Английская реформация
Содержание:
- Причины и предпосылки
- Разрыв с Римом (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
- Новшества в организации (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
- Начало Реформации в Англии
- Факторы успеха реформации в Англии
- Реформация в Англии
- Возобновление Реформации
- Что такое Реформация
- Первые годы реформации
- Что мы узнали?
- Отличительные черты
- Англиканская церковь
- Начало Реформации в Англии
- Развитие капитализма в контексте реформации
- Англия перед началом Реформации
- Отпадение Англии от Рима при Генрихе VIII
Причины и предпосылки
На протяжении Средних веков церковь органично вписывалась в общество, поддерживая своим существованием весь феодальный строй: церковная иерархия отражала иерархию светскую, церковь являлась крупнейшим землевладельцем и т. д. Ее господствующее положение стало расшатываться вместе с феодализмом — появление в XIV-XV веках зачатков капитализма в Нидерландах и Северной Италии совпало с появлением предтечей Реформации: Джона Уиклифа в Англии и Яна Гуса в Чехии, выступавших против церковной собственности и иерархии.
Джон Уиклиф
Почву для Реформации подготовила деятельность гуманистов — Джованни Боккаччо, Лоренцо Валла, Эразма Роттердамского и пр., критиковавших обмирщение церкви и ее нынешний моральный облик. Однако большинство гуманистов, даже с наступлением Реформации, остались верны католицизму и критиковали многих сторонников церковной реформы. Тем не менее, их интеллектуальное наследие активно использовалось критиками католической церкви.
Центральными идеями Реформации стала секуляризация церковной собственности, упразднение сложной церковной иерархии, ликвидация привилегий духовенства, перевод богослужения на национальные языки, а так же снятие богословских ограничений с накопления богатств, что в итоге подстегнуло развитие капитализма.
Разрыв с Римом (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
Начало реформации в Англии, дата которой тесно связана с внутренней политикой короля, стало следствием чисто внешнего толчка, который привел к кризису в отношениях между правительством и католической церковью. По правилам того времени, разрешить развод мог только папа римский. К нему и обратился Генрих в расчете получить разрешение на развод. Однако папа ответил отказом. Причиной послужило то обстоятельство, что он фактически находился под полным контролем Карла V, который был племянником Екатерины Арагонской. Тогда разгневанный король объявил, что больше не подчиняется папской власти и провозгласил самостоятельность английской церкви.
Новшества в организации (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
Королевская власть и реформация в Англии, по сути, не слишком противостояли друг другу, как это наблюдалось, например, во Франции. Напротив, в Великобритании правительство само сделало первый шаг к этому политическому и религиозному перевороту. Несмотря на сохранение традиционной католической обрядности и епископата, Генрих VIII взял в свои руки распределение церковных доходов. Кроме того, власть получила право назначать епископов. Но следующие шаги оказались еще более радикальными: правительство пошло на конфискацию монастырского имущества: драгоценностей и земли. Последние долго не оставались в казне: они были распределены между дворянами и набиравшей силу буржуазией.
Начало Реформации в Англии
Томас Кранмер
В 1532 году Архиепископом Кентерберийским был выбран Томас Кранмер, ставленник Генриха, явный сторонник протестантизма. Кранмер в церковном суде расторг брак Генриха и король вступил в следующий брак c Анной Болейн (через 4 года король обвинит жену в измене и прикажет отсечь ей голову). В 1534 году парламент принял «Акт о супрематии», который гласил, что король является «верховным главой Английской Церкви». Более Папа в Англии не пользовался никакой властью. Когда Джон Фишер и Томас Мор отказались признать эти решения, они были казнены.
Следующим этапом стала Тюдоровская секуляризация. Было закрыто в общей сложности 376 монастырей, а их земли Генрих или оставил себе, или раздал, или продал «новому дворянству», которое поддерживало короля; на секвестрированных землях были проведены огораживания. Однако догматически Английская Церковь оставалась близка к Католической. Но Библия теперь стала доступна в Англии на родном языке (Библия Тиндейла).
После смерти Генриха на трон взошёл его сын Эдуард VI, которому было лишь девять лет. Регентом при нём стал герцог Сомерсет, имевший явную склонность к протестантизму. В 1547 году началось причащение прихожан «под обоими видами». В 1549 году священникам разрешили вступать в брак. В 1549 году была введена Книга общих молитв, содержавшая тексты исключительно на английском языке. Эта книга с небольшими изменениями используется в Церкви Англии до сих пор
В богослужении особое внимание уделялось чтению Библии.
Кранмер также участвовал в создании вероисповедального текста, используя советы таких богословов как Джон Нокс. В результате получились «42 статьи», ставшие с 1553 года с королевского согласия официальным документом в Церкви Англии. Статьи были кальвинистскими во взглядах на предопределение и причастие. Вскоре после утверждения этого акта Эдуард VI умер, а в следующее царствование в стране началась католическая реакция.
Факторы успеха реформации в Англии
Успехи королевской Реформации в Англии объясняются влиянием двух факторов, каждый из которых заслуживают специального рассмотрения.
В качестве первого фактора выступает то, что королевская Реформация была спровоцирована бракоразводным процессом Генриха VIII с Екатериной Арагонской и его последующими действиями. При этом считается вполне естественным, что английский король не только возглавил Реформацию, но и сумел воспользоваться ею в собственных политических интересах («Акт о супрематии», 1534).
Действительно, в период правления Генриха VIII в Англии существенным образом изменились государственно-церковные отношения. Вновь образованная Англиканская церковь была поставлена в заведомо подчиненное положение по отношению к королевской власти. Духовенство признало королевскую супрематию, составными частями которой стали:
- назначения епископов;
- контроль над церковной собственностью;
- делегирование юрисдикции церковным судам
- практика наказания лиц духовного звания. этом были существенно ущемлены в пользу короны.
Англиканская церковь признала невозможность собственного законотворчества без его одобрения короной и фактически стала частью бюрократического аппарата. Произошло также соединение духовной и светской власти в руках короля. Юридические полномочия епископов и архиепископов при этом были существенно ущемлены в пользу короны.
Впрочем, оказавшись в полном подчинении у короля, Англиканская церковь стала независима от Рима. Это проявилось в следующих аспектах:
- богослужебном (создание нового Символа Веры; перевод Библии на английский язык, что согласовывалось с протестантским принципом доступности и понятности Священного Писания для всего народа);
- административно-управленческом (корона контролировала назначение епископов, превратив их в «государственных служащих» особого рода);
- финансовом (все платежи в пользу римской курии, существовавшие ранее, были отменены);
- церковно-правовом (Римский первосвященник лишился юрисдикции над английским духовенством).
Второй фактор определяется тем, что основные идеи королевской Реформации легли на почву, подготовленную к их восприятию широкими слоями английского общества благодаря ереси лоллардизма и народному антиклерикализму XIV – XV вв.
Религиозная жизнь Англии предреформационного периода действительно характеризуется не только подъемом народного благочестия, но и повышенным интересом людей к вопросам Спасения. Однако как раз то в этом нет ничего удивительного. Как пишет Ж. Ле Гофф: «Чувство неуверенности – вот что влияло на умы и души людей Средневековья и определяло их поведение… Эта лежавшая в основе всего неуверенность в конечном счете была неуверенностью в будущей жизни, блаженство в которой никому не было обещано наверняка и не гарантировано в полной мере ни добрыми делами, ни благоразумным поведением. Творимые дьяволом опасности погибели казались столь многочисленными, а шансы на спасение столь ничтожными, что страх неизбежно преобладал над надеждой». По существу, весь совокупный Запад сохранял свой средневековый характер ровно до тех пор, пока был единым универсумом, проникнутым христианским страхом и духовной жаждой обрести желаемое Спасение.
Однако в XIV – XV вв. начинаются процессы глубинной трансформации духовно-мировоззренческих оснований средневекового менталитета, вследствие чего католическая церковь утрачивает монопольный контроль над сознанием верующих. Особую роль в этих процессах сыграл парадоксальный синтез церковного и мирского, благодаря чему «человек Средневековья» воспринял мир сквозь призму скорее мифологического, нежели религиозно-догматического мышления, в полном соответствии с законами которого «сакральное» и «профанно-низменное» оказались переплетены в синкретическом единстве.
Реформация в Англии
Король Англии Генрих VIII
Особый интерес представляет английская Реформация. Она началась с того, чем, собственно, завершилась Реформация в Германии, – с установления государственной церкви, которая в течение долгого времени представляла собой аморфное образование, включавшее в себя как традиционалистов, стоящих весьма близко к католицизму, так и протестантов самого разнообразного толка. В Англии дифференциация и самоидентификация конфессий происходила совсем не так быстро, как на континенте. Поэтому процесс юридического закрепления религиозных и политических итогов английской Реформации XVI в. занял довольно продолжительное время.
В этот период английские католики оказались в положении преследуемого меньшинства, что не могло не сказаться на характере тех изменений, которые произошли под влиянием Реформации.
Известно, что в 1529 г. Генрих VIII Тюдор (1509 – 1547), находившийся под сильным влиянием своего окружения, среди которого особо выделялись архиепископ Кентерберийский Т. Кранмер и могущественный временщик Т. Кромвель, объявил о решительном разрыве с Римом в вопросах веры, провозгласил королевскую супрематию, осуществил секуляризацию земельных владений английских монастырей. Именно с этих событий и берет свое начало английская Реформация.
Возобновление Реформации
Однако правление Кровавой Мэри было недолгим. После её смерти королевой стала Елизавета I, которой для подтверждения своего статуса было необходимо признание реформационных изменений своего отца. Елизавета несколько изменила свой титул на «единственного верховного правителя», что предполагало, что хоть она является административным главой Церкви, однако решение догматических вопросов находится в ведении клира. Были пересмотрены «42 статьи», из которых, после исключения трёх, осталось «39 статей». От всех пасторов потребовали подписаться под этим документом. С 1571 года и до сих пор используются в Церкви Англии.
Дальнейшая Реформация привела к расколу протестантов на англикан (сторонников епископального устройства) и пуритан (противников епископального устройства). Раскол был осложнен политическим противостоянием монархистов (поскольку епископ подчинялся королю) и республиканцев, выразившийся в Английской Революции. В 1580 году пуритане раскололись на пресвитериан и конгрегационалистов. Преследования англикан вызвали переселение пуритан в Северную Америку. Среди пуритан под влиянием реэмигрантов с континента (где они ознакомились с меннонитами) появились баптисты и квакеры. Вплоть до XVII века католики не теряли надежды на реванш (пороховой заговор, якобиты).
Что такое Реформация
Реформация – это общественно-религиозное движение, целью которого является переустройство церкви, изменения в религиозной жизни общества. Она началась в 1517 году в Германии, а затем охватила Англию, Швецию, Францию, Швейцарию, Данию, Австрию, Нидерланды, Венгрию и другие европейские страны.
Реформация в Европе совпала с началом новой исторической эпохи – Нового времени, и это было не случайно, связано с рядом причин.
В начале 16 века католическая церковь утрачивает свой авторитет, теряет доверие собственных последователей. Этому послужили:
- Великие географические открытия, опровергнувшие убежденность церкви в том, что Земля плоская (кругосветные путешествия доказали что Земля имеет форму шара);
- Развитие науки – интерес людей переместился от загробной жизни к земной, люди устремились к познанию природы, космоса, самих себя;
- Нравственный упадок католической церкви. Католические священнослужители, проповедуя скромную жизнь, сами жили в роскоши, много времени проводили на охоте, часто присутствовали на пирах. Верующие были разочарованы поведением католического духовенства, обвиняли его в безнравственности;
- Стремление католической церкви к обогащению. Помимо того, что церковь обладала несметными богатствами, огромными земельными владениями, она использовала все дополнительные возможности, чтобы еще больше обогатиться. Например, церковь торговала индульгенциями – специальными грамотами, покупая которые, верующий мог быть уверен в прощении грехов. Стоимость индульгенции завесила от тяжести греха: за убийство, кражу, измену, нарушение клятвы — назначалась своя цена. Искренние верующие называли это лицемерием, обвиняли церковь в жадности, неуемной жажде наживы;
- Церковные поборы также возмущали крестьян, которые все еще обязаны были выплачивать церкви десятину (отдавать одну десятую часть своих доходов или урожая).
Постепенно, антицерковные настроения охватили все слои общества, возмущенные поведением римско-католической церкви. Высшие слои общества были недовольны вмешательством священнослужителей в их частную жизнь, низшие слои общества были истощены церковными поборами. Сложились все условия для начала Реформации в Европе.
Бюст Папы Римского
Первые годы реформации
На момент когда началась Реформация, католической церковью в Германии были недовольны разные слои общества. Крестьяне — из-за десятины, ремесленники — из-за невозможности конкурировать с монастырской продукцией, которая не облагалась налогами.
Несмотря на давление со стороны католической церкви, Мартин Лютер получил поддержку со стороны князей Германии, например, от Фридриха Мудрого. Этот князь укрыл богослова в замке Вартбург, где тот перевел Библию на немецкий язык.
Реформация привела к крестьянской войне 1524–1526 годов. Народ на нее вдохновили проповеди Томаса Мюнцера. После войны сторонников Реформации стали называть протестантами. В 1527 году они основали свой первый университет в Марбурге.
Вскоре после начала Реформации в лагере у протестантов начались разногласия. Лютер не признал единоверцем пастора Ульриха Цвингли, который жил в Швейцарии. Его направление в рамках Реформации получило название цвинглианство. Также появились протестанты-анабаптисты. Отчасти их наследниками являются баптисты. В Нидерландах появилось направление меннонитов.
Реформация в ряде стран Европы привела к появлению в середине XVI века следующих направлений:
- пресвитерианство в Шотландии;
- англиканство в Англии;
- кальвинизм в Швейцарии.
Там, где началась Реформация, стали быстро развиваться типичные для раннего Нового времени капиталистические отношения. К началу XVII века основные экономические центры Европы переместились на север, в Англию, Нидерланды и Германию, где развивалось мануфактурное производство.
Рис. 3. Реформация в Европе XVI век.
Что мы узнали?
Период Реформации в Европе начался с 1517 г. и означал реформирование католической церкви, который были недовольны многие слои общества. Инициатором был Мартин Лютер. Вследствие Реформации возник протестантизм и его различные направления.
-
/5
Вопрос 1 из 5
Отличительные черты
Особенности реформации в Англии были следующие: во-первых, она не сопровождалась серьезными катаклизмами, как, например, во Франции или в Германии (в первой на несколько десятилетий разразились гугенотские войны, а во второй начались религиозные войны и крестьянская война). Во-вторых, политические, экономические и религиозные реформы осуществлялись королевской властью. В этом можно увидеть некоторое сходство с немецкими княжествами, в которых ряд правителей также поддержали новое учение. Однако в Англии все это происходило в масштабах всей страны. И наконец, реформация приняла в этой стране очень умеренный характер. По мнению ряда ведущих специалистов, англиканская церковь заняла среднее, промежуточное, место между католицизмом и протестантизмом. В Англии сохранилась католическая обрядность и епископат.
Англиканская церковь
Когда Генрих VIII умер, церковная жизнь Англия была в полном расстройстве, а наследник его Эдуард VI (1547 – 1553) был несовершеннолетним. Опекуны молодого короля и Кранмер завершили реформацию установлением в англиканской церкви прочного порядка. Новая церковь заняла положение, среднее между католицизмом и протестантизмом. Папство было отменено, но главою церкви был сделан король. Монашество также было уничтожено, но была сохранена вся иерархия с епископством во главе, за которым была признана преемственность благодати от апостолов; отсюда англиканская церковь называется еще епископальной. Вместе с тем, однако, духовенству был разрешен брак. Внешность богослужения в англиканской церкви оставлена католическая, и были сохранены все семь таинств, но богослужение должно было совершаться на английском языке, а причащение – под обоими видами. Наконец, у протестантов англиканская церковь заимствовала учение об оправдании посредством веры и взгляд на Священное Писание как на единственный авторитет в делах веры.
Начало Реформации в Англии
Томас Кранмер
В 1532 году Архиепископом Кентерберийским был выбран Томас Кранмер, ставленник Генриха, явный сторонник протестантизма. Кранмер в церковном суде расторг брак Генриха и король вступил в следующий брак c Анной Болейн (через 4 года король обвинит жену в измене и прикажет отсечь ей голову). В 1534 году парламент принял «Акт о супрематии», который гласил, что король является «верховным главой Английской Церкви». Более Папа в Англии не пользовался никакой властью. Когда Джон Фишер и Томас Мор отказались признать эти решения, они были казнены.
Следующим этапом стала Тюдоровская секуляризация. Было закрыто в общей сложности 376 монастырей, а их земли Генрих или оставил себе, или раздал, или продал «новому дворянству», которое поддерживало короля; на секвестрированных землях были проведены огораживания. Однако догматически Английская Церковь оставалась близка к Католической. Но Библия теперь стала доступна в Англии на родном языке (Библия Тиндейла).
После смерти Генриха на трон взошёл его сын Эдуард VI, которому было лишь девять лет. Регентом при нём стал герцог Сомерсет, имевший явную склонность к протестантизму. В 1547 году началось причащение прихожан «под обоими видами». В 1549 году священникам разрешили вступать в брак. В 1549 году была введена Книга общих молитв, содержавшая тексты исключительно на английском языке. Эта книга с небольшими изменениями используется в Церкви Англии до сих пор
В богослужении особое внимание уделялось чтению Библии.
Кранмер также участвовал в создании вероисповедального текста, используя советы таких богословов как Джон Нокс. В результате получились «42 статьи», ставшие с 1553 года с королевского согласия официальным документом в Церкви Англии. Статьи были кальвинистскими во взглядах на предопределение и причастие. Вскоре после утверждения этого акта Эдуард VI умер, а в следующее царствование в стране началась католическая реакция.
Развитие капитализма в контексте реформации
Высшее духовенство, на земли которого бароны делали нападения, и против которого были вооружены другие классы общества, со своей стороны, поддерживало королевскую власть, ища у неё защиты.
Поэтому впоследствии и Тюдорам легко было пользоваться парламентом, как послушным орудием власти. Когда на материке началась реформация, в Англии царствовал Генрих VIII (1509 – 1547). Это был государь, отличавшийся большим своеволием и жестоко расправлявшийся с неугодными ему людьми. Объявление короля главою церкви и отобрание в казну громадного количества поместий только еще более усилили королевское могущество, и произволу Генриха VIII не было потом никаких пределов.
Когда Генрих VIII умер, церковная жизнь Англия была в полном расстройстве, а наследник его Эдуард VI (1547 – 1553) был несовершеннолетним. Опекуны молодого короля и Кранмер завершили реформацию установлением в англиканской церкви прочного порядка.
Королева возобновила казни за веру, и в числе лиц, сожженных при ней на костре, был Кранмер. Новая королева в глубине души была более католичкою, чем протестанткою, но её положение заставило ее защищать реформацию. Католики не признавали брака её матери с Генрихом VIII за законный, а потому отвергали и её права на престол. Сам её отец в разное время смотрел на нее неодинаково: старшая сестра ее ненавидела.
Все вероучение англиканской церкви, изложенное в «39 статьях веры», тоже было утверждено парламентом. В существенных чертах англиканская церковь сохраняется и до сих пор в том виде, какой она имела в первые годы царствования Елизаветы.
Англиканская реформация вообще только усилила королевскую власть, и Елизавета до конца жизни пользовалась ею в самом широком объеме. Елизавета начала преследовать пуритан строгими наказаниями, напр., им рубили руки или отрезывали уши. Между обеими реформациями в Англии произошло впоследствии резкое столкновение.
Англия перед началом Реформации
За примером Дании и Швеции последовала Англия. В‑третьих, рядом с королевской реформацией в Англии произошла реформация народная, результатом которой был пуританизм, бывший местною разновидностью кальвинизма и развивший из себя сектантство. В начале XVI в. в Англии были весьма сильны национально‑политическая оппозиция против Рима и социальная оппозиция светских классов общества против духовенства.
В Англии сохранилась католическая обрядность и епископат. Главной целью Королевской реформации в Англии стало освобождение от Ватикана и прямое подчинение английской церкви королю.
Отпадение Англии от Рима при Генрихе VIII
Когда на материке началась реформация, в Англии царствовал Генрих VIII (1509 – 1547). Это был государь, отличавшийся большим своеволием и жестоко расправлявшийся с неугодными ему людьми. Получив некоторое богословское образование, он вступил в полемику с Лютером в защиту семи таинств, за что получил от папы титул «защитника веры», а так как Лютер отвечал ему грубо и резко, то король страшно ожесточился против его последователей в Англии и прямо велел сжигать их на кострах. Эта ревность к католической церкви заменилась совершенно другим отношением, когда папа Климент VІІ не дал своего согласия на развод Генриха VIII с теткой Карла V, Екатериной Арагонской. Брак Генриха VIII с этой испанской принцессой был заключен в эпоху союза Англии с Испанией против Франции; но от Екатерины у английского короля не было детей мужеского пола, и вдобавок ему понравилась фрейлина его жены Анна Болейн, на которой он захотел жениться.
Отказ папы разрешить развод и вступление в новый брак до крайности раздражил английского короля, и он уже не сдерживал более проявлений неудовольствия против папства и духовенства и в парламенте, и в нации. Послушное английское духовенство развело короля с первою его женою и разрешило его брак с Анною Болейн (1530). За этим последовал ряд парламентских статутов, которыми по частям были отменены права папы в Англии, а в 1534 г. особым актом о верховенстве король был объявлен главою английской (или англиканской) церкви, т. е. на него были перенесены прежние права папы. При этом и лютеране, и «паписты», не желавшие признавать короля главою церкви, подвергались казни (между ними Томас Мор). Вскоре за тем Генрих VIII в сотрудничестве с канцлером Томасом Кромвелем, «молотом монахов», секуляризировал все монастырские имения, составлявшие треть земель всей Англии. Аббаты упраздненных этих монастырей исчезли из верхней палаты, а вновь назначенных светских лордов король наградил землями, отобранными у монастырей. Секуляризация монастырской собственности тоже была утверждена парламентом.
Объявление короля главою церкви и отобрание в казну громадного количества поместий только еще более усилили королевское могущество, и произволу Генриха VIII не было потом никаких пределов. Новый глава англиканской церкви, опираясь на послушный парламент, начал теперь изменять догматы и обряды то в одном, то в другом направлении и казнить тех, которые не хотели подчиниться такой реформации. Сам Генрих VIII находился при этом под влиянием то тайных папистов, то тайных лютеран. Кромвеля он казнил, подозревая его в сочувствии к лютеранству, и архиепископ кентерберийский Кранмер, втайне бывший протестантом, не осмеливался в церковных и богослужебных преобразованиях слишком отклоняться от католицизма. Своевольный король вступал в новые браки (в общем у него сменилось шесть жен), разводясь с прежними женами и даже посылая их на плаху.
Портрет английского короля Генриха VIII. Художник Ганс Гольбейн Младший