Последование ру

Суточный круг богослужений

В Православной Церкви установлен суточный круг богослужений. В него входят вечерня, повечерие, полунощницы, утреня, первый час, третий час, шестой час, девятый час, Божественная Литургия.

Описывая сотворение Богом мира, пророк Моисей начинает «день» с вечера. В Православной Церкви день также начинается с вечера.

Вечерня — это служба, которая  совершается в конце дня, вечером. Она призвана воздать благодарение Богу за прошедший день.

Повечерие — служба, на которой верующие просят Господа о прощении грехов, о даровании им покоя для тела и души, просят сохранить от козней диавола во время сна.

Полунощница предназначена для совершения ее в полночь, в воспоминание ночной молитвы Иисуса Христа в Гефсиманском саду. Эта служба призывает верующих быть всегда готовыми к дню Страшного Суда.

Утреня — служба, предназначенная для совершения утром, перед восходом солнца. На этой службе возносится благодарение Богу за прошедшую ночь.

Первый час, соответствующей нашему седьмому часу утра, освящает молитвою уже наступивший день.

На третьем часе, соответствующем нашему девятому часу утра, вспоминается сошествие Святого Духа на апостолов.

Шестой час, соответствующий нашему двенадцатому часу дня, призван напомнить о распятии Спасителя.

На девятом часе, соответствующем нашему третьему пополудни, вспоминается Крестную смерть Иисуса Христа.

Божественная Литургия есть самое главное Богослужение. На ней вспоминается вся земная жизнь Господа и совершается таинство Святого Причащения. Оно было установлено Самим Спасителем на Тайной Вечери. Литургия служится утром, до обеда.

Всенóщное бдение← Глава шестая →

Закончили мы на воскресных тропарях по «Бог Господь».

Открываем схему. 

После окончания песнопения на «И ныне» сразу же поем «Господи, помилуй, Господи, помилуй, Господи, помилуй. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу»

Чтец оканчивает славословие: «И ныне, и присно, и во веки веков, аминь», и начинает читать положенные Кафизмы. Смотрим в БУ: «(а.) Кафизмы 2-я и 3-я. (б.) Малые ектении. (в.) Седальны воскресные.»

а. На утрени воскресного всенощного бдения положено чтение второй и третьей кафизм, которые мы находим в Псалтири (стр 13 — 30).

В Псалтири мы видим, что кафизма делится на три части (по-гречески называющиеся статии), каждая из которых состоит из одного или нескольких псалмов, оканчивающихся красной надписью «Слава:». Потому эти части часто называют «Славы».

Надпись «Слава:» в конце первой (и второй) части говорит о том, что чтец в завершении статии возглашает «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу». А хор сразу начинает петь: «И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе Боже. (Трижды) Господи, помилуй. (Трижды) Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.» И чтец заканчивает славословие как и в начале кафизмы: «И ныне, и присно, и во веки веков, аминь», и начинает читать вторую  (или, соответственно, третью) статию.

Надпись «Слава:» в конце третьей части (она же является концом кафизмы) говорит о том, что чтец читает: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе Боже.» (Трижды)

По такому же принципу читается и третья кафизма.

б. Следом за каждой кафизмой идет Малая ектения, состоящая из 3 прошений, на два из которых отвечаем: «Господи, помилуй», а на третье: «Тебе, Господи» и возгласа, на который отвечаем: «Аминь»

в. После малой ектении, по уставу положены Седальны, в нашем случае воскресные. Мы же помним, что гласовые песнопения по дням недели даны в Октоихе (часть 2, стр. 474-475), там, в самом начале утрени, мы и находим седальны по первом стихословии (кафизме), и по втором стихословии

Но! Обратим внимание в БУ, и находим ссылку следующего содержания: «По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 8-го гласа: «Иже нас ра́ди…».» Таким образом О. Сергий (составитель указаний) напоминает нам о том, что если после «Бог Господь» на «И ныне» не пелся Богородичен положенного гласа, а заменялся Богородичным другого гласа (по гласу тропаря, поющегося на «Славу»), или заменялся праздничным тропарем, то Богородичен положенного гласа должен быть прочитан (или спет) вместо Богородична на «И ныне» после первой кафизмы

БУ нам, великодушно, вновь и вновь, подсказывают первые слова песнопения: «Иже нас ра́ди…». Этот Богородичен мы находим в Октоихе (часть 2, стр. 463), в конце вечерни, следом за воскресным тропарем.

Всенóщное бдение← Глава четвертая →

Итак, мы остановились на возгласе «Буди держава…», который завершает главопреклонную молитву после просительной ектении. Смотрим схему. 

1. Далее следует Лития.

Заглядываем в БУ.

Цитирую: «На литии стихира храма и стихиры апостола, глас 1-й. «Слава» – апостола, глас 4-й: «Возле́г на пе́рси…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Со Отце́м и Ду́хом славосло́вимый…»»

Стихиры на литии, в отличии от остальных стихир (на «Господи, воззвах», «на стиховне», на Хвалитех») поются (читаются) без чередования со стихами псалмов.

Чаще всего (как и в нашем случае) первой стихирой поется одна из литийных храмовых стихир, которая берется из службы святого или праздника в честь которого освящен храм. Я бы посоветовал распечатать эту стихиру и даже заламинировать, ее, чтобы каждый раз не открывать храмовую службу ради одной стихиры. 

Следом за стихирой храма идут стихиры апостола, даны они в Минее, в нашем разборе это Минея Сентябрь стр. 734-735. Очень удобно, что в БУ часто (как и в данном случае на «Слава» и на «И ныне») даны первые слова стихир, которые мы и видим в Минее.

По окончании стихир диакон возглашает прошения, на которые мы отвечаем:

На первое («Спаси, Боже…») — 40-кратным «Господи, помилуй» 

На второе («Еще молимся о Великом…») — 50-кратным «Господи, помилуй» 

На третье и четвертое прошения — троекратным «Господи, помилуй» 

Следом на возглас священника («Услыши ны…») отвечаем «Аминь»

Священник: «Мир всем», мы: «И духови твоему»

Диакон: «Главы наша…», мы: «Тебе, Господи»

Священник молится возгласно: «Владыко Многомилостиве Господи…», на что мы отвечаем «Аминь.»

2. Смотрим схему, следом положены Стихиры на стиховне.

Смотрим в БУ: «На стиховне стихиры воскресные, глас 8-й. «Слава» – апостола, глас 6-й: «Апо́столе Христо́в…», «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Творе́ц и Изба́витель…»»

Разобрав ранее стихиры на «Господи, воззвах», мы помним, что стихиры исполняются в чередовании со стихами псалмов. Также и в данном случае будет чередование, но с той разницей, что первая стихира поется (читается) без предваряющего стиха.

Итак, стихиры воскресные гласа мы берем из Октоиха. (Второй том, стр. 462) Там же даны и стихи, с которыми чередуются стихиры.

На «Слава» видим подсказку — первые слова стихиры, берем Минею, видим на стр. 735 стихиры на стиховне. Нам сами стихиры не понадобятся, а стихи пока не понадобятся (они понадобятся на утрене, запомним это). Значит перелистываем и видим нужную нам стихиру «Апостоле Христов». 

Дальше интересно и нужно запомнить, что если на стиховне на «И ныне» положен Богородичен, то он, вне зависимости от гласа, берется из службы одного гласа со стихирой на «Слава» именно это скрывается за фразой из БУ: «Богородичен воскресный по гласу «Славы»». В нашем случае нужен Богородичен из воскресной службы 6 гласа. Ищем в Октоихе глас 6, в субботу вечера, на стиховне, у нас это стр. 175 второго тома Октоиха.

3. Подсмотрим схему, видим после стихир на стиховне указано «Ныне отпущаеши» и сразу после него «Трисвятое по Отче наш». Находим «Ныне отпущаеши» в Часослове на стр. 161. А под «Трисвятое по Отче наш» скрывается ряд молитв: Трисвятое («Святый Боже…» трижды), Слава и ныне:, «Пресвятая Троице…», «Господи, помилуй» (трижды), Слава и ныне:, «Отче наш…».

4.Тропари по Трисвятом. Заглядываем в БУ: По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь апостола, глас 2-й (единожды).

Тропарь «Богородице Дево» находится в Часослове на стр.162. Тропарь празднуемого святого находим в Минее, В нашем случае тропарь апостола находится в Минее Сентябрь стр. 736.

Нужно заметить, что во время пения тропарей диакон трижды, с четырех сторон, кадит подготовленные для освящения хлебы, пшеницу, вино и масло. Поэтому нужно стараться петь так, чтобы на одно каждение вокруг подготовленного к освящению приходился один тропарь, не быстрее и не медленнее. Это будет очень красиво и чинно.

5. После тропарей по Трисвятом совершается благословение хлебов, предваряемое призывом диакона к молитве: «Господу помолимся», и нашим ответом: «Господи помилуй».

На молитву благословения хлебов «Господи Иисусе Христе…» мы отвечаем «Аминь.»

6. И сразу же трижды поем «Буди Имя Господне…» (Часослов стр. 165) и половина 33 псалма: «Благословлю Господа… (до слов) …не лишатся всякого блага» (Часослов стр. 125-126).

После 33 псалма священник благословляет из алтаря со словами: «Благословение Господне на вас…», — на что мы отвечаем: «Аминь»

И на этом заканчивается первая часть всенощного бдения, которая называется Великая вечерня (не вечерняя, а именно вечерня).

Богослужебные книги

Кроме книг Священного Писания (Евангелия, Апостола, Псалтири) для совершения церковных богослужений используются специальные  церковно-богослужебные книги. В них содержатся богослужебные тексты (тропари, кондаки, стихиры, каноны и другие). 

Священнослужители во время богослужений пользуются Служебником, в котором указаны чин вечерни, утрени и Литургии.

Чтецы и певчии на клиросе руководствуются Часословом. В нем приведены тексты молитв всех повседневных служб, за исключением Литургии.

Чинопоследование Святых Таинств (Крещение, Миропомазание, Венчание, Соборование, Исповедь) размещено в Требнике. Также в нем указан порядок других священнодействий, не вошедших в состав храмовых богослужений на каждый день. В их число входят отпевание и погребение усопших, освящение воды, молитвы на воцерковление ребенка и прочее.

Для совершения служб праздников, имеющих постоянную фиксированную дату, используются церковные сборники под общим названием Минеи.

В Месячную Минею включены службы святым на каждый день года. По количеству месяцев она разделена на 12 томов. В Общую Минею вошли песнопения целым ликам святых (пророкам, апостолам, мученикам и так далее). Ее используют в богослужении, когда отсутствует специальная служба конкретному святому. Праздничная Минея содержит в себе чинопоследования Великих Праздников.

Для подвижных праздников используется Триодь. Она бывает Простая (для дней Великого поста) и Цветная (для дней от Пасхи до девятого воскресенья после него). Название этих книг (Триодь) связано с тем, что они содержат в себе сокращенные каноны из 3-х песней (в обычном варианте канон состоит из 9 песней). 

В Русской Церкви тексты изменяемых молитвословий на каждый день находятся в книге Октиох, состоящей из восьми разделов. В ней находятся песнопения суточного круга: вечерни, повечерия, утрени и Божественной Литургии, а для воскресных дней, кроме того, — малой вечерни и полунощницы. Все эти песнопения по способу пения разделяются на восемь гласов (отсюда название книги), или напевов, из которых каждый употребляется в продолжение одной недели.

Студийский и Иерусалимский Уставы

Наибольшее распространение в христианском мире получили Студийский и Иерусалимский богослужебные Уставы. Хотя за историю Церкви их создано гораздо больше.

До 14 века широкое распространение имел Студийский устав (9 век). Его составителем признается преподобный Феодор Студит, настоятель Студийского монастыря в Константинополе.

На Руси придерживаться Студийского устава стали с 1070 года. В Киево-Печерской Лавре его ввел преподобный Феодосий Печерский. Затем Устав переняли другие монастыри. С 14 века в Русской Православной Церкви стал употребляться Иерусалимский устав.

Первоначально Иерусалимский устав был составлен преподобным Саввой Освященным в 6 веке. Но во время нападения завоевателей подлинник был утрачен. Патриархом Софронием Иерусалимским (6 век) устав был восстановлен. Но с 8 по 11 век Святыми Отцами в него вносились дополнения.

В Православии богослужебный устав, разработанный для монашествующих, долго применялся и в приходских церквях. Со временем стало очевидно, что следовать монастырским требованиям в условиях обыденной жизни «в миру» невозможно. Большинство мирских людей работает и находиться на всех богослужениях в храме не представляется возможным. Особенно на длительных службах во время Великого поста. Это относится и к соблюдению строгого поста. По Уставу в первый день Великого поста предписывается полное воздержание от пищи. Работающим христианам и детям это не под силу (можно нанести вред здоровью). Поэтому поститься рекомендуется «по совести».

С 17 века эти требования стали постепенно сокращать. Порядок совершения богослужений в церквях для мирян приобрел современный вид.

Всенóщное бдение← Глава третья →

Во второй записи мы закончили паремиями. Смотрим далее схему. После паремий немедля следует сугубая ектения.

1. Сугубая ектения (здесь, как и во второй главе название пункта одновременно является и ссылкой на соответствующую статью из книги «Толковый Типикон» или на другие источники).

С ектениями мы уже знакомы, это наиболее часто повторяющиеся в богослужении элементы. Сугубая ектения на вечерне начинается с двух прошений (Рцем вси… и Господи Вседержителю…), на каждое из которых мы отвечаем однократным «Господи, помилуй», начиная с третьего прошения (Помилуй нас, Боже…) отвечаем троекратным «Господи, помилуй», и будем, как обычно, внимательными, чтобы не пропустить возглас «Яко Милостив…», на который, как известно, отвечаем: «Аминь».

2. Следом за Сугубой ектенией исполняется песнь «Сподоби, Господи…» (Часослов, стр.159-160)

Типикон предписывет чтение этой молитвы настоятелем или чтецом, но сейчас, чаще всего в приходской практике, поется хором.

3. Просительная ектения и молитва главопреклонения. Название ектении происходит от последних слов большинства прошений ектении: «… у Господа просим.» Тем не менее начинается ектения с двух прошений («Исполним вечернюю…» и «Заступи, спаси…»), на каждое из которых отвечаем: «Господи, помилуй». А начиная со следующего прошения («Вечера всего…») отвечаем «Подай, Господи». Внимательно слушаем чтобы не пропустить прошение «Пресвятую, Пречистую…», на которое отвечаем: «Тебе, Господи». И не забываем на завершающий ектению возглас («Яко благ…») ответить: «Аминь». Но клиросу расслабляться рано, т.к. следом священник повернувшись к людям преподает «Мир всем», на что мы незамедлительно должны ответить: «И духови твоему». А отвечая («Тебе, Господи») на следующий призыв священнослужителя: «Главы наша Господеви приклоним» мы должны руководствоваться присутствием или отсутствием за богослужением диакона. Объясняю: на этой ектение положено чтение молитвы главопреклонения, которую, по традиции, священник читает тихо (не возгласно). Если служит священник без диакона, то наиболее удобно читать молитву во время протяжного пения «Тебе, Господи» в ответ на призыв приклонить главы. Если же диакон служит, то священник прочитывает молитву во время ектении, и нет необходимости тянуть «Тебе, Господи». Завершается молитва возгласом «Буди держава», на который мы, естесственно, отвечаем: «Аминь».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector