Что такое апокриф и какое его значение в православии

Отличия апокрифической литературы от канонической.

Существует несколько принципов, отличающих апокрифическую литературу от канонической.

Апокрифическая литература Каноническая литература
Тексты не являются «боговдохновенными» Тексты считаются «боговдохновенными»
Апокрифы запрещены для чтения в церкви Тексты Библии читаются в церкви
Апокрифические тексты часто спорны, описываемые факты не находят подтверждения в других исторических документах Факты, описанные в канонических текстах, часто находят подтверждение в других источниках
Основные идеи часто противоречат учению Церкви. Основные идеи находятся в согласии с учением Церкви.
Тексты часто носят гностический или еретический характер Тексты признаются христианской Церковью и входят в Библейский канон
Апокрифические тексты, на основе Библейских событий написаны значительно позже канонических книг Многие канонические Книги написаны очевидцами событий или их учениками

Апокрифическая литература возникла задолго до распространения христианства. Известно, что еще Ездра после возвращения из Вавилонского плена пытался собрать и категорировать все известные на тот момент священные тесты. Ездра, да и не только он, с особой избирательностью относился к текстам, которые были написаны под явным влиянием оккультных практик или языческих мифов. Подобные, противоречащие традиционным преданиям, тексты часто намеренно уничтожались. Однако, стоит подчеркнуть, что большая часть ветхозаветных апокрифов вошла в состав Талмуда, ими также изобилует Каббала.

К слову, Ездра считал традиционными (каноническими) 39 священных текстов, которые и сейчас составляют основу Ветхозаветного канона. Александрийские богословы добавили к этим книгам еще 11, которые сегодня в православной традиции считаются второканоническими. В отличие от апокрифических текстов, тексты второканонических книг используются в богослужениях.

Вопрос отделения апокрифической литературы от канонической был весьма актуален и для раннего Христианства. Появилась новая волна апокрифических текстов, в которых авторы разного происхождения и разной степени грамотности, исходя из разных целей, пытались дополнить Священное Писание. Не стоит забывать и о том, что это было время распространения различных раннехристианских сект и спекулировании на религиозной тематике. Многие авторы пытались добавить авторитетности своим текстам, подписываясь именами почитаемых в то время апостолов. Многие авторы раннехристианских апокрифов считали, что официальная Церковь скрывает истинное учение от христиан и пытались исправить эту «ошибку».

В ответ на волну появления большого количества новых апокрифов официальная церковь стала на защиту чистоты Священного Писания и предпринимала попытки борьбы с апокрифической литературой путем:

  • составления списков запрещенных еретических текстов,
  • уничтожения апокрифических текстов;
  • опровержения лжеучений и критикой действий лжеучителей.

Вершиной борьбы с апокрифической литературой стало утверждение Новозаветного канонаиз 27 книг. Состав новозаветного канона был закреплён 85-м Апостольским правилом.

Долгое время статус той или иной апокрифической книги решался на многочисленных соборах.

Утраченные работы

Некоторые тексты упоминаются во многих древних источниках и, вероятно, будут считаться частью апокрифов, но ни один известный текст не сохранился:

  • Евангелие от Евы (цитата из этого Евангелия дана Епифанием ( Haer. Xxvi. 2, 3). Возможно, это Евангелие Совершенства, на которое он ссылается в xxvi. 2. Цитата показывает, что это Евангелие было выражением полного пантеизма )
  • Евангелие четырех небесных царств
  • Евангелие от Матфея (вероятно, отличается от Евангелия от Матфея )
  • Евангелие Совершенства (используется последователями Василида и других гностиков. См. Епифаний, Haer. Xxvi. 2)
  • Евангелие семидесяти
  • Евангелие от Фаддея (это может быть синонимом Евангелия от Иуды , путая Иуду Искариота с Иудой Апостолом )
  • Евангелие Двенадцати
  • Memoria Apostolorum

Разъяснение о понятии «Апокриф» на примере древнего племени

Наш мир (живущие в нём люди) по своей сущности религиозен. Это означает, что большая часть человечества в период всей истории догадывалась о присутствии высших сил, которым подвластны небесные и земные стихии. Для того, чтобы все было в жизни благополучно, люди приносили этим божествам дары. У каждого народа и племени приношение совершалось, согласно тому, в какой местности они проживали, и религиозным традициям принадлежали.

