Её называли северной оптиной

На берегу Молокчи

Молокча вблизи монастырских стен

Густые, труднопроходимые леса по краю Владимирского Ополья, через которые тянулись пути к Москве, Переславлю и другим древним русским городам, не всегда были надежной защитой от захватчиков. Предполагают, что некогда стоял здесь над маленькой речкой Молокчей (Молохчей) разрушенный в Смутное время интервентами монастырь, но к концу XVII века от него уже ничего не оставалось, и здешние земли, принадлежавшие теперь  дворянам Тимоновым, называли Ульяниной пустошью, по имени одной из прежних владелиц, Ульяны Зворыкиной.

Сюда из Троице-Сергиевой Лавры удалился искавший уединения схимонах Зосима. С собой он принес икону Смоленской Божией Матери – вероятно, поэтому предполагается, что родом Зосима происходил именно из Смоленской губернии. На заросшем лесом холме пустынник поселился вместе со своим келейником Ионой, срубил небольшую часовню, выкопал колодец, потом развел огород и устроил пасеку. Вскоре к старцу присоединились другие монахи, и в новую обитель потянулись за советом и наставлениями паломники. Среди них были не только простые люди — часто посещала Зосимову пустынь любимая сестра Петра I царевна Наталья Алексеевна. После кончины праведника, завещавшего похоронить его как можно проще и скромнее, царевна направила на погребение большую сумму денег и попросила владимирского архиерея произвести отпевание отшельника, а затем поручила поставить еще одну часовню – над могилой.

Св. Зосима Владимирский

Многие монахи осиротевшей пустыни разошлись по другим монастырям. В 1722 г. обитель упразднили, но через несколько лет восстановили, правда, не надолго. В эти годы к часовне и святому колодцу вновь пошли богомольцы, и в их числе сосланная Анной Иоанновной в Александров дочь Петра, будущая императрица Елизавета. В 1763-м часовню передали в ведение приходского храма близлежащего села Никульского. Тогда и родилась традиция совершать на праздник Преображения крестный ход из Никульского в Зосимову пустынь, завершая праздник ярмаркой. Недовольный этим столпотворением помещик Иван Тимонов в 1798 г. добился переноса икон из часовни в другую церковь, а саму часовню превратил в хлев. Но, по местным преданиям, птицы и свиньи на другое же утро издохли, а вскоре не стало и самого владельца, после чего имение переходило из рук в руки.

Смоленская икона Божией Матери

Обитель угасала и возрождалась вновь. К разрушенной часовне над могилой Зосимы по-прежнему приходили со своими тревогами люди. Спустя полвека очередная владелица продала здешний лес под вырубку известным александровским купцам И. Ф. Баранову и П. С. Зубову. Среди деревьев возвышался простой липовый крест с врезанным в него небольшим медным крестом — и вдруг лесорубы увидели  рядом с ним фигуру монаха с кадилом в руках. Необъяснимые явления продолжались; была открыта выложенная камнем могила и сохранившийся гроб — но тут, по свидетельству сторожа Симеона Ермолаева, грянул гром, разразилась гроза, запылали деревья… Пожар  прекратился после того, как по пустыни сторож и рубщики двинулись процессией с крестом в руках.

Тогда над могилой старца вдовой уже скончавшегося И. Ф. Баранова вновь была поставлена часовня.

Пустынь еще не раз меняла владельцев, пока в 1874 г. эти земли не были подарены Троице-Сергиевой Лавре. Братия во главе с иеромонахом Прокопием возобновила службы в часовне. Следуя примеру старца Зосимы, завели пасеку и огород. Часовню перестроили в камне. Прокопий, позже принявший постриг и именем Порфирия, сумел найти понимание у московского купца Д. М. Шапошникова. Тот переселился со всей семьей в обитель, и в 1889 г. его стараниями к часовне пристроили алтарь, трапезную, объединив всё под одной крышей. Рядом вырос братский корпус. Тогда же, при устройстве полов в храме, были обретены мощи старца Зосимы.

Как доехать до храма у кладбища Зосимова пустынь:

В общественном транспорте:

На метро: От станции «Саларьево» автобусом № 309 или маршруткой с тем же номером проехать 21 остановку до «Рассудово», затем на автобусе № 868 — 4 остановки до «Посёлка Зосимова пустынь» и пройти 200 м к храму.

Как доехать на автомобиле:

С МКАД на Киевское ш. Через 39 км, у пос. Яковлевское, съезд влево, к д. Кузнецово, Руднево, затем правее, к пос. Круги и пос. Зосимова пустынь, где находится кладбище, монастырь и храм.

Телефон

8.

В храме можно заказать требы. Для тяжелобольных проводятся службы:

  • соборование;
  • исповедь;
  • причастие в больнице или на дому.

С помощью городской ритуальной службы «Ваш Ритуал» при организации погребения можно подать записки об упокоении, а также заказать службы и требы:

  • отпевание на дому, заочное отпевание;
  • панихиду;
  • сорокоуст.

Цены на похороны в Москве и Московской области

Подробнее

В православной традиции для погребения нужны:

Покрывало (саван), крест нательный, крест в руку, венчик на голову, лист с текстом разрешительной молитвы, восьмиконечный надгробный крест.

Пожертвования при отпевании — средняя сумма

На отпевание, по сложившемуся обыкновению, принято делать посильное добровольное пожертвование, размер которого в среднем составляет 2 – 5 тыс. руб.

История[ | ]

Основание общине положили схимонах Зосима (Верховский) со своими духовными дочерьми, которые были вынуждены покинуть Николаевский монастырь в Туринске. На новом месте женская монашеская община устроена по благословению митрополита Московского Филарета в 1826 году на участке земли в Верейском уезде, пожертвованном помещицей Марией Бахметевой. В 1856 году община была преобразована в монастырь.

Монастырь, продолжавший существовать после 1917 года как трудовая земледельческая артель, был закрыт окончательно в мае 1929 года.

В 1967 году, на территории монастыря действовал пионерлагерь для детей сотрудников Московского метрополитена.

Возрождён как женский в августе 1999 года сначала как подворье московского Новодевичьего монастыря. 7 марта 2000 года Священный синод принял решение об открытии Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни как самостоятельного монастыря.

23 июля 2000 года основатель пустыни схимонах Зосима (Верховский) был прославлен в лике преподобных.

21 февраля 2012 года монастырь был переведен в каноническое подчинение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

2 марта 2020 года в собственность храма было передано четыре здания: дом с мезонином, гостиница, дом причта с пристройкой, а также трапезный корпус конца XIX века.

14 августа 2020 года Департамент культурного наследия города Москвы выдал разрешение на реставрацию 4-х объектов культурного наследия регионального значения монастыря: дом причта с пристройкой начала XX века, колокольня 1910-х годов, хозяйственный корпус и дом с мезонином начала ХХ века.

Когда наступило время безверия

Уцелевшая северо-восточная башня

По роковому стечению обстоятельств, а может быть, Божьим промыслом обитель начинала возрождаться в непростые времена судьбоносных перемен для страны, когда люди острее нуждались в мудром слове, укрепляющем веру и чистоту помыслов. Старец Зосима пришел на берег Молокчи накануне крутых петровских преобразований. Второй расцвет Смоленско-Зосимовой пустыни состоялся в преддверии русских революций, снесших многовековую монархию и пошатнувших православные устои. В третий раз монашеское служение здесь возобновилось после распада Советского государства, спустя 70 лет, как последний монах покинул свою келью.

Всего к 1917 году здесь насчитывалось до 100 монахов, которым помогали добровольные трудники. В обители не только молились, принимали паломников и писали иконы: монахи переплетали книги, столярничали, пекли хлеб и просфоры, занимались токарным ремеслом, малярной работой, трудились в кузнице, работали на скотном дворе, лудили посуду и шили одежды.

Св. Герман

После установления Советской власти Смоленскую Зосимову пустынь превратили в сельскохозяйственную артель. Монахи трудились и демонстрировали при этом неплохие показатели. Но дни обители были сочтены. Схиигумен Герман предсказывал: пока он жив, монастырь не закроют. Так и случилось: настоятель преставился в январе 1923 года, а уже осенью, в сентябре, монахов с насельниками из обители выгнали. Ценности изъяли. Отец Алексий вместе со своим келейником переехал в Сергиев Посад, где спустя пять лет скончался. Другим святым отцам, перебравшимся в Москву, в Высокопетровский монастырь, повезло меньше: аресты, ссылки, казни. Одна из икон в Смоленском храме — «Собор Зосимовских святых» — изображает семерых канонизированных монахов пустыни, и рядом со св. Зосимой, Германом и Алексием написаны еще четверо праведников, принявших страдания за веру. Семерых святых дала русскому православию Смоленско-Зосимова пустынь.

Крест на месте надкладезной часовни

После изгнания монахов здесь разместили детский дом, а потом всю территорию с постройками передали воинской части. К колодцу, расположенному за монастырской оградой, между тем продолжали пробираться паломники, на праздники приходили  верующие. Тогда часовню над ним разрушили до фундамента, а в источник стали сливать отработанные горюче-смазочные материалы. И источник иссяк. Остатки бетонной будки с надписью «Огнеопасно» можно видеть и сегодня. Вода вновь появилась, когда в пустынь вернулись монахи и расчистили колодец — теперь над ним установлен памятный крест.

Напоминание о воинской части

В братских корпусах поселились семьи офицеров. Обезглавленную колокольню превратили в водонапорную башню. Переливаясь через край бака, вода лилась на цоколь и проникала к фундаменту. Здание гостиницы для паломников, находившееся за оградой, неподалеку от колокольни, разрушено, как и большая часть стены, ряд строений и фонтан. В Трапезном корпусе с храмом Сергия Радонежского устроили детский сад, в соборе — клуб, и с этим связана одна интересная история.

Источник преподобного Зосимы

Всего в двух километрах от монастыря находится старый колодец, вода в котором, по преданию, способна исцелять. Чтобы добраться до него, следует идти по дороге мимо деревни Архангельское. У озера повернуть направо. Далее перейти по мосту на другую сторону, пересечь железнодорожный путь, выйти на асфальтированную дорогу. У входа в лес есть указатель, который ведёт к источнику преподобного Зосимы — второе название колодца с целебной водой. Недалеко от него находится разрушенная часовня.

Возможно, в скором времени и колодец, и некоторые постройки, расположенные на территории монастыря, будут приведены в надлежащее состояние. Хотя сегодня, несмотря на некоторые разрушения, эти места посещают и верующие, и просто любознательные люди, интересующиеся историей православных храмов.

Зосимова Мужская Пустынь: как возрождается монастырь?

Обычный поселок с необычным названием на границе Московской и Владимирской областей. Арсаки

— говорят, это название поселку было дано в честь некоего японского дипломата, который приезжал туда по каким-то надобностям. А знаменито само место тем, что когда-то старец Зосима (не тот, что в «Братьях Карамазовых» Достоевского, а реальный человек, чьи годы жизни неизвестны, только предположительно год смерти — около 1710) ушел в эти прекрасные среднерусской красотой места вести безмолвную жизнь. Он вырыл здесь колодцы, существующие и по сей день. Он и стал центром притяжения первых паломников.

Свято-Смоленская Зосимова Мужская Пустынь

знавала всякие времена. И расцвет, когда сюда стекались богомольцы и монастырю покровительствовали монархи (особенно, императрица Елизавета Петровна). Здесь хранились свои святыни: часть пояса Богоматери, части мощей св. Георгия Победоносца, крест с кусочком древа Креста Господня (привезенный из Афона в начале XVI века).

Старец этого монастыря Алексий был делегатом Поместного собора, именно он вынул из ковчега жребий с именем Тихона (патриарха Русской Православной Церкви).

Знавала Пустынь и тяжелые времена. Несколько раз упразднялась и разорялась. Была окончательно разграблена и закрыта после революции. На фотографиях можно видеть надпись на церкви: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь под красными знаменами!». А можно увидеть и растущие сквозь крыши храмов березы, прямо на красных кирпичах…

Но самое удивительное не это. Чтобы попасть в монастырь, нужно въехать в воинскую часть. И первый вопрос, который задают часовые при виде машины, это не грозный окрик: «Стой, кто идет?», а «Вы уже получили благословение батюшки Варнавы на посещение монастыря?» И дальше: «Если нет, мы сейчас принесем сотовый, вы позвоните».

Ощущение нереальности происходящего усиливается на территории монастыря. Службы в храмах, монахи и солдаты, тут же обычные жители чудом сохранившегося дома (тоже когда-то принадлежавшего монастырю, затем заселенного). Накрашенные девчонки в коротких юбчонках, обсуждающие как они пойдут на дискотеку, очень неплохая детская площадка со спортивными снарядами, монах с сотовым телефоном, договаривающийся о помощи в восстановлении храмов, солдаты-срочники, идущие по своим делам (или помогающие в храме), паломницы в длинных одеждах и туристы в коротких шортах. Иеромонах Варнава, останавливающий солдата: «Сережа, тут нектарины передали, ты уже поел?»

Говорят, эта та самая первая воинская часть, которой и было предназначено существовать при монастыре, чтобы в ней могли проходить воинскую службу семинаристы. Кажется, реализацию этой идеи здесь посчитали неудачной. Но, тем не менее, продолжают служить дети батюшек, студенты духовных заведений, алтарники. И, по рассказам, в монастыре на каникулах отдыхают воспитанники детского дома.

Все же от этого конгломерата остается ощущение, что ты попал ненароком в фильм «Сталкер». Редкая тишина, прозрачность воздуха, очень спокойно и деятельно сосуществующие солдаты и монахи. Здесь и историческая память — не только о старцах и мучениках, но и о деятелях русской культуры: Ф. Шаляпине, С. Рахманинове, В. Ключевском, К. Коровине, отце Павле Флоренском.

Безусловна архитектурная и историческая ценность монастыря. Безусловно, нужная воинская часть. На первый взгляд, все это сосуществует предельно достойно и гармонично. А если посмотреть: ведь и у монастыря сохранилась оборонительная стена (этот комплекс вообще напоминает маленький Кремль). И солдаты воинской части инженерных войск, в которой служат, в том числе, верующие, выглядят очень дисциплинированными и… доброжелательными.

Так и живут рядом: одни — по воинскому уставу, другие — по монастырскому. Но и без тех, и без других уже трудно себе представить сегодняшнюю Россию.

В истории подобный симбиоз монаха и воина не в новинку. Часто и в одном лице совмещались. Не говоря уже о восточных и европейских исторических традициях. Не будем забывать и своих легендарных героев. Соратник Пересвета, монах-воитель Ослябя, который прославился в Куликовской битве, давно причислен к лику святых.

Поживем — увидим.

Теги: святыня, города, путевые заметки, монах, монастырь, история

История

Смоленская Зосимова пустынь входила в ряд приписных пустыней и скитов вокруг Троице-Сергиевой Лавры. Основателем мужской пустыни предание называет схимонаха Зосиму, подвизавшегося в конце XVII в. После смерти Схимника в середине XVIII в. обитель прекратила свое существование.

Братия пустыни перед закрытием обители

Несколько попыток ее возродить были безуспешны. Лишь в 1848 г. местный фабрикант Зубов поставил деревянную часовню над могилой Зосимы. В 1867-м пустынь возродили монахи Троице-Сергиевой Лавры, к которой она и была приписана.

В конце XIX в. при игум. Германе Зосимова пустынь переживала расцвет. Здесь было около 100 монахов. В 1897-м выстроили над могилой основателя большой Смоленский собор,

Храм Смоленской иконы Божией Матери

чуть позднее — еще 2 каменных храма: Всех святых и прп. Сергия Радонежского.

Главной святыней обители почиталась Смоленская икона Божией Матери. В ковчежцах при этой иконе хранились части пояса Богоматери и мощей вмч. Георгия Победоносца.

Дважды в год крестные ходы направлялись из обители к 2 святым колодцам, вырытым еще старцем Зосимою. Зосимова пустынь притягивала многие тысячи богомольцев.

За сотни верст от пустыни известен был старец Алексий Зосимовский,

Зосимовский старец Алексий

принявший здесь постриг в 1898 г. Старчествовать он начал с 1906 г., а в 1916-м ушел в «полный затвор». Нарушил он его в 1917-м не по своей воле: Алексия избрали делегатом Поместного Собора, и именно зосимовский старец вынул из ковчега жребий с именем Тихона — нового Патриарха Русской Православной Церкви.

После революции Зосимова пустынь просуществовала недолго. В первый же месяц ограбили монастырский собор. После закрытия в ноябре 1919-го Троице-Сергиевой Лавры в Зосимову пустынь передали часть мощей прп. Сергия Радонежского. В начале февраля 1923 г. умер игум. Герман, а на следующий день после его похорон из Александрова приехала «ликвидационная комиссия». Летом 1923-го пустынь стояла уже заброшенная, с разоренными храмами и наглухо запертыми воротами. Впоследствии здесь размещалась воинская часть.

Возобновлён в апреле 1992 года.

Как добраться

На Ярославском ж/д вокзале (г. Москва) садитесь в последний вагон электрички, едущий в город Александров. Будьте внимательны, не все электрички делают остановки в «Арсаках». Через 2 часа — станция «Арсаки». Идем к концу платформы и спускаемся на площадь перед магазином «Хозяин», на площади останавливаются рейсовые автобусы. С сожалению, по соображением безопасности пешие паломники через КПП воинской части не пропускаются. Так что на станции надо сесть в автобус с надписью «Городок», который миновав КПП привезет вас прямо к стенам монастыря. Время поездки в автобусе не более 10 минут.

На автотранспорте из Москвы едем по Ярославскому шоссе (М8), проезжаем границу Московской и Владимирской областей, ищем указатель — поворот направо, на г. Александров, проезжаем «Брыковы Горы», после них первый поворот направо, (ориентир — кладбище с правой стороны, сразу после него правый поворот) указатель » Арсаки, 6 км» ; далее по главной дороге прямо через дер. Иваньково до ж-д переезда. Перезжаем ж-д пути и после них, по ходу дороги, берем в право и прямо до Т- образного перекрестка, на нем поворачиваем налево и едем прямо до КПП воинской части. Проехав КПП едем прямо до Святых врат монастыря. У Врат поворачиваем вдоль стены направо и едем до конца забора, последний поворот налево и вы на монастырской стоянке. Для проезда на автомобиле надо заранее созвониться с монастырем и сообщить марку и полный номер вашей машины.

История

Смоленская Зосимова пустынь входила в ряд приписных пустыней и скитов вокруг Троице-Сергиевой Лавры. Основателем мужской пустыни предание называет схимонаха Зосиму, подвизавшегося в конце XVII в. После смерти Схимника в середине XVIII в. обитель прекратила свое существование.

Братия пустыни перед закрытием обители

Несколько попыток ее возродить были безуспешны. Лишь в 1848 г. местный фабрикант Зубов поставил деревянную часовню над могилой Зосимы. В 1867-м пустынь возродили монахи Троице-Сергиевой Лавры, к которой она и была приписана.

В конце XIX в. при игум. Германе Зосимова пустынь переживала расцвет. Здесь было около 100 монахов. В 1897-м выстроили над могилой основателя большой Смоленский собор,

Храм Смоленской иконы Божией Матери

чуть позднее — еще 2 каменных храма: Всех святых и прп. Сергия Радонежского.

Главной святыней обители почиталась Смоленская икона Божией Матери. В ковчежцах при этой иконе хранились части пояса Богоматери и мощей вмч. Георгия Победоносца.

Дважды в год крестные ходы направлялись из обители к 2 святым колодцам, вырытым еще старцем Зосимою. Зосимова пустынь притягивала многие тысячи богомольцев.

За сотни верст от пустыни известен был старец Алексий Зосимовский,

Зосимовский старец Алексий

принявший здесь постриг в 1898 г. Старчествовать он начал с 1906 г., а в 1916-м ушел в «полный затвор». Нарушил он его в 1917-м не по своей воле: Алексия избрали делегатом Поместного Собора, и именно зосимовский старец вынул из ковчега жребий с именем Тихона — нового Патриарха Русской Православной Церкви.

После революции Зосимова пустынь просуществовала недолго. В первый же месяц ограбили монастырский собор. После закрытия в ноябре 1919-го Троице-Сергиевой Лавры в Зосимову пустынь передали часть мощей прп. Сергия Радонежского. В начале февраля 1923 г. умер игум. Герман, а на следующий день после его похорон из Александрова приехала «ликвидационная комиссия». Летом 1923-го пустынь стояла уже заброшенная, с разоренными храмами и наглухо запертыми воротами. Впоследствии здесь размещалась воинская часть.

Возобновлён в апреле 1992 года.

Как добраться

На Ярославском ж/д вокзале (г. Москва) садитесь в последний вагон электрички, едущий в город Александров. Будьте внимательны, не все электрички делают остановки в «Арсаках». Через 2 часа — станция «Арсаки». Идем к концу платформы и спускаемся на площадь перед магазином «Хозяин», на площади останавливаются рейсовые автобусы. С сожалению, по соображением безопасности пешие паломники через КПП воинской части не пропускаются. Так что на станции надо сесть в автобус с надписью «Городок», который миновав КПП привезет вас прямо к стенам монастыря. Время поездки в автобусе не более 10 минут.

На автотранспорте из Москвы едем по Ярославскому шоссе (М8), проезжаем границу Московской и Владимирской областей, ищем указатель — поворот направо, на г. Александров, проезжаем «Брыковы Горы», после них первый поворот направо, (ориентир — кладбище с правой стороны, сразу после него правый поворот) указатель » Арсаки, 6 км» ; далее по главной дороге прямо через дер. Иваньково до ж-д переезда. Перезжаем ж-д пути и после них, по ходу дороги, берем в право и прямо до Т- образного перекрестка, на нем поворачиваем налево и едем прямо до КПП воинской части. Проехав КПП едем прямо до Святых врат монастыря. У Врат поворачиваем вдоль стены направо и едем до конца забора, последний поворот налево и вы на монастырской стоянке. Для проезда на автомобиле надо заранее созвониться с монастырем и сообщить марку и полный номер вашей машины.

Записки паломника – Зосимова пустынь, Александров, Лукианова пустынь

Смоленская Зосимова пустынь находится в глуши Владимирской области, и чтобы в нее попасть, надо проехать военную часть. Кругом болота, леса – глубинка, одним словом. Но как там хорошо. Будто попал в прошлые столетия – тишина и неземной покой. В храме старинные потемневшие иконы, мощи святых угодников Божиих. Зосимова пустынь – одна из колыбелей московского старчества. Восстановлен и действует на территории монастыря пока один храм. Рядом с монахами, послушниками и трудниками живут семьи. Условия самые скромные – вода в колонке. Половина территории и зданий еще не передана монастырю, но молитва совершается.

Экскурсию проводил монах Аристоклий. Работая с церковными архивами, в 2021 году он делает предположение: «За 25 лет до 1673 г. (год прихода о. Зосимы в это место) в Иосифо-Волоцком монастыре был игумен Зосима, к нему приезжали как к духовному отцу царственные особы. Не этот ли отец Зосима приходит затем в Александров и основывает свою пустынь, ведь к нему в пустынь также ездили лица царской фамилии, в том числе царевна Наталия Алексеевна, сестра царя Петра Великого».

Со смертью о. Зосимы монастырь упраздняется на 150 лет, но потом чудесным образом возобновляется. В 1860 году к помещице-лютеранке Генриетте Нэттен, владелице этой земли, приходят два монаха, говорят ей, что они от монаха Филиппа из Гефсиманского скита, и просят отдать землю. Она им отказывает, но вскоре умирает ее дочь. Видя причину этого в своем отказе, она едет в скит к юродивому Филиппушке, раскаивается и хочет отдать землю. Филиппушка уразумел в этом волю Божию на восстановление монастыря, ведь он никого не посылал, а два монаха были посланы свыше.

Также купцу Шапошникову во сне явился старец Зосима и повелел построить монастырь в этом месте. Он начинает строительство и переезжает сюда со всей своей семьей. В 1905 г. в пустыни совершилась первая Литургия. А о. Прокопий, третий сын юродивого Филиппушки стал настоятелем монастыря. В 1907 году в пустынь пришел о. Герман из Гефсиманского скита и привел с собой учеников. Стал монастырь называться «Северной Оптиной».

Далее паломники отправились в г. Александров в Свято-Успенский женский монастырь. В Троицком храме сохранились фрески XVI в. времен Ивана IV (Грозного). Они требуют поновления, краски выцвели, полиняли, но контуры четкие. Вход в храм из притвора с Западной стороны предваряют двери. Раньше считали, что они XIV в., вывезены Иваном Грозным из Твери – плененные двери. Деревянные створы обложены медными листами. Более поздние исследования предполагают (из-за наличия бронзовых окантовок), что двери из Византии VIII в. Набеги славян на Константинополь были не редкость – таким образом они попали в Тверь, а затем в Александров. С Южной стороны при входе в храм – врата Софийского собора г. Новгорода, привезенные в 1570 г. Их называют Васильевскими, по имени новгородского архиепископа, установившего эти врата в Новгороде в 1336 году.

В Троицком соборе покоятся мощи прп. Корнилия, строителя и устроителя двух монастырей – Лукиановой пустыни и монастыря в Алексндровой слободе. Сохранилась и келия прп. Корнилия, где хранится фотокопия книги пострижения в иночество. В ней есть запись о постриге в иночество царя Ивана IV с именем Иона. Подлинник находится в музее «Александрова Слобода». Над мощами прп. Корнилия находится чудотворная икона Божией Матери «Страстная».

В Лукиановой пустыни главной святыней является икона Рождества Богородицы «Лукиановская», с нее и началась история монастыря в 1597 году (перед «Смутным временем»). Изначально этот образ находился в приходской церкви с. Игнатьева. Икона трижды исчезала из храма и ее обнаруживали в лесу. На месте ее обнаружения был построен храм. В Смутные времена село опустело, храм обветшал, все иконы в нем полиняли, кроме одной – Рождества Богородицы. В 1640 году пришел в эти места прп. Лукиан и стал там жить, строить, молиться – так постепенно возник монастырь. С иконой стали совершать крестные ходы до г. Александрова, и написаны были списки с чудотворного образа. Во время чумы город обошли Крестным ходом с чудотворной иконой, и чума прикратилась. Вот этот список (1654 г.) находится в монастыре и по сей день. Мощи прп. Лукиана покоятся в храме Богоявления. А храм Рождества Богородицы еще не восстановлен, только крышу сделали, а на остальное средств нет. Помоги, Господи восстановить и этот храм!

В монастыре свое хозяйство, коровы, земли, выпасы. В лавочке продают своей выпечки хлеб, очень вкусные молочные продукты.

От поездки на сердце умиротворение, умиление и благодарение Богу. Есть у нас в России не очень известные, но такие благодатные места, от которых дух захватывает. Слава Богу за все!

Смирнова О.М.

Инфраструктура

На территории пустыни имеются два храма: Святой Троицы — главная церковь монастыря; Храм Рождества Иоанна Предтечи, находящийся в колокольне. Регулярные службы и обряды совершаются именно в церкви Святой Троицы. Он открыт ежедневно с 8:00 до 19:00. Храм Иоанна Предтечи не отапливается, поэтому служба здесь проводится 1 раз в год.

На монашеской территории имеется подсобное хозяйство. В него входят: коровник, несколько ульев, курятник и огород. Осуществляется приготовление выпечки и просфор. Монастырь активно помогает приюту для детей и инвалидов.

В марте 2017 года на территории обители начал работу музей Зосимовой пустыни. Здесь имеется три зала, каждый из которых представляет определенный временной промежуток.

Монастырь имеет возможность принять на ночлег паломнические группы количеством до 15-ти человек. Гостиница вмещает две кельи: женскую на 8 мест и мужскую на 7 мест.

Колокольня Зосимовой пустыни,  sprint123

Святыни

Особо почитаемым в монастыре является мученик Трифон. По средам в честь этого святого читается акафист. Между Зосимовским и центральным пределами находится литая бронзовая рука, в которой хранятся мощи преподобного Зосимы. Они издают благоухание с разной интенсивностью: то явное, то еле уловимое.

В Храме Святой Троицы висит Смоленская икона Богоматери. Первый образ написал апостол и евангелист Лука. Именно эта икона положила основу Зосимовой пустыни. С ней монах Зосим пришел на новые земли, чтобы основать монастырь.

Внутреннее убранство Троицкого храма,  sprint123

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector