Бахаизм — религия, рождённая в иране

Период ограничения деятельности российской общины бахаи и ее последующее возрождение

После смены в 1917 году политической системы в Российском государстве бахаи сначала были ограничены в своей деятельности, а в конце 20-х годов были либо высланы из России, либо отправлены в ссылку в Сибирь и Казахстан. Многие были брошены в тюрьмы лишь по причине их религиозности. Гонения достигли своего пика в 1938 году, когда все общины бахаи были практически уничтожены. Одним из важных принципов веры Бахаи является послушание правительству своей страны. Те немногие оставшиеся верующие, сохраняя верность своим убеждениям, в то же время подчинились правительству, запретившему религиозную деятельность. Этот мрачный период в истории Веры в Российском государстве продолжался до 1990-х годов, когда у бахаи вновь появилась возможность делиться словом Бога со своими согражданами, вступать в содержательные беседы об улучшении общества и трансформации личности, осуществлять социальные проекты, а также возродить административные институты Веры.

Равенство

Согласно вере бахаи, все Явители Бога исходят от одного и того же Бога и имеют одинаковую духовную и метафизическую природу, и что между ними существует абсолютное равенство

Бахаулла объяснил, что различия между различными Явителями Бога и их учениями обусловлены различными потребностями и возможностями цивилизации, в которой они появились, а не какими-либо различиями в уровне их важности или характера.. Явители Бога учатся быть «одним и тем же», и в своих отношениях друг с другом они имеют как положение единства, так и положение различия

Бахаулла написал в Книге Уверенности, что относительно их положения единства «если ты назовешь их всех одним именем и приписываешь им одно и то же свойство, ты не ошибся в истине». В этом смысле все Явители Бога выполняют одну и ту же цель и выполняют одну и ту же функцию, выступая посредником между Богом и творением. Таким образом, каждое Явление Бога проявляло Слово Божье и проповедовало одну и ту же религию с изменениями, соответствующими потребностям и культуре конкретной аудитории. Бахаулла писал, что, поскольку каждое Явление Бога имеет одни и те же божественные атрибуты, их можно рассматривать как духовное «возвращение» всех предыдущих Явителей Бога.

Явители Бога учатся быть «одним и тем же», и в своих отношениях друг с другом они имеют как положение единства, так и положение различия. Бахаулла написал в Книге Уверенности, что относительно их положения единства «если ты назовешь их всех одним именем и приписываешь им одно и то же свойство, ты не ошибся в истине». В этом смысле все Явители Бога выполняют одну и ту же цель и выполняют одну и ту же функцию, выступая посредником между Богом и творением. Таким образом, каждое Явление Бога проявляло Слово Божье и проповедовало одну и ту же религию с изменениями, соответствующими потребностям и культуре конкретной аудитории. Бахаулла писал, что, поскольку каждое Явление Бога имеет одни и те же божественные атрибуты, их можно рассматривать как духовное «возвращение» всех предыдущих Явителей Бога.

Затем Бахаулла заявляет, что разнообразие учений Явителей Бога происходит не из-за их различий, поскольку они являются одним и тем же, а потому, что каждое из них имеет различную миссию. Баханулла пишет об этой отличительной позиции: «Каждое Явление Бога имеет особую индивидуальность, определенно предписанную миссию, предопределенное Откровение и специально обозначенные ограничения». Бахаулла писал в « Самоцветах божественных тайн», что те, кто воспринимает различия и различия между Явителями Бога, заметят лежащее в основе единство Явителей, когда они продолжат свой духовный путь. Бахаулла в нескольких отрывках доходит до того, что говорит, что отрицание одного Проявления равносильно отрицанию их всех. Абдул-Баха сказал, что бахаи предпочтет смерть отрицанию любого из великих пророков, будь то Моисей, Мухаммед или Христос.

Однако вера бахаи в единство Явителей Бога не означает, что одна и та же индивидуальная душа рождается свыше в разное время и в разных физических телах. В Вере бахаи все Явители Бога были разными личностями и имели разные индивидуальные реальности. Напротив, их равенство происходит из-за того, что Явитель Бога проявил и раскрыл качества Бога в одинаковой степени.

Численность последователей[править | править код]

Ежегодник Британской энциклопедии за 1997 год называет цифру 6 млн. 404 тыс., однако бахаи считают, что она значительно завышена, предпочитая говорить, что их около 5 млн. Также указывается, что прирост последователей сегодня составляет 5,5 % в год по всему миру. Для сравнения, христианство распространяется со скоростью 2,3 % в год.

В России общее количество бахаи на конец года равняется 3676, из них 127 моложе 21 года. На Украине с августа года чуть больше 600 бахаи. В Белоруссии на начало года насчитывается около 400 бахаи.

Международная Община Бахаи признана ООН в качестве неправительственной организации с консультационным статусом. Она аккредитована при Экономическом и социальном совете ООН и Международной организации помощи детям ЮНИСЕФ и сотрудничает с данными организациями по многим направлениям.

Размер и демография

Согласно источникам бахаи, в 2001 году население Пакистана составляло около 30 000 человек, а к 2004 году около 1000 человек завершили Книгу Рухи 1.

Первое издание Всемирной христианской энциклопедии (1982) оценило бахаи в Пакистане, что их было 100 человек в 1900 году, 15100 человек в 1970 году, 20 тысяч человек в 1975 году и 25 тысяч человек в 1980 году с годовым темпом роста в 4,5% с 1970-1980 годов. В нем также отмечалось, что бахаи в Пакистане «быстро выросли с 19 местных духовных собраний (1964 г.) до 97 (1973 г.). Бахаи в основном являются персидскими жителями».

Во втором издании Всемирной христианской энциклопедии (2001) насчитывалось 55 100 бахаи в Пакистане в 1990 г., 68 500 в 1995 г. и 78 658 в 2000 г., с годовым темпом роста 3,64% в период с 1990 по 2000 гг. Основываясь на том же наборе данных и прогнозируемых темпах роста, ARDA оценило в 2010 году 87 259 человек.

Национальная база данных и регистрационный орган Пакистана (NADRA) — это национальная статистическая база данных, в которой регистрируются религии всех граждан. В 2012 году было зарегистрировано 33 734 бахаи, а в 2018 году — 31 543 избирателя-бахаи.

Шоба Дас из Международной группы по правам меньшинств сообщил в 2013 году: «В Исламабаде проживает около 200 бахаи и, возможно, две или три тысячи во всем Пакистане».

В 2014 году корреспондент The News International посетил бахаи в Лахоре и сообщил: «В настоящее время здесь, в Лахоре, проживают по меньшей мере 200 последователей веры бахаи …» со смешанным иранским и пакистанским происхождением, при этом служат как мужчины, так и женщины. о Местном Духовном Собрании.

В своей докторской диссертации Исламского университета Исламабада (2015) Абдул Фарид исследовал бахаи Пакистана и написал:

Абдул Фарид посетил несколько общин бахаи в Пакистане и сказал, что они имеют разное языковое и региональное происхождение, но он обнаружил, что многие новообращенные происходят из ахмади, а некоторые — из шиитов . Он также утверждает, что большинство бахаи в Пакистане имеют корни в Иране, отчасти из-за преследования бахаи в Иране, заставляющего многих покинуть свою родину и найти гражданство в другом месте.

По данным Международной группы по правам меньшинств , бахаи, как правило, являются новообращенными и горожанами из среднего класса, которые держатся в тени. Пока они избежали коллективного гнева со стороны других сообществ большинства из-за своей малочисленности и ограниченной деятельности.

Социальная практика[править | править код]

Символыправить | править код

Один из символов Веры Бахаи — стилизованная девятиконечная звезда с каллиграфией «Величайшего Имени» (в центре купола храма в Уилметте)

Символ Бахаи «Аллаху Абха»

Общепринятыми символами Веры Бахаи являются девятиконечная звезда, каллиграфическое написание «Величайшего Имени» (араб. يَٰبَهَاءُ ٱلْأَبْهَى‎ йя̄-баха̄‘у ль-‘абха̄ — «О Слава Всеславного!»), а также каллиграфическое написание имени Баха (بهاء‎ — «слава»).

Символ «Баха» символизирует непрерывную связь между тремя мирами — мира людей, Явителей и Бога, соединённых Святым Духом.

Основные принципы вероучения Бахауллыправить | править код

  • Признание общего источника и неопровержимого единства всех основных религий мира.
  • Самостоятельный поиск истины каждым верующим.
  • Отказ от всех видов предрассудков (расовых, национальных, религиозных, классовых, политических).
  • Признание того, что истинная религия всегда находится в гармонии с разумом и научным знанием.
  • Значимость и необходимость всеобщего образования.
  • Осуществление равноправия мужчин и женщин.
  • Устранение крайних форм бедности и богатства.
  • Установление федеральной системы мирового сообщества, основанной на принципах всеобщей безопасности и международной справедливости.
  • Необходимость для каждого индивидуума следовать высоким личным моральным принципам.
  • Всеобщий вспомогательный язык, например эсперанто, с помощью которого люди разных народов свободно смогут понимать друг друга.
  • Последовательное создание новой мировой цивилизации на основе приоритета принципов духовности.
  • Отказ от фанатизма.
  • Отказ от азартных игр.
  • Отказ от употребления алкоголя или наркотиков. За исключением предписанного врачом.

Более подробно про основные принципы вероучения Бахауллы можно прочитать здесь: Двенадцать этических принципов Бахаи

Календарьправить | править код

У бахаи есть свой календарь, состоящий из 19 месяцев по 19 дней в каждом. Месяцам присвоено название атрибутов Бога, например: Баха («великолепие»), Джаляль («слава»), Джамаль («красота»), Кауль («речь»), Аля («возвышенность») и т. д.

Постправить | править код

Пост бахаи соблюдается в последний месяц календаря бахаи, месяц «Алā» («возвышенность»), со 2 марта по 20 марта, и заключается в воздержании от пищи и питья с восхода до заката солнца на протяжении каждого из 19 дней этого месяца. Курильщики также должны воздерживаться от курения, поскольку арабское слово, означающее «пить», также означает и «курить».

Никаких ограничений на состав пищи не накладывается. Также ничего не говорится о воздержании от исполнения супружеского долга, поскольку сексуальные отношения в рамках законного брака не считаются в Вере Бахаи чем-то грязным или предосудительным. В частности, Бахаулла особо упомянул, что отменяет представление о ритуальной нечистоте мужского семени, бытовавшее среди последователей некоторых религий.

Приветствиеправить | править код

Бахаи приветствуют друг друга словами «Аллаху Абха» (اَللَّٰهُ أَبْهَى‎ «Бог Преславен»). В Вере Баби использовалось приветствие «Аллаху Акбар» (اَللَّٰهُ أَكْبَرُ‎ «Бог Величайший»). Бахаулла изменил это приветствие во время пребывания в Адрианополе с 1863 по 1868 год. По словам Шоги Эффенди:

Социально-экономические проектыправить | править код

Бахаи активно вовлечены в проекты социально-экономического развития в разных странах. Из российских проектов можно упомянуть проект ЗИПоПо, который активно развивался в Казани, Улан-Удэ и ещё нескольких городах, а также широко распространился за рубежом (к 2009 г. было подготовлено около 2000 ведущих в 64 странах).

Религиозный вечность

Бахаулла учил, что Явители всегда посылались Богом и будут всегда, как часть единой прогрессивной религии от Бога, несущей через время больше учений, чтобы помочь человечеству прогрессировать. С точки зрения бахаи, череда Явителей Бога не имела начала и не будет иметь конца. Шоги Эффенди , глава Веры Бахаи в первой половине 20-го века, утверждал, что Явления будут приходить каждые тысячу лет, распространяясь «на многие века в нерожденные времена».

Хотя объясняется, что Явители Бога всегда приходили к человечеству и будут продолжать это делать, Абдул-Баха объяснил, что в этом процессе есть определенные циклы. Циклы состоят из сотен тысяч лет и характеризуются тремя периодами. Первый период включает в себя приход ряда Явителей Бога, которые готовят человечество к всеобщей теофании ; второй период включает в себя появление Явителя Бога, который приносит вселенскую теофанию и его устроение; наконец, третий период включает в себя Явления Бога, которые наступают после. Абдул-Баха заявил, что в текущем цикле первый период был начат Адамом и продлен до времен Баба . Бахаулла рассматривается как универсальное Явление Бога, и текущий цикл продлится еще 500 000 лет.

Не существует окончательного списка Явителей Бога, но Бахаулла и Абдул-Баха называли несколько личностей Явителями; в их число входят: Зороастр , Кришна , Гаутама Будда , все еврейские пророки , Адам , Авраам , Ной , Моисей , Иисус , Мухаммад , Баб и, наконец, Бахаулла. Таким образом, религиозная история интерпретируется в Вере бахаи как ряд периодов или «диспенсаций», где каждое Проявление приносит несколько более широкое и более продвинутое откровение , подходящее для времени и места, в котором оно было выражено.

Бахаи не утверждают, что откровение бахаи является заключительной стадией в руководстве Бога в ходе духовной эволюции человека. Писания бахаи содержат заверения в том, что через 1000 лет пришествия Бахауллы явится которое продвинет человеческую цивилизацию.

Абдул-Баха пишет в Скрижали Вселенной ( «Lawh-i-Aflákiyyih» ), что есть бесконечные Явления Бога в бесконечных мирах Бога .

Другие возможные божественные учителя

Подразумевается, хотя и не указано конкретно, что на американских континентах была своя доля божественных откровений, которые в некоторой степени были утеряны со временем, за исключением устных традиций. Есть цитата Абдул-Баха:

«В древние времена люди Америки через свои северные области были близки к Азии, то есть были отделены от Азии проливом. По этой причине было сказано, что пересечение имело место. Есть и другие знаки, указывающие на общение. Что касается мест, жители которых не были проинформированы о появлении Пророков, такие люди извиняются. В Коране было сказано: «Мы не будем наказывать их, если бы они не были посланы Посланником» (Q. 17:15 Несомненно, в тех регионах Зов Божий должен был существовать в древние времена, но теперь он забыт ».

Ученые исследуют Native посланник и некоторые из них соединены признаков Пророка с Великим Миротворцем из Хауденосауни . Таким образом, некоторые бахаи почитают Миротворца как Явителя Бога. Однако, поскольку Великий Миротворец никогда не упоминался конкретно в Писаниях, он не может быть официально указан как Богоявитель в Вере Бахаи.

Что касается азиатских пророков, Шоги Эффенди писал:

«Единственная причина, по которой больше не упоминаются азиатские пророки, состоит в том, что их имена, кажется, теряются в тумане древней истории. Будда и Зороастр упоминаются в наших Священных Писаниях — как нееврейские пророки, так и не семитские пророки. Мы учат, что всегда были Явители Бога, но у нас нет никаких записей об Их именах ».

Пост

В календаре Бахаи месяц поста наступает в марте. В это время, в период весны в северном полушарии и осени в южном полушарии, верующим, «дабы выказать уважение к Божиему закону и возвышенному положению Поста», необходимо от восхода солнца до его заката ежедневно воздерживаться от еды и питья в течение 19 дней. Это время считается наиболее благоприятным, т. к. нет ни сильной жары, ни холода, а также продолжительность светового дня приблизительно одинакова в обоих полушариях. Пост занимает особое и возвышенное положение в вере, и сам месяц поста носит название «Возвышенность». На окончание его приходится празднование Навруза — Нового года Бахаи.

От соблюдения поста освобождаются дети (до 15 лет), больные, беременные и кормящие грудью женщины, пожилые люди (от 70 лет и старше), работники, работающие на тяжелых физических работах, путешественники.

Пост — закон для верующих и его соблюдение закреплено в Величайшей Книге (Книга Законов) Бахауллы «Китаб-и-Агдас»: «Мы заповедали вам с наступлением зрелости соблюдать молитву и пост; таково повеление Бога, Господа вашего и Господа праотцов ваших. Он освободил от сего тех, кто слаб из-за болезни или старости в дар от Своего Присутствия, и Он есть Прощающий…
…Странствующий, болящий, носящая во чреве дитя или кормящая грудью не связаны Постом; они освобождены Богом в знак милости Его…
»

Пост — напоминание человеку о том, что он зависим от Бога, и все, чем владеет, все, что дано ему, — все от Бога: «Пост есть озарение, молитва есть свет…» и далее «…И как солнце и луна суть ярчайшие и выдающиеся светила на небе, такими и на небесах веры Божией являются два сияющих тела — пост и молитва…»

Пост — символ, означающий воздержание от различного рода привязанностей, пагубных привычек, страстей, прихотей, зависимостей и неумеренности в чем-либо. Вот, что пишет об этом Абдул-Баха: «Пост — это символ: он означает воздержание от всех вожделений… Одно лишь воздержание от еды не оказывает действия на дух: это только символ, напоминание. В противном случае пост не имеет никакого значения…
…Соблюдение поста с этой целью не означает полного воздержания от еды. Золотое правило питания — это не принимать слишком много или мало пищи: необходимо соблюдать умеренность…
…Человек не может служить Богу ни телом, ни умом, если он ослаблен из-за недостатка питания. Такой человек не может здраво мыслить
».

Пост способствует укреплению и очищению духа человека и его тела, восстанавливает утраченные душевные силы, воспитывает стойкость и верность, дарует новые духовные озарения: «Те, что говорят: Господь наш — Бог, а затем твердо ступают по Его стезе, — на них, поистине, снизойдут ангелы».

Особенности жизни

Нельзя сказать, что бахаистическое течение ― это культурно обособленная часть, реформистское учение или секта, относящаяся к другой религиозной идеологии. Нельзя также сказать, что она может называться и философской идеологией. По словам Арнольда Джозефа Тойнби, бахаи представляется независимым религиозным течением, таким, как, например, ислам, христианство и другие. Он называет бахаизм отдельно стоящей идеологией, которая, как он утверждает, обладает таким же статусом, как другие религии, имеющие в мире признание.

В своем учении Бахаулла провозглашал следующие жизненные принципы:

  • Человеческое единство ― принцип объединения человечества ― служит основой, на которой строится учение Посланника Всевышнего. Мировое объединение является заключительным этапом человеческой эволюции в стремлении к приобретению зрелости. Человечество добьется мировой гармонии только в том случае, если каждый начнет осознавать, что мир между людьми должен стать главным и новым духовным принципом, по которому строится наша жизнь.
  • Самостоятельное стремление к истине переходит в практическую реальность. При искреннем желании найти истину человеку нужно иметь больше, чем одну только слепую веру.
  • Одна основа всех существующих в мире религиозных концепций. Приверженцы бахаистического учения придерживаются точки зрения, что происхождение всех верований Божественно. Абсолютно все верования на Земле были созданы Богом в различных местах, в разные периоды времени, соответствуя потребностям и возможностям людей.
  • Научность и религиозность в гармонии. Божественный пророк утверждает, что должна существовать гармония между религией и наукой. Между ними истинными никогда не существовало противоречий, то есть они являются дополняющими друг друга аспектами истины.
  • Равенство между мужчинами и женщинами. Бахаулла был первым за всю историю религиозных деятелей, кто решился провозгласить принцип равенства между мужчиной и женщиной. Указанный принцип является неотъемлемой частью системы социального порядка, который он разработал и закрепил в законах. Эти законы гласят: женщины и мужчины должны обладать равными правами в обществе.
  • Отсутствие разнообразных предрассудков. Лучшим способом избавления от предрассудков значится осознание человечеством своего единства. Когда определенный член общества начинает осознавать гармонию человечества, его личные предрассудки исчезают.
  • Получение образования каждым человеком. Одним из величайших Божественных даров человечеству служит знание. Тот, кто отказывается от возможности получения знаний, приговаривает себя к ограниченной жизни.
  • Отсутствие крайностей в бедствии и богатстве. Гармония в мире наступит только тогда, когда все станут равны материально, как равны перед Богом.
  • Принятие каждым человеком высоких личных моральных принципов ― залог передачи этих принципов будущим поколениям. Чтобы воспитать детей, сначала нужно воспитать себя.
  • Общий язык для всех народов необходим для объединения всех людей на Земле.
  • Развитие цивилизации должно происходить на основе признания приоритетными духовных принципов.

Бог в рассматриваемом нами учении обладает монотеистичной и трансцендентной концепцией. Он не может иметь никакого описания, и единственным способом его связи с людьми может быть только Посланник Бога (пророк), которого также называют Богоявлением.

В бахаистическом религиозном течении говорится, что изначальная сущность любого человека есть душа, благодаря которой люди отличаются от животных, а человеческое тело присутствует лишь в качестве формы, которая помогает существовать на земле. Как утверждает Бахаулла, живя в мире, человек как бы проживает жизнь ребенка в утробе матери, развивая в себе качества нравственности, духовности, интеллектуальности. Когда душа попадает за пределы земного существования, эти качества преобразуются в «органы и конечности», которые там помогают развитию души. То есть адепты верят в существование души и в ее жизнь после смерти физического тела, когда начинается ее духовный путь к Богу сквозь различные миры и плоскости существования. Успешно пройдя по этому пути, душа попадает в рай, а в противном случае ― в ад, далеко от Бога. Для развития качеств своей души человек должен совершать общение с Всевышним путем медитации, молитвы, изучения откровений пророков. Кроме того, важную роль в этом играет моральная самодисциплина человека и его служение всему человечеству, то есть то, что в буддизме принято называть дхармой.

Мировая религия

Как бы ни относились официальные представители разных религиозных конфессий к новому вероучению, но все же невозможно не признать, что вера Бахаи — мировая религия. Это прослеживается не только в количестве ее последователей из разных уголков планеты, но и в принципах, которые лежат в основе данного учения.

Можно сказать, что религия Бахаи — это первая серьезная попытка объединить всех людей независимо от их цвета кожи, социального статуса и вероисповедания. Главной мыслью учения является идея о том, что люди сами разделили себя, дав разное имя Богу и придумав ритуалы служения Ему. На самом деле Господь един для всех людей и вера в него должна объединять, а не разделять последователей. Данная концепция привлекает в ряды бахаи абсолютно разных людей. Веру обретают мусульмане, буддисты, христиане и многие другие, кто ранее свято придерживался религиозных традиций, соответствующих своему народу и национальной принадлежности.

Вера Бахаи в Иране[править | править код]

Власти Ирана во все периоды относили бахаи к категории «незащищённых неверных», у которых нет никаких прав, несмотря на то, что это самое крупное религиозное меньшинство Ирана, численность которого (350 тыс. человек) существенно превышает численность всех остальных религиозных меньшинств страны, вместе взятых.

После Исламской революции 1979 г. бахаи подвергаются преследованиям по причине своей религиозной принадлежности. Более двухсот бахаи были убиты, сотни брошены в тюрьмы и тысячи лишились работы, имущества и возможности получать образование. В 1983 г. все организации бахаи были запрещены; этот запрет действует до сих пор.

В конце сентября 1998 года стало известно об арестах в разных городах страны свыше 36 преподавателей и сотрудников Института Высшего Образования Бахаи (ИВОБ), учреждённого, чтобы дать молодёжи бахаи возможность альтернативного образования; имущество и оборудование ИВОБ было конфисковано.

19 декабря 2001 г. Генеральная Ассамблея ООН одобрила резолюцию, которая призывает Исламскую Республику Иран «прекратить все формы дискриминации по религиозному признаку» и требует, чтобы иранское правительство полностью выполнило предыдущие рекомендации ООН, гласящие, что бахаи должны получить полную свободу практиковать свою религию.

Примечания[править | править код]

  1. Encyclopedia of Religion / Lindsay Jones. — USA: Thomson Gale, 2005. — Т. 2.
  2. Бахаулла. . Библиотека текстов бахаи. СПб., издательство «Единение», 1998 (1998). Дата обращения: 1 марта 2020.
  3. , с. 37.
  4. .
  5. Van der Vyer, J.D. Religious human rights in global perspective: religious perspectives (англ.). — Martinus Nijhoff Publishers (англ.)русск., 1996. — P. 449. — ISBN 90-411-0176-4.
  6. Бахаи или бабиды // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
  7. Boyle, Kevin; Sheen, Juliet. Freedom of religion and belief: a world report (англ.). — Routledge, 1997. — P. 29. — ISBN 0-415-15978-4.
  8. Shoghi Effendi, God Passes By, p. 93.
  9. ↑ The Britannica Book of the Year (1992-present)
  10. «Когда после залпа дым рассеялся и пыль осела, Баба нигде не было видно, и толпа закричала, что Он вознёсся на небеса».— Сэр Джастин Шейл, британский посол в Тегеране, 22 июля 1850 г. «По невероятному стечению обстоятельств, пули задели только верёвки, которыми Баб был связан; они порвались, и он освободился».—Александр Казем-Бек. «Баб и бабиды: религиозно-политические смуты в Персии в 1844—1852 годах».
  11. Шоги Эффенди. . Библиотека текстов бахаи. СПб.: Единение (2004).
  12. ↑  (недоступная ссылка). Дата обращения: 20 июля 2008.
  13. Taherzadeh, Adib. The Covenant of Baháʼu’lláh.. — Oxford, UK: George Ronald.. — 1972.
  14. Momen, Moojan. «The Covenant and Covenant-breaker». — 1995.
  15. MacEoin, Denis. «Bahaism: Bahai and Babi Schisms». — Encyclopædia Iranica. III.. — New York., 1989. — С. p. 448..
  16. Smith, Peter. An Introduction to the Baha’i Faith.. — Cambridge: Cambridge University Press., 2008. — С. p. 173. — ISBN 978-0-521-86251-6..
  17. ↑  (недоступная ссылка). Дата обращения: 12 января 2013.
  18. Данные о численности бахаев
  19.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 20 июля 2008.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector