Возлюби бога «всем разумением твоим. любить бога всем сердцем: что это значит
Содержание:
- Возлюби Господа твоего!
- Зачем нужны заповеди?
- Какой должна быть христианская любовь к себе и ближнему
- 7 смертных грехов — самые тяжкие отступления от заповедей
- Десять полных заповедей
- Заповеди и законы природы
- Заповеди Божьи и смертные грехи
- 7 смертных грехов
- 11 заповедей Иисуса Христа — правила Нового Завета
- Десятая заповедь
- Возлюби ближнего твоего…
- Десятая заповедь
- Что такое Заповедь?
- 2 главные заповеди Библии: возлюби Бога и ближнего
- Новый Завет. Заповеди Христа
- Толкование 10 заповедей Господа
- Я есть Господь твой, и нет других богов, кроме Меня
- Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им
- Не поминай имени Господа твоего всуе
- Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен
- Не убий
- Не прелюбодействуй
- Не укради
- Не лжесвидетельствуй
- Не пожелай чужого
- Возлюбить себя самого — как?
- Новозаветные заповеди блаженств
Возлюби Господа твоего!
Возлюби Господа твоего!
Добрый день, дорогие наши посетители! Все трудности в нашей жизни происходят от недоверия Богу, от неверия в Божий промысел о нас. Господь дал людям заповеди, живя по которым мы не только спасаем себя для вечной жизни, но и живя в нынешнем веке, обретаем душевное спокойствие и уверенность в Боге.
Существует две главные заповеди, обобщающие в себе все остальные заповеди: вот первая и наибольшая заповедь Господня: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22, 37 Закон: начало, и середина, и конец заповедям и Закону эти две заповеди».
Когда, наконец, мы послушаемся Бога, обратим внимание на Его подсказку в выборе правильного жизненного пути, когда поймем, что все гениальное – просто; тогда и жить нам станет легче! Господь нам Отец Небесный, поэтому мы должны всецело доверять Ему, как бы мы доверяли своему родному отцу или матери. Необходимо дать понять своей душе, своему сердцу – что только Господь должен быть у нас на первом месте в нашей душе и в нашем сердце
И ни что, и ни кто не может быть любим нами сильнее, чем Бог!
Необходимо дать понять своей душе, своему сердцу – что только Господь должен быть у нас на первом месте в нашей душе и в нашем сердце. И ни что, и ни кто не может быть любим нами сильнее, чем Бог!
Нет ни одного случая, известного или не известного человечеству, когда бы Бог навредил человеку. Как любящая мать не может сделать зло своему ребенку, так и Бог ни когда не сделает зла своему созданию, “Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную” (Иоан.3:16)
Когда все наши мысли будут обращены к Богу, тогда все земное утратит для нас былую привлекательность. Наше сердце не будет привязано к земным вещам, ибо все тленно и недолговечно. Наше сердце не будет страдать от разлук и одиночества, ибо все дано нам Богом для спасения нашего.
Есть ли кто из наших друзей, кто бы отдал за нас свою жизнь? А Господь отдал, и не это ли есть истинное доказательство Его любви к нам! Когда в нас будет гореть любовь к Богу, то все наши земные страдания утратят свою остроту, и будут восприниматься менее болезненно, ибо все – от Бога и лишь только для нашего спасения!
Если любовь к Богу не занимает в нашем сердце главенствующее место, то наша жизнь начинает казаться нам невыносимо сложной и трудной. Когда кто-то или что-то становиться для нас важнее, чем Бог, тогда благодать Божья отходит от нас, освобождая место для страстей земных, и сами мы становимся виновниками своих искушений, ибо не соблюдаем наиважнейшей первой заповеди Господней:
«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь»
Когда Бог живет в нашем сердце, то все, что без Бога теряет для нас смысл. А все, что с Богом и для Бога, и ради Бога – это и есть смысл нашей жизни, и то, к чему мы должны стремиться, и то, что руководит нашей жизнью!
<< На главную страницу Духовное чтение >>
Зачем нужны заповеди?
С одной стороны, спустя тысячи лет после обретения Заповедей человек как никогда интуитивно понимает и знает, что такое хорошо, а что такое плохо. То есть и правда может показаться, что ничего нового в отношении морали в них не сказано. В крайнем случае, — если нас плохо воспитали родители или молчит голос «совести», — есть государственные законы, которые максимально подробно прописывают, что можно, а что нельзя практически во всех социальных сферах.
Но с другой стороны, — в реальной жизни — понятия о добре и зле неожиданно оказываются расплывчатыми. Жизнь — не лабораторный кабинет, в ней масса ситуаций: изощренных и разнообразных.
- И вот нам уже привычно такое понятие, как праведный гнев. То есть чувство злости, которое чем-то оправдывается.
- Или ложь во благо — то есть неправда ради какой-то благородной цели. Или лукавство на работе.
- Измена супругу — тоже иногда бывает понята, если отношения в браке тяжелые, а кто-то вдруг нашел искреннее счастье на стороне.
- Даже убийство может быть оправдано — например, если это «понятная сердцу» месть злодею. В фильмах мы сопереживаем герою, который гонится за преступником и не чувствуем никакого дискомфорта от того, что злодей в итоге погибает — он же это «заслужил».
- Не говоря про аборт — тему, в которой общество поделено на две части, одна из которых убийство неродившегося ребенка оправдывает и находит этому доводы.
Джеймс Бонд — положительный герой в фильмах, который на самом деле все время убивает.
По сути, мы живем в мире, где провести границу между добром и злом все сложнее. Все перемешалось.
И с этой точки зрения Заповеди не только не устарели, а наоборот — актуальны. Они — как компас в любой сложной этической ситуации. Они просты и жизнь человека могут сделать гораздо проще — потому что в них вещи названы своими именами.
Какой должна быть христианская любовь к себе и ближнему
Законник хотел точнее узнать, кто его ближний, словно боялся, что может полюбить того, кого не нужно было любить. Господь же ответил: сам стань ближним нуждающемуся в тебе и твоей помощи человеку, а не выпытывай, кто он тебе. Не нужно следить за окружающими, следует быть внимательным к самому себе,чтобы не допускать злости или безразличия к людям, а проявлять, как самарянин, милосердие.
Любовь к людям должна выражаться в милосердии, помощи, поддержке, в исполнении слов святого Апостола «носите тяготы друг друга». Но нельзя переходить к потаканию страстям другого человека, ведь самое ценное – его душа и ее вечная участь, а не мирские наслаждения. Поэтому вместе с милостью нужно иметь строгость и твердость, чтобы при необходимости со смирением уберечь человека от всякого греха и страсти. Например, нельзя оправдываться любовью и не противиться его уклонению в ересь или раскол, не пытаться его образумить.
Любовь к людям должна выражаться в милосердии, помощи, поддержке
Любовь к себе в форме потакания своим слабостям опасная и душепагубная. Св. Иоанн Златоуст учит: «Самый лучший способ, очищающий душу – постоянно окаивать самого себя». Мы проявим целебную любовь к себе, если будем бороться со страстями и грехами, работать над собой, исполнять заповеди Господа.
Соблюдая заповедь любви к ближним, человек легко сможет следовать всем остальным заповедям. Ведь в его сердце не будет места злости на окружающих его людей.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
7 смертных грехов — самые тяжкие отступления от заповедей
Смертные грехи:
- гордыня,
- зависть,
- гнев,
- уныние,
- алчность,
- чревоугодие,
- похоть, блуд.
Семь смертных грехов еще называют главными грехами. В них входят грехи более частного характера.
Главный грех | Частный случай |
Гнев | Раздражение, обида, даже убийство |
Алчность | Мошенничество, коррупция. Любовь к деньгам больше любви к Богу |
7 смертных грехов — самые тяжкие отступления человека от Бога. Когда человек делает их, то заболевает душевно и телесно.
Смертные грехи не зря называют «смертными». Человек умирает из-за алкоголизма, наркомании, чрезмерного блуда. Если человек убивает, то его могут казнить или убить из мести.
Десять полных заповедей
Сам Христос убеждал своих учеников в том, что он пришел на землю, чтобы исполнять закон – заповеди, а не нарушать его. Божий закон написан для пользы людей. Если сравнить Заповеди с законами любого цивилизованного, демократического общества, то они совпадают по своему содержанию.
Список заповедей первого и второго варианта, написанных на скрижалях, отличаются не смыслом, формой изложения нескольких моментов. Так же незначительно отличаются заповеди Нового Завета и старые. Они не совпадают в основном из-за многообразия значений одного и того же слова при переводе.
Вам нужно знать: Список смертных грехов в православии и как сними бороться
Заповедь первая
Бог един и нет никого подобного ему на свете. Во всем сила и воля Божья. Именно Господь дает все необходимое человеку или забирает, когда считает нужным. Желая обрести различные способности творить что-либо, следует поклоняться Богу и от него получать все. Есть один источник силы, могущей и животворящей – это Бог.
Заповедь вторая
Сотворить себе кумира означает страх предстать перед Господом в одиночестве, или сомневаться во всесилии Бога и ждать помощи еще от кого-то.
Третья из десяти заповедей Библии
Господь реагирует на каждое произнесение имени его, вместе с ангелами его окружающими. Не стоит беспокоить Всевышнего, произнося его имя по пустякам. Он может наказать за напрасное беспокойство.
Четвертая заповедь
Человек должен трудиться шесть дней в неделю, на седьмой отдыхать от трудов праведных. Но это не означает лежать весь день и ничего не делать. Субботу следует посвятить Богу: пойти в храм на службу, прочитать дома что-нибудь из Псалтири или Евангелия.
Пятая библейская заповедь
Родители познали Бога раньше тебя и научили молиться, жить праведно. Именно отец и мать дают каждому жизнь и их надо почитать, уважать, беречь.
Шестая Божья заповедь
В переводе звучит так: “Не убий” (исход 20:13). Краткая, простая и понятная заповедь. Господь говорит, что человек не может самовольно лишать кого-то жизни — творения Божьего. Это вне человеческой власти. Тут необходимо добавить, что тяжким грехом является самоубийство. Те, кто по своему желанию лишили себя жизни, не смогут никогда оказаться в Царствии небесном, так как не заслуживают того. Этому греху (убийству) предшествуют такие чувства, как ненависть, гнев, злость. Этот список нельзя пускать в сердце христианину.
Всякое существо на земле живет благодаря тому, что Господь вдохнул в него жизнь от своей жизни. Все мы, живущие на земле, являемся временными носителями жизни Божьей. Поэтому отнимать жизнь у другого человека означает убивать и часть Господа. Человек не имеет права отнимать данное Всевышним. Это один из самых тяжких грехов.
Седьмая заповедь
“Не прелюбодействуй”. (Исход 20:14).
Бог дает каждому человеку пару – жену. Нельзя вступать в связь с чужими женщинами.
Восьмая заповедь
Украсть означает присвоить чужую собственность, огорчить, обидит мирянина. Бог заступится за любого, кто пострадал от чужой жадности, обмана, подлости. Поэтому не стоит брать чужое, надо собственным честным трудом добиваться всего. В помощь брать Господа, молиться ему.
Девятая заповедь
Ложь, наговор на ближнего – другого человека, тяжкий грех. Всегда следует быть правдивым. Если не знаешь правды, молчи. На себя также не стоит наговаривать. Даже если о клевете знаешь только ты, о ней знает Бог.
Десятая заповедь
Достаточно перестать себя контролировать, позавидовать соседу или другому человеку, пожелать того, что он имеет, и человек уже стоит на полпути к преступлению. Если христианин вовремя спохватиться, осознает пагубность своих помыслов, он осознает греховность своего поступка и сможет исправиться. В противном случае стремление взять чужое, занять в жизни не свое место заканчивается тяжким проступком, грехом.
Часто можно услышать про 12 заповедей. Но к религии они прямого отношения не имеют. Самые близкие списки наставлений созданы для молодых супругов. Они основываются на православных христианских законах и учат молодых семейной жизни в любви и согласии.
Заповеди и законы природы
Основы православия — заповеди Божии. Можно сравнить их с законами природы, ведь источником и тех и других является Творец. Они дополняют друг друга: первые дают человеческой душе нравственную основу, а вторые регулируют бездушную природу. Разница же заключается в том, что материя подчиняется законам физическим, человек же волен подчиняться законам нравственным или игнорировать их. Великая Божия милость заключается в предоставлении каждому из нас свободы выбора. Благодаря ей мы духовно совершенствуемся и даже можем уподобиться Господу. Тем не менее нравственная свобода имеет и другую сторону — она налагает на каждого из нас ответственность за совершенные поступки.
Семь смертных грехов и 10 заповедей — основа, на которой должна строиться вся жизнь человека. Если мы сознательно нарушаем Божии Заповеди, мы вырождаемся духовно и физически. Несоблюдение их приводит к страданию, рабству и в итоге — к катастрофе. Предлагаем вам подробно познакомиться с заповедями Божиими. Они лежат в основе как современных, так и древних законодательных систем.
Заповеди Божьи и смертные грехи
Наиболее порочным из семи смертных грехов является гордыня, чего Господь Бог не может простить.
Заповеди божьи в православии позволяют жить правильно и гармонично. Соблюдать их, несомненно, в повседневной жизни очень сложно, но всегда нужно стремиться к лучшему. Многие люди, которым удалось начать жить по законам Божьим, спустя короткий период времени просто перестали замечать изменения в своем повседневном бытии. И, несомненно, в этом им помог Господь Бог.
Лучшая статья для Вас, переходите: Протоиерей Андрей Ткачев: биография, книги, лекции, проповеди
Заповеди, выше перечисленные, обязательно принесут вам пользу, только в том случае, если вы их сделаете своими. Иными словами позволите им полностью руководить вашим мировоззрением и деяниями. Они обязательно должны быть вашем подсознании, что позволит избежать возможного их нарушения.
В завершении стоит отметить, что людям, живущим по закону Божьему, всегда везет, а их жизнь складывается наилучшим образом. Также им удается создать крепкие семьи и воспитывать хорошее поколение. Живите с Господом, и он обязательно благословит вас на удачу и везение не только в жизненных ситуациях, но и во всех, даже самых безнадежных, начинаниях.
Господь всегда с Вами!
7 смертных грехов
Учение о 7 смертных грехах имеет древнее происхождение. Почему они так называются? Поскольку отлучают человека от Бога, а только Он является источником всех благ, в том числе и жизни. Человек, живя в райском саду, мог вкушать плоды Древа жизни. Сейчас для потомков Адама это невозможно. Христиане живут надеждой на то, что после физической смерти смогут, наконец, соединиться с Творцом.
После того, как человек отступает от Закона, написанного в его сердце, он ощущает свою отдаленность от Господа, лишается благодати, уже не стремиться видеть лицо Божией, а наивно прячется от него, словно Адам
Важно в таком состоянии вспомнить о всепрощающей любви Христа и покаяться от души
Уже во 2-3 вв. монахи сформулировали основные человеческие прегрешения. Не случайно в аду, который описал Данте, семь кругов. Столько же называет и знаменитый богослов Фома Аквинский. Именно названные смертные грехи являются источником всех остальных. Многие богословы считают их не отдельными проступками, а группой прегрешений:
Гордыня — опасное состояние, в котором человек превозносится над другими
Неважно, имеет ли он достоинства или только мечтает о них. Главное, что гордое сердце считает окружающих менее ценными, талантливыми, красивыми, умными
В конце концов гордец начинает презирать не только окружающих, но и Господа.
Алчность — или корысть, стремление владеть вещами только ради самого факта обладания. Предметом ее могут стать не только деньги, но любые материальные объекты.
Гнев — свт. Тихон Задонский называл этот грех ядом для души. Он сотрясает тело человека, заставляет его ругаться, биться в истерике. А ведь изначально гнев дан Господом для того, чтобы отвергать грешные мысли. Но сегодня люди извратили это качество во вред себе и окружающим.
Зависть — тот, кто завидует, желает ближним горя. Он хочет увидеть, как они из процветания попадут в нищету, счастье их сменится бедами. Даже если такой индивидуум не будет вредить, в душе его не останется места для покоя. Зависть может прежде времени кого угодно довести до гибели.
Похоть — часто толчком к блуду является созерцание нескромных картин, видеоклипов и фильмов. Одержимый не может думать ни о чем другом и каждую женщину воспринимает как орудие для утоления собственной страсти. Даже животные не падают так низко, как может упасть похотливый человек.
Чревоугодие — этот смертный грех может стать началом прочих опасных страстей. Рабство собственной утробе — весьма печальный удел для того, кто задуман Богом как помощник, стоящий выше Ангелов небесных. Чтобы избежать плена желудку, стоит принимать простые блюда, не переедать, не искать гастрономических удовольствий.
Уныние — некоторые к этой же категории относят лень. Унылый человек лишен духовных и телесных сил, его душа и тело словно существуют отдельно друг от друга. Воля его направлена не в настоящее, а тоскует о том, чего сделать не удалось. Он не может собраться и жить в настоящем. За внешним бездействием скрывается глубокая внутренняя драма.
На самом деле не столь важно количество грехов, сколько отношение христианина к ним. Оступиться может каждый, важно после этого встать и снова пойти правильной дорогой
Многие допускают ошибку, думая, что выполняя все библейские повеления, можно зажить безбедно. Такие люди забывают главное — Господь волен испытать нашу веру в любой момент. Цель земного существования вовсе не в материальном процветании и отсутствии проблем. Чтобы исполнение 10 заповедей Божьих принесло пользу, нельзя относится к ним, как к суровым запретам. Закон следует пропустить через свою душу, понять его глубинные основы, сделать собственным мировоззрением.
11 заповедей Иисуса Христа — правила Нового Завета
Заповеди Нового Завета — это 9 заповедей блаженства и еще 2, которые обобщают все предыдущие. Эти 11 правил дал людям Иисус Христос, когда жил на земле.
Часто пишут про 12 или 10 заповедей Христа, но на самом деле их 11.
Заповеди блаженства:
- Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
- Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
- Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
- Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
- Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
- Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
- Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
- Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
- Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.
(Евангелие от Матфея 5:3-11)
Проповедь называется Нагорной, потому что Иисус Христос дал эти заповеди на горе.
Святитель Иоанн Златоуст говорит о том, что гора была выбрана для проповеди не случайно. Вдали от городской суеты учение Христа воспринималось лучше всего.
Иисус во время Нагорной проповеди. Вдали от городской суеты учение Христа воспринималось лучше всего
Десятая заповедь
В десятой заповеди Господь учит: «Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его…» Здесь людям указывается на то, что надо учиться воздерживаться от зависти и не иметь нехороших желаний.
Все предшествующие заповеди Христа учили преимущественно правильному поведению, а вот последняя обращается к тому, что может происходить внутри человека, к его чувствам, мыслям и желаниям. Человеку всегда нужно заботиться о чистоте душевных помыслов, ведь любой грех начинается с недоброй мысли, на которой он может остановиться, и тогда возникнет греховное желание, которое будет подталкивать на неблагоприятные поступки. Поэтому нужно научиться пресекать свои нехорошие мысли, чтобы не нагрешить.
Возлюби ближнего твоего…
Мы читаем в 1 Царств 18:1 : “Когда кончил Давид разговор с Саулом, душа Ионафана прилепилась к душе его, и полюбил его Ионафан, как свою душу”. Мы видим как сильно Ионафан любил Давида в стихах 3 и 4: “Ионафан же заключил с Давидом союз, ибо полюбил его, как свою душу. И снял Ионафан верхнюю одежду свою, которая была на нем, и отдал ее Давиду, также и прочие одежды свои, и меч свой, и лук свой, и пояс свой.”
Ионафан готов был рискнуть своими отношениями с отцом ради Давида.
В 1 книге Царств 20:16-17 мы снова читаем: “Так заключил Ионафан завет с домом Давида и сказал: да взыщет Господь с врагов Давида! И снова Ионафан клялся Давиду своею любовью к нему, ибо любил его, как свою душу.”
После смерти Ионафана и Саула, Давид дал обещание сыну Ионафана, хромому ногами:
“И сказал Давид: не остался ли еще кто-нибудь из дома Саулова? я оказал бы ему милость ради Ионафана”. (2 Царств 9:1) И послал царь Давид за Мемфивосфеем, сыном Ионафана. “И сказал ему Давид: не бойся; я окажу тебе милость ради отца твоего Ионафана и возвращу тебе все поля Саула, отца твоего, и ты всегда будешь есть хлеб за моим столом. ” (2 Царств 9:7)
Десятая заповедь
В десятой заповеди Господь учит: «Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его…» Здесь людям указывается на то, что надо учиться воздерживаться от зависти и не иметь нехороших желаний.
Все предшествующие заповеди Христа учили преимущественно правильному поведению, а вот последняя обращается к тому, что может происходить внутри человека, к его чувствам, мыслям и желаниям. Человеку всегда нужно заботиться о чистоте душевных помыслов, ведь любой грех начинается с недоброй мысли, на которой он может остановиться, и тогда возникнет греховное желание, которое будет подталкивать на неблагоприятные поступки. Поэтому нужно научиться пресекать свои нехорошие мысли, чтобы не нагрешить.
Что такое Заповедь?
Обыденный взгляд на заповеди такой: это правила, которые нужно соблюдать. То есть некий свод законов, который что-то дает для духовной жизни. Например, соблюдая их, человек будет «хорошим христианином».
В принципе, так и есть. Хотя в Церковном понимании суть заповедей гораздо глубже. В рамках интернет-статьи эту полноту не передашь, но если свести суть заповедей к нескольким тезисами, то они могут быть такие:
- Заповеди — это Откровение, которое было дано человеку в какой-то момент истории.
- Сами по себе Заповеди — не самоценны и не делают человека святым или счастливым «автоматически».
- Заповеди — это не религиозный регламент, а Путь, который по силу пройти человеку.
- И этот путь — поистине Царский, потому что помогает сделать жизнь человека созвучной тому Замыслу, который был заложен в него Богом.
2 главные заповеди Библии: возлюби Бога и ближнего
Ветхий и Новый Завет по-разному подходит к нарушению заповедей.
В Ветхом Завете написано, что человека надо наказать — вплоть до смертной казни.
В Новом Завете — что человек не получит награды, которые обещает каждая конкретная заповедь блаженства. Например, кроткие будут владеть землей, а чистые сердцем увидят Бога. Тем, кто терпит гонения за Христа, обещана награда на небесах.
На вопрос, какая заповедь главная, Спаситель ответил: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Евангелие от Матфея 22:37-40).
В этих словах весь смысл Ветхого и Нового Заветов.
Новый Завет. Заповеди Христа
Кратко суть одной из заповедей Иисус Христос изложил так: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим». Вторая же, подобная ей: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Это и есть самая главная заповедь Христа. Она дает то глубокое осознание всех тех десяти, которые четко и ясно помогают понять, в чем выражается человеческая любовь к Господу и что этой любви противоречит.
Для того чтобы новые заповеди Иисуса Христа приносили пользу человеку, необходимо сделать так, чтобы они руководили нашими мыслями и поступками. Они должны проникать в наше мировоззрение и подсознание и всегда находиться на скрижалях нашей души и сердца.
10 заповедей Христа — это основное нравственное руководство, необходимое для созидания в жизни. Иначе все будет обречено на уничтожение.
Праведный царь Давид писал, что блажен тот человек, который выполняет закон Господа и размышляет о нем и днем, и ночью. Он будет как то посаженное в потоках вод дерево, которое принесет плод свой в свой час и не увянет.
Толкование 10 заповедей Господа
Чтобы лучше понимать правила и предупреждения Бога для людей, нужно разобраться с толкованием каждой из 10 заповедей. Объяснения простыми словами делают Божеские правила доступными и разумными. Выполнять их несложно, нужно лишь стараться быть как можно ближе к Отцу Небесному и помнить, что тело наше бренно, а душа бессмертна. И именно душа после кончины тела пребывает рядом с Господом и живет вечно.
Я есть Господь твой, и нет других богов, кроме Меня
Постулат понятен – не выбирай и не избирай себе других богов. В православной вере имеется немало подтверждений, что все сущее на земле создано Богом, в Нем живет и к Нему же возвратиться. Господь Бог не имеет начала и конца. Если человек выбирает двух богов, не значит ли, что один из них более главный, а второй – второстепенный, не значит ли, что один из них Дьявол. По заповеди грехом считают многобожие, суеверие и эзотерику, атеизм.
Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им
Этим грехом страдают люди, независимо от возраста. Кто-то создает себе кумира из «звезды» экрана, музыки, а кто-то старается стать похожим на начальника, богатого человека. Но все они творения Господа и потому поклонение им, их изображениям – грех.
Но как тогда молиться перед иконами, ведь это преклонение перед «картинкой»? Священники дают четкие разъяснения: Есть один Бог, его изображения (иконы) и его славословие (молитвы). Молясь перед иконой Отца Небесного, христиане обращаются к Нему, а не к образу на изображении.
Не поминай имени Господа твоего всуе
Не стоит часто обращаться к Богу, упоминать имя Его без особых причин. Для разговора и обращения к Богу есть молитвы, беседы с духовником. Особенно грешным считается упоминание Господа в мирских беседах, где произносят скабрезные слова, высказывают кощунственные мысли.
Удержаться от греха поможет знание силы Слова. Словом Господь сотворил мир, по Его Слову происходят все дела.
Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен
Почитание и уважение родителей – одна из главных заповедей Божиих. Уважать родителей нужно независимо от их возраста, сложившейся жизненной ситуации. В понятие почитания входит забота о родителях, любовь к ним, поддержка, беспокойство о здоровье и молитвы Богу о благополучии папы, мамы. В уважении к родителям христиане показывают свою любовь к Господу, а значит, душа их становится чище и будет жить вечно.
Не убий
Эта заповедь предупреждает о страшном грехе – убийстве. Лишение жизни других людей невозможно по самому учению христиан. Помните, что самоубийство приравнивается к убийству, и нет такой причины, чтобы человек лишил жизни себя и других. Что бы ни послал Господь, через какие бы испытания не пришлось пройти, их надо выдержать.
Грехом считают не только убийство, но и невмешательство в случае совершения преступления против Бога и человека.
Не прелюбодействуй
Прелюбодейство – не только измена мужу или жене, но и мысли об этом. Верность хранят в словах, взглядах и мыслях. Недопустимо сквернословить на супруга, просматривать бесстыдные фотографии, фильмы «взрослых» жанров, читать подобные журналы или рассматривать картинки.
Не укради
Воровство в данной заповеди не только вещественное (материальное), но и духовное, мысленное. Если воруют не предмет, но разработку, патент, это тоже нарушение заповедей Божиих. Не надо посягать на то, что есть у других людей, довольствуйтесь тем, что есть у вас. Если остаетесь недовольными, зарабатывайте достаток честным трудом.
Не лжесвидетельствуй
Ложь считают смертным грехом, поэтому для христианина недопустимо оболгать кого-то или свидетельствовать ложно против кого-то. Наговор, сплетня, злословие в чей-то адрес, а также дача ложных показаний – все это грех.
Не пожелай чужого
Зависть, желание получить бесплатно то, что есть у соседа – это нарушение правил. Завидовать и желать отобрать у человека его имущество – грех. Такие мысли надо уничтожать в себе и направлять силы на добывание благ собственным трудом. А за человека, у которого все хорошо, следует порадоваться, искренне восхититься его трудолюбием, упорством.
Возлюбить себя самого — как?
И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их: что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов. Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему? И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его.
Мерой любви к ближнему Господь поставляет любовь человека к себе самому. Поэтому, чтобы выполнить заповедь Спасителя, мы сначала должны понять: как же нам любить себя самих? На первый взгляд, это просто: делать всё, что хочешь. А если сразу не получается делать всё, что хочешь, то надо стремиться к созданию условий для такой жизни. Возможность свободного удовлетворения всех желаний дают деньги. Следовательно, нужно постараться по возможности быстро заработать много денег, а потом жить без забот в свое удовольствие. Логично? Еще бы! Именно так строит или пытается строить свою жизнь большинство наших современников.
Однако несмотря на всю логичность и естественность такого жизненного плана совесть и здравый смысл подсказывают нам, что навряд ли Спаситель имел в виду именно такую любовь к себе. Если бы наша жизнь ограничивалась несколькими десятками лет, проводимыми на этой земле, тогда, вероятно, ничего лучшего и придумать было бы нельзя. Но если мы надеемся войти в Царство Небесное – в таком случае, очевидно, нам придется сместить акценты.
Возлюбить себя самого – это значит в течение своей земной жизни создать предпосылки для того, чтобы наша жизнь продлилась в вечности, чтобы и здесь, и там мы были с Богом. Как это сделать? Об этом – всё Евангелие, об этом – апостольские послания, об этом – писания святых отцов. А если коротко, то ответ дан в сегодняшнем чтении: прежде всего нам надлежит возлюбить Бога – возлюбить Его всем сердцем, всей душой, всем разумением
Если стремление к Богу будет определяющим началом нашей жизни, если приближение к Богу станет нашей целью, а удаление от Него будет восприниматься как подобие смерти, – тогда мы поймем, что важно, а что второстепенно, что служит к нашей пользе, а что вредит, где мы проявляем любовь к себе, а где малодушно уступаем своим страстям
Стало быть, жить, как хочешь – это не любовь к себе, а нечто противоположное. Собственно, это убеждение давным-давно сформулировано в русской поговорке: «Живи не как хочется, а как Бог велит». Веления Божьи нам известны, осталось лишь претворить их в жизнь.
Хорошо, допустим, мы знаем теперь, как любить себя самого. Но как же нам любить ближних? Заболел отец – мы говорим: «На всё воля Божья!» – и не двигаемся с места. Жена говорит: «Милый, мы сто лет не были в кино», а муж отвечает: «Брось, это всё бесовщина, давай лучше акафист почитаем». Дочка просит: «Мама, мне новые джинсы нужны», а мама в ответ: «Юбку надень, бесстыдница, и платок не забудь на голову!». Что-то здесь не так, согласитесь. Но что? Думается, мы поймем это, если перечитаем слова Спасителя. Первая заповедь: возлюбить Бога. Вторая – возлюбить ближнего, как самого себя. Действительно ли мы возлюбили Бога всей душой – или это только мечтания и гордостное превозношение над ближними? Если мы и впрямь любим Бога, то становимся подобными Ему, становимся способными к сопереживанию, к терпению, к снисхождению.
Человек, поистине любящий Бога, будет видеть образ Божий в каждом человеке, будет стремиться к деятельному служению своему ближнему. Возлюбивший всем сердцем Бога найдет слова, чтобы подвигнуть ближнего к высотам духа. Тот, для кого Бог на первом месте, себя ставит на последнее место, а всех остальных – выше себя, а потому не будет рубить сплеча и поучать свысока, но будет приветлив и светел со всяким приходящим к нему.
Если же мы не можем засвидетельствовать о себе, что возлюбили Бога всем сердцем, если мы не отреклись от этого бренного мира, – тогда и с ближними нам надо быть попроще и поскромнее. Мы желаем себе здоровья? Так поможем сохранить его и другим людям. Нам нужен отдых и не оскорбляющие нравственность развлечения? Не будем отказывать в этом и своим ближним. Может быть, расставшись с цветущей юностью, мы стали равнодушны к одежде? Но постараемся понять, что не все люди таковы, как мы, и что в определенном возрасте подобные вещи могут казаться важнее всего на свете.
Новозаветные заповеди блаженств
Мы не будем говорить об остальных 603 ветхозаветных заповедях. Их можно посмотреть в Законе Моисея — первых пяти книгах Библии. В сущности — они либо более подробно раскладывают десять Заповедей Моисея, либо включают в себя определенные ритуальные правила, которые были актуальны для ветхозаветных времен.
А вот о новозаветных заповедях не сказать нельзя.
Их дал Иисус Христос во время Нагорной проповеди (5–7 главы Евангелия от Матфея) — это одно из центральных событий всей Библии. Во время этой проповеди Христос открыл перед человеком новую реальность, которая, скажем, не так ощущалась в Заповедях Ветхого Завета. («Не для нарушения древнего закона, но для большего сохранения его Христос дал закон новый», — сказал о них святитель Иоанн Златоуст).
Вся проповедь и Заповеди Иисуса Христа — про новую жизнь, в которой мерой становятся Любовь и кротость.
В следующем тексте мы подробно рассказали про новозаветные заповеди, а пока просто проглядите их. Они — как и вся нагорная проповедь — отражают суть учения Иисуса Христа.
- Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
- Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
- Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
- Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
- Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
- Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
- Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
- Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
- Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.