Джордано бруно – учёный, которого сожгли на костре в риме
Содержание:
Инквизиция: охота за Бруно
Джордано Бруно. (wikipedia.org)
Шпионы инквизиции следили за каждым шагом Бруно, папский престол, видя в нем опасного врага церкви, ждал только удобного случая, чтобы расправиться с ним. Такой случай представился, когда Бруно в 1591 году приехал в Венецию по приглашению местного патриция Джованни Мочениго, нанявшего его для обучения искусству памяти. 23 мая 1592 года Мочениго направил инквизитору свой первый донос на Джордано Бруно, в котором писал, что тот «рассказывал о своем намерении стать основателем новой секты под названием «новая философия». Он говорил, что дева не могла родить и что наша католическая вера преисполнена кощунствами против величия божия; что надо прекратить богословские препирательства и отнять доходы у монахов, ибо они позорят мир; что все они — ослы; что все наши мнения являются учением ослов; что у нас нет доказательств, имеет ли наша вера заслуги перед богом; что для добродетельной жизни совершенно достаточно не делать другим того, чего не желаешь себе самому». 25 и 26 мая Мочениго направил на Джордано Бруно новые доносы, после чего философ был арестован и заключен в тюрьму.
Закованный в кандалы Джордано Бруно был направлен морским путем в сопровождении эскорта военных кораблей в Рим. Его сопровождал в качестве главного охранника доминиканец Ипполито Мария Беккария, которого ждало в Риме назначение на пост генерала ордена «псов господних». Беккария примет самое активное участие в судилище над Джордано Бруно и будет его «увещевать» признать свои заблуждения и раскаяться.
По прибытии в Рим Бруно был заточен в тюрьму инквизиции. Почти четыре года он был практически похоронен в казематах инквизиции, которая, с одной стороны, таким «забвением» пыталась «смягчить» его, сломить его волю к сопротивлению, а с другой — стремилась выиграть время для детального изучения многочисленных трудов философа и выискивания в них доказательств его еретических воззрений. 4 февраля 1599 года конгрегация инквизиции, заседавшая под председательством папы Климента VIII, предъявила Бруно ультиматум: или признание ошибок и отречение и сохранение жизни, или отлучение от церкви и смерть. Бруно выбрал последнее. Он категорически, несмотря на пытки и мучения, продолжавшиеся уже свыше семи лет, отказался признать себя виновным. Но инквизиторы все еще не теряли надежды, что им удастся сломить железную волю своего узника и заставить его раскаяться. Они надеялись приурочить свою победу к 1600 г., который был объявлен «святым» юбилейным годом. Раскаяние такого известного еретика, как Джордано Бруно, должно было послужить доказательством победы папского престола над своим противником. Между тем допрос следовал за допросом, а Бруно твердо стоял на своем.
20 января 1600 года собралось инквизиционное судилище для окончательного решения дела Бруно. Принятое решение кончалось следующим образом: «Святейший владыка наш Климент папа VIII постановил и повелел, — да будет это дело доведено до конца, соблюдая то, что подлежит соблюдению, да будет вынесен приговор, да будет указанный брат Джордано предан светской курии». Этим папским повелением участь Джордано Бруно была решена. 8 февраля 1600 года инквизиционный трибунал огласил приговор философу в церкви св. Агнессы, куда привели Бруно в сопровождении палача. Приговор, подписанный кардиналами-инквизиторами во главе с Роберто Беллармино, излагал подробности процесса, в постановительной же части звучал так: «Называем, провозглашаем, осуждаем, объявляем тебя, брата Джордано Бруно, нераскаявшимся, упорным и непреклонным еретиком. Посему ты подлежишь всем осуждениям церкви и карам, согласно святым канонам, законам и установлениям, как общим, так и частным, относящимся к подобным явным, нераскаянным, упорным и непреклонным еретикам». Бруно спокойно выслушал решение инквизиторов и ответствовал им: «Вероятно, вы с большим страхом произносите приговор, чем я выслушиваю его».
Джордано Бруно заставили взять в руки предметы церковной утвари, обычно употребляемые при богослужении, как если бы он готовился приступить к совершению священнодействия. Затем его заставили пасть перед епископом ниц. Епископ произнес установленную формулу: «Властью всемогущего бога отца и сына и святого духа и властью нашего сана снимаем с тебя облачение священника, низлагаем, отлучаем, извергаем из всякого духовного сана, лишаем всех титулов». Затем епископ надлежащим инструментом срезал кожу с большого и указательного пальцев обеих рук Джордано Бруно, якобы уничтожая следы миропомазания, совершенного при посвящении в сан. После этого он сорвал с осужденного облачения священника и, наконец, уничтожил следы тонзуры, произнося формулы, обязательные при обряде снятия сана.
«Идите, научите все народы»
С появлением каждой новой религии закономерно возникало и желание ее последователей поделиться новым знанием с ближним, некоторые же стремились обратить в свою веру и тех, кто жил на значительном удалении. Не всем конфессиям свойственно расширять таким образом количество своих последователей (некоторые, алавиты, например, не привлекают никого к своему учению и вообще информацию о нем не распространяют). И все же прозелитизм, желание обратить других в свою веру — явление давнее и обычное.
Этим занимаются преимущественно представители мировых религий, само же слово «миссионерство» связывается с христианами. Задачи миссионеров на протяжении двух тысяч лет существования этой религии могли варьироваться. Что значит «обратить в христианство»? Когда-то под этим понималось крещение всех инакомыслящих подряд, целыми деревнями – и, само собой, далеко не добровольно. Успех в этих случаях измерялся по количеству «обращенных» — чем их больше, тем успешнее миссия.
Другой вариант миссионерства – пропаганда христианских ценностей там, где до этого жизнь основывалась на других ценностях. Для этого использовали проповеди, общение с будущими единоверцами, порой имело место даже мученичество – отправившись в чужие края, верующий готов был идти со своей правдой до конца. В любом случае, с иноверцами общались, изучали их языки и культуру. Но поначалу использовали силовые методы – крестили под угрозой расправы.
С эпохой Просвещения методы миссионерской деятельности изменились: вместо насильственного навязывания своих ценностей христианские миссионеры ставили целью распространять знания, для чего во множестве строились школы, а помимо них – больницы и приюты, ведь это все повышало лояльность к чужакам, пришедшим «в чужой монастырь».
Биография Джордано Бруно (1548-1600 гг.)
Краткая биография:
Имя: Джордано Бруно
Дата рождения: 1548 г.
Дата смерти: 17 февраля 1600 г.
Образование: Неапольская монастырская школа
Место рождения: Нола, Неаполитанское королевство
Место смерти: Рим, Папская область
Джордано Бруно – итальянский философ, монах и ученый: биография с фото, основные идеи, взгляды и учение, как видел Вселенную, Коперник, суд, за что сожгли.
Из всех итальянских учёных и философов той эпохи, Джордано Бруно больше всего достоин звания предшественника и основателя современных наук.
Место рождения Джордано Бруно — местечко Нола, что находится недалеко от Неаполя. Он родился в 1548 году, отцом его был простой солдат, точная дата рождения учёного неизвестна. После окончания неапольской монастырской школы, Бруно вступает в доминиканский орден и становится священником в 1572 году.
Там он начинает заниматься наукой, читать лекции и в 1576 году обвиняется в ереси и вынужден бежать в Рим, а после и вовсе выехать из Италии. Затем Бруно продолжает ездить из одного города в другой и читать свои лекции, а так же писать свои разнообразные труды. В процессе своих странствий учёного приняли во дворах монархов Елизаветы и Генриха III.
В 1592 году венецианский аристократ Джованни Мочениго пригласил Бруно в Венецию, якобы для чтения его лекций, однако когда учёный прибыл в город, Мочениго донёс на него в органы инквизиции. Бруно арестовали и предали суду. Следствие велось сначала венецианскими органами, затем, в 1593 году учёный был выдан и перевезён в Рим. На суде Бруно предъявили множество обвинений, среди которых было богохульство, аморальность, критика ряда теологических догматов, а так же объявили ересью ряд его космологических и философских теорий.
Папа Климент VIII приказал Бруно признать свои главные идеи ложными, однако учёный отказался это сделать, и за это 17 февраля 1600 года его казнили сожжением на костре на Римской площади Кампо ди Фьоре.
Среди многочисленных сочинений, Бруно так же написал одну комедию, трактаты, диалоги и поэмы, на итальянском и латинском языках. В труде «О причине, начале и едином», написанным в 1584 году, Бруно изложил своё основное учение.
В работе «О бесконечности, Вселенной и мирах» 1584 года, была изложена его космологическая теория, в которой было заявлено о неограниченности Вселенной и о наличии множества миров, звёзд и планет.
Бруно принято считать связующим звеном между философией Кузанского и Спинозы, его учение в последствие оказало влияние на развитие немецкого классического идеализма.
Личная жизнь Бруно
О личной жизни Джордано Бруно известно ровным счетом ничего. У Бруно не было ни жены, ни детей. За всю научную деятельность Джордано не оставил после себя ни одного ученика, ни одного последователя. Некоторые даже подразумевали его нетрадиционную ориентацию. Впрочем, это не было чем-то необычным для средневековья и особенно для служителей церквей.
Философ и наука
Главной идеей в учении итальянского мыслителя было саморазвитие природы. Он утверждал, что Вселенная бесконечна, а не замкнута.
Читая свои трактаты и лекции, Бруно не заручался поддержкой и вынужден был прекращать пропаганду своих идей. Однако, участник вынесения приговора философу признал его как человека, обладающего выдающимся умом и крайне начитанного.
Высказывания Джордано о вреде религии и, в частности, церкви и умение доносить мысли в массы стало главной причиной жесткого решения суда в отношении обвиняемого. Называя церковь основным препятствием для развития науки, философ не оставил себе шансов на более мягкий приговор инквизиторов.
В тридцать шесть лет Бруно пишет очередную работу, которую периодически рассматривают в качестве основы современной науки о природе. Тогда же он пишет пять диалогов, пропагандируя теории Коперника в астрономии, упоминая свои суждения по этому вопросу. Именно в данный период улавливается вера в сверхчеловека, миссию которого примеряет на себя философ.
Являясь ярым сторонником Коперника, мыслитель высказывает мнение о едином начале, дающем продолжению всему, что имеет Вселенная.
Помимо того, что идеи итальянца являлись лишь продолжением учения Коперника, Бруно первым предположил гипотезу о движении континентов, упомянул он и идею о том, что существуют далекие планеты, которые не видны человеку.
Реинкарнация на Луне
Но что это за идея и почему католическая церковь относится к ней так враждебно? Чтобы понять это, автор последнего расследования казни Джордано Бруно предлагает вспомнить античную философию и религию.
Существование бесконечного множества миров допускали ещё Демокрит и Эпикур — множества земель, лун и солнц. Герои диалога Плутарха «О лике, видимом на диске Луны» спорили, есть ли на Луне растения, деревья и животные или же она представляет собой загробное царство, где души людей находят покой после смерти (подобно тому, как на Земле закапывают их тела). Однако Цицерон и Плиний среди прочих считали это вздором. К ним присоединились первые отцы церкви, для которых множество миров было не абстрактной философской истиной, а атрибутом языческих верований — например, учения о переселении душ. Так, пифагорейцы учили о том, что души людей прилетают из области Млечного Пути, а животных — со звёзд (и что души есть и у небесных тел).
По мере утверждения христианской ортодоксии в IV–VI веках споры о единственности мира (то есть Земли) или множестве миров разгорелись с новой силой. Афанасий Александрийский настаивал на том, что мир один, потому что Бог один. Считать иначе было нечестиво, абсурдно и бесчестно, но пока ещё не еретично. Беда случилась из-за великого богослова Оригена, часть мыслей которого церковь отвергла — как раз мыслей о переселении душ между разными странами и мирами. А окончательную формулировку дал святой Исидор Севильский (VI век), перечисливший основные ереси в своей энциклопедии. В конце списка христианских ересей, перед языческими, он заметил: «Есть и другие ереси, у которых нет основателя и признанного имени… кто-то думает, что души людей попадают в демонов или животных; иные спорят о состоянии мира; кто-то считает, что число миров бесконечно».
Позиция церкви в Средние века видна на примере Руперта из Дойца (XIII век). Воздав хвалу Богу, сотворившему мир, полный прекрасных существ, он пишет: «Да сгинут еретики-эпикурейцы, говорящие о множестве миров, и все, кто лжёт о переходе душ умерших в другие тела. Пифагор, по их выдумке, стал павлином, потом Квинтом Эннием, а через пять воплощений — Вергилием». Идею множества миров отверг и Фома Аквинский, главный богослов латинского Средневековья. Да, могущество Божие безгранично, и, значит, он может создать бесконечное множество миров (к этому аргументу затем прибегнет и Джордано Бруно):
«Но против сказано (Ин.1:10): Мир через Него начал быть, где о мире говорится в единственном числе, так как если бы существовал только один мир. Отвечаю: надлежит сказать, что сам порядок, существующий в вещах, так сотворённых Богом, являет единственность мира. В самом деле этот мир называется единым вследствие единства порядка, сообразно которому каждая упорядочена по отношению к другой. Но всё, что суть от Бога, обладает порядком как между собой, так и по отношению к Самому Богу… Поэтому необходимо, чтобы всё принадлежало одному миру. И потому множественность миров могли допускать только те, кто рассматривал в качестве причины мира не некую упорядочивающую мудрость, но случай: например, Демокрит, который утверждал, что этот мир, равно как и бесконечное число других , возник в результате случайной комбинации атомов» («Сумма теологии», том 1, вопрос 47, раздел 3).
Космология до Бруно.
При всем многообразии космологических воззрений, развивавшихся в эпоху, предшествующую деятельности Джордано Бруно, они характеризовались рядом общих черт, отличающих их от современных представлений об устройстве Вселенной:
1. Существование центра мира.
В унаследованной от греков геоцентрической системе мира, центральным телом во Вселенной являлась Земля. В гелиоцентрической системе мира – Солнце. В обеих системах эти тела играли роль неподвижной точки отсчета, относительно которой отмеряются все движения. Эти представления оспаривались некоторыми мыслителями. В первую очередь, античными атомистами, считавшими Землю только центром нашего мира, но не всей бесконечной Вселенной, в которой существует бесконечное множество других миров. Однако эти воззрения не пережили позднюю античность и не распространялись в Средние века.
2. Конечность мира, имеющего свои границы.
В античность и Средние века мир считался конечным и ограниченным. При этом предполагалось, что граница мира может непосредственно наблюдаться – это сфера неподвижных звезд.
Предметом споров был вопрос о том, что находится за пределами мира: перипатетики вслед за Аристотелем полагали, что вне мира нет ничего (ни материи, ни пространства), стоики считали, что там находится бесконечное пустое пространство, атомисты полагали, что за пределами нашего мира находятся другие миры.
На закате античности появилось религиозно-мистическое учение герметизм, согласно которому вне мира может находиться область нематериальных существ – божеств, духов и демонов. Так, в одном из приписываемых Гермесу Трисмегисту произведений, «Асклепии», говорится:
«Что касается до пространства за пределами мира (если оно вообще существует, во что я не верю), то оно должно быть, по моему мнению, заполнено разумными существами, представляющими его божественность, так что чувственный мир полон живых существ».
3. Существование небесных сфер.
После Аристотеля большинство античных астрономов считали, что планеты в своем движении переносятся материальными сферами, состоящими из особого небесного элемента – эфира; небесные сферы приводятся в движение «неподвижными двигателями», или «интеллигенциями», имеющими нематериальную, духовную природу, а первичным источником всех движений во Вселенной является расположенный на границе мира Перводвигатель.
«Неподвижные двигатели» в Средние века обычно отождествлялись с ангелами, Перводвигатель – с Богом-Творцом.
4. Противопоставление «земного» и «небесного».
Многие древнегреческие философы думали, что небесные тела состоят из той же материи, что встречается на Земле. Некоторые пифагорейцы (Филолай Кротонский и др.) считали Землю одной из планет, Обращавшейся вокруг Центрального огня — очага Вселенной. Однако, начиная с поздней античности, Получила распространение точка зрения Аристотеля, согласно которой небесные сферы состоят из особого элемента – эфира, свойства которого не имеют ничего общего с элементами земли, воды, воздуха и огня, составляющих «подлунный мир». В частности, эфиру не присущи тяжесть или легкость, по своей природе он совершает только равномерные круговые движения вокруг центра мира, он вечен и неизменен.
Эта точка зрения доминировала в Средние века, как среди ученых стран ислама, так и христианских стран. Хотя в трудах некоторых из них грань между «земным» и «небесным» оказывалась достаточно размытой.
5. Единственность нашего мира.
Некоторые античные мыслители высказывали мнение о существовании за границей нашего мира других миров. Однако начиная с поздней античности доминировало мнение Платона, Аристотеля и стоиков, что наш мир (с Землёй в центре, ограниченный сферой неподвижных звезд) является единственным.
Дискуссия о логических следствиях существования иных миров развернулась среди европейских схоластов в конце XIII-XIV вв. Тем не менее, эта возможность считалась сугубо гипотетической, хотя бесконечно всемогущий Бог и мог создать другие миры, но не сделал этого.
Хотя отдельные мыслители считали возможным отказаться от одного или нескольких этих положений, вся система этих постулатов в целом сохранялась непоколебимой. Основной заслугой Джордано Бруно в космологии является создание новой картины мира, в которой осуществлен отказ от каждого из этих положений.
Этьен Доле
Французский филолог, известный своей ссорой с Рабле из-за публикации его сочинений без разрешения автора и своим трудом по теории и практике письменного (литературного) перевода, погорел тоже на ереси. Он увлечённо издавал вообще всё, что только мог придумать издать, включая Псалтирь (что тогда было запрещено) и богословские полемические труды. Во время ареста в его доме обнаружились сочинения протестантов.Для начала его пожурили, взяли с него отречение от всяких протестантских взглядов и обещание больше ничего сомнительного не публиковать, но потом арестовали снова. Как водилось в то время, бежал из-под стражи, но на свободе гулял недолго: его опознали и снова арестовали. К костру его приговорил Парижский парламент, а не какой-нибудь Папа Римский, как можно подумать.
Этьен Доле.
А коллегу Этьена Доле, филолога Уильяма Тиндейла, преподавателя Кембриджского Университета, схватили и сожгли за перевод Библии: тогда желание ознакомить с Библией широкие народные массы напрямую считалось родом ереси. Притом переводил Тиндейл книгу книг на английский, живя в Германии, а арестовали и сожгли его в Бельгии. Показательно сожгли и его переводы — это сделал епископ Лондонский, не пожалев денег, чтобы выкупить почти весь тираж. Но остановить процесс было уже нельзя, и перевод Тиндейла выходил и раскупался раз за разом, несмотря на всё противодействие католического духовенства.
Джулио Ванини
Как многие философы своего времени (начало семнадцатого века), итальянец Ванини интересовался, прежде всего, физическими опытами. Он также считается одним из отцов современной философии, но как раз именно за то, за что его сожгли: как и Бруно, он нападал на современную ему схоластику, то есть — критиковал ход мысли церковников.Совсем ещё молодым мужчиной он принял сан священника и… принялся странствовать, распространяя свои антирелигиозные идеи. Утверждал он разное: например, сомневался в бессмертии души и находил человека и обезьяну по-родственному похожими. В конце концов его приговорили к отрезанию языка и повешению как атеиста. А сожгли уже труп, потому что еретиков надо бы жечь.
Памятник Джулио Чезаре Ванини.
Кроме еретиков, у инквизиция была ещё одна головная боль: сатанисты. Три самых известных сатаниста Средних Веков: убийца детей, насильник сестры и не веривший в непорочное зачатие.
Наука
Джордано Бруно писал философские трактаты, выступал на диспутах, читал лекции, но везде в итоге его вынуждали прекратить пропагандировать свои идеи. Сановник, который позднее участвовал в вынесении смертного приговора мыслителю, писал о том, что Джордано – это выдающийся ум, философ незаурядных знаний и начитанности.
Бруно решительно выступал против католической церкви и вообще против любой существующей на тот момент религии, называя их наиболее серьезным препятствием, которое предстоит преодолеть науке на пути своего развития. В 1584 году вышла в свет его работа «О бесконечности, вселенной и мирах».
Страница из рукописи Джордано Бруно
Эту его работу иногда рассматривают как основу современного материалистического природоведения, включая учение о материальном единстве мира и пространственной и временной бесконечности Вселенной.
В тот же период вышла работа «Пир на пепле», состоящая из пяти диалогов, посвященных пропаганде астрономических теорий Коперника. Наряду с ними автор высказывает свои идеи о бесконечности Вселенной и множественности миров. В этой работе впервые проявляется та вера в себя как сверхчеловека, мессию, которую часто приписывают философу современные исследователи.
https://youtube.com/watch?v=uXO4_KlBCq8
Продвигая идеи Коперника о вращении Земли и других планет по орбитам вокруг Солнца, Бруно не достиг успеха даже у просвещенных умов вроде Бэкона и Шекспира. Разочаровавшись в государствах центральной Европы, Бруно отправился в Прагу. Там вышли в свет еще несколько книг, посвященных магии.
В целом, философия Бруно основывалась на неоплатонизме – он полагал, что есть некое единое начало, давшее продолжение всему во Вселенной. Но не только первоначало называл мыслитель богом, а и природу, и даже человека – этого-то церковь стерпеть и не смогла.
Выступление Джордано Бруно
Сегодня исследователи утверждают, что существенного научного значения идеи Бруно не имели, поскольку лишь продолжали учение Коперника, расширяя его, но не подтверждая доказательной базой. Все основные идеи и открытия Джордано лежали в плоскости мистики или психологии, а вовсе не астрономии.
Однако полностью отрицать значение открытий Бруно для современной науки неверно: философ первым выдвинул гипотезу о движении континентов, наличии далеких планет, невидимых человеку и т.д.
Интересные факты
Джордано Бруно был для своей эпохи противоречивой и интересной личностью, поэтому за всё время его жизни с ним случилось множество любопытных событий:
- Джордано относился к монахам-доминиканцам, орден которых являлся патроном святой инквизиции. Позднее из-за слишком противоречивых и несколько кощунственных идей для той эпохи, в которую жил философ, он был изгнан из этого ордена.
- Джордано был отлично знаком с философами античных времён, однако он далеко не всегда разделял их взгляды. Несмотря на то, что монах только знакомился с трудами Аристотеля, многие люди уже тогда полагали, что он постепенно становится еретиком. Ведь, читать сомнительную литературу и разделять её взгляды в представлениях людей носило один и тот же смысл. Интересно, что Аристотеля Джордано постоянно критиковал.
- Когда Джордано подвергся аресту в Венеции, он провёл в тюремном заключении целых семь лет, но от него надзиратели так и не смогли добиться отказа от собственных мировоззрений, что в итоге и привело философа к столь печальному концу.
- В общей сложности скитания философа продлились 16 лет. В течение этого времени он посетил более десяти городов в разных странах мира.
- Находясь под покровительством Генриха III, Джордано не гнушался возможностью высказывать свои взгляды. Однако позднее отношения между беглым монахом и монархом несколько охладели, что вынудило философа продолжить свои скитания. Тем не менее, Генрих снабдил Джордано рекомендательными письмами.
- За основу своей концепции Джордано Бруно взял теорию Коперника и несколько её расширил, а также объединил с философией. Он утверждал, что звёзды на небе – это далёкие солнца, которые подобны тому, что мы видим с Земли.
- На Площади Цветов (Кампо-деи-Фиори) в Риме, где был казнён великий философ, позднее поставлен памятник в его честь.
- Не так много людей знает о том, что Джордано был ещё талантливым поэтом, который оставил после себя большое количество литературных произведений, которые были написаны на разные тематики.
- Инквизиторы обвиняли Джордано не только в ереси. Они были уверены, что своими деяниями философ был намерен создать новую религию.
- В то время, когда Джордано находился в Англии, он познакомился со знаменитым драматургом Уильямом Шекспиром. Ведя с ним беседы, Джордано Бруно пытался его убедить в том, что взгляды Коперника правдивы и носят в себе толику истины. Однако сделать этого у философа так и не получилось.
- Философ обладал потрясающей памятью. В течение своей жизни ему даже удалось создать мнемонику, науку о запоминании, однако оказалось, что все разработанные им методы работают только с теми людьми, которые обладают такой же феноменальной памятью, как и он.
- Все научные труды, которые были написаны Джордано Бруно в течение всей жизни, находились в католическом Индексе запрещённых книг с 1603 по 1948 год.
Жизнь Джордано Бруно
Филиппо Бруно родился в 1548 г. в небольшом селении около Неаполя в простой семье. В 1559 г. родители отдали смышленого мальчугана в неапольскую школу. Там он усердно изучает литературу, логику и диалектику.
Благодаря отличным рекомендациям от учителей и руководства школы, 15-летнего Филиппо принимают в монастырь св. Доминика. Там он становится монахом и получает имя Джордано. В 1572 г. Бруно посвящен в сан католического священника.
Из монастыря в науку
Будучи в монастыре, Бруно читает запрещенные книги. В его келье нет ни единой иконы, только Распятие. Смотритель с удовольствием доносит на будущего священника о его поведении, которое не согласуется с правилами обители. Начинается дознание. Он покидает монастырь и в 1576 г. отправляется в Рим, а затем в северные города Италии.
В 1579 г. Бруно зачисляют в университет Женевы, но на одном из диспутов кальвинисты прилюдно обвиняют его в ереси. И вновь приходится менять место жительства. Он уезжает в Тулузу, где около двух лет читает в университете курс философии.
В 1581 г. Джордано получает приглашение от университета Сорбонны и прибывает в Париж. У талантливого ученого нет багажа, кроме книг и рукописей своих размышлений. Здесь он издает свои труды по мнемонике «Тени идей».
На молодого философа обращает внимание король Генрих III. Он приглашает его ко двору и предоставляет ему свою огромную библиотеку и еще два года безопасности
Впоследствии король дает Джордано несколько рекомендаций к самым влиятельным персонам в Британии.
Джордано живет в Лондоне, издает свои труды, в т.ч. «О бесконечности, вселенной и мирах». Не находя понимания в ученой среде, в 1585 г. он вернулся во Францию, где публикует курс лекций по «Физике» Аристотеля. А далее следуют постоянные переезды: Виттенберг, Прага, Гельмштедт, Франкфурт-на-Майне…
Донос на учителя
В 1591 г. Джордано принимает приглашение богатого Джованни Мочениго из Венеции. Мочениго просит философа за приличное вознаграждение обучить его искусству памяти. Но не проходит и года, как Мочениго строчит один за другим доносы на своего учителя.
В 1593 г. Бруно арестовывают и перевозят в тюрьму, расположенную в одном из предместий итальянской столицы. Там он проводит 6 долгих лет, отвечая, даже под постоянными пытками, категорическим отказом признавать свои убеждения ошибками.
Джордано Бруно о познании
Познание Бога через познание природы и осуществление жизни в соответствии с этим знанием было для Бруно высшим нравственным назначением человека. Стремление к такому идеалу подлинной мудрости, охватывающее полностью все человеческое существо, он назвал «героическим энтузиазмом». Бруно считал, что путь к истине лежит через познание единства природы, ее законов, гармонии и красоты, а не через отвлеченные рассуждения схоластов. Идея бесконечности Вселенной привела Бруно к идее бесконечности человеческого познания, из чего следовало отрицание какой-либо окончательной, абсолютной истины.
Учение Бруно стало одной из вершин философской мысли Возрождения. Понимание природы как единственного, самостоятельного, материально единого и бесконечного бытия, нравственная сущность познания, безграничность познавательных возможностей человека и относительность любой истины – идеи Бруно, преодолевшие рамки схоластического мировоззрения и оказавшие огромное влияние на становление науки и последующую философскую мысль. Личность Джордано Бруно стала воплощением идеалов эпохи Возрождения, а его жизнь – примером «героического энтузиазма».