ряса и подрясник по своей сути напоминают одежду Спасителя. Само слово «ряса» имеет греческое происхождение от слова «то расон», что в переводе дословно означает — «поношенная, вытертая, лишенная ворса». Именно такую, поношенную и неприглядную, почти нищенскую одежду полагалось носить монахам в древней Церкви. И позднее ряса из монашеской среды вошла в обиход всего духовенства.
Ряса и подрясник имеют свое символическое значение – это являются свидетельством отрешения от мирской суеты, отказ от всех благ материального мира и обретение духовного покоя. Эти одеяния символизируют одежды Иисус Христос, и означают, что монашество и духовенство призвано подражать Его жизни.
Но почему тогда для таких священных одежд выбран черный цвет, почему попы одеваются в одежды траурного цвета, ведь их призвание – нести в мир добро и свет? Скорее всего, такой выбор основан на строгости черного цвета, на его торжественности. Ведь когда идешь к высшему руководству – принято одеваться строго и скромно, а Бог для священнослужителей – и есть царь и начальник. Но у священнослужителей есть и другие, цветные одежды, голубые, белые и красные, которые они одевают в алтаре перед служениями праздничных месс.
Повседневный черный цвет одеяния священника служит его образом покаяния. Священнослужитель считает себя грешным, и, нося черный свет – он осознает всю свою немощь, всю свою болезнь, и ему нужен Врач и Спаситель. Черная одежда попа – символ покаяния для мирян. Но когда священник входи для богослужения в храм – он надевает праздничные цветные одеяния – потому что служение Богу – высшая радость и это всегда праздник. Поэтому и в храмах всегда так ярко, красочно и празднично – это дом Света, дом Всевышнего.
Даже во время Великого поста, черный и фиолетовый цвет – являют в себе не печаль и уныние, а деяние покаяния и очищения от греха. Печать по Господу и Спасителю – несет в себе спасение, и священники своими одеждами несут в себе призыв всех к покаянию и смирению.
Если у Вашего предприятия есть проблема с отходами, тогда Вам будет нужен пресс пакетировочный, который позволяет значительно уменьшить объемы занимаемой территории отходами, и сэкономить на вывозе мусора. Такой пресс используют на сегодняшний день множество предприятий. Купить пакетировочный пресс Вы сможете на сайте компании 1-top.ru по выгодной цене.
Общие правила
Когда буддист принимает решение отречься от мирской жизни и стать монахом, он также отказывается от всех благ и излишеств, доступных обычным людям. Вместе с новым образом жизни он принимает особую одежду, которую носят все монахи. Она призвана скрыть индивидуальность и показать равенство и принадлежность сангхе.
Одеяние монахов строится приблизительно по одному принципу, но в разных странах называется по-разному:
- кеса – в Японии;
- сэньи – в Китае;
- кашая – на остальных буддистских территориях.
Слово «кашая» переводится как «неброский цвет». В действительности так и есть: яркие цвета и стремление выделиться из толпы противоречит философии монахов, поэтому если они и используются в одежде, то в приглушенных тонах.
Такой цветовой гамме предшествует также история – изначально бхиккху шили себе одежду из тряпок, которые были выброшены как мусор, а их ткань выгорала под солнечными лучами или желтела от долгой носки. Позже материал начали красить природными компонентами: землей, известняком, камнем, минералами и другими естественными красителями.
Этим объясняется то, что в разной местности одеяние монахов разного цвета – чем богата природа, в такой цвет и окрасятся кашаи. Сегодня соблюдение цветовой палитры в одежде – скорее уже дань традиции.
Так, например, городские бхикку носят одежду оранжевого цвета, а «лесные» – бордово-красного. В Монголии и Тибете носят преимущественно желтую, красную и оранжевую кашаю, а в Японии, Китае и Корее – белую, серую, черную и коричневую.
Стиль буддийских монахов в мире современной моды мог бы иметь название «минимализм и комфорт». В каждой традиции внешний вид монашеского одеяния может немного различаться, но традиционно все они включают три основных элемента:
- антарвасака – надевается на голое тело, прикрывает нижнюю часть туловища, аналог нижнего белья;
- уттарасанга – надевается на верхнюю часть тела, прикрывает торс и ложится сверху на антарвасаку;
- самхати – большой кусок ткани, надевается сверху как накидка.
Монашеское облачение – не просто необходимость, это и символ буддизма, который передается поколениями монахов, а восходит к Великому Учителю – Будде Шакьямуни. Одежда монаха – святыня, каждый должен чтить ее, соблюдая определенные правила в ее ношении и хранении. Большинство из них записаны в священном тексте «Виная-питака».
«Виная-питака» больше всего почитается в традиции тхеравады, но ее правила приблизительно на 80 процентов распространяются и на другие школы буддийской мысли. Они предписывают, как бхиккху и бхиккхуни, иными словами, монахи и монахини, должны носить одежду, шить ее, чистить, надевать, менять, выбрасывать, когда она полностью износится.
К главным правилам можно отнести следующие:
- монах не может находиться вдалеке от кашаи ни одного дня;
- бхиккху сами шьют, окрашивают, стирают, чинят ее;
- нельзя делать больше десяти заплаток на антарвасаке – ее нужно сменить;
- избавляться от старого одеяния нужно должным способом в зависимости от традиции;
- дзен-буддисты должны сопровождать каждое одевание и раздевание особыми обрядами.
Современные реалии накладываются и на монашеское облачение. Так, к примеру, сейчас могут использоваться синтетические ткани и искусственные красители, а в школе дзен монахам разрешается носить современное белье.
Одежда монахов в магазине
Интересно, что нынешние технологии декорирования монахи используют не для украшения одежды, а для ее намеренного состаривания: искусственные заплатки, потертости или эффект выцветшей ткани.
Мантия обозначает особую отрешённость монахов от мира
Длинное одеяние духовенства является знамением Божией благодати, облекающей служителей Его, покрывающей их человеческие немощи; суконный или шерстяной подрясник монахов, подпоясанный кожаным поясом, — это образ власяницы и кожаного пояса, какие носил в пустыне проповедник покаяния Иоанн Креститель (Мф. 3, 4).
Именно поэтому в христианстве и, особенно в православии носиться только длинное одеяние. При этом особенную отрешенность монахов от мира обозначает мантия.
Книжная миниатюра. Иерусалимское королевство. XII век. Лондон. Британская библиотека. Длинная одежда духовенства и монашествующих — это образ той одежды, которую носил Иоанн Креститель
Ещё она называется палий и представляет собой длинную, без рукавов накидку с застёжкой только на вороте. Она спускается до земли и покрывает собой подрясник и рясу.
В первохристианские времена это была одежда всех христиан и она символизировала, что обратившийся ко Христу отрекается от всех званий, имевшихся у него в языческой среде. Позже она стала принадлежностью только монашествующих.
На Руси же с самого момента появления мантии она всегда считалась принадлежностью монашествующих. За выход в город без мантии монахи наказывались в ХVII веке ссылкой в отдаленные монастыри под крепкий надзор.
Такая строгость связана с тем, что в те времена одеяние монаха ещё не предусматривало наличие рясы. И ранее и в наше время все мантии у монашествующих черного цвета.
Панагия и омофор
Омофором называют длинную ленту ткани, украшенную крестами.
Его надевают на плечи так, чтобы один конец спускался спереди, а другой — сзади. Архиерей не может совершать службы без омофора. Носится он поверх саккоса. Символично омофор представляет овцу, которая заблудилась. Добрый пастырь принес ее в дом на своих руках. В широком смысле это означает спасение Иисусом Христом всего человеческого рода. Архиерей, облаченный в омофор, олицетворяет Спасителя Пастыря, который спасает заблудших овец и на своих руках приносит их в дом Господа.
Поверх саккоса также надевается панагия.
Это круглый значок, обрамленный цветными камнями, на котором изображен Иисус Христос или Божья Матерь.
К облачению епископа можно также отнести орлец. Коврик, на котором изображается орел, подкладывается под ноги епископу во время службы. Символично орлец говорит о том, что епископ должен отречься от земного и возвысится к небесному. Архиерей должен повсюду становиться на орлец, таким образом всегда находясь на орле. Другими словами, орел постоянно носит на себе архиерея.
Также во время богослужения епископы используют жезл (посох), символизирующий высшую пастырскую власть. Жезлом также пользуются архимандриты. В этом случае посох указывает на то, что они являются настоятелями монастырей.
Подрясник и ряса — основные повседневные одеяния православного монашества всех степеней
Монашеское облачение, носимое монашествующими всех степеней в православии, представляет собой подрясник и рясу. Подрясник ― это длинное, до пят, одеяние с наглухо застегнутым воротом и узкими рукавами.
Подрясник — нижнее одеяние. Он чёрного цвета. Этим монахи отличаются от клира. Цвет подрясников белого духовенства черный, темно-синий, коричневый, серый и белый для лета. Материал: сукно, шерсть, сатин, лен, чесуча, реже шелковые ткани.
Главные предметы из облачения православного монаха. Одеяние монаха может меняться, в зависимости от того, на какой степени монашества он находится
Под рясой понимается верхнее одеяние. Оно имеет длинные, ниже ладоней, широкие рукава. Рясы преимущественно черного цвета, но могут быть темно-синего, коричневого, белого, реже кремового и серого цвета.
Материалы для ряс те же, что и для подрясников. И ряса и подрясник символизируют одежды Христа. Похожую одежду Он носил, естественно, что выглядела она немного иначе.
На Руси рясы стали носить после Поместного Собора 1666-1667 годов.
Слово «ряса» происходит от греческого слова «то рáсон». Оно означает оскребанная, вытертая, лишенная ворса, поношенная.
Такая, почти, что нищенствующая одежда носилась в Древней Церкви монашествующими. Именно из монашеской среды ряса вошла в обиход всего православного духовенства.
«Суд над патриархом Никоном». С.Д.Милорадович. 1885 год, холст, масло. Большой Московский Собор не только породил раскол в Русской Церкви, но и ввёл ношение среди священников и монахов ношение рясы, по образцу православного Востока
В Русской Церкви до ХVII века рясы не были обязательны. Большой Московский собор 1666-1667 годов постановил благословить для русских священнослужителей и монахов духовные одеяния, принятые в то время на православном Востоке.
При этом делалась оговорка, что Собор не принуждает, а только благословляет ношение таких одеяний и строго запрещает осуждать тех, кто не решится носить их. С ХVIII века монашествующие стали носить в основном только черные подрясники и рясы первого вида, тогда как в древности они часто носили зеленые однорядки, а белое духовенство сузило цветовую гамму своих одежд.
Повседневный головной убор монаха — клобук
Монахи носят такой повседневный головной убор, как клобук. Он состоит из камилавки и кукуля. Это древний головной убор в славянской среде. Святые Борис и Глеб на иконах часто изображены в клобуках.
Кроме того, рубашка священника также часто изображается на иконах в том случае, когда монах имеет сан иерея и может проводить богослужения.
Клобук Патриарха Никона. Многие древние святители и современные Московские Патриархи носят белые клобуки
Некоторые русские святители древности носили белые клобуки. Иконография изображает в таких клобуках святых митрополитов Петра, Алексия, Иону, Филиппа. Патриарх, как монах, также носит клобук.
Он сохранил свою древнюю форму и представляет собой сферический колпак, обтянутый белым кукулем. На вершине патриаршего клобука (на маковце) стал поставляться крест, лобная сторона клобука украшалась иконами, в концах кукуля золотым шитьем изображались херувимы или серафимы.
Современный монашеский клобук. Изготавливается из чёрной материи, представляет собой твёрдую камилавку в форме цилиндра
В наше время монашеский клобук представляет собой твёрдую камилавку в форме цилиндра. Он слегка расширен кверху и обтянут черным крепом. Он нисходит на спину и имеет в виде завершения три длинных конца.
Такой креп в обиходе называется наметка (или кукуль). Это символическое значение монашеских покрывал происходит от слов апостола Павла, который говорит: «Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения» (1 Фес. 5, 8).
Что такое православное монашество
Монашество как отдельный вид христианской жизни оформился к 4 веку в Египте. К этому времени стали появляться первые монашеские общины. Живущие в них христиане ведут иноческий образ жизни, то есть иной, отличный от остальных верующих. Это отличие заключается как во внутренних изменениях (постоянная молитва, смирение), так и во внешних атрибутах. Таких, как одежда монаха.
Для каждого верующего человека свойственно задумываться о своей духовной судьбе. Христианин должен самостоятельно выбрать путь ко спасению. Не может быть одинакового пути для всех. Здесь должны учитываться особенности каждого человека, его призвание и духовные силы. Это может быть супружеская жизнь в христианском браке или целомудренная безбрачная жизнь. Оба пути признаны Церковью одинаково спасительными для человека.
Одежда монаха малой схимы
В малой схиме облачение монаха состоит из хитона, парамана, рясы, мантии, клобука.
Принадлежностью облачения монашествующих малой и великой схимы является хитон. Это одежда из грубой ткани, которая носится под рясой. Символическое значение — вольная нищета и нестяжание.
Параман — квадратный плат, на котором изображен крест и написаны слова святого апостола Павла:
Параман носится на теле под одеждой при помощи четырех шнуров. Они пришиты по углам так, что на спине образуется четырёхугольник, а на груди — крест. Параман призван напоминать монаху о желании следовать за Христом:
В торжественных случаях монах носит мантию, представляющий собой длинный плащ без рукавов. Для верующих первых веков христианства такую одежду носили все, кто обращался к истинной вере и отказывался от званий и чинов языческого мира. Это было символом отречения от идольского служения, а также выражением смирения. Со временем мантия стала носиться только монашествующими. Святой Герман, патриарх Константинопольский (634-733), трактовал ношение мантии как знамение ангельских крыл.
Монашеское одеяние в православии для монашеских степеней установлено разное
Костюм православного монаха отличается в зависимости от той степени монашества, к которой он принадлежит. Под степенями православного монашества понимают те этапы, которые православные монахи и монахини должны пройти в своей жизни в монастыре.
Так как монашеские обеты в православии, принимаемые человеком, влекут за собой пожизненную обязанность их исполнения перед Богом. Именно поэтому они не могут быть дать легкомысленно и степени монашества возрастают от простого к сложному.
В некоторых монастырях РПЦ насчитывается до 6 ступеней подготовки к ангельскому образу.
Русская Православная Церковь имеет традицию, согласно которой после того, как поступающий в монастырь прошёл послушнический искус (испытания) может стать монахом и в дальнейшем пройти три степени монашества.
Эти степени различаются количеством даваемых перед Богом обетов, а также различными аскетическими правилами поведения и послушания. Кроме того, они носят разные монашеские одеяния.
Постриг в иноки в Валаамском монастыре. Здесь существует своя традиция, согласно которой первый постриг совершается в инока, который с рясой надевает уже клобук
Во время монашеского пострига постригающийся в монахи приносит обет отречения от мира и ему даётся новое имя. Оно избирается в честь того святого, который становится покровителем постригаемого. Стоит при этом отметить, что в некоторых монастырях уставы предусматривают до шести ступеней подготовки к ангельскому образу. Первые три из них следующие:
- Трудник или трудница. Это человек, проживающий в монастыре и работающий в нём «во славу Божью. Цели принятия монашества они не имеют, поэтому одеяние монашествующих не носят, но должны на территории монастыря находиться в простой, скромной одежде.
- Послушник или послушница. Это трудник, прошедший послушания в монастыре. Он получает благословение на ношение подрясника и скуфейки. Женщины могут носить черный платок, который закрывает лоб. Имя у трудника остаётся мирское, если же трудник — семинарист или приходской пономарь, то он принимается в монастырь в чине послушника.
- Рясофорный послушник или же послушница. Для этой степени монашества даётся благословение носить следующие иноческие одежды: ряса, камилавка или иногда клобук, чётки, для женщин — скуфья и апостольник.
В древние времена монахи не носили какой-либо особой одежды
Одежда монахов не всегда имела такой вид, какой она имеет в наши дни. Примерно до 3 века она практически ничем не отличалась от одежды народов тех стран, где располагался монастырь или же жила монашеская община.
Так Н. Д. Тальберг в «Истории Церкви» пишет о первых монахах Египта, живших под руководством преподобного Пахомия:
Преподобный Пахомий Великий. Египетская икона. В монастыре преподобного Пахомия все монахи носили простую, свободную одежду, куколь и тапочки Одеяние священнослужителей и монахов ведёт своё происхождение от той одежды, которая получила своё распространение в древнем мире. Например, на Западе в обиходе обычно употреблялись длинные платья с узкими рукавами.
На Востоке платья имели широкие рукава и напоминали нашу рясу. До сих пор можно отметить тот факт, что национальные костюмы многих восточных народов походят на одеяние православных священнослужителей. Естественно, что со временем стиль одежды изменился, при этом облачение клириков осталось прежним.
Одеяния православных священников и монахов похожи на национальную одежду восточных народов.
Монашеская одежда и одежда священнослужителей выделяет их среди мирян. Историки Церкви указывают на тот факт, что похожую одежду носил Господь наш Иисус Христос. Именно поэтому подрясник и ряса считаются одеждой Христа.
Внешне она выражает учение о Церкви как о Царстве не от мира сего. В Россию, рясы пришли из Греции в XVII веке. Позже их адаптировали к российским условиям, и они приняли современный вид.
Подрясник и ряса — основные повседневные одеяния православного монашества всех степеней
Монашеское облачение, носимое монашествующими всех степеней в православии, представляет собой подрясник и рясу. Подрясник ― это длинное, до пят, одеяние с наглухо застегнутым воротом и узкими рукавами.
Подрясник — нижнее одеяние. Он чёрного цвета. Этим монахи отличаются от клира. Цвет подрясников белого духовенства черный, темно-синий, коричневый, серый и белый для лета. Материал: сукно, шерсть, сатин, лен, чесуча, реже шелковые ткани.
Главные предметы из облачения православного монаха. Одеяние монаха может меняться, в зависимости от того, на какой степени монашества он находится
Под рясой понимается верхнее одеяние. Оно имеет длинные, ниже ладоней, широкие рукава. Рясы преимущественно черного цвета, но могут быть темно-синего, коричневого, белого, реже кремового и серого цвета.
Материалы для ряс те же, что и для подрясников. И ряса и подрясник символизируют одежды Христа. Похожую одежду Он носил, естественно, что выглядела она немного иначе.
На Руси рясы стали носить после Поместного Собора 1666-1667 годов.
Слово «ряса» происходит от греческого слова «то рáсон». Оно означает оскребанная, вытертая, лишенная ворса, поношенная.
Такая, почти, что нищенствующая одежда носилась в Древней Церкви монашествующими. Именно из монашеской среды ряса вошла в обиход всего православного духовенства.
«Суд над патриархом Никоном». С.Д.Милорадович. 1885 год, холст, масло. Большой Московский Собор не только породил раскол в Русской Церкви, но и ввёл ношение среди священников и монахов ношение рясы, по образцу православного Востока
В Русской Церкви до ХVII века рясы не были обязательны. Большой Московский собор 1666-1667 годов постановил благословить для русских священнослужителей и монахов духовные одеяния, принятые в то время на православном Востоке.
При этом делалась оговорка, что Собор не принуждает, а только благословляет ношение таких одеяний и строго запрещает осуждать тех, кто не решится носить их. С ХVIII века монашествующие стали носить в основном только черные подрясники и рясы первого вида, тогда как в древности они часто носили зеленые однорядки, а белое духовенство сузило цветовую гамму своих одежд.
Название одежды
Наступил главный момент в жизни юного буддиста – торжество по случаю посвящения в послушники. Он отрекается от мирских удовольствий, принимает строгие обеты и с этих пор становится монахом. Вместе с этим титулом ему вручается специальная одежда, довольно аскетичная, но такая почетная для него – пряча индивидуальность, она выдает в нем члена общины.
Далеко не многие знают, как называется одеяние монаха.
Кашая уникальна – она минималистична, но при этом сделана так, чтобы ее обладатель чувствовал себя комфортно. Она одевается в три слоя:
- нижняя одежда (в качестве нижнего белья) – антарваса;
- верхняя – уттарасанга;
- внешняя (накидка) – самгхати.
Облачение священника
Важно отметить, что исходя из исторических данных, можно увидеть, что до начала 17 века в русской православной церкви не существовало специализированных и обязательных одеяние для представителей духовенства. В тот период времени для духовенства были характерны длинные одеяния, которые имели зеленый, фиолетовый или малиновый цвет, и в то же самое время покрой у них был идеальный и особенный
Вороты одеяния представителей духовенства в 17 века были отделаны специализированным бархатом или мехом.
Примерно в 18 веке нашего тысячелетия обыденная одежда приобрела совсем иной вид и стала более традиционной для русского населения. Со временем различные классы общества начали носить короткие одеяния, такие же, как в Европе именно в этот период времени одежда священнослужителей Русской православной церкви стала резко отличаться от обычной одежды мирского человека. Именно в 18 веке повседневная одежда представителей духовенства приобрела некое единообразие, и установился единый покрой, и цветовая гамма для каждого священнослужителя. Монахи в этот период времени начали облачаться в черные рясы и подрясники, хотя совсем недавно их одеяния были ярких и сочных тонов в особенности зелёного. Таким образом, в 18 веке представители духовенства судили разнообразную цветовую гамму до черного, белого и иных оттенков данных цветов именно с тех пор одежда представителей православной русской церкви имеет примерно, такой же вид, как в настоящее время.
Особую отрешенность от обычного мира символизирует одеяния монахов, которые именуется мантией или полием. Выглядит такое одеяние, как длинная безрукавка в виде накидки с застежкой на высоком вороте, которая имеет длину до самых пят и одевается поверх подрясника и рясы
Важно отметить, что если обратиться к историческим данным, можно увидеть, что первые христиане облачались в такую же одежду и тем самым образом, она свидетельствовала о том, что люди отказались, то есть отреклись от верования в язычество и перешли на сторону христианства. Испокон веков мантия или полей шились из наиболее простого текстильного материала, и символизировала отречение от языческого служения и приобретения православного христианского смирения
Именно поэтому спустя некоторое количество времени мантия стала особое принадлежностью каждого современного монаха. Некогда известный Святой Герман утверждал, что свободная не подпоясанная мантия является символом ангельских крыльев. Поэтому можно сказать смело о том, что мантия — это одеяние только лишь монахов, но не всех священнослужителей храмов, церквей или монастырей.
Не стоит также забывать о том, что представители монашества и духовенства в современном мире для ежедневного ношения используют современные головные уборы, которые называются скуфии. В древние времена такой головной убор представлял собой круглую шапочку, которая похожа на чашу, которая не имеет подставки. Испокон веков на территории Руси именно данным головным убором служители храмов, церквей и монастырей покрывали голову. В тот момент, когда священнослужителю даровали сан, ему в тот же самый момент выбривали волосы в виде некого круга, который именуется терновым венцом. Именно данные головной убор, скуфья помогает покрыть место, которое на Руси именовали, как гуменцо.
Епитрахиль
Епитрахилью называют длинную ленту, которую наматывают на шею. Оба ее конца должны спускаться вниз. Это символ двойной благодати, которая предоставляется священнику для проведения богослужений и священных таинств. Епитрахиль надевают поверх подрясника или рясы. Это обязательный атрибут, без которого священники или архиереи не имеют права проводить священные обряды. На каждой епитрахили должно быть нашито семь крестов. В порядке расположения крестов на епитрахили также заложен определенный смысл. На каждой половине, которая спускается вниз, расположено по три креста, которые символизируют количество таинств, совершаемых священником. Один находится посредине, то есть на шее. Это символ того, что епископ передал священнику благословение совершать таинство. Также это указывает на то, что служитель взял на себя бремя служить Христу. Можно заметить, что облачение священника – это не просто одежда, а целая символика. Поверх подрясника и епитрахили надевается пояс, который символизирует полотенце Иисуса Христа. Он носил его на поясе и использовал при омовении ног своих учеников на Тайной Вечере.
История
Время появления клобука в облачении монахов с точностью определить нельзя, но он появился очень рано. Славянскому названию «клобук» у греков соответствует «наглавие». Современная форма камилавки позднего происхождения и взята русской церковью у греков в эпоху патриарха Никона (XVII век). Покров камилавки в древнее время назывался мафорием (измененное слово омофор: ωμοζ — плечо и φέρω — ношу), в современном обиходе именуется «намёткой» или «кукулем». В древности этот покров делался не из легкой материи, как теперь, а из плотной для защиты головы во время ненастья. Разделение покрова на три конца также заимствовано русским монашеством у греческого и имело чисто практическое назначение: у монахов издавна существовал обычай завязывать концы покрывала под подбородком в холодную и ветреную погоду, а также для того, чтобы клобук, снимаемый в определённые Уставом моменты богослужения, не занимал рук.
Клобук имеет символическое значение «шлема спасения» и «покрывала послушания». В мужском клобуке нижняя часть покрывала (наметки), разделяющаяся на три длинных конца, знаменуя Троическую благодать, которая покрывает помыслы монаха. Сшитые края средней части символизируют корабль, а две крайние части символизируют весла. Наметка женского клобука спускается как сплошное прямоугольное покрывало без разделений. Русские монахини на голове носят чёрные клобуки, а также чёрные скуфьи и камилавки только поверх чёрных апостольников.
Монашествующие в священном сане носят клобук, как во время богослужения, так и вне его. В русской традиции клобук епископа не отличается от обычного монашеского клобука, архиепископы носят чёрный клобук с нашитым на него крестом (как правило, из драгоценных металлов или алмазов), митрополиты — белый клобук с нашитым крестом. Ранее бриллиантовый крест на клобуке архиепископов и митрополитов являлся наградой.
В афонском клобуке наметка съемная. В определённые моменты богослужения, положенные для снятия клобука, с афонского клобука снимается наметка, а голова остается покрытой.
Махаяна и ваджраяна
Буддийская философия махаянского толка имеет широкую географию: от границ Индии до российских республик – Бурятии, Калмыкии – захватывая Тибет и Монголию. Здесь используются практически те же цвета, что и в махаяне – от контрастного оранжевого до темного коричневого.
Выбор тибетских лам – бордовый, который, впрочем, может варьироваться от красноватого до шоколадного. Нередко можно увидеть сочетание с ярким желтым или горчичным.
В России тоже придерживаются скромных, темных цветов.
Иногда можно встретить индийских монахов в одеяниях, сшитых из белой материи. Это не имеет ничего общего с трауром, как обычно принято в Индии – применительно к буддизму это символ матери, очищения, света, благих мыслей.