Объясним понятие Апокриф, используя пример из жизни предполагаемого народа, живущего в отдалённом времени. Итак, такой вымышленный исторический сюжет.

У одного древнего народа или племени сложились религиозные отношения, которые мирно продолжались в течение нескольких поколений. Вдруг встаёт некий человек из священнического рода и говорит, что раньше такие-то и такие-то вещи совершались по-другому, то есть не так, как сейчас, в наше время. Давайте мол, поменяем кое-что в наших ритуалах и таким образом, вернёмся к истокам. Стали об этом рассуждать и выяснилось, что действительно об этом говорит некое устное предание, но доказательств, происходящему в прошлом этого народа иной традиции, нет. Решают оставить все как есть, а те предполагаемые вещи, которые будто совершались в старину, будучи не доказаны, пока оставить «апокрифом».

Конечно, такой термин звучал по-другому на языке того народа, но сущность вердикта была всем понятна. Следует отметить, что вопрос этот все равно оставался открытым, и в народе ещё долгое время витал дух тайны.

Мы нарисовали эту иллюзорную картину, чтобы показать то, как нам, современным людям принимать или отвергать апокрифы, например, как христианам принять апокрифы евангелия.

Культурное влияние

  • Отверстие , «Вечный покой субсидия им, Господи, и пусть вечный свет светит на них», традиционный Реквием в католической церкви по мотивам 4 Ездров 2: 34-35.
  • Альтернативное вступление для Quasimodo Sunday в римском обряде католической церкви в целом основано на 4 Esdras 2: 36–37.
  • История Сусанны , возможно, является самым ранним примером драмы в зале суда и, возможно, первым примером эффективного судебного перекрестного допроса (в Библии нет других примеров, кроме, возможно, приговора Соломона в 3 Царств 3:25).
  • Бел и Дракон , пожалуй, самый ранний пример загадки запертой комнаты .
  • Ссылка Шейлока в «Венецианском купце» на «Даниил приходит на суд; да, Даниил!» относится к истории Сусанны и старейшин.
  • Тема старейших, удивляющих Сусанну в ее ванне, широко распространена в искусстве, например, в картинах Тинторетто и Артемизии Джентилески , а также в поэме Уоллеса Стивенса « Питер Квинс у клавира» .
  • Давайте теперь хвалим знаменитых людей , названиехроники издольщиков из Алабамы, написанной Джеймсом Эйджи за 1941 год, было взято из Екклесиастика 44: 1: «Давайте теперь хвалим знаменитых людей и наших отцов, которые родили нас».
  • В своей духовной автобиографии Грейс преуспевая к начальнику грешных , Джон Bunyan рассказывает , как Бог укреплял его от соблазна отчаяния своего спасения, вдохновляя его словами, «Посмотрите на древние роды и посмотрите: действительно ли какой — либо когда — либо доверие к Богу , и были сбиты с толку? «

Оценка

Сегодняшний день

Среди историков раннего христианства книги считаются бесценными, особенно те, которые почти вошли в последний канон, такие как « Пастырь Гермы» . Барт Эрман , например, сказал:

Историческое развитие к сегодняшнему канону

Исторические дебаты в первую очередь касались того, следует ли читать определенные произведения на церковной службе или только в частном порядке. Эти произведения широко использовались, но не обязательно считались католическими или «универсальными». К таким произведениям относятся Дидахе, пастырь Ермы, 1 Климент, 2 Климент, Послание Варнавы и, в меньшей степени, Апокалипсис Петра .

Принимая во внимание общепринятые даты авторства всех канонических сочинений Нового Завета (около 100 г. н.э.), а также различные свидетельства каноничности, сохранившиеся среди сочинений Игнатия, Поликарпа, Иринея и т

Д., Четыре Евангелия и письма Христианская община язычников считала Павла библейским писателем, и потребовалось 200 лет, чтобы завершить канон; с начала 2-го века до середины 4-го века ни одна книга в последнем каноне никогда не объявлялась ложной или еретической, за исключением Откровения Иоанна, которое Лаодикийский собор в 363–364 гг. остальные 26 книг Нового Завета). Возможно, это было из-за опасений по поводу влияния монтанизма, который широко использовал книгу для поддержки своего богословия. См. Откровение Иоанна для получения более подробной информации.

Афанасий написал свое пасхальное письмо в 367 г. н.э., в котором определен канон из 27 книг, идентичных текущему канону, но также перечислены два произведения, которые «не были в каноне, но должны быть прочитаны»: «Пастырь Ермы и Дидахе» . Тем не менее, лидеры ранней церкви в 3-м и 4-м веках обычно проводили различие между каноническими трудами и теми, которые не были каноническими, но были «полезными» или «полезными для обучения», хотя никогда не относили ни одну из последних 27 книг к последней категории. Одна из целей установления канона заключалась в том, чтобы охватить только те произведения, которые, как считалось, были написаны апостолами или их ближайшими соратниками, и, как говорится в фрагменте канона мураторианства (около 150–175 гг. Н. Э.) О пастыре Ермы:

Что такое апокриф

Греки апокрифом называли тайные писания, имеющие скрытый иди сокровенный смысл. В православной литературе такие тайнописи известны, как неканонические, католики называют второканонические, а протестантские последователи называют их на греческий манер апокрифическими.

В отличие от православия и католицизма иудеи и протестанты в свои Библии не включают книги Маккавеев, Иудифь, Товит и другие, в то время, как в православных Библиях они встречаются.

Ветхозаветные апокрифы

Православные священники к апокрифам относят такие издания, как Книги Юбилеев и Еноха, Видения Исайи, Псалмы Соломона и другие, используя их в качестве дополняющей информации.


Книга апокрифов. Ветхий и Новый Завет

При этом в неканонических посланиях может быть неизвестно не только точное время его написания, но и авторство. В апокрифических находках прекрасно описана культура, идейная среда того времени, дающая более полное понятие предхристианского периода.

Между последним посланием Старого Завета, от пророка Малахии и до Евангелия от Матвея расстояние в 600 лет, и только скрытые книги могут донести до человечества события, которые происходили в этот период. Из старозаветных апокрифов наибольший интерес вызывают толкования канонических текстов или мидраши, как их называют евреи.

Мало кто из христиан слышал про Книгу Юбилеев, которая описывает семилетнее пребывание (об этом в Библии не говорится) Адама и Евы в Эдеме. Идентично «Откровению» Иоанна Богослова написана «Книга Еноха», описывающая последние дни жизни людей на земле. Об Апокалипсисе писали пророки, о «Вознесении Моисея» вспоминает в своем послании апостол Иуда.

В «Завете двенадцати патриархов» можно обнаружить молитвенный сборник, идентичный современному «Молитвеннику».

Читайте о Библии:

  • Малоизвестные факты о Библии
  • Как правильно читать Библию и с чего начать
  • Образ Иуды Искариота из Библии

Новозаветные апокрифы

Неканонические книги, не вошедшие в Библию, в отличие от старозаветных апокрифов, претендуют на равнозначность с Богодухновенным Писанием. Несмотря на то, что Церковь отрицает истинность некоторых из них, в мире продолжают появляться все новые евангелия, авторство которых приписывают:

  • Петру;
  • Фоме;
  • Иуде;
  • Марии Магдалине;
  • Филиппу;
  • Никодиму и другим апостолам и людям, встречающимся на пути Иисуса.

Трудно поверить в их подлинность, читая Новый Завет. В Евангелии от Иуды записано, что любимым и лучшим другом Христа был не Иоанн, а предатель Иуда, якобы посланный выполнить Божественную миссию. Евангелие от Варнавы вообще можно назвать богохульным, ибо в нем сообщается о нежелании Иисуса назваться Сыном Бога.

Апостол Павел в своем письме коринфской церкви предостерегает об иных благовествованиях, имея в виду апокрифические книги, извращающие учение Спасителя и значение Его смерти, Воскрешения и Вознесения.

Читайте о Христе:

  • Крестные страдания Иисуса Христа
  • Смерть Иисуса Христа
  • Воскрешение Иисуса Христа

Апокрифы писали из мести, ради славы и чтобы донести свои идеи до масс

Нет единого ответа на вопрос, зачем писали апокрифы. Всё сильно зависит от темы конкретного текста и эпохи его создания. Например, известны такие мотивы:

Месть. У христиан и иудеев было немало противников, а потому это довольно изощрённый способ отомстить — написать библейский текст, который мог бы подорвать основы вероучения, либо подтвердить его вторичность по отношению к другой религии. Яркий пример — апокрифическое евангелие от Варнавы. Его автор описывает новозаветные события в выгодном для ислама контексте.

Проповедь. Как донести свои религиозные идеи до широких масс? Понятно, что анонимный текст или рукопись никому неизвестного человека не будет интересна публике. А вот если своё учение вписать в доселе неизвестное Послание апостола Павла, например, то интерес к тексту значительно возрастёт. Да и критический настрой к тексту исчезнет. Особенно этот метод пользовался популярностью у гностиков. То же Евангелие от Марии — гностическая проповедь, но в устах Христа она приобретает большой весь для читателя.


В апокрифе Евангелие от Марии Мария Магдалина предстаёт лучшей ученицей Христа

Жажда славы. «Если не прославлюсь сам, то хотя бы мой текст войдёт в историю», — рассуждали фальсификаторы и сочиняли тексты библейского содержания, напрочь лишённого какого-либо духовного смысла. Обычно это всего лишь художественные сюжеты, расширяющие известные иудейские и христианские сюжеты. Евангелие детства от Фомы — пример такого рода сочинительства.

В этом тексте полно историй о сверхъестественных способностях Иисуса Христа, которые не несут ни нравоучительного, ни духовного, ни сакрального смысла. Это роднит текст с мифами про детство богов и героев (например, Кришны и Геракла), но ничего не добавляет к христианскому учению.

Апокрифы (неканонические Евангелия)

Повествования о жизни и учении Иисуса Христа

  1. Аграфа
  2. Евангелие от евионитов
  3. Евангелие от евреев
  4. Евангелие Евы
  5. Евангелие от Египтян
  6. Евангелие от Марии
  7. Евангелие от Никодима
  8. Евангелие от Петра
  9. Евангелие от Филиппа
  10. Папирус из Оксиринха
  11. Неканонический отрывок из Евангелия от Иоанна
  12. Послание Климента Александрийского Феодору
  13. Арабское Евангелие детства Иисуса Христа
  14. Евангелие детства Иисуса Христа от Фомы
  15. Евангелие от Иакова (История Иакова о рождении Марии)
  16. Евангелие от Матфея о рождении благодатной Марии и детстве Спасителя
  17. Апокриф Иакова
  18. Апокриф от Иоанна
  19. Беседа Иисуса с учениками
  20. Диалог Иисуса Христа с учениками
  21. Евангелие Истины
  22. Евангелие от Варнавы
  23. Евангелие от Марии Магдалины (блудницы)
  24. Евангелие от Матфея Искреннего
  25. Премудрость Иисуса Христа
  26. Евангелие от Иуды (Искариота) — первый вариант перевода.
  27. Евангелие от Иуды (Искариота) — второй вариант перевода.
  28. Книга Иосифа Плотника
  29. О священстве Иисуса Христа
  30. Слово о крестном древе
  31. Дидахе (Учение двенадцати апостолов)
  32. Церковные правила святых апостолов
  33. Пастырь Гермы
  34. Послание двенадцати Апостолов

Другие новозаветные Апокрифы

  1. Слово святых апостолов от Адама в аду к Лазарю
  2. Галеново на Гиппократа
  3. Гомилия об архангеле Михаиле
  4. Деяния Иоанна
  5. Деяния святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Апокрифические апокалипсисы (о конце времён)

  1. Апокалипсис от Петра
  2. Апокалипсис Петра (полная версия)
  3. Откровение Павла (Апокалипсис)
  4. Откровение Иоанна Богослова (апокрифическое)
  5. Откровение пресвятой Богородицы
  6. Тайная книга Богомилов

Словарь встречающихся в рукописях редких терминов

  1. Плерома — в переводе с древнегреческого означает полнота, гармония мира, где нет смерти и тьмы. Термин христианской мистики, означающий множественное единство духовных сущностей, образующих вместе некоторую упорядоченную «целокупность». В доктринах гностицизма внутри Плеромы эоны группируются по «сизигиям», т.е. как бы брачными парам, по очереди порождающим друг друга.
  2. Эон — это период, служащий изображением этапа или типа эволюции. Это священная декада, т.е. определенные временные циклы, на которые разделена история существования. Также эоны — это миры (пространства, сферы существования).
  3. Логос — древнегреческий термин, означающий одновременно «слово» (или «предложение», «высказывание», «речь») и «смысл» (или «понятие», «суждение», «основание»). Также — Бог, Космическое Существо, Мировой закон и Разум.
  4. Архонт — греческое слово, означающее «начальник, правитель, глава») — высшее существо, обладающее наивысшей властью.
  5. Аутоген — самородный, самосуществующий, независимый ни от чего (на сайте Твоя Йога Вы можете раскрыть это понятие шире из раздела «Из глубины веков», иначе — Христос или аналогия с Брахмой).
  6. Эпинойя — это первая эманация Абсолюта — женское начало всего Сущего (изначальная Инь).
  7. Пронойя — изначальный Свет, первооснова. Это первичное мужское Начало (изначальный Ян).
  8. Барбело — у гностиков, именно у николаитов и барборианов, один из их главных женских эонов, мать всего живущего, обитает с Отцом вселенной и со Христом, происшедшим из самого себя, на восьмом небе.
  9. Метропатор — Бог-Отец или единство (матери и отца).

Также смотрите — Жизнь святого Иссы из раздела: Путь Мастера. А также — Библиотека Наг-Хаммади и свитки Мёртвого моря.

Информация

(?)

Случайная практика: Программа — УПАЗ

Сейчас онлайн на сайте: 136 чел. | Публичная оферта | Твоя Йога в соцсетях

Иуда Искариот и Евангелие от Иуды

Настоящее Евангелие от Иуды Искариота, найденное в Египте, было обнародовано к Пасхе 2005 года.

Иуда Искариот — один из 12 апостолов. Считается, что он предал своего Учителя.
Свое прозвище он получил от г. Кериофа, из которого был родом (Иш-Кериоф — человек из Кериофа).
Он был единственным иудеем среди апостолов, которые все были галилеяне,
и оправдал на себе древнюю поговорку:
«галилеянин любит славу, а иудей — деньги».
В обществе апостолов он заведовал их кассой, из которой скоро начал похищать деньги ,
и затем, обманувшись в надежде, что Iисус Христос явится основателем великого земного царства,
в котором все иудеи будут князьями и утопать в роскоши и богатстве, он продал своего Учителя
за 30 сребреников (или сиклей: 3080 к. = 24 р. зол.), но от угрызений совести повесился.
(Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон. Энциклопедический словарь)

Евангелие от Иуды — наиболее противоречивое Евангелие, которое когда-либо было обнаружено.
Текст, вероятно, был написан в четвертом веке и затем был утерян до XX века.
Хотя большинство Евангелий названо в честь одного из последователей или учеников Иисуса, эта книга названа в честь одного из его антагонистов.
В Евангелиях Нового Завета Иуда представлен как человек, который предал Иисуса за 30 серебряных монет.
С тех пор он изображается как воплощение измены и худшего друга, которого только может иметь человек.

Когда это Евангелие было впервые обнаружено, оказалось, что в нем Иисус изображен в отрицательном свете.
Он оказался темной и угрожающей фигурой, вместо того чтобы выступать в роли главного героя.
Еще еще более примечательно, Иуда, главный злодей в Библии, превращается в главного героя истории.
В тексте говорится, что все это было частью плана Иисуса, а Иуда на самом деле был героем.
По сути, многие из отрывков из этой книги оспаривают основы христианской веры.

Да, не все так просто — возможно, Иуда не виновен.
Человек, который много учился и объездил мир, вряд ли мог быть так низок.
Версии:

  1. специальная договоренность с Иисусом;
  2. предание в руки римлянам подложного лица;
  3. позвал римлян, чтоб не допустить кровопролития;
  4. предание всех, чтобы спасся один (возможно, по договоренности с Иисусом и другими апостолами —
    последние потом «сдрейфили» и все свалили на Иуду)…

Канон и апокрифы

Во второй части Библии, в Новом Завете присутствуют четыре Евангелия. Для того чтобы они там находились, была произведена работа отцами церкви на протяжении многих поколений. Эти посвящённые Богу служители собирали данные, которые пришли к ним в письменной или устной форме от очевидцев, учеников, апостолов Иисуса Христа и христиан. В четырёх Евангелиях сложилась полная информация, в такой мере, которая нужна людям, о жизни Иисуса, о Его роли в жизни людей как настоящей, так и будущей, и о пришествиях Иисуса Христа, — бывшем и грядущем.

И не только Евангелия, отбор другой новозаветной литературы проходил по той же схеме. По мнению большинства тех, кто занимался отбором — ими было определено, что уже достаточно книг, чтобы во всей полноте явить миру Иисуса Христа и Его Евангелие.

Остальные книги, так называемые апокрифы древних христиан (апокрифы от Иисуса учеников), не вошли в Библию ввиду сомнительности их авторов, и недостаточного доказательства правдивости сюжета. Тем не менее эти книги остаются полезными, в роли дополнительной литературы к уже утверждённому законченному списку Писаний. Некоторые новозаветные апокрифы были разрешены к чтению в церкви, за неожиданную трактовку уже известных фактов об Иисусе, но большая часть запрещена из-за их явного расхождения с учением Апостолов.

Новозаветных писаний было достаточное количество, чтобы беспокоится о выборе в канон евангелий, Деяния, посланий, а также Апокалипсиса. Одних только претендентов на роль евангелия было как фольклорного, так и идеологического характера, множество. Среди них такие как Евангелие от Петра, Евангелие от Фомы, Евангелие от Никодима, Евангелие от Марии Магдалины, Евангелие от Филиппа и другие. И в наше время читать эти книги очень интересно, особенно тем людям, кто изучает книгу Библия и которых интересует, по каким критериям был отобран канон святыми отцами.

Апокрифы об Иисусе

Особый колорит принадлежит сказаниям об Иисусе, где авторы хотели представить жизнь Иисуса в детстве, отрочестве, а также в период, который отсутствует в канонических евангелиях. Эти апокрифы появились позднее. Вот некоторые из них:

  1. Послание Христа к Авгарю.
  2. Евангелие детства.
  3. Книга Иосифа плотника.
  4. Тибетское евангелие.
  5. Иисус в храме.

Апокалипсис апокрифы

Необходимо также сказать об Апокалиптике. Это наиболее древний литературный жанр. Прежде чем вышел в свет, библейский апокалипсис Иоанна, в мире уже существовала масса древних и иудейских, таких как Апокалипсис Варуха, Книга Еноха, Видение Исаия, Апокалипсис Адама и др.

Наряду, с апокалипсисом Иоанна существовали апокрифы, написанные раньше и позже, вошедшего в канон Откровения Иоанна Богослова. Вот некоторые из них:

  1. Апокалипсис Иоанна (от канонического существенно отличается).
  2. Апокалипсис Иоанна.
  3. Апокалипсис Петра.
  4. Апокалипсис Павла.
  5. Откровение Варфоломея.

Другие значения термина

Кроме применения в религиозной терминологии понятие «апокриф» имеет другие значения. Например, в литературе может обозначать:

  • произведение, которое создано на основе других и носит название сиквел, однако в апокрифе демонстрируется уникальный взгляд на вещи, которые описаны в первозданном источнике;
  • произведение, которое по преданию (легенде) приписывается другому источнику (автору).

В качестве литературных образцов апокрифических произведений могут служить:

  1. «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» — М. Твен.
  2. «Чёрная книга Арды» — Н. Некрасова и Н. Васильева.
  3. «Последний кольценосец» — К. Еськов.
  4. «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» — Т. Стоппарда.
  5. «Золотой полдень» — А. Сапковский

Все они основаны на известных романах:

  • «Рыцари Круглого Стола»;
  • «Сильмариллион» Д. Толкина;
  • «Властелин Колец»;
  • «Гамлет» У. Шекспира;
  • «Алиса в стране чудес» Л. Кэрролла.

Замечания

  1. ↑ Адольф Юлихер: Искусство Апокрифы. В: RE I, 2, Штутгарт 1894.
  2. ↑ Стефан Вегген: Искусство Апокрифы. В: Ойген Бисер, Фердинанд Хан, Майкл Лангер (ред.): Вера христиан. Экуменический словарь. Pattloch Verlag, Мюнхен, 1999, с. 28.
  3. Гельмут Зандер : (Обзор: Конрад Шмид , Йенс Шретер : Происхождение Библии. От первых текстов до Священного Писания. Мюнхен, 2019). In: NZZ , 27 октября 2019 г., по состоянию на 2 ноября 2019 г.
  4. Франц Штульхофер : Использование Библии от Иисуса до Евсеба. Статистическое исследование канонической истории. Вупперталь 1988, стр. 50-55 (об апокрифах Нового Завета) и стр. 149 (об апокрифах АТ).
  5. ср. Б. Герд Тейсен, Аннет Мерц : Исторический Иисус. Учебник. 3-е издание, Vandenhoeck and Ruprecht, Göttingen 2001 (1-е издание, 1996 г.), ISBN 3-525-52198-7 : «Часто ThEv предлагает логию в традиционно более старой версии, чем Synoptic» (стр. 53). Предполагая, что ThEv имеет это независимая традиция раннехристианской традиции, восходящая к раннему периоду, ее большое историческое значение очевидно, особенно из-за широты содержания традиции. Как и в случае с синоптическими Евангелиями, … предыстория высказываний может быть прояснена … »(стр. 54).
  6. Ханс-Георг Градль : Тайный Иисус. Об истории и значении апокрифических евангелий . В: Erbe und Einsatz, Vol. 97 (2021), pp. 141–152, здесь p. 143.
  7. Подробное описание: Иоганн Евангелист Хафнер : Интернет-архиве ) Теоретико-системный подход к раннему христианскому исключению Гнозиса. Гердер, Фрайбург 2003, ISBN 3-451-28073-6
  8. Franz Stuhlhofer : Апокриф (NT) . В: Евангелический лексикон для богословия и конгрегации. Том 1, 1992, стр. 96f.
  9. Герд Тейсен: Исторический Иисус . Vandenhoeck и Ruprecht, Göttingen 2001, ISBN 3-525-52198-7 , стр. 62
  10. Ox. Пап. X, 1914, стр. 1-10.
  11. Клаус Бергер , Кристиан Норд : Новый Завет и раннехристианские сочинения. Франкфурт-на-Майне 1999 г., стр. 312.
  12. Итак, Генри Чедвик : Церковь в древнем мире . Берлин 1972 г., стр.11.

Этимология

Что касается происхождения слова, то его корни находятся в праиндоевропейском языке, где существует основа krau в значении «крыть, прятать». Далее в древнегреческом языке с помощью прибавления приставки ἀπο (в значении «от, из», образованной от правиндоевропейской apo – «от, прочь») к κρύπτω появился глагол ἀποκρύπτω – «скрываю, прячу, затемняю».

От него произошло прилагательное ἀπόκρυφος, обозначающее «тайный, скрытый, подложный». В результате получилось греческое существительное ἀπόκρυφἀ и русское «апокриф», от которого, как уже было сказано выше, произошло прилагательное «апокрифичный».

литература

Текстовый вывод

  • Клаус Бергер , Кристиан Норд: Новый Завет и ранние христианские сочинения . 2-е издание, Insel Verlag, Франкфурт-на-Майне 2005, ISBN 3-458-17249-1 .
  • Катарина Семинг , Юрген Верлитц : Запрещенные Евангелия. Расширенное и иллюстрированное издание. 5-е издание, Marixverlag, Wiesbaden 2013, ISBN 978-3-86539-146-9 .
  • Р. Х. Чарльз: Кларендон Пресс, Оксфорд, 1913.
  • Эдгар Хеннеке : Тюбинген 1904 г.
  • Эмиль Каутч : 2 тома. Мор, Тюбинген, 1898 и 1900 гг., Том 1 ( Апокрифы Ветхого Завета ), Тюбинген 1898 г .; Перепечатка: Olms, Hildesheim 1992, ISBN 3-487-05587-2 .
  • Кристоф Маркшиес , Йенс Шретер (ред.): Древние христианские апокрифы в немецком переводе. 7-е издание собрания апокрифов Нового Завета, основанного Эдгаром Хеннеке и продолженного Вильгельмом Шнеемельхером. Том I Евангелия и связанные с этим вопросы. Мор Зибек, Тюбинген, 2012 г.
  • Пауль Рислер : Старая еврейская литература вне Библии . Filser, Augsburg 1928. Перепечатка: Kerle, Freiburg i.Br. 1988, ISBN 3-600-30046-6 .
  • Вильгельм Михаэлис : апокрифические сочинения для Нового Завета. Перевод и объяснение Вильгельм Михаэлис. Карл Шюнеманн Верлаг, Бремен, 1956. Новое издание: Апокрифические писания Нового Завета. Чего нет в Библии. Anaconda Verlag, Кельн 2013, ISBN 978-3-86647-917-3 .
  • Уве-Карстен Плиш: Чего нет в Библии. Апокрифические сочинения раннего христианства . 2-е расширенное издание. Немецкое библейское общество, Штутгарт 2018, ISBN 978-3-438-05148-6 .
  • Альфред Шиндлер (ред.): Апокриф Ветхого и Нового Завета , с 20 рисунками Рембрандта ван Рейна , 2-е издание, Manesse Verlag, Цюрих 1988, ISBN 3-7175-1756-2 .
  • Вильгельм Шнеемельхер (ред.): Апокрифы Нового Завета в немецком переводе. Том I Evangelien , 6-е издание, Тюбинген, 1990 г.
  • Вильгельм Шнеемельхер (ред.): Апокрифы Нового Завета в немецком переводе. Bd. II Apostolisches, Apocalypsen и связанные с ними вопросы , 6-е издание, Тюбинген, 1997 г. ISBN 3-16-147252-7 .
  • Эрих Вейдингер: Апокрифы — Скрытые книги Библии . Бехтермюнц, Мюнхен 1999, ISBN 3-86047-474-X .

Вторичная литература

  • Зигмар Дёпп, Вильгельм Герлингс и другие (Ред.): Лексикон древнехристианской литературы. 3. Полностью переработан. и эксп. Под ред. Гердера, Фрайбург-им-Брайсгау, 2002.
  • Адольф Юлихер : Апокрифы . В: Paulys Realencyclopadie der classischen Antiquity Science (RE). Том I, 2, Штутгарт 1894 г., полковник 2838-2841.
  • Дитер Люрманн: Евангелия, ставшие апокрифическими (= Дополнения к Novum Testamentum , том 112, ). Брилл, Лейден / Бостон 2004, ISBN 90-04-12867-0 .
  • Йенс Шретер: Апокрифические Евангелия: традиции Иисуса вне Библии . Мюнхен: CH Beck, 2020. ISBN 3406750184 .
  • Герберт Форгримлер : Новый теологический словарь. Новое издание (6-е издание полного собрания сочинений), Herder, Freiburg im Breisgau 2008, стр. 51 f.
  • Филипп Вильгауэр : История раннехристианской литературы. Введение в Новый Завет, апокрифы и апостольские отцы. Учебник Де Грюйтера, Вальтер де Грюйтер, Берлин / Нью-Йорк 1978, ISBN 3-11-007763-9 .
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector