Почему я должен ходить в церковь
Содержание:
- Почему в храме все за деньги?
- Для чего мы ходим в Храм?
- Всё важно
- С чего начинать
- Церковная жизнь — укрепление христианской общины
- Священнослужители
- Церковные богослужения, как необходимое «правило»
- Чтобы быть хорошим, не обязательно ходить в храм
- В поиске целостности
- Как обращаться к священнику?
- По каким дням стоит ходить в церковь
- Почему у церкви к женщинам особое отношение
- Что происходит с человеком во время посещения храма?
- Почему нужно ходить в храм?
Почему в храме все за деньги?
Вопрос читателя:
Добрый вечер, подскажите, как не утратить веру, если кругом все продажно? За крещение плата, за венчание плата, освятить — плата, даже за святую воду плата. Как так?
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Дорогая Евгения, здравствуйте!
Судя по тому, что Вы пишете, в храме Вы нечастый гость.
Если бы Вы ходили в храм регулярно, то знали бы, что никогда в истории Православной Церкви не были платными, например, таинства Причастия и Исповеди.
Что же касается других таинств, то это — пожертвование, которое да, иногда бывают обязательным для тех, кто в состоянии его заплатить. Это вынужденная мера в нынешних условиях существования современных приходов. При этом, безусловно, никто не откажет вам в крещении и других таинствах, если у вас совсем нет денег (если же такое случается, то это серьезный проступок со стороны священнослужителя).
Вы когда-либо задумывались, откуда в храме деньги? И кто платит за отопление, электричество, прочие коммунальные услуги, обязательные сейчас системы пожарной безопастности, ремонт, уборку, масло для лампад и многое другое? Вы приходите в храм — там тепло, светло, чисто, есть люди, которых можно спросить о том, что Вас интересует. Распространенное представление о том, что церкви что-то из коммунальных услуг и т.п. оплачивает государство — миф. При этом далеко не у всех храмов есть спонсоры, которые помогают справляться с ежемесячной оплатой нужд и счетов. Потому та жертва, которая оставлена в храме людьми, и помогает содержать приход.
Повторюсь: то, что вы оставляете в храме — это не плата, а жертва на содержание храма. Просто, к сожалению, часто ее приходится обозначать конкретной цифрой, иначе люди склонны в храме не оставлять ничего или совсем незначительные деньги. Но все может стать по-другому, если мы перестанем приходить в церковь, как в магазин за услугами. Храм — это наш дом. Изначально в христианской истории складывалось так, что каждая община строила и содержала свой дом — свой храм.
Сейчас же в храмах часто бывают люди, которые приходят туда пару раз в году, при этом они у них есть довольно много ожиданий от церкви — чтобы прочли записку, повенчали, покрестили или отпели и прочее. Однако для совершения многих таинств и богослужений нужны какие-то материальные вещи, которые не берутся из воздуха: для соборования — масло, для таинства венчания — вино, венцы, труд певчих, для крещения — теплая вода и так далее.
В христианском обществе была традиция жертвовать десятину, то есть десятую часть своего дохода, своему приходу! Вы готовы принять участие в финансовой жизни своего прихода? Тогда взамен Вы получите все требы абсолютно бесплатно. Более того, если у человека случалась болезнь или тяжёлые времена, то приход помогал ему и его семье. Сейчас зачастую все не так, увы.
Знакомый священник поставил в храме свечи совершенно без оплаты, за пожертвование. Эксперимент длился месяц. За это время не набралась даже сумма, которая окупила бы себестоимость этих свечей.
Но все чаще настоятели приходов решаются отказаться от «ценников». Получается ли это или нет — зависит, в первую очередь, от осознанности прихожан. Чем больше в храме постоянных прихожан, которые помогают содержать свой приход на регулярной основе, тем это более реально. Чем больше «захожан», тем — менее реально.
Евгения, если у Вас есть проблемы с финансами, то обретите свой приход, ходите регулярно в храм, исповедуйтесь и причащайтесь, и когда Вы станете постоянной прихожанкой, то, видя Ваше бедственное положение, священник Вашего прихода не станет брать с Вас пожертвования за требы.
При этом, конечно, бывают ситуации на некоторых приходах, которые никак нельзя назвать нормальными. Ситуации, когда берут плату буквально за все — даже за стакан со святой водой. Ситуации, когда священник злоупотребляет своим статусом, использует церковные деньги в личных целях. Такое положение вещей совершенно неприемлемо и на него можно жаловаться — благочинному, архиерею, руководящему вашей епархией.
Также рекомендую вам вот эту программу, в которой отвечает на ваш вопрос Владимир Легойда, главный редактор журнала «Фома», председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ:
Помоги Вам Господь!
Для чего мы ходим в Храм?
Для чего мы ходим в Храм?
Добрый день, дорогие наши посетители! Зачем нужно ходить в Храм, можно ведь прекрасно верить в Бога и молиться дома? Нужны ли вообще Храмы, Церкви? Были ли они у древних христиан? Действительно ли Бог «обитает» в Храме?
Отвечает священник Константин Пархоменко:
«Храм, или Церковь – место, где совершается богослужение. И среди других, самое главное богослужение – Божественная Литургия.
Ходить в Храм – не значит ставить свечки и молиться перед иконами. Это, как раз можно делать и дома. Прежде всего, ходить в Храм – значит, участвовать в Литургии, входить в общение с Богом, принимать в себя жизнь и силу Его. (Он Сам сказал однажды: Если не будете есть Тела и пить Крови Сына Человеческого, не будете иметь жизни.)
Что происходит на Литургии? Священник берет хлеб и вино, он и все верующие, собравшиеся в Храме, молятся, и Бог, таинственным образом, претворяет хлеб и вино в Свои Тело и Кровь. Претворяет – значит, невидимо изменяет, творит из земных веществ что-то новое.
«Тело» в древности означало живого человека, кровью обычно скреплялся Завет Бога с людьми. Когда Христос устанавливал Таинство Причащения, Он хотел сказать следующее: под видом хлеба и вина Я, Живой, буду с вами. В этом и есть тайна Нового Завета.
Итак, Таинство Причащения – это свидетельство о присутствующем с нами Боге! И не просто свидетельство – это Таинство встречи с Богом! Причащаясь, мы соединяемся с Господом, принимаем в себя Его живительную, благодатную силу.
А теперь сами себе ответим на вопросы: мы хотим иметь Вечную Жизнь? Хотим стать причастниками Божией силы? Хотим, чтобы наше общение с Богом стало не прохладно официальным (как у крещеного, но невоцерковленного человека), а живым, семейным? Если хотим – должны идти в Храм.
Когда двое людей любят друг друга, они хотят быть вместе, они обнимаются, целуются. Они не могут вынести разлуки и скучают друг по другу. Так и человек, любящий Бога. Он скучает без Бога, тоскует. Евхаристия – это Таинство единения человека с Богом. И оно совершается в храме.
Бог обитает везде. Церковь же – это место, специально посвященное Богу. Построенное для прославления Бога, для молитвы, для совершения Таинств.
За тысячу лет до Пришествия Христова, построив в Иерусалиме Храм, царь Соломон так обратился к Богу: «Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небо Небес не вмещают Тебя, тем менее сей Храм, который я построил. Но призри на молитву раба Твоего и на прошение его, Господи, Боже мой; услышь воззвание и молитву, которою раб Твой умоляет Тебя ныне. Да будут очи Твои отверсты на храм сей день и ночь, на сие место, о котором Ты сказал: “Мое имя будет там”; услышь молитву, которою будет молиться раб Твой на месте сем … услышь на месте обитания Твоего, на Небесах, услыши и помилуй» .
Вот это очень важное утверждение: Богу ли жить на земле? Мы прекрасно понимаем, что Небо и небо Небес не вмещают Бога, но просим обратить внимание на наши искренние молитвы, стояния перед Богом, покаянные поклоны, прийти сюда, где мы собрались вместе. Храмы были в Ветхом Завете, Храмы были и у древних христиан. В Евангелии от Луки читаем, что после отшествия Господа на небо Его ученики «пребывали всегда в Храме, прославляя и благословляя Бога
Или апостол Павел говорит: «я пришел в Иерусалим для поклонения, а в другом месте: «я молился в храме»
В Евангелии от Луки читаем, что после отшествия Господа на небо Его ученики «пребывали всегда в Храме, прославляя и благословляя Бога. Или апостол Павел говорит: «я пришел в Иерусалим для поклонения, а в другом месте: «я молился в храме»
Храмы были в Ветхом Завете, Храмы были и у древних христиан. В Евангелии от Луки читаем, что после отшествия Господа на небо Его ученики «пребывали всегда в Храме, прославляя и благословляя Бога. Или апостол Павел говорит: «я пришел в Иерусалим для поклонения, а в другом месте: «я молился в храме».
А вот сообщение книги Деяний Апостольских: «Целый год собирались … в церкви и учили не малое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться христианами».
Здесь «церковь» – Иерусалимский Храм. Первоначально христиане молились в Иерусалимском Храме, в синагогах, а после разрушения Храма в 70 году стали устраивать собственные Храмы и Церкви.
О том, что Храмы сохранятся до Второго пришествия Христова, убедительно сообщает нам Иоанн Богослов в Апокалипсисе: «Откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога».
Для чего нам нужно ходить в Храм?
О необходимости посещать храм Божий
Как не раздражаться на тесноту в храме?
<< На главную страницуВопросы священнику >>
Всё важно
Храмовая молитва ни в коем случае не исключает домашнюю. И та, и другая важна, однако то, что человек получает в храме, дома он получить не может.
Во время литургии в храме происходит слияние Церкви Небесной и земной. Все христиане, живые и усопшие, объединяются вокруг Христа. Храм — это особое место, где Небо спускается на землю, а островок земли поднимается горе. Дома человек не может участвовать в таком таинственном единении.
В Церкви человек получает помощь, какую не может получить нигде. Здесь его грехи омываются Кровью Христовой, а Бог через священника благословляет всех, кто пришёл на богослужение. И даже если кто-то пока ещё не умеет просить Бога о своих нуждах — за него попросят те, кто стоит рядом.
Христианин, прежде всего, — это духовный воин. Воюем мы не против плоти и крови, но против духов злобы поднебесной. Однако, как гласит народная мудрость, один в поле не воин. Одному бороться очень тяжело, а вот вместе, помогая друг другу, по слову Евангелия «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6:2), всё-таки проще. Так будем молиться друг о друге и дома, и в храме — тогда, если Бог сподобит, вместе помолимся и в Царствии Небесном.
Протоиерей Сергий Кравченко
Записала Екатерина Щербакова
С чего начинать
Как только церковь появилась в поле зрения, ей нужно поклониться и осенить себя крестным знамением, даже если не планируется заходить внутрь.
Подходя к двери, нужно остановиться, задуматься о своей цели, вновь перекреститься. Посещая храм, нужно представлять, что из пространства земного греха заходишь в небольшой и чистый дом Божий.
Существует единый для всех прихожан простой ритуал, как правильно зайти в церковь. Следует начать с поклона как символа смирения своей гордыни. Дальше нужно перекреститься и читать строки, обращаясь к лику Христа Спасителя в следующем порядке:
- Перед первым поклоном говорится: «Боже, будь милостив ко мне, грешному».
- Второй поклон сопровождается словами: «Боже, очисти грехи мои и помилуй меня».
- Словами «без числа согрешил, Господи, прости меня» завершают ритуал.
Эту последовательность желательно запомнить и повторить во время выхода.
Церковная жизнь — укрепление христианской общины
Если говорить с богословских позиций, то Церковь — это тело Христово. Она объединяет в Себе в одном мгновении все молитвы, что совершались когда-либо христианами, все службы, святых и всех христиан — живущих и живших когда-либо. В Церкви нет расстояний и временных преград — в Ней все объединяется Христом, все мы едины и все мы- часть Его Тела.
Но Церковь объединяет людей и во вполне земном смысле. С самых первых дней одной из неотъемлемых частей христианства была его общинность. Почитайте об этом в тексте про святых отцов — в нем рассказывается, каким необыкновенным явлением были первые христианские общины — каким полным было это объединение людей во Христе. Люди не только на словах, но на деле и в мыслях становились братьями и сестрами.
К сегодняшнему дню общинность в первозданном виде сохранилась только в монастырях — да и то не во всех. Однако храмы и прихожане храмов являются «отзвуками» этих общин. Пускай только на пару часов, пускай только в такой форме, но все мы, собравшиеся в церкви, становимся вместе. Бедные и богатые; люди с самыми разными увлечениями и привычками; мужчины и женщины; простаки и интеллектуалы — вся эта разница между нами в стенах церкви мистическим образом пропадает. Все — как по волшебству — на какое-то время сбрасывают с себя искусственную оболочку и становятся «молитвой» — той самой молитвой, которая стирает расстояния и время.
Конечно, это во многом идеальная картина — в церкви бывают разные люди, и мы сами приходим туда с самым разным настроением. Однако человек, погруженный в храме в молитву, смотрит на все совершенно другими — «духовными» — глазами. И в храме одновременно сосуществуют десятки «духовных» взоров, которые соединяются вместе и устремляются ко Христу. И такая община — ничем не хуже первохристианской!
Священнослужители
Таким образом, священнослужители — это люди, которые посвящены особым образом главой митрополии или епархии, с возложением на них рук (рукоположением) и принятием священного духовного сана. Это люди, принявшие присягу, а также имеющие духовное образование.
Тщательный отбор кандидатов перед рукоположением (посвящением)
Как правило, кандидатов рукополагают в священнослужители после длительной проверки и подготовки (зачастую 5 — 10 лет). Предварительно этот человек проходил послушание в алтаре и имеет характеристику от священника, у которого в храме он послушался, далее он проходит ставленническую исповедь у духовника епархии, после чего митрополит или епископ принимает решение о том, достоин ли конкретный кандидат принятия сана.
Женатый или Монах…Но венчаный на Церкви!
Перед рукоположением ставленник определяется, будет он женатым служителем или монахом. Если будет женатым, то он должен заранее жениться и после проверки отношений на крепость совершается рукоположение (второженцами священникам быть запрещено).
Итак, священнослужители получили благодать Святого Духа для священного служения Церкви Христовой, а именно: совершать богослужения, учить людей христианской вере, доброй жизни, благочестию, управлять церковными делами.
Церковные богослужения, как необходимое «правило»
В тексте про утренние и вечерние молитвы мы говорили, что еще одной стороной духовной жизни является «правило». То есть, некая «обязанность», которую человек выполняет не по своему рассуждению, а потому что «так надо». Такие обязанности правят и в конечном итоге духовно исправляют человека, потому что отречение от своеволия — это одна из опор на пути к святости.
Святые и священники говорят: в храм нужно ходить не только ради Причастия и некоей христианской общности, но и ради правильного внутреннего устроения. Первое время регулярные походы в храм будут, скорее, трудом. Но со временем — по мере духовного возрастания, — для человека это станет духовной радостью и даже необходимостью. Как и утренняя и вечерняя молитвы.
Чтобы быть хорошим, не обязательно ходить в храм
Это правда — духовная жизнь без церковных служб до определенной глубины возможна. Церковная жизнь и храмы — это лишь, одна из сторон духовного опыта, и она в какой-то степени не определяющая. Не даром, в христианском предании есть такой образ — «фарисея». Фарисей — это олицетворение искусственной Церковной жизни: когда человек ходит на все службы, соблюдает церковные правила и предписания, но внутри за этим фасадом нет ничего — только пустота и окаменелость.
Главная, может быть, суть христианства — и миссия Христа на Земле — помочь перенести духовную жизнь человека снаружи вовнутрь — в его душу. Поскольку, без живого доверия Богу, без любви к Нему и Любви Его — все остальное «мертво».
И святые тоже учили: «ключ» к обретению настоящего себя — в молитве, смирении (то есть, умении хранить мире на душе, чтобы ни происходило), покаянии (постоянной решимости жить по Любви Христовой), и наконец — в стяжании Благодати Духа Святого. Стяжание Благодати — вот, главная цель любого христианина на земле. А все остальное — даже, заповеди, — суть «инструменты» для достижения этой цели.
То есть, с одной стороны получается, что все церковное и святоотеческое предание говорит про исключительную важность именно внутреннего духовного опыта. Но с другой: все святые также отмечали важность воцерковленности — то есть, регулярной, постоянной и не замирающей церковной жизни
Они говорили: какой бы глубокой и насыщенной не была молитва у человека, насколько праведен ни был бы он сам — без церковных служб всё будет неполно. Иными словами — христианства нет без Церкви.
Почему?
В поиске целостности
В ходе истории первого тысячелетия и в значительной степени второго тысячелетия жизнь христианина достигла целостности. Человек чувствовал себя православным просыпаясь, умываясь, завтракая, идя на работу, отдыхая после работы, развлекаясь, общаясь в кругу семьи. Вся жизнь человека была связана и выстроена как жизнь человека православного. Он постоянно находился в кругу единомышленников, он понимал, что у людей те же интересы, что у него. Все верят в одного Бога, все вместе ходят в храм по воскресеньям, у всех общие христианские праздники. Его жена христианка и они вместе с ней единомысленно воспитывают детей и соблюдают посты, я иду в мое православное христолюбивое воинство, которое защищает мое Отечество от язычников.
Теперь сравним то общество, в котором мы живем сейчас. Православный человек просыпается, и не факт, что рядом с ним православный супруг. Дальше он включает телевизор, и видит там далеко не православные новости. Все оценки, которые он слышит от дикторов, ведущих, чиновников, политиков, журналистов не подчинены православной логике. Смысл того, что происходит на телеэкране, очень далек от православия. Далее, православный приходит на работу, а мы понимаем, что мало кто работает в церковной ограде, и сталкивается совсем с другим отношением к жизни.
А дальше действует принцип, написанный в псалме: «С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися» (Пс. 17, 26, 27). Человек подвергается мощнейшему прессингу другой культуры, другого образа мыслей, абсолютно другой ценностной шкалы. При этом, если у него нет постоянной личностной глубокой духовной жизни и общения со Христом, то через какое-то время, и это тоже духовный закон, человек оказывается неспособен противостоять этому давлению. Тогда он начинает думать, а зачем я хожу в храм, ведь все мои друзья не ходят. Выход из этой ситуации в принципе понятен: надо стараться создавать православную среду, где это только возможно.
Начинать надо с маленького: сначала постараться создать православную семью, дальше задуматься о том, кто твои друзья. Говоря, например, о молодежи, можно отметить, что в Москве уже не первый год идет движение по созданию молодежной среды. Еще до принятия Святейшим Патриархом Кириллом решения о том, что в каждом храме надо иметь ответственного за молодежную работу, фактически уже существовали десятки молодежных организаций. При этом большинство из них не обязательно оказались объединенными высокими идеями христианского служения. Смыслом их существования является просто поиск общения, то есть гораздо более низкая планка.
Как обращаться к священнику?
К церковным служителям всегда обращаются только на «вы»; их не приветствуют теми словами, к которым мы привыкли (например, здравствуйте).Нужно говорить «благословите»; при этом сложить руки крестом ладонями вверх — правая должна лежать сверху. У священников не принято рукопожатие.
Если необходимо пригласить батюшку домой, это можно сделать как лично, так и позвонив в храм. Но не стоит начинать по телефону откровенные разговоры, а тем более исповедоваться.
У батюшки есть имя; обращаясь к нему, следует сказать: «Отец Алексей». Если имя вам неизвестно, говорите просто «батюшка». При возникновении необходимости обратиться к священнику в письменной форме уместно написать «Ваше преподобие». Неотъемлемой частью жизни христианина является покаяние.
Не ждите, когда батюшка будет вас спрашивать и выпытывать информацию. Начните говорить сами: исповедь — это подвиг. Признавайтесь батюшке в своих грехах честно. В конце необходимо встать на колени и выслушать заключительную молитву. Благодарить батюшку не принято: просто поцелуйте на прощание его руку.
Обращение в зависимости от сана священнослужителя
Сами священники всегда говорят о себе в третьем лице; их жен принято называть матушками (например, матушка Анна). Если вы пришли к батюшке во время какого-то праздника, не забудьте упомянуть это. Например, произнесите «Христос Воскрес!», если сейчас Пасха.
Дьякона называют отцом, иерейскому рангу говорят «Ваше преподобие». Но это принято в официальной среде; в народе к представителю такого чина обращаются просто: «Батюшка!».
Патриарху и митрополиту говорят «Ваше святейшество!». Существует и «народный» вариант: Владыко. Это слово возвышает служителя церкви над всеми остальными званиями.
По каким дням стоит ходить в церковь
В последнее время люди начали все чаще возвращаться к вере. Конечно же, влияние коммунизма сыграло огромную роль в том, что многие люди сейчас не знают даже самые элементарные церковные обряды. Однако в последнее время, боясь различных негативных воздействий, многие стараются ходить в церковь.
В таком случае возникает вопрос, когда же лучше это сделать, то есть в какой день недели нужно обязательно сходиться в церковь. Отправляясь в церковь, нужно иметь желание туда идти. Именно поэтому церковнослужители советуют приходить в церковь в тот день, когда душа этого требует.
Несмотря на это существует день, который был изначально предназначен для того, чтобы отдохнуть и помолиться. Этот день воскресенье. Ведь еще в Ветхом Завете говорится о том, что на протяжении шести дней Бог создавал Землю и все живое на ней. А вот седьмой день, то есть воскресенье, был предназначен для отдыха и повиновения.
И хотя многие могут задаться вопросом, зачем ходить в церковь каждое воскресенье, ответ у церковнослужителей один: ведь если Господь Бог дал людям жизнь, то почему люди не могут уделить ему свое время в размере 4 часов в неделю. Именно столько идет служба в воскресенье.
Почему у церкви к женщинам особое отношение
Для женщин у церкви существуют свои правила посещения. Причины нужно искать в глубине веков. Всем известен миф о том, что Ева соблазнила Адама, ввела его в грех. Никто доподлинно не знает, как это было, но миф никто не развеял, поэтому с тех пор женщину стали считать пособницей Сатаны.
Считается, что из-за грешного поведения женщины Бог наказал все человечество. Оказывается, Адам здесь не при чем, это Ева переступила границы дозволенного. Даже апостол Павел защищает Адама, ведь он не ведал, что на уме у Евы. А вот она знала, на что идет.
Можно сколько угодно смеяться, но до 585 года священники находились в сомнении: имеет ли женщина душу или ее подобие!
Обвиняя Еву, а заодно и всех ее «сестер», попы выработало к женщинам негативное и только потребительское отношение. В Англии, такой передовой и культурной, до середины XIX века, при переписи населения людей женского рода вообще не учитывали! Перепись была подушная, а если нет души, зачем считать за человека?
Многие церковные каноны не изменяются со дня их создания, несмотря на движение жизни вперед. Женщины не сопротивляются, а стараются выполнять все церковные правила.
Что происходит с человеком во время посещения храма?
Фото: Pravlife.org
Подумать стоит о том, что наша Церковь, по своему содержанию это Богочеловеческий организм, живущий постоянной глубоко духовной жизнью. Приходя к православию, все люди становятся клетками этого организма, его составными частями. И жить духовной жизнью вне этой системы уже невозможно, как одной клетке человеческого организма не выжить, отделившись от тела.
Смысл всего существования Церкви настолько велик и глобален, что дух захватывает после понимания его миссии – освобождение всего человечества от порабощения дьяволом и возвращение к жизни по Божьим Заповедям.
Если человек окрещен, то он постоянно пребывает с Богом, отрекшись от дьявола во время Святого Крещения. И не нужно ожидать какого-то особого случая, вдохновения или духовного зуда, чтобы пойти в храм. Стремиться прийти туда нужно каждую минуту, отвлекаясь от общения с Господом лишь на земные дела – учебу, работу, семью и зарабатывание на хлеб насущный. То есть ответ находится в противоположной плоскости к вопросу – не на храм христиане должны отвлекаться от земных дел. А совсем наоборот – на земные дела отвлекаться от Бога по необходимости, но в душе всегда, во всех делах обращаться к Нему за помощью и поддержкой.
Если же потребность в Боге отсутствует большую часть времени, воспоминания о необходимости духовной работы приходят лишь изредка, то такое состояние четко обозначено в Библии и называется оно «духовная смерть». А она гораздо страшнее смерти телесной. Никто не берет с собой в мир иной заработанные деньги, вещи, гаджеты. Там человек оказывается только с духовным багажом, который собрал за свою жизнь, изрядно для этого потрудившись и приложив немало усилий.
Ведь никому не платят зарплату просто так, только за то, что человек числится в организации сотрудником. Нет, он выполняет свои обязанности. Точно так же и духовные дары не даются без труда, просто за принадлежность к Святой Церкви. Их нужно заработать, заслужить своей душе богатство: добрые дела, жизнь по Божьим Заповедям, молитва, пост. Эти вещи необходимы, ведь именно их делал Иисус Христос, основатель нашей Церкви, во время своей жизни на Земле. А мы должны по мере своих сил подражать ему, как величайшему и единственному образцу.
И этот путь спасения нашей бессмертной души, не должен быть прерывистым, а только — путем непрерывного восхождения по лестнице совершенства и веры.
Почему нужно ходить в храм?
Духовная жизнь — не математика, и она не раскладывается на формулы. Но раз мы говорим про то, почему христианства нет без Церкви и без храма, то во всем этом можно выделить четыре элемента.
- Храм — место, где можно получить особенно сильный «духовный опыт».
- Церковь — как место, где совершаются Таинства.
- Церковная жизнь, как укрепление христианской общины и ощущение общей молитвы.
- Церковные богослужения, как необходимое «правило» в жизни человека.
Эти четыре стороны церковной жизни на самом деле безотрывны друг от друга. И объяснить во всей глубине одну, не упомянув остальные, практически невозможно. Тем не менее, каждая из них сама по себе достаточно полна, чтобы говорить о ней, как о причине ходить в храм.