«религия есть опиум народа»
Содержание:
- Убивать или нет Всебога: последствия
- С этой книгой читают
- Что имел в виду Карл Маркс
- Литература
- TDD — наглядная агитация
- Анализируем сходство
- Дополнительно[]
- Что выбрать
- Метафора
- Осторожно — TDD!
- Ильф Илья и Петров Евгений
- Прохождение
- Тесты как документация
- Мнение Эндрю Маккинона
- Игра «Ведьмак 3: Дикая Охота»[]
- Информация:
- Что сказал В.И. Ленин
- Никонов
Убивать или нет Всебога: последствия
Теперь у вас есть несколько вариантов действий:
- Убить его.
- Убедить принять более скудные подношения.
- Ничего не делать вообще.
Независимо от того, что вы выберете, вы заработаете 25 очков опыта.
Если убить
Если убить Всебога, крестьяне расстроятся, несмотря на то, что вы скажете, что это был обычный монстр. Вы заработаете 50 опыта, а мужики уедут к себе в деревню.
Если уговорить
Геральт может уговорить сильвана ограничиться менее пышными подношениями до тех пор, пока не кончится война. Крестьяне в этом варианте будут благодарны и вдобавок к 50 опыта дадут еще 50 оренов.
Если ничего не делать
Если не убивать Всебога в квесте “Опиум для народа” и не уговаривать поумерить пыл, то придется вернуться к крестьянам сказать, что объедки “Бог” есть отказывается.
В этом варианте местные жители будут относить к святилищу еще больше еды. Награда: 50 опыта.
С этой книгой читают
Алмазная мудрость. Будда о том, как управлять бизнесом и личной жизньюРоуч Геше Майкл
Может ли буддийский монах заниматься бизнесом? Может ли он заниматься бизнесом успешно? Есть ли на самом деле противоречие между духовной практикой и материальным…
4.7
(5)
Новый Завет и народ БожийТом Николас Райт
Данная книга представляет собой основополагающий труд многотомного проекта Тома Райта под общим названием «Истоки христианства и вопрос о Боге». Автор, с присущей ему…
3
(2)
Тайны древних религийМизун Юлия Владиславовна, Мизун Юрий Гаврилович
Наука доказала, что уже десятки тысячелетий назад наши предки практически не отличались от нас по своему развитию. Недаром многие философы склонялись к мысли, что…
2.8
(1)
Великие посвященные. Очерк эзотеризма религийШюре Эдуард
Эдуард Шюре — французский философ, поэт, писатель, музыкальный критик; автор нескольких пьес, исполнявшихся в Европе при жизни Шюре и принесших ему известность; издатель…
4.6
(2)
Православие и религия будущегоиеромонах, Иеромонах Серафим Роуз
Индийские факиры, НЛО, неоязыческая магия и современные «христианские» пятидесятиические движения, что объединяет эти явления? Одна общая духовность, которая стремиться…
4.5
(2)
История религии. Том 1Протоиерей Александр Мень
Творческое наследие Александра Меня поражает своей многогранностью и широтой научного кругозора. Когда окидываешь взглядом проделанную им работу в области библиологии,…
4
(3)
Проект «Оборотень». ПенталогияЗемляной Андрей Борисович
В ходе операции на Африканском континенте майор ГРУ находит таинственный перстень, который кладет начало череде удивительных событий. Из защитника своей родины он…
4.19
(8)
Проект «Переселение». Дилогия Панченко Сергей Анатольевич
Во вселенной постоянно происходят какие-то процессы, когда одни цивилизации пытаются подчинить, уничтожить или эксплуатировать другие. По большей части, это процесс…
2.8
(3)
Что имел в виду Карл Маркс
Карл Маркс – социолог, соавтор коммунистического манифеста с одной стороны, полагал, что религия не что иное, как инструмент управления народом и своеобразная форма порабощения людей с целью управления их сознанием.
В то же время фразу нельзя считать столь односторонней, если вспомнить значение слова не как наркотика, а как лекарства-анестетика. Вера в Бога, считал К. Маркс должна помочь преодолеть угнетение, которое человек испытывает со стороны общества и даже природы.
Но все же, утверждал Маркс, опиум болезнь не лечит, он облегчает боль. Поэтому создается видимость ухода от реальности, причем, временная. В данном случае религия – мощное идеологическое оружие, дающая возможность угнетателям управлять послушным стадом. При этом, есть основания предполагать, что сам Карл Маркс говорил о конкретной экономической ситуации в Германии. Тогда она была очень сложная.
Литература
- Душенко К. В. Опиум для народа // История знаменитых цитат. — М.: Азбука-Аттикус, 2018. — С. 326—331. — 500 с. — ISBN 978-5-389-14954-0.
- Berridge V., Edwards G. (англ.)русск.. Opium and the People: Opiate Use in Nineteenth-century England. — London: Allen Lane, 1981. — 369 p.
- McKinnon, Andrew. M. «Reading „Opium of the People“: Expression, Protest and the Dialectics of Religion» in Critical Sociology, vol. 31 no. 1/2. ISSN 0896-9205
- McKinnon, Andrew. M. «Opium as Dialectical Metaphor», Chapter, 2006, Marxism Critical Theory and Religion, pp. 11-29.
- O’Toole, Roger. 1984. Religion: Classic Sociological Approaches. Toronto: McGraw Hill
- Rojo, Sergio Vuscovic. 1988. «La religion, opium du people et protestation contre la misère réele: Les positions de Marx et de Lénine» in Social Compass, vol. 35, no. 2/3, pp. 197—230.
TDD — наглядная агитация
Если послушать адептов концепции, то получается, что TDD — некий философский камень в мире разработки. У всех, кто работает с TDD легко и просто, волосы сразу становятся мягкими и шелковистыми, красноглазие проходит, а зарплата начинает стремиться в бесконечность. При этом сторонники TDD отнюдь не голословны, после своих утверждений они обычно, являют миру небольшое чудо.
Обычно это небольшой пример на пару-тройку десятков строк кода, типично — калькулятора или чего-то похожего, обязательно с предельно простой логикой, без лишних зависимостей и как бы случайно (на самом деле нет) — легко тестируемого. На прямые вопросы “неверующих” о тестировании чего-то более менее реального — многопоточного допустим, в лучшем случае отделываются общими фразами и отсылают к священным писаниям по TDD, рассказывая про уникальность каждой твари Божьей конкретного случая.
Первые пару раз, должен признать, это производит эффект. На волне полученного адреналина идешь творить по заветам TDD. Но поскольку это не презентация, то и задача выбирается первая попавшаяся, не заточенная под TDD — ну допустим менеджер потоков. Но как-то блин unit-тесты выходят сложнее чем сам менеджер, совсем не так как у дяди в презентации, который обещал сладкую жизнь всем, кого удалось завлечь. А вот допустим на код инжекта в системный сервис — как вообще тесты написать, да еще до кода? Нет, не выходит каменный цветок. Еще пяток другой экспериментов с переменным успехом — и постепенно приходит понимание, что unit тесты ограниченно применимы, иногда вредны, а TDD в этом плане вообще зачастую нежизнеспособен. А фразам о том, что лишь познавшие дзен, после многих лет способны на код через TDD — просто перестаешь верить.
Я не то, чтобы не понимаю основную идею, совсем напротив. Она мне даже импонирует: придумал сложный use case использования кода, написал на него тесты и выкинул из головы эту проблему. Но делать это с каждым куском тривиального кода, причем еще до написания этого кода — нет уж увольте. Да бывают тяжелые куски логики, с массой возможных исходов, там без тестов никак. И если там удалось предварительно все до деталей проработать, составить всякие UML диаграммы, блок схемы кода и еще фиг знает что, то можно в качестве развлечения даже тесты написать раньше кода. Но нужно понимать, что бенефиты дает детальная проработка задачи, но никак не написанный заранее тест.
Анализируем сходство
Если заняться анализом выражения, сам собой напрашивается главный вопрос: а что объединяет наркотические вещества и религию? Давайте проанализируем тезисы, предположив, что и религия, и опиум вызывают у людей зависимость
Важно помнить, что анализ не претендует на истину в последней инстанции. Всегда есть другие точки зрения:
- Как верующие, так и наркозависимые люди образуют группы для выполнения ритуалов. У них есть собственный язык, правила «приема» в группировку, нормы поведения.
- Цель в двух случаях фактически одинакова – впасть в эйфорию. Только наркомы называют ее – кайфом, а религиозные люди – благодатью, приятным, радостным состоянием психики.
- Некоторые верующие утверждают, что разговаривают с богом, к ним с небес спускались святые, вели беседы, давали знаки. Особенно, если верующий регулярно поститься, без конца молиться, отказывается от еды и питья на недели, месяцы (это распространенная практика у черных монахов). Зависимые люди точно также страдают галлюцинациями, видят картинки, слышат голоса.
- Круг интересов сокращается как у религиозных фанатиков, так и у наркоманов. Замечали: ни с теми, ни с другими становится говорить бессмысленно, если не касаться любимых ими тем. Изменения в психике неизбежны, когда человек зацикливается на одной цели.
- Круг общения тоже резко меняется. Человека окружают только ему подобные. Остальные постепенно выходят из жизни верующих и наркозависимых людей. Обе категории граждан могут агрессивно реагировать на замечания, осуждать поступки, исходя из собственных моральных убеждений.
- Лишить верующего радости молитвы, как и наркомана опиума, легко: настроение человека меняется в худшую сторону. Иногда все заканчивается глубокой депрессией, которая лечится только медикаментозно.
- Как верующие, так и наркоманы не считают себя зависимыми. Религиозный человек считает свой выбор осознанным, а пристрастившийся к дурману в принципе не отдает отчета своим действиям. Верующие люди готовы отдать жизнь во имя веры, что с точки зрения любого психолога не является нормой.
Как верующие люди, так и наркозависимые по факту являются низшими «звеньями» сложных систем и организаций. В первом случае это церковь – одна из самых богатых структур во всем мире, во второй – наркокартели.
Дополнительно[]
- Название квеста в русской локализации является отсылкой к изречению немецкого писателя XVIII века Фри́дриха фон Ха́рденберга (литературный псевдоним «Новалис») о том, что любая религия является наркотиком для ее последователей. Позднее сравнение религии с опиумом с отсылкой к Новалису использовал Карл Маркс, в связи с чем существует устойчивое, но неправильное мнение о том, что изречение принадлежит именно Марксу.
- Название квеста в английской версии является игрой слов. Фраза «A Greedy God» (англ. «Жадный бог») созвучна с выражением «greedy-guts», которое переводится как «обжора».
- Рассказ Всебога о том, как крестьяне приняли подожженный им куст за божество, может являться отсылкой к библейскому сюжету о явлении Моисею Бога в образе горящего куста.
- Данный квест доступен лишь после прохождения задания «На ощупь», где наградой Геральту от Кейры Мец будет магический амулет Глаз Нехалены.
Что выбрать
Вклинившись в их разговор, Геральту становится известно, что Пребен и Дагмар, а именно так зовут этих двух странных немолодых человека, поклоняются некому божеству, именуемому «Всебогом».
Вам предстоит прослушать небольшой рассказ о том, что «Всебогу» поклоняются уже не одно поколение, начиная с тех пор, как неизвестным нам «Рослав из Деревни Рудник» не обнаружил его.
Учитывая военное положение, становится понятно, что почитатели божества уже не могут одаривать его такими же дарами, что и прежде. Это обстоятельство разозлило «Всебога», и он наслал на этих несчастных проклятье.
Геральт пытаясь разобраться в ситуации, подходит к Алтарю (находится там же) и начинает не особо продуктивный диалог со «Всебогом», используя для связи «кодовое слово», которое стало известно из диалога с Пребеном и Дагмаром – фраза «Помоги несчастному в беде, пожалуйста, пожалуйста».
После того, как Геральт скажет о сложном положение крестьян, «Всебог» продолжит показывать характер и продолжает угрожать, говоря об ужасных катаклизмах и стихийных бедствиях. Выбор угроз странен (например, угроза спустить лавину), что подтверждает Геральту подозрение о нелепости сложившейся ситуации.
Ведьмак замечает, что голос «Всебога» издаётся откуда-то снизу…
Напротив алтаря (у выхода, где свечи), используя ведьмачье чутьё мы обнаружим иллюзию, после нивелирования которой будет открыт проход в низ.
Спустившись, Геральт наконец-то лично знакомиться со «Всебогом», а точнее со сильваном, и затевает диалог, который и предрешит судьбу квеста.
Здесь есть три варианта, два из которых предполагают одинаковый исход:
«Убить сильвана» — по сути, ничего категоричного из-за принятия данного решения не будет, за исключение того, что местные жители не заплатят Геральту за работу, а просто уйдут после известий о смерти их божества.
«Попытаться договориться со сильваном» — это самый оптимальный вариант в данной истории.
Ведьмак, используя внушительный внешний вид и врождённый дар убеждения, направит «Всебога» на усмирение своего «аппетита», и уговорит продолжать принимать дары почитателей, несмотря на их скудность. Сильван не захочет связываться с Геральтом и пойдёт на уступки и снимет проклятье.
«Рассказать о том, кто на самом деле «Всебог» — этот вариант также не принесёт финансовую выгоду для Геральта, так как подобные известия подействуют на крестьян также, как и известия о смерти сильвана.
Кроме того, ничего не изменит намёк Геральта о том, что находится под руинами и где располагается проход.
«Опиум для народа» — это лёгкая двухминутная прогулка за 50 очками опыта.
Вам также будет интересно
- Топ 100+ подарков для фанатов игры The Witcher 3
- ТОП 4 — Лучших ноутбука для игры в The Witcher 3
- Лучшие игровые ноутбуки до $1000
- Лучший игровой жесткий диск (HDD) | 2.5 и 3.5 дюйма, SSHD — xGamers
- Лучшие беспроводные наушники вкладыши
Метафора
Маркс использовал эту фразу, чтобы выдвинуть структурно-функционалистский аргумент о религии , и особенно об организованной религии .
По его мнению, религия может быть ложной, но это функция чего-то реального. В частности, Маркс считал, что у религии есть определенные практические функции в обществе, которые были подобны функции опиума для больного или раненого человека: она уменьшала непосредственные страдания людей и давала им приятные иллюзии, которые давали им силы продолжать. В этом смысле, хотя Маркс может и не питать симпатии к самой религии, он испытывает глубокую симпатию к пролетариату, который доверяет ей.
Однако Маркс также считал религию вредной для революционных целей: сосредотачиваясь на вечном, а не на временном, религия отвлекает внимание угнетенных от эксплуатации и которая охватывает их повседневную жизнь. В этом процессе религия способствует формированию своего рода ложного сознания, которое поощряет культурные ценности и убеждения, которые поддерживают и подтверждают продолжающееся доминирование правящего класса
Тем самым он предотвращает социалистическую революцию , ниспровержение капитализма и создание бесклассового социалистического общества.
По мнению Маркса, как только рабочие наконец свергнут капитализм, неравные социальные отношения больше не будут нуждаться в легитимации, и отчуждение людей исчезнет вместе с любой потребностью в религии.
Подобные заявления и влияние
Эту же метафору использовали многие авторы примерно в 19 веке.
В 1798 году Новалис писал в « Blüthenstaub » («Пыльца»):
В 1840 году Генрих Гейне также использовал ту же аналогию в своем эссе о Людвиге Бёрне :
Работы Бруно Бауэра оказали ключевое влияние на Критику философии права Гегеля . Метафора Маркса предвосхищена в двух работах Бауэра: Die gute Sache der Freiheit и Der christliche Staat . В первой работе Бауэр говорит о религии как о причине «опиумного отупения»; в последнем Бауэр упоминает «опиумное» влияние теологии.
Чарльз Кингсли , канон в Церкви Англии , писал в 1847 году, через четыре года после Маркса:
Мигель де Унамуно
Мигель де Унамуно , знаменитый испанский автор « Поколения 98-го» , сосредоточил свою ниволу « Сан-Мануэль Буэно», mártir, на теме опиатического воздействия религии на жителей сельской местности Испании . В книге главный герой Дон Мануэль — священник, который не верит в Бога, но продолжает проповедовать, потому что видит положительное влияние, которое он может оказать на жизнь своих прихожан. Таким образом, религия также помогает излечить его собственную глубокую депрессию через счастье, которое он испытывает, помогая людям Вальверде-де-Люцерна. Унамуно прямо ссылается на Маркса, когда Дон Мануэль объясняет:
Ленин
Владимир Ленин , говоря о религии в « Новой жизни» в 1905 году, сослался на более ранние комментарии Маркса:
Некоторые авторы проводят современное сравнение фразы «опиум для народа» со спортивным фэндомом , знаменитостями , развлечениями на телевидении, в Интернете и другими развлечениями и т. Д. Это можно рассматривать как параллель с концепцией хлеба. и цирки .
Осторожно — TDD!
В последнее время все громче и настойчивее звучат голоса о пользе TDD. Правда радует, что пока еще многие говорят, что делают это, но мало кто занимался им на самом деле. Но тенденция пугает, в первую очередь потому, что сама идеология test-driven development выстроена с вкраплением здравых и полезных мыслей, из которых потом делают странные выводы и обобщения.
Да я согласен, что тесты писать хорошо, но покрывать ими абсолютно весь код — плохо. Я считаю unit тесты полезными, но возводить их в абсолют кажется мне странной затеей. Заменять документацию только тестами — глупо. Избегать функциональных тестов, только потому что они медленнее и сложнее — не очень правильно.
Цикл разработки по TDD
Вот тут есть обстоятельное видео от Андрея Солнцева, с этим роликом я бы рекомендовал ознакомиться, как с прекрасным примером пропагандистов технологии. В первой части изложено довольно много концепций и аргументов защитников TDD и околотддшных практик.
Ильф Илья и Петров Евгений
Вряд ли работы Ленина и Маркса, несмотря на их широкую популяризацию в СССР, могли превратиться в источник интенсивного продвижения этой фразы. Говорят, что в нынешнем виде (то есть в версии «опиум для народа») это крылатое выражение пропагандировалось благодаря снискавшему всенародную благосклонность роману Петрова и Ильфа «Двенадцать стульев».
В произведении создан сатирический образ алчного священника отца Фёдора, который в поисках сокрытого богатства стал оппонентом главных героев. Во время одной из стычек противостоящих сторон Остап Бендер, потешаясь над саном священника Фёдора, говорит фразу: «Почём опиум для народа?» Во времена Сталина в СССР имела место жестокая политика по дискредитации и преследованию церкви. Именно поэтому тогда это сравнение служения культа с продавцом опиума нашло у населения живой отклик.
Прохождение
От указателя Двор Празднолюбцев в Велене следуйте по дороге на юг, пока не наткнетесь на руины, где разговаривают два крестьянина, Дагмар и Пребен.
Они объяснят, что делают подношение своему божеству, Всебогу, чтобы тот защищал и благословлял их. По крайней мере, так они думают.
Когда-то давно, один из крестьян из местной деревни был занят сбором хвороста неподалеку и внезапно рядом с ним загорелся куст, — настоящее чудо! Затем из ниоткуда к нему обратился голос, требующий подношений и поклонения. По их словам, Всебог проклял их, так как дары деревни стали скудны из-за продолжающейся войны.
Подойдите к статуе, находящейся напротив крестьян.
Поговорите с» божеством», которое будет утверждать, что он обрушит свой гнев на деревню и погребет ее под лавиной, если они не принесут ему лучшую пищу. Но с этими угрозами есть 2 проблемы: гор рядом нет и в помине, а сам голос отчетливо слышен из-под земли.
Далее для прохождение “Опиума для народа” в Ведьмаке 3 нужно применить ведьмачьи чувства, чтобы заметить недалеко от тотема бутылку, пахнущую уксусом. По запаху двигаемся к стене с разбросанными камнями, затем примените Глаз Нехалены на камне, чтобы развеять иллюзию и войти в тайный подвал.
Внизу Геральт находит Всебога — сильвана, который объявил себя божеством и неимоверно растолстел на крестьянских дармовых харчах.
Тесты как документация
Тест вообще говорит только о том, что именно в этом конкретном случае, с этими конкретными данными код ведет себя вот так. Все! Чтобы узнать как работает код в общем случае — нужно, как ни странно, посмотреть на код.
А тем кто все же сомневается и считает тесты хорошей альтернативой документации, рекомендую попробовать поизучать boost, по их тестам. Для не любителей “плюсов”, судя по отзывам, хорошей альтернативой будет spring framework.
Правда тут есть исключения. Например, иногда по коду не понятно, сделал ли это программист специально, защищаясь от каких-то побочных эффектов или еще чего или просто сглупил. В этом случае стоит заглянуть в тесты. Если разработчик осознанно делал какой-то участок кода, который очевидно может вызывать вопросы, он скорее всего это зафиксировал в тестах, чтобы шаловливые ручки последующих поколений не зарефакторили что не надо. Но такие случаи скорее исключение, чем правило.
Мнение Эндрю Маккинона
Ученый Эндрю Маккиннон провел собственное исследование, где утверждает о том, почему нельзя сравнивать религию и опиум, воспринимая его исключительно как одурманивающее средство. Слово опиум, по его утверждению, на протяжении разных периодов имело совсем разные смыслы.
Значения слова бывали такими:
- Анестетик. Опиум часто использовали для лечения болезней, включая такие страшные как холера. Одно время его можно было свободно купить в любой аптеке мира. Запрещать лекарство стали гораздо позже.
- Истории известны так называемые опиумные войны – крупный конфликт в Китае.
- Одно время вещество использовали для успокоения младенцев. И однажды это привело к серьезной социальной проблеме, когда общественники потребовали запретить подобное успокоительное.
- Наркотиком является морфин – синтетическое вещество, изготавливаемое на основе опиума.
- Его часто использовали творческие люди, художники, писатели, поэты как легкий допинг, помогающий прийти вдохновению.
Фраза всякий раз воспринимается по-разному, но чаще ее используют именно в сравнении религии и наркотика.
Игра «Ведьмак 3: Дикая Охота»[]
На руинах усадьбы южнее Двора празднолюбцев ведьмак может обнаружить двух взволнованных мужиков – Дагмара и Пребена, которые спорят о неком Всебоге. Поинтересовавшись у них, в чем дело, Геральт узнает, что они уже несколько поколений как почитают Всебога, который требует от них жертв, а взамен «опекает» их деревню. Теперь же, во время войны, крестьяне уже не могут приносить божеству такие богатые дары, как раньше, из-за чего он разгневался и наслал на них проклятие. Ведьмак соглашается попросить Всебога смилостивиться над ними.
|
Подойдя к алтарю, Геральт обращается ко Всебогу, который отказывается снять проклятие и угрожает разными бедствиями. Ведьмак решает, что это не божество, а обманщик и решает найти хитреца. С помощью ведьмачьего чутья он находит груду камней, которые оказываются иллюзией, и скрывают вход в подвал.
|
Спустившись, Геральт обнаруживает кучу недоеденных «даров» и самого Всебога, который оказывается тучным сильваном. Он рассказывает, что где-то сто лет назад, во время зимы, сильван спрятался в этом подвале от непогоды, развел костер, который поджег кусты на горе. Сильван раскашлялся от дыма, а крестьянин, находившийся на верху, услышал голос из ниоткуда и решил, что это чудо. Так появился культ Всебога.
Далее у ведьмака есть три варианта: убить Всебога, уговорить его принимать более скромные дары, или оставить все как есть. Первый и третий варианты расстроят крестьян, а второй – обрадует. Также Геральт может рассказать мужикам о подвале, предоставив им решать судьбу сильвана самим.
Запись в дневнике
- Бродя в лесной глуши Велена, Геральт наткнулся на алтарь. Рядом с ним оказалось двое озабоченных крестьян. Когда ведьмак спросил, что их беспокоит, мужики поведали, что почитаемое ими божество с повергающим в трепет именем Всебог отвергло принесенные ими дары. Ведьмак, хотя и не был человеком особенно религиозным, пообещал, что заступится за богобоязненных селян.
- Оказалось, что окруженный невероятным почетом Всебог – обычный сильван или, как его называют простые люди, диавол. Хитрая бестия убедила мужиков в своем божественном могуществе и уже много лет жила в довольстве, питаясь приносимыми жертвами.
-
Если Геральт решил убить Всебога:
- Ведьмак рассудил, что хотя сильван никого не убил и даже не ранил, он был вредоносным паразитом и, будучи таковым, заслуживал смерти. Геральт надеялся, что крестьяне поблагодарят его за избавление от рогатого нахлебника, но его рациональный подход к делу не встретил понимания.
-
Если Геральт убедил Всебога быть скромнее:
- Геральт убедил сильвана, что привередливо копаться в дарах во времена всеобщей нищеты и голода недостойно божества, хотя бы и не настоящего. Сильван, казалось, собирался возражать, но вид серебряного меча за спиной ведьмака отбил у чудовища охоту полемизировать.
-
Если Геральт не стал убеждать Всебога:
- Ведьмак убеждал сильвана, что придирки к дарам во времена всеобщего голода и нищеты, по меньшей мере, безнравственны и недостойны божества, однако аргументы эти на сильвана не подействовали. Геральт решил, что бисер перед сильваном метать не будет, а потому простился со Всебогом и пошел своей дорогой.
Задачи
- Обратиться к Всебогу, используя алтарь.
- Найти Всебога, используя ведьмачье чутье.
- Убедить сильвана исправиться.
- Убить Всебога.
- Поговорить с мужиками.
Информация:
Довольно неоднозначное высказывание, имевшее разный смысл в разные времена. Так как до 19 века опиум не считался веществом, затуманивающим разум, а опиаты были законными, свободно продавались и считались полезным лекарством. Тем не менее, выражение, получило свою известность благодаря изречению воинствующего атеиста Карла Маркса использовавшего фразу в введении к работе «К критике гегелевской философии права», написанной в 1843 году:
«Религия — это вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира, дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа». — К. Маркс, «К критике гегелевской философии права», 1843
Слова Маркса «Религия — опиум народа» совсем не ругательны. Просто их нужно отделить от советского восприятия
В цитате Маркса нет предлога «для», что очень важно. Если «для народа» — значит, какая-то ненародная группа вырабатывает, а потом навязывает народу свой продукт, то «опиум народа» — это скорее то, что вырабатывает сам народ
Формулировка Маркса оригинальна, но саму идею сравнения опиума с религией он заимствовал у христианского социалиста Чарльза Кинглси (1819 — 1875). Карл Маркс был лично знаком с Кингсли, обменивался с ним мнениями, вёл полемику. Правда Кинглси религии приписывал не одурманивающие, а успокаивающие действие, облегчающее страдания:
«Мы использовали Библию, как будто это справочник констебля или как дозу опиума, успокаивающего перегруженное вьючное животное – чтобы поддерживать порядок среди бедных». — Ч. Кинглси
Резкий отрицательный окрас, слова Маркса поучили благодаря В. И. Ленину сократившему фразу и добавившему собственный комментарий:
«Религия есть опиум народа, — это изречение Маркса есть краеугольный камень всего миросозерцания марксизма в вопросе о религии. Все современные религии и церкви, все и всяческие религиозные организации марксизм рассматривает всегда, как органы буржуазной реакции, служащие защите эксплуатации и одурманению рабочего класса».— В.И. Ленин, «Об отношении рабочей партии к религии», газета «Пролетарий» № 45, 13 (26) мая 1909 г.
Существуют и другие примеры цитирования фразы Лениным изменяющим изначальный смысл.Однако, сравнение религии с опиумом, известно ещё до Маркса и Кинглси. Первым его использовал великий франко-швейцарский философ и писатель Жан-Жак Руссо в своём знаменитом романе «Юлия, или Новая Элоиза» опубликованном в 1761 году. Используя сравнение с опиумом, он указывал на полезные успокаивающие свойства религии:
«Набожность…есть опиум для души; она бодрит, оживляет и поддерживает, когда принимается помалу; в слишком сильных дозах усыпляет, или приводит к безумию, или убивает». — Ж.—Ж. Руссо, «Юлия, или Новая Элоиза». Часть 6. Письмо 8. Перевод П. Немчиновой
Так же, фразу иногда приписывают Маркизу де Саду, однако, его метафора «опиум» относится не к религии, а ко лжи, к которой прибегает правящая верхушка, чтобы отвлечь народ от причин его бедственного положения. В романе де Сада «Жюльетта» (1797) главная героиня использует метафору «опиум» в разговоре с королём Фердинандом, критикуя его политику по отношению к подданным:
«Вы боитесь, Фердинанд, что люди узнают правду, ту правду, которую я говорю вам в лицо, поэтому вы изгоняете искусства и таланты из своего королевства. Вы страшитесь проницательности гения, поэтому поощряете невежество. Вы кормите народ опиумом, чтобы, одурманенный, он не чувствовал своих бед, виновником которых являетесь вы сами.» — М. де Сад, «Жюльетта», 1797
Немецкий поэт Новалис в сборнике афоризмов «Цветочная пыльца» (1798) сравнивает религию с опиумом:
«Ваша так называемая религия действует как опий: она завлекает и приглушает боли вместо того, чтобы придать силы». — Новалис, «Цветочная пыльца», 1798
Еще один интересный пример употребления сравнений можно встретить у испанского писателя Мигеля де Унамуно «Святой дон Мануэль Добрый»:
«Религия есть опиум народа. Опиум … Опиум … Опиум, да. Давайте давать опиум, а спать и мечтать». — М. де Унамуно, «Святой дон Мануэль Добрый»
Фразу использовал и поэт Иосиф Бродский в стихе «Речь о пролитом молоке» написанном в 1967 году:
Нынче поклонники оборота «Религия — опиум для народа»поняли, что им дана свобода, дожили до золотого века. Но в таком реестре (издержки слога) свобода не выбрать — весьма убога. Обычно тот, кто плюет на Бога, плюет сначала на человека. — И. А. Бродский, «Речь о пролитом молоке», 1967
Другой, но не менее известный вариант фразы — «Почём опиум для народа?» из романа «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова.
Сообщить о ошибке
Что сказал В.И. Ленин
Владимир Ленин в отличие от Карла Маркса, был настроен к религии очень категорично. Его позиция была обнародована 3 декабря 1905 года. Популярная в начале 20-ка века газета выпустила статью, где Ленин подробно разъяснил читателям свое видение фразы: религия опиум для народа.
Вот, что подразумевал под фразой вождь мирового пролетариата:
- Религия – вид духовного угнетения людей, которые всю жизнь только трудятся, измучены нехваткой денег, однообразностью быта.
- Вера в загробную жизнь помогает надеяться на лучшую долю. Пусть и не в этой жизни.
- Вера помогает и богатым почувствовать себя полезными людьми, оправдать праздную жизнь через благотворительность.
- Как дикарь бессилен объяснить природное явление и приписывает любую стихию чертям, чудесам и прочей мистике, так и верующий человек вынужден стать смиренным. Бороться с системой просто нереально.
- Религия дарит иллюзию правильного образа жизни всем, кто живет за счет чужого труда.
В конце, Ленин делает дерзкое для своего времени заключение, сравнивая религию с сивухой – дешевым спиртным напитком, который в то время повсеместно пили рабочие люди, крестьяне. Он призвал отказаться от одурманивания. Владимир Ильич изучал в гимназии «Закон Божий» и имел по предмету хорошие оценки, но позже он вел яростную борьбу с религией, запрещая ее, разрушая церкви и монастыри в Советском Союзе.
Никонов
Многие знают, кто такой Александр Никонов. «Опиум для народа. Религия как глобальный бизнес-проект» — известная книга, написанная этим талантливым писателем. Никонов – убеждённый атеист и выдающийся специалист по развенчиванию различных мифов. Он занимается анализом текстов Святого Писания.
С неизменным сарказмом, как всегда убедительно и логично, Александр в этой книге демонстрирует, что Ветхий Завет является сборником эпосов развитых цивилизаций, сказаний античных скотоводческих племён. Он обнаруживает, что в своих азах Евангелие является перепевами мифов архаических культур и что церковь, по существу, — планетарный торговый проект.
Книга Никонова «Опиум для народа. Религия как глобальный бизнес-проект», несомненно, касается религиозных чувств определённых групп людей. Впрочем, критики говорят, что её полезно прочитать всем – и неверующим, и верующим, и сомневающимся.
Этот том не о вероучении. Вера – интимное, внутреннее, личное дело каждого человека. А церковь и религия – совсем иное.
Что говорят о книге Александра Никонова «Опиум для народа. Религия как глобальный бизнес-проект» люди? Многие уверены, что в этот раз автор перегнул палку. Они говорят, что так унижать веру – это слишком. Хотя они же и утверждают, что книга довольно интересная, что в ней логически показаны и доказаны все нестыковки в Библии.
Некоторые говорят, что, по сути, это пересказ Ветхого и Нового Заветов и части апокрифов, но с точки зрения истории, логики, социологии и многих иных наук. Всё это сопровождается фирменным стилем Никонова – издёвкой. Многие заявляют, что это интересная книга с изрядным чувством юмора и не советуют её читать тем, кто считает себя верующими.