Вечный еретик. за что сожгли джордано бруно?

Инквизиция: охота за Бруно


Джордано Бруно. (wikipedia.org)

Шпионы инквизиции следили за каждым шагом Бруно, папский престол, видя в нем опасного врага церкви, ждал только удобного случая, чтобы расправиться с ним. Такой случай представился, когда Бруно в 1591 году приехал в Венецию по приглашению местного патриция Джованни Мочениго, нанявшего его для обучения искусству памяти. 23 мая 1592 года Мочениго направил инквизитору свой первый донос на Джордано Бруно, в котором писал, что тот «рассказывал о своем намерении стать основателем новой секты под названием «новая философия». Он говорил, что дева не могла родить и что наша католическая вера преисполнена кощунствами против величия божия; что надо прекратить богословские препирательства и отнять доходы у монахов, ибо они позорят мир; что все они — ослы; что все наши мнения являются учением ослов; что у нас нет доказательств, имеет ли наша вера заслуги перед богом; что для добродетельной жизни совершенно достаточно не делать другим того, чего не желаешь себе самому». 25 и 26 мая Мочениго направил на Джордано Бруно новые доносы, после чего философ был арестован и заключен в тюрьму.

Закованный в кандалы Джордано Бруно был направлен морским путем в сопровождении эскорта военных кораблей в Рим. Его сопровождал в качестве главного охранника доминиканец Ипполито Мария Беккария, которого ждало в Риме назначение на пост генерала ордена «псов господних». Беккария примет самое активное участие в судилище над Джордано Бруно и будет его «увещевать» признать свои заблуждения и раскаяться.

По прибытии в Рим Бруно был заточен в тюрьму инквизиции. Почти четыре года он был практически похоронен в казематах инквизиции, которая, с одной стороны, таким «забвением» пыталась «смягчить» его, сломить его волю к сопротивлению, а с другой — стремилась выиграть время для детального изучения многочисленных трудов философа и выискивания в них доказательств его еретических воззрений. 4 февраля 1599 года конгрегация инквизиции, заседавшая под председательством папы Климента VIII, предъявила Бруно ультиматум: или признание ошибок и отречение и сохранение жизни, или отлучение от церкви и смерть. Бруно выбрал последнее. Он категорически, несмотря на пытки и мучения, продолжавшиеся уже свыше семи лет, отказался признать себя виновным. Но инквизиторы все еще не теряли надежды, что им удастся сломить железную волю своего узника и заставить его раскаяться. Они надеялись приурочить свою победу к 1600 г., который был объявлен «святым» юбилейным годом. Раскаяние такого известного еретика, как Джордано Бруно, должно было послужить доказательством победы папского престола над своим противником. Между тем допрос следовал за допросом, а Бруно твердо стоял на своем.

20 января 1600 года собралось инквизиционное судилище для окончательного решения дела Бруно. Принятое решение кончалось следующим образом: «Святейший владыка наш Климент папа VIII постановил и повелел, — да будет это дело доведено до конца, соблюдая то, что подлежит соблюдению, да будет вынесен приговор, да будет указанный брат Джордано предан светской курии». Этим папским повелением участь Джордано Бруно была решена. 8 февраля 1600 года инквизиционный трибунал огласил приговор философу в церкви св. Агнессы, куда привели Бруно в сопровождении палача. Приговор, подписанный кардиналами-инквизиторами во главе с Роберто Беллармино, излагал подробности процесса, в постановительной же части звучал так: «Называем, провозглашаем, осуждаем, объявляем тебя, брата Джордано Бруно, нераскаявшимся, упорным и непреклонным еретиком. Посему ты подлежишь всем осуждениям церкви и карам, согласно святым канонам, законам и установлениям, как общим, так и частным, относящимся к подобным явным, нераскаянным, упорным и непреклонным еретикам». Бруно спокойно выслушал решение инквизиторов и ответствовал им: «Вероятно, вы с большим страхом произносите приговор, чем я выслушиваю его».

Джордано Бруно заставили взять в руки предметы церковной утвари, обычно употребляемые при богослужении, как если бы он готовился приступить к совершению священнодействия. Затем его заставили пасть перед епископом ниц. Епископ произнес установленную формулу: «Властью всемогущего бога отца и сына и святого духа и властью нашего сана снимаем с тебя облачение священника, низлагаем, отлучаем, извергаем из всякого духовного сана, лишаем всех титулов». Затем епископ надлежащим инструментом срезал кожу с большого и указательного пальцев обеих рук Джордано Бруно, якобы уничтожая следы миропомазания, совершенного при посвящении в сан. После этого он сорвал с осужденного облачения священника и, наконец, уничтожил следы тонзуры, произнося формулы, обязательные при обряде снятия сана.

Комментарии

Глобализация и Образ будущего

Емеля
сегодня в 13:17

Страна обломовых

Емеля
сегодня в 09:04

Денежная радиация и Русский Дух

Иван Груздев
вчера в 18:17

Чьё оно – Овертоново окно?

Александр Вершинин
вчера в 08:20

COVID-19 и Вакцинация — что это?

А Сидороввалуа
позавчера в 13:25

Почему столицу переносят в Сибирь?

Alexander53
14 сентября в 17:07

Не проспать Восход: Атака разумных от народа

Юрiй Финистъ
13 сентября в 11:39

Мода — 2021

Александр Вершинин
10 сентября в 05:13

Началось! Врач Владимир Зеленко обратился в Раввинский Суд по поводу коронавирусного геноцида!

А Сидороввалуа
8 сентября в 08:58

Зазнобин Владимир Михайлович. Биография

vodjanitsa
4 сентября в 21:57

Имущественные права ограбляемых

А Сидороввалуа
3 сентября в 08:42

Воплощение второго смыслового ряда сказки Пушкина

Валерий Вагин
2 сентября в 08:58

Ядерный проект России или пример успешного управления по ПФУ, с элементами магии

Александр Вершинин
2 сентября в 03:26

Новости сталинских репрессий. Явление Богуславского

Alexander53
28 августа в 21:39

Расия, Расия, Расия …

Алексей Михайлович
25 августа в 22:28

Непривитые дети здоровее: Новое исследование уровня здоровья американских детей из штата Орегон

Емеля
23 августа в 08:57

Научные зарубежные исследования о вакцинации

Александр
20 августа в 06:47

Надо ли жалеть Авериных?

Александр Ильченко
19 августа в 16:32

«Мир пошёл под нож?

Емеля
18 августа в 13:25

Статистики судеб вакцинированных и невакцинированных детей

Емеля
16 августа в 19:32

О том, почему люди не могут жить по-человечески

Алексей Михайлович
9 августа в 23:43

Фальстарт капитализма и социализма

А Сидороввалуа
30 июля в 07:50

Взращивание совести по собственной воле

Mstislav
28 июля в 12:05

Соображения по вакцинации

Юрiй Финистъ
27 июля в 11:22

Марафон по 6 приоритетам

Александр Вершинин
27 июля в 09:39

Алкоголь и глобальное управление. Манёвры в глобальном историческом процессе связанные с алкоголем

Александр Вершинин
27 июля в 09:03

По обстоятельствам неумолимой силы

МФасхутдинов
24 июля в 22:38

Будущее не рифмуется с Европой…

МФасхутдинов
24 июля в 21:31

Цифровики погнали либералов, но упёрлись в нашу душу

Люкин
23 июля в 23:46

Как ковид демаскировался в моей голове

Alexander53
23 июля в 11:29

Кто нами правил под псевдонимом Романовы?

Alexander53
21 июля в 17:41

О человеке

Положительный элемент – Дух – есть душа всех обособленных существ, душа каждого предмета. Это также важный пункт в философии Бруно. Вселенский дух индивидуализируется в каждом теле как его душа. Поэтому – говорит он – душа есть причина гармонии тел, а не результат ее.

Для Джордано Бруно оба элемента вечны: материя, которая производит чередующейся ряд тел, и дух, который индивидуализируется как душа. Через многие воплощения душа развивается в телах, которые становятся все более сложными и совершенными. Совершенство души есть цель прогресса, так как жизнь души есть жизнь человека. Грех заключается в отрицании, в отсутствии добра.

Чтобы выяснить, что его философия имеет сильную моральную базу, Джордано Бруно объясняет состав человека. Человек состоит из трех принципов, отражающих Три Ипостаси или модуса проявления Бога во вселенной. Человек думает и потому участвует в Божественной Субстанции, которая есть Мысль. Это есть высочайшая часть человека, зародыш божественного в нем. Человек чувствует и хочет: он отражает божественную волю или дух – формующий элемент. Дух индивидуализируется как душа, которая составляет в человеке положительный элемент. Частица мирового положительного элемента, вселенского духа, посредством своих высших способностей, душа может соединиться с мыслью или разумом. Посредством низших своих способностей – она соединяется со своим созданием – телом. Эта номенклатура не должна нас смущать. То, что Бруно называет мыслью, мы называем духом, а духом он называет вселенскую жизнь, которая, вливаясь в человека, становится его душою. Поэтому его троица не дух, душа и тело, а мысль, душа и тело. Он говорит, что душа должна стремиться вверх, к Мысли. Мы бы сказали, что душа должна стремиться к Духу. Идея та же, но названия разные.

Церковь говорила человеку: ты злой, испорченный, зарожденный и рожденный в грехе, на тебе гнев Божий, и спасти тебя может лишь божественная милость.

Бруно сказал человеку: ты божествен, по существу своему ты чист и добр, постигни свою собственную природу и начни подниматься до тех пор, пока ты станешь способным – проявить Бога, всегда пребывающего в твоем сердце.

Но как должен человек подниматься? Посредством своей воли, которая должна быть устремлена на мысль и которая должна стать хранителем и господином.

Краткая биография

  1. В 1568 г. Бруно закончил работу над первым своим сочинением – сатирической поэмой «Ноев ковчег», которую он посвятил папе римскому Пию V. В это же время он написал комедию «Светильник» и несколько сонетов.
  2. В 1572 г. Джордано получил сан католического священника и отслужил первую обедню в городе Кампанья. Будучи священником, он жил в монастыре святого Варфоломея, расположенном недалеко от Кампаньи, и продолжал изучать философские и религиозные книги. В этот период молодой человек познакомился с сочинением Коперника «Об обращении небесных тел», которое оказало большое влияние на его мировоззрение.
  3. В 1575 г. Бруно вернулся в монастырь св. Доминика и там был обвинён в ереси. Против него было заведено дело, состоящее из 130 пунктов о различных нарушениях католического учения, совершённых братом Джордано (чтение запрещённых книг и т.п.).
  4. Желая беспристрастного и справедливого к себе отношения, Бруно в 1576 г. переехал в Рим. Но, поняв, что не получит там снисхождения, вскоре сбежал на корабле в Геную. Пробыл он там всего 3 дня, т.к. в городе свирепствовала чума. Из Генуи Джордано перебрался в небольшой городок Ноли, где в течение 5 месяцев преподавал грамматику и астрономию. Затем учёный отправился в Савону, оттуда – в Турин, а после – в Венецию.
  5. В Венеции Джордано написал и издал не дошедшую до нас книгу «Знамения времени».
  6. В 1578 г. Бруно уехал в Швейцарию, в Женеву. Там он познакомился с кальвинистами и их учением. Чтобы заработать на хлеб, занимался корректурой. Там же учёный написал небольшую книгу, в которой спорил с одним из кальвинистских писателей, за что и попал в тюрьму. Однако вскоре Джордано отпустили, и он отправился в Тулузу.
  7. В Тулузе Бруно стал преподавателем философии в местном университете, сдав экзамен на степень доктора. Проработал он там 2 года.
  8. В 1581 г. учёный отправился в Париж и получил место профессора в Сорбоннском университете. Ораторский талант, эрудиция и прекрасная память сделали его парижской знаменитостью. Одну из лекций профессора посетил сам король Генрих III и был очень впечатлён. Он приблизил Бруно ко двору и всячески благоволил ему.
  9. В Париже философ опубликовал книгу «Тени идей» о теории познания и посвятил её королю. Также он напечатал несколько книг по мнемонике и риторике. Деятельность учёного сопровождалась постоянными спорами с защитниками теорий Аристотеля, идеи которого Бруно подвергал сомнению.
  10. В 1583 г. Бруно, снабжённый рекомендательным письмом Генриха III к французскому послу, поехал в Англию. Некоторое время он преподавал в Оксфорде, но, поссорившись с местными профессорами, переехал в Лондон.
  11. В Лондоне в 1584 г. философ издал одно из главных своих космологических сочинений – трактат «О бесконечности, вселенной и мирах», построенный в форме диалогов. В нём автор развивает и защищает идеи о том, что Вселенная бесконечна, и существует множество миров.
  12. В 1585 г. вышел сборник сонетов автора «О героическом энтузиазме».
  13. В 1585 г. Бруно вернулся в Париж, а в 1586 г. отправился в Германию. Там он пытался устроиться профессором в Марбургский университет, но ему было отказано. Тогда философ переехал в Виттенберг, где читал лекции на протяжении 2-х лет.
  14. В 1588 г. мыслитель переехал в Прагу и работал там над сочинениями, посвящёнными магическим темам.
  15. В 1589 г. Бруно оказался в Гельмштадте, а вскоре переехал во Франукфурт-на-Майне, где издал несколько своих книг.
  16. В 1591 г. философ по приглашению патриция Джованни Мочениго вновь приехал в Венецию, чтобы обучать того искусству памяти. Он поселился в доме своего ученика. Также профессор посетил Падую, где выступил с лекциями в местном университете.
  17. Отношения Джордано с патрицием вскоре испортились, тот считал, что философ учит его не тому, что обещал. В 1592 г. Мочениго написал несколько доносов на Бруно в венецианскую инквизицию, после чего философа арестовали и заключили в тюрьму.
  18. Первый допрос учёного состоялся 29 мая 1592 г., на нём Бруно подробно изложил факты своей биографии.
  19. В сентябре того же года Рим направил в Венецию письмо с требованием выдать Бруно для совершения над ним суда в Риме. В феврале 1593 г. учёного перевезли в Вечный город.
  20. В течение 6 лет великий итальянец находился в заключении, но так и не согласился отречься от своих научных убеждений.
  21. В январе 1600 г. по решению папы Клемента VIII Бруно был отлучён от церкви и лишён сана священника, а дело его было передано светскому суду.
  22. 17 февраля 1600 г. Джордано Бруно был сожжён в Риме на Площади Цветов. А все его произведения вошли в католический список запрещённых книг и находились там до 1948 г.
  23. В 1889 г. на месте казни мыслителя ему был воздвигнут памятник.

Памятник Джордано Бруно в Риме

Королевский друг

Приговор Джордано Бруно был для Ватикана не просто осуждением монаха-доминиканца, впавшего в ересь. В конце XVI века по популярности у европейских интеллектуалов Бруно мог бы дать фору современному космологу Стивену Хокингу. Джордано Бруно поддерживал весьма дружественные отношения с королями Франции Генрихом III и Генрихом IV, британской королевой Елизаветой I, императором Священной Римской империи Рудольфом II и многими другими европейскими «властителями». По щелчку пальцев он мог получить кафедру и мантию профессора в любом европейском университете, его книги печатались в лучших типографиях, о его покровительстве мечтали лучшие умы континента.

Главной визитной карточкой Джордано Бруно являлась вовсе не космология, а его великолепная память. Бруно развивал мнемонику (искусство памяти), которая была тогда на самом пике моды у интеллектуалов. Говорят, Джордано помнил наизусть тысячи книг, начиная от Священного писания и заканчивая арабскими алхимическими трактатами. Именно искусству запоминания он учил Генриха III, который гордился своей дружбой со скромным доминиканским монахом, и Елизавету I, которая позволила заходить Джордано в свои покои в любое время, без доклада. Кроме того, монархам доставляло удовольствие, как Бруно с издевательским изяществом «нокаутирует» своим интеллектом команды профессоров Сорбонны и Оксфорда по любым вопросам.

Для Джордано Бруно интеллектуальные бои были своего рода спортом. Например, академики Оксфорда вспоминали, что он играючи мог доказать, что чёрное – это белое, что день является ночью, а Луна – Солнцем. По манере дискутировать он был подобен боксеру Рою Джонсу на ринге в лучшие свои годы – любители бокса хорошо поймут это сравнение. Нужно признать, едва ли благодаря только сверхъестественной памяти Бруно оказался на короткой ноге с самыми влиятельными монархами Европы.

Телескоп Hubble — не самый мощный

Благодаря колоссальному объему снимков и впечатляющим открытиям, совершенным телескопом Hubble, у многих существует представление, что этот телескоп обладает самым высоким разрешением и способен увидеть такие детали, которые не увидеть с Земли. Какое-то время так и было: несмотря на то, что на Земле можно собрать большие зеркала на телескопах, существенное искажение в изображения вносит атмосфера. Поэтому даже “скромное” по земным меркам зеркало диаметром 2,4 метра в космосе, позволяет добиться впечатляющих результатов.

Однако, за годы, прошедшие с момента запуска Hubble и земная астрономия не стояла на месте, было отработано несколько технологий, позволяющих, если не полностью избавиться от искажающего действия воздуха, то существенно снизить его воздействие. Сегодня самое впечатляющее разрешение способен дать Very Large Telescope Европейской Южной обсерватории в Чили. В режиме оптического интерферометра, когда вместе работают четыре основных и четыре вспомогательных телескопа, возможно достичь разрешающей способности превышающей возможности Hubble примерно в пятьдесят раз.

К примеру, если Hubble дает разрешение на Луне около 100 метров на пиксель (привет всем, кто думает, что так можно рассмотреть посадочные аппараты Apollo), то VLT может различить детали до 2 метров. Т.е. в его разрешении американские спускаемые аппараты или наши луноходы выглядели бы как 1-2 пикселя (но смотреть не будут из-за чрезвычайно высокой стоимости рабочего времени).

Пара телескопов обсерватории Keck, в режиме интерферометра, способны превысить разрешение Hubble в десять раз. Даже по отдельности, каждый из десятиметровых телескопов Keck, используя технологию адаптивной оптики, способны превзойти Hubble примено в два раза. Для примера фото Урана:

Чекко д’Асколи

Итальянский математик, астроном и поэт известен тем, что написал своеобразную универсальную энциклопедию своего времени полностью в стихах. Он сумел зарифмовать сведения из астрономии, зоологии, современные ему представления о психологии, антропологии и многое другое

Однако внимание инквизиции д’Асколи привлёк своим крайним увлечением астрологией.Он, например, утверждал, что Христос явился на землю не только по воле Божьей, но и вследствие того, что звёзды сложились определённым образом, и что при определённом положении звёзд можно произносить заклятья, подчиняющие бесов и заставляющие их творить в твою пользу чудеса. Кроме того, что уже не так сильно интересовало церковь, но вызвало недовольство светских властей, д’Асколи поведал каждому, желающему это знать, что планеты, мол, свидетельствуют — Антихрист родится в богатой и влиятельной семье

В общем, в самом начале четырнадцатого века д’Асколи сожгли за увлечение астрологией и склонностью объяснять ею вообще всё.

Памятник Чекко д Асколи.

Мировоззрения

Джордано Бруно является человеком, который в своё время объединил религию и науку, пускай это случилось внутри него самого, а не во внешнем мире. Практически в каждом своём сочинении этот философ не боялся напрямую называть тупость тупостью, так как он видел присутствующую во взглядах церкви абсурдность. Те догмы, которые расположились на страницах древних книг, он ни в какую не хотел воспринимать, потому что видел ценности в других сферах. Для него основой всех основ были свобода, любовь, а также стремление каждого человека к своему персональному счастью.

В том случае, если человек утаивает что-либо от святого отца на исповеди или на разного рода собраниях в церкви, то это являлось серьёзной причиной для того, чтобы подвергнуть человека наказанию. Даже если человек пропускал одну или несколько церковных служб, он уже мог навлечь на себя гнев святой инквизиции.

Джордано было невыносимо видеть то, что святая инквизиция творила с людьми. Причём совсем необязательно человек мог окончить свою жизнь на костре. Философ видел худшей участью поломанную жизнь, под которой Джордано Бруно понимал отказ от собственных убеждений, а также травлю со стороны окружающих его людей за неподчинение католической церкви. Именно по этой причине, поскольку философ видел происходящие события изнутри, он и решил сбежать из родной страны в ту, которая находилась вне контроля Папы Римского и Ватикана (Stato della Città del Vaticano), в Швейцарию.

Тогда же Джордано Бруно разрабатывает собственную космологическую концепцию, базирующуюся на основных утверждениях Коперника. Причём его система была практически неотличима от современной. Джордано видел нашу Вселенную без края и конца, и она не состояла, как полагала католическая церковь, только из Земли и крутящегося вокруг неё Солнца.

Великий философ был убеждён, что огромное пространство наполнено бесчисленным количеством звёзд, вокруг которых вращаются такие же планеты, подобные Земле. Между собой эти тела могут различаться яркостью излучения и размерами. Джордано предполагал, что где-то далеко есть звёзды, которые гораздо больше по размерам нашего Солнца. При этом планеты не имеют такого излучения, чтобы их можно было увидеть с Земли невооружённым глазом.

Отличительной чертой Джордано от представлений Коперника является то, что он отказывался от небесных сфер, то есть философ отказывался верить, что существуют прозрачные или невидимые поверхности, на которых располагаются все планеты и звёзды. Джордано не мог назвать конкретной причины, по которой эти тела находятся в невесомости, но он был твёрдо уверен, что никакой невидимой платформы под небесными телами не существует. Такие сферы были частью представлений о мире у Аристотеля, Птолемея, Коперника, они даже признавались самой библией. По мнению Джордано Бруно, подобное мировоззрение сильно тормозило развитие науки в прошлые времена.

Философ также был уверен, что вне нашей планеты имеют место другие миры, на которых присутствует разумная жизнь. Наряду с этим Джордано проводил многочисленные исследования, которые имели в себе магическую подоснову. Философ остановился всего на девяти магических формах.

Когда он задался вопросом о том, что собой представляет душа, Джордано решил посвятить этому ещё одно исследование. Не совсем ясно, как именно через эксперименты он хотел ответить на этот вопрос, но в процессе собственных действий он пришёл к выводу, что душа представляет собой метафизическое тело, которое наделено способностью передаваться от одного «сосуда» в другой. Как предполагают исследователи, этим Джордано делает отсылку к тому, что человек после смерти способен реинкарнировать.

Донос

В ночь с 23 на 24 мая 1592 года венецианские инквизиторы арестовали Джордано Бруно по доносу местного патриция Джованни Мочениго. Последнего Бруно персонально обучал – за огромное вознаграждение – искусству памяти. Однако в какой-то момент монаху это наскучило. Он объявил ученика безнадежным и на сем решил попрощаться. Мочениго перепробовал все возможные способы, чтобы вернуть «гуру», но Бруно оказался непреклонным. Тогда отчаявшийся ученик написал донос в местную инквизицию. Если быть кратким, доносчик утверждал, что его наставник попирал католические догматы, рассуждал о каких-то «бесконечных мирах» и называл себя представителем некой «новой философии».

Надо сказать, что доносы о попрании догматов были самыми распространенными «сигналами» от честных граждан инквизиции. Это был самый проверенный способ насолить соседу, лавочнику-конкуренту, личному врагу… Большинство таких дел даже не доходило до суда, однако инквизиция в любом случаем обязана была отреагировать на «сигнал». Иными словами, арест Джордано Бруно можно считать «техническим». Сам же арестант вообще воспринял его как шутку. На первых же допросах он ловко отмел все обвинения в ереси и дружелюбно поделился со следователями своими взглядами на устройство Вселенной. Однако эта откровенность Бруно никак не могла облегчить его положения. Дело в том, что труды Коперника, идеи которого он развивал, были не запрещены (их запретят только в 1616 году), так что никаких поводов для ареста не было.

Монаха держали под следствием в большей степени из-за вредности: уж больно он уничижительно вёл себя с инквизиторами.

Преподав урок «гордецу», венецианцы было уже собрались его отпускать, но тут пришел запрос из Рима – с требованием «этапировать» еретика в Вечный город. Венецианцы встали в позу: «С какой стати?! Венеция – суверенная республика!». Риму пришлось организовать целое посольство в Венецию, чтобы убедить. Любопытно, что венецианский прокуратор Контарини жёстко настаивал на том, что Джордано Бруно должен остаться в Венеции. В своем докладе Совету Мудрых Венеции он дал следующую характеристику: «Один из самых выдающихся и редчайших гениев, каких только можно себе представить. Обладает необычайными познаниями. Создал замечательное учение».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector