7 причин реформации в европе

Лютер спрятан, но дело его живёт

После окончания Вормсского рейхстага Мартин Лютер направился домой в Виттенберг. Не успел он как следует отъехать от Вормса, как его похитили люди курфюрста Саксонии… и спрятали в укромном месте, в замке Вартбург. Как оказалось, Фридрих Мудрый, отличавшийся пытливым умом, на собрании рейхстага проникся речами Мартина Лютера и решил сберечь того от неминуемого наказания. Причём для того, чтобы не врать императору Карлу V на допросе, он специально приказал своим людям не предупреждать его о том, где они спрячут богослова-мятежника.


Лютер на Вормсском рейхстаге. (Pinterest)

Мартин Лютер, будучи узником Вартбургского замка, который он не мог покинуть, занялся переводом Библии на немецкий язык. Однако это не помешало распространению его идей: только они стали развиваться совершенно не в том русле, как планировал инициатор Реформации. Так называемый «духовный мятеж», мирный путь Реформации, о котором и проповедовал изначально Лютер, широкой поддержки в народе не получил. Зато в родном для Мартина Лютера Виттенберге начались погромы католических храмов, которые поддерживали последователи богослова — Цвиллинг и Карлштадт.

Римская церковь не готова была терпеть погромы в собственных храмах. Обе стороны взялись за оружие. Религиозный конфликт стал приобретать кровавый характер, и в итоге вылился в грандиозную войну, которую нарекли Тридцатилетней (1618−1648). Эта война привела к тому, что на территории Германии — а за ней и в других европейских странах — католическая и лютеранская церковь стали существовать параллельно.

Церковная Реформация — это идеология нового класса западного общества — буржуазии

Реформация Церкви началась после окончания в Западной Европе периода Средневековья. В это время здесь господствовал феодальный строй. При нём церковная иерархия была полным отражением иерархии светской.

Если в светском феодальном обществе выстроились разные категории сеньоров и вассалов — от короля (верховного сеньора) до рыцаря, так и члены клира делились по феодальным степеням от папы (верховного первосвященника) до приходского кюре.

Являясь крупным феодалом, церковь в разных государствах Западной Европы владела до 1/3 количества всей обрабатываемой земли, на которой использовала труд крепостных.


Свидетельство о получении индульгенции, датированное 19 декабря 1521 года. Одной из причин Реформации стало недовольство населения западноевропейских государств торговлей католической Церковью индульгенциями. Фото: upload.wikimedia.org

После того, как феодальный строй стал распадаться, потребовалась реформа католицизма. Дело в том, что уже в XIV—XV веках сначала в Средней Италии и Фландрии, а с конца XV века и повсюду в Европе началось формирование нового социального класса, постепенно захватывавшего в свои руки экономику, а затем устремившегося и к политической гегемонии — буржуазии.

При этом буржуазия не отказывалась от христианство, но настаивала на его изменении. В первую очередь буржуа хотели удешевления и упрощения церковных обрядов.

Католическая Церковь владела в средневековой Европе 1/3 всех обрабатываемых земель.

Причины Реформации разнообразны, но основной из них стало недовольство «язычеством вавилонской блудницы», т.е. Католической Церкви.

При этом основными её целями были «возвращение христианства к апостольским временам», посредством «очищения веры от людских выдумок», и «освобождение духа от мертвящей буквы предания». Среди наиболее важных причин выступления против Римской Церкви можно назвать:

  • отрицание католицизмом национальной государственности стран Западной Европы;
  • признание главенства Папа Римского над светскими государями;
  • привилегированное положение дворянства в обществе;
  • несоответствие образа жизни служителей Католической церкви тому, что они проповедовали;
  • недееспособность, распущенность и коррумпированность церковной бюрократии:
  • высокие материальные запросы Католической церкви, например, необходимость уплачивать «церковную десятину», торговля индульгенциями и церковными должностями и т.д.;


Джон Виклиф, богослов, профессор Оксфордского университета. Джон Виклиф — один из католических богословов, подготовивших Реформацию Необходимо отметить, что протестантская идеология, имела своих предшественников. Так, например, ещё в XIV веке возник протест против авиньонских пап в Англии.

Выразителем недовольства масс тогда стал Джон Виклиф, профессор Оксфордского университета, провозгласивший необходимость уничтожения всей папской системы и секуляризации монастырско-церковной земли.

Таким образом, Реформация была подготовлена сложившимися в XV веке в Западной Европе общественно-политическими и социальными условиями, а не возникла на пустом месте из-за недовольства Католической Церковью отдельных личностей.

Начало Реформации в Германии

Продажа индульгенций, начатая для финансирования строительства собора Св. Петра в Риме, приобрела особенно широкий размах при папе Льве X (1513-1521 гг.). Человеком, бросившим ему вызов, стал саксонский монах Мартин Лютер (1483—1546).

М. Лютер

Будущий реформатор родился в семье рудокопа, ставшего впоследствии владельцем небольшого медеплавильного предприятия. Он сумел получить университетское образование, несколько лет провёл в монастыре, а затем начал преподавать богословие в университете г. Виттенберга, расположенного во владениях герцога Саксонского. Хорошее знание церковной жизни и многолетние размышления над религиозными проблемами привели Лютера к мысли о необходимости очистить католическую церковь от пороков, вызывавших всеобщее возмущение. Средство к достижению этой цели он видел в возврате к идеалам раннего христианства, когда единственным авторитетом для христиан был текст Библии в его первозданной чистоте.

31 октября 1517 г. в соответствии с принятым в те времена обычаем Лютер прибил к дверям церкви в Виттенберге знаменитые «95 тезисов» — свои возражения против торговли индульгенциями. Это событие считается началом Реформации.

Переведённые с латыни на немецкий язык тезисы Лютера стремительно распространялись по всей Германии, заставляя миллионы его соотечественников задуматься над сложившимся в их стране положением

Попытка папы опровергнуть опасные мысли привела лишь к тому, что внимание народа ещё более сосредоточилось на Лютере

В 1520 г. Лютер сделал следующий, ещё более решительный шаг, опубликовав обращение «К христианскому дворянству германской нации об исправлении христианства» и ряд других сочинений, в которых опровергал основные догматы католической церкви и осуждал господствовавшие в ней нравы. В доказательство серьёзности своих намерений Лютер демонстративно сжёг папскую буллу об отлучении его от церкви.

В 1521 г. Лютер был вызван на рейхстаг в Вормсе, где предстал перед судом императора Карла V. Согласно легенде, в ответ на предъявленные ему обвинения непреклонный реформатор решительно заявил: «На том стою и не могу иначе». Императору в тот момент было не до Германии. Назревала война с Францией, поэтому едва ли не в самую критическую минуту истории Германии он спешил оставить её для осуществления своих внешнеполитических замыслов. Карл V издал эдикт об осуждении Лютера, но тот вовремя скрылся во владениях герцога Саксонского Фридриха Мудрого, который первым из крупных германских князей встал на сторону Реформации.

Реформация в Германии

Лютер подготовил перевод Библии на немецкий язык, который сыграл колоссальную роль в истории германской культуры, дав импульс к формированию немецкого литературного языка. Перевод Лютера лёг в основу всей системы немецкого образования, которой он всегда придавал большое значение.

Мартин Лютер за переводом Библии в замке в Вартбурге. Гравюра. 1530 г.

Библия в переводе Мартина Лютера

Религиозное учение, основанное на идеях Лютера, получило название лютеранство. В настоящее время оно насчитывает десятки миллионов последователей во многих странах мира (их называют также евангельскими христианами, или евангелистами).

Основной смысл лютеранства сводится к идее об «оправдании верой», что означает отказ от внешних проявлений религиозности в пользу внутренних переживаний каждого человека. Спасение души провозглашалось индивидуальным делом верующего, не требующим вмешательства со стороны официальной церкви. Священное Писание объявлялось единственным авторитетом в вопросах веры, который не нуждался ни в каких толкованиях, а тем более — в формальных решениях церкви для своего подтверждения.

Лютеранство утверждало ненужность посредника между человеком и Богом — и, таким образом, ненужность церкви как особой организации. Новое учение предполагало отказ от монашества и церковного имущества. На место роскошных, богато декорированных католических храмов приходила «дешёвая церковь», лишённая ненужных украшений и пышных обрядов. От католичества сохранялось лишь то, что прямо не противоречило Писанию: крест, алтарь, орган. Важнейшее значение имело и то, что вместо латыни богослужение велось теперь на родном языке верующего. Религиозная жизнь сосредоточивалась теперь в церковных общинах, возглавляемых проповедниками — пасторами.

Это интересно: Реформаторская деятельность Александра 1.

Как отмечается юбилей?

Евангелическая церковь в Германии объявила целое юбилейное десятилетие, «Лютеровскую декаду». Она началась в 2008 г. Ежегодно в фокус внимания попадает какая-то одна определенная тема, например, «Образ и Библия» (2015), «Реформация и политика» (2014), «Реформация и музыка» (2012). 31 октября 2021 года по всей Германии пройдут торжества в честь Реформации. По случаю юбилея проходят и различные мероприятия и выставки. Отдельно следует назвать три общенациональные национальные выставки, объединенные общей вывеской «Реформация в полную силу» и освещающие различные аспекты этого исторического события. Выставка в Берлине посвящена глобальному резонансу Реформации («Эффект Лютера»), в Виттенберге – влиянию молодого Лютера на людей («Лютер! 95 ценностей – 95 людей»), в Айзенахе – меняющемуся представлению немцев о Реформаторе («Лютер и немцы»).

Конспект

Реформацией называют движение за перестройку христианской церкви конце XV в. — начале XVI в. Современников поражало лицемерие высших сановников церкви, которые проповедовали неприхотливость и воздержание от светских наслаждений, а сами жили в роскоши, жадно накапливая огромные богатства, значительную долю которых составляли доходы от продажи индульгенций — специальных папских грамот, свидетельств об отпущении как совершенных, так и еще не совершенных грехов. Светская власть возмущалась постоянными политическими интригами пап и кардиналов, их вмешательством во внутренние дела европейских государств.

В конце XV в. — начале XVI в. Германия была составной частью Священной Римской империигерманской нации. Князья играли большую роль в жизни Германии. Семь князей-курфюрстов, избиравшие императора, всячески противодействовали усилению его власти и оставляли за собой право самостоятельно решать важные дела. Католическая церковь претендовала на первостепенную роль в жизни раздробленной Германии. Она имела здесь гораздо более широкое поле деятельности, чем в странах с сильной центральной властью. Католической церкви принадлежали огромные земельные владения и даже города. Всю Германию заполонили продавцы индульгенций, святых реликвий и различные сборщики платежей в пользу церкви.

Реформация началась в Германии с выступления ученого богослова из города Виттенберга Мартина Лютера. Предки Лютера были крестьяне. От них он унаследовал умение выстоять в самых трудных ситуациях. Семья Мартина была бедна. Воспитание дома было строгое, побои служили главным педагогическим средством. Еще ребенком он решил уйти в монастырь, чтобы спастись от нищеты. Лютер окончил Эрфуртский университет и стал ученым-богословом.

Рис. 1. Мартин Лютер (Источник)

В 1517 г. Мартин Лютер выступил с «95 тезисами» против торговли индульгенциями. Поступок Лютера вызвал возмущение Папы Римского, подписавшего отлучение от церкви для непокорного профессора. И в 1521 г. Мартина Лютера вызвали на имперский суд в город Вормс. Друзья отговаривали Мартина от поездки на суд. Но он подобно Яну Гусу проявил мужество и явился на суд. По дороге к Вормсу Лютеру устраивали торжественные встречи, собирались толпы народа, которым он читал свои проповеди. На суде император (Карл V) потребовал от Лютера отречься от своего учения. Но Лютер, обращаясь к собранию, сказал: «На этом стою. И не могу иначе. Бог поможет мне. Аминь». Во время его выступления по залу разносились возгласы одобрения. Многие думали, что после суда Мартина Лютера ждет такая же судьба, как и Яна Гуса, но его укрыл в своем замке саксонский князь Фридрих. Учение Лютера стало распространяться в Германии. Лютер осуждал продажу индульгенций; считал, что священники нужны лишь для того, чтобы объяснять верующим Священное Писание, а не для того, чтобы быть посредниками между Богом и людьми; он отстаивал идею оправдания верой — человек сам несет ответственность за свои поступки и обеспечивает спасение своей души верой в Бога; считал, что церковь должна отказаться от богатств; что Священное Писание должно быть доступно каждому христианину, а не только священнику, знающему латынь; из всех церковных таинств он предлагал оставить только те, которые упоминаются в Библии, — крещение и причащение. Основанная на учении Лютера церковь стала называться лютеранской. Борьба за Реформацию ширилась.

Летом 1524 г. в Германии на юге страны восстали крестьяне. Вождем народной Реформации стал священник Томас Мюнцер.

Миф № 4: Реформация расколола единую Церковь

Реформацию часто обвиняют в её раскольничестве, и нельзя отрицать, что протестантизм привёл к огромному разнообразию конфессий. Более того, к сожалению, многие современные протестанты действуют с сектантским мышлением, которое, кажется, не заинтересовано в достижении единства с другими традициями в Теле Христовом.

В то же время ошибочно думать, что разобщённость началась с Реформации. Во-первых, реформаторы унаследовали уже разделенную Церковь. Напряженность в отношениях между восточной и западной ветвями Церкви назревала с самого начала церковной истории, что в конечном итоге привело к официальному расколу в 1054 году, за пол-тысячелетия до Реформации. Более того, позднесредневековая Римско-Католическая церковь была разнообразным образованием, с множеством своих внутренних противоречий и разделений.

Все мы — протестанты, католики или православные — должны стремиться к единству Церкви, сокрушаться о разделении внутри неё и искать возможности участвовать в решении этих проблем. Но неверно полагать, что виноваты только протестанты. Стремясь к единству Церкви, мы должны признавать, что истинное единство никогда не достигается через пренебрежение истиной.

Кем был Мартин Лютер?

Мартин Лютер родился в 1483 года в г. Айслебене. В 1505 г. он вступил в монастырь августинцев в г. Эрфурте. Лютер был верующим христианином и закаленным в диспутах теологом. Постепенно он начал сомневаться в учении церкви. Как можно купить спасение души за деньги? Почему слово папы важнее Библии? В 1517 г. Лютер, будучи уже профессором теологии, опубликовал 95 тезисов с критикой католической церкви. В начале 1521 г. он был отлучен от церкви и должен был официально отречься от своих сочинений на рейхстаге в г. Вормсе в присутствии императора Карла V. Лютер продемонстрировал непреклонность. В те времена, благодаря изобретению книгопечатания, он стал настоящим автором бестселлеров. Скрываясь от преследования в замке Вартбурга, он перевел на немецкий язык Новый Завет. Народ и князья приняли его вероучение. Непростым было отношение Лютера к иудеям: сначала он надеялся, что их удастся «обратить», но под конец жизни он стал пламенным антисемитом. В 1525 г. Лютер женился на бывшей монахине Катарине фон Бора. Скончался он в 1546 г. в Айслебене.

Распространение Реформации в Европе

Некоторые этапы распространения Реформации в странах Европы

Чтобы вспомнить, в каких странах была распространены Реформация, надо вспомнить о том, что началась она в XVI веке в Германии, которая тогда была раздробленным государством, в котором недовольство церковью испытывали представители всех социальных слоёв. Вскоре Реформация распространилась по другим странам – Чехия, Нидерланды, Венгрия, Австрия, Франция, Англия. В ряде случаев это привело к разрушительным военным конфликтам – так, казнь Яна Гуса идеолога чешской реформации, послужила основной причиной гуситских войн, продлившихся 15 лет, а протестантский проповедник Томас Мюнцер фактически начал в Германии крестьянскую войну против несправедливости и угнетения, ставшую крупнейшим восстанием в Европе до Великой Французской революции. Стоит отметить, что распространение Реформации в Европе также сопровождалось частыми погромами и грабежами католических храмов и церквей. Постепенно Реформация охватывала всё новые и новые страны – Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия, Польша, Литва, Швейцария, Шотландия и др. Русское царство, однако, затронуто Реформацией не было – она представляла собой конфликт между протестантами и католиками, а Россия была православной. Самым заметным последствием Реформации в Европе стала Контрреформация, комплекс мер, призванных ей противодействовать. В итоге часть европейских государств осталась католическими целиком или частично.

Союзники России в Северной войне 1700-1721 кратко в таблице
Причины Карибского кризиса 1962 кратко. Список, таблица, события.

Тридцатилетняя война и Вестфальский мир

Когда Карл V получил титул императора Священной Римской империи, то поддержал и укрепил союз протестантских владений. Подписание Аугсбургского мира в сентябре 1555 г. официально положило конец религиозной борьбе и подтвердило законное и постоянное разделение христианского мира внутри империи.

Это соглашение позволяло правителям выбирать религиозную принадлежность своих владений и дало протестантизму официальный статус и устранило угрозу ереси. Реформация, начавшаяся с девяноста пяти тезисов Мартина Лютера, теперь охватила всю Европу и закрепилась, полностью отделившись от Рима. Однако борьба продолжалась ещё сто лет и завершилась последней попыткой контрреформации, перешедшей в Тридцатилетнюю войну.

Начиная с 1618 года в Европе начался вооружённый конфликт, в каковом католическая церковь попыталась с помощью военных действий подавить протестантизм, а полем битвы стала территория Германии. К 1648 г. в противостояние были вовлечены почти все крупные державы, а безжалостный маховик перемалывал народы. Некоторые регионы потеряли до 2/3 населения.

Во многих случаях сражения велись не столько за веру, сколько за новые земли и власть. К окончанию боевых действий господство императора оказалось сильно урезано, а влияние Папы почти уничтожено. В 1648 году Вестфальский мир положил конец религиозным войнам и утвердил свободу вероисповедания для протестантов. Кратко охарактеризовать последствия можно так: Европа разорвана, немецкие провинции разорились и опустели, единая Церковь разделена навсегда.

Деятельность Мартина Лютера

Началом Реформации в Германии следует считать 1517 год, когда богослов Мартин Лютер выступил против морального разложения духовенства и изложил 95 тезисов с критикой католического богословия. Объектами его критики стала продажа индульгенций. Основной идеей Мартина Лютера было то, что спасение души происходит не через церковь и обряды, а через веру, которую ему дарует непосредственно Бог. Роль единственного источника религиозной истины он отвел Священному Писанию, а не постановления церкви и декретами Папы Римского.

В 1520 году он сжег папскую буллу с осуждением его взглядов, а с 1521 католики начали репрессии против сторонников Мартина Лютера. В 1521-22 Мартин Лютер скрывался в замке Вартбург даже перевел Библию на немецкий язык с латыни. Протестанты также выступали против целибата – безбрачия духовенства.

В 1523 произошло восстание некоторых рыцарей Священной Римской империи, к которым присоединились крестьяне. Эти события вошли в историю, как Крестьянская война 1524-1526. Ее лидером стал протестантский проповедник Томас Мюнцер.

В 1525 протестанты победили в Восточной Пруссии, где светским правителем стал магистр Тевтонского ордена. С 1527 года центром Реформации стал университет в Марбурге.

После нее у протестантов произошло разделение на сторонников Мартина Лютера и Ульриха Цвингли. Позже в самостоятельные направления Реформации выделились англиканство, кальвинизм и анабаптизм.

Рис. 3. 1517 год Реформация.

Что мы узнали?

Реформация в Европе стала одним из поворотных моментов ее развития в XVI веке. Она привела к ослаблению позиций католичества, кровопролитным войнам и переводу Библии на немецкий и другие языки. В школьном курсе этот период истории проходят, как правило, в 7 классе.

  1. /5

    Вопрос 1 из 5

Причины Реформации

В Европе периода Средних Веков церковь играла важнейшую роль в жизни общества и хорошо сочеталась с феодальным строем и его феодальной лестницей, от короля до рыцаря или от Папы Римского до приходского священника.

Рис. 1. Мартин Лютер.

Церковь была крупным землевладельцем, ей принадлежало около трети обрабатываемых земель. В XIV-XV веке в ряде развитых регионов Европы началось формирование городской прослойки – буржуазии. Она нуждалась в новой идеологии, а роль таковой выполняла религия в тот период истории. Католическая церковь им казалась слишком дорогостоящей и сложной. Им мешало монастырское землевладение, пышные соборы и дорогостоящая организация. Так возникла идейная, социальная и экономическая основа Реформации.

Идеи близкие к Реформации можно наблюдать у участников гуситского движения в Чехии в первой трети XV века. Оно развивалось под влиянием идей Джон Виклифа из Оксфордского университета. И Джон Виклиф, Ян Гус были объявлены еретиками и сожжены на костре католиками.

Рис. 2. Начало Реформации XVI век.

Протестантство в Англии и Франции

До XVI века Британские острова входили в состав «Священной Римской империи». Однако молодой король Генрих VIII не желал подчиняться законам католической церкви. Он добивался развода с первой женой, испанской инфантой Екатериной Арагонской, с которой венчался, исполняя обычай. Король подавал несколько прошений Папе Клименту VII, но неизменно получал отказ.

В 1529 году Генрих VIII разорвал отношения с Ватиканом. Последствием этого события стало отлучение короля от церкви. Это не испугало монарха, и он провёл церковную реформу, требующую обращаться по всем религиозным делам только к королю. В 1534 году парламент объявил Генриха VIII главой Церкви Англии. Вследствие победы Реформации Британские острова стали исповедовать англиканство — ветвь протестантства, но Шотландия и Ирландия оставались католическими.

Представителем второго поколения протестантов был Джон Кальвин. В Базеле весной 1536 года Кальвин создал свой труд «Наставления в христианской вере». В этом сочинении он изложил основы Реформатских взглядов на роль богословия и дал определение центральному положению Бога в христианстве. Произведение содержало обращение к французскому королю Франциску I с призывом принять идеи обновления церкви. Лидер Реформации предпринимал попытку защитить французских протестантов, которые подвергались репрессиям, и развивал понимание значения христианской веры.

Таблица. Итоги Реформации в Европе.

Итоги эпохи Реформации нельзя оценить однозначно. Кратко можно сказать, что, с одной стороны, перестал существовать католический мир, который объединял европейские народы. Это стало поводом для религиозного противостояния и войн. С другой стороны, образование национальных церквей способствовало повышению культурного и образовательного уровня народов Европы и положило начало росту национального самосознания. Для некоторых народов, населяющих страны Северной Европы, потребовалось создать письменность, чтобы издавать библию на языке национальности. При католицизме библия печаталась только на латыни.

Понятно, какой значительный эффект оказал реформационный процесс на развитие капитализма. Преобразование церкви стало первым большим выступлением буржуазии против феодальных порядков. Обновив христианство и изменив сознание людей, Реформация дала громадный импульс развитию новых капиталистических общественных отношений.

Причины и цели реформации

Главное причиной реформации современные историки считают не какие-то религиозные противоречия между верующими и руководством католической церкви, а чисто экономические мотивы.

В XVI в. в северной и центральной Европе происходит зарождение капиталистического строя: происходит бурный рост производства и торговли. В городах строятся крупные мануфактуры и фабрики, основываются первые банковские дома, товарные биржи и торговые компании.

Подобные социально-экономические изменения не могли не привести к столкновению между крупными феодалами, сторонниками традиционного уклада жизни, и новым, только нарождающимся классом буржуазии.

Католическое духовенство в этой борьбе классов однозначно приняло сторону феодалов. С давних времён именно крупное и мелкое дворянство было основой могущества католической церкви.

Достаточно вспомнить эпоху крестовых походов, где именно рыцарство являлось главной движущей силой распространения католичества на Восток.

Оплотом католической религии традиционно являлись южноевропейские регионы, где к началу реформации располагались наиболее сильные и богатые страны того времени – Венецианская и Генуэзская торговые республики, Испания и Португалия со своими обширными заморскими колониями.

Между этими старыми мировыми «грандами» и нарождающимися новыми центрами мировой промышленности в XVI в. назрел целый клубок противоречий, выливающийся в частые войны (испано-голландские, испано-английские и т.д.).

Крупные феодалы и монархи не скупились на щедрые дары церкви, видя в ней основу своего могущества.

Религиозные догмы прямо предписывали простому народу полное послушание своим господам, ибо «всякая власть — от Бога».

Аристократия, по сути не принимавшая участия в непосредственном создании своих богатств, а получавшая их в виде податей, оброков и прочих поборов с подвластного населения, легко расставалась с ними, жертвуя церкви.

Новый класс буржуазии, в отличие от аристократов, лично принимал участие в создании собственных богатств, поэтому расставался с ними не так охотно, зная реальную цену деньгам. Католичество, в ответ на такую прижимистость, отвечало буржуа взаимной нелюбовью.

Причём подобная торговля приняла не только завуалированные виды, типа отпущения и отмаливания грехов священниками за определённое пожертвование.

Отпущение грехов было поставлено на коммерческий поток: церковные деятели, а подчас и простые торговцы-подрядчики, продавали народу особые бумаги – индульгенции, в которых заранее прописывалось отпущение всех грехов, совершённых и ещё несовершённых.

В зависимости от своей стоимости, индульгенция освобождала как от мелких, так и от самых тяжёлых грехов — убийства и богохульства.

Всё это не могло не выразится в осуждении со стороны многочисленной прослойки верующих и мелких церковных служащих, видевших такое разительное различие между словами католических проповедников, и их реальными поступками.

Таким образом, негативное отношение к католичеству буржуазии и простого народа накладывается друг на друга, и приводит к всплеску массового недовольства высшим духовенством.

Следует сразу сказать, что реформация не носила антиклерикального направления. Целью её была борьба не против религии как таковой, а против отдельных лиц, верховного духовенства, узурпировавших право представлять бога на земле.

В российских условиях

Россия с момента возникновения протестантизма как течения, отколовшегося от католической церкви, подверглась определённому протестантскому влиянию. Уже при Иване Грозном в Москве появились первые лютеранские общины, а также была построена первая лютеранская церковь. Ещё при жизни Лютера в Россию начали приезжать купцы, инженеры и другие специалисты, исповедовавшие лютеранство. Впоследствии многие из этих людей и их потомков оказались на государевой службе.

Лютеранство оставило достаточно глубокий след в российской истории, поскольку в XIX веке значительная часть представителей генеральского корпуса и чиновничества состояла из русских немцев и принадлежала к лютеранской вере.

Протестантизм нового времени, по словам Лункина, развивался  в Западной Европе и США волнами, и эти волны докатывались и до России. В XVIII—XIX веках в нашей стране появлялись как «доморощенные протестанты», например духоборы-молокане, хлысты и другие, так и последователи зарубежных направлений, например немецкого штундизма, представители которого прибыли в Россию по приглашению Екатерины II и вели миссионерскую деятельность. Ещё одна волна российского протестантизма шла от лорда Редстока — английского евангелиста, который проповедовал в Петербурге в дворянской среде.

  • Лютеранский кафедральный собор святых апостолов Петра и Павла в Москве
  • Wikipedia

Буржуазия как движущая сила реформ

В сложившейся обстановке именно буржуазия, появившаяся ещё в XV веке и к началу следующего столетия набравшая силы, способствовала началу реформации — обновлению христианства — в Европе. Представители этого класса не только сумели занять ведущие позиции в экономике страны, но и стали претендовать на политическую гегемонию. Не желая отказываться от христианства, буржуазия, тем не менее, восставала против существовавшей формы католицизма, требуя её упрощения и удешевления.

Деловые люди, которых с каждым годом становилось всё больше, не желали тратить деньги на возведение грандиозных храмов и организацию пышных молебнов. Они предпочитали вкладывать их в производство, создавая всё новые и новые предприятия. Всеобщую ненависть также усиливало и откровенно непристойное поведение самих священников, беззастенчиво попиравших моральные принципы, заповеданные Христом.

Кроме того, одной из причин начала Реформации в Европе стало изменение в ней интеллектуальной среды и установление принципов гуманизма, являвшихся характерной чертой эпохи Возрождения. Установившийся с годами дух свободной критики дал возможность не только передовым людям того времени, но и широким массам по-новому взглянуть на явления культуры и религии. Однако в каждой из европейских стран этот процесс имел свои характерные отличия. В частности, отмечается, что там, где произвол духовенства был ограничен законодательными мерами, церкви удавалось дольше сохранять свои позиции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector