Iii — германия в эпоху реформации

ИСТОРИЯ ГЕРМАНИИ В ПЕРИОД НОВОГО ВРЕМЕНИ

РЕФОРМАЦИЯ. ВОССТАНИЯ ДВОРЯН И КРЕСТЬЯН

Поводом к началу Реформации послужили индульгенции, или отпущение грехов за деньги. В христианских странах издавна вошло в обычай, чтобы люди, кающиеся в грехах, делали денежное пожертвование на нужды Церкви и богоугодных заведений. Впоследствии папы, присвоившие себе власть отпускать грехи, начали продавать индульгенции.

Папа Лев X довел продажу индульгенций до крайности. Нуждаясь в деньгах на свой роскошный двор и на постройку церквей и дворцов, он поручил Майнцскому архиепископу открыть эту продажу в Германии. Архиепископ отправил для этого в Саксонию доминиканского монаха Тецеля, и последний начал поступать там с удивительным бесстыдством. Он разъезжал по Саксонии с двумя большими ящиками: в одном находились отпустительные папские грамоты, или ярлыки, на всевозможные грехи, прошедшие, настоящие и будущие, а в другом — вырученные за них деньги.

Началом Реформации принято считать выступление доктора богословия Виттенбергского университета Мартина Лютера. 31 октября 1517 года он прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои «95 тезисов», в которых выступал против существующих злоупотреблений католической церкви, в частности против продажи индульгенций. Концом Реформации можно считать подписание Вестфальского мира в 1648 году, по итогам которого религиозный фактор перестал играть существенную роль в европейской политике.

Волнение, произведенное проповедями Лютера, распространилось и в других частях Германии. На западе немецкое дворянство восстало против духовных властей — епископов и архиепископов. Предводителем дворян стал Франц фон Сикинген. Он был поборником старого феодального рыцарства, которое не признавало над собой никакой власти. Сикинген стал ревностным приверженцем Реформации, так же как его друг поэт и гуманист Ульрих фон Гутен.

Движение объединяло многих рейнских и швабских рыцарей, и они начали войну против Трирского архиепископа. Но за архиепископа выступили некоторые германские князья; они осадили Сикингена в его родовом замке и начали разрушать стены огнестрельными снарядами. Сикинген был смертельно ранен и капитулировал. Таким образом, вольное рыцарство было побеждено и должно было смириться перед властью светских и духовных князей. Преследуемый Ульрих фон Гутен бежал в Швейцарию и там вскоре умер, на острове в Цюрихском озере (1523).

Едва закончилось восстание рыцарей, как началась Крестьянская война. Крестьяне были угнетены непомерной барщиной, всякого рода поборами и жестоким обращением светских и духовных господ. И прежде они не раз восставали против притеснений, но эти мятежи происходили разрозненно, не имели между собой связи и их легко усмиряли.

Реформация вызвала общее движение. Те же необузданные проповедники, которых Лютер изгнал из Виттенберга, разошлись по другим областям Германии и везде возбуждали простолюдинов, проповедуя им евангельское равенство людей.

Крестьяне поднялись сначала в Юго-Западной Германии (в Швабии); отсюда мятеж распространился и по другим землям и сопровождался большими жестокостями: разрушением и грабежом замков, монастырей и избиением дворян. Например, крестьяне взяли швабский замок Вейнсберг и, найдя в нем семнадцать рыцарей, всех их предали смерти (1525). Некоторые рыцари сами присоединялись к крестьянам, другие по принуждению.

Однако волнение, поднятое пророками евангельского равенства, успокоилось не скоро. С особенной смелостью действовала секта анабаптистов (то есть перекрещенцев), которые, называя крещение детей недействительным, требовали вторичного крещения; они отвергали духовный сан и проповедовали раздел имуществ поровну между верующими. Эта секта имела успех преимущественно в Вестфалии, в городе Мюнстере, откуда Реформация изгнала духовенство и епископа.

Но при помощи других германских князей епископ Мюнстерский взял штурмом город и казнил проповедников «мюнетерской коммуны». Секта анабаптистов не исчезла, она рассеялась по разным странам. Голландский священник Меннон в том же XVI веке преобразовал ее и сообщил ей более умеренный характер. Последователи его, или меннониты, отрицают крещение детей (то есть требуют его совершения только для взрослых), присягу, военную службу; вообще отличаются строгим образом жизни и любят преимущественно заниматься земледелием; их особенно много в Северной Америке.

Умеренная Реформация

Победителями из борьбы вышли князья и частью самостоятельные города: в руках этих отдельных сил и осталось дело реформы церкви. Рейхстаг 1526г. предоставил всякому чину империи (т.е. отдельным князьям и городам) поступать в вопросах веры по своей совести и усмотрению.

Сторонники реформы начали с отбирания имуществ, принадлежавших монастырям и духовенству. Это происходило главным образом в Северной и Восточной Германии. Замечательным примером секуляризации было превращение Тевтонского духовно-рыцарского ордена в светское Прусское герцогство, причем его владыка-монах обратился в наследственного князя, а братья-рыцари — в наследственных же владетелей больших имений.

Другое последствие местных реформации заключалось в том, что вместо зависящих от Рима клириков, были назначены проповедники и богословы, готовые подчиниться местным князьям или городским магистратам. Духовное звание совершенно изменило свой характер. Новые пасторы не были связаны монашескими обетами, не были облечены таинственной благодатью и не возвышались над мирянами; они считались простыми учителями и толкователями открытого и доступного всем Писания. По поручению властей Лютер и другие евангелические проповедники, отрекшиеся от папы и Рима, отправлялись по городам и деревням, чтобы уничтожить «языческие» обряды, отменить торжественную мессу, посты и почитание мощей, ввести богослужение на народном языке и утвердить учение, согласное Библии. Предполагалось, что эти перемены составляют возврат к первоначальному чистому христианству, единственным посредником между Богом и людьми они признавали Христа

Все это отвечало требованиям, которые были раньше выставлены реформаторами, но в одном важном вопросе. Лютер должен был смириться и уступить: новые священники не выбирались свободно общинами прихожан, как он требовал в первых своих революционных сочинениях

Их теперь назначали местные правители, князья, которые с отменой епископов присвоили себе сами епископскую власть и стали считаться главами местных церквей. Эти черты устройства и составляют лютеранскую Реформацию.

Между тем и та умеренная реформа, которую удалось провести в некоторых областях и городах Германии, подвергалась опасности. За год до возвращения императора Карла V большинство членов рейхстага, испуганное евангелическим движением, потребовало остановки секуляризации впредь до созыва общего собора. Меньшинство протестовало против этого решения. С тех пор за сторонниками Реформации закрепилось название протестантов. На следующий год на рейхстаге в Аугсбурге (1530) протестанты представили императору свое исповедание. Все церковные нововведения были, однако, запрещены, и сторонникам Реформации пригрозили опалой. Но император тем не менее не в силах был восстановить единство в церкви и империи; два раза император заключал религиозный мир с протестантами и предоставлял им свободу исповедания. Через десять лет после аугсбургского рейхстага Карл V пытался даже устроить соглашение между католиками и протестантами по главным спорным вопросам. Но в лагере протестантов большинство оказалось непримиримым, и соглашение не состоялось.

Кальвинизм

В этих условиях протестантизм стал принимать боевой характер. Основателем нового направления был Кальвин (1509—1564), французский ученый, бежавший из Парижа по обвинению в протестантизме и сделавшийся проповедником в Женеве (1534г.).

Город этот с небольшой территорией принадлежал империи, но давно оторвался от нее. Женева служила убежищем для итальянских и французских эмигрантов, спасавшихся от преследований за веру: этот прилив сделал город из делового банкирского узла также центром протестантского богословия и пропаганды, которая пошла в другие страны.

Кальвин в своем «Наставлении в христианской вере» он обратил требования протестантов в новые непререкаемые догматы. Кальвин требовал монастырской тишины и строгости нравов, и женевская городская дума установила надзор за гражданами. Граждане должны были посещать все церковные службы, и особый патруль обходил дома, чтобы выгонять в церковь ленивых. Запрещены были всякие развлечения: песни, танцы, игры. В Женеве водворились темные костюмы, не слышно было смеха. Возникло новое уголовное право, карающее всякое оскорбление имени Божия. В Женеве опять вернулись к церковному отлучению со всеми его тяжкими последствиями: духовное наказание, наложенное консисторией, могло также привести к тюрьме, изгнанию и казни. Церковь Кальвина в Женеве совершенно сравнялась по нетерпимости с католической.

Что такое Реформация

Реформация – это общественно-религиозное движение, целью которого является переустройство церкви, изменения в религиозной жизни общества. Она началась в 1517 году в Германии, а затем охватила Англию, Швецию, Францию, Швейцарию, Данию, Австрию, Нидерланды, Венгрию и другие европейские страны.

Реформация в Европе совпала с началом новой исторической эпохи – Нового времени, и это было не случайно, связано с рядом причин.

В начале 16 века католическая церковь утрачивает свой авторитет, теряет доверие собственных последователей. Этому послужили:

  1. Великие географические открытия, опровергнувшие убежденность церкви в том, что Земля плоская (кругосветные путешествия доказали что Земля имеет форму шара);
  2. Развитие науки – интерес людей переместился от загробной жизни к земной, люди устремились к познанию природы, космоса, самих себя;
  3. Нравственный упадок католической церкви. Католические священнослужители, проповедуя скромную жизнь, сами жили в роскоши, много времени проводили на охоте, часто присутствовали на пирах. Верующие были разочарованы поведением католического духовенства, обвиняли его в безнравственности;
  4. Стремление католической церкви к обогащению. Помимо того, что церковь обладала несметными богатствами, огромными земельными владениями, она использовала все дополнительные возможности, чтобы еще больше обогатиться. Например, церковь торговала индульгенциями – специальными грамотами, покупая которые, верующий мог быть уверен в прощении грехов. Стоимость индульгенции завесила от тяжести греха: за убийство, кражу, измену, нарушение клятвы — назначалась своя цена. Искренние верующие называли это лицемерием, обвиняли церковь в жадности, неуемной жажде наживы;
  5. Церковные поборы также возмущали крестьян, которые все еще обязаны были выплачивать церкви десятину (отдавать одну десятую часть своих доходов или урожая).

Постепенно, антицерковные настроения охватили все слои общества, возмущенные поведением римско-католической церкви. Высшие слои общества были недовольны вмешательством священнослужителей в их частную жизнь, низшие слои общества были истощены церковными поборами. Сложились все условия для начала Реформации в Европе.

Бюст Папы Римского 

Начало Реформации в Германии

Продажа индульгенций, начатая для финансирования строительства собора Св. Петра в Риме, приобрела особенно широкий размах при папе Льве X (1513-1521 гг.). Человеком, бросившим ему вызов, стал саксонский монах Мартин Лютер (1483—1546).

М. Лютер

Будущий реформатор родился в семье рудокопа, ставшего впоследствии владельцем небольшого медеплавильного предприятия. Он сумел получить университетское образование, несколько лет провёл в монастыре, а затем начал преподавать богословие в университете г. Виттенберга, расположенного во владениях герцога Саксонского. Хорошее знание церковной жизни и многолетние размышления над религиозными проблемами привели Лютера к мысли о необходимости очистить католическую церковь от пороков, вызывавших всеобщее возмущение. Средство к достижению этой цели он видел в возврате к идеалам раннего христианства, когда единственным авторитетом для христиан был текст Библии в его первозданной чистоте.

31 октября 1517 г. в соответствии с принятым в те времена обычаем Лютер прибил к дверям церкви в Виттенберге знаменитые «95 тезисов» — свои возражения против торговли индульгенциями. Это событие считается началом Реформации.

Переведённые с латыни на немецкий язык тезисы Лютера стремительно распространялись по всей Германии, заставляя миллионы его соотечественников задуматься над сложившимся в их стране положением

Попытка папы опровергнуть опасные мысли привела лишь к тому, что внимание народа ещё более сосредоточилось на Лютере

В 1520 г. Лютер сделал следующий, ещё более решительный шаг, опубликовав обращение «К христианскому дворянству германской нации об исправлении христианства» и ряд других сочинений, в которых опровергал основные догматы католической церкви и осуждал господствовавшие в ней нравы. В доказательство серьёзности своих намерений Лютер демонстративно сжёг папскую буллу об отлучении его от церкви.

В 1521 г. Лютер был вызван на рейхстаг в Вормсе, где предстал перед судом императора Карла V. Согласно легенде, в ответ на предъявленные ему обвинения непреклонный реформатор решительно заявил: «На том стою и не могу иначе». Императору в тот момент было не до Германии. Назревала война с Францией, поэтому едва ли не в самую критическую минуту истории Германии он спешил оставить её для осуществления своих внешнеполитических замыслов. Карл V издал эдикт об осуждении Лютера, но тот вовремя скрылся во владениях герцога Саксонского Фридриха Мудрого, который первым из крупных германских князей встал на сторону Реформации.

Реформация в Германии

Лютер подготовил перевод Библии на немецкий язык, который сыграл колоссальную роль в истории германской культуры, дав импульс к формированию немецкого литературного языка. Перевод Лютера лёг в основу всей системы немецкого образования, которой он всегда придавал большое значение.

Мартин Лютер за переводом Библии в замке в Вартбурге. Гравюра. 1530 г.

Библия в переводе Мартина Лютера

Религиозное учение, основанное на идеях Лютера, получило название лютеранство. В настоящее время оно насчитывает десятки миллионов последователей во многих странах мира (их называют также евангельскими христианами, или евангелистами).

Основной смысл лютеранства сводится к идее об «оправдании верой», что означает отказ от внешних проявлений религиозности в пользу внутренних переживаний каждого человека. Спасение души провозглашалось индивидуальным делом верующего, не требующим вмешательства со стороны официальной церкви. Священное Писание объявлялось единственным авторитетом в вопросах веры, который не нуждался ни в каких толкованиях, а тем более — в формальных решениях церкви для своего подтверждения.

Лютеранство утверждало ненужность посредника между человеком и Богом — и, таким образом, ненужность церкви как особой организации. Новое учение предполагало отказ от монашества и церковного имущества. На место роскошных, богато декорированных католических храмов приходила «дешёвая церковь», лишённая ненужных украшений и пышных обрядов. От католичества сохранялось лишь то, что прямо не противоречило Писанию: крест, алтарь, орган. Важнейшее значение имело и то, что вместо латыни богослужение велось теперь на родном языке верующего. Религиозная жизнь сосредоточивалась теперь в церковных общинах, возглавляемых проповедниками — пасторами.

Это интересно: Реформаторская деятельность Александра 1.

История

Дверь Schlosskirche (замковая церковь) в Виттенберге, к которой, как говорят, Лютер прибил свои Девяносто пять тезисов 31 октября 1517 года, положив начало Реформации.

В 1516–1517 годах Иоганн Тецель , доминиканский монах и папский уполномоченный по индульгенциям , был отправлен в Германию для сбора денег на восстановление базилики Святого Петра в Риме .

31 октября 1517 года Мартин Лютер написал Альбрехту, архиепископу Майнца и Магдебурга , протестуя против продажи индульгенций. Он приложил к своему письму копию своего «Спора Мартина Лютера о силе и действенности индульгенций», которые стали известны как Девяносто пять тезисов . Ганс Хиллербранд пишет, что Лютер не имел намерения противостоять церкви, но видел в своем диспуте научное возражение против церковных обычаев, и тон письма, соответственно, «исследовательский, а не доктринерский». Хиллербранд пишет, что, тем не менее, в некоторых тезисах есть скрытая проблема, особенно в тезисе 86, который спрашивает: «Почему папа, чье богатство сегодня превышает богатство богатейшего Красса , строит базилику Святого Петра? на деньги бедных верующих, а не на свои собственные? »

Лютер возражал против высказывания, приписываемого Иоганну Тецелю, о том, что «как только монета в сундуке зазвонит, душа из чистилища исходит». Он настаивал на том, что, поскольку прощение даровано только Богом, те, кто утверждал, что индульгенции освобождают покупателей от всех наказаний и даровали им спасение, ошибались. Он сказал, что христиане не должны ослабевать в следовании за Христом из-за таких ложных заверений.

Продажа индульгенций приведены в A Вопрос к Mintmaker , гравюра по Йорг Брю Старшего Аугсбург, около 1530 года .

Согласно Филиппу Меланхтону , писавшему в 1546 году, Лютер «написал тезисы о индульгенциях и разместил их в церкви Всех Святых 31 октября 1517 года», и это событие теперь рассматривается как начало Реформации. Некоторые ученые подвергли сомнению версию Меланхтона, поскольку он переехал в Виттенберг только через год, и не существует одновременных свидетельств того, что Лютер опубликовал свои тезисы. Другие возражают, что в таких доказательствах нет необходимости, потому что в Виттенбергском университете был обычай рекламировать диспут , вывешивая тезисы на дверях церкви Всех Святых , также известной как «Замковая церковь».

В Девяносто пять тезисов были быстро переведены с латинского языка на немецкий, распечатаны и широко скопирована, что делает споры одним из первых в истории, помогать в типографии . В течение двух недель копии тезисов разлетелись по всей Германии; в течение двух месяцев по всей Европе.

Труды Лютера широко распространились, достигнув Франции, Англии и Италии уже в 1519 году. Студенты стекались в Виттенберг, чтобы послушать выступление Лютера. Он опубликовал короткий комментарий к Посланию к Галатам и своей работе над псалмами . Этот ранний период карьеры Лютера был одним из самых творческих и продуктивных. Три из его самых известных работ были опубликованы в 1520 году: « К христианскому дворянству немецкого народа» , « О вавилонском пленении церкви» и « О свободе христианина» .

Порядок прихода для Новой Церкви в Регенсбурге утверждает , что Реформация города должен наблюдаться первым воскресенье после 15 октября каждого года. Этот документ может быть датирован 1567 годом, однако его датировка не определена. Согласно церковному уставу 1569 года в Померании , Реформация должна была отмечаться в День Св. Мартина , который приходится на 11 ноября. Столетняя годовщина Реформации, отмечаемая во всех протестантских регионах Германии, отмечалась с 31 октября по 1 ноября 1617 года, но стандартное ежегодное празднование началось намного позже, примерно после празднования 200-летия Реформации в 1717 году. от Иоанна Георга II, курфюрст Саксонии в своих областях в 1667 году.

Буржуазия как движущая сила реформ

В сложившейся обстановке именно буржуазия, появившаяся ещё в XV веке и к началу следующего столетия набравшая силы, способствовала началу реформации — обновлению христианства — в Европе. Представители этого класса не только сумели занять ведущие позиции в экономике страны, но и стали претендовать на политическую гегемонию. Не желая отказываться от христианства, буржуазия, тем не менее, восставала против существовавшей формы католицизма, требуя её упрощения и удешевления.

Деловые люди, которых с каждым годом становилось всё больше, не желали тратить деньги на возведение грандиозных храмов и организацию пышных молебнов. Они предпочитали вкладывать их в производство, создавая всё новые и новые предприятия. Всеобщую ненависть также усиливало и откровенно непристойное поведение самих священников, беззастенчиво попиравших моральные принципы, заповеданные Христом.

Кроме того, одной из причин начала Реформации в Европе стало изменение в ней интеллектуальной среды и установление принципов гуманизма, являвшихся характерной чертой эпохи Возрождения. Установившийся с годами дух свободной критики дал возможность не только передовым людям того времени, но и широким массам по-новому взглянуть на явления культуры и религии. Однако в каждой из европейских стран этот процесс имел свои характерные отличия. В частности, отмечается, что там, где произвол духовенства был ограничен законодательными мерами, церкви удавалось дольше сохранять свои позиции.

Краткая биография Жана Кальвина

  • 1509, 10 июля — родился во французском городе Нуайон
  • 1513-1531 года в Париже, Орлеане, Бурже постигал гуманитарные науки, юриспруденцию, теологию, получил степень лиценциата
  • 1532, весна — на собственные средства опубликовал свой первый научный труд — комментарии к трактату Сенеки «О кротости»
  • 1532 — получил в Орлеане докторскую степень
  • 1532, вторая половина — стал протестантом
  • 1533, октябрь — написал речь «О христианской философии» для ректора университета Николя Копа, за которую тот подвергся преследованиям
  • 1533-1535 — как автор крамольной речи скрывался на юге Франции
  • 1535, зима — опасаясь за свою жизнь, бежал в Швейцарию
  • 1536, первая половина — жил в Базеле и итальянском городке Феррара при дворе герцогини Феррарской Рене, дочери короля Людовика XII, опубликовал свой главный труд «Установления христианской веры»
  • 1536, июль-1538, весна — жил в Женеве, пока не был изгнан
  • 1538-1540 — Берн, Цюрих, Страсбург
  • 1540, сентябрь — женитьба на вдове Иделетте Штордер
  • 1541, 13 сентября — возвращение в Женеву по решению Совета города
  • 1541, 20 ноября — представил проект устава церкви, который был утверждён Генеральным собранием граждан
  • Устав предусматривал избрание 12 старейшин. В руках старейшин концентрировалась судебная и контролирующая власть. Всё государственное устройство Женевы получило строгий религиозный характер. Постепенно вся городская власть сконцентрировалась в малом совете, на который Кальвин имел неограниченное влияние.
    Принимаемые по настоянию Кальвина законы имели целью сделать из Женевы прообраз «града Божьего». Женева должна была стать протестантским Римом. Кальвин призывал строго следить за чистотой и порядком в Женеве — она во всем должна была стать образцом для других городов.
    Задачей церкви Кальвин считал религиозное воспитание всех граждан. Для этого Кальвин провел ряд реформ, направленных на утверждение «мирского аскетизма». Был упразднен пышный католический культ, приняты жесткие административные меры, направленные на укрепление морали. Над всеми гражданами был установлен мелочный и придирчивый надзор. Посещения церковной службы стали обязательными, запрещались развлечения, танцы, яркие одежды, громкий смех. Постепенно в Женеве не осталось ни одного театра, зеркала разбивались за ненужностью, изящные прически подвергались обструкции. Кальвин отличался тяжелым, властным характером. Он нетерпимо относился и католикам, и к представителям других реформационных течений. По его настоянию противники его учения подвергались изгнанию и даже смертной казни. Только в 1546 году в Женеве было принято 58 смертных приговоров и 76 декретов об изгнании из города
  • 1553 — по приговору женевской консистории был казнен за еретические взгляды М. Сервет. Впервые протестантская церковь вынесла смертный приговор за инакомыслие
  • 1559 — Основание Женевской академии — высшего богословского заведения для подготовки проповедников
  • 1564, 27 мая — Кальвин умер. Похоронен без церемоний, без памятника на могиле. Вскоре место его захоронения было утеряно
  • Главная идея кальвинизма — учение об «абсолютном предопределении», согласно которому бог еще до «сотворения мира» предопределил одних людей к «спасению», других к «погибели», и этот приговор бога абсолютно неизменен. Однако учение об «абсолютном предопределении» не имело фаталистического характера. Согласно кальвинизму, жизнь даётся человеку для того, чтобы выявить заложенные в нём Богом способности, а успех в земных делах представляет знак спасения. Кальвинизм провозгласил новые моральные ценности — бережливость и расчётливость в сочетании с неустанным трудом, умеренность в быту, дух предпринимательства

Княжеская реформация и итоги Реформации в Германии

После окончания Крестьянской войны дело Реформации взяли в свои руки князья, занявшие отныне ведущее положение в происходящих событиях. Начинался период Реформации, который получил название «княжеская» Реформация. Включение владетельных князей в реформационное движение поднимало его на новый уровень.

В Германской империи существовали две категории князей: князья светские и князья церковные. Между ними существовали серьёзные противоречия. Реформация открывала перед светскими князьями возможности для расширения своих владений за счёт владений церковных князей.

Стремительному распространению Реформации по всей империи способствовала также борьба за власть между императором и князьями. Реформация позволяла светским князьям укрепить своё положение в Империи за счёт ослабления власти монарха.

Главным содержанием «княжеской» Реформации стал захват монастырских земель и секуляризация церковных владений, то есть обращение церковной собственности (преимущественно земли) в светскую. Карл V не сразу вмешался в конфликт между князьями и церковью. Всё это время его отвлекали войны в Италии. В 1529 г., после подписания мира в Каморе, Карл V получил, наконец, возможность заняться германскими делами. Первым делом император запретил захваты монастырского и церковного имущества и восстановил императорский эдикт 1521 г. о запрете лютеранства. Эти решения вызвали знаменитый протест пяти князей и 14 имперских городов — сторонников Реформации. Отсюда происходят понятия протестантизм и протестант, которые стали общими названиями для всего реформационного движения и его последователей.

Попытка Карла V восстановить церковное единство Германии не удалась. Обстоятельства, связанные с внешней политикой, вынудили императора надолго отложить борьбу против протестантов. Только заключённый в 1544 г. мир с Францией развязал Карлу V руки для борьбы с протестантами. Первая религиозная война в Германии (1546-1547 гг.) завершилась решительной победой императора. Однако в ходе второй войны 1552 г. протестанты выступили в союзе с королём Франции и быстро добились победы.

Между тем Германия находилась в состоянии почти полного хаоса. В 1555 г. в Аугсбурге был созван рейхстаг, которому суждено было подвести черту под религиозными войнами в Германии. Заключённый в Аугсбурге религиозный мир был основан на принципе: «Чья страна, того и вера» (то есть в каждом княжестве правитель имел право установить вероисповедание, которое выбрал сам). В Империи отныне признавались два христианских вероисповедания, одинаково равных перед законом, — католическое и лютеранское.

Видя крушение своих идеалов, Карл V отрёкся от всех титулов, чтобы закончить свою жизнь в одном из испанских монастырей.

События

31 октября 1517 г. Лютер прибил к порталу Виттенбергского собора «95 тезисов» против индульгенций. Это стало началом Реформации в Германии.

1520 г. – папа римский Лев X подписал буллу об отречении Лютера от церкви. Лютер ее публично сжег.

1521 г. – Карл V вызвал Лютера на Вормсский рейхстаг (см. Имперский сейм). Посланники папы требовали от Лютера отречения, на что он ответил: «На том стою и не могу иначе».

1524–1525 гг. – Великая крестьянская война в Германии. Программа требований крестьян получила название “Двенадцать статей”. Среди требований — отмена личной зависимости крестьян, ограничение церковной десятины, барщины и штрафов. 

1529 г. – Карл V созвал рейхстаг, на котором потребовал от князей прекратить секуляризацию церковных земель. Князья – сторонники Лютера заявили протест. Отсюда появилось название «протестантизм». Начало религиозных войн (см. Протестантизм).

1555 г. – Аугсбургский религиозный мир между императором Карлом V и протестантскими князьями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector