Кто в россии верит в бога?

Как понять, кто агностик, а кто атеист?

Есть простой тест, который с легкостью определяет, является ли человек агностиком или нет, или к какой категории он принадлежит.

  • Если человек говорит, что точно знает о существовании каких-либо богов или одного бога, то он не агностик, а теист. То есть, привычный для нас верующий человек. Какой бог – это уже другой разговор.
  • А если он считает и даже точно знает, что бога не существует, то это представитель не агностицизма, а атеизма. То есть, уверен на все 100% в своих представлениях. Его даже просто бессмысленно в чем-то переубеждать. Разве что показать настоящие аргументы.
  • Каждый, кто не может ответить «да» на один из этих вопросов — это человек, который может верить или не верить в одного или нескольких богов. Или он верит, но не может объяснить разумно само понятие. Поэтому и зарождается внутри него сомнение. Этот человек и относится к группе агностиков.

Становление веры

Итак, отвечая на вопрос, вынесенный в заглавие статьи, обобщающе можно указать, что вера проходит четыре этапа становления:

  • Эмоциональная вера.
  • Интеллектуальная вера.
  • Волевая вера.
  • Сердечная вера.

Несложно догадаться, что все начинается с эмоциональной веры. Сказано об этом достаточно. Обозначим лишь, что помимо надежды, которая больше, чем желание, сюда можно еще включить и мир, который сильнее, чем спокойствие. Интеллектуальная вера строится на убеждении. Убеждения более стабильны и неизменны, чем эмоции. Когда человек переживает первые ступени окрыленности от соприкосновения с Божеством и не отворачивается, его чувства постепенно утихают, приходит осознание происшедшего. Вера становится более осознанной. Волевая вера – это решимость добровольно подчиняться воле Бога. Здесь может быть примешан и элемент рабскости (страха), и элемент наемничества (поиска награды), но в любом случае человек сам решается следовать за обретенной верой. Убеждение здесь становится намного глубже, чем просто мнение. Невозможно будет и без любви, которая уже перестает быть просто чувством. Сердечная вера проистекает из нашего внутреннего «я». Любовь здесь выходит на первый план. Материальным, земными категориями сердечную веру не объяснить. В Новом Завете, например, сердце ни разу не употребляется в значении органа, качающего кровь. Вообще Священное Писание приписывает сердцу функции, которые светская наука привыкла относить к сознанию. Это и воля, и мышление, и ощущения, и совесть, и т.п. Получается, что в сердечной вере все существо человека направлено к объекту веры – Богу. Вера здесь перестает быть просто убеждением, она становится уверенностью. В таком случае реальность Господа становится очевидней реальности окружающего мира, становится внутренней аксиомой души. Это, если хотите, не только ответ на проблему происхождения веры, но и на вопрос, зачем знать Бога. Если Он Творец мира, то Он реальней мира. Сердечная вера становится возвратным путем к совершенству утраченной человеком Реальности.

Первый вариант атеизма — те, кого не удалось убедить, что Бог есть

Раньше было без сложностей: дождь пошёл, значит, по Божьей воле. Гроза — Бог гневается. Извержение вулкана — ещё одно проявление Божественной силы.

Какие-то народы подходили к таким явлениям глубокомысленно — мол, всё это материальный мир, но за его кулисами стоит духовная причина — некое Божество.

Более примитивные народы смотрели на это проще: льёт дождь, стало быть, где-то на небе бегает старичок с какой-нибудь лейкой и поливает землю.

Атеисты не враждуют с Богом, они просто не признают Его существование.

Первый взгляд недоказуем. В него можно лишь верить. Но так глубоко на божественные явления мало кто смотрит. В представлении обывателя Бог — это старичок на небе, а вход в рай — золотые ворота на облаке.

Такие люди утверждают: «Гагарин летал в космос и никакого Бога не видел».

Это, безусловно, профанация религии. Но что с этим сделаешь? Некоторые люди просто не способны смотреть глубже.

Книга «Забавная Библия» Лео Таксиля — один из самых полных и обстоятельных списков вопросов к Священному Писанию.  Фото: kob-media.ru

Атеизм основывается на логике. Все эти вопросы справедливы, и ни один богослов не смог найти ответы на каждый. А есть те, кто способен, но требует «железных» доказательств. Скажем:

  1. Если Вселенная могла возникнуть сама по себе, как утверждает наука, то объясните, зачем нужен Бог?
  2. Если Бог есть любовь, то почему Он допускает зло в нашем мире?
  3. Если Богу нужно, чтобы я в Него верил, почему Он не докажет Своё существование?
  4. Если Богу противен атеизм, почему Он не уничтожит всех атеистов, как делал с неправедными народами в Ветхом Завете?

Лео Таксиль » Забавная библия» читать онлайн

И надо признать, что у богословия нет готовых ответов на эти вопросы. Веками выдающиеся умы проповедников и философов ищут ответы на эти вопросы. И находят. Но ответы у всех разные.

А если нет согласия в религиозном мире, как мы можем рассчитывать на то, что убедим атеиста? Конечно, никак.

Как убедиться в существовании Бога человеку неверующему?

Я бы посоветовал ему сначала обратиться внутрь себя, и тогда он ощутит, что религиозное чувство заложено в нём самом. Это ощущение — первый камешек в фундаменте веры. Как говорят учёные, нерелигиозных народов не бывает. Любое племя, которое затерялось в лесах Амазонки или на островах Тихого океана, имеет веру в какое-то сверхъестественное существо или силу. Это заложено в нас, и то, что человек хочет убедиться в существовании чего-то высшего, — первый шаг в понимании, что Бог существует. Об этом говорил и Тертуллиан, утверждая, что душа человеческая по природе своей христианка.

Итак, помочь убедиться в существовании Бога нам поможет познание естественных наук: биологии, физики, химии. Однако не только эти предметы, но и литература, и история религиозны в своём содержании. Изучая их, мы приходим к убеждённости, что существует Бог. Мы видим Его проявления с разных сторон: с точки зрения устройства мира — и с точки зрения Его общения с человеком, влияния на жизнь человечества в целом. Как говорили древние греки, от философии до теологии недалеко. Нужно только не бояться признать, что есть первопричина всего сущего, есть Тот, Кто управляет этим чудесным миром.

Например, один физик обращает наше внимание на расстояние, отделяющее Землю от Солнца, и предлагает осознать: если бы оно было хоть немного больше, мы бы умерли от жары, меньше — погибли бы от холода. Кто рассчитал это расстояние? Или другой пример: последние сто лет активно развивается генетика

Человек из ДНК выделил ген. Ген — это материя, но в то же время он — носитель информации. А информация это что? Она нематериальна, её пощупать нельзя. И хоть сейчас учёные говорят, что могут перенести информацию с одной ДНК на другую, они не могут создать какую-то новую информацию, которую могли бы туда вложить. Мы оперируем только придуманной кем-то информацией. Кем? И откуда она появилась? Я не могу сказать, что информация на моей флешке появилась сама собой — это я её туда записал. Так и с генами. Человек через познание таких вещей обязательно придёт к познанию Творца, иначе не получится.

Учёные только открывают законы, а не придумывают их. Эти законы существовали до них и будут существовать после. Кто же создал их? Кто следит, чтобы они работали множество тысячелетий неукоснительно? Когда эти вопросы накопятся, человек должен смело признать, что существует Господь Бог, и преклониться перед Ним — как в своё время апостолы, которые просили: «Господи, умножь в нас веру!» То есть убеждение должно переходить в веру, оно не должно существовать само по себе. Человеку, жаждущему такой убеждённости, надо понять, что это необходимо для его жизни, для правильного восприятия окружающего мира, выстраивания своих отношений с ним, с людьми, его населяющими, и его Творцом.

Если человек хочет убедиться в существовании Бога, ему нужно иметь не просто любопытство или жажду знания, но жажду познания Истины, познания первоисточника всего сущего. Он должен также хотеть понять, кто он есть, почему появился в этом мире, где его место в нём.

Самые известные атеисты

Леонардо да Винчи — изобретатель-новатор эпохи возрождения. Его чертежи и проекты намного опередили его время. Критиковал католицизм, пытался научно обосновать отсутствие Бога.

Карл Маркс — философ, писатель, экономист, социолог. Автор цитаты: «Религия есть опиум народа». Один из самых влиятельных и выдающихся политических мыслителей в мире. О своем атеизме и отношении к церкви всегда заявлял открыто.

Ричард Докинз — один из самых влиятельных атеистов нового тысячелетия

Автор множества книг об атеизме, его книга «Бог, как иллюзия» привлекла к нему внимание общественности всего мира. Работает совместно с Лоуренсом Кроссом над фильмом «Неверующие»

Бертран Рассел — математик, философ, социальный критик. В 1950 году удостоился Нобелевской премии по литературе за его гуманистические идеалы. Считал религию средством подавления личности.

Артур Кларк — писатель-фантаст, изобретатель, ученый. Его произведения вдохновили целое поколение ученых исследовать, создавать, стремиться к истине. Придерживался философии атеизма. В 1999 году получил рыцарское звание от королевы Елизаветы II.

Сэм Харрис — автор книги «Конец веры». Считает, что религия может стать серьезной проблемой в будущем человечества из-за террора порождаемого религией.

Эмма Томпсон — голливудская актриса, обладательница двух Оскаров. Считает всю религиозную систему очень пагубной. Относится к любой религии с подозрением и страхом, не приемлет все сказанное в Библии и Коране.

Где питаются верой?

Фото: Elohov.ru

Даже если человек думает, что он не верует, он питается верой во многих местах, где ему приходится бывать. Представим список:

  1. Человек совершает добрые поступки, помогает страждущим. Он следует заповедям Божьим, приближается к Господу. А сам в это время утверждает, что в Бога не верит.
  2. Воспитание детей. Человек сам не посещает богослужения, но просит детей своих сходить в церковь, чтобы помолиться, поставить свечку за здравие или упокой. Он воспитывает своих чад в любви к Господу, а через них и сам наполняется верой.
  3. Чтение духовных книг. Жития святых, Псалтырь, Библия для многих людей становятся увлекательным чтением. Некоторые люди читают их для изучения: филологи, историки, к примеру. Тем самым они приобщаются к вере, питаются ею.

Человек живет в вере, хотя сам и не осознает этого. Господь терпеливо ждет, пока дети Его придут к нему и скажут: «Мы готовы. Мы пришли».

Потому так и случается, что неверующий – хорош, а верующий – плох.

Гностик и агностик — разница

Атеизм и агностицизм объединились в таком направлении, как атеистический агностицизм при котором отрицается вера в какое-либо божество, но не отрицается наличие божественного проявления в целом. Кроме агностиков существует и противоположный «лагерь» — гностики (некоторые философы считают их истинно верующими). Чем отличаются между собой гностики и агностики:

  1. Агностики – подвергают сомнению познание бога, гностики просто знают, что он есть.
  2. Последователи гностицизма верят в истинность человеческих знаний через познание реальности научным и мистическим опытом, агностики считают что мир непознаваем.

Что общего между агностиком и атеистом?

Да, можно установить даже тонкую нить сходства между этими одновременно противоположными и схожими взглядами.

  • Нельзя не отметить, что это здравомыслящие люди, которые руководствуются своим разумом. У них есть четкое представление о мире и его составляющих, которые должны наглядно подтверждаться. То есть, все должно иметь логическое объяснение и, желательно, наглядный пример.
  • Продолжает их мышление и невозможность доказать существование бога. Да, есть Библия и легенды о прошедших событиях. Но глазами-то никто не увидел, а руками не потрогал. Именно к ним относится пословица «лучше 1 раз увидеть, чем 10 раз услышать».
  • Стоит выделить еще конкретность. А именно в вопросе с верой. То есть, ее нет. Ни у агностика нет точной формулировки о вере, ни у атеиста нет смягчающих обстоятельств в это вопросе.


И агностик, и атеист верит только фактам и логическому объяснению

Есть люди религиозные, но не верящие в Бога

Отдельная категория — те, кто почитают разного рода духов, а про Бога-Творца даже не слышали. Они не верят в то, что есть некоторый Бог над всеми, но это не мешает быть людьми верующими, благочестивыми, добродетельными.

Вера в духов — это форма выродившейся религиозной традиции. Иногда в ней можно проследить рудименты монотеизма, а иногда от них не остаётся и следа.

Примеры таких верований можно наблюдать в различных племенах и относительно изолированных этнических группах.

Это явно не атеистическое сознание, но от веры в Бога там мало чего остаётся. Что толкает людей на такой шаг? Обычно это стремление уйти от ответственности.

Наличие Бога-Творца предполагает некий свод Законов и посмертный суд за их нарушение. Традиции, в которых почитают только духов, обычно ничего не сообщают о серьёзном наказании для грешников.

Что такое чудо. Необъяснимое явление природы или призыв человека к Богу?

Выйдя из-под надзора Бога-Творца, магические традиции провозглашают свободу для человека. Иногда она просто номинальная — чтобы была.

А встречается, что такая распущенность доводит до жуткого падения — к каннибализму, жертвоприношениям и прочему. В общем, раз на раз не приходится.

Причины существования Церкви

Изначально все люди рождаются неверующими. Каждый ребенок не верит в бога. С рождения он еще не успевает освоить навязываемых ему тем обществом, где он живет, стереотипов. В каком-то уголке планеты ему внушат со временем, что богов несколько, и они требуют жертвоприношений, в каком-то обществе скажут, что пользоваться телефоном – грех, и нужно забивать камнями делающих это, где-то – что, если он не будет молиться, что-то случится. От этого и возникают частые запросы в интернете «не верю в бога, но молю». Но изначально атеисты все.

Верующие – люди, которые признают над собой сверхъестественное высшее существо.

Библия прямо указала, что бог создал человека «по образу и подобию» своему. Апостол Матфей, посланник Иисуса, писал, что создатель требует, чтобы люди были совершенными, как он сам. Христиане должны стараться быть похожими на него, достигать его уровня. Но если мы должны стремиться мыслить как он, а он предписал нам быть верующими. То во что верит сам бог? Если он атеист, то и человек должен стараться быть атеистом. Это фундаментальная основа мышления – допускать высших существ или нет.

Если представить, что создатель верующий, то во что? Концепция всеведения бога, описанная в Библии, предписывает то, что ему не нужно не во что верить: он все знает. Как не верит автомеханик в наличие поршней в машине, он знает, как они выглядят, знает их свойства и способ создания.

Каждый верующий признает бога высшим созданием, он поклоняется ему. К поклонению относятся молитвы, жертвы реальные и символические, прославление его и постоянные просьбы о чем-либо. Это всегда есть в поведении любого верующего.

Но чему бы могло поклоняться само божество, что выше него? Кому ему отправлять молитвы, если, согласно концепции монотеизма, он один и знает обо всем. Следовательно, он знает о том, что он один. Ему не нужно ничему поклоняться, и в монотеистической религии, коей является христианство, ему верующие не дали такой возможности. Таким образом:

  1. Бог не признает над собой сверхъестественных существ.
  2. Бог никому не отправляет молитв.

Вывод: бог является чистым и непоколебимым атеистом.

Если вернуться к началу рассуждения, становится понятно одно. Если бог является атеистом, который создал человека «по образу и подобию» своему и все должны стараться стать такими же идеальными, как он (знать, а не верить), то не нужны ни вера, ни религия. Все должны стремиться к знаниям, а не вере, то есть, к атеизму.

Тогда кому нужно, чтобы были верующие? Церкви. Почему? Это большой бизнес, выстроенный на человеческом невежестве.

Агностик

Агностик – человек, который убежден, что невозможно доказать существование бога, также как и невозможно доказать его не существование. Агностик – человек свободно мыслящий, но в тоже время человек интеллектуально одаренный. Агностик может склоняться к частичному признанию той или иной веры, но никогда не признает единый объясненный вид мировоззрения. Для агностика характерно смена мировоззрения и приспособление к различным точкам зрения, даже противоречивым друг другу. Количество агностиков увеличивается с каждым годом. Люди верят в то, что существует некая высшая сила, но не дают ей единой значение.

Символ агностиков

Другие молитвы

Есть и другие библейские наставления о том, как следует молиться о неверующих.

Молитесь, чтобы Бог использовал любые обстоятельства с тем, чтобы производить в них Свою работу. Мы молимся неограниченному в Своей власти Богу, который суверенно воплощает Свою благую волю. Часто Он спасает людей людей, прибегая при этом к настолько трудным обстоятельствам, когда люди доходят до края своих возможностей. Поэтому молитесь о том, чтобы Бог так устроил все обстоятельства их жизни — сложные и не очень — чтобы привести их к спасению. “Прежде страдания моего я заблуждал; а ныне Слово Твое храню” (Псалом 118:67). В молитвах о неверующих всегда повторяйте: “да будет воля Твоя и на земле, как на небе” (Матфея 6:10).

Молитесь о том, чтобы Бог распространил на них Свое милосердие. Бог уверяет, что хочет, чтобы все люди с верой обратились к Нему и покаялись. Он не испытывает никакой радости, наблюдая, как гибнут люди. Поэтому молитесь, чтобы Бог прославился через их спасение. “Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию” (2 Петра 3:9).

Молитесь уверенно. Наконец, молитесь уверенно. Бог ожидает от нас молитв, Он приглашает нас к молитве, и Он повелевает нам молиться. Почему? Потому что любит, когда мы молимся, и любит отвечать на наши молитвы. Поэтому молитесь о неверующих уверенно: Бог слышит ваши молитвы. “Много может усиленная молитва праведного” (Иакова 5:16).

автор — Тим Шалли / blagovestie.today

Пожертвовать

Последнее: 19.09.

Поститься, молиться и…

— Пост часто становится камнем преткновения в отношениях с родными. Где искать компромисс?

— Повторю уже высказанную мысль: главное — не противопоставлять себя своим близким, не делаться их оппонентом. Противопоставить-то проще всего, только что ты получишь в результате? Конфликт, на который будешь своему духовнику жаловаться: «Вот, они такие-сякие»? Да ведь ты сам такой-сякой, потому что сказал им в ультимативной форме, что ты, мол, христианин и будешь жить по своим правилам! Но ты ж не мученик христианский, которого вывели на площадь и сказали: «Съешь котлету, иначе убьем». Тут совершенно другая ситуация, не надо делать из себя страдальца — исповедника веры.

Конечно, в какой-то момент придется сказать: «Мама, папа, я хожу в церковь, я христианин, я пощусь». Сначала это может вызвать неприятие. Когда я так сделал… не могу сказать, что это были самые приятные минуты в моей жизни: мама была человеком эмоциональным, так что обвинения в религиозном фанатизме не замедлили последовать. Но через некоторое время она все же смирилась: «Постишься — ну, твое дело».

Если ты хочешь поститься — позаботься об этом сам: сделай так, чтоб твой пост не был крестом для твоих родителей, для твоего супруга или супруги. Мама готовит котлеты в пятницу — спроси: «Чем тебе помочь? Давай я котлеты помогу приготовить. А можно, я заодно себе картошку пожарю?» Всё в твоих руках!

— А если речь о званом ужине, в гостях?

— Я думаю, что наше христианство не должно оказаться новогодним сюрпризом для окружающих. Постепенно нужно вводить в курс дела родных, близких друзей, по возможности, заранее их ставить в известность о наших постах. А не так, что ты пришел, сел за стол и словно из ушата всех обдал: «А я пощусь!»

— То же связано и с воздержанием в супружеской жизни?

— Это сложный вопрос. Размышляя на эту тему, я в свое время пришел к такому умозаключению: в правила личной жизни супругов не должен вмешиваться никто, кроме них самих. Господь сказал при сотворении первых людей, что двое будут едины, то есть существует интимная жизнь семьи, в которой два человека составляют единое целое, и «тайна сия велика». Поэтому в правилах Дионисия Александрийского сказано: «Вступившие в брак сами себе должны быть довлеющими судьями. Ибо они слышали Павла пишущего, что подобает воздерживаться друг от друга, по согласию, до времени, чтобы упражняться в молитве, и потом снова вместе быть»

По моему личному мнению, в этой сфере каждая супружеская пара должна с большой осторожностью и оглядкой на церковные правила и традиции определить свою меру благочестия, во взаимной любви и согласии. Как говорит Христос в Евангелии: Тот, кто может вместить, да вместит

— Как молиться в семье, особенно в маленькой квартире, где нет возможности закрыться надолго в своей комнате?

— Если в запертую дверь твоей комнаты постоянно будет настойчивый стук, да еще со вздохом, с раздражением, у тебя в таких условиях никакой молитвы не получится. Когда есть такие проблемы, надо искать выход: идешь с работы — зайди в церковь, почитай молитвенное правило (его не обязательно читать непосредственно перед сном). Помолись спокойно и иди дальше. А в автомобиле можно вообще пол-Псалтири прослушать или несколько глав Евангелия. Способов — им же несть числа!

Насколько изобретателен лукавый, чтоб хоть одного человека в свои сети заманить, настолько же должен быть изобретателен и человек в способах своего спасения. Тут не надо бояться экспериментировать и советоваться с духовником.

— Что Вы думаете о молитве в метро?

— Лично у меня есть ощущение, что это неправильно. Современный человек выбирает для своей молитвы парадоксальное место: откроешь Евангелие, там написано, что Христос уходил в безлюдные места для молитвы, а мы для того, чтобы помолиться, спускаемся в то место, где плотность людского потока порой переходит все разумные пределы. Я думаю, что все-таки нужно стараться хотя бы десять Иисусовых молитв прочесть, но так, чтобы это было без свидетелей — кроме Бога.

Сикхизм

Сикхизм считается монотеистической религией, возникшей в 15-м столетии на территории Пенджаба. Она основана на учении, разработанном гуру Нанаком Дэвом и десятью учителями-сикхами. Некоторые относят эту религию к индуизму в качестве одной из его ветвей.

Священный текст сикхов «Ади Грантх» содержит фундаментальное положение «Один Бог для всех». Высшую силу в нем рассматривают в виде Ниргуна (Абсолюта) или Саргуна (персонального Бога в каждом человеке). Для всех сикхов Бог один. В этой религии в идеалистической форме представлен монизм, где о внешнем мире говорится, как об иллюзии (майе), а Бог здесь – протяженная реальность.

Вера бывает результатом как духовного поиска, так и простой доверчивости

Настоящая вера — это результат духовных исканий. Её необходимо примерять на себя, как одежду, испытать, понять, что это твой путь, без которого ты жить не можешь.

Вера — это не что-то такое, что ты взял, попробовал, забыл, потом вернулся. Это постоянная работа. Даже самые стойкие священники подчас страдают от периодов сомнений.


Иммануил Кант — известный агностик. Философски обосновывал, что нельзя не доказать, ни опровергнут существование Бога. Фото: upload.wikimedia.org

Но есть ряд других «верующих» — номинальных. Это те люди, которые родились где-то в религиозной семье, всю жизнь росли по религиозным правилам, но никогда не ценили и по-настоящему не осмысляли то, что имели. Это вера по привычке, данность. Она пуста.

А некоторые и вовсе принимают всё на веру: послушали первых встречных проповедников и крестились в любую подвернувшуюся религию.

Много сомнительных религиозных течений собраны из вот таких недотёп: ни разу в жизни о Боге не слышали, увидели брошюрку про Библию — и всё, они уже Свидетели Иеговы.

Буддизм, индуизм, ислам, католицизм, православие, вы им говорите? Да что вы, теперь и слушать не станут, хотя не знают, о чём речь.

Существует 2 типа «верующих»: те, кто выстрадал веру и те, кто верит по привычке.

Каждый верующий человек обязан в своей жизни хотя бы раз задать себе вопрос: а что, если ничего нет, если я не прав, почему я думаю, что всё так, а не иначе?

Только после честного ответа мы можем называть себя истинным верующим.

И мы не должны осуждать атеистов. Конечно, среди них много тех, кто также «не верит» по привычке, ибо родители были не из религиозной семьи.

Но подлинный атеист — это тот, кто остался честен с собой. Его выбор — не наш, но уважительное отношение друг к другу нам необходимо.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Нравственные предпосылки выбора

Но кроме того, непримиримая позиция атеистов часто определяется и их нравственным выбором. Как показывает жизнь, наиболее рьяными из них являются люди, некогда тесно соприкасавшиеся с религией, но по тем или иным причинам не только порвавшие с ней, но и ставшие ее противниками. Таких причин может быть много, и их рассмотрение выходит за рамки данной статьи.

Важно лишь, что эти люди, в отличие от последователей Канта и Юма, намеренно отказываются дать своим оппонентам возможность даже порассуждать о доказательстве бытия бога. Именно в этом, по сути, и заключено главное противоречие между агностиками и атеистами

В чем разница их мировоззрений, становится понятным из того, что представители одного из этих учений придерживаются материалистических взглядов, тогда как их оппоненты являются убежденными сторонниками божественного сотворения мира.

Третий вариант атеизма — некоторые школы буддизма

А есть религиозные атеисты. Это представители разных школ буддизма. Нельзя сказать, что буддист — это тот, кто не верит в Бога однозначно. Скорее он просто игнорирует этот вопрос.

То есть формально мы получаем такой же атеизм: буддист живёт сам по себе, как человек, не верящий в Бога. Но в то же время он может признавать, что Бог, возможно, где-то есть.

И даже если Он есть, для буддиста это вовсе и не важно. Каждый из нас внутри — такой же Бог, так что аспекты поклонения вводить в жизнь смысла нет

Впрочем, оговоримся, что далеко не весь буддизм — религия атеистов. В нём очень много школ. В каждой есть свои отличия. Но большинство буддистских течений тему Всевышнего не затрагивают и не приветствуют такие вопросы.


Сиддхартха Гаутама — Будда. Мы не знаем, верил ли он в существование Бога, но своим ученикам он рекомендовал не задаваться вопросами о Всевышнем. Это форма религиозного атеизма

Минусы и плюсы религии

Религия веками успешно окутывала сознание человека «паутиной» неисполнимых иллюзий, конструкциями мироздания, загробного существования и пр. Укрепляясь так в сознании людей и в памяти поколений, делаясь частью культурного потенциала, религия получила некоторые культурно-этические и социально-политические функции.

Под функциями религии понимают способы религиозного влияния на жизнь общества. Функции религии порождают, как плюсы, так и минусы.

Плюсом любой религии выступает то, что вера помогает верующим легче перенести негативные эмоции. Другими словами религия дает утешение, нивелируя отрицательные эмоции (отчаяние, страх, горе, переживание печали, одиночества и пр.). Религиозное утешение это специфическая форма психотерапии, причем эффективная и дешевая. Благодаря такому утешению человечество смогло выстоять в историческом прошлом, выживает и сейчас.

Второй плюс функции религии выражается в том, что она способствует коммуникации людей с общим мировоззрением.

Коммуникация является значимой потребностью и ценностью в жизни. Ограниченность в общении или его отсутствие заставляют людей страдать.

Особенно переживают остро недостаток общения большинство пенсионеров, однако бывает, что и молодежь попадает в это число. Религия помогает всем преодолевать эту негативную сторону жизни.

Минусы религии отмечают только историки, поскольку богословы убеждены, что у религии минусов нет.

Историки причисляют к минусам отчуждение людей по мировоззренческому признаку. Имеется в виду, что прихожане разных конфессий относятся друг к другу или безразлично, или враждебно. Чем сильнее пропагандируется идея избранности в религии, тем более выражено происходит отчуждение между верующими различных конфессий. Однако есть религия (бахаизм), кодекс морали которой осуждает такое поведение и причисляет его к нравственному пороку.

Вторым минусом, по мнению историков, является снижение уровня социальной активности верующих.

Социальная активность – это нерелигиозная деятельность, целью которой выступает служение социуму, например, общественно-полезный труд, политическая деятельность, научно-культурная деятельность.

Религии из-за мировоззренческой функции мешают участию людей в общественно-политической деятельности (участие в митингах, выборах, демонстрациях и т.д.). Это происходит, как через прямые запреты, но зачастую из-за того, что для общественной деятельности совсем не остается времени, поскольку личное время посвящено молитвам, обрядам, изучению и распространению религиозной литературы.

Атеисты, пытаясь верующих понять, задаются вопросом, что побуждает людей верить в Бога.

Иногда и религиозные личности замысливаются над этим, наблюдая разнообразие религиозных течений.

Одни полагают, что верование в Бога это вопрос личного предпочтения, другие считают, что без веры человек становится неполноценной личностью, третьи предпочитают помалкивать ввиду убеждения, что люди сами придумали себе веру в Бога. Все мнения противоречивые, за каждым стоит убежденность, отражающая взгляд личности на веру в создателя.

Итак, люди начинают верить в Бога по следующим причинам:

  •  рождение в верующей семье. Вероисповедание зависит от местности, в которой проживает семья (например, в Индии живут индусы, в Италии – католики, в Марокко – исламисты и т.д.);
  • некоторые личности приходят к вере, поскольку ощущают потребность в Боге. Они осознанно интересуются религией, творцом, восполняя, таким образом то, чего им не хватает. Они убеждены, что появление человечества неслучайно, у каждого есть предназначение. Такая вера не временный порыв, а глубокая убеждённость;
  •  даже отдалённый от религии индивид, пережив жизненные испытания, обращается к Богу, например, в период тяжелой болезни;
  • некоторые, поняв ответ на свои мольбы, начинают веровать в Бога по личному желанию, выражая ему свою благодарность;
  • страх будущего толкает человека к вере. Он может не иметь веры в действительности, однако будет делать видимость верующей личности из-за опасения быть осуждённым другими или веровать из-за страха, что с ним станет после смерти.

Причины, почему люди верят в Бога, можно перечислять бесконечно, однако все сводятся к тому, что индивид может иметь поверхностную или глубокую веру. Это будет отражаться или нет на его словах и решениях, а слова, произнесенные вслух «я верю в Бога» не всегда являются истинной.

Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Платонизм

Древнегреческими мыслителями-монотеистами были Ксенофан, Гесиод и некоторые другие. Сторонники платонизма разработали концепцию, в которой Бог выступал, как Единое благо. Сочинения Платона базируются на политеистической терминологии, но многие иудеи и эллины в это же время, по сути, становились монотеистами. В 1-м столетии Филоном Александрийским была предпринята попытка соединить платонизм с иудейским представлением о Боге.

В философии монотеизм начал развиваться в поздние античные времена. Во 2-м веке были написаны «Халдейские оракулы», где единое божество из промежуточного платонизма соединили с гностицизмом. Когда христианские монотеисты полемизировали с античными философами, вторые на тот момент уже были приверженцами неоплатонизма.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